Правильная посадка за партой для начальной школы. Офисная мебель и всё вокруг неё Правильное положение школьника за письменным столом
Как правильно сидеть за компьютером или рабочим столом, вопрос далеко не праздный. Человечество, ведя сидячий образ жизни, невольно провоцирует нарушения в позвоночнике, что в свою очередь может нарушить работу всего организма в целом.
Человеческий организм не предназначен для 8 часового сидения за компьютером в неудобной позе в душном офисе. Согласно природе, человек должен постоянно двигаться, ходить, бегать, добывая пропитание.
Сидеть за компьютером надо правильно
За комфорт и малоподвижный образ жизни приходится расплачиваться болезнями позвоночника и нарушениями осанки уже в детском возрасте. Но вооружившись знаниями, можно снизить риск повреждений позвоночника. Небольшой, но важный шаг в этом, это правильная поза за рабочим столом. Если вы сидите неправильно, и ваше рабочее место плохо организовано, то вы подвергаете себя большому риску.
- Из-за этого в нижней части тела образуется застой крови, что приводит к отекам ног и болям в спине.
- Неправильная осанка за компьютером или рабочим столом создает излишнее напряжение глаз, мышц и суставов.
- Позвоночник практически обездвижен, он не выполняет достаточное количество наклонов, прогибов, самые сложные отделы выключены из работы и оказываются лишними.
Большинство из нас проводит большую часть времени за рабочим столом в неудобной позе. Это вредно для здоровья! По данным статистики, количество офисных работников, имеющих проблемы с позвоночником возросло до 60%!
Как правильно сидеть за рабочим столом
- Если вы большую часть рабочего времени сидите, то следите за тем, чтобы нагрузка на ягодицы распределялась равномерно
- Ягодицы должны контактировать с поверхностью опоры всей поверхностью, то есть вес должен распределяться равномерно
- Присядьте на стул, немного поерзайте, покачайтесь взад-вперед и из стороны в сторону. Найдите максимально удобное положение таза
- Высота стула играет важную роль. Проверьте угол между бедром и туловищем. Величина угла должна составлять 90*
- Если стул слишком высок, то нет опоры на ноги, что увеличивает нагрузку на позвоночник
- Если стул низкий, то при вставании создается излишняя нагрузка на суставы
- Стопа должна равномерно контактировать с поверхностью пола, лучше немного вытянуть ноги вперед, а не поджимать под себя
- Спина и плечи должны опираться на спинку стула, главное внимание, уделяя поясничному отделу позвоночника
Ваша осанка,положение корпуса относительно рабочего стола,монитора, мыши,стула,все играет важную роль и определяет насколько вы устанете к концу рабочего дня. На рисунке 1 и 2 показаны классические ошибки при выборе рабочей позы. Проследите за собой,может быть и вы в их числе?
На рисунке 1 человек , сидя за столом, сильно наклоняется вперед. Что при этом происходит? Сильный наклон тела вперед ставит под удар вашу поясницу,ведь при наклоне вперед,вес верхней части туловища,который несет позвоночник увеличивается,поясница испытывает огромную нагрузку. Положение усугубится,если вы подвернете ноги под стул.
На рисунке 2 человек сильно отклонился назад от вертикали. Чем это грозит? В отклоненном назад положении больше всего страдают мышцы шеи. Если, к тому же, ваше рабочее кресло не имеет поддержки для поясницы,то вполне возможно,скоро вы почувствуете проблемы с позвоночником.
Эти 2 положения дают плохой угол обзора монитора, и к концу дня отрицательно скажутся на запястье, так как положение локтя неправильно по отношению к рабочей поверхности стола и клавиатуры.
На рисунке 3 показано правильное положение тела.
Верхняя часть тела должна быть прямой,предплечья параллельны бедрам и рабочей поверхности стола, чтобы избежать деформации кисти.
Угол между бедром и коленом 90-120*.
Если в течение рабочего дня вы будете стараться сохранять правильную позу за рабочим столом,то устанете значительно меньше и сохраните ясность мысли.
Как сидеть неправильно
- Нельзя целый день сидеть на очень мягких стульях и в глубоких креслах. Сидя на такой мебели, невозможно держать спину прямо, что приводит к нарушениям осанки.
- Сидеть нога на ногу. Поза нога на ногу приводит к искривлению позвоночника и варикозному расширению вен.
- Нельзя целый день сидеть неподвижно. Это приводит к застою венозной крови в нижних конечностях и искривлению позвоночника.
- Обязательно каждые полчаса надо вставать, ходить 5 минут и чаще потягиваться. Делайте упражнения при сидячей работе.
- Если у вас сидячая работа,чаще меняйте положения рук и ног.
- Делайте небольшую растяжку.
Подберите удобное рабочее кресло. У хорошего рабочего кресла должен быть подголовник, а под ноги подставьте специальную подставку.
Вне зависимости от возраста и пола самый нагруженный орган у любого человека - поясничный отдел позвоночника. Когда человек сидит на него давит вес всего тела. Все мы замечали усталость и утомляемость после больших нагрузок на позвоночник. Ортопедам давно известно: чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве.
Как только ребенок пошел в первый класс, он все больше времени проводит в сидячем положении: и во время уроков, и дома. Чтобы не испортить осанку школьнику очень важно следит за тем, как именно он сидит за столом.
Когда ребенок постоянно сидит в неправильной позе, у него развивается искривление позвоночника и нарушается осанка, что приводит к быстрому утомлению при небольших нагрузках, дискомфорту и болях в позвоночнике.
Как же правильно сидеть?
5 советов как должен сидеть ребенок чтобы не испортить осанку
Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ортопедами определены общие стандарты, которым должен удовлетворять стол для школьника.
Вот некоторые из них:
- Стол и стул должны регулироваться под рост
- Столешница должна регулироваться под углом
- Грудь должна быть приближена к столу на расстоянии детского кулака
- Тетрадь при письме необходимо наклонить влево (левше - вправо) примерно на 30 градусов
- Посадка на стуле:
- колени под столом образуют один прямой угол
- линия бедер и спина - второй
- ноги должны плотно стоят на полу.
Это позволит: во-первых, настроить их под рост вашего ребенка, во-вторых, не надо покупать через год новый стол и стул
Регулируемая столешница нужна для того чтобы ребенок сам не наклонялся к столу и не кривился
Не нависать над столом и как можно меньше наклонять голову
Тогда вашему чаду не придется поворачивать туловище
За таким школьным столом с позвоночника ребенка снимается более 50% нагрузки!
Ну и никто не отменял физические нагрузки. Самая распространенная причина возникновения сколиоза и болей в спине - сидячий образ жизни и малая подвижность. Потому следите чтобы ребенок меньше сидел за компьютером или планшетом и больше гулял, бегал, прыгал, занимался спортом.
Но учтите что не все виды спорта одинаково полезны. Вот вам пример из жизни:
Записал дочку на большой теннис. Через время начал замечать что одно плечо выше другого. Записался на прием к врачу, оказалось, теннис в 90% случаев задействует только одну сторону спины, как правило - правую, ведь держит ракетку и отбивает ребенок чаще правой рукой. В результате одни мышцы спины в гипертонусе, а противоположные парные мышцы спины атрофируются, и позвоночник начинает уводить в сторону. Благо заметили и сразу обратились, ЛФК все исправило, а теннисную ракетку отложили в сторону. Поэтому внимательно следите за осанкой ребенка, чем старше ребенок тем сложнее исправить.
Сидите правильно и будьте здоровы!
Правила посадки при письме
1. Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:
Сидеть прямо;
Опираться спиной на спинку стула;
Не опираться грудью на стол;
Ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
Туловище, голову, плечи держать ровно;
Положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
Придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
2. А знаешь ли ты, как правильно держать ручку?
Представим,что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":
На эту "подушечку" укладываем ручку.
Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Ну что? Готовы к работе? Тогда...
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сиди правильно" правила посадки за партой.
Презентация доступно расскажет учащимся 1 классов о том как правильно и как неправильно сидеть за школьной партой....
Цель собрания: познакомить родителей учащихся с самыми распространенными заболеваниями учащихся в школе и мерами их предотвращения....
Правила посадки во время занятий
В материале представлены правила посадки учеников во время занятий. Данные правила могут быть использованы в начале урока или на других этапах в 1-4 классах....
"Урок" технологии "Очумелые ручки", или снова за парту!
"Урок" был реализован в день открытых дверей в БОУ "СОШ № 47 УИОП". Участники: родители и дети 1 и 5 классов (всего 55 человек). Цель: привлечь родителей к непосредственной творческой деятельности с д...
Ваше положение за рабочим столом имеет огромное значение для осанки и здоровья в целом. Сидя по 6–8 часов пять дней в неделю, вы формируете привычку держать тело определённым образом. Эта привычка определяет вашу осанку не только за рабочим столом, но и в любом другом месте: за рулём, на тренировке, во время ходьбы, даже во сне. И если привычное вам положение нефизиологично, рано или поздно это вызовет проблемы с позвоночником.
Может быть, читая это, вы выпрямили спину и решили теперь всегда сидеть прямо. Это замечательно, но долго не продлится. Сначала кажется, что держать спину прямой легко и даже приятно, но уже через минуту-другую начинает ломить поясницу, так что вы очень скоро примете своё обычное положение.
Почему так трудно держать спину
Когда вы долго сохраняете определённое положение, ваше тело привыкает к нему. Мозг начинает воспринимать его как естественное и комфортное. В этом и заключается главная сложность.
Если ваш мозг выучил, как делать что-то определённым образом, переучить его довольно трудно.
Хороший пример - привычка писать одной рукой. Попробуйте переложить ручку в недоминирующую руку, и вы почувствуете себя неловким ребёнком.
Однако, хоть и с трудом, наш мозг всё же способен переучиться и . Практика поможет вам сформировать привычку к правильному положению и распрощаться с болью и скованностью после рабочего дня. И первое, на что нужно обратить внимание, - положение вашего таза на стуле.
Правильное положение таза - основа хорошей позы
Положение таза на стуле имеет определяющее значение для всей осанки в целом. Ваш таз и позвоночник как столбик из кирпичей, сложенных друг на друга. Если криво поставить нижний кирпичик, перекосятся и все остальные.
Чтобы расположить таз правильно, для начала нужно найти седалищные бугры. Это два костных выступа в нижней части таза.
Строение костей таза
Чтобы найти их, сядьте на твёрдую поверхность, подложите руки под ягодицы и опуститесь на них весом тела. Вы почувствуете, как седалищные бугры давят на ваши руки.
Главное правило хорошей осанки - сидеть на седалищных буграх. Большинство людей сидят так, что их тело располагается либо за седалищными буграми, либо перед ними.
Как правильно расположить таз
Прежде всего вам нужно почувствовать правильное положение таза. Для этого сядьте на край стула, поставьте стопы на пол, угол в колене должен составлять 90 градусов. Это правильное положение ног.
Сначала выгните спину дугой и задержитесь на пару секунд, затем прогните спину, подавая грудь вперёд и создавая . После этого примите среднее положение.
Слева - наклон таза назад, по центру - наклон таза вперед, справа - правильное положение
Если положение правильное, оно ощущается максимально комфортным (первую минуту). Вес расположен на седалищных буграх, спина прямая, но с сохранением физиологичных изгибов позвоночника.
Итак, вы нашли идеальное положение, но ваше тело годами привыкало к другому, поэтому, как только вы отвлечётесь, оно тут же примет привычную позу. Конечно, вы не можете весь день только и делать, что следить за положением таза, да и поясница с непривычки будет уставать. Помогите себе привыкнуть - используйте поддержку для спины, которая упростит формирование нового паттерна.
Как помочь телу привыкнуть к правильной осанке
Чаще всего спинка у офисных стульев чуть откинута назад, особенно если стул уже не новый и немного разболтался. На таком стуле у вас не получится сидеть на седалищный буграх и при этом опираться на спинку.
Слева - обычный стул, справа - с поддержкой поясницы
Чтобы не ломать правильное положение, попробуйте специальный стул с валиком в районе поясницы. На таком стуле вы можете правильно расположить таз и опереться спиной на валик. За счёт этого мышцы спины не будут перегружаться, а вы перестанете откидываться назад, сдвигая вес с седалищных бугров.
Однако хороший стул может стоить довольно дорого. Если вы не планируете тратить много денег, есть более доступная альтернатива - подушки и ортопедические накладки.
Подушка с функцией памяти приминается под весом вашего тела и сохраняет его форму. Вы можете подкладывать её под поясницу на стул или автомобильное кресло и сохранять нейтральное положение спины без чувства усталости в мышцах. Такие подушки можно заказать на AliExpress . Стоимость - около 500 рублей.
Есть и более дешёвый вариант - накладка на стул для поддержки поясницы. Эта лёгкая сетчатая конструкция, которая закрепляется на стуле с помощью верёвок, обеспечивает хорошую поддержку поясницы и не даёт спине потеть. Стоимость - около 200 рублей.
Накладка на стул
Корректируйте осанку во время сидения, и вам не придётся тратить деньги на услуги остеопата и мануального терапевта.
Профилактика нарушений осанки.
При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.
Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.
Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.
Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:
- Правильный подбор мебели.
- Обучение детей правильной посадке.
- Обучение детей правильно держать тело.
- Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.
Подбор мебели.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка.
Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.
Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.
Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.
Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.
Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :
1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).
2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.
Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.
Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.
Дистанция сиденья:
1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.
Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).
3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.
Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.
Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).
Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.
Правильная посадка ребёнка за партой.
Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.
Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.
Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :
· сидеть на всём сиденье;
· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;
· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);
· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;
· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.
· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.
· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;
· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.
Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.