Викторина: « В мире растений. Викторина "Мир растений" методическая разработка по биологии (5 класс) на тему Вопросы о растениях для начальной школы
Тема: « В мире растений»
Форма проведения: Викторина
Цели и задачи:
Повторить и расширить знания воспитанников о растениях;
Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОФОРМЛЕНИЕ: стенд с картинами растений и станциями путешествия.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- писал Л.Н. Толстой.
Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.
Сегодня мы проведем викторину « В мире растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов. Игра будет проходить по станциям. Итак, мы начинаем.
1 станция: «Деревья»
1.О каком дереве идет речь?
Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом.
Бывает черный, бывает белый.
За относительно вертикальное положение ствола получило широкое распространение в озеленении улиц и аллей.
Почки этого дерева покрыты клейкой смолой и прилипают к подошвам обуви или одежде. (Тополь.)
2. Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.
Из его древесины самые лучшие дрова.
Из его коры делают много полезных вещей.
Это самое любимое русское дерево. (береза)
3. С его цветков пчёлы собирают самый лучший мед.
Из него его древесины делают ложки, а из лыка плетут лапти.
Оно цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
2 станция: «Природная аптека»
Надо будет правильно подобрать к каждому растению его лечебные качества.
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
2. Хорошее средство от кашля, верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя сторона листа мягкая и теплая (Мать-и-мачеха).
3. Одно из самых пахучих деревьев, ягоды используют как вяжущее средство (Черемуха).
4. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (Ромашка).
5. Самая горькая и популярная трава в медицине, ее применяют для поднятия аппетита (Полынь).
6. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).
3 станция: «Мир цветов»
1.Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка),
3.Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она Я дам тебе имя, а еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину. – Ребята, вы догадались, какое имя дала цветку Флора? (Незабудка).
4.Существует много легенд о происхождении этого цветка. Но я хочу рассказать вам именно эту. Эти цветы выросли из бусинок, рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – Эльфы, в них прячутся на ночь солнечные зайчики. О каком цветке идет речь? (Ландыш)
5 . Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)
4.Станция « Легенды о ЦВЕТАХ»
1. Молодой Пан - бог лесов и лугов- однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу, нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала, Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием данного цветка. (Сирень)
2. В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». А как это растение называют у нас? (Тюльпан)
3. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне - просто звездой. Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)
4. В 1500 г. в Италии в провинции Кампании во время прогулки епископ Паулиний обратил внимание на красоту данного цветка. Ему казалось, что, качаясь от ветерка, он издает мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой цветок из меди. На латинском языке данный цветок называется компанула. О каком цветке идет речь? (колокольчик)
5 станция «Растения».
1. . Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)
2. Какое растение в Китае и Японии считается священным?
(Лотос)
3. Что такое паприка?
(Красный перец)
4. Есть ли у кактусов листья?
(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому
климату приобрели такую форму)
6 Станция загадки «Загадки »
1.Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).
2. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
3.Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
4.Стоит он задумчивый в желтом венце,
5.Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).
7. Станция « В мире сказок»
1. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)
2. За какими цветами ухаживали Кай и Герда? (Розы. “Снежная Королева” Г. Х Андерсен)
3. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).
4. Веточку этого растения принято дарить женщинам в их весенний праздник (мимоза)
8. станция: « Историческая»
1. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки)
2. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)
3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача (Пеона), который лечил людей отварами цветов. (Пион)
4. Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как "меч". По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус)
9. станция: «Растения-доктора»
1. Растение, которым сводят бородавки (Чистотел)
2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея (Бессмертник)
3. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (Липа)
4. Из этого витаминного растения варят зеленые щи (Крапива, щавель)
5. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ)
6. Целебный кустарник - предок всех роз. (Шиповник)
10. станция «Удивительный растительный мир»
1. Это дерево в России символ чистоты, верности (Береза)
2. Плоды этого дерева - любимый корм свиней и кабанов (Дуб)
3. Плоды этого дерева хоть и горьки на вкус, но это любимая еда снегирей и свиристелей (Рябина)
4. Самый вкусный мед пчелы собирают с цветов этого дерева (Липа)
11.станция: « Призовая».
Подведение итогов. Награждение.
Воспитатель: Спасибо всем за игру. Берегите природу !
Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.
Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.
В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»
■ Как называется наука о растениях? Ботаника.
■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.
■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.
■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.
■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.
■ Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей. Мох.
■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.
■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.
■ Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
8, 10, 20, 30...
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.
■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.
■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.
■ О каком растении говорят:
«Эй, брат комарик, берегись!
На куст ее ты не садись —
Придется с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.
■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.
■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.
■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.
Блиц «Такие разные растения»
■ Плод дуба. Желудь.
■ Густой лес. Чаща.
■ Дубовый лес. Дубрава.
■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.
■ Тина на дне пруда. Ил.
■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.
■ Самое долговечное дерево. Дуб.
■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.
■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.
■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.
■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.
■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.
■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.
■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.
Левашова Елена Викторовна
Должность:
педагог дополнительного образования
Учебное заведение:
МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт:
город Саров, Нижегородская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Игра-викторина " Эти удивительные растения"
Дата публикации:
02.11.2017
Раздел:
дополнительное образование
Игра-викторина «Эти удивительные растения»
Введение
Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические
игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность
полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.
познавательные
сообразительности,
ориентировки
определенных условиях и большой наблюдательности.
Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,
организация досуга.
Задачи:
Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.
Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.
Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия
живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.
Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и
учащихся
Методическая
разработка
закреплении
пройденного
занятиях
материала
«Декоративные
растения»,
«Лекарственные
растения»,
«Ядовитые
растения»,
«Растения-хищники»,
«Луковичные
растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет
организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.
В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся
на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два
помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).
Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,
конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.
Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к
этим соревнованиям.
Оборудование для проведения игры – викторины:
Мультимедийный проектор, ноутбук
Листочки, два карандаша
Карточки с изображением декоративных растений
Два мяча или два воздушных шарика
Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения
3 этапа соревнования «Собери букет».
Проведение игры-викторины
1 этап «Разминка»
Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в
которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»
«Золушка»
«Принцесса
горошине»
«Двенадцать
месяцев»
(подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.
Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем
передают их педагогу для оценки.
За правильно названное произведение и указанное растение команда получает
2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»
При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы
должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший
руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос
задается
правильный
поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.
Правильные ответы
оцениваются в два балла.
Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?
(Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).
Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?
(Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).
Назовите медоносные растения.
(Липа, гречиха, клевер, донник и др.).
Приведите примеры насекомоядных растений.
(Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).
Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?
(Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).
Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?
(Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)
Из каких цветов варят варенье?
(Из розы, одуванчика).
Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?
(Анютины глазки. Родина их Англия).
Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.
(Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).
10. В названии какого цветка заключено название государства?
(Настурция).
11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?
11. Какая ягода заменяет лимон?
12. Какое растение называют северной мимозой?
(Кислица)
13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.
(Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).
14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?
(Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).
15. Можно ли без часов определить время?
распусканию
некоторых
распускаются
закрываются
определенное время суток).
16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?
(Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).
17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?
(Шиповника).
Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?
(Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).
19. У какого растения плод похож на якорь?
(Водяной орех – чилим).
20. Какое растение может заменить йод и вату?
(Мох – сфагнум).
3 этап «Игра «Собери букет»
Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.
раскладывает
игроками
например,
участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой
окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете
окажется больше синих цветов.
За каждый синий цветок присуждается два балла.
4 этап «Назови растение»
При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений
(Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды
и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае
неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.
Правильные ответы оцениваются в два балла.
5 этап «Загадки»
зачитывает
представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам
из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из
команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог
демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.
1. Весной я красный, как кумач,
Летом похож на мяч,
А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)
2. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
3. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла. (Ромашка)
4. На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
5. Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза)
6. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
7. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)
8. Ягоды зеленые,
А всеми хваленые,
Растут с костями
Висят кистями. (Виноград)
9. Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
10. В сенокос – горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка? (Калина)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
12. Выросла травка -
К пище приправка;
Ее пожитки -
Душистые нитки. (Укроп)
13. Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (Горох)
14. Лоскуток на лоскутке -
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
15. Круглый, а не кочка;
Есть дно, а не бочка;
Есть перья, а не птица;
Есть горечь, а не горчица. (Лук)
16. Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
17. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягод черна. (Черемуха)
18. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
19. Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
20. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки. (Кукуруза)
6 этап «Игра с мячом»
Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.
Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.
По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может
быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю
заканчивалось
Например,
«тюльпан»,
команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.
Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к
капитану, т. е. к первому игроку.
Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).
Капитаны
внимательно
противоположной
повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.
7 этап «Конкурс капитанов»
Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить
смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,
шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы
заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.
Литература
1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.
Журналы «Педсовет», подборка.
Приложение 1
Приложение 2
Оценочная таблица
Название
Разминка
Биологическая
викторина
«Из жизни
растений»
Определи
растение
Викторина
«Удивительная жизнь растений нашего региона»
Отряды готовят название команды и эмблему
«Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства».
Конкурс «Загадки о лекарственных растениях».
Был рыжий Ванёк,
Кудрявый паренёк,
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул - глядь, лысый.
(Одуванчик)
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива)
Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)
На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (календула)
Каждой команде по 2 загадки
Конкурс «Шуточная викторина о растениях».
1. Назовите овощ для закидывания плохих актеров? (Помидор)
2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту? (Горох)
3. Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки)
5. У кого есть кисти, но нет рук? (рябина)
6. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Календула – ноготки)
Конкурс «Красная книга»
Человек бездумно уничтожает огромное количество растений. И у нас в Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области вышла Красная книга, на страницы которой занесены редкие растения. Ваша задача знать и охранять эти растения. А поэтому наш следующий
конкурс - Красная книга. В предложенном вам списке растений, необходимо подчеркнуть те, которые занесены в Красную книгу Иркутской области.
Список растений для каждого отряда
Конкурс «Назови растения»
Мы пошли с друзьями в лес
Через луг и поле.
И растений на пути
Повстречали море.
Вот ромашка, василёк,
Лютик, ну а дальше
Всех названий, мой дружок,
Мы не знали раньше.
К нам на помощь ты приди
Рассмотри картинки
И растенья назови
Без одной запинки.
Вам выданы карточки с рисунками и фотографиями растений, произрастающих Иркутской области. Определите названия этих растений и подпишите их.
Конкурс «Весёлые художники»
Я предлагаю нарисовать растение. Но рисовать его нужно по очереди в определенном порядке. Каждый рисует только одну какую-то часть растения. Вы в команде посовещайтесь, что будите изображать и выберите 5 человек. Оценивается скорость и качество выполненного рисунка.
(на стене приготовлены листочки)
Игра со зрителями
Нужно пропеть один куплет из песен, в которых говорится о растениях (по очереди.) За каждый куплет - 1 балл, который зрители могут подарить своей команде.
Конкурс капитанов
Я думаю, что наши капитаны знают лекарственные растения. Всем нужно на каждый шаг, по очереди, называть по одному лекарственному растению. Кто в течение 5 сек. не называет растения – выбывает из игры.
Конкурс «Вопросы на засыпку»
1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).
2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).
5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)
6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).
7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)
8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)
Конкурс «Особый вопрос»
«Стоит дерево, цветом зелено,
в этом дереве – четыре угодья:
первое – больным на здоровье,
второе – людям колодец,
третье – от тьмы свет,
а четвертое – дряхлым пеленанье.
Что это за дерево?»
Ответ на эту загадку я бы сама никогда не отгадала. А отгадка у этой загадки очень простая. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
За этот ответ 5 баллов
Конкурс «Вопрос – ответ»
Карточки с цифрами 1, 2, 3 каждой команде
1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево?
- сосна;
2. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.
Лиственница;
- кедр.
3. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой, белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем - листочки.
- береза;
Вороний глаз;
Медуница;
- волчье лыко.
5. Это растение растет на лугу, является кормовым и медоносным. Цветы бывают красного и белого цветы.
Тимофеевка;
- клевер луговой;
6. На болоте растет невысокий кустарник с мелкими плоскими листьями. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Какой это кустарник?
- багульник;
Сфагнум.
7. «Стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи». Какое это растение?
- подсолнечник;
Василек полевой.
8. Это растение называют живительной ягодой и янтарной чудесницей. Какое это растение?
Смородина;
- облепиха.
9. Расположите указанные хвойные деревья в порядке увеличения высоты ствола.
- сосна (3)
- ель (1)
- кедр (2)
- листвиница (4)
10.Кедровые орехи – это семена…
а) ели обыкновенной;
б) сосны приморской;
в) сосны сибирской;
11.На ветвях ели иглы живут…
а) 1-2 года;
б) 3-4 года;
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район Республика Дагестан.
Викторина «Растения и животные»
(для учащихся 6-7 классов)
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
с.Новокаякент.
Пояснительная записка
Викторине участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы. Викторина состоит из трех туров. Первый тур называется
«Растения», второй тур «Животные» и третий тур «Угадай, как называются эти растение и животные». Затем подведение итогов викторины.
Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений и животных.
Задачи:
- Закрепить знание учащихся о растениях и животных.
- Развивать устную речь.
- Воспитывать любовь к природе.
Правильный ответ на вопрос викторины написан в скобках после вопроса.
Ведущий . Ребята, сегодня речь пойдет о растениях и животных, мы узнаем, какие растения и животные вы знаете. Мне интересно, какое представление вы имеете о растительности и животных. Я задам вам ряд вопросов, а вы попробуете на них ответить. Вопросы буду задавать командам поочередности.
Викторина «Растения и животные».
Тур 1. «Растения»
1.Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз).
2.О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (О березе).
3.Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая).
4. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой» (в апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа - намного позже).
5. Его плоды крылатые и срастаются по два вместе, образуя двойную крылатку, сидящую на одной цветоножке (Клен).
6.Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.
Из его древесины самые лучшие дрова.
Из его коры делают много полезных вещей.
Это самое любимое русское дерево (Береза).
8. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).
9.В России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник).
10.Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель).
11. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха).
12. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады (Клен).13. Летучие семена - этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком (Одуванчик).
14. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует).
15. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
16.В каком лесу нет листьев? (в хвойном.)
17.Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (Ель).
18.Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина).
19.Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? (Железное дерево).
20.Растения, носящие женские имена (Марьин корень, роза, вероника, лилия, анютины глазки, виктория и др.)
Тур 2 «Животные».
1.След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)
2.Какое животное имеет язык черного цвета длиной сорок пять сантиметров, огромное сердце, чтобы оно подавало кровь на большую высоту в голову, и очень развитую верхнюю губу, чтобы обрывать самые нежные листья растений? (Жираф)
3.Кто из животных, кроме птиц, вьет гнезда? (Рыбы. В наших краях каждую весну постройкой гнезд занимаются корюшки. Самец постоянно охраняет его, стараясь отпугнуть всех незваных гостей)
4.Как называется животное, у которого папа - осел, а мама - кобыла? (Мул)
5.У кого «жена» - кровопийца? (У комара, слепня, т. к. кусает только самка, а самец питается нектаром растений)
6.Какая бабочка носит название птичьего глаза? (Павлиний глаз)
7. Кто из животных дольше всех живет? (Черепаха - до 300 лет, ворон - до 300 лет)
8.Какой желудь не растет на дубе? (Морской желудь – один из усоногих рачков)
9.Какое животное - самое крупное млекопитающее? (Кит, синий кит - до 150 т/)
10.Кто из животных дышит одной ноздрей? (Кашалот)
11.Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери)
12.Как называется млекопитающее, несущее яйца? (Утконос, ехидна)
13. Какое животное на голове куст носит? (Олень)
14. Какая водоплавающая птица носит имя русского писателя? (Гоголь)
15. Назовите самую крупную в мире летающую птицу (Дрофа)
16.Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).
17. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).
18. Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)
19.Уберите из слова «якорь» три буквы так, чтобы получилось название животного. (Як)
20.Стоит сменить ударение в названии этой птицы, и получившееся слово будет означать «безвыходное положение» (Тупик)
Тур 3. «Угадай, как называются эти растение и животные»
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
Источники информации:
1.1001 удивительный факт о животных Наталия Баранова, Дмитрий Лукашанец, Оксана Мазур. Серия: Новая занимательная энциклопедия
Издательство: ЭКСМО
2.Книга "Животные. Иллюстрированная энциклопедия животных всего мира". Издательство: АСТ, Астрель, Дорлинг Киндерсли.2002 г. 624 с.
3.Большаков А.П. Х. Занимательные факты и тесты. – СПБ.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999.-160 с.
4.Веттер Де: Энциклопедия животных.Издательство: Лабиринт , 2009 г.
5.http://www.no-zaku.com/picture-2/wp-content/uploads/sites/14/2016/11/Fancy-Birch-Tree-Picture.jpgживотные».береза
6.http://spsgreen.ru/thumb/Z14SZYgCMwSkx33OsxRPlg/580r450/370232/Klyon-ostrolistnyiy-1.jpg клен
7.https://multiurok.ru/img/262331/image_592165fd8214c.jpg одуванчик
8.http://images-old.superstyle.ru/pic/art_pics/3_99_39941_1335235946.jpg пастушья сумка.
9. http://blog.vetatlas.ru/wp-content/uploads/10379150104_1ac012888b_o-1024x562.jpg муравьед
10.http://www.sochi-mountain.ru/imglib/jpg_big/a0538c7876c19f85876d70ca0c523f81.JPG дагестанский тур.