Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции. Бидермейер - интерьерные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок

Главная / Фундамент

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.

Стиль получил свое название по псевдониму "Готлиб Бидермейер", который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как "простодушный, обывательский". В целом псевдоним означает "простодушный господин Майер".
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют "смесь ампира с романтизмом". В бидермейере отразились представления "бюргерской" среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер . Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм. Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Постепенно понятие "бидермейер" распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать "старые добрые времена". В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815—1840 годов.
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и "прусский эллинизм" в Берлине, стиль "альтвин"(в переводе — старовенский), в Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение "русский бидермейер" существует, хотя и звучит нелепо. В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.
Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета.

Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Появляется понятие "чистой комнаты", то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, - декоративность отходит на второй план.
В начале XX века бидермейер оценивался негативно. Его понимали как "пошлый, мещанский". Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Стены чаще всего оклеиваются обоями светлых оттенков. Изначально обои были тканевые. В настоящее время обычно используются бумажные или флизелиновые с имитацией тканевых покрытий, например, под сукно или бархат. Узор на обоях предпочтительно мелкий и ненавязчивый.

Полы чаще всего паркетные, иногда дощатые, возможен вариант с однотонными половиками или коврами на них, особенно в гостиной. Потолки лаконичны, скромны и не предполагают многоярусных конструкций, резных элементов или рисунков. В очень небольших количествах допускается лепнина.

В практичных интерьерах стиля бидермейер стены были достаточно толстыми, и оконные проёмы были глубокими и вертикально вытянутыми, хотя это и не является требованием стиля. Для оформления стен предпочтительны спокойные и тёплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Двери в гостиную чаще всего двустворчатые, возможно остеклённые, светлых оттенков. Рисунок на шторах должен был непременно сочетаться с обивкой мягкой мебели и стульев, а зачастую они вообще совпадали. Глубокие проёмы больших окон украшали воздушными гардинами из красивого муслина.

Один из символов стиля бидермейер — это большой камин с широкой мраморной доской. Простота форм мебели эпохи бидермейер компенсируется яркими и приятными взгляду узорами обивки, ковров, занавесей, обоев. Предпочтительны «романтические» узоры и расцветки — цветы, фрукты, птицы, орнаменты.


Вернувшись с отдыха в отеле Сальватор (Карловы Вары), роскошный интерьер которого сделан в стиле Бидермайер, я хотела бы рассказать какой это респектабельный стиль!

Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В нём представления «бюргерской» среды преобразовали стиль ампир в духе интимности и домашнего уюта.

.
Особенность стиля Бидермейер: все просто, удобно, респектабельно и немного сентиментально.

.
Для воссоздания стиля Бидермейер используются светлые и теплые тона: желтый, голубой, розовый для спальных комнат. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами


.

На Севере распространены типично скандинавские черты: большие светлые окна, светло-синие тона, пушистые ковры. Для юга характерно обилие ярких цветов, большое количество ваз и более тонкие ковры на полу


.

Еще одна важная черта немецкого дома - дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция)


.

Основные критерии мебели этого стиля - прочность, добротность и удобство

.

Особенности мебели позаимствованы у стиля ампир: криволинейные поверхности, мягкая тканевая обивка, полосатые ткани и простые рисунки, плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров


.

Мебель обычно используется деревянная из неокрашенного или лакированного дерева, главное - изогнутые плавные линии, обитые тканью сиденья, спинки и подлокотники, а также точеные или гнутые ножки. В отдельных случаях возможно нанесение или имитация позолоты


.

Еще одна отличительная черта мебели в стиле Бидермейер - закрепление ткани обивки к деревянной основе при помощи гвоздей с большими фарфоровыми шляпками. Сейчас в этих целях используется пластик



.

Мебель для сиденья кроме диванов представлена стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие, удобные и элегантные, вторые - исполненные в соответствии с мещанскими представлениями об уюте


.

Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты).

.

.

Для интерьеров в стиле бидермайер характерны интимность, простота форм - декоративность отходит на второй план. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.



Vienna, Austria; 1820


.

Художественный стиль под названием бидермейер – направление в искусстве архитектуры и дизайна Германии и Австрии. Это движение получило широкое распространение и популярность в первой половине 19-го столетия (1815-48 гг). Термин «бидермейер» появился благодаря псевдониму немецкого драматурга Людвига Айхродта, – Готлиб Бидермейер, под которым печатались его произведения в журналах сатирических стихотворений (Fliegende Blätter). Основная черта стиля – идеализм быта.

История возникновения

Стиль бидермейер является одним из направлений , который начал зарождаться после . Его иногда также называют смешанным направлением, в которое входят черты романтизма и ампира. Это направление отражало формы ампира, отобразившиеся в идеях домашнего уюта и интимности. Кроме того, оно преобразовывало черты «бюргерской» (мещанской, обывательской) среды. Бидермейер характеризуется детальным, тщательным и тонким изображением интерьера, бытовых элементов и природы.

Прежде всего, этот стиль нашел применение в живописи. Яркие представители – австрийские художники Фердинанд Вальдмюллер и Мориц фон Швинд, а также немецкие живописцы Людвиг Рихтер, Георг Фридрих Керсинг и Карл Шпицвег.

Среди основных предпосылок к появлению нового направления стала нестабильная обстановка в политической сфере Австрии и Германии. В те времена господствовал застой и реакция, что вызывало меланхолическую тревогу и необходимость «сбежать» от реальной жизни. Для такого состояния единственным выходом становился поиск романтики и маленьких радостей, а также погружение в круг дружеских и семейных отношений.

Приблизительно с 1830-го года параллельно с этим стилем начинает развиваться историзм, что отразилось на бидермейере в виде интереса к восточным традициям. В интерьере появляются декоративные предметы, а также турецкие и курительные комнаты.

Буржуазное направление традиционного классицизма пользовалось высокой популярностью в прикладном и декоративном искусстве до середины 19-го века. После этого периода наблюдалось появление романтических и барочных элементов, что привело к образованию неорококо.

Неорококо – первый «неостиль», явивший собой обновленный вариант устаревшего направления.

Современное направление

При организации интерьера в жилом помещении сегодня отдается предпочтение функциональности и практичности всех деталей. Бидермейер полностью соответствует этим требованиям и кроме того отличается простотой изысканных линий общей композиции.

Из числа множества стилей, это направление лишено идеологического подтекста, поэтому лучше всего отвечает потребностям человека. В интерьере любой комнаты бидермейер может подчеркнуть архитектурные особенности, а также скрыть недостатки планировки.

Архитектура

Это направление в основном сложилось как художественный стиль графики, живописи, интерьера и мебели, однако области архитектуры бидермейер практически не коснулся. За основу использовали традиции , отрицая масштабность и пафосные черты предыдущего . Архитектурный стиль бидермейер придавал зданиям камерность, смягчая детали и формы общей конструкции.

Интерьер

Для стиля бидермейер в интерьере характерен простор в помещениях и светлые цветовые решения. В нем отсутствуют холодность и вычурность архитектурного ансамбля – черты, характеризующие ампир. Интерьер вновь превращается в пример жилого помещения, где все элементы несут в себе не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. Пропорции и симметрические формы весьма необычны – исчезает правильность композиций, так как значительное внимание уделяется непосредственно уюту и уровню комфортабельности.

В период развития стиля появляется определение «чистая комната» – помещение, предназначенное для приема гостей.

Цветовая гамма

В цветовых решениях предпочтение отдается тонам спокойных оттенков: светло-серый, голубой, белый, фисташковый, желтый или малиновый. Для спален и гостевых комнат применяется розовый цвет.

Материалы

Для организации интерьера внутренних помещений используются натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, текстиль.

Полы и стены

С самого начала эпохи использовалось паркетное покрытие для пола. Стены оклеиваются обоями преимущественно светлых оттенков, на которых могут быть ненавязчивые изгибы узоров, изображения птиц или полоски.

Изначально под обоями подразумевали использование тканевых материалов, которыми обивались поверхности стен. На смену им пришли бумажные рулоны, изготавливаемые производителями под узорчатый штоф, сукно и даже бархат.

Для отделки также применяются панели из мрамора (настоящего или искусственного) и дерева (окрашенного или натурального). Гризальные потолки украшают орнаментальные росписи.

Окна

В глубоких оконных проемах устанавливаются рамы удлиненной форм. С внутренней стороны они украшаются прозрачными многослойными занавесками из муслина. Окна также дополняются тяжелыми, но элегантно подобранными задрапированными шторами.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер заимствовала из предыдущего ампира лишь лаконизм и главные принципы в построении. Скруглились грубые очертания углов и профилей, в гарнитурах присутствуют мягкие элементы в изогнутых спинках кресел, стульев и диванов. Направление бидермейер основывается на высоком уровне комфорта в процессе использования и на непревзойденном качестве всех элементов. Мебель не является предметом роскоши и богатства. Несмотря на этот факт, гарнитуры отличаются следующими особенностями:

  • Правильные, хорошо подобранные пропорции.
  • Текстура и цвет дерева.
  • Удачно подобранный рисунок и оттенок для обивочных материалов.

Мастера по всему миру берут пример со своих английских коллег и начинают заниматься изготовлением многофункциональной и трансформируемой мебели:

  • Столы с выдвижными (или откидными) столешницами.
  • Стулья, которые трансформируются в лестницу для библиотеки.
  • Раздвижные стулья и столы.
  • Шкафы и письменные столы, оснащенные разнообразными техническими устройствами (потайными ящиками, выдвижными элементами и прочим).

Гарнитуры покрыты резным декором (в небольшом количестве), который присутствовал в ампире: грифоны, лебеди с длинными и вытянутыми шеями, ветви, корзинки, гирлянды, розетки, венки с лавровыми и дубовыми листами, рога изобилия и прочее. Обычно они покрывались позолотой или лаком черного цвета.

Наиболее популярный предмет мебели – диван с подлокотниками, боковыми валиками и высокой спинкой.

Наблюдается широкое применение фанеровки деталей мебели (локотники и ножки диванов, кресел и стульев) более светлыми породами натурального дерева.

Декор и аксессуары

К дополнительным интерьерным украшениям комнат относятся настенные гравюры и миниатюры, акварели, а также всевозможные силуэты (они нередко выполнялись собственноручно хозяевами дома).

Этажерки, витрины, резные трюмо и угловые шкафчики, клавесины (спинеты) – все это являлось непременным атрибутом интерьера эпохи бидермейера.

На подставках и столиках устанавливались цветы в вазах и корзинках, комнатные растения в горшках. Роза бидермейер, изображенная на фото, довольно часто применялась при составлении декоративных букетов. Обивка для мебели, покрывала, пледы и подушки часто покрывались интересными узорами в виде вышивки разноцветными нитями.

Особенно ценилось рукоделие – женщины занимались вышивкой, мозаикой, и рисованием, а мужчины изготавливали предметы мебели и прочие предметы. Такого рода творчество украшало внутренние помещения жилого строения, добавляя в интерьер домашний уют.

Флористика

Новый стиль затронул множество областей, среди которых была и флористика. Всемирную известность получила роза бидермейер гарден, которая используется при составлении цветочных композиций для свадеб. Букет в стиле бидермейер представляет собой жесткую круговую конструкцию, состоящую из 2-х и более кругов различных цветков. В состав каждого круга входят цветы одного вида и цвета.

В области флористики бидермейер начал зарождаться ближе к середине 19-го столетия.

Живопись

Бидермейер в живописи не создал невиданных ранее шедевров и переворотов в этой области искусства. Творцы того времени изображали представителей буржуазного общества, окруженных домашней обстановкой. Живописцы особое значение придавали предметам быта и интерьера, фокусировали свое внимание на мелочах при создании портретов.

Мода

Бидермейер в стиле одежде воплотил движение нового времени – стремление к уместности, комфорту, удобству и функциональности. Силуэт женского платья в корни изменился: длина юбки укорочена, лиф становится приталенным, линия талии располагается значительно ниже (в сравнении с ампирными нарядами). В моду бидермейера входят корсеты. Для визуального подчеркивания талии используются расширенные большие рукава, которые называют «пагодообразными», «ветчинообразными» или «бараний окорок».

Переход от платьев ампира до нарядов нового стиля длился порядка 10-ти лет.

Для удлинения шеи носят платья с глубоким декольте, а головы прелестниц украшаются прическами бидермейер. Сложность их выполнения была весьма искусна – волосы укладывались крупными локонами на висках, создавая впечатление декоративной архитектуры.

В эпоху бидермейера использовались многочисленные женские головные уборы, которые разделялись на три основных типа:

  • Шляпы с широкими полями, дополненные перьями и живыми цветами.
  • Чепцы – пышно украшенные лентами, кружевом и рюшем (по переднему краю).
  • Капор – элементы чепца и шляпы в одной модели головного убора.

Оригинальный и самобытный бидермейер

Выводы

Направление бидермейер оставило свой след в интерьере, живописи, флористике и моде. Оно призвано создавать уникальный образ элегантных и лаконичных форм, благодаря чему пользуется огромной популярностью и в современное время. Стиль бидермейер широко применяется в современном интерьере, флористике и модных веяниях женских нарядов и причесок. Его многогранность и естественная простота позволяет создавать необычные композиции в любой из перечисленных областей.

Бидермайер

В этой сатье рассмотрены черты стиля Бидермайер - рождения стиля, характерные особенности в архитектуре, искусстве и дизайне интерьера. Соответствующий декор - мебель, шторы, люстры и картины, подходящие к данному стилю.

Бидермайер возник в Немецко-Австрийской культуре, его рождение приписывают периоду с 1815 по 1848 год, т. е. по окончанию освободительных войн против Наполеона Бонапарта. Окончанием периода можно считать 1848 год - год революции в Германии. Принято считать, что бидермейер культивирует состояние самоуспокоенности, "священного личного мирка", т. е. приспособляемость немецкой буржуазии к политике Реставрации. В период реставрации были ликвидированы институты Французской империи (революции), и соответсвенно были восстановлены в своих правах дворянство и монархия. Несмотря на объединение раздробленной Германии и Австрии в единый Германский союз и рост промышленности и производства, в стране хватало проблем. Бидермаей, вероятно, был рождён на волне желания бюргерского общества отмежеваться от общественных проблем и глобальных катаклизмов, органичиться комфортным и спокойным существованием в своём "уютном мире". На смену, чтимой романтиками "творящей жизни" пришёл бюргерский послевоенный настрой на отдых и умиротворение в повседневности. Бидермайер вобрал в себя тенденции позднего неоклассицизма (ампир), стиля Георга III и позднего немецкого и австрийского классицизма (Stil Zopf) придав ему лиричность романтизма. В живописи за бидермайером также закрепилось название "ранний реализм" , в котором выявлены его черты не как стиля, а как творческого метода, в котором основой являлось абсолютно конкретное, без классицистиской идеализации воспроизведение действительности.

Замок Тагель, 1824 г., бидермейер, Шинкель Карл Фридрих

Характерным примером особняка в стиле бидермаейр можно считать замок Тегель (1824 г.), выстроенный К. Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта, известного немецкого учёного и государственного деятеля, основателя Берлинского университета. Небольшой двухэтажный замок Тегель скромен и строг снаружи. Внутри Шинкель использует формы эллинской архитектуры. Дорические колонны, античные рельефы на стенах и скульптура относит нас к стилю ампир. В соответствии с буржуазной любовью к комфорту обставлена "голубая" гостиная, где у стен на фоне голубых обоев были расставлены обтянутые голубой тканью софа, кресла и стулья. В особняках бидермаейра подобные комнаты, где присходили встречи семьи и гостей, оформлялись с особой заботливостью. Здесь же на небольших этажерках и витринах для коллекций, на небольших столиках располагались альбомы для записей гостей или с видами, семейные реликвии. Но главным критерием в интерьерах такого стиля стали не роскошь и официальность ампира, а функциональность бытовых предметов, соответствовавших бюргерскому быту. Производство изделий домашнего обихода стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение. Декоративная живопись уступала место обоям, которые были гораздо дешевле. В их орнаментах превалировали античные мотивы (рисунок в полоску, горошек), арабесковый орнамент. По стенам развешивались картины, акварели, гравюры, вошедшие в моду "силуэты".

Катель Франц Людвиг, Принц Людвиг Баварский в испанской траттории в Риме, 1824 г

Хотя бидермаейр был стилем городской жизни, и усадебный быт уходил в прошлое, тема сельской жизни занимала значительное место в произведениях литературы и искусства. Пейзажи и жанровые сцены наполнены умиротворяющей теплотой. Городской пейзаж был излюбленной темой мастеров бидермаейра. Он ценился современниками, которые украшали видами городов стены своих домов. Это отражало стремление людей к мирному благополучию и домашнему уюту, что роднило немецких бюргеров XIX века с голландскими XVII столетия. В основном на городских пейзах фигурировали изображения зданий и улиц городов, а также сценки из повседневной жизни.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве