Многообразие листьев. Тема урока Внешнее строение листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» НФИ КемГУ Естественно- географический факультет (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины Б3.В.ДВ.4.1 Изготовление наглядных пособий по биологии Направление / специальность подготовки 050100 педагогическое образование (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Новокузнецк 20 14 г 1. Общая характеристика основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования 1.1. Цели ООП по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль – биология: формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль - Биология получение выпускниками профессионального профильного практикоориентированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности – учитель биологии формирование социально-личностных качеств у студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать 1.2. Квалификация, присваиваемая выпускникам: бакалавр 1.3. Виды профессиональной деятельности выпускника: педагогическая культурно-просветительская организационно-управленческая научная 1.4. Профиль ООП: биология 1.5. Планируемые результаты освоения ООП: Результаты освоения ООП (бакалавриата) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями по дисциплине: изготовление наглядных посоий по биологии: Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Специальные компетенции (СК) СК-2 владеть знаниями об особенностях морфологии, физиологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; понимать их роль в природе и хо- знать морфологию и физиологию растений и животных, систематику органического мира, экологию и географическое распространение растений, животных, грибов и микроорганизмов; зяйственной деятельности человека СК-6 способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию современных информационных технологий, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований СК-8 способен реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях, применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности 1.6. Индекс по ВОС уметь экспериментально познавать органический мир, его многообразие и взаимосвязи; проводить биомониторинг; оценивать природохозяйственную деятельность человека; владеть практическими навыками изучения природы и биоразнообразия на Земле знать методологию и методики естественнонаучного познания природы; уметь проводить естественнонаучные эксперименты, лабораторные и полевые исследования; владеть современными информационными технологиями изучения органического мира знать многообразие различных учебных программ по биологии; уметь реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях; владеть методами анализа и прогнозирования результатов Выписка из ФГОС ВПО Наименование дисциплины и её содержание Изготовление наглядных пособий Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животБ3.В.ДВ.6 ных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями Трудоемкость в часах 108 Цели и задачи дисциплины: дисциплина «Изготовление наглядных пособий» ориентирует студентов на подготовку к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности, оздоровительно-креативной деятельности, изучение физиологии способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: − осуществление процесса обучения биологии в соответствии с образовательной программой; − планирование и проведение учебных занятий по биологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; − использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения биологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; − определение степени и глубины усвоения учащимися программного материала; − воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; − реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; − привитие обучающимся навыков самостоятельного пополнения знаний и проведения исследований с целью установления природных закономерностей; − пользованию разнообразными формами и методами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной деятельностью учащихся; − работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; в области социально-педагогической деятельности: − оказание помощи в социализации учащихся; − организация индивидуальных и групповых занятий с учащимися по усложненным программам; − проведение профориентационной работы; − установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; в области культурно-просветительной деятельности: − формирование общей культуры учащихся; в области научно-методической деятельности: − выполнение научно-методической работы, участие в работе научнометодических объединений; − самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: − рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; − обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; − организация контроля за результатами обучения и воспитания; − организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; − ведение школьной и классной документации; − выполнение функций классного руководителя; − участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом. Цель дисциплины «Изготовление наглядных пособий» - изучение методов содержания, наблюдения, эксперимента и изготовления наглядных пособий из живых объектов как научной базы для осуществления процесса обучения дисциплинам биологического цикла в учреждениях системы среднего общего полного образования, как научной базы для осуществления процесса обучения био- логии в учреждениях системы среднего общего полного образования Задачи: овладеть методиками демонстрации живых объектов, постановки экспериментальных учебных и научных исследований обучающихся; изучить современные методы обработки и препаровки объектов и изготовления из них учебных пособий для уроков биологии; сформировать навыки содержания и ухода за животными в живом уголке; сформировать навыки и умения использования знаний изготовления наглядных пособий в будущей профессиональной деятельности. Требования к усвоению дисциплины: владеть знаниями об особенностях морфологии, физиологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2, СК-6, СК-8). Студент, изучивший дисциплину, должен знать: многообразие различных учебных программ по биологии методологию и методики естественнонаучного познания природы; морфологию и физиологию растений и животных, систематику органического мира, экологию и географическое аспространение растений, животных, грибов и микроорганизмов; Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: экспериментально познавать органический мир, его многообразие и взаимосвязи; проводить биомониторинг; оценивать природохозяйственную деятельность человека; проводить естественнонаучные эксперименты, лабораторные и полевые исследования реализовывать учебные программы биологических курсов в различных образовательных учреждениях. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина относится к профессиональному циклу. Изучается на 4 курсе в 8 семестре. 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов. 3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах) Всего часов Объём дисциплины для очной формы обучения Общая трудоемкость дисциплины Контактная работа (аудиторная+экзамен) обучающихся с преподавателем (всего) Аудиторная работа (всего): в т. числе: Лекции Семинары, практические занятия Практикумы Лабораторные работы Внеаудиторная работа (всего): В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: Курсовое проектирование Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем Творческая работа (эссе) Самостоятельная работа обучающихся (всего) Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет) 108 58 22 36 50 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий № п/п 1 2 3 Раздел дисциплины Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблю- Общая трудоёмкость (часах) 4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) аудиторные учебные занятия самостоятельная работа Формы текущего контроля успеваемости всего лекции практические занятия 44 10 16 18 Реферат, коллоквиум 30 4 10 16 34 8 10 16 Опрос, приём блоков, сообщение на занятиях Тестирование, Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) № п/п Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) всего аудиторные учебные занятия лекции практические занятия самостоятельная работа дения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Итого: Зачет Индивидуальная работа Общая трудоёмкость Формы текущего контроля успеваемости Семинар. Коллоквиум, ответы на контрольные вопросы 108 22 36 50 108 4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 4.2.1. Тематическое планирование № Раздел ФГОС 1 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Лекции 1. Введение. Цели и задачи курса. Изготовление тушек и чучел животных. Таксидермия. 2. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 3. Изготовление скелетных препаратов животных. Коллекции насекомых 4. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. 2 Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. 1. Разведение культур простейших. 2. Аквариумное содержание гидр, губок, моллюсков и ракообразных. Содержание дождевых червей. Час. 4 2 2 Лабораторные работы Час. 1.Изготовление тушки животного. 2.Изготовление чучела (головы) рыбы. 3. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 4.Изготовление скелетного препарата. 4 1.Постановка культур простейших. 2.Содержание губок, гидр 3. Содержание дождевых червей 4. Содержание раков и моллюсков в живом уголке. 5. Содержание ракообразных, дафний и арте- 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 мий 3 Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. 1.Наблюдения за животными. Организация учебно- и научноисследовательской деятельности обучаемых в живом уголке 8 1.Наблюдения культур простейших. 2.Организация наблюдений и исследований обучаемых. 4.2.2. Содержание дисциплины и результаты ее изучения № Тема и её содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Краткое содержание лекций Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов Введение. Цели и задачи курса. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Введение. Цели и задачи курса. Изготовление тушек и чучел животных. Таксидермия. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Коллекции насекомых. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Изготовление скелетных препаратов животных. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии Разведение культур простейших. Постановка культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. Аквариумное содержание гидр, губок, моллюсков и ракообразных. Содержание дождевых червей Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Наблюдения за животными. Организация учебно- и научно-исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке Краткое содержание лабораторных занятий Интерактивные формы проведения Лекция с презентацией Лекция с преподавателем физиологии Результаты обучения, формируемые компетенции СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6 Лекция с презентацией СК- 2, СК-6, СК8 Лекция с презентацией Лекциявизуализация Проблемная лекция с презентацией Лекциявизуализация СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6 СК- 2, СК-6 2 8 1. Изготовление тушки животного. 2. 3. Основные таксидермические приёмы шкур Изготовление чучела (головы) рыбы. 4. Особенности работы с ихтиообъектами. 5. 7. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных. Изготовление скелетного препарата. 8. Изготовление скелетного препарата. 9. Постановка культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 6. 1 0. 1 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. обработки Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Работа в малых группах Проблемное занятие Содержание губок, гидр, дождевых червей, раков и Работа в малых моллюсков в живом уголке группах Содержание дождевых червей Работа в малых группах Содержание раков и моллюсков в живом уголке. Работа в малых группах Содержание ракообразных, дафний и артемий Работа в малых группах Наблюдения культур простейших. Изготовление Проблемное временных препаратов. Окрашивание. Фиксирован- занятие ные препараты. Организация наблюдений и исследований обучае- Работа в малых мых. Эксперименты с животными в научно- группах исследовательской работе НОУ. СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 СК- 2, СК-6, СК-8 4.2.3. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов Название разде- Количество ла, темы № Формы кончасов в Виды самостоятельной Сроки вып/п троля соотв. с темаработы полнения тическим планом Изготовление Введение. Цели и задачи наглядных посокурса. Изготовление ту- 7 семестр бий для уроков 6 шек и чучел животных. 2 неделя Защита работ биологии в школе Таксидермия 1. из живых объектов презентация Изготовление влажных 7 семестр изготовленное препаратов животных и 2 неделя 4 пособие частей их тел. 6 4 Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. 4 4 Разведение и аквариумное содержание гидр. 4 Разведение и аквариумное содержание моллюсков 2. 4 Наблюдения за животными. Организация учебнои научно3. исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. И того Изготовление скелетных препаратов животных. Коллекции насекомых Коллекции следов жизнедеятельности животных и отпечатков лап. Разведение культур простейших. 16 Содержание червей. дождевых презентация изготовленное пособие презентация 7 семестр изготовленное 3 неделя пособие 7 семестр Изготовление 4 неделя препаратов Презентация собственных 7 семестр экспериментов 4 неделя изготовление препаратов Презентация собственных 7семестр экспериментов 5 неделя изготовление препаратов 7семестр 3 неделя Презентация собственных 7 семестр экспериментов 5неделя изготовление препаратов Наблюдения в живом 7семестр уголке и лекции презен- 5 неделя тации для школьников Дневник наблюдений, презентации лекций проведенных в живом уголке со школьниками 50 ч 5. Перечень учебно-методического обеспечения для работы обучающихся по дисциплине 5.1. Список литературы № 1 2 1 2 3 Наименование Основная литература Бараник А.П., Маркс Л.П., Поликаренко В.И. Подготовка к лабораторным работам по зоологии. Рекомендации в помощь учителю биологии. Новокузнецк, 1978. 22 с. Кременецкий Н. Г. Практикум по зоологии. М. 1953. Дополнительная литература Аверннцев С. В. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. М. 1947. Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания. Л.. 1955. Зеликман А. Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. Изд. «Высшая Наличие в библиотеке (кол-во экз.) 10 4 1 1 1 4 5 6 7 1 2 3 4 школа». М 1969. Иванов А. В., Петрушевский Г. К., Полянский Ю. И., Стрелков Я. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Л. 1941. Иванов М. И. Руководство для аквариумистов. М. 1964. Парамонов А. А. Бадяги и гидры как объект школьной работы. М. 1947. Цингер Я. А. Простейшие. М. 1947. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www:.scientific.ru http://www:.zapovednik.ru http://www:.biblfauna.ru http://www:.kuznezki-alatau.ru 1 1 1 1 5.2. Обеспеченность дисциплины оборудованием /п № аудитории, кабинета / средства обучения Аудитория № 28, 29 Мультимедиа Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор) Аудитория № 28 Микроскопы Бинокуляры Коллекционные коробки Лампы настольные Покровные и предметные стекла Чашки «Петри» Пинцеты Кол-во единиц оборудования 1 1 Форма использования Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов Ответственный (должность) лаборант лаборант 8 1 50 На практических занятиях На практических занятиях На практических занятиях лаборант лаборант Лаборант 7 50 На практических занятиях На практических занятиях Лаборант лаборант 25 10 На практических занятиях На практических занятиях. Аудитория № 29 Внутреннее строе0 ние рыб Скелет рыбы 1 Скелет лягушки 2 Скелет голубя 3 Скелет крысы 4 9 9 10 3 4 На циях На циях На циях На циях На циях практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант Черепа млекопи5 тающих Коллекции следов 6 жизнедеятельности Тушки птиц 7 Тушки млекопи8 тающих Чучела птиц 9 40 3 50 23 25 На циях На циях На циях На циях На циях практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант практических занятиях и лек- Лаборант 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям ФАО и учебно-методического отдела академии. Контроль знаний студентов проводится по следующей схеме: - промежуточная аттестация знаний и умений в течение семестра; - аттестация по итогам семестра в форме зачета и экзамена. Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточных и итоговой аттестаций, включают: - контрольные вопросы по темам дисциплины; - фонд индивидуальных домашних заданий; - фонд тестовых заданий по дисциплине; - вопросы к зачету, к экзамену; - перечень тем к экзамену; - методические указания к выполнению практических работ. Знания и умения студентов при итоговом контроле по дисциплине оцениваются на «зачтено» и «незачтено». Итоговая оценка знаний и умений по дисциплине складывается из трех частей: - 20 % оценки текущего контроля; - 30 % оценка за тестовые задания; - 50 % оценка за зачет. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине: - «зачтено» - выставляется студенту, показавшему полные, систематизированные знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач и допустившему в ответе или в решении задач некоторые неточности. - «незачтено» - выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знании основного содержания учебной программы дисциплины и не умеющего использовать полученные знания при решении практических задач. Тесты: ≥ 70% правильных ответов в тесте – отлично; ≥ 60% правильных ответов в тесте – хорошо; ≥ 50% правильных ответов в тесте – удовлетворительно; ≤ 50% правильных ответов в тесте – неудовлетворительно. Контрольные работы по проверке знаний терминов: − не указан 1 термин – отлично; − не указано 2 термина – хорошо; − не указано от 3 до 5 терминов – удовлетворительно; − не указано более 5 терминов - неудовлетворительно Текущий контроль. Формы контроля: защита практических работ и ведение практической тетради, семинары, контрольные работы по систематике отрядов, рефераты, доклады, презентации. Итоговый контроль: зачет в 7 семестре. 6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине № п/п 1. 2. 3. Контролируемые разделы дисциплины Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии. Демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. Код контролируемой компетенции (или её части) СК – 2,СК-6,СК-8 СК – 2, СК-6, СК-8 СК – 2, СК-6,СК-8 Наименование оценочного средства Реферат, коллоквиум Опрос, приём блоков, сообщение на занятиях Тестирование, Семинар. Коллоквиум, ответы на контрольные вопросы 6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы Вопросы к зачету: 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Таксидермия. Содержание дисциплины, её история и значение в преподавании биологии. 2. Методы изготовления тушек животных. 3. Методы изготовления чучел животных. 4. Основные таксидермические приёмы обработки шкур. 5. Изготовление чучела (головы) рыбы. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 6. Особенности работы с ихтиообъектами. 7. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Работа с ними на уроках биологии 8. Коллекции насекомых и работа с ними на уроках биологии. 9. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел и работа с ними на уроках биологии. 10.Коллекции следов жизнедеятельности животных и работа с ними на уроках биологии 11.Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных и работа с ними на уроках биологии. 12.Разведение культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 13.Наблюдения культур простейших на уроках биологии. 14.Изготовление временных препаратов простейших. Окрашивание. 15.Фиксированные препараты простейших. 16.Аквариумное содержание гидр и работа с ними на уроках биологии. 17.Аквариумное содержание губок и работа с ними на уроках биологии. 18. Аквариумное содержание моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 19.Аквариумное содержание ракообразных и работа с ними на уроках биологии. 20.Содержание сухопутных моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 21.Содержание рыб в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 22.Содержание насекомых в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 23.Содержание дождевых червей в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 24.Содержание моллюсков в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 25.Содержание амфибий в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 26.Содержание рептилий в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 27.Содержание птиц в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 28.Содержание млекопитающих в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 29.Уход и кормление животных в живом уголке. Ветеринарные мероприятия 30.Методика организации наблюдений за живыми объектами на уроках биологии. 31.Организация учебно- исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. 32.Организация научно-исследовательской деятельности обучаемых в живом уголке. 33.Эксперименты с животными в научно-исследовательской работе НОУ. 7. Методические рекомендации Темы рефератов 1. Изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из живых объектов. Таксидермия. Содержание дисциплины, её история и значение в преподавании биологии. 2. Методы изготовления тушек животных. 3. Методы изготовления чучел животных. 4. Основные таксидермические приёмы обработки шкур. 5. Изготовление чучела (головы) рыбы. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел. 6. Особенности работы с ихтиообъектами. 7. Изготовление скелетных препаратов животных. Скелеты животных. Черепа животных. Работа с ними на уроках биологии 8. Коллекции насекомых и работа с ними на уроках биологии. 9. Изготовление влажных препаратов животных и частей их тел и работа с ними на уроках биологии. 10.Коллекции следов жизнедеятельности животных и работа с ними на уроках биологии 11. Сбор помёта, погадок, погрызов, поедей. Изготовление отпечатков лап животных и работа с ними на уроках биологии. 12. Разведение культур простейших. Экскурсия на водоём для забора образцов. 13. Наблюдения культур простейших на уроках биологии. 14. Изготовление временных препаратов простейших. Окрашивание. 15. Фиксированные препараты простейших. 16. Аквариумное содержание гидр и работа с ними на уроках биологии. 17. Аквариумное содержание губок и работа с ними на уроках биологии. 18. Аквариумное содержание моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 19. Аквариумное содержание ракообразных и работа с ними на уроках биологии. 20. Содержание сухопутных моллюсков и работа с ними на уроках биологии. 21. Содержание рыб в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 22. Содержание насекомых в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 23. Содержание дождевых червей в живом уголке и работа с ними на уроках биологии. 7.1. Методические рекомендации для студентов Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» входит в число дисциплин по выбору биологического образования. Биология – предметная наука, и многое возможно продемонстрировать именно на объектах изучения, особенно в зоологической и ботанической частях. Оснащённость наглядными пособиями школьных кабинетов биологии не всегда удовлетворительна. Устаревшие таблицы, разваливающиеся от времени муляжи, почти высохшие влажные препараты – иногда это составляет весь арсенал учителя. Между тем, многие вещи он может сделать своими руками вместе с учениками. Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» нацелена на предметное освоение биологии, что в условиях растущей отстранённости большинства населения от природы играет немаловажную роль. Дисциплина «Изготовление наглядных пособий» состоит из трёх взаимосвязанных частей: непосредственное изготовление наглядных пособий для уроков биологии в школе из объектов, содержание и разведение животных в живом уголке кабинета биологии и демонстрации и наблюдения объектов и пособий с учебными и исследовательскими целями. На практике закрепляется материал лекционного курса, где осваиваются методики препаровки и условия содержания животных. При выполнении практикума большое значение приобретает самостоятельная работа студентов по поиску новых вариантов и методов изготовления наглядных пособий. Такая ориентация программы рассчитана на подготовку учителей к преподаванию биологии в школах, гимназиях и лицеях разных профилей – гуманитарных, естественнонаучных и технических. 7.2. Методические рекомендации для преподавателей Начиная преподавание дисциплины «Изготовление наглядных пособий», преподаватель должен сам освоить все предлагаемые виды работ и добиться в них хороших результатов. Каждое занятие нужно тщательно готовить, продумывая его план с учётом временных ограничений урока и предусмотрев все расходные материалы в необходимом количестве. Стоит предлагать студентам самостоятельный поиск возможных наглядных пособий. 1. Дидактические материалы Контрольно-измерительные материалы. зачтено: − студент продемонстрировал владение терминологией; раскрыл основные понятия, продемонстрировал знание методик, изготовил заданное количество наглядных пособий; не зачтено: − не владеет терминологией и имеет нечеткое представление о основных методиках, не сдал 50% наглядных пособий. Основные термины по дисциплине 1. Дубление 2. Жирование 3. Коллектирование 4. Конго-красный 5. Культивирование 6. Мездра 7. Муляж 8. Мумификация 9. Отмока 10.Препарирование 11.Таксидермия 12.Тушка 13.Фиксатор 14.Фиксация 15.Фуксин 16.Чучело 17.Этикетирование Составитель: к.б.н., доцент Дронзикова М.В.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-
Рассказ учителя с элементами беседы
Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .
Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).
Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.
Вспомните, какие растения являются двудольными.
Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?
Приведите примеры однодольных и двудольных растений.
Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ
Ход работы
Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.
План
Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?
Каково жилкование листа?
Простой это лист или сложный?
Какова форма листовой пластинки этого листа?
Какова форма края листа?
2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?
3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.
Жилкование листьев
4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение
Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.
Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.
Многообразие листьев
Лист . Виды листьев . Выпуск #2
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений
Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций
VIII вида
Тема урока Внешнее строение листа. Многообразие листьев.
Цель: Выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся знаний о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.
Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с видео презентацией, наглядным и раздаточным материалом (гербарий и комнатные растения); формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать культуру речи , интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование : компьютер, проектор; гербарные экземпляры листьев; инструктивная карточка Лабораторная работа «Листья простые и сложные».
План УРОКА
1. Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач.
2. Повторение пройденного по теме «Побег».
3. Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования)
4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице.
5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний.
6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами (алое, кактус, аспарагус) – приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды.
7. Рефлексия.
8. Постановка учебной цели на следующий урок.
ХОД УРОКА
Этап урока | Предполагаемые действия(ответы) учащихся |
|
1.Ввод в тему урока. Определение темы, постановка учебных задач. Презентация Видео ряд фотографий с изображением растений с разными по форме, по виду, по цвету листьями | О чем пойдет речь сегодня на уроке? Тема: Внешнее строение листа. Многообразие листьев Что бы вам хотелось узнать о листьях растений? | О растениях, о листьях растений. Запись темы урока в тетради (листе заданий) Что такое лист(определение) Как различаются листья Какое значение имеют листья в жизни растений и др. |
2.Повторение пройденного по теме «Побег». | Подписать название частей растений проверить | Выполнение задания самостоятельно Проверка по образцу (на слайде). Самооценка своих знаний. Пром. вывод: Лист - орган растения. |
3.Распознавание различительных признаков листа (по форме, по способу прикрепления, по типам жилкования) | Наблюдения за разными листьями, выделение отличительных признаков | Различие листьев по количеству листовых пластинок Простые и сложные (выборка номеров и запись в табличке. Самопроверка по образцу-слайд) Самооценка. Черешковые и сидячие (устный ответ) Виды жилкования (с опорой на образец) – обьяснение учителя. Пром. вывод: листья различают по количеству листовых пластин, по способу прикрепления к стеблю, по виду жилкования. |
4. наблюдения гербарных экземпляров и выделение изученных признаков внешнего строения листа. Обобщение знаний в таблице . | На каждую парту выданы гербарные образцы растений с различными видами жилкования (сетчатое, параллельное, дуговое) | Наблюдение предложенных образцов Сравнение, выделение отличительных признаков листовых пластинок Обобщение наблюдений в таблице Взаимопроверка, оценивание Пром. вывод: растения с стчатым и пальчатым жилкованием относятся к классу двудольных растений, а с параллельным и дуговым – к классу однодольных. |
5. практическая сам. работа с наблюдением комнатных растений, применение изученных на уроке знаний. Классификация листьев по внешним признакам: Кол-ву лист. пластин Способу прикрепления Виду жилкования | Для кабинета биологии закупили комнатные растения. Предлагаем вам составить паспорт растения. Растения представлены в 2 группах: 1- облегченный уровень с явно выраженными отличительными признаками 2- сложный уровень с менее выраженными отличительными признаками | Работа по плану, представленном в форме таблицы Заполнение таблицы Проверка учителем, оценка |
6. решение учебной задачи повышенного уровня (представление растительного материала с видоизмененными листовыми пластинами– приспособление растений к существованию в неблагоприятных условиях внешней среды. | 3. повышенный уровень (скрыт под салфеткой) растения с видоизмененными листоыми пластинами (алое, кактус, аспарагус). | Коллективное обсуждение представленных растений (3 уровня сложности Пром. вывод Видоизменения листьев связаны с тем, что в процессе эволюции листья адаптировались к различным климатическим факторам в зависимости от условий произрастания растений |
7. Рефлексия. | 1. оценка учебных достижений: выставление оценки за полученные знания на уроке с учетом полученных оценок на каждом этапе. 2. оценка учебных действий: предложить дать устную оценку действий ученикам в паре 3. самооценка личностных достижений | 1. (подсчет +) 2.Высказывания (кому было комфортно работать в паре, кто помогал друг другу) 3.Дерево роста (прикрепить листочки на ветки: нижняя – не все было понятно на уроке, сложно, не справился Средняя – интересно, большинство заданий выполнил, но не смогу применить их самостоятельно Верхняя – интересно и легко, все задания выполнил, смогу применить свои знания в жизни. |
8. Постановка учебной цели на следующий урок. | Просмотр видео презентации Изменение листьев растений в разное время года | Предположить тему следующего занятия |