Познавательная беседа "какие бывают насекомые". Беседа о насекомых подготовительная группа
Беседа на тему: «Насекомые»
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными
насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.
Материал: Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с
изображением среда обитания этих насекомых, рабочая тетрадь.
Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями,
раздав насекомые.
Занятие можно провести в виде игры - путешествия на луг: «Познакомимся
с нашими соседями», работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от нтиц?
Что случится, если не будет насекомых?
Игра «Кто. где живет»
Дети делятся на две фуппы. Одни держат картинки с изображением
среды обитания насекомых, другие - карлики с изображением насекомых.
По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Игра «Отгадай, какое это насекомые» (описать характерные особенности
задуманного насекомого).
Загадки
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает.
Медок собирает.
(Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно.
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно - большое плотника оно.
(Муравей.)
На поляне, возле елок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
Л жильцов в нем миллион.
(Муравейник.)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит- будет плохо.
Не зверь, не птица - нос как спица.
(Комар.)
Кто над нами вверх ногами?
(Мухи на потолке.)
Поговорка
Одна пчела много меда не наносит.
Стихи
Муравьишко
Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: « Тяжело, но сам снесу!»
И. Анденко
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.
Народные приметы
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в
него.
Комара нет - овса и трав не будет.
Когда появляются комары - пора сеять рожь.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
Али Бобаджан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном конспекте занятия отражается важность и польза фруктов и овощей. Благодаря раскрытию данной темы, дети начинют видеть полбзу в тех продуктах, которые им были не интересны1...
Беседа на тему «Защитники Отечества», нетрадиционное иллюстрирование сказки «Три поросенка» на наждачной бумаге.Цель:- развивать устную речь, обогащать словарный запас;- классифицировать предметы;- ри...
подготовительная группа
воспитатель: Минина О.Г.
1ч.Беседа
Программное содержание:
1 Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
2 Учить составлять группы по разным основаниям:особенностям внешнего
вида,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные
водные),способу передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава-
ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,
зазубрины,стрекочет.
3 Закрепить знания об общих признаках насекомых,учить устанавливать свя-
зи между особенностями внешнего строения и способам передвижения,ме
жду внешним видом и способом защиты от врагов,между способами пере-
движения и средой обитания.
4 Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
5 Индивидуальная работа с Даниилом, Богданом –развивать внимание
Усидчивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Подготовительная группа
Воспитатель: Минина О.Г.
Тема: «Какие бывают насекомые»
1ч.Беседа
2ч.Дидактическая игра «Кто где живет?»
3ч. Словесная игра «Хорошо-плохо»
Программное содержание:
1 Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
2 Учить составлять группы по разным основаниям:особенностям внешнего
Вида,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные
Водные),способу передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава-
Ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,
Зазубрины,стрекочет.
3 Закрепить знания об общих признаках насекомых,учить устанавливать свя-
Зи между особенностями внешнего строения и способам передвижения,ме
Жду внешним видом и способом защиты от врагов,между способами пере-
Движения и средой обитания.
4 Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
5 Индивидуальная работа с Даниилом, Богданом –развивать внимание
Усидчивость.
Оборудование:
Картинки с изображением насекомых в саду,на лугу, в лесу и у водоема.
Модель «Кузнечик в траве». Аудио запись «Полет шмеля,комара» Римского-
Корсокова. Материал-рассказы из книги «С любовью к природе» стр.29,30,
148,199.
Предшествующая работа:
Наблюдения за насекомыми на прогулках (жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),
их строение,находить места обитания,зимовки. Прочитать рассказы: «Капус-
тная белянка» Ушинского, «Бабочки-синоптики» М.Зверева, «Божья коров-
ка» Скребицкого, «Лечебница под сосной» Никитского.
Ход занятия:
Дети,сегодня мы поговорим о насекомых. Посмотрите на эти карточки,на них изображены насекомые. Давайте объединим насекомых по признакам:
1 Внешнее строение (жуки,бабочки,стрекозы,пчелы)
2 По месту обитания(наземные,водные)
3 Способу передвижения(летающие,ползающие,плавающие,прыгающие)
Как одним словом назвать этих существ? Насекомые.
А фантастическую страну? «Насекомия»
Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну «Насекомию».
Внимательно рассмотрите насекомых,которые находятся у вас на картинке,
или в банке.
Расскажите о нем (цвет,части тела,сколько ног,где можно найти,чем оно пи-
тается,польза).
Дети рассказывают,помогаю вопросами.
А теперь поиграем в игру «Кто где живет?». Нужно выбрать насекомое и поместить на ту картинку,которая соответствует привычному месту обитания насекомого.Как приспособились насекомые к жизни в этой среде?
Как защищаются от врагов (3-4 ребенка)
Посмотрите вот на эту модель,здесь видно,как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (показываю)
Если поместить кузнечика на зеленый цвет,то его не заметно,если же к черному –кузнечик сразу заметен.
Знаете ли вы почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке-получается,скрип-
стрекот.
Почему божьих коровок так называют?
Коровками потому,что умеют выделять «молочко» правда не белое,а оранжевое (неприятно пахнущая жидкость). Из-за нее не едят коровок ни птицы,ни ящерицы.
Какую пользу приносят коровки? (едят тлю)
А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками.Оказывается
в конце лета и осенью,коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно.Словно они не жуки,а перелетные птицы. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах,под комками,в щелях коры деревьев,прошлогодней траве.
Поэтому,если сжигать прошлогоднюю траву,можно сжечь и насекомых.
Относиться к ним надо бережно не допускать сжигания листвы в садах и огородах.
Я хочу вам рассказать «небылицу». Вы внимательно слушайте и скажите что не так.
Жили –были 2 бабочки,подружки. Неразлучными подружками они были,
вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем ,а ближе к осени они,как перелетные птицы отправлялись на юг. Но вот однажды,одна из них заболела и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкркпилась и выздоровела.
Найдите ошибки в рассказе.
Как зимуют? Чем питаются? Почему бабочек называют «крылатая радуга»
Аутотренинг.
Я лежу в таве,трава мягкая,шелковистая,я вдыхаю прекрасный аромат,я слышу стрекот кузнечиков,шуршание жучков,мне хорошо,спокойно. Я хочу быть другом всем –всем. Но вот подул ветерок,я чувствую,как набираюсь сил,бодрости,открываю глаза,у меня хорошее настроение,я весел.
Игра «Хорошо-плохо».
Ребята,насекомых на земле много или мало?
А что было бы если бы насекомых не стало?
Много разных насекомых это хорошо или плохо?
Хорошо Плохо
Интересно наблюдать,красиво Могут ужалить,мешают отдыхать.
пища для других и т. д.
Кто больше назовет хорошего и плохого?
Попробуйте нарисовать или сложить из мозайки любое насекомое.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»
Образовательная область: Познавательное развитие
Конспект
Занятия для детей старшей группы (5-6 лет)
Тема: «Берегись насекомых!»
Подготовила и провела:
Воспитатель группы № 7
Метельская О.П.
Зеленоград. 2015 г.
Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых.
Задачи:
- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
- Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
скоторыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
- Тренировать в отгадывании загадок.
- Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
- Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.
Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.
Предварительная работа:
- Беседы о насекомых.
- Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций насекомых.
Методы и приемы:
- Беседа с детьми, вопросы к детям.
- Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры.
Ход занятия:
Часть 1. Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых.
Воспитатель. Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)
Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).
Как вы узнали муравья? (У муравья…..).
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля .
Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник )
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.
И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.
Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).
Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)
Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)
Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)
Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, кома р.)
Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет-
Тогда перестанет.
(Муха.)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
(Оса.)
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает.
(Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно.
(Комар.)
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно.
(Муравей.)
Не зверь, не птица, нос как спица. (
Комар.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…
(стрекоза).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка).
Часть 2. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.
Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.
Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Часть3 . Динамическая пауза «Гусеница»
(координация речи с движением)
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Часть 4. Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Воспитатель называет насекомого, а дети дают определения глаголов, отвечая, кто что делает: ползает, прыгает, летает, стрекочет…
Часть 5. Итог занятия.
Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от птиц?
Что случится, если не будет насекомых?
Как защищаться от насекомых?
(Ответы детей .)
- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
Елена Хоруженко
НОД «Беседа о насекомых»
ЦЕЛЬ : дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми , формировать представления о разнообразных насекомых .
ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображением разных насекомых , картинки с изображением среды обитания этих насекомых , рабочая тетрадь.
Беседу можно провести в виде игры-путешествия на экологическую тропу : «Познакомимся с нашими соседями» , работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям :
Каких насекомых вы знаете ? Когда появляются насекомые ? Где живут насекомые ? Чем отличаются насекомые от птиц ? Что случится, если не будет насекомых ?
Игра «Кто, где живет?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых , другие – картинки с изображением насекомых . По сигналу : «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом» .
Игра «Отгадай, какое это насекомое » .
ЦЕЛЬ : описать характерные особенности задуманного насекомого .
ЗАГАДКИ :
«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,
Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)
Медок собирает». (Пчела.)
«Я работа в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)
«На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)
«Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит –
Будет плохо». (Оса.)
«Не зверь, не птица – нос как спица» . (Комар.)
«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)
ПОГОВОРКА.
«Одна пчела много меда не наносит» .
«Муравьишко»
«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей : «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей : «Тяжело, но сам снесу!»
«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит
Муравей живет трудом : Он своей дорогой,
И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,
В свой подземный дом. Ты его не трогай!»
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ :
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет – овса и трав не будет.
Когда появляются комары – пора сеять рожь.
НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЯМ.
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых , более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы . Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,
у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.
Насекомые плохо видят , а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие . Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых , не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья : они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.
Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время , когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.
ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения : особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.
КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии. Личинки комаров живут в воде : в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых .
КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер) . Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.
Правила поведения при встрече с насекомыми .
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого , попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние : пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых . Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы - хоть убей! -
Жить не может... (Муравей.)
- Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.
Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (Е. Серова)
(Вывешивается картинка.)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку: Иглы взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки. (Кузнечик.)
(Вывешивается картинка.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка).
Дидактическая игра «Составь предложение».
Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами.
г) Логопед загадывает загадку: Шесть ног без копыт
Летит - жужжит,
Упадет - землю роет. (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат.
Голова черная, крылья - красные, на крыльях точки - пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждет, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.)
Чем отличается божья коровка от майского жука?
Физкультминутка
Прилетела к нам вчера Дети «летают»,
Полосатая пчела машут руками,
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали, жужжат,
От усталости упали, падают.
(Н. Нищева)
Отгадывание загадок
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет. (Стрекоза.)
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела.)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит. (Комар.)
(Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет картинки.)
Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
Дидактические игры «Запомни и повтор и», «Что изменилось», «Назови ласково».
5. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Муха разносит... (болезни).
Пчела собирает... (мед).
Комар кусает... (человека).
Бабочка летает... (цветком).
Жук грызет... (кору).
Божья коровка поедает... (тлю).
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уметь называть и различать насекомых, знать внешние признаки, их строение. Уметь составлять описательные рассказы о насекомых. Закрепить словарь по данной теме.
Например: комар - комарик.
2. Образование сложных слов.
Например: Бабочки разного цвета. Какие бабочки? - Разноцветные.
3. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Занятие 37. «Ягоды»
Цели: познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить названия ягод, их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; составлять описательные рассказы; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки; раздаточный материал - картинки в конвертах на каждого. ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
2. Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Лето, солнце, река.
Гроза, тучи, дождь. Трава, ягоды, цветы. Бабочка, стрекоза, кузнечик. Лес, грибы, поляна. Земляника, черника, малина. Ромашка, василек, колокольчик.
Беседа о ягодах
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Летом в лесу много ягод. Есть ягоды ядовитые и полезные. Мы сегодня познакомимся с ними.
а) Логопед загадывает загадку:
На маленькой ножке висит
Красная ягода с белыми точками. Что это? (Земляника.)
(Выставляется картинка «Земляника»)
Земляника - это травянистое растение. У нее есть стебель, корни, листья, ягоды. Корни располагаются под землей. На стебле земляники образуются ярко-красные плоды - ягоды. На каждом стебельке располагается по три - пять листиков. У земляники есть усы, при помощи которых она размножается. Ягоды маленькие, овальные, с белыми точечками. Сама ягода мягкая и нежная. Ягоды земляники очень полезны. Из них делают варенье, джем, желе. Земляника растет в лесу и саду.
б) (Выставляется картинка «Клубника».)
Что общего у земляники и клубники?
Чем они отличаются?
в) Логопед загадывает загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Ягода малины округлой формы, с мелкими выпуклостями, небольшая по размеру. Ягоды бывают разного цвета: красного, желтого, красно-розового. Эти ягоды содержат много витаминов. Из них готовят компот, сок, желе, крем, сироп, джем, варенье. Из ягод, цветов и листьев малины делают отвары, мази, настойки для лечения. Малина растет в лесу и саду. В старину про малину говорили: «Жар снимет. Пот погонит. И хворь пройдет». Свежие ягоды удаляют жажду.
г) (Выставляется картинка «Ежевика».)
Как называется эта ягода?
Чем похожи ежевика и малина?
Чем отличаются?
д) (Выставляется картинка «Черника».)
Это - черника. Она растет в лесу, на болотистых местах, на маленьких кустарничках. Листья мелкие, овальной формы. В июле на ней поспевают сине-черные ягоды, от сока которых пальцы, рот становятся черными - поэтому и название дали «черника». Ягоды полезны, вкусны. Черника улучшает зрение.
е) Логопед загадывает загадку: Что за бусы на опушке,
Мы собрали их по кружке. Стали пробовать на вкус, Нет кислее этих бус. (Клюква.)
Какие ягоды клюквы?
Где растет клюква?
Что можно приготовить из клюквы?
Логопед обобщает ответы детей.
Клюква растет на болоте. Ягоды клюквы собирают в сентябре - октябре. Это кислая, крупная ягода. Очень полезная. Ее часто используют с лечебной целью. Клюква хорошо утоляет жажду. Клюквенный сок, морс помогают при простуде, ангине. В клюкве много витаминов.
Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли Дети идут,
Землянику нашли садятся, «едят»,
Мы по лесу шли, шли. И малину нашли наклоняются.
Присядем на полянке садятся.
и песенку споем.
Мы ходили в лес и набрали ягод. Принесли маме много чего? (Земляники, клубники, черники и т.д.)
Ягоды какие? (Ароматные, душистые, сладкие, кислые и т.д.)
Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? (Малиновое.)
Джем из земляники. Какой джем?
Сироп из черники. Какой сироп?
Повидло из ежевики. Какое повидло?
Компот из брусники. Какой компот?
Желе из клубники. Какое желе?
Сок из клюквы. Какой сок?
Составление описательных рассказов по картинкам.
Итог занятия
Назовите лесные и садовые ягоды.
Материал для закрепления
I. Уметь называть лесные и садовые ягоды, различать их внешние признаки. Составлять описательные рассказы. Закрепить словарь по данной теме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: малина - малинка.
2. Образование прилагательных от существительных. Например: Компот из черники. Какой компот? - Черничный.
3. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Например: О чем можно сказать - вкусная, вкусный, вкусное, вкусные? (Малина, компот, варенье, ягоды.)
4. Правильное употребление предлогов: на, в, с, под, за, из-под, из-за, со.