Лучшие шпатлевки для стен. Какая шпаклевка для стен лучше
ГОРОДА МОСКВЫ
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 25 февраля 2015 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 10.03.2015).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве
1. Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее - Уполномоченный) является государственной должностью города Москвы, обеспечивающей гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти города Москвы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в городе Москве (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.
2. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в границах территории города Москвы.
Статья 2. Обязанности, ограничения и запреты, связанные с деятельностью Уполномоченного
1. Уполномоченный обязан соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , другими федеральными законами, Законом города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" , настоящим Законом и иными законами города Москвы.
2. Уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности города Москвы, государственные должности иных субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность.
4. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.
Статья 3. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;
2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами;
3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, включая правозащитные и просветительские некоммерческие организации и фонды;
4) взаимодействие с предпринимательским сообществом, объединениями предпринимателей и иными лицами, выражающими интересы субъектов предпринимательской деятельности;
5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
6) содействие улучшению делового и инвестиционного климата в городе Москве.
Статья 4. Правовые основы деятельности Уполномоченного
1. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Деятельность Уполномоченного дополняет формы и средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
3. Вмешательство Уполномоченного в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную и судебную деятельность не допускается.
Глава 2. Назначение на должность Уполномоченного и прекращение его полномочий
Статья 5. Назначение на должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается Мэром Москвы по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества города Москвы сроком на пять лет.
2. Уполномоченным назначается гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий высшее образование.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
4. Решение Мэра Москвы о назначении Уполномоченного оформляется указом.
5. Уполномоченный вступает в должность со дня вступления в силу указа Мэра Москвы о его назначении.
Статья 6. Удостоверение Уполномоченного
1. После вступления Уполномоченного в должность ему вручается удостоверение, являющееся документом, удостоверяющим его личность, полномочия и статус.
2. Положение об удостоверении Уполномоченного утверждается указом Мэра Москвы.
Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный продолжает исполнять свои должностные обязанности до вступления в должность нового Уполномоченного, за исключением случая досрочного прекращения полномочий.
2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Мэра Москвы в случае:
1) письменного заявления Уполномоченного о досрочном сложении своих полномочий;
2) смерти Уполномоченного;
3) неспособности Уполномоченного по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
4) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
5) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного либо о признании его недееспособным;
6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного или постановления суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
7) утраты Уполномоченным гражданства Российской Федерации;
8) получения Уполномоченным гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
9) получения Уполномоченным вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
10) наделения Уполномоченного полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
11) назначения Уполномоченного на государственную должность Российской Федерации, государственную должность иного субъекта Российской Федерации, иную государственную должность города Москвы, муниципальную должность, поступления Уполномоченного на государственную или муниципальную службу;
12) осуществления Уполномоченным любой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
13) осуществления Уполномоченным предпринимательской деятельности индивидуально либо в форме управления (участия в управлении) коммерческой организацией;
14) вхождения Уполномоченного в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
15) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами Уполномоченным, его супругой и несовершеннолетними детьми;
16) нарушения иных установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы ограничений и запретов, связанных с замещением государственной должности города Москвы;
17) утраты Мэром Москвы доверия к Уполномоченному;
18) упразднения должности Уполномоченного.
3. Уполномоченный может быть освобожден от должности досрочно с согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
4. Решение Мэра Москвы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного оформляется указом Мэра Москвы.
5. Уполномоченный освобождается от должности со дня вступления в силу соответствующего указа Мэра Москвы.
Глава 3. Деятельность Уполномоченного
Статья 8. Право обращения к Уполномоченному
1. Правом обращения к Уполномоченному с жалобой на нарушение в ходе предпринимательской деятельности их прав и законных интересов решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (далее - также жалоба) обладают:
1) физические лица, зарегистрированные в городе Москве в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) юридические лица, зарегистрированные в городе Москве;
3) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие на территории города Москвы предпринимательскую деятельность.
2. Обращение к Уполномоченному с жалобой не лишает индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, права иметь представителя для взаимодействия с Уполномоченным.
Статья 9. Подача и рассмотрение Уполномоченным жалоб
1. Жалобы направляются на имя Уполномоченного.
2. Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности на нарушение их прав и законных интересов решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностных лиц.
3. Направление субъектом предпринимательской деятельности жалобы по одному и тому же вопросу Уполномоченному, а также уполномоченному по защите прав предпринимателей в другом субъекте Российской Федерации не допускается.
4. В случае если после принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным по защите прав предпринимателей в другом субъекте Российской Федерации, рассмотрение ее прекращается и она возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.
5. Уполномоченный утверждает Регламент подачи и рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности (далее - Регламент), разработанный на основе требований федерального законодательства и настоящего Закона.
7. Жалобы должны отвечать требованиям, установленным федеральным законодательством, настоящим Законом и Регламентом.
Статья 10. Деятельность Уполномоченного, связанная с рассмотрением жалоб
1. В случае если в жалобе, поступившей на имя Уполномоченного, не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо наименование юридического лица и (или) почтовый адрес заявителя, ответ на такую жалобу не дается.
2. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе почтового адреса заявителя по следующим основаниям:
1) текст жалобы не поддается прочтению;
2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю неоднократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в указанной жалобе не приводятся новые обстоятельства или факты;
3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
3. Уполномоченный в течение семи дней со дня поступления жалобы принимает решение:
1) о принятии жалобы к рассмотрению;
2) о разъяснении заявителю, если это возможно без проведения разбирательства, средств, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и законных интересов;
3) об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.
4. О своем решении Уполномоченный уведомляет заявителя в течение трех дней.
5. После принятия жалобы к рассмотрению открывается дело, которому присваивается номер. Дело по данной жалобе идентифицируется по номеру и дате регистрации. Номер дела и дата его регистрации сообщаются заявителю в уведомлении о принятии его жалобы к рассмотрению.
6. Корреспонденция, поступающая к Уполномоченному после ее регистрации, расписывается по открытым делам и приобщается к ним с внесением реквизитов в опись материалов конкретного дела, хранящихся в этом деле.
7. Часть утратила силу с 21 марта 2015 года - Закон города Москвы от 25 февраля 2015 года N 2 ..
8. В случае если в процессе изучения жалобы и прилагаемых к ней документов выяснится, что жалоба подана лицом, не указанным в статье 8 настоящего Закона, жалоба и прилагаемые к ней документы возвращаются указанному лицу. Возвращение жалобы не препятствует обращению с ней лица, указанного в статье 8 настоящего Закона, к Уполномоченному по тому же вопросу в общем порядке.
Статья 11. Рассмотрение Уполномоченным жалоб по существу
1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный:
1) запрашивает у заявителя дополнительную информацию, документы, подлинники документов для ознакомления, письменные и устные разъяснения, дополнения, уточнения, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;
2) запрашивает и получает от органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;
3) при предъявлении удостоверения в установленном порядке посещает органы государственной власти и органы местного самоуправления, встречается с их должностными лицами для полного и всестороннего рассмотрения жалобы;
4) принимает с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
5) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в том числе о действиях, направленных против субъектов предпринимательской деятельности и имеющих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации ;
6) осуществляет иные необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые им сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения.
3. По инициативе Уполномоченного могут быть созданы рабочие группы с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления для рассмотрения обращений Уполномоченного.
4. При рассмотрении жалобы Уполномоченный вправе привлекать как на возмездной, так и на безвозмездной основе экспертов, способных оказать содействие в полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалобы.
5. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.
6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы персональные данные, сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Статья 12. Результаты рассмотрения жалоб Уполномоченным
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:
1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, в случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Уполномоченного. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;
3) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
4) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган или организацию, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении конкретных должностных лиц или служащих (работников) этих органов или организаций, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
5) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган или организацию, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, рекомендации по принятию необходимых мер в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.
Статья 13. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами
1. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и иными должностными лицами.
2. Уполномоченный вправе:
1) направлять в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере его деятельности;
2) направлять Мэру Москвы мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти города Москвы;
3) участвовать в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, касающихся предпринимательской деятельности, готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов;
4) в установленном порядке участвовать в заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий и рабочих групп, заседаниях Правительства Москвы, коллегиальных совещательных органов при органах исполнительной власти города Москвы по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
5) обращаться к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления по иным вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий.
Статья 14. Ежегодный доклад Уполномоченного
1. Уполномоченный подотчетен Мэру Москвы.
2. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Мэру Москвы доклад о результатах своей деятельности за истекший период, содержащий в том числе оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.
3. Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в Московскую городскую Думу, а также иным должностным лицам по списку, утвержденному Мэром Москвы.
4. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава 4. Организация деятельности Уполномоченного
Статья 15. Обеспечение деятельности Уполномоченного
1. Материально-техническое и организационно-хозяйственное обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляет Управление делами Мэра и Правительства Москвы.
2. Правовое, научно-аналитическое, информационно-справочное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет его аппарат.
3. Помещение для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляется Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного
1. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного, его аппарата и экспертов, привлекаемых на возмездной основе, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Средства на эти цели предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы.
2. Денежное содержание государственных гражданских служащих в аппарате Уполномоченного устанавливается на уровне денежного содержания государственных гражданских служащих в Аппарате Мэра и Правительства Москвы.
3. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате Уполномоченного должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы.
Статья 17. Совещательные органы при Уполномоченном
1. Для согласования и разработки мер по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности из числа лиц, обладающих необходимыми познаниями в данной деятельности, а также авторитетом среди предпринимательского сообщества, на общественных началах создается Общественный совет при Уполномоченном.
2. Положение об Общественном совете, его количественный и персональный состав утверждаются Уполномоченным.
3. Уполномоченный вправе создавать иные экспертные, консультативные советы, рабочие группы и другие совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций.
Статья 18. Информация о деятельности Уполномоченного
Информация о деятельности Уполномоченного размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ - новый, непривычный и не всегда понятный институт для российского бизнеса. Возникает вопрос, какое влияние бизнес-омбудсмен может оказать на развитие российского предпринимательства. Какие права и обязанности бизнес-омбудсмена установлены законодательством. Кто, когда и как может обратиться к нему за помощью, какие вопросы он поможет решить. Как накажут тех, кто игнорирует решения бизнес-омбудсмена.
Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность
Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.
Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.
Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной.
В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес-омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича.
Первый российский бизнес-омбудсмен Борис Титов долгое время отстаивал интересы отечественных предпринимателей
Статус бизнес-омбудсмена
Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» . С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес-омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции.
Круг компетенций и полномочий бизнес-омбудсмена довольно широкий. Цель его деятельности - защита законных прав всех предпринимателей в РФ и российских бизнесменов за её границами.
Деятельность бизнес-омбудсмена ориентирована на содействие развитию других общественных структур по защите российского бизнеса, а также на активное участие в формировании политики государства в сфере предпринимательства. По распоряжению Председателя Правительства РФ от 04.03.2016 Б.Ю. Титов был включён в состав рабочей группы по формированию программы «Экономика роста».
Сам бизнес-омбудсмен так формулировал свою миссию: «То, что касается направлений работы - главных несколько. Это прежде всего работа с обращениями по конкретным случаям. К нам идёт большое количество обращений бизнесменов, чьи права, как они считают, уже нарушены: которые сидят в тюрьме или в СИЗО или находятся под подпиской о невыезде, в разных ситуациях. Бывают просто вопиющие случаи… И если мы видим, что действительно права нарушены, то тогда омбудсмен будет брать эти общественные решения и конкретно действовать - освобождать предпринимателя, закрывать уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Это одна часть работы. Вторая часть - законодательная работа: мы должны сделать так, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя».
По общему мнению, актуальность института бизнес-омбудсмена в России невозможно преуменьшить. Уровень криминальных рисков в стране можно считать значительно снизившимся, по крайней мере, по сравнению с печально известными девяностыми. Уровни же рисков административных и коррупционных скорее растут, чем снижаются. И это несмотря на активное противодействие верховной власти, в первую очередь, Президента.
Бизнес-омбудсмен призван обеспечивать предпринимателям надлежащую защиту и на законодательном уровне гарантировать комфортные условия для ведения дел
Кто может стать бизнес-омбудсменом в России
Законом 78-ФЗ предусмотрен порядок назначения бизнес-омбудсмена и условия, которым должен удовлетворять кандидат. Эти условия прописаны в статье 1 закона:
- Бизнес-омбудсменом может стать только гражданин РФ с высшим образованием, достигший возраста 30 лет.
- Бизнес-омбудсмена назначает Президент РФ на 5 лет. Бизнес-омбудсмен назначается на эту должность не больше двух сроков подряд. Президент может и досрочно прекратить полномочия омбудсмена.
- Бизнес-омбудсмен не может быть депутатом федерального или регионального уровня, не может иметь доходов от бизнеса или другой работы по найму.
- Допустимо для бизнес-омбудсмена получение дохода от преподавательской, научной или другой творческой деятельности. Бизнес-омбудсмен должен прекратить все виды деятельности, недопустимые согласно ст. 1 закона 78-ФЗ, не позднее двух недель после назначения на должность.
Условия для рассмотрения кандидатуры бизнес-омбудсмена
Концепция учреждения должности бизнес-омбудсмена в такой большой стране, как Россия, естественно, должна была развиться в систему, дополненную учреждением аналогичных должностей на региональном уровне. Эта возможность установлена в статье 9 закона № 78-ФЗ. Региональный уполномоченный назначается Законом субъекта РФ и будет считаться замещающим государственную должность в аппарате управления субъекта РФ. При этом региональный закон не должен противоречить положениям закона 78-ФЗ, в частности, ст. 10 этого закона.
Финансирование деятельности регионального уполномоченного должно проводиться за счёт регионального бюджета. Региональный бизнес-омбудсмен будет выполнять те же функции, что и уполномоченный на общегосударственном уровне, но только в том субъекте РФ, где он назначен бизнес-омбудсменом. Требования к кандидатуре регионального омбудсмена практически те же, как и к кандидатуре на пост Уполномоченного при Президенте РФ.
Аппарат Уполномоченного: штатные сотрудники и общественные помощники
Статья 8 закона 78-ФЗ предоставляет право омбудсмену набрать оплачиваемый персонал для осуществления текущей деятельности. Численность и структура аппарата регулируются приказами омбудсмена. Финансирование и материально-техническое обеспечение работы самого бизнес-омбудсмена и его аппарата предусматривается федеральным бюджетом.
Но состав помощников омбудсмена не ограничивается штатным персоналом. Успешная деятельность омбудсмена невозможна без участия специалистов экспертного уровня на различных направлениях его деятельности. Омбудсмен привлекает экспертов pro bono publico на общественных началах для правовой оценки жалоб предпринимателей. Статья 7 закона 78-ФЗ также даёт возможность омбудсмену широко использовать в своей сфере деятельности многоплановые общественные структуры.
Наглядно структура аппарата омбудсмена в 2018 году отражена на схеме.
Структура аппарата бизнес-омбудсмена в 2018 году
Омбудсмен вправе создавать различные совещательные органы. Для участия в работе таких органов омбудсмен может привлекать на общественных началах специалистов экспертного уровня, представителей органов власти разных уровней, представителей общественных объединений.
Многоплановая работа омбудсмена требует ведения переговоров на уровне органов власти различного уровня в процессе рассмотрения жалоб предпринимателей. Одновременно возникает необходимость в экспертизе обжалуемых нормативных актов и находящихся на стадии разработки законодательных инициатив омбудсмена.
Советы при омбудсмене выполняют разноплановые функции.
- Общественный совет:
- объединение представителей важнейших структур бизнеса;
- обсуждение кандидатур для назначения общественными представителями омбудсмена;
- обсуждение кандидатур на должность региональных омбудсменов;
- участие в подготовке решений омбудсмена о приостановлении действия отдельных ненормативных актов властных структур.
- Экспертный совет:
- анализ системных проблем хозяйственного законодательства и проявлений коррупционных практик;
- подготовка предложений по способам устранения системных проблем законодательства;
- рассмотрение совместно с Генеральной прокуратурой случаев массового нарушения хозяйственного законодательства и анализ широкого распространения ненадлежащей правоприменительной практики;
- подготовка законодательных инициатив для разрешения проблем, связанных с несовершенством законодательства;
- подготовка ежегодного доклада Президенту к согласованию в структурах омбудсмена с учётом мнения ведущих предпринимательских сообществ.
- Координационный совет:
- объединение общественных помощников омбудсмена по 38 направлениям его работы;
- координация позиций института региональных омбудсменов по тематике административного законодательства;
- выстраивание работы структуры омбудсмена с профильными ведомствами;
- организация социологических опросов среди предпринимателей разного уровня по тематике факторов, влияющих на бизнес;
- выявление и систематизация проблем российского бизнеса в различных сферах, выработка направлений решения выявленных проблем.
Можно отметить результаты работы экспертного совета при омбудсмене:
- подготовлено 4 ежегодных доклада Уполномоченных, в результате отработки которых с органами власти инициировано более 150 поручений Президента РФ и Правительства РФ;
- подготовлены проекты 29 федеральных законов (в т. ч. пакет законов о самозанятых);
- совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина подготовлена среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста»;
- в 2017 году подготовлен аналитический доклад «Бизнес под уголовным прессом», посвящённый анализу состояния использования в РФ уголовного законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
В круг функций омбудсмена входит и достижение договорённостей о совместной работе с различными официальными структурами и организациями, а также создание межведомственных рабочих групп с участием своих представителей.
Таблица: соглашения, заключённые с ведомствами и организациями
Ведомства и организации | Дата заключения соглашения |
---|---|
Генеральная прокуратура | 10.10.2012 |
МВД | 18.02.2020 |
МЧС | 11.04.2013 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей | 31.07.2013 |
Федеральная служба судебных приставов | 26.11.2013 |
Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина | 08.12.2014 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 10.12.2014 |
Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова | 01.03.2016 |
Полномочные представители омбудсмена работают в общественных советах при министерствах и ведомствах.
Представители бизнес-омбудсмена в министерствах и ведомствах
Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности
Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур.
В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей.
Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена - экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.
Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства.
Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок - 30 дней.
В полномочия омбудсмена входит направление Президенту предложений, обосновывающих необходимость аннулирования или приостановки действия актов структур исполнительной власти любого уровня, включая Правительство РФ, если такие акты противоречат Конституции, иным законам, указам Президента, а также если эти акты содержат положения, без должных оснований затрудняющие деятельность предпринимателей.
Итоги работы омбудсмен ежегодно отражает в докладе Президенту РФ, публикуемом на сайте омбудсмена и в «Российской газете». В частности, результаты работы института уполномоченных систематизированы в отчёте Президенту за 2017 год.
Реализация полномочий по видам деятельности (из доклада омбудсмена Президенту за 2017 од)
Видео: бизнес-омбудсмен предложил новации
Особенности участия омбудсмена в судебном производстве
Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов. Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения (ст. 53.1 , ст. 42 АПК РФ).
Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности(ст. 25.5.1 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения омбудсменом жалоб от предпринимателей
Подачу жалоб российскому бизнес-омбудсмену регламентирует Порядок , утверждённый Б.Ю. Титовым 06.06.2013 года во исполнение ст. 11 закона № 78-ФЗ. Порядок устанавливает механизм рассмотрения жалоб и принятия решений по ним. С Порядком можно ознакомиться на официальном сайте бизнес-омбудсмена.
Жалобу омбудсмену как индивидуальную, так и коллективную, могут подать:
- субъект предпринимательства (ИП или юридическое лицо), чьи права в сфере бизнеса были нарушены;
- представитель субъекта предпринимательства, например, адвокат;
- общественное объединение субъектов предпринимательства, намеренное защитить законные интересы конкретного предпринимателя;
- близкие родственники человека, занятого предпринимательством, который находится в статусе обвиняемого или уже осуждён за деятельность, связанную с его бизнесом.
Жалоба может быть первичная или повторная. Повторной считается жалоба лица, уже подававшего жалобу того же содержания. Цель повторной жалобы:
- обжаловать решение омбудсмена по своей первичной жалобе;
- отразить мнение о недостатках, имевших место при рассмотрении первичной жалобы;
- пожаловаться на несвоевременное рассмотрение жалобы.
Подача жалобы
Рекомендуемую форму жалобы можно скопировать с официального сайта омбудсмена. Заявитель обычно подготавливает материалы по документальному обоснованию аргументов, содержащихся в жалобе. Для подтверждения аргументации поданного обращения заявитель может:
- дополнительно предоставить копии документов;
- ходатайствовать о запросе определённых документов в конкретных властных или правоохранительных органах.
Жалоба может быть направлена омбудсмену почтовым отправлением или по e-mail адресу: [email protected]
Важно соблюдать формальные моменты оформления жалобы. Это, в первую очередь, относится к чёткой индивидуализации заявителя. Необходимо указать в жалобе:
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- место жительства;
- ИНН либо основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
- полное наименование юридического лица и место нахождения;
- ИНН юридического лица;
- полный почтовый (или электронный) адрес лица, направившего жалобу, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании жалобы;
- изложение существа вопроса;
- личную подпись заявителя (гражданина или руководителя юридического лица).
- чётко указать, нарушены какие именно права заявителя или лица, в защиту которого подана жалоба;
- какое именно лицо виновно в нарушение затронутых в жалобе прав (это может быть физическое или юридическое лицо, но чаще всего это какая-то властная структура, орган правопорядка или суд);
- предложить меры для устранения допущенного нарушения права;
- описать, какие действия уже были предприняты самостоятельно заявителем (или лицом, в защиту которого подаётся жалоба).
Порядок работы с жалобами
Аппарат омбудсмена организует приём и рассмотрение жалобы в соответствии с установленным порядком.
- Регистрация жалобы и формальный фильтр.
Формальный фильтр предусмотрен для того, чтобы определить, может ли быть жалоба принята к рассмотрению, или заявителю должен быть направлен в трёхдневый срок обоснованный отказ в принятии жалобы.
Основанием для невозможности принятия жалобы к рассмотрению может быть одно из следующих обстоятельств:
- подана жалоба не по направлению деятельности омбудсмена:
- обжалуются права лица, не являющегося субъектом предпринимательства;
- жалоба содержит ходатайство о защите прав предпринимателя, не относящихся к его коммерческой деятельности, т. е. жалоба не относится к преследованию лица за правонарушения по статьям УК РФ, сгруппированным в главах 21 и 22 УК.
- вопрос уже был рассмотрен:
- жалоба содержит вопрос, по которому заявитель уже обращался к омбудсмену, и заявителю уже направлялись ответы по рассмотрению данного вопроса;
- неправильное оформление жалобы:
- жалоба может считаться анонимной (не указана идентификация заявителя);
- качество написания жалобы не позволяет её прочитать (неразборчивый рукописный текст, печать на принтере с недостатком краски в картридже);
- недостаток информации для рассмотрения по существу:
- не представлено документальное подтверждение полномочий заявителя представлять лицо, интересы которого защищаются в жалобе;
- вопрос жалобы изложен так, что из текста невозможно понять его содержание.
- подана жалоба не по направлению деятельности омбудсмена:
- Первичная правовая экспертиза и диспетчеризация обращения. После принятия решения о том, что жалоба должна быть принята, аппарат омбудсмена занимается решением следующих вопросов.
- выявляется, необходимо ли предоставление заявителем дополнительных документов для рассмотрения ходатайства заявителя по существу;
- проверяется, не будет ли ответ по вопросу, отражённому в жалобе, нарушением законодательства об охране государственной тайны;
- определяется, возможно ли направить жалобу на рассмотрение региональному омбудсмену для непосредственной работы с заявителем;
- должна ли быть жалоба направлена общественным представителям и экспертам Уполномоченного для дополнительного изучения;
- относится ли решение вопроса жалобы к компетенции определённой государственной структуры, куда жалоба должна быть направлена.
- Рассмотрение обращения по существу может включать в себя как работу с документами, так и контакты с заявителем и с лицами, упомянутыми в жалобе.
- проводится правовая экспертиза жалобы и приложенных к ней документов;
- если необходимо, опрашиваются физические лица и должностные лица организаций, упомянутых в жалобе;
- проводится (при необходимости) встреча омбудсмена или его уполномоченного представителя с заявителем или с лицом, в защиту которого подана жалоба;
- в необходимых случаях готовится и направляется запрос омбудсмена в конкретные органы власти и правопорядка по предоставлению необходимых документов.
- Реализация мер по защите прав заявителя.
- составляются запросы и рекомендации в административные или правоохранительные органы;
- подаются омбудсменом иски в защиту интересов заявителя;
- принимается решение об участии федерального или регионального бизнес-омбудсмена в качестве защитника в судебном процессе по обвинению заявителя в правонарушениях в связи с его предпринимательской деятельностью;
- по итогам реализации мер по защите заявителя определяется имеют ли системный характер проблемы, затронутых в жалобе;
- передаются материалы по выявленным системным проблемам экспертам для подготовки законодательной инициативы или других мер.
- Работа с системными проблемами.
- экспертный совет проводит экспертизу по выявленным системным проблемам;
- эксперты готовят материалы для обращения омбудсмена в надлежащие инстанции по выявленным проблемам;
- омбудсмен обращается к Президенту с предложениями по принятию мер устранения выявленных проблем законодательства или правоприменительной практики.
Если были запрошены у заявителя дополнительные документы, рассмотрение жалобы приостанавливают до момента получения запрошенных материалов. Следующие шаги бизнес-омбудсмена в таком случае:
- запрошенные материалы получены и начинается рассмотрение жалобы по существу; получение дополнений не считается подачей повторной жалобы;
- заявитель не предоставил запрошенные данные в течение двух месяцев и рассмотрение жалобы автоматически прекращается, а заявителю направляется уведомление.
В процессе работы с принятой к рассмотрению жалобой омбудсмен уведомляет заявителя о принимаемых мерах и полученных результатах. Такие уведомления направляются заявителю не реже, чем один раз в два месяца.
Какими полномочиями обладает омбудсмен для рассмотрения жалобы
Бизнес-омбудсмен законодательно наделен широким набором инструментов для использования в процессе рассмотрения обращений субъектов предпринимательства. Некоторые права омбудсмена можно отнести и к категории властных полномочий.
В процессе рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен вправе выполнять следующие действия.
- Получать от органов власти всех уровней документы на основании своего запроса.
- Посещать должностных лиц органов власти любого уровня.
- Посещать лиц, жалобы в защиту которых приняты омбудсменом, как в местах содержания подсудимых, так и в учреждениях исполнения наказаний. На такие посещения омбудсмен не обязан получать специальное разрешение.
- Участвовать в назначенных контролирующими организациями выездных проверках у предпринимателей, нарушение чьих прав рассматривает омбудсмен.
- Обжаловать в суде ненормативные правовые акты, содержащие положения, вследствие которых нарушены законные права одного или нескольких субъектов предпринимательства.
- Выдавать предписания на приостановку действия актов, которые были обжалованы в суде, до момента вступления в силу решения суда по обжалованию такого акта.
Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 обязывает должностных лиц обеспечить беспрепятственный приём омбудсмена, а также направить на его запросы письменные ответы и запрошенные им документы не позднее пятнадцати дней после получения запроса. Омбудсмен может привлекать экспертов для рассмотрения жалобы, а также привлекать к такой работе своих общественных представителей.
Если жалобы, адресованные омбудсмену, содержат вопросы, входящие в компетенцию правоохранительных органов, то их направляют в конкретный правоохранительный орган, о чём извещают заявителя. Если жалоба содержит несогласие с решениями судов или правоохранительных органов и одновременно содержит не подтверждённое конкретными доказательствами требование о привлечении к ответственности работников правоохранительных органов или судей, такая жалоба рассматривается только по вопросу содержания вынесенного решения.
Видео: какие жалобы поступают в аппарат омбудсмена
Какие действия должен совершить омбудсмен по итогам рассмотрения жалобы
Омбудсмен осуществляет одно или несколько действий из закрытого перечня в ч. 5 ст. 4 закона № 78-ФЗ от 07.05.2013:
- письменно разъясняет заявителю затронутые им вопросы и способы защиты перечисленных в жалобе прав;
- если в действиях органа власти усматриваются признаки нарушения законодательства, направляет в этот орган заключение, где указывает необходимые меры, которые должны обеспечить восстановление прав конкретных субъектов предпринимательства;
- подаёт в суд заявление с требованием признать недействительным нормативный акт, нарушающий предпринимательские права субъекта бизнеса;
- подаёт в суд иск, направленный на защиту интересов субъектов предпринимательства, нарушение чьих прав отражено в жалобе;
- обжалует в апелляционных судебных инстанциях вступившее в силу решение суда, в отношении субъекта предпринимательства, о защите чьих прав ходатайствует жалоба;
- направляет в надлежащие органы обращение, обосновывающее требование о привлечении к дисциплинарной или судебной ответственности инициаторов действий, нарушающих права субъектов предпринимательства;
- передаёт жалобу в организацию, могущую разрешить вопросы жалобы, причём закон запрещает омбудсмену направлять полученную от заявителя жалобу лицу, действия которого обжалует заявитель.
Омбудсмен вправе запросить данные об итогах рассмотрения направленной жалобы. Заявителю предоставляют для ознакомления материалы по рассмотрению его жалобы. Законом установлено, что ознакомление не должно затрагивать законные интересы иных лиц.
Результаты рассмотрения жалоб публикуются на сайте омбудсмена. При этом персональные данные конкретных физических лиц должны быть обезличены.
Какая ответственность грозит за вмешательство в деятельность омбудсмена
За действия по воспрепятствованию выполнению омбудсменом его обязанностей, предусмотренных законом, судом может быть наложено административное взыскание (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Так, за факт вмешательства в работу омбудсмена с целью оказания влияния на принятие им решения предусмотрен штраф от 1000 до 2000 рублей.
На должностное лицо, не исполняющее законные требования омбудсмена, могут наложить штраф от 2000 до 3000 рублей.
Если должностное лицо не соблюдает определённые законом сроки направления омбудсмену материалов по его запросу, Кодексом предусмотрен штраф от 1000 до 2000 руб. А повторное совершение хотя бы одного из вышеуказанных правонарушений в течение года предусматривает дисквалификацию виновного лица на срок от полугода до года.
Для ещё молодого российского предпринимательства фигура бизнес-омбудсмена непривычна. Однако опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена показал, что обширный круг полномочий позволяет ему весьма эффективно помогать российскому предпринимательскому сообществу бороться с разноплановыми противозаконными помехами в бизнесе. Это и работа с органами власти разного уровня, это и участие в гражданском и уголовном судопроизводстве, а главное - выполнение функций эксперта, имеющего право обращаться к Президенту с конструктивными законодательными инициативами в сфере прав предпринимателей.
Вся коммерческая деятельность предпринимателей связанна с постоянным риском ущемления своих прав и интересов. В этой статье мы писали про некоторые способы отстаивания своих прав и интересов как предприниматель . Эти риски бывают административного, экономического и уголовного плана. Также полноценное функционирование бизнеса предпринимателя часто подвергается испытаниям форс-мажорного характера. Уже с конца девяностых годов прошлого века, в нашей стране стала постепенно выстраиваться структура защиты интересов предпринимателей на законных основаниях. Правительством страны утверждено несколько законодательств, касающихся их деятельности, а также приняты Гражданский и Налоговый кодексы РФ, которые стали документами, на основе которых ведут свой бизнес предприниматели разных уровней. Но эти юридические документы не смогли полностью решить задачу по полноценной защите прав предпринимателей. Поэтому в 2012 году, правительством РФ было решено учредить институт Уполномоченных призванных защищать интересы предпринимательского движения.
Кто такой и зачем он нужен этот самый "Уполномоченный по правам предпринимателей"?
Становление аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.
В результате детальных разбирательств и многочисленных уточнений относительно функций и полномочий бизнес-омбудсмена, в мае 2013 года появился Федеральный закон «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Он узаконил его правовой статус и урегулировал его детальное взаимодействие с Министерством экономического развития РФ. Этот документ утвердил статус Уполномоченного как Государственного служащего Администрации Президента, а также позволил утвердить штат, необходимых для полноценного функционирования аппарата, помощников. На сегодняшний день в данном государственном органе служат около сорока человек. Впервые, на Федеральном уровне, на должность Уполномоченного, в июне 2012 года был утвержден крупный Российский предприниматель Борис Титов.
С 1 января 2015 года было принято решение об изменении юридического статуса Уполномоченного по правам предпринимателей. Теперь это государственный орган, основной обязанностью которого является обеспечение гарантий защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности на государственном уровне. Этот орган стал самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из Федерального бюджета. Также стоит заметить, что после принятия данного решения, все региональные субъекты Российской Федерации получили право вводить в своих администрациях аналогичные должности.
Основные права и обязанности Уполномоченного.
Законодательно утверждены основные требования, предъявляемые к человеку, который может претендовать на этот высокий пост. Это:
- Возраст. Претендент должен достичь 30-ти летнего возраста.
- Образовательный ценз. У него обязательно должно быть высшее образование.
Также установлен срок полномочий бизнес-омбудсмена, он составляет 5 лет. В случае его эффективной работы, имеется право на продление полномочий еще на 5 лет.
Основной задачей Уполномоченного и всего, возглавляемого им аппарата, является контроль над тем, чтобы со стороны различных Федеральных и Муниципальных государственных учреждений и органов не происходило нарушение прав и интересов коммерсантов. В случае выявления таких нарушений, Уполномоченный обязан вникнуть в суть проблемы и принять все меры к пресечению подобных действий со стороны Госорганов и восстановлению ущемленных прав бизнесмена. Обозначим основные обязанности Уполномоченного по защите прав бизнесменов:
- Защита различных интересов предпринимателей, связанных с их деятельностью, путем подачи исков в суд соответствующей инстанции.
- Получение различных сведений, касаемых деятельности предпринимателя, из различных Муниципальных и Федеральных органов.
- Помощь в подаче различных заявлений в судебные органы от лица предпринимателей, для признания незаконными действий тех или иных государственных органов, за исключением действий прокуратуры и Следственного комитета РФ.
- В целях изменить и улучшить те или иные правовые акты, а также законы, касающиеся деятельности предпринимателей, уполномоченный вправе направлять соответствующие аргументированные предложения в аппарат Президента или в Правительство страны.
- Визиты в различные органы Муниципального управления, с целью получения интересующей его информации.
- Участие в различных проверках коммерческих компаний государственными контролирующими органами. В том числе выездных. Контроль над законностью проведения данных проверок.
- Обжалование, в случае необходимости, разнообразных актов составленных контролирующими государственными органами, после их вступления в силу по решению Арбитражного суда.
- Общение и обсуждение дел с обвиняемыми или уже осужденными предпринимателями.
Вследствие того, что представительства данного Госаппарата аппарата уже открыты в большинстве регионов Российской Федерации, помощь от их функционирования в своей деятельности получают все большее количество предпринимателей нашей страны.
Рассмотрение жалоб предпринимателей аппаратом Уполномоченного.
У любого лица, ведущего предпринимательскую деятельность в нашей стране, периодически возникают трения и спорные вопросы с государственными и муниципальными контролирующими органами. В этом случае имеет смысл составить претензию или жалобу и обратиться с ней к Уполномоченному по защите прав бизнесменов. В жалобе обязательно должны быть следующие пункты:
- ФИО предпринимателя.
- Юридический или почтовый адрес бизнесмена. Его электронная почта.
- Наименование органа, к которому предприниматель имеет претензию.
- Суть жалобы (претензия).
- Если жалоба касается неправомерной проверки, то указывается дата и методы ее проведения, а также ответственное лицо, указанное в акте.
Жалобы рассматриваются абсолютно все. Ответ от Уполномоченного должен быть получен в течение 13-ти рабочих дней. В ответе должна содержаться информация о принятии жалобы или ее отклонении. В случае принятии жалобы, обычно указываются предполагаемые действия, по устранению возникшей у предпринимателя проблемы. В случае ее отклонения, в ответе должны быть указаны объективные причины такого решения.
Жалоба направляется Уполномоченному в виде заполненного бланка установленной формы с приложением всех имеющихся для предмета обращения документов (копий).
Мы специально для Вас написали материал где более подробно описали какими правами и обязанностями обладает индивидуальный предприниматель.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.
Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых "майских Указов" Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО "Абрау-Дюрсо", сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.
Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.
С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.
Статус и общая компетенция Уполномоченного
Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз - обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.
Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.
Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.
Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.
Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей
Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи - при помощи сети Интернет.
Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.
Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:
- бумага составлена неадекватно - невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
- ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
- в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).
Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия
Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:
- беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
- беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
- без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
- получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
- участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
- выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
- другими специальными полномочиями.
Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.
По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.
Содержание жалобы Уполномоченному по защите предпринимателей
В достаточно сложном мире современного предпринимательства не каждый может защитить и отстоять свои интересы надлежащим образом. Отдельные должностные лица, а иногда и судьи не желают вставать на защиту бизнесмена, а напротив, всячески ущемляют его права.
Поэтому очень важно уметь пользоваться альтернативными способами защиты, и знание того, как правильно подать жалобу бизнес-омбудсмену, лишним не будет.
Уполномоченным в 2013 году был утвержден порядок подачи жалоб ему предпринимателями. В жалобе в обязательном порядке указывается, каким образом и какие именно права бизнесмена или их группы были нарушены, кем были допущены нарушения этих прав и какими действиями (бездействием) или актами, что может послужить решением проблемы, и какие действия предпринял сам предприниматель для защиты своих интересов.
Если в жалобе содержится просьба к омбудсмену об обращении в суд за защитой конкретного представителя предпринимательства, то необходимо указать причины того, почему он сам не может этого сделать. Причины должны быть уважительными.
Такие же правила актуальны и при обращении к региональным Уполномоченным по правам предпринимателей. Единственным отличием является суть требований в жалобе: она не должна распространяться на решения и действия федеральных органов всех ветвей власти. С такими заявлениями можно обращаться только к Уполномоченному по правам предпринимателей РФ.
Обращается к Вам индивидуальный предприниматель, подполковник запаса Пашеев Александр Геннадьевич, награжденный В.В.Путиным орденом «За военные заслуги». Вводя онлайн-кассы Вы решили сократить малый бизнес(комиссионные магазины, маленькие торговые точки, парикмахерские и т.д)?О каком снижении нагрузки на предпринимателей говорите? Наоборот, еще больше издержек ляжет на предпринимателей!!! Может прозрачность нужна для чиновников, которые с жиру бесятся и сочиняют подобные законы? Или кто-то проплатил данный закон и вводя онлайн-кассы зарабатывает деньги на простых гражданах? Платя все налоги, аренду, в банк за терминал, % за расчеты по карточкам и за пользование расчетного счета и т.д.Чтобы установить онлайн-кассу я вынужден буду купить компьютер или наутбук, потратить деньги на проводной интернет,т.к. другой интернет у меня в магазине не берет. Заплатить за установку онлайн-кассы и т.д.Не пробовали подсчитать во что мне все это обойдется? И сколько будет стоить обслуживание интернета и онлайн-кассы? Вы правда считаете, что часть предпринимателей не свернет свой "бизнес" и не уйдет в "подполье"?Что за ними нужен контроль и тем самым помогаете малому бизнесу? Ответ: Вы глубоко ошибаетесь!!!У меня комиссионный магазин"Коллекционер",более 1150 комитентов(людей, кто сдает товар на реализацию),работаю 12,5 лет. Вы представляете себе сколько предметов(хотя бы- монет разных стран, причем -разных людей и по разным ценам)?А наименований у меня очень много. как сказал бывший Министр культуры России Авдеев, зайдя в наш магазин:"Достойно!" Единственный,кто поддерживает в данном вопросе-это С.М.Миронов "Справедливая Россия". Сколько лет мне,работая только вдвоем с женой необходимо разобраться чей товар и сколько необходимо штрих- кодов? Сколько денег я потрачу на установку интернета, онлайн-кассы и в процессе дальнейшей работы, кроме аренды, налогов и т.д. трат? Я военный пенсионер, жена тоже на пенсии. Я 12,5 лет плачу постоянно налоги по вмененке! Отчеты мне делают в компании. А сейчас мне нужно будет нанимать бухгалтера и человека, кто в совершенстве владеет компьютором? Комиссионный магазин и так не приносит большой прибыли! Пока еще не стал миллионером! А Вы предлагаете мне быть в убытках? И все платить из своей пенсии? Может лучше закрыться(единственный такого плана магазин в городе- комиссионный)? Я много общаюсь и знаю, что маленькие магазинчики и маленькие парикмахерские вынуждены будут закрыться, НЕ ВЫЖИВУТ! Может Вам следует еще раз подумать над данным законом или Вы целенаправленно сокращаете малый бизнес? Можно уже готовиться к закрытию Комиссионного магазина? При таких затратах я не выживу! Прошу Вас внести дополнение в закон о онлайн-кассах: « Разрешить не устанавливать онлайн-кассы в комиссионных магазинах, маленьких торговых точках, которые платят налоги по вмененке».