Люстры своими руками. Светильники Тиффани из кусочков стекла Spectrum Glass своими руками Что надо для изготовления светильников тиффани
Техника изготовления витражей из кусочков цветного стекла позволяет создавать сложные по форме предметы.
А не попытаться ли самостоятельно смастерить абажур для настольной лампы?
Главное - проявить желание и усердие в работе.
Американский художник Луис Комфорт Тиффани (1848-1933 гг.), изучая европейскую живопись, однажды оказался во Франции. Там его поразило великолепие стеклянных окон собора Шартрез, построенного в XII веке. Заворожённый выразительностью форм цветного стекла, Тиффани разработал технику изготовления витражей разной формы, которая впоследствии получила его имя.
В старину витражи собирали из кусочков цветного стекла, объединяя их в целостную картину, например окно, с помощью свинцовых профилей.
В современных условиях витражи делают, спаивая полоски медной фольги, которыми обрамлены стеклянные детали, соединяя таким образом их воедино.
Для изготовления абажура своими руками нужна формообразующая основа (болван), на которой будет собираться объёмный витраж. В качестве основы можно применить склеенную из толстого картона, пенопласта или фанеры усечённую пирамиду.
Начинают работу с подготовки шаблонов элементов рисунка витража в масштабе 1:1. Шаблон каждого элемента нумеруют, отмечая цвет, направление рисунка стекла и другое.
На стёклах-заготовках по выкройке размечают все элементы рисунка, а затем вырезают их. Каждый вырезанный кусочек тщательно подгоняют по выкройке, края шлифуют.
Обернув полосками фольги края деталей, проверяют их подгонку друг к другу. Переносят детали на основу, фиксируя их двусторонней клейкой лентой, а затем точечной пайкой.
Так последовательно формируют все четыре стороны абажура. Швы между деталями и гранями пирамидального абажура тщательно пропаивают.
Конструктивно абажур усиливается проволочным каркасом с центральной план-шайбой, предназначенной для крепления абажура к основанию лампы.
Каркас впаивают изнутри абажура. Основные этапы изготовления абажура в технике Тиффани своими руками показаны на фото 1-10.
Витраж-абажур в технике Тиффани своими руками: фото
- Вырезанные детали выкройки фиксируют на боковой грани пирамидальной основы, проверяют их расположение и подгонку.
- помощью маркера на стекло переносят контуры деталей витража. Красные стрелки – направление вспомогательных линий реза.
- Криволинейный край детали можно вырезать по дуге и выломать пассатижами целым сегментом.
- Подогнанные детали с отшлифованными краями обрамляют полосками медной фольги.
- Подготовленные элементы витража фиксируют на боковой грани пирамидальной основы, например, с помощью двусторонней клейкой лентой.
- Проверив подгонку деталей на одной грани абажура, их фиксируют точенной пайкой.
- После крепления на основе деталей всех четырёх граней тщательно пропаивают швы, в том числе и изнутри абажура.
- Пустотелая шпилька каркаса абажура помогает сцентрировать отверстие крепления.
- Каркас абажура, не скупясь на припой, впаивают изнутри.
- Чтобы придать латунному колпачку абажура старинный вид, его облуживают.
Инструменты и материалы для пайки
МЕДНАЯ ЛЕНТА Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким. | ПАЯЛЬНИКИ
Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде. ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из картона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу. В работе с изогнутыми линиями следует использовать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надрезов. Для листьев и стеблей цветов используйте разные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опалового стекла, а некоторые другие сегменты - из розового. Вырежьте шаблон из картона, сделайте надрезы по стеклу и проведите царапины, чтобы максимально приблизиться к желаемой форме. Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета. ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ Перед тем как начать окантовку, протрите стекла.Расположите стекло посередине медной ленты, следите чтобы лента плотно прилегала к вогнутой поверхности. Сильно прижмите пальцами. Подправьте резаком линии пайки там, где получились ступенчатые неровности. Разложите детали согласно рисунку и подготовьтесь к пайке. ПАЙКА После того как вы нанесли на медь паяльную жидкость, закрепите разные фрагменты стекла так, чтобы они не могли сдвинуться. Кисточкой нанесите паяльную жидкость, отломите кусок оловянного прутка длиной 1 см, нагрейте его и растяните по медной ленте. Начните с центра витража. Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите фломастером наружный контур. Проведите царапину стеклорезом, следуя рисунку. Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж. Проверьте, чтобы пайка была выполнена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.
1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон. 2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе. ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
|
Если у вас есть минимальные навыки работы со стеклом и паяльником, попробуйте сделать лампу Тиффани своими руками. Возможно, абажур не будет настолько идеальным, как брендовый, но однозначно обойдется дешевле и засияет особенной аурой. Ниже расскажем, что из инструментов понадобится и как осуществить задуманное поэтапно почти на профессиональном уровне.
Инструменты
Абажуры Тиффани создаются в витражной технике. Предстоит вырезать элементы из цветного стекла по эскизу, обернуть каждый в ленту медной фольги и аккуратно спаять фрагменты.
С качественным инструментом работать проще и надежнее. Приготовьте:
Шаблоны рисунка (2 штуки);
- прочную форму для абажура;
- маркер, лучше тонкий;
- листы цветного стекла, количество зависит от сложности эскиза и числа оттенков;
- стеклорез и кусачки, чтобы отламывать осколки, желательно несколько штук;
- шлифовальную машинку, чтобы обрабатывать стекло, делать края гладкими и подгонять фрагменты;
- полоски медной фольги с самоклеящейся стороной;
- паяльник и олово;
- флюс паяльный;
- патину;
- кисточку для нанесения растворов;
- основание лампы (базу).
Эскиз
В подлинных лампах Тиффани тысячи фрагментов стекла. Если ваш экземпляр попроще, составляющих будет несколько десятков или даже сотен. Идеально их совместить и не запутаться - задача непростая. Поэтому сначала поработайте над эскизом.
В продаже есть готовые шаблоны для абажуров, включая копии оригинальных моделей Тиффани в мельчайших деталях. Они подойдут для репродукций. Если хотите проявить фантазию, создайте свой, эксклюзивный рисунок. Затем распечатайте его в двух экземплярах. Один наклеивается на форму, по второму будете резать стекло.
Все фрагменты на эскизе должны быть пронумерованы, а направление листочков, лепестков, прожилок и других частей рисунка указано стрелками. На готовых шаблонах обычно так и бывает, если рисуете свой, не забудьте об этом важном нюансе.
Форма
В коллекции Tiffany Studious встречаются абажуры различной конструкции: круглые, конусообразные, трапециевидные и другие. Какой будет лампа - решать вам. Проще всего сделать прямоугольный экземпляр с ровными поверхностями, этот вариант подойдет новичкам.
Формы из пенополистирола продаются в готовом виде. Нередко магазины предлагают несколько шаблонов, которые идеально подойдут по размеру к одной форме. Это удобно. Разумеется, в итоге лампа обойдется дороже.
Можно соорудить форму из подручных средств: гипс, дерево, папье-маше и т.д. Поверхность должна быть прочной, чтобы выдержать вес стекла и давление при пайке.
Стекло
Если хотите создать свой шедевр в стиле Тиффани, который будет максимально приближен к оригиналу, выбирайте стекло ручной работы. Например, Uroboros. Качественные абажуры получаются также из опалового стекла. Подойдет Spectrum и другие проверенные марки.
Пошаговая инструкция
1. Если планируете изготовить лампу по собственному эскизу, начните с карандашного наброска. После этого подберите оттенки рисунка. Шаблон делайте в натуральную величину. Детали пронумеруйте.
2. Независимо от того, какой шаблон используете, свой или купленный, укажите на каждом фрагменте еще и цвет. Если рисунок сложный и тонов много, проще всего присвоить каждому оттенку стекла кодовую цифру или букву и уже ее нанести на эскиз.
3. Вырежьте пронумерованные фрагменты с первого шаблона. Каждый элемент по очереди наложите на стекло нужного цвета и обведите маркером.
4. Проведите по линиям стеклорезом. Если есть необходимость, отколите лишнее с помощью зажимов. Неровные края отшлифуйте. Аналогичные манипуляции проделайте с каждым фрагментом, пока не получите все элементы мозаики. Чтобы не запутаться, разложите их на шаблоне согласно нумерации.
5. Следующий шаг - работа с медной фольгой. Не забывайте, чем она тоньше, тем изящнее будет выглядеть мозаика. Оберните края каждого фрагмента и плотно прижмите. Зафиксируйте пальцами, затем разровняйте удобным плоским предметом. Фольга уже с клейкой акриловой стороной, черной или прозрачной, что упрощает процесс. Хотя во времена Тиффани поверхность смазывали пчелиным воском.
6. Покройте фольгу флюсом с помощью кисти, это закрепит припой.
7. Нанесите паяльником на фольгу свинцово-оловянный припой. Выкладывайте фрагменты абажура вплотную друг к другу на форму и скрепляйте между собой точечной пайкой. После этого аккуратно соедините все части паяльником, включая внутреннюю сторону. Фольга довольно тонкая, избегайте перегрева, чтобы она не лопнула. Паяльник должен соприкасаться только с оловом. Чтобы оно не стекало внутрь абажура, можно с другой стороны заклеить стыки бумажным скотчем.
8. На верх абажура поместите латунный или другой наконечник, они также продаются отдельно. Припаяйте его.
9. Повторная обработка паяльником линий на лицевой стороне сделает их гладкими. Иногда мастера усиливают нижний диаметр плафона, подойдет проволока или цепочка из латунных шариков, этот материал также поддается пайке.
10. Нанесите на абажур раствор патины согласно инструкции. Она бывает коричневой, медной, зеленого и других оттенков, это дела вкуса. Обработка «состарит» лампу, приглушит блеск припоя и верха.
Витражный абажур готов. Осталось установить стойку со шнуром и патроном для лампы. Базы, как их еще называют, есть в продаже, можно подобрать подходящую. Плафон крепится блокировочными винтами. Стойки настоящих ламп Тиффани делали из бронзы, но сегодня чаще используют цинк. Внешне отличить трудно, зато разница в цене ощутимая.
В одной из наших статей мы уже рассказывали о технике «Тиффани», тогда мы рассматривали возможность изготовления витража (см. статью «Витраж в стиле Тиффани »). В этой же статье мы хотим поведать читателю об аналогичном процессе, но с другим конечным результатом. Так мы расскажем о том, как сделать светильник из цветного стекла в стиле «Тиффани». Сразу надо заметить, что дело это сложное и потребует от вас не только умения, времени и терпения, но и должных материалов и инструментов.
Пусть вам не покажется, что такой светильник будет не дорогим, если собрать его в домашних условиях. На самом деле это еще и не дешевое хобби, но обо всем по порядку.
Материалы и инструменты для изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани»
Из инструментов нам понадобятся: пассатижы, паяльник, ножницы, молоток, шлифовальный станок, стеклорез и наши руки.
… шлифовальный станок ниже …
Из материалов нам необходимо будет иметь: медную ленту с самоклеящейся основой, припой, химикаты для лучшей пайки и предотвращающие окисление после нее. Текстолитовые платины, те что применяются для изготовления монтажных радиотехнических плат. Конечно, нам потребуется стекло.
Стекло для витражей, а в нашем случае для светильника, используется специальное. Такое стекло предназначено именно для производства работ в стиле «Тиффани». Надо заметить, что стекло это в России и странах СНГ не дешевое, хотя в «загнивающих» капиталистических странах ценник на порядок ниже. Так у нас такое стекло площадью 0,6-0,8 кв. м может стоить и по 70 долларов за штуку. Именно поэтому производство таких не всегда рентабельно, если вы будете заниматься этим единожды.
Итак, получив основные рекомендации по инструментам и материалам
Процесс изготовления светильника из цветного стекла в стиле «Тиффани» своими руками
Производство витражей по технике Тиффани заключается не в скреплении стеклянных элементов с помощью стяжки, клея или еще каких либо средств и приспособлений, а их спаивании оловянным припоем. Каждый кусочек стекла обтачивают по размеру, оборачивают в медную ленту, раскладывают в соответствии с рисунком и спаивают между собой. После этого готовый витраж покрывают патиной. Прежде всего определяемся с будущим рисунком и четко расчерчиваем отдельные части, по которым далее будет резаться стекло. Также, чтобы не запутаться, элементы на шаблоне можно пронумеровать.
Начинаем заготовку элементов стекла. Так при резке стекла необходимо иметь определенные навыки, которые тоже не приходят мгновенно. Более подробно о процессе резки стекла можно узнать из статьи «Как резать стекло ». Далее придаем стеклу окончательную правильную форму, используя для этого шлифовальный станок.
Начинаем примерять и подгонять получившиеся элементы цветного стекла. Работа длительная, требующая аккуратности и терпения.
Для базирования витража возможно применение направляющих реек.
После примерки стеклышек начинаем обклеивать каждое из них медной лентой, имеющей с одной стороны самоклеющуюся основу, наподобие монтажного скотча.
Теперь собираем тот же орнамент, но стекло уже обрамлено медной лентой. Фиксируем витраж между рейками, начинаем пайку.
На края, обвернутые медной фольгой, наносим кисточкой паяльную кислоту, расплавляем олово, которое и соединяет элементы между собой.
Знайте, что испарения кислоты и пары при паянии очень вредны для здоровья, именно поэтому необходимо работать прежде всего в респираторе, а также с хорошей вентиляцией.
Переворачиваем витраж и аналогично спаиваем обратную сторону
Так паяем (собираем) все 4 стенки светильника
Соединяем стенки между собой, прежде произведя базирование так, чтобы стенки были перпендикулярны друг другу и основанию, на котором они установлены.
Для скрепления стенок возможно применение медной проволоки, для впайки ее в шов. Таким образом сборка будет более жестокой и крепкой. Крышку делаем по аналогии со стенками. Единственное, чем крышка должна отличаться от стенок, так это тем, что в ней должны быть предусмотрены отверстия (ие), через которые (ое) будет выходить теплый воздух от лампочки.
Припаиваем крышку на светильник.
Для фиксации плафона в деревянной основе светильника, снизу припаиваем подставку из текстолита.
В итоге у нас получается долгожданный светильник, которые вживую выглядит куда лучше, чем может вам передать любое, даже самое лучшее фото.
Завораживающая и магическая атмосфера, постоянно приковывающая к себе взгляд, особенно в вечернее время, вам гарантирована.
   Вы надумали самостоятельно сделать лампу Тиффани, значит, вы готовы рискнуть. Потому что создание абажура по технологии Тиффани, как впрочем и любой 3-d объёмной формы, требует особого подхода и сноровки.
      Инструмент который вам понадобится вы можете посмотреть в разделе Как сделать витраж Тиффани
Но самое главное терпение и еще раз терпение. Потому что подогнать 400 маленьких кусочков стекла - это занятие не для слабонервных.
      С чего начинается лампа Тиффани?
Конечно, с формы для абажура. Она может быть конусом, а может быть классической формы, или даже похожа на тазик, но именно форма для абажура будет вашим надежным спутником на всём протяжении сборки, подгонки, пайки будущего абажура лампы. Формы для абажуров ламп из пенополистирола вы можете посмотреть
Затем вам понадобится готовый шаблон рисунка в двух экземплярах. Один вы наклеите на форму для абажура. А по второму шаблону будете резать стекло.
Вы можете выбрать рисунок из предложенных в нашей мастерской на странице Шаблоны для абажуров ламп , а можете создать свой эксклюзивный эскиз и перенести его на форму для абажура.
На готовых шаблонах для изготовления абажура каждый элемент пронумерован, и направление прожилок лепестков и листьев указано стрелками.
Чтобы не запутаться, мы рекомендуем обязательно пронумеровать каждый вырезанный элемент стекла.
Но какое стекло выбрать?
Для копий (репродукций) ламп Тиффани желательно использовать стекло ручной работы - это может быть Uroboros (Уроборос) или другое подобного типа. Лампа собранная из такого стекла приковывает взгляд. Но если такого стекла нет в продаже, можно собрать абажур из опалового стекла Spectrum (Спектрум).
В какой бы последовательности вы не собирали абажур, обязательно пропаивайте все швы. Фольга, если долго остается, начинает окисляться, что в последующем может затруднить пайку.
        Тонкости обворачивания фольги.
Тиффани потому и Тиффани, что не шли по легкому пути, поэтому в элементах ламп очень много внутренних изгибов, подчас такого диаметра, что приходится прибегать к помощи 6 мм шлифовальной головки. Но если такой у вас нет, то это не беда, достаточно если вы приобретете шлифовальную головку 16 мм.Так как форма элементов классических ламп Тиффани приближена к оригиналам - цветам лепесткам, очень много внутренних изгибов. Наносить фольгу следует от центра такого изгиба.
Нижний диаметр абажура необходимо усилить прутком или проволокой 2 мм, очень неплохо смотрится латунная цепочка из шариков. Она легко поддается пайке.
      И последним немаловажным завершающим элементом лампы будет являться основание. Какое бы вы не выбрали, оно должно быть устойчивым и надежным, поскольку абажур лампы Тиффани получается довольно увесистым.
          А теперь мы приглашаем заглянуть в нашу