Котельные установки и вспомогательное оборудование. Схемы котельных установок

Главная / Ремонт

Конденсатные баки. В котельных, оборудованных паровыми котлами, для сбора конденсата монтируют конденсатные баки. Их изготовляют из листовой стали на заготовительном предприятии. Баки оборудуют спускной, переливной и воздушной трубами и водоуказательными стеклами. В зависимости от проектного решения конденсатные баки могут быть установлены или в приямке или на полу котельной. В обоих случаях их устанавливают на антисептированные деревянные брусья.

Независимо от места установки баки целесообразно монтировать с помощью стрелового крана до устройства перекрытия над местом их установки.’ Кояденсатный бак окрашивают в соответствии с проектом.

Насосы. Для питания котлов водой применяют ручные, центробежные и паровые насосы.

Ручные насосы используют, как правило, в котельных с секционными котлами в тех случаях, когда давление в сети недостаточно. С помощью ручного насоса можно также., опорожнить, котел.

Ручной насос устанавливают на стене, на высоте 0,8-1 м, в месте, удобном для обслуживания. Болтами его крепят к доске. Вместе с укрепленным на ней насосом, доску устанавливают в проектное положение.

Этим, же ручным насосом иногда удаляют, воду из приямка для конденсатного бака. В углу приямка с этой целью устраивают зумпф, в который опускается труба диаметром 20-25 мм, второй конец трубы присоединяется к трубопроводу обвязки ручного насоса.

Центробежные насосы монтируют по правилам. При их монтаже, так же как и при монтаже другого оборудования, необходимо максимально соблюдать принцип индустриальности, т. е. насосы следует поставлять на место монтажа полностью обвязанными трубопроводами и соответствующей арматурой. Насосы для перекачки конденсата должны быть установлены так, чтобы они находились под заливом.

Паровые поршневые насосы (ГОСТ 11376-71) изготовляются двух типов: прямодействующие двухцилиндровые горизонтальные (ПДГ) и прямодействующие двухцилиндровые вертикальные (ПДВ) в общепромышленном и судовом исполнении. В условном обозначении парового насоса (например, ПДВ 125/8) первая цифра означает подачу (в м куб/час), вторая – давление нагнетания (в кгс/см кв).

Паровые насосы применяются как резервное оборудование для питания паровых котлов. Они поставляются заводом-изготовителем обычно в собранном виде с заглушёнными патрубками. В этом случае ревизия насосов на объекте не производится, насосы подвергаются лишь промывке для снятия консервирующей смазки; также проверяется состояние шеек валов, подшипников и сальников. Паровые насосы имеют большую массу и их установка в проектное положение производится с помощью кранов или других такелажных средств.

Водоподогреватели. К вспомогательному оборудованию котельной относятся также различные типы водоподогревателей. Их устанавливают, как правило, на металлических, бетонных и железобетонных подставках, а также на кронштейнах. Между водоподогревателем и основанием прокладывают листовой асбест толщиной 4-5 мм. На рис.6 в качестве примера показана установка емкостного водоподогревателя. Аналогично устанавливают скоростные водоподогреватели. Водоподогреватели могут быть смонтированы не только в здании котельной, но и в тепловых пунктах и других сооружениях. При их монтаже необходимо предусматривать возможность вытаскивания внутренних пучков труб для ремонта, замены и т. п.

Водоподогреватели испытывают гидравлическим давлением, в 1,5 раза превышающем максимальное рабочее давление, но не менее 2 кгс/см кв для паровой части и 4 кгс/см кв для водяной части. Время испытания и конечные результаты такие же, как и для секционных котлов.

Тягодутьевые машины. К тягодутьевым машинам относятся дутьевые вентиляторы типа ВД и дымососы типа Д. Эти тягодутьевые машины – консольного типа; состоят они из следующих узлов: ходовой части, рабочего колеса, улитки и направляющего аппарата. Дымосос отличается от вентилятора более массивной улиткой и рабочими лопатками. Некоторые модификации дымососов имеют систему водяного охлаждения подшипников.

Монтируют дымососы и вентиляторы в следующем порядке. На фундамент устанавливают сварную металлическую раму под ходовую часть и улитку, верхний патрубок которой должен находиться в проектном положении. К улитке после ее установки приваривают опорные уголки (которые на заводе были к ней прихвачены). Затем на улитке отбалчивают съемную верхнюю часть для возможности установки рабочего колеса с валом и осевого направляющего аппарата. После установки этих деталей и выверки по уровню горизонтальности вала устанавливают верхнюю часть улитки на асбестовой прокладке. Далее приваривают сальник, уплотняющий место входа вала в улитку, и проверяют легкость вращения вала от руки, после чего на вал двигателя надевают расточенную полумуфту и на фундаментной раме с ходовой частью устанавливают электродвигатель. По окончании этих операций цементным раствором заливают опорные уголки улитки и нижнюю часть опорной рамы и электродвигателя. После схватывания раствора проверяют затяжку анкерных болтов и центруют электродвигатель и ходовую часть. К змеевику ходовой части подводят водопровод из труб диаметром 15 мм (эта операция выполняется только при монтаже некоторых конструкций дымососов), в корпус ходовой части заливают масло до верхнего уровня по риске маслоуказателя и устанавливают термометр. После выполнения этих операций тягодутьевая машина считается подготовленной к пуску.

Паровой котел вместе с совокупностью оборудования обеспечивающего его работу, называется котельной установкой. В состав котельной установки, кроме парового котла, входят оборудование топливоприготовления, тягодутьевая установка и устройства золоулавливания газовоздушного тракта котла, питательные насосы и регулирующие устройства питательного тракта, электродвигатели и системы управления и защиты парового котла.

На рис. 2.3 показана котельная установка с барабанным паровым котлом относительно небольшой паропроизводительности при сжигании твердого топлива. Рядом с котлом располагаются система пылеприготовления из поступающего на станцию кускового топлива, тягодутьевая установка, обеспечивающая подачу воздуха в котел и отвод продуктов сгорания после их очистки в дымовую трубу. К обслуживанию котельной установки относят питательные насосы, подающие воду в котел, которые по технологической схеме расположены в турбинном отделении. К котельной установке относится также система дренажей коллекторов и непрерывной продувки из барабана с оборудованием для использования теплоты этих потоков (сепараторы, теплообменники).

Рис. 2.3. Общая технологическая схема парогенераторной установки, работающей на твердом топливе

2 – бункер разгрузочного устройства; 3 – дробильный блок; 4 – бункер парогенератора для сырого топлива; 5 – мельница для размола топлива; 6 – эксгаустер; 7 – барабан парогенератора; 8 – пароперегреватель; 9 – водяной экономайзер; 10 – воздухоподогреватель; 11 – вентилятор; 12 – деаэратор; 13 – питательный насос; 14 – золоуловитель; 15 дымосос; 16 – дымовая труба; 17 – ленточный транспортер; 19 – багерная насосная система золоудаления

Котел для сжигания твердого топлива имеет в нижней части топки устройство для удаления шлаков, образующихся в зоне ядра горящего факела. Для охлаждения шлаков выполняют сближение двух противоположных экранов топки, охлаждаемых изнутри на этом участке водой. Это устройство называется холодной воронкой. При сжигании газа и мазута этой проблемы нет и нижняя часть топки имеет горизонтальный под, выложенный огнеупорным материалом.

Обмуровка стен топочной камеры и газоходов крепится к специальному каркасу котла, который принимает на себя также вес металла всех поверхностей нагрева, коллекторов и барабана.

Газовоздушный тракт - единая система воздушных коробов и газохо­дов, обеспечивающая подачу воздуха через воздухоподогреватель и горелки

в топку, движение образующихся продуктов сгорания (газов) по газоходам котла и удаление охлажденных газов в дымовую трубу. Движение воздуха и газов в зависимости от мощности и размеров котла может быть органи­зовано за счет естественной или принудительной тяги.

В котлах малой паропроизводительности без организации подогрева воздуха для горения при, относительно короткой длине газоходов (рис. 2.4а) возникает небольшое сопротивление при движении газов, которое преодолевается за счет естественной тяги дымовой трубы. Естественная тяга или самотяга Н с, Па, определяется разностью давлений гидростатических столбов атмосферного воздуха снаружи и нагретой газовой среды внутри трубы:

H c = h тр (ρ в -ρ г)g, (2.4)

где h тр - высота дымовой трубы, м; ρ в, ρ г - плотность холодного воздуха (при 20-30°С) и газов (при температуре на выходе из котла), кг/м 3 ; g- ускорение под действием сил земного притяжения, м/с 2 . В среднем для трубы высотой 100 м значение Н с = 350 - 400 Па или 35-40 кгс/м 2 (35-40 мм в. ст.).

В котлах большой мощности увеличивается количество трубных поверхностей в газовом потоке, появляется подогрев воздуха за счет тепла газов, газоходы значительно удлиняются и имеют как подъемные, так и опускные участки, где необходимо преодолевать собственную самотягу газов, направленную вверх. Дополнительно необходимо иметь запас напора для регулирования расходов. В этом случае сопротивление газовоздушного тракта становится очень большим и не может быть преодолено за счет тяги дымовой трубы, поэтому организуется принудительное движение воздуха и газов.

Совместная работа воздушного и газового трактов котла может быть организована двумя способами. По первому способу (рис. 2.4,б) газовоздушный тракт котла включает в себя дутьевые вентиляторы для подачи атмосферного воздуха под давлением 2,5-4-5 кПа (250 - 500 мм в. cт.) через воздухоподогреватели к горелкам и части горячего воздуха в углеразмольные мельницы. Сопротивление газового тракта котла, а также аппаратов золоулавливания и газоходов до дымовой трубы преодолевается дымососами, имеющими напор 2,0-3,5 кПа. В: этом случае весь воздушный тракт на участке «вентилятор-топка» находится под давлением, выше атмосферного. Продукты сгорания удаляют из котла дымососами, в связи с чем топка и все газоходы находятся под разрежением. Такую схему тяги и дутья называют уравновешенной. Контрольной точкой, обеспечивающей согласование работы дутьевых вентиляторов и дымососов, является давление газов на выходе из топочной камеры. Здесь устанавливается и автоматически поддерживается небольшое разрежение (давление ниже атмосферного), составляющее 30-50 Па (3-5 мм вод. ст.). Дутьевой вентилятор подает столько воздуха, сколько нужно для полного сжигания топлива, а регулирующие устройства дымососов изменяют производительность так, чтобы в верху топки постоянно сохранять указанное небольшое разрежение. Ввиду работы всего газового тракта при давлении ниже атмосферного через неплотности его ограждений происходят присосы окружающего воздуха, что заметно увеличивает объем перекачиваемых дымососами газов. В среднем доля присосов воздуха составляет около 20-30% объема газов, образующихся в топке при горении топлива.

Транспорт воздуха до топки и продуктов сгорания до выхода в атмосферу можно также обеспечить специальными высоконапорными дутьевыми вентиляторами без применения дымососов. В этом случае топка и газоходы будут находиться под некоторым избыточным давлением - наддувом. Весь газовый тракт котла при наддуве находится под избыточным давлением в сравнении с атмосферным. В этом случае, чтобы исключить проникновение в котельное отделение токсичных газов, необходимо обеспечить полную газоплотность всех стен газоходов котла, что достигается переходом на новую технологию производства настенных экранов и заметно удорожает котел.

Рис. 2.4. Схемы газовоздущных трактов котлов: а - с естественной тягой; б - с уравновешенней тягой; 1 - воздухозаборник; 2 - короб горячего воздуха; 3 - присосы холодного воздуха; 4 - контроль разрежения на выходе из топки; 5 - топливозабрасыватель; Б - барабан-сепаратор; ПП - пароперегреватель; ЭК - экономайзер; ВП - воздухоподогреватель; ДВ - дутьевой вентилятор; ДС - дымосос; ДТ - дымовая труба; ПС - система пылеприготовления; Г - горелка; Т - топочная камера (топка).

Вместе с тем переход на газоплотность тракта исключает присосы воздуха и уменьшает объем удаляемых из котла газов. Напор, который создает высоконапорный дутьевой вентилятор, меньше, чем сумма напоров дутьевого вентилятора и дымососа в уравновешенной схеме. Это приводит к экономии энергии на привод тягодутьевых машин. К тому же высоконапорный дутьевой вентилятор перекачивает объем холодного воздуха, а дымососы - достаточно «горячих» газов с увеличенным дельным объемом, что дополнительно снижает затраты энергии на перекачку.

В длительной эксплуатации газоплотного котла в разных его местах за счет термических напряжений со временем происходит разгерметизация тракта, исключение которой требует больших, постоянных затрат. Поэтому в эксплуатации используют газоплотные по конструкции поверхности котла

Вспомогательное оборудование котельных установок представляет собой:

  • электрические фильтры;
  • воздухоподогреватели;
  • дымовые трубы.

Данные элементы являются основными деталями среди вспомогательного оборудования. Их установка происходит над котлом. Основное и вспомогательное оборудование котельной должно быть спроектировано за такими техническими схемами, которые позволят автоматизировать управление.

Установка котельной системы и безопасность

Во время постройки собственного дома, каждый тщательно планирует интерьер, старается провести качественно все работы и ремонт, и, конечно, установку котла. Оборудование котельной установки – важнейший этап для достижения полного комфорта в собственном жилье. К установке данной системы необходимо относиться ответственно, чтобы в будущем не оплачивать штрафы и ничего не переделывать.

Работы должны проводиться под строгим контролем специалистом, чтобы избежать и пожары, и взрывы.

Во избежание ремонта котельного оборудования и серьезных последствий, предусмотрен серьезный список услуг с установки и организации. Все начинается со сбора документов и заканчивается запуском отопительной системы для использования. Чтобы работа котла и всей системы проходила бесперебойно, надежно и экономически функционировала, все услуги по использованию установки и пусконаладочных работ котельного оборудования должен проводить высококвалифицированный специалист. Он должен иметь лицензию и разрешение на проведение подобных работ.

  1. Предварительно проводится обвязка все отопительной системы.
  2. Проверка на правильность работы всей системы, во избежание ремонта котельного оборудования и аварий.
  3. Проведение финальной настройки оборудования для котельной.
  4. Получение инструктажа от специалистов.

Обслуживание системы

Если установка, наладка котельного оборудования и котла была исполнена по всем нормам и правилам, во время использования все же могут возникнуть ситуации, которые потребуют дополнительного ремонта вспомогательных оборудований котельной установки. Самой частой причиной таких поломок становиться некачественная вода, которая не отвечает нормативам оборудования для котла. Наладка котла, ремонт, связанные с ним работы, достаточно расходное дело.

Рис. 1

Чтобы уменьшить расходы на ремонт котельных и котельного оборудования в будущем, строительство отопительной системы должны совершать компании, которые имеют широкий список услуг:

  • Послегарантийное обслуживание построенного объекта.
  • Реконструкция.
  • Необходимый ремонт и наладка.

Главная задача собственника, проведение своевременного технического обслуживания помещения под котельную.

Основные (рис 1) и вспомогательные элементы системы отопления

Котельная – это комплекс приборов, который полностью готов к преобразованию химической энергии топлива на тепловую горячую энергию, либо пара необходимых параметров.

Производитель котельного оборудования предлагает следующие основные составляющие элементы:

  • водяной экономайзер;
  • воздухоподогреватель;
  • каркас с лестницами и полками обслуживания;
  • оправа;
  • тепловая изоляция;
  • обшивка;
  • арматура;
  • гарнитура;
  • газоходы.

Оборудование для котельной (нуждается в наладке) имеет дополнительные установки любого производителя:

  • вентиляторы;
  • дымососы;
  • питательные, подпиточные и циркуляционные насосы;
  • водоподготовительные установки;
  • системы передачи топлива;
  • установка для улавливания золы;
  • вакуумный золоудалитель.

Производители котельного оборудования разработали основную установки в мазутном хозяйстве во время сгорания газа газорегуляторный пункт или газорегуляторную установку.

Рис. 2

Наладка всей системы отопления, пусконаладочный процесс – залог бесперебойной работы и комфорта каждого.

  1. Паровой котел установки. Это прибор, который состоит из топки, испарительных поверхностей. Основная его работа заключается в испарении пара, который был использован за пределами данного устройства. Не правильная наладка процесса провоцирует под давлением, которое выше атмосферного счета теплоты и выделяется во время сгорания топлива, выходить пару за пределы котла.
  2. Водонагревательный котел. Этот теплообменный прибор, в котором основным источником тепловой энергии является вода.
  3. Топочное устройство. Работа данного агрегата в сжигание топлива, превращая его энергию в теплоту.
  4. Обмуровка котла. Данная система, предусмотрена производителями, чтобы выполнять работу по уменьшению тепловых потерь, обеспечения газовой плотности.
  5. Казан. Это металлическая конструкция. Основная ее работа заключается в удерживании котла и отдельных нагрузок, обеспечении нужного взаимного размещения элементов котла.
  6. Паровой перегреватель. Данный прибор повышения температуры пара выше температуры насыщения давления в котле. Производитель предусмотрел работу данной системы змеевиков, где полная наладка котельного оборудования подразумевает соединение на входе насыщенного пара с барабаном котла, а на выходе – с камерой перегретого пара.
  7. Водяной экономайзер. Суть работы данного прибора заключается в его нагреве продуктами сгорания топлива, что, в свою очередь, частично подогревает или полного испаряет воду в котле.
  8. Воздухоподогреватель. Основная его работа в подогреве воздуха продуктами сгорания топлива, прежде чем горючее попадет в топку котла.

Потребность ремонта в гарантийный срок

Детали для котла могут понадобиться и в тот момент, пока агрегат находится еще на гарантии.

Ремонт котельного оборудования возможен:

  • работа по установке котла неверно проведена;
  • использование агрегата не правильное;
  • техническое обслуживание проводится не вовремя;
  • перепады напряжения (можно приобрести стабилизатор, который устранит эту проблему);
  • не качественный теплоноситель (на входном трубопроводе можно провести установку как фильтр для котла).
Рис. 3

Чтобы избежать ремонта котельного оборудования, все нюансы стоит обдумать наперед, нежели в срочном порядке решать проблему.

Поломка? Без паники

Конечно, если ремонт котельного оборудования понадобится перед отопительным сезоном, то это полбеды, а если в разгар холодов – главное не паниковать. Но и относиться к проблеме нужно с серьезностью, ведь может сбиться наладка котла и всей системы. Если поломка установки не серьезная, ремонт можно произвести самостоятельно. Но если есть сомнения в причинах и последствиях – ремонт стоит доверить профессионалу.

Успешная работа установки зависит не только от производителя, но и от выбора модели еще в магазине. От выбора зависит, справится ли агрегат с поставленными задачами и объемом работы – весь пусконаладочный процесс. Лучше, если компания, которая совершила продажу, имела сервисный центр где-то недалеко. Чтобы в любой момент могла помочь с пусконаладочным процессом, проводила осмотр и ремонт котла (рис 2).

Конечно, производитель котельного оборудования несет ответственность за свой товар, но хозяин должен проводить эксплуатацию по инструкции и правил, чтобы не совершались сбои в наладке установки и растраты на ремонт. Статистика компаний по ремонту котлов и систем отопления утверждают, что почти 70% причин поломки из-за не правильного использования и работы приборов, нарушения требований и норм. Поэтому, ремонт котельного оборудования случается, в основном, по вине не производителя, а потребителя.

Рис. 4

Наладка устройства и ремонт

Если человек не разбирается в ремонтных вопросах, то ему будет сложно понять этот процесс с котлами и приборами к нему.

В списке можно ознакомиться с наиболее часто встречающимися проблемами:

  • Электронная плата. Этот прибор производитель наделил ответственностью за все процессы. Она регулирует прибор, включает и выключает его, контролирует, влияет на пусконаладочный процесс. Небольшой сбой в работе приведет к взрыву. Во избежание поломок, такой элемент лучше монтировать как стабилизатор напряжения.
  • (рис 3). Если продажа котельного оборудования осуществилась с браком от производителя, не один пусконаладочный процесс не поможет. Проблема с работой установок возникает в первые месяцы эксплуатации. Для устранения недостатка придется полностью провести замену теплообменника. Но намного чаще встречается проблема забивания прохода различными отложениями и солями. Поток теплоносителя начинает уменьшаться, и однажды котел закипает. Во избежание ремонта и пусконаладочного процесса, необходимо уделять внимание качеству воды. А так же, во время продажи агрегата, обращать внимание на его качество, нет ли брака от производителя.
  • (рис 4). Пусконаладочный процесс установки подразумевает беспрерывную работу данного насоса. Но если он отключиться, произойдет закипание котла. Агрегат отключиться благодаря предохранительному термостату (есть в продаже). Но проблема не исчезнет и ремонт обеспечен. Виной в поломке является теплоноситель – жидкость для котлов отопления. Насос может остановить по двум причинам: появление накипи; увеличение мусора в середине корпуса. Чтобы избежать данной неприятности, в продаже есть специальный фильтр, который устанавливается на входном патрубке.
  • Газовая автоматика. Ремонт данного элемента котла практически не возможен. Обычно, данный компонент полностью меняют. Во избежание очередной наладки котла, данную поломку лучше предупредить, чем решать. В продаже встречается топливо низкого качества. Поэтому, чтобы предупредить поломку газовой автоматики стоит покупать горючее высокого качества и использовать чистую воду для теплоносителя.

Сегодня существует множество торговых точек, которые предлагают комплектующие для котлов. Стоит заметить, что известные брендовые, популярных фирм детали рекомендуются профессионалами всегда. Они качественные, имеют не сложный пусконаладочный процесс, наладка котла происходит достаточно быстро.

Котельными агрегатами называют устройства, предназначенные для получения пара или горячей воды повышенного давления за счет теплоты, выделяемой при сжигании топлива, или теплоты, подводимой от посторонних источников (обычно с горячими газами). Они делятся на паровые и водогрейные котлы. Котельные агрегаты, использующие (т.е. утилизирующие) теплоту отходящих из печей газов или других основных и побочных продуктов различных технологических процессов, называют котлами-утилизаторами.

В состав котла входят: топка, пароперегреватель, экономайзер, воздухоподогреватель, каркас, обмуровка, тепловая изоляция, обшивка.

Вспомогательным оборудованием считают: тягодутьевые машины, устройства очистки поверхностей нагрева, оборудование топливоприготовления и топливоподачи, шлако- и золоудаления, золоулавливающие и другие газоочистительные устройства, газовоздухопроводы, трубопроводы воды, пара и топлива, арматуру, гарнитуру, автоматику, приборы и устройства контроля и зашиты, водоподготовительное оборудование и дымовую трубу.

К арматуре относят регулирующие и запорные устройства, предохранительные и водопробные клапаны, манометры, водоуказательные приборы.

В гарнитуру входят лазы, гляделки, люки, шиберы, заслонки.

Здание, в котором располагаются котлы, называют котельной.

Комплекс устройств, включающий в себя котельный агрегат и вспомогательное оборудование, называют котельной установкой. В зависимости от вида сжигаемого топлива и других условий некоторые из указанных элементов вспомогательного оборудования могут отсутствовать.

Котельные установки, снабжающие паром турбины тепловых электрических станций, называют энергетическими. Для снабжения паром производственных потребителей и отопления зданий случаев создают специальные производственные и отопительные котельные установки. В качестве источников теплоты для котельных установок чаще всего используются природные и искусственные топлива, отходящие газы промышленных печей и других устройств и т.д.

Технологическая схема котельной установки с барабанным паровым котлом, работающим на пылевидном угле, приведена на Рис. 7.1.

Топливо с угольного склада после дробления подается конвейером в бункер сырого угля 7, из которого направляется в систему пылеприготовления, имеющую углеразмольную мельницу 2. Пылевидное топливо с помощью специального вентилятора транспортируется по трубам в воздушном потоке к горелкам 4 топки котла 5, находящегося в котельной 14. К горелкам подводится также вторичный воздух дутьевым вентилятором 13 (обычно через воздухоподогреватель котла 10). Вода для питания котла подается в его барабан 7 питательным насосом 12 из бака питательной воды 11, имеющего деаэрационное устройство. Перед подачей воды в барабан она подогревается в водяном экономайзере 9 котла. Испарение воды происходит в трубной системе 6. Сухой насыщенный пар из барабана поступает в пароперегреватель 8, затем направляется к потребителю.


Рис.1. Технологическая схема котельной установки

Топливно-воздушная смесь, подаваемая горелками в топочную камеру (топку) парового котла, сгорает, образуя высокотемпературный (1500 °С) факел, излучающий тепло на трубы 6, расположенные на внутренней поверхности стен топки. Это - испарительные поверхности нагрева, называемые экранами. Отдав часть теплоты экранам, топочные газы с температурой около 1000 °С проходят через верхнюю часть заднего экрана, трубы которого здесь расположены с большими промежутками (эта часть носит название фестона), и омывают пароперегреватель. Затем продукты сгорания движутся через водяной экономайзер, воздухоподогреватель и покидают котел с температурой, несколько превышающей 100 °С. Уходящие из котла газы очищаются от золы в золоулавливающем устройстве 15 и дымососом 16 выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу 17. Уловленная из дымовых газов пылевидная зола и выпавший в нижнюю часть топки шлак удаляются, как правило, в потоке воды по каналам, а затем образующаяся пульпа откачивается специальными багерными насосами 18 и удаляется по трубопроводам.

Барабанный котельный агрегат состоит из топочной камеры и газоходов, барабана, поверхностей нагрева, находящихся под давлением рабочей среды (воды, пароводяной смеси, пара), воздухоподогревателя, соединительных трубопроводов и воздуховодов (Рис. 7.1). Поверхности нагрева, находящиеся под давлением, включают в себя водяной экономайзер, испарительные элементы, образованные в основном экранами топки и фестоном, и пароперегреватель. Все поверхности нагрева котла, в том числе и воздухоподогреватель, как правило, трубчатые. Лишь некоторые мощные паровые котлы имеют воздухоподогреватели иной конструкции. Испарительные поверхности подключены к барабану и вместе с опускными трубами, соединяющими барабан с нижними коллекторами экранов, образуют циркуляционный контур. В барабане происходит разделение пара и воды, кроме того, большой запас воды в нем повышает надежность работы котла.

Нижнюю трапециевидную часть топки котельного агрегата (Рис. 7.1) называют холодной воронкой - в ней охлаждается выпадающий из факела частично спекшийся зольный остаток, который в виде шлака проваливается в специальное приемное устройство. Газомазутные котлы не имеют холодной воронки. Газоход, в котором расположены водяной экономайзер и воздухоподогреватель, называют конвективным (конвективная шахта), в нем теплота передается воде и воздуху в основном конвекцией. Поверхности нагрева, встроенные в этот газоход и называемые хвостовыми, позволяют снизить температуру продуктов сгорания от 500-700°С после пароперегревателя почти до 100°С, т.е. полнее использовать теплоту сжигаемого топлива.

Вся трубная система и барабан котла поддерживаются каркасом состоящим из колонн и поперечных балок. Топка и газоходы защищены от наружных теплопотерь обмуровкой - слоем огнеупорных и изоляционных материалов. С наружной стороны обмуровки стенки котла имеют газоплотную обшивку стальным листом с целью предотвращения присосов в топку избыточного воздуха и выбивания наружу запыленных горячих продуктов сгорания, содержащих токсичные компоненты.

До начала монтажа котлов и вспомогательного оборудования должны быть выполнены следующие строительные работы, начата кладка стен здания котельной, закончено устройство фундаментов под котлы, насосы, вентиляторы, борова, завершено устройство покрытий полов, подпольных дутьевых и других каналов и приямков. Котельная должна быть очищена от строительного мусора.

Если котельная имеет прочный бетонный пол толщиной не менее 200 мм, то топку котла выкладывают непосредственно на полу. При отсутствии бетонного пола под котлом устраивают бетонную подушку толщиной 300 мм. До монтажа котла с нижней топкой на затвердевшем фундаменте должны быть возведены стены топки и газоходов до уровня нижних головок секций стены топки, в которые закладывают подколосниковые балки.

Правильность закладки балок проверяют положением уложенных на них колосников.

Секции чугунного котла собирают, опирая их на боковые стенки топки. Под головки секции укладывают асбестовый картон. Секции соединяют на конических ниппелях. Вначале устанавливают крайнюю секцию, а к ней последовательно присоединяют все средние, а потом переднюю лобовую. Чтобы собираемые секции не упали, их раскрепляют боковыми упорами.

Перед сборкой секции очищают от формовочной земли, а внутренние поверхности ниппельных гнезд и наружные поверхности ниппелей - от ржавчины. Ниппельные гнезда смазывают графитной пастой. На середину ниппеля навертывают кольцо из асбестового шнура, пропитанного также графитной пастой. Ниппели вставляют в верхнее и нижнее ниппельные гнезда секции.

Секции стягивают двумя стяжными болтами, вставляемыми в верхнее и нижнее ниппельные отверстия. Под гайки стяжного болта прокладывают шайбы большого диаметра, которые перекрывают ниппельные гнезда. Секции стягивают, постепенно подвинчивая гайки одновременно на обоих болтах, чтобы секция не имела перекоса. Зазор между ниппельными головками не должен быть более 2 мм. Чтобы секции при сборке не были разорваны, их нужно стягивать плавно и равномерно, без рывков.

По окончании сборки пакета секций монтажные болты заменяют постоянными стяжными. К собранным пакетам присоединяют отводы и тройники, связывающие оба пакета между собой.

Монтаж котлов можно вести с использованием пакетов, собранных и испытанных на монтажном заводе. Такие пакеты, состоящие из комплекта секций одной половины котла, доставляют на объект и устанавливают на место автокраном.

Для удобства сборки секционных чугунных котлов и в целях безопасности производства работ применяют приспособление, приведенное на рис. 124.

Рис. 124. Приспособление для сборки секционных чугунных котлов и схемы его установки:
а - конструкция, б - схема установки приспособления при сборке котлов «Универсал-1» и «Универсал 2», в - то же, при сборке котла МГ-2, г - то же, при сборке котла «Энергия-3»; 1 - крайние опорные стойки, 2 - рейка, 3 - винтовые захваты 4 - консольная опора, 5 - средняя опорная стойка

После сборки котлы подвергают гидравлическому испытанию. Для этого на всех открытых патрубках ставят заглушки, оставив лишь отверстия для наполнения котла водой и для выпуска воздуха. Наполнив котел водой, давление поднимают до заданного с помощью присоединенного к котлу гидравлического пресса. Водогрейные котлы испытывают давлением, превышающим рабочее давление на 20%, но не менее 0,4 МПа, а паровые котлы давлением на 0,2 МПа выше рабочего давления. Сборка котлов считается правильной, если в течение 5 мин нахождения под заданным давлением оно не будет падать.

При гидравлическом испытании не должно быть течи или потения на стенках и соединениях котла. При появлении течи или потения места дефектов нужно обвести мелом, постепенно снизить давление, спустить воду из котла, устранить неисправности и вторично подвергнуть испытанию.

Закончив гидравлическое испытание, приступают к монтажу топки, обмуровке котла кирпичной кладкой или крупными блоками из жароупорного бетона или установке металлического кожуха; монтируют колосники, навешивают фронтовую плиту, загрузочную и зольниковую дверцы, присоедняют зольник к дутьевому каналу с помощью дутьевой коробки, устанавливают шиберные блоки, укрепляют канаты и контргрузы.

На смонтированный котел устанавливают арматуру. До установки арматуры на котел ее нужно разобрать, чтобы проверить, прочистить и протереть, затем вновь собрать и проверить на герметичность и прочность гидравлическим испытанием.

Центробежные насосы, как правило, доставляют на объекты с электродвигателями, проверенными и собранными в агрегаты на плите. До установки насосов необходимо очистить от строительного мусора гнезда, установить анкерные болты по шаблону, закрепить их на требуемой высоте и залить гнезда цементным раствором Через двое суток, когда цемент затвердеет, гайки отдинчивают и снимают шаблон.

Затем, положив деревянные клинья, на болты помещают центробежный насос с электродвигателем. Клинья постепенно раздвигают для того, чтобы анкерные болты полностью прошли в отверстия плиты насоса и электродвигателя. Затем навинчивают гайки, выверяют центробежный насос по отвесу и уровню, подливают под плиту цементный раствор, завинчивают гайки, устанавливают ограждение соединительной муфты Дутьевые вентиляторы устанавливают таким же способом.

Трубопроводы в котельной (рис. 125) монтируют из деталей и узлов, заготовленных на монтажных заводах, в следующем порядке. Сначала монтируют подающую 1 и обратную 2 гребенки, воздухосборники 3, предохранительную 4 и питательно-спускную 10 линии. Затем делают обвязку 5 центробежных насосов. Далее устанавливают коллекторы 9, грязевик 8, ручной насос 6 и соединяют их трубопроводом 7 с котлами, насосами и системой. Весь трубопровод должен быть предварительно проверен по замерным карточкам. Рекомендуется проверить также, не засорены ли трубы и узлы.

Рис. 125. Общий вид трубопроводов в котельных:
1 - подающая гребенка, 2 - обратная гребенка, 3 - воздухосборники) 4 - предохранительная линия, 5 -обвязка центробежных насосов 6 - ручной насос, 7 - трубопровод к котлам и системе отопления, 8 - грязевик, 9 - распределительные коллекторы 10 - питательно спускная линия

Трубопровод прокладывают с заданным уклоном не менее 0,002. Уклоны трубопровода должны быть направлены в сторону водоспускных устройств, а подъем - в сторону воздухоудаляющих устройств.

Трубопроводы собирают на сварке, за исключением участка, который присоединяется к котлу и насосу. Задвижки устанавливают и присоединяют к трубопроводу на фланцах, приваренных к нему. Участки трубопроводов, собираемые на сварке, должны быть тщательно подогнаны один к другому. При монтаже трубопроводов в котельной следует обеспечить доступ к задвижкам и другой арматуре. Все манометры необходимо устанавливать так, чтобы их показания были видны с пола. Манометры в узлах управления должны быть на одной высоте. Гильзы термометров надо опускать в трубопровод. Для установки термометров на трубопроводах малого диаметра в них рекомендуется вваривать участки труб диаметром 50 мм. Чтобы систему можно было заполнить водой или удалить из нее воду, в котельных устанавливают ручные насосы.

На водогрейных котлах для предупреждения повышения давления выше допустимого устанавливают два рычажных предохранительных клапана. Выкидную трубу от клапана выводят к раковине в котельной с таким расчетом, чтобы горячая вода не могла обжечь находящихся в котельной людей.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве