Заготовка семян в домашних условиях. Технология

Главная / Канализация
Урок 10
Тема : растения.
ПОЛУЧЕНИЕ И СУШКА СЕМЯН

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

о рганизационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

Ребята, я сейчас хочу прочитать вам загадки, а вы внимательно слушайте и правильно разгадывайте.

Отгадайте загадки о растениях.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

(Дерево.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква.)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.

(Смородина чёрная и красная.)

Низок да колюч, сладок да пахуч,

Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.

(Крыжовник.)

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(Земляника.)

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит.

(Колос.)

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

(Ромашки.)

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный … (василёк).

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух.)

(Крапива).

После того как загадка отгадана, на экране появляется слайд с изображением того или иного растения.

О чём были все загадки? Как назвать одним словом всё, о чём шла речь?

(ответы детей)

Тема нашего урока: «Растения»

Что мы должны с вами сделать на уроке и какую цель мы свами поставим перед собой? (Ответы детей)

Цель: Узнать какие бывают растения и для чего они нужны. Заготовить семена.

А чтобы узнать какие бывают растения, что нам нужно сделать?(ответы детей)

Задачи: 1. Работа с учебником.

    2. Выполнить практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке.

    3. Оформить пакетик для хранения семян.

Для чего нужны растения? Можно было бы обойтись без них? (Ответы учащихся.)

Работа с раздаточным дидактическим материалом (работа в парах).

У вас на партах, ребята, лежат карточки с изображением различных растений. Распределите их по группам. Какие группы у вас получились?

слайд. Самопроверка. Овощи и фрукты

Какое значение имеет каждая группа растений в природе? В жизни человека? (Ответы учащихся.)

Работа с учебником (с. 24).

Рассмотрите фотографии и скажите, для чего ещё нужны растения. (Отвечают на поставленный вопрос.)

А вам самим приходилось ухаживать за растениями? Какими? В чём заключался ваш уход за растениями?

Работа с мультимедийным диском.

Сегодня мы с вами будем заготавливать семена томата.

Но прежде чем приступить к работе, надо набраться сил, поэтому сейчас – физкультурная пауза, а мы с вами на время превращаемся из учеников в подсолнухи.

Во дворе растёт подсолнух…

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Встают на одну ногу и тянут руки вверх.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

Вращение прямых рук вперёд и назад.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Садятся.

II. Открытие новых знаний.

Подготовка рабочего места.

Слайд Заготовка семян

Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся?

Помидор тарелочка, салфетка, ножик, ложечка, конверт для хранения семян. Проверьте друг друга.(дети проверяют друг друга )

Для того чтобы ваша самостоятельная работа шла успешнее, нужно составить… (план работы).

Слайд План работы

Составление плана работы (под руководством учителя).

План работы:

1. Возьмём перец и разрежем его пополам.

2. Вынем из перца семена с помощью ложки.

3. Оставим семена сушиться.

4. Заготовим конверт.

5. Сложим семена в конверт.

III. Практическая самостоятельная работа.

Если вам всё понятно и нет никаких вопросов, можете приступать к работе. Не торопитесь, выполняйте работу аккуратно. Вы знаете, что если вам понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне или к соседу по парте.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?

Когда на грядке вырастают вкусные огурцы или крупные помидоры, очень хочется посадить на следующий год такие же, но вот вопрос – как заготовить семена ?

Оказывается совсем не обязательно искать нужный сорт по магазинам, потому что умелый и заботливый огородник получает семена от своих собственных растений на , и вот как это делается.

Заготовка семян

Во время активного плодоношения кустов помидор, нужно выбрать из них самые урожайные и скороспелые.

Их тщательно пасынкуют, помечают стебель тесемкой и после завязывания двух-трех плодовых кистей, прищипывают верхушку растения.

Позже, когда плоды начнут созревать и спеть, из них выбирают лучшие, снимают и кладут на дозаривание - доведение плода до спелости, на 1-2 недели.

Такой прием заготовки значительно увеличивает последующую всхожесть семян, так как перезревшие плоды значительно снижают всхожесть семян .

Как только семена отделятся от мезги и сока, их тщательно промывают и раскладывают сушить на стекло, фанеру или картон.

Из килограмма помидор можно заготовить около 4 граммов семян, это более 1000 штук. Хранят семена в сухом помещении при 10-12 градусах.

Семена пригодны к посеву даже через 7 лет, а их чистосортность объясняется тем, что томаты – самоопыляющиеся растения и они не могут скреститься с другими сортами.

Другое дело – огурцы . Чтобы получить чистосортные семена, на участке нужно выращивать только один сорт этого овоща.

В период начала цветения нужно удалить с грядки все слабые и дефектные растения. Отметить растения, с которых будут браться плоды на семена и прищипнуть их на уровне 5-6 листа.

На семена нужно оставлять огурцы первого урожая, отдавая предпочтение самым правильным по окраске и форме.

Лучшие семена будут из огурцов, собранных из пазухи второго или первого листа. Для семян на каждом растении оставляют не больше трех плодов, другие завязи ощипывают.

Для окончательного созревания семян огурцам потребуется 35-40 дней, то есть их не снимают до тех пор, пока они не пожелтеют. Потом их срывают и кладут на дозаривание.

Семенное размножение у привычной нам земляники садовой, к сожалению, приводит к появлению менее урожайных растений и более слабых кустов. Зато другой вид этих сладких ягод – землянику альпийскую, можно успешно выращивать из семян. Давайте узнаем об основных достоинствах и недостатках этой культуры, рассмотрим основные сорта и особенности агротехники. Информация, представленная в этой статье, поможет вам определиться - стоит ли выделять ей место в ягоднике.

Часто при виде прекрасного цветка мы инстинктивно наклоняемся, чтобы ощутить его благоуханье. Все ароматные цветы можно разделить на две большие группы: ночные (опыляемые ночными бабочками) и дневные, чьими опылителями являются, в основном, пчелы. Для цветовода и дизайнера важны обе группы растений, ведь мы часто прогуливаемся по саду днем и отдыхаем в любимых уголках с наступлением вечера. Нам никогда не помещает благоухание любимых ароматных цветов.

Тыкву многие огородники считают королевой грядок. И не только из-за ее размера, разнообразия форм и цветов, но и за отменный вкус, полезные качества и богатый урожай. Тыква содержит большое количество каротина, железа, различные витамины и минералы. Благодаря возможности длительного хранения этот овощ поддерживает наше здоровье круглый год. Если вы решили посадить тыкву на своем участке, вам будет интересно узнать, как получить максимально большой урожай.

Яйца по-шотландски - невероятно вкусно! Попробуйте приготовить это блюдо дома, ничего сложного в приготовлении нет. Яйца по-шотландски - это сваренное вкрутую яйцо, завернутое в мясной фарш, панированное в муке, яйце и сухарях и обжаренное во фритюре. Для жарки понадобится сковородка с высоким бортиком, а если есть фритюрница, то это просто здорово - ещё меньше хлопот. Также понадобится масло для фритюра, чтобы не задымить кухню. Выбирайте фермерские яйца для этого рецепта.

Одно из самых удивительных крупноцветных кадочных кубанола доминиканская полностью оправдывает статус тропического чуда. Теплолюбивая, медленнорастущая, с огромными и во многом уникальными колокольчиками цветков, кубанола – ароматная звезда с непростым характером. Она требует особых условий содержания в комнатах. Но для тех, кто ищет эксклюзивные растения для своего интерьера, лучшего (и более шоколадного) кандидата на роль комнатного исполина не сыскать.

Карри из нута с мясом - сытное горячее блюдо на обед или на ужин, приготовленное по мотивам индийской кухни. Это карри готовится быстро, но требует предварительно подготовки. Нут нужно предварительно замочить в большом количестве холодной воды на несколько часов, лучше на ночь, воду можно несколько раз поменять. Мясо также лучше оставить на ночь в маринаде, чтобы оно получилось сочным и нежным. Затем следует отварить нут до готовности и далее готовить карри по рецепту.

Ревень можно встретить не на каждом садовом участке. А жаль. Это растение - кладезь витаминов и может быть широко использовано в кулинарии. Чего только не готовят из ревеня: супы и щи, салаты, вкуснейшее варенье, квас, компоты и соки, цукаты и мармелад, и даже вино. Но и это не все! Крупная зеленая или красная розетка листьев растения, напоминающая лопух, выступает красивым фоном для однолетников. Не удивительно, что ревень можно увидеть и на клумбах.

Сегодня в тренде эксперименты с небанальными сочетаниями и нестандартными расцветками в саду. Например, стали очень модными растения с черными соцветиями. Все черные цветы оригинальны и специфичны, и для них важно уметь подбирать подходящих партнеров и место положения. Поэтому данная статья не просто познакомит вас с ассортиментом растений с аспидно-черными соцветиями, но и научит тонкостям применения подобных мистических растений в садовом дизайне.

3 вкусных сэндвича - сэндвич с огурцом, сэндвич с курицей, сэндвич с капустой и мясом - отличная идея для быстрого перекуса или для пикника на природе. Только свежие овощи, сочная курочка и сливочный сыр и немного приправ. В этих сэндвичах нет лука, по желанию можно добавить маринованный в бальзамическом уксусе лучок в любой из бутербродов, это вкус не испортит. Быстро приготовив закуски, останется собрать корзинку для пикника и отправиться на ближайшую зелёную лужайку.

В зависимости от сортовой группы, возраст рассады, пригодной для высадки в открытый грунт, составляет: для ранних томатов - 45-50 дней, средних сроков созревания - 55-60 и поздних сроков - не менее 70 дней. При высадке рассады томатов в более молодом возрасте значительно удлиняется срок ее адаптации к новым условиям. Но успех в получении качественного урожая томатов зависит еще и от тщательного выполнения основных правил высадки рассады в открытый грунт.

Неприхотливые растения «второго плана» сансевиерии не кажутся скучными тем, кто ценит минимализм. Они лучше других комнатных декоративно-лиственных звезд подходят для коллекций, требующих минимального ухода. Стабильная декоративность и крайняя выносливость только у одного вида сансевиерии сочетаются еще и с компактностью и очень быстрым разрастанием - розеточных сансевиерий Хана. Приземистые розетки их жестких листьев создают поразительные группы и узоры.

Один из самых ярких месяцев садового календаря приятно удивляет сбалансированностью распределения благоприятных и неудачных для работы с растениями дней по лунному календарю. Огородом и садом в июне можно заниматься на протяжении всего месяца, при этом неблагоприятные периоды очень короткие и все равно позволяют заниматься полезными работами. Найдутся свои оптимальные дни и для посевов с посадками, и для обрезки, и для водоема, и даже для строительных работ.

Мясо с грибами на сковороде - недорогое горячее блюдо, которое подойдёт для обычного обеда и для праздничного меню. Свинина приготовится быстро, телятина и курица - тоже, поэтому такое мясо предпочтительно для рецепта. Грибы - свежие шампиньоны, на мой взгляд, самый удачный выбор для домашнего рагу. Лесное золото - боровики, маслята и прочие вкусности лучше заготавливать на зиму. В качестве гарнира идеально подойдет варёный рис или картофельное пюре.

Люблю я декоративные кустарники, особенно неприхотливые и с интересной, нетривиальной окраской листвы. Есть у меня разные спиреи японские, барбарисы Тунберга, бузина чёрная... И есть один особенный кустарник, о котором расскажу в этой статье - пузыреплодник калинолистный. Для осуществления моей мечты о саде, не требующем большого ухода, он, пожалуй, подходит идеально. При этом способен и очень разнообразить картинку в саду, причём - с весны и до осени.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: показать многообразие растительного мира, значение растений в жизни человека, познакомить (обзорно) с частями растений, продолжить формирование умения работать с учебником, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают различные виды растений, умеют соотнести описание растения и его название, понимают значение семян для размножения растений, роль растений в жизни человека, осознают роль человека в выращивании культурных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: соотносят описание растения с его названием, высказывают свои предположения на основе работы с учебником, учебным фильмом, выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, корректируют и контролируют свои действия, ориентируясь на данный образец.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, отвечают на вопросы, используя игровые ситуации, свой жизненный опыт и приобретённые знания, анализируют и делают выводы, создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, при этом признавать право других участников на иное мнение, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету; демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответственность.
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://luts.ucoz.ru/load/14-1-0-120
http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/zagadki_pro_rastenija/26-2-3
http://www.fizkult-ura.ru/node/113
Материалы и оборудование: плоды болгарского перца; нож, ложка, миска (пластиковые); цветные карандаши, конверт; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал:
1) мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Получение и сушка семян»; мультимедийная презентация «Растения»;
2) карточки для работы в парах с изображением растений.
Основные понятия и термины: растения, семена, сушка.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
– Отгадайте загадки о растениях.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина чёрная и красная.)
Низок да колюч, сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(Крыжовник.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит.
(Колос.)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки.)
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш.)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный … (василёк).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух.)
Не огонь, а жжется.
(Крапива).
После того как загадка отгадана, на экране появляется слайд с изображением того или иного растения.
– О чём были все загадки? Как назвать одним словом всё, о чём шла речь? Для чего нужны растения? Можно было бы обойтись без них? (Ответы учащихся.)
Работа с раздаточным дидактическим материалом (работа в парах).
– У вас на партах, ребята, лежат карточки с изображением различных растений. Распределите их по группам. Какие группы у вас получились?
Называют группу и растения. Учитель демонстрирует соответствующий слайд. Самопроверка.
– Какое значение имеет каждая группа растений в природе? В жизни человека? (Ответы учащихся.)
Работа с учебником (с. 24).
– Рассмотрите фотографии и скажите, для чего ещё нужны растения. (Отвечают на поставленный вопрос.)
Далее двое хорошо читающих учеников читают диалог Ани и Вани (с. 25 учебника).
– А вам самим приходилось ухаживать за растениями? Какими? В чём заключался ваш уход за растениями?
Работа с мультимедийным диском.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. I от слов «Посмотрите, что в руках у Ани…» до конца, делая логические паузы-остановки, чтобы ученики могли дать ответы на вопросы.
– Сегодня мы с вами будем заготавливать семена болгарского перца.

– Но прежде чем приступить к работе, надо набраться сил, поэтому сейчас – физкультурная пауза, а мы с вами на время превращаемся из учеников в подсолнухи.
Во дворе растёт подсолнух…
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Встают на одну ногу и тянут руки вверх.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Садятся.
II. Открытие новых знаний.
Подготовка рабочего места.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. II до слов «Разрежем перец пополам…».
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Положите их на парту. (Готовят рабочее место.) Проверьте друг друга.
Демонстрация мультимедийного фильма «Получение и сушка семян», ч. II до конца.
– Для того чтобы ваша самостоятельная работа шла успешнее, нужно составить… (план работы).
Составление плана работы (под руководством учителя).
План работы:
1. Возьмём перец и разрежем его пополам.
2. Вынем из перца семена с помощью ложки.
3. Оставим семена сушиться.
4. Заготовим конверт.
5. Сложим семена в конверт.
– Сравните составленный план с планом, который предлагают авторы учебника.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. III «Получение и сушка семян. План работы».
III. Практическая самостоятельная работа.
– Если вам всё понятно и нет никаких вопросов, можете приступать к работе. Не торопитесь, выполняйте работу аккуратно. Вы знаете, что если вам понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне или к соседу по парте.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?

Заготовка плодовых семян - работа несложная, важно только правильно организовать ее. Деревья, от которых заготовляются семена, нужно намечать заранее, причем для этой цели следует отбирать самые лучшие экземпляры по общему состоянию, урожайности, морозостойкости и устойчивости против вредителей и болезней.

При использовании дикорастущих массивов необходимо очистить их от излишних загущающих деревьев и кустарников, удалить все экземпляры, непригодные для заготовки семян, провести инвентаризацию деревьев с разбивкой на три группы по срокам созревания (ранние, средние и поздние), с тем чтобы заготовку семян можно было производить отдельно по каждой группе. Дополнительно к этому, непосредственно при питомниках следует создавать специальные маточно-семенные насаждения лучших разновидностей подвоев и прежде всего тех из них, которые в данной местности в естественном виде не произрастают.

Для создания маточно-семенных насаждений можно использовать садозащитные полосы из диких яблонь.

Теперь защитная полоса из дикой яблони дополняется другими высокоствольными древесными породами.

Для заготовки семян можно использовать только совершенно спелые плоды; лучше всего такие плоды собирать, когда они начнут опадать. Собранные плоды семечковых пород ссыпают для дозревания на открытом месте в кучи или бурты высотой 40-50 см и шириной до 3 м. Ссыпанные таким образом плоды могут лежать до двух недель, после чего их пускают в переработку. За кучами и буртами нужно тщательно наблюдать; в случае согревания плодов их перелопачивают. Перед переработкой плоды нужно тщательно промыть, чтобы они были чистыми.

Из 1 т плодов дикой яблони или груши получается 8-10 кг семян. Если семена добываются из культурных сортов, то для получения их в том же количестве потребуется гораздо больше плодов (по весу). Поэтому при добывании семян в большом количестве необходимо организовать дело так, чтобы мезга и сок плодов не пропадали, а были соответственно использованы (переработаны).

Существуют два способа переработки плодов семечковых пород - горячий и холодный. Семена, полученные из плодов, переработанных горячим способом, для посева не годятся, так как их зародыши от высокой температуры теряют жизнеспособность. Поэтому плоды, семена из которых извлекают с целью посева, нужно перерабатывать обязательно холодным способом.

Если семена из плодов извлекаются в самом хозяйстве, необходимо пользоваться специальными плододробилками, которыми плоды мелко раздробляются. Из получившейся массы можно отжать прессом сок, идущий для производства напитков. После просушивания отпрессованной мезги из нее выделяют семена.

Выделять семена можно сухим способом и отмывкой. При сухом способе мезгу после прессования рассыпают для просушивания на брезентах или мешковине слоем не толще 8-10 см и регулярно перемешивают. Рассыпать мезгу с семенами нужно в тени, на открытом воздухе или же в сушилках. Когда мезга просохнет, ее пропускают через веялки или зерносортировки.

Для выделения семян из мезги отмывкой чаще всего применяют особые корыта, имеющие по всей длине проволочные сита с соответствующими отверстиями. Для первой отмывки эти отверстия должны быть размером 8 X 8 мм (для отделения крупных частиц мезги), а для второй - 3 X 3 мм (для отделения от семян мелких частиц мезги). Корыта наполняют водой на 15-20 см выше сита; на сито помещают мезгу и перегоняют ее деревянными лопатами из конца в конец.

Отделенные от мезги семена нужно просушить и просеять. Никогда не следует мезгу с семенами складывать в большие кучи, иначе она быстро согревается, вследствие чего семена в значительной степени теряют свою жизнеспособность (всхожесть). При отделении семян способом отмывки мезгу, даже в небольших кучах, нельзя держать более 2-3 часов.

Семена для просушки рассыпают тонким слоем (до 0,5 см) на брезентах, в тени или под навесом; при этом их нужно 2-3 раза в день перемешивать деревянными граблями или руками.

Можно пользоваться и огневой сушкой, но в этом случае нужно строго следить, чтобы температура в сушилках держалась в пределах 30-35°; при более высокой температуре резко снижается всхожесть семян.

Семена косточковых пород получают при технической переработке холодным способом. Оставлять косточки в мезге больше суток и допускать брожения мезги ни в коем случае нельзя. Сушить косточки нужно при температуре не свыше 20-25° и обязательно в тени. При сушке на солнце косточки растрескиваются и впоследствии легко загнивают.

Из крупных - плодов косточковых пород (сливы, персика, абрикоса) семена обычно заготовляют ручным способом; плоды разламывают или разрезают и извлекают из них косточки. Косточки в тот же день отделяют от остатков мякоти.

Посевной материал семечковых культур должен удовлетворять следующим требованиям. Хорошие семена должны быть полновесными, плотными, со свежей блестящей оболочкой; семена яблони - светлокоричневого цвета, а семена груши - почти черного. И те и другие должны быть ровно окрашенными, полными и приятными на вкус. Окраска ядра у свежих семян белого цвета, у старых (испорченных) - желтоватого. От удара чем-нибудь твердым свежие семена сплющиваются, старые же крошатся. Затхлый запах, плесень, неприятный вкус - все это признаки недоброкачественности семян.

Одним из важнейших требований к качеству семян является их хорошая жизнеспособность (всхожесть). Семена семечковых и косточковых пород по своим посевным качествам должны удовлетворять следующим техническим условиям.

Семена, не удовлетворяющие требованиям второго класса, к посеву не допускаются.

Заготовленные семена семечковых пород сохраняют в сухом прохладном помещении. Опыты показали, что при правильном хранении плодовые семена могут сохранить высокую всхожесть в течение 2-3 лет.

Хранить семена нужно в сухих помещениях с относительной влажностью воздуха 50-70%. Наиболее благоприятны для этого сухие комнатные условия с постоянной температурой и невысокой влажностью. Помещения с относительной влажностью воздуха выше 75%, а также чердаки, амбары и обычные склады, куда свободно проникает влажный воздух, для хранения семян непригодны. Чтобы влажность семян оставалась постоянно низкой (колебания ее приводят к их порче), их необходимо защищать от притока наружного воздуха.

Перед засыпкой семян на хранение помещение нужно очистить и продезинфицировать. В одном помещении с семенами нельзя хранить вещества, поглощающие влагу (соль, селитру, и другие), а также ядохимикаты, бензин и керосин. Не следует помещать семена на цементный, асфальтовый, каменный и земляной пол; от этого семена отсыревают и теряют всхожесть.

Семена косточковых пород для хранения нужно ссыпать в мешки или деревянные ящики, а семечковых (яблоня и груша) - в мешки или стеклянные бутыли. Бутыли для хранения семян яблони и груши особенно удобны, если в помещении колеблется относительная влажность. В последнем случае бутыли закрывают пробками, снабженными хлоркальциевыми трубками. Благодаря этому воздух в бутыль поступает через трубки уже просушенным. По мере увлажнения в трубках хлористого кальция его нужно заменять сухим.

Перед засыпкой семян на длительное хранение необходимо определить их хозяйственную годность. Некондиционные по всхожести семена для длительного хранения непригодны. Во время хранения семян нужно постоянно следить, чтобы их влажность не повышалась и чтобы на них не появлялась плесень. При повышении влажности семян их необходимо просушивать. В хранилищах с плодовыми семенами пользоваться вентиляцией можно только в сухую погоду.

Семена, сохраняемые в течение зимы с соблюдением всех указанных правил и высеянные весной, дают всходы только в следующем году. Это объясняется тем, что плодовые семена после сбора» должны пройти период так называемого послеуборочного дозревания, до окончания которого они не прорастают. Под дозреванием подразумевается ряд внутренних процессов, которые происходят в семенах. Сущность этих процессов пока еще недостаточно изучена, но известно, что они являются необходимым условием для прорастания семян.

Дозревание семян может протекать лишь при достаточной влажности, свободном доступе воздуха и температуре от +3 до +7°. Продолжительность периода дозревания семян у разных видов плодовых растений неодинакова.

Чтобы создать благоприятные условия для дозревания семян, применяют особый прием, называемый пескованием, или стратификацией. Для этого 1 часть семян тщательно перемешивают с 2-3 частями песку. Застратифицированные семена ссыпают в ящики и хранят в подвале или закапывают в землю. При хранении семян в подвале их в течение зимнего периода несколько раз перемешивают, а песок поддерживают во влажном состоянии. Семена, закопанные в землю, кроме предохранения их от повреждения мышами, никакого ухода не требуют. Но при таянии cнега весной место, где закопаны семена, нужно прикрыть соломой, иначе они прорастут раньше, чем можно будет их высеять.

При больших партиях семена стратифицируют в траншеях. Для траншей выбирают сухое, возвышенное место в тени. Чтобы избежать повреждений семян мышами, траншеи ни в коем случае нельзя устраивать близ жилых построек и скирд соломы. Траншеи должны быть окружены канавой глубиной 55-60 см и шириной 40-60 см, которая служит для отвода воды и затрудняет мышам доступ к семенам. Зимой канаву нужно систематически очищать от снега. Кроме того, участки с траншеями и прилегающую к ним территорию необходимо затравить против мышей отравленными приманками. Осенью за семенами в траншеях нужно следить, чтобы они не пересыхали или не начали плесневеть и загнивать от избытка влажности. На зиму траншеи прикрывают слоем земли 25-30 см.

Пескование семян семечковых пород можно производить с осени до конца января.

Семена косточковых пород при пересыхании легко теряют всхожесть, поэтому их нужно стратифицировать немедленно после извлечения из плодов, независимо от того, когда они будут высеяны - весной или осенью.

Семена косточковых лучше стратифицировать в глубоких (примерно 60 см) траншеях.

Правильно подготовленные семена косточковых ко времени весеннего посева должны иметь надтреснутую косточку.

При стратификации семян необходимо обеспечить благоприятные условия для их дозревания в течение следующих сроков:

В конце стратификации температура с 3-7° тепла должна быть понижена до 0 + 1° чтобы предупредить преждевременное прорастание их. Для этого застратифицированные в ящиках семена помещают на ледники или закапывают в снег, прикрывая его нетеплопроводным материалом (соломой, опилками и т. п.). Траншеи также следует закрывать нетеплопроводными материалами.

После стратификации семена должны иметь следующую всхожесть (в процентах).

Семена с более низким процентом всхожести к посеву не допускаются.

Очень часто возникает необходимость в определении всхожести семян еще до стратификации. Пробное проращивание семян в этом случае никаких результатов дать не может, так как они, не пройдя процесса дозревания, не прорастают. Поэтому приходится прибегать к другим способам определения всхожести. Наиболее удобным из них является метод окрашивания индиго-кармином. Перед окрашиванием у семян удаляют наружную и внутреннюю оболочки, для чего их предварительно в течение суток намачивают. Очищенные от оболочек семена погружают в раствор индиго-кармина (в стеклянной посуде) на 3 часа, после чего раствор выливают, а семена промывают чистой водой и просматривают. Невсхожие семена окрашиваются в голубой цвет, а хорошие, жизнеспособные семена совершенно не окрашиваются. Частично окрашенные семена при определении процента всхожести следует относить к негодным. Для приготовления раствора на 1 часть индиго-кармина берут от 500 до 1000 частей дистиллированной воды (в зависимости от качества индиго-кармина).

Методом окрашивания можно пользоваться и для определения всхожести застратифицированных семян.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве