Типы личинок и куколок. Люди забудут про бургеры и стейки
2) Установите соответствия между классами типа Моллюски и их представителями. В задании каждому классу соответствует только один вариант с представителем (два варианта лишнее)
Класс
1) Брюхоногие
2) Пластинчатожаберные
3) Головоногие
Представители
A) слизень, улитка
B) каракатица
C) устрицы
D) актиния
E) медуза
3) Установите соответствия между способом вегетативного размножения и растением, которому он свойственен:
Способ вегетативного размножения.
1) усами
2) корневищами
3) клубнями
4) корневыми отпрысками
5) ползучими побегами
6) листовыми черенками
Растение
A) малина
B) традесканция
C) картофель
D) земляника
E) ландыш
F) африканские фиалки
4) Установите соответствия между ключевым признаком организма и отделом, к которому он относится:
Признаки.
1) гаметофит редуцирован до простого заростка
2) тело предоставляет собой фотосинтезирующее слоевище
3) гетеротрофное питание, отсутствие хлорофилла
4) споры образуются в цветках
5) споры образуются в коробочке
Отдел.
A) Водоросли
B) Грибы
C) Семенные растения
D) Мохообразные
E) Папоротниковообразные
5) Установите соответствия между животными и типом нервной системы, для них характерным:
Животные
1) Гидра
2) Планария
3) Ланцетник
4) Осьминог
5) Таракан
Тип нервной системы.
A) состоит из парных головных усов, брюшного и спинного нервных стволов, соединнённых многочисленными нервами
B) нервная трубка, лежащая над хордой с узкой полостью внутри - невроцелью
C) разбросано - узловатого типа
D) надглоточный и подглоточный нервные узлы, соединённые в окологлоточное нервное кольцо и узлы брюшной нервной цепочки
E) Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную нервную систему - рассеянное нервное сплетение
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А)катран
Б)хвостокол
В)лопатонос
Г)акула-молот
Д)белая акула
КЛАССЫ
1)Хрящевые
2)Костные рыбы
2. Установите соответствие между подклассами костных и рыб и их представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А)рогозуб
Б)севрюга
В)белуга
Г)стерлядь
Д)латимерия
ПОДКЛАССЫ
1)Двоякодышащие
2)Кистеперые
3)Хрящекостные
3. Установите правильную последовательность биологических процессов,явления,практических действий.
Определите систематическое положение лепидосирена южноамериканского,расположив таксоны в правильной последовательности,начиная с царства.
А)Костные рыбы
Б)Двоякодышащие
В)Многоклеточные
Г)Лепидосирен южноамериканский
Д)Рыбы
Е)Хордовые
Ж)Животные
З)Позвоночные
В3. Установите соответствие между птицами и их местообитаниями.
А) цапля 1)водоём,побережье
Б)лебедь 2)болото
В)кедровка 3)лес
Г)дятел 4)степь
Д)дрофа
Е)гусь
Установите правильную последовательность отделов биологических процессов,практических действий
В4. Установите последовательность отделов пищеварительной системы голубя
А)зоб
Б)ротовая полость
В)жилистый желудок
Г)пищевод
Д)прямая кишка
Е)мускулистый желудок
Ж)клоака
З)тонкая кишка
И)двенадцатиперстная кишка
А) нервная 1.нейрон
Б) соединительная 2.жёлтый костный мозг 3.белое вещ-во головного мозга 4.гиалиновый хрящ
5.серое вещ-во спинного мозга
2.Установите соответствие между гормонами и вырабытывающими их железы внутренней секреции.
А)половая железа
Б)надпочечник
В)щитовая железа
Г)поджелудочная железа
1.норадреналин
2.тироксин
3.инсулин
относятся
а)затылочная кость черепа
б)малая берцовая кость
в)тазовые кости
г)локтевая кость
д)височные кости черепа
е)лучевая кость
1)плоские
2)трубчатые
А2) Установите соответствие между костями и типом их соединения
а)позвонки в позвоночнике
б)тазовые кости и крестец
в)фаланги пальцев
г)лобная и теменная кости
д)верхнечелюстные и скуловые кости
е)рёбра и грудина
1)неподвижное
2)полуподвижное
3)подвижное
А3) Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой они относятся
а)таранная
б)лучевая
в)бедренная
г)локтевая
д)ключица
е)малая берцовая
1)скелет нижних конечностей
2)скелет верхних конечностей
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2017–2018 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать
только один правильный ответ и внести его в матрицу.
1. Корневой волосок является:
а) клеткой эпидермы;
б) выростом клетки эпидермы;
в) многоклеточным образованием эпидермы;
г) выростом клетки перицикла.
2. Стержневая корневая система характерна для:
А) подсолнечника;
В) пшеницы;
Г) подорожника.
3. Какой набор хромосом находится в клетках первичного эндосперма
в семени сосны?
а) гаплоидный;
в) триплоидный;
б) диплоидный;
г) полиплоидный.
4. Формула цветка Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1 характерна для:
а) гороха и рапса;
в) яблони и томата;
б) люцерны и чины;
г) картофеля и белены.
5. Семенная кожура у цветковых растений образуется из:
а) зиготы;
в) стенок завязи;
б) центральной клетки;
г) покровов семязачатка.
6. Конидиальное спороношение характерно для:
а) сморчков;
в) сфагнума;
б) аспергилла;
г) орляка.
7. Бактерии являются возбудителями:
а) клещевого энцефалита;
б) чумы;
В) коревой краснухи;
г) гепатита А.
Школьный этап. 9 класс
8. Из перечисленных водорослей на наибольшей глубине могут обитать:
а) харовые;
в) бурые;
б) золотистые;
г) красные.
9. Плодовые тела грибов образованы:
а) мицелием;
б) микоризой;
В) ризоидами;
г) конидиями.
10. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata)
отсутствую(е)т:
а) сократительные клетки;
в) мезодерма;
б) эктодерма;
г) энтодерма.
11. Полость тела у кольчатых червей:
а) первичная;
б) вторичная;
в) смешанная;
г) отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхиматозными
клетками.
12. Выделительная система плоских червей представлена:
а) фагоцитарными клетками;
в) метанефридиями;
б) коксальными железами;
г) протонефридиями.
13. Наличие двух пар усиков характерно для:
а) насекомых;
в) ракообразных;
б) многоножек;
г) паукообразных.
14. Мухи и комары относятся к:
а) разным семействам одного отряда;
б) разным отрядам одного класса;
в) разным классам одного типа;
г) разным родам одного семейства.
15. У человека кости крыши черепа относятся к костям:
а) воздухоносным;
в) плоским;
б) губчатым;
г) трубчатым.
16. В отличие от взрослого человека у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
а) резцы;
в) малые коренные зубы;
б) клыки;
г) большие коренные зубы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
17. У человека центры слюноотделения находятся в отделе мозга, обозначенном на рисунке
цифрой:
а) 1;
б) 2; в) 3;
г) 4.
18. Клетки слизистой оболочки тонкого кишечника
секретируют:
а) трипсин;
б) пептидазы;
в) соляную кислоту;
г) пепсин.
19. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
20. Органоид(ы), имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:
а) эндоплазматическая сеть;
в) лизосомы;
б) митохондрии;
г) рибосомы.
21. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
а) щелочная;
в) кислая;
б) нейтральная;
г) любая.
22. Лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в:
а) артерии большого круга кровообращения;
б) вены большого круга кровообращения;
в) артерии малого круга кровообращения;
г) вены малого круга кровообращения.
23. Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормон:
а) соматотропин;
в) кортизон;
б) тироксин;
г) адреналин.
24. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:
а) ядрышки;
в) митохондрии;
б) пластиды;
г) рибосомы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
25. В природных сообществах роль консументов второго порядка, как
правило, могут играть:
а) карась, пеночка, жужелица;
б) прыткая ящерица, морская звезда, заяц;
в) бабочка-крапивница, паук, скворец;
г) хомяк, лягушка, канюк.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами
ответа (от 1 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет
укажите в матрице знаком «Х».
1. Поверхностью тела дышат:
а) эвглена зелёная;
б) молочная планария;
в) взрослая аскарида;
Г) ланцетник;
д) личинки малярийного комара.
2. Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
а) профазы митоза;
г) анафазы первого деления мейоза;
б) метафазы митоза;
д) метафазе второго деления мейоза.
в) профазы второго деления мейоза;
3. Ядра симпатической нервной системы лежат в:
а) среднем мозге;
б) поясничных сегментах спинного мозга;
в) продолговатом мозге;
г) грудных сегментах спинного мозга;
д) крестцовых сегментах спинного мозга.
4. Масло получают из семян или плодов:
а) пшеницы;
г) сои;
б) подсолнечника;
д) кукурузы.
в) розы;
5. Цветок с верхней завязью имеется у:
а) кабачка;
г) груши;
б) лилии саранки;
д) сои.
в) гороха;
6. Один круг кровообращения имеется у:
а) удава;
г) тритона;
б) ланцетника;
д) утконоса.
в) сельдевой акулы;
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
7. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия
развития?
а) дафния большая;
г) угорь;
б) тритон гребенчатый;
д) паук-крестовик.
в) черепаха трионикс;
8. Из названных хордовых не имеют челюстей для захвата пищи:
а) гигантская манта;
г) головастик травяной лягушки;
б) миксина;
д) ланцетник.
в) химера;
9. Подвижно соединены между собой:
а) ключица и грудина;
г) кости таза;
б) скуловая кость и верхняя челюсть;
д) рёбра и позвонки.
в) плечевая кость и лопатка;
10. Соцветие сложный зонтик имеется у:
а) укропа;
г) ромашки;
б) примулы;
д) ириса.
в) моркови;
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите
в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные –
в нижнюю.
1. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
2. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и
папоротникообразных.
3. Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом
вегетации.
4. Функции газообмена осуществляются у листьев растений благодаря устьицам.
5. Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
7. Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
8. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но
они развиты в разной степени.
9. Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время
систолы желудочков.
10. Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая –
расширяет.
11. Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
12. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
13. Все клетки организма человека содержат ДНК.
14. Все растения содержат хлоропласты.
15. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.
5
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Часть 4
1. Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Функция:
Структура растения:
А) защитная;
1) ситовидные трубки;
Б) транспортная;
2) пробка;
В) запасающая;
3) устьице;
Г) газообмен.
4) сердцевина стебля;
5) сосуды стебля;
6) перисперм.
2. Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок,
свойственных представителям этих таксонов (1–5).
Типы личинок:
Таксоны:
А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Бланк для записи ответов
1
Часть 1
5
6
№
Да/нет
а
б
в
г
д
Часть 2
2
3
4
5
6
7
д н д н д н д н д н д н
10
н д н
Часть 3
Правильные суждения: ___________________________________________.
Неправильные суждения: _________________________________________.
Часть 4
Задание 1
Структура растения
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Ответы
Часть 1
1
б
11
б
21
в
№
Да/нет
а
б
в
г
д
2
а
12
г
22
б
1
д н д
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
3
а
13
в
23
г
4
б
14
а
24
б
3
н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
5
г
15
в
25
а
6
б
16
в
7
б
17
в
8
г
18
б
9
а
19
б
Часть 2
4
5
6
7
8
д н д н д н д н д н
Х
Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
10
в
20
г
10
д н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Часть 3
Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10.
Неправильные суждения: 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15.
Часть 4
Задание 1
Структуры растений
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон
1
Б
1
В
4
В
3
А
5
Б
4
Д
6
В
5
Б
Система оценивания
За каждый правильный ответ части 1 – 1 балл, всего за часть 1 – 25 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 – 0,4 балла, за каждое задание –
максимум 2 балла, всего за часть 2 – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части 3 –1 балл, всего за часть 3 –
15 баллов.
За каждый правильный ответ части 4 –2 балла, всего за часть 4 – 22 балла.
Максимальная оценка – 82 балла.
^ А1 . Самой крупной рыбой является
1) полярная акула, 2) большая белая акула,
3) китовая акула 4) гигантская акула.
А2 . При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря:
1) опусканию и поднятию дна ротовой полости
2) изменению объема полости тела
3) глотательным движениям
4) работе грудных мышц.
А3. Из каких отделов состоит позвоночник рыб?
1) шейного и грудного 2) туловищного и хвостового
3) грудного и хвостового 4) шейного и грудного.
А4 . Для большинства костных рыб характерно:
1) наружное оплодотворение
2) внутреннее оплодотворение
3) яйцеживорождение 4) откладка яиц.
А5 . Какие признаки в процессе эволюции появились впервые у хордовых?
1) замкнутая кровеносная система
2) пищеварительные железы
3) нервная трубка 4) эндокринная система.
А6 . В отличие от костных рыб, у хрящевых:
1) отсутствуют плавательный пузырь и жаберные крышки
2) чешуя с эмалевым слоем
3) скелет представлен хордой
4) местообитание – исключительно моря.
А8. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве земноводных с:
1) хрящевыми рыбами 2) костными рыбами
3) ланцетниками 4) асцидиями.
А9 . Одним из факторов, ограничивающих завоевание суши земноводными, является особенность их:
1) кровообращения 2) питания 3) выделения 4) размножения.
Часть 2.
В1
Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?
А) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
Б) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудке
В) один круг кровообращения
Г) два круга кровообращения
Д) на всех стадиях развития дышат с помощью легких
Е) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи
^ В2 . Установите соответствие между таксонами и рангом, к которому они относятся.
Таксоны Ранг
А) Черепные 1) тип
Б) Земноводные 2) подтип
В) Рыбы 3) надкласс
Г) Хордовые 4) класс
А | Б | В | Г |
В3
А) Хордовые Б) Окуневые В) Костные рыбы
Г) Окунь обыкновенный Д) Окунеобразные Е) Окунь
Часть 3 .
С1. Почему щука заглатывает свою жертву с головы, а не с хвоста?
С2. Какие особенности характеризуют размножение большинства рыб?
Вариант №2
Часть 1.
А1 . Самым крупным скатом является
1) электрический скат 2) манта 3) рыба-пила 4) морской кот.
А2 . Орган слуха у земноводных состоит:
1) из внутреннего уха
2) из внутреннего и среднего уха
3) из внутреннего, среднего и наружного уха
4) из наружного и внутреннего уха.
^ А3. Какой отдел не выделяют в позвоночнике земноводных?
1) шейный 2) грудной 3) крестцовый 4) хвостовой.
А4 . Как можно определить возраст костных рыб?
1) по размерам костей
2) по количеству колец на чешуе
3) по количеству костей в позвоночнике
4) по количеству костей в черепе.
А5 . Основным движителем и рулем у рыб является
1) спинной плавник 2) анальный плавник
3) грудные плавники 4) хвостовой плавник.
А6 . Какой отдел головного мозга рыб развит больше, чем у земноводных?
А8. Какая основная функция у плавательного пузыря?
1) орган дыхания 2) орган кроветворения 3) гидростатический орган 4) орган чувств.
^ А9 . Предками земноводных были рыбы
1) хрящевые 2) костистые 3) кистеперые 4) двоякодышащие
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
Какие особенности нервной системы характерны для земноводных?
А) нервная трубка, нервные узлы
Б) сильно развит передний мозг, плохо развит мозжечок
В) хорошо развит мозжечок и передний мозг
Г) центральная и периферическая нервная система
Д) головной мозг и нервная трубка
Е) передний мозг разделен на два полушария
^ В2 . Установите соответствие между представителями костных рыб и таксоном, к которым они относятся.
Представители костных рыб Таксоны
А) белуга 1) Двоякодышащие
Б) сом 2) Костистые
В) латимерия 3) Кистеперые
Г) неоцератод 4) Хрящекостные
Д) окунь
А | Б | В | Г | Д |
В3
А) Жабы Б) Жаба В) Бесхвостые
Г) Хордовые Д) Жаба зеленая Е) Земноводные
Часть 3 .
С1. Назовите две причины сокращения численности осетровых рыб в Волго-Камском бассейне.
С2. Чем отличается строение костных рыб от хрящевых?
Вариант №3
Часть 1.
А1 . Самой крупной рыбой российских водных бассейнов является:
1) сом, 2) щука, 3) белуга 4) судак.
А2 . Сердце у взрослых земноводных:
1) двухкамерное: предсердие и желудочек
2) трехкамерное: два предсердия и один желудочек
3) четырехкамерное: два предсердия и два желудочка
4) трехкамерное: одно предсердие и два желудочка
А3. Какие отделы позвоночника земноводных состоят из одного позвонка?
1) шейный и крестцовый 2) туловищный и хвостовой
3) грудной и хвостовой 4) грудной и поясничный.
А4 . У каких рыб нерест происходит один раз в жизни, после чего они погибают?
1) сельдь и кефаль 2) окунь и карась 3) угорь и горбуша 4) щука и сом.
А5 . У земноводных в связи с выходом на сушу практически не изменилась
1) кровеносная система 2) система органов дыхания
3) система органов размножения 4) опорная система.
^ А6 Какой отдел головного мозга земноводных развит больше, чем у рыб?
1) передний мозг 2) средний 3) продолговатый 4) мозжечок.
А8. Позвоночные животные произошли от
1) древних кольчатых червей 2) древних членистоногих
3) современных ланцетников 4) древних бесчерепных животных.
А9 . Предки земноводных обитали:
1) в морях 2) в горных ручьях 3) в крупных озерах
4) в пересыхающих водоемах болотного типа.
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу ланцетники относятся животные со следующими признаками:
А) брюшной нервной цепочкой
Б) нервная система имеет вид трубки
В) головной мозг не дифференцирован, вокруг него нет никакого зачатка черепной коробки
Г) головной мозг состоит из пяти отделов
Д) внутренний скелет представлен хордой
Е) скелет образован хрящом
^ В2 . Установите соответствие между представителями хордовых и подтипами, к которым они относятся Представители хордовых Класс
А) тритон 1) Ланцетники
Б) окунь 2) Хрящевые рыбы
В) ланцетник 3) Костные рыбы
Г) латимерия 4) Земноводные
Д) манта
А | Б | В | Г | Д |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей.
А) Манта Б) Хордовые В) Хвостоколообразные
Г) Мантовые Д) Скаты Е) Хрящевые рыбы
Часть 3 .
С1. Объясните, почему мозжечок земноводных развит хуже, а передний мозг лучше, чем у рыб
С2. Какую роль играет кожа в жизни земноводных?
Вариант №4
Часть 1.
А1 . Как называют рыбу имеющую хорду и жаберные крышки?
1) полярная акула, 2) манта, 3) щука 4) белуга.
А2 . Спинной мозг у рыб:
1) находится под позвоночником
2) находится в позвоночном канале
3) находится над позвоночником
4) отсутствует.
А3. В скелете земноводных нет:
1) плечевого пояса конечностей 2) тазового пояса конечностей
3) хвостового отдела позвоночника 4) грудной клетки.
А4 . В какой последовательности движется кровь по малому кругу у земноводных:
1) желудочек – легочная артерия – легкие – легочная вена – левое предсердие
2) желудочек – аорта – внутренние органы – вены – правое предсердие
3) желудочек – аорта – внутренние органы – вены – левое предсердие
4) желудочек – легочная артерия – легкие – легочная вена – правое предсердие
А5 . Какой отдел задней конечности лягушки соответствует плечевому отделу передней конечности?
1) стопа 2) голень 3) бедро 4) таз.
А6 . У головастиков дыхательная и кровеносная система представлена:
1) жабры и трехкамерное сердце
2) жабры и двухкамерное сердце
3) легкие и один круг кровообращения
4) жабры и два круга кровообращения.
^ А8. Какую функцию выполняет боковая линия?
1) дистантного осязания 2) равновесия 3) зрения 4) вкуса
А9 . Земноводные не живут в море из-за особенностей строения:
1) кожи и почек 2) легких и сердца 3) органов размножения 4) скелета
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу Хрящевые рыбы относятся животные со следующими признаками:
А) полное отсутствие окостенений внутреннего скелета
Б) внутренний скелет представлен хордой
В) жаберных крышек нет
Г) жабры защищены жаберными крышками
Д) головной мозг не дифференцирован, вокруг него нет никакого зачатка черепной коробки
Е) плавательного пузыря нет
^ В2 . Установите соответствие между таксонами и рангом,
К которому они относятся.
Таксоны Ранг
А) Рыбы 1) тип
Б) Хордовые 2) подтип
В) Бесчерепные 3) надкласс
Г) Земноводные 4) класс
А | Б | В | Г |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.
А) Окунеобразные Б) Окуневые В) Окунь
Г) Окунь обыкновенный Д) Хордовые Е) Костные рыбы ^ Часть 3 .
С1. Почему маленькие древесные лягушки, имея заметную окраску, не прячутся от хищников?
С2. Укажите особенности внешнего строения рыб, связанные с движение организма в воде.
Вариант №5
Часть 1.
А1 . У каково вида рыб вынашивают икру в выводковой камере и заботятся о потомстве исключительно самцы?
1) морские коньки 2) тилапия 3) трехиглая колюшка 4) бычок
А2 . Признаками класса земноводных является:
1) хитиновый покров 2) голая кожа
3) жабры 4) размножение откладыванием яиц
А3. У рыб парными плавниками являются
1) спинной и анальный 2) хвостовой и анальный
3) грудной и брюшной 4) спинной и хвостовой.
А4 . У хрящевых рыб в процессе размножения отсутствует
1) наружное оплодотворение 2) внутреннее оплодотворение
3) откладка яиц 4) яйцеживорождение.
^ А5 . Какой отдел передней конечности лягушки соответствует голени задней конечности?
1) плечо 2) предплечье 3) кисть 4) лопатка.
А6 Ланцетники отличаются от позвоночных:
1) отсутствием осевого скелета 2) отсутствием кровеносной системы 3) недифференцированным головным мозгом
4) отсутствием выделительной системы.
А8. Относительно недлинные задние конечности, широкое плоское тело, кожа, покрытая бугорками, - отличительные признаки:
1) тритонов 2) саламандр 3) лягушек 4) жаб.
А9 . Одним из факторов, ограничивающим завоевание суши земноводными, является особенность строения их:
1) сердца 2) кожи 3) головного мозга 4) органов чувств.
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу Костные рыбы относятся животные со следующими признаками:
А) есть жаберные крышки
Б) жаберных крышек нет
В) жабры расположены на имеющих внутреннюю скелетную опору жаберных дугах
Г) кожные чешуи покрыты эмалью (кожные зубы)
Д) в верхней части полости тела расположен плавательный пузырь
Е) плавательного пузыря нет
^ В2 . Установите соответствие между представителями костных рыб и отрядами, к которым они относятся. Представители костных рыб Отряды
А) вобла 1) Карпообразные
Б) салака 2) Лососеобразные
В) сазан 3) Осетрообразные
Г) семга 4) Сельдеобразные
Д) стерлядь
А | Б | В | Г | Д |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей.
А) Круглоязычные Б) Хордовые В) Жерлянка
Г) Бесхвостые Д) Жерлянка краснобрюхая Е) Земноводные
^ Часть 3 .
С1. Почему легкие земноводных не могут в полной мере обеспечить организм кислородом?
С2. Какое усложнение нервной системы в сравнении с бесчерепными появляется у рыб?
Ответы:
Тип: Простейшие
Вариант 1. (1,3,4,8,10,11) 1г, 2а, 3г, 4а
Вариант 2. (2,5,8,11) 1в, 2а, 3б, 4б
Вариант 3. (2,7,8,9,11) 1в, 2а, 3в, 4а
Тест «Типы плоские, круглые и кольчатые черви».
Вариант 1. (1б, 2в, 3г, 4а, 5г, 6а, 7б, 8г)
Вариант 2. (1г, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7б, 8а)
Вариант 3. (1б, 2б, 3г, 4г, 5а, 6г, 7б, 8а)
Вариант 4. (1а, 2в, 3в, 4б, 5б, 6а, 7б, 8в)
Тест «Тип Моллюски»
Вариант 1. (1а, 2г, 3б, 4в, 5г, 6г, 7в, 8а, 9а, 10в, 11б)
Вариант 2. (1а, 2г, 3а, 4в, 5в, 6в, 7в, 8г, 9б, 10г, 11г)
Диктант «Тип Моллюски»
– Мягкотелые
– мантия
– двусторонняя и ассиметричное
– Голова, туловище, нога
– мантийная полость
– раковину
– радула
– это вторичная полость
– жабры или легкие
– незамкнутая
– парные почки
– раздельнополые и гермафродиты
– сердце
Тест «Тип Членистоногие»
Вариант 1. (1а, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б)
Вариант 2. (1г, 2б, 3в, 4а, 5в, 6а, 7г, 8г, 9б, 10б)
Вариант 3. (1б, 2а, 3в, 4г, 5б, 6г, 7в, 8а, 9в, 10г)
Тест «Рыбы и Земноводные»
Вариант 1 (1а, 2б, 3в, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б, 10а, 11в, 12б.)
Вариант 2. (1в, 2г, 3а, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9в, 10г, 11г, 12в.)
Тест «Размножение, годовой жизненный цикл птиц»
Ответы (1б, 2в, 3в, 4в, 5б, 6б, 7б, 8б, 9в, 10в, 11б, 12в, 13а, 14б)
Диктант «Птицы»
температуру тела
четырех камерное
сухая кожа, перья
очин, стержень, опахало
контурные, рулевые, маховые, пуховые
надклювье
подклювье
форма черепа, зубы, длинный хвост
трубчатыми и плоскими
срастанием многих костей
спинную кость
открытый
пряжку
Цевку
Тест «Класс Млекопитающие»
Вариант 1. (1а, 2г, 3в, 4г, 5б, 6г, 7г, 8в, 9г)
Вариант 2. (1б, 2г, 3г, 4в, 5а, 6в, 7г, 8г, 9б)
Зачет №1 «Простейшие», «Кишечнополостные»
Вариант 1.
1г, 2а, 3г, 4а, 5в, 6а, 7б, 8б, 9в, 10а, 11в, 12а, 13б, 14б, 15в, 16б, 17в, 18а, 19б, 20в, 21б, 22б, 23а, 24в, 25а, 26а, 27а, 28б
Вариант 2
1а, 2в, 3б, 4в, 5г, 6а, 7б, 8в, 9б, 10г, 11б, 12б, 13а, 14а, 15а, 16а, 17в, 18в, 19б, 20а, 21б, 22б, 23а, 24в, 25а, 26в, 27а, 28б
Вариант3
1б, 2а, 3а, 4в, 5в, 6б, 7г, 8б, 9б, 10в, 11б, 12а, 13б, 14а, 15а, 16б, 17б, 18а, 19в, 20а, 21а, 22в, 23а, 24в, 25б, 26в, 27г, 28а
Вариант 4
1г, 2а, 3а, 4а, 5а, 6в, 7а, 8б, 9г, 10в, 11в, 12б, 13в, 14в, 15б, 16б, 17б, 18а, 19в, 20б, 21в, 22а, 23а, 24б, 25б, 26б, 27а, 28а
^ Зачет №4 «Рыбы. Земноводные»
Ответы
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
|
А 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 |
А 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
А 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 |
А 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 |
А 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
А 6 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 |
А 8 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
А 9 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 |
В 1 | А Г Е | Б Г Е | Б В Д | А В Е | А В Д |
В 2 | А Б В Г 2 4 3 1 1 | А Б В Г Д 4 2 3 1 2 | А Б В Г Д 4 3 1 3 2 | А Б В Г 3 1 2 4 | А Б В Г Д 1 4 1 2 3 |
В 3 | Г Е Б Д В А | Г Е В А Б Д | Б Е Д В Г А | Г В Б А Е Д | Б Е Г А В Д |
Показать все
Границы личиночной фазы. Вылупление личинки.
Первой фазой жизненного цикла насекомых всегда является ; на протяжении своего существования оно постепенно превращается в личинку. По мере развития организма происходит дифференцировка зародышевых листков, обособление органов, формирование частей тела.
Существуют и другие механизмы, облегчающие выход насекомого. Некоторые зародыши (стрекозы, прямокрылые, пластинчатоусые) дополнительно покрыты эмбриональной с острыми зубцами, разрывающими наружные оболочки, а гусеницы просто прогрызают хорион челюстями. Очень интересный механизм существует у кузнечиков рода Melanoplus. У зародыша на первом сегменте имеются особые парные железы - плейроподий. Они выделяют особый секрет, растворяющий плотную стенку .
Сразу после вылупления личинка нередко еще лишена своей нормальной , обычно она бесцветная или беловатая и имеет мягкие покровы. Но у открыто живущих насекомых окрашивание и затвердение покровов происходит очень быстро, и личинка приобретает нормальный вид. Создаются стимулы питания, у некоторых - после переваривания остатков эмбрионального желтка и вывода экскрементов.
На протяжении своего существования личинка чаще всего интенсивно питается, набирая ресурсы для последующего превращения во взрослую особь. При личиночная стадия прекращается к моменту окукливания, а при неполном граница между неполовозрелой фазой и фазой более зыбка: личинка перестает быть таковой по завершении основных процессов развития и переходе в состояние половой зрелости. В некоторых случаях молодых на первый взгляд сложно отличить от личинок последних возрастов.
Насекомое может существовать в виде личинки на протяжении разного периода времени. Так, длительность личиночной фазы у большинства комаров составляет не более недели; в отличие от них, есть цикады, личинки которых живут 13 и даже 17 лет, все это время находясь под землей.
Путями метаморфоза" title="Личинка - Личинки насекомых с разными
путями метаморфоза"> Личинки насекомых с разнымипутями метаморфоза
Личинки у насекомых с разными типами превращения
Существует несколько путей метаморфоза, однако большинство насекомых относятся к особям либо с полным, либо с . Особенности личиночной фазы в этих случаях отличаются друг от друга.
При
схема развития организма с выглядит так:То есть, между личиночной стадией (цель существования - рост и развитие) и имагинальной (цель - расселение и ) вклинивается короткая фаза . Это обусловливает непохожесть личинки на . Например, гусеница совершенно не напоминает бабочку, а червеобразная личинка - взрослого жука. Личинки этих насекомых всегда лишены фасеточных глаз, наружных зачатков , часто отличаются иным типом ротовых органов, в некоторых случаях имеют брюшные , шелкоотделительные или паутинные железы и так далее. Их называют вторичными , истинными или неимагообразными .
При
схема развития короче:Так как взрослые особи являются «прямым продолжением» личинок, эти две фазы развития между собой обычно похожи. Личинки имеют , такой же тип ротовых органов, и , и нередко сходный образ жизни, отличаясь от взрослых насекомых меньшими размерами тела, крыловыми зачатками вместо и недоразвитыми органами . Вследствие большого сходства с фазой , таких личинок называют первичными, нимфами или имагообразными. (фото) В особую группу включают личинок стрекоз, поденок и веснянок, которые обитают в воде и имеют ; для них существует специальное определение - наяды .
На протяжении своей жизни личинки с внешне меняются гораздо сильнее, чем особи с полным. Последние «оставляют» финальные превращения для стадии , поэтому сами часто остаются почти неизменными по морфологии. В отличие от них, имагообразные личинки претерпевают более значительные перемены. Изначально они напоминают взрослых, но довольно сильно отличаются от них по пропорциям тела. По мере развития, с каждой последующей , пропорции личинок меняются за счет неравномерной скорости роста разных частей их тела.
По мере роста, с каждым сбрасыванием кожи, насекомое обычно увеличивается в массе вдвое в сравнении с предыдущим возрастом. Но это примерная и усредненная величина, которая прослеживается далеко не всегда. К примеру, интенсивно питающаяся гусеница тутового шелкопряда вырастает к концу последнего, пятого возраста в 10 000 раз в сравнении с тем состоянием, в котором находилась по выходе из . Впрочем, размер и вес тела не являются надежными критериями в определении возраста личинки. Чтобы его определить, считают число члеников в усиках, смотрят на степень развития крыловых придатков и оценивают другие морфологические особенности насекомого.
Типы личинок
Личинки насекомых с полным превращением имеют мало сходства с , у них нет сложных глаз и крыловых зачатков, а их тело не разделено на четкие отделы. Тем не менее, они весьма многообразны по внешнему виду, и, в зависимости от строения, разделяются на три типа.
Камподеовидные
Похожи на насекомых Campodeaиз отряда Двухвосток. Как правило, они темные, подвижные, с плотной кожей. Плотность покровов и обычно обусловлены наличием в пигментов из группы меланинов и меланиноподобных веществ. У них хорошо выделена , а на задней части тела нередко имеются пучки или волоски. Камподеовидные личинки наблюдаются у жужелиц, плавунцов и других жуков, а также у сетчатокрылых и некоторых ручейников.
Червеобразные
Безногие (двукрылые, наездники, пчелы, муравьи) или с тремя парами грудных (жуки), часто светлые, малоактивные, нередко живут под землей.
Гусеницеобразные (эруковидные)
К ним относятся все гусеницы бабочек, личинки мух-скорпионниц и ложногусеницы пилильщиков. Их отличает средняя подвижность, разнообразная тела и наличие 3 пар грудных и 2-8 пар брюшных. (фото)
Существует и другая классификация личинок по типам. В ней в качестве главного критерия выставляется стадия развития эмбриона, во время которой личинка выходит из . В соответствии с этим, личинки бывают четырех типов:
Образ жизни и места обитания личинок
Личинки могут жить под землей, в воде или иметь надземный образ жизни, в зависимости от видовой принадлежности, способа питания или других факторов. В любом случае, на протяжении своего существования в личиночной стадии насекомое активно питается, чтобы обеспечить процессы роста и развития.
В большинстве своем личинки уязвимы и беззащитны перед хищниками, поэтому они часто живут скрытно: в лесной подстилке, внутри листьев, почек, плодов и других частей растений; многие сооружают себе специальные гнезда, коконы или чехлики, внутри которых и находятся всю, почти всю жизнь или на протяжении короткого периода (перед окукливанием).
Наиболее широко известный пример - это гусеницы Тутового шелкопряда, вырабатывающие шелковую нить и плетущие себе из нее коконы; кроме того, можно вспомнить ручейников, которые выделяют кожей клейкую жидкость, притягивающую к себе песчинки, мелкие ракушки и камешки, постепенно образующие вокруг тела личинки чехлик. Обычно чехлики открыты с обоих концов, что позволяет личинке освобождать и заднюю часть тела, чтобы перемещаться с места на место. Почти такие же чехлики образуют на суше гусеницы бабочек-мешочниц, только для их постройки они используют кусочки листьев, фрагменты коры и другой доступный материал, скрепляя его шелковой нитью. Интересно, что женские особи таких бабочек остаются в чехлике не только в состоянии личинки, но и при переходе к фазе
Самостоятельные названия некоторых личинок
«Личинка» - это общепринятое название второй стадии развития насекомых. Однако для некоторых семейств, родов, видов насекомых, а также для организмов, имеющих определенные особенности развития, существуют свои собственные определения. Вот несколько примеров.
Типы личинок и куколок
Фаза личинки – сразу после выхода из яйца. Вначале светлая, после отрождения личинка бесцветная, имеет мягкие покровы. У открыто живущих насекомых личинка быстро темнеет и твердеет. После переваривания остатков эмбрионального желтка и вывода экскрементов, личинка вступает в пору усиленного питания, роста и развития. Рост и развитие сопровождаются у них периодическими линьками. Число линек неодинаково 3 (мухи), 4-5 (клопы), 25-30 (подёнки).
После каждой линьки личинка вступает в следующую стадию, или возраст , следовательно, линьки разделяют между собой возраста личинок. В соответствии с числом линек находится и число личиночных возрастов.
Личинки бывают 2 типов:
а) имагообразные, или нимфы (насекомые с неполным превращением). Как форма таких личинок – наяды (личинки, имеющие жабры, живут в воде – стрекозы, подёнки, веснянки);
б) истинные (насекомые с полным превращением). Классифицируются по (слайд 7) :
1) внешнему виду :
Камподеовидные (подвижные, темноокрашенные с плотными покровами и с 3 парами грудных ног, хорошо обособленной прогнатической головой – жужелицы, плавунцы, златоглазки);
Червеобразные (малоподвижные, светлоокрашенные, лишены брюшных ног.
Эруковидные, или гусеницеобразные (имеют хорошо обособленную головную капсулу, 3 пары грудных ног, 2-8 пар брюшных).
2) количеству ног :
- полиподные (гусеницеобразные);
- олигоподные (брюшные ноги отсутствуют – камподео-видные и скарабеоидные);
- аподные (безногие);
- протоподные (без ног, недоразвиты ротовой апарат и сегментация брюшка).
Фаза куколки. Эта фаза развития метаморфоза свойственна только насекомым с полным циклом. Особенность куколки – неспособность питаться и очень часто пребывание в неподвижном состоянии. Она живёт за счёт запасов накопленных личинкой, и часто рассматривается как фаза покоя.
В фазе куколки происходит гистолиз и гистогенез.
Гистолиз – распад внутренних органов личинки, который сопровождается проникновением и внедрением в ткани кровяных телец – гемоцитов. Гемоциты функционируют как пожиратели клетки, повышенная активность которых приводит к разрушению и поглощению вещества тканей. Гистолиз захватывает мышечную систему, поэтому предкуколка становится неподвижной, оказывает влияние на пищеварительную систему, но не затрагивает нервную и половую систему, а также спинной сосуд.
Гистогенез – процесс создания тканей и органов имагинанальной жизни. Источником для образования этих новых тканей и органов служат продукты гистолиза. Гистогенез охватывает мышечную и пищеварительную систему, перестраивая их для новых, имагинальных функций. Мышечная система перестраивается для новых форм движения для полёта, пищеварительная система – для новых видов пищи.
При гистогенезе – основную роль играют имагинальные зачатки – группы гиподермальных клеток, из которых возникают те или иные ткани и органы.
Гормон линьки - экзидон, необходимый для нормального развития личинок.
Существуют следующие типы куколок (слайд 8) :
а) открытые (свободные, лишь прижатые к телу имагинальные придатки (усики, ноги, крылья), характерны для жуков). Поразделяются на:
- куколки с подвижными жвалами (используют подвижные верхние челюсти для выхода из кокона, и сами могут совершать движения – сетчатокрылые, ручейники, зубатые моли).
- куколки с неподвижными жвалами (жуки, перепончатокрылые, веерокрылые, многие двукрылые).
б) покрытые (имеют тесно прижатые и спаянные с телом имагинальные придатки вследствие того, что при последней линьке личинка выделяет секрет, который при затвердевании покрывает куколку твёрдой оболочкой – бабочки, божьи коровки).
в) скрытые куколки (покрыты затвердевшей не сброшенной личиночной шкуркой, которая играет роль оболочки или ложнококона – пупарий (мухи)).
Перед окукливанием некоторые личинки окружают себя коконом (шёлк, паутина). Иногда место окукливания - стебли растений, земляная колыбелька, открытое окукливание.
Взрослое насекомое
Во взрослой фазе насекомые не совершают линек и не способны к росту. Исключение составляют подёнки, подуры. Биологическая функция взрослой фазы состоит в расселении и размножении.
Расселение взрослых насекомых совершается как путём активного, так и пассивного перелёта. Активные перелёты свойственны обычно крупным насекомым и наблюдается у ряда видов стрекоз, саранчовых, бабочек, жуков и имеют массовый характер. Пассивные перелёты свойственны для тлей, мух.
Переход в имаго сопровождается внешними изменениями окраски тела, увеличением у самки размеров брюшка, вследствие развития яичников, наполненных яйцами – у оплодотворённых самок термитов и муравьёв – сбрасыванием крыльев, неполовозрелая саранча – розовая, половозрелая – ярко-жёлтая.
Половой диморфизм различия между мужскими и женскими особями по ряду внешних, вторично половых признаков – по форме и размерам усиков, величине тела, различных деталях строения (жук носорог, жук олень). Самцы более подвижны, ведут более открытый образ жизни.
Полиморфизм – существование насекомых, внешне различающихся форм одного и того же вида – (муравьи, пчёлы, термиты, самцы, самки, рабочие, солдаты). Половой полиморфизм контролируется внутри семьи и не зависит от воздействия внешних факторов.
Экологический полиморфизм возникает под воздействием внешней среды (длиннокрылые, короткокрылые, бескрылые клопы).
Дополнительное питание. Способность к размножению появляется у одних насекомых вскоре после окрыления, а у других через более или менее продолжительное время. Происходит это вследствие неодинаковой половозрелости окрылившихся особей. Некоторые насекомые после превращения в имаго имеют созревшие половые продукты и способны к спариванию и яйцекладке, не нуждаясь в дополнительном питании (гессенская муха, долгоножки, шелкопряды, коконопряды). Имаго часто неспособно питаться, однако в большинстве случаев окрылившиеся особи неполовозрелы, нуждаются в продолжительном питании и только после этого созревают для размножения. Питание в имагинальной фазе, необходимое для созревания половых продуктов, называется дополнительным. Оно может быть 5-10 дней и более. Дополнительное питание характерно для насекомых зимующих в фазе имаго, т.к. они при зимовке теряют питательный резерв жирового тела. Поэтому возникает опасность ранней весной в сильной повреждённости растений (колорадский жук, льняная блошка, клубеньковый долгоносик, майские хрущи, клопы остроголовые). Комары весной дополнительно питаются кровью.
Дополнительное питание может быть и необязательным у насекомых, которые зимовали в фазе имаго. Когда личинки жили в неблагоприятных условиях, недостаточно питались и не находили необходимых резервов, тогда взрослые нуждаются в дополнительном питании. Если жили в благоприятных условиях, то необходимость в дополнительном питании отпадает (луговой мотылёк, озимая совка).
Плодовитость насекомых бывает очень высокой, но не постоянной. Плодовитость определяется 2 факторами:
1) наследственные свойства вида (строение и величина яичников, т.е. его потенциал размножения);
2) воздействие внешней среды.
Озимая совка может отложить до 1200-1800 яиц, луговой мотылёк – 800, хлебный пилильщики – 50. Матка пчёл – 3000 в день, термиты – 30000, но потенциал не всегда реализуется полностью и снижается в зависимости от погодных условий.
Весь цикл развития насекомого, начиная с фазы яйца и кончая взрослой фазой, достигшей половой зрелости, обозначается понятием поколение, или генерация . Продолжительность генерации изменяется в значительных пределах и зависит от 2 основных факторов – наследственности и условий внешней среды. Некоторые виды имеют 2-5 генераций в зависимости от географической широты местности и от воздействия погоды (тля – 10-15 генераций в год). В соответствии с этим различают:
а) моновольтинные (1 генерация в год);
б) поливольтинные (несколько генераций в год);
в) с многолетней генерацией (1 генерация длится 2-5 года).
Приспособление годичного цикла развития к местным климатическим условиям достигается с помощью диапаузы – временной задержки развития.
Диапауза – состояние временного физиологического покоя и возникает в жизненном цикле как специальное приспособление к переживанию неблагоприятных условий в областях с сезонно-периодическим климатом.
Каждый вид имеет 1 диапаузу, которая связана с определённой фазой развития: эмбриональная (саранча, зимняя пяденица, листовёртка); личиночная (златогузка, яблонная плодожорка, луговой мотылёк, озимая совка); куколочная (белянка, капустная совка, капустная и свекловичная мухи). Диапауза может быть: двухлетняя; многолетняя; облигатная; факультативная.
Реактивация - выход из диапаузы (воздействие пониженных и повышенных температур, повышенной влажности или сухости).
Фенология - наука о сроках развития насекомых. Фенологические наблюдения позволяют установить конкретные, ежегодно повторяющиеся явления в жизни насекомых в зависимости от условий среды. Для наглядного изображения годичного жизненного цикла того или иного вида насекомого применяются графические схемы с условными обозначениями отдельных фаз развития. Такие схемы – фенологические календари .