Организация хранения вещей в детской комнате. Как правильно организовать пространство в детской комнате
Новорождённый не занимает много места - полтора квадратных метра под детскую кроватку не в счёт. Но через пять-шесть месяцев, когда ребёнок начинает ползать, вся ваша уютная квартира, включая кухню, рискует превратиться в одну большую детскую комнату. Поэтому к организации детского пространства стоит подготовиться заранее. В идеале - провести небольшой «детский» ремонт, которого хватит на три-пять лет.
Подумайте о зонировании
Прежде всего подумайте над удобной и правильной планировкой. Разграничьте детскую и взрослую зоны. Для этого подойдёт открытый стеллаж, комод, стеклянная перегородка, штора. Для зонирования используют и уловки с потолком и освещением: например, у родителей - люстра и торшер, а у ребёнка - точечные светильники и бра над кроватью. В детской зоне можно наклеить необычные обои, но необязательно с детским рисунком: лучше, если они будут сочетаться с общим стилем квартиры. В детской части желательно спланировать хотя бы и маленькие, но разные зоны: игровую, рабочую и спальную. Это организует и приучает к порядку. Но важно не переусердствовать и не превратить квартиру в салон корпусной мебели.
Используйте стену с окном по максимуму
Обратите внимание на стену с окнами. Если установить безопасные окна, широкий подоконник и повесить римские шторы (ровные занавески, закрывающие окно наподобие жалюзи, которые складываются при подъёме в горизонтальные складки. - Прим. ред. ) то там появится много места для дополнительных полок, встроенных шкафчиков и, может быть, даже лавка для чтения.
Продумайте выбор напольного покрытия
В маленьких квартирах лучше использовать одно покрытие пола во всех комнатах - это позволит визуально увеличить пространство. Самые распространённые варианты - ламинат, дерево, линолеум и пробка.
Ламинат - недорогой, приятный на вид, но холодный, громкий и скользкий. Он может не выдержать минипотопов, которые могут случаться во время приучения ребёнка к горшку. Деревянный пол - самый экологичный и долговечный, но и он не устоит перед детским вандализмом, а для укладки в кухне его следует предварительно обработать.
Линолеум был самым распространённым напольным покрытием в кухнях наших родителей, поэтому, возможно, ассоциируется у вас разве что с неровностями и недорогой имитацией наборного паркета. Но сегодня есть огромный выбор производителей и расцветок: однотонный, под дерево, плитку или под мрамор. Натуральный линолеум толщиной от 3 миллиметров на основе джутового волокна отлично подойдёт для однокомнатной квартиры с ребёнком - он влагостойкий, тёплый, хорошо поглощает шум. Единственный недостаток - линолеум бывает скользким.
Пробковое покрытие рекомендуют не только дизайнеры, но и педиатры. Пробка - экологически чистый материал, который не боится воды, пружинит под падающими игрушками, не впитывает кухонные запахи, меньше притягивает пыль, не вызывает аллергии и не скользит. Вдобавок такой пол тёплый и приятный на ощупь. Пробковый массив толщиной в 4–6 миллиметров можно положить даже в ванной. Зайдите в любой магазин стройматериалов: вы обязательно найдёте пробковое покрытие подходящего цвета. Для маленького помещения хорошо подходит белый пол: пространство зрительно расширяется, а пыль на нём не так заметна.
Сделайте стены водостойкими
Дети любят рисовать на стенах. Не пытайтесь с этим бороться - зря потратите нервы. Следы карандашей и фломастеров легче свести с моющихся обоев или стен, окрашенных водостойкой краской. Для декорирования стен можно также использовать рельефные панели из дерева, МДФ, кожи, пробки или гипса. Такие панели легко монтируются, а гипсовые вдобавок ещё и можно покрасить в разные цвета. При правильной подсветке гипсовые рельефы отбрасывают затейливые тени. Барельефное панно - яркий акцент в интерьере, поэтому остальные стены желательно не перегружать цветом или фактурой.
Купите графитовую доску
Один из вариантов оформления стены - графитовая доска. Золочёная рама превратит её в эффектный элемент интерьера, а специальное маркерное покрытие позволит рисовать фломастерами, а не крошащимися мелками. У ребёнка появится много места для рисунков, а родители смогут оставлять там послания друг для друга.
Развесьте на стенах рисунки своего ребёнка. Но не на скотче или кнопках, а по-взрослому - в рамках и с паспарту. Такие картины украсят интерьер, придадут ему индивидуальность - ведь это творение вашего малыша, а не портрет Одри Хепбёрн, купленный в ИКЕА.
Храните игрушки в корзинах
Игрушки с первых месяцев жизни начнут заполнять вашу квартиру, какого бы размера она ни была. Обычные пластиковые коробки для игрушек портят любой интерьер. Хорошей заменой им могут послужить шкафы с деревянными дверцами в нижней части или стеллажи с открытыми нижними полками, на которых можно разместить плетёные корзины.
Оттоманка (пуф или небольшой диван) с откидной крышкой - отличное хранилище для игрушек. Сам по себе этот предмет интерьера уже смотрится стильно, а если на него поставить соразмерный поднос, то он сможет заменить журнальный столик.
Если ребёнку нужно собрать пазл или заняться раскрасками, его можно усадить за журнальный стол, а вместо детского стульчика, из которого дети быстро вырастают, купить пуф. На пуф, в отличие от детского стульчика, могут садиться и взрослые.
Подберите диван с текстильным покрытием
Кожаные диваны практичны, но детям наверняка не понравится сидеть на них голышом. На хлопковой обивке приятно валяться, но йогурт и фруктовое пюре с неё не смахнёшь, придётся стирать или отдавать в химчистку весь чехол. Диван с современным текстилем - отличный вариант для семей с детьми. Текстиль - износоустойчивый, огнеупорный, и большинство пятен оттираются с него обычным водным раствором.
Используйте ковры
Большую часть времени дети проводят на полу: начиная с ползания и заканчивая игрой в «Монополию». На ковре играть будет уютнее, а если он будет с затейливым орнаментом, пятна на нём будут менее заметны. Ковёр лучше подобрать мягкий, из смешанных волокон и с коротким ворсом. Такой ковёр не накапливает статическое электричество, стоек к плесени, влаге, грязи и лёгок в чистке.
У нас уже было много постов про организацию хранения, в том числе про организацию хранения в детской комнате (их можно найти по тегам "детская" и "организация хранения").
Сегодня предлагаю обсудить организацию хранения и поддержание порядка в детской.
Начало всегда выглядит многообещающим. Мы тщательно продумываем, где у нас будут лежать чепчики и носочки, игрушки, ползунки и памперсы. Делаем систему удобной для себя.
Но ребенок растет, увеличивается число его игрушек и возможности по их распределению в пространстве. На помощь приходят большие ящики для игрушек.
Уже сейчас можно решить, что для вас важнее - личное пространство или свобода передвижения. Мир так устроен, что игрушки часто остаются там, где ребенок играет.
Если он будет играть рядом с вами в гостиной или вашей спальне, игрушки будут не только в детской, но и в этих комнатах. Если игры будут сосредоточены в детской, то и игрушки будут оставаться там.
В первом случае борьба за порядок может превратиться в сбор игрушек по всей квартире (или дому) или размещению ящиков для игрушек во всех комнатах, где бывает ребенок.
Во втором убирать игрушки придется только в детской комнате.
Выбор за вами. Я уверена, что вы догадаетесь предложить своему ребенку вам помочь, чтобы быстрее пойти гулять, смотреть новый мультфильм или просто для того, чтобы у вас было больше времени.
Для себя мы решили эту дилемму, оставив игрушки за дверью и выдав самым любимым транзитные визы. Если любимая игрушка меняется, у старой транзитная виза истекает и путешествовать может только новая игрушка.
Тем временем ребенок растет дальше. В его большой ящик все игрушки уже не помещаются, появляются мелкие игрушки, которые стремятся попасть на самое дно и вот уже наша коробка превращается в домик или гараж, а игрушкам приходится придумывать новые места для хранения.
И всем хочется, чтобы это хранение выглядело минимум так же аккуратно, как в каталогах мебели для детской:
Или необычные дизайнерские решения:
А пока мамы придумывают хитрости для облегчения домашней уборки. Например, здесь ковер для игр является еще и мешком для хранения игрушек. Перед началом игры он разворачивается, а после окончания игр все игрушки возвращаются на ковер и он стягивается в мешок:
Для хранения конструкторов шьются текстильные мешки, потому что оригинальные мешки или коробки начинают рваться или ломаться, а все детали в них уже не помещаются (это очень сложная загадка природы):
Первый кит, который всплывает при организации хранения в детской - СОРТИРОВКА
Мы складываем конструкторы к конструкторам, куклы к куклам, мягкие игрушки к мягким игрушкам, книги к книгам и т.п.
Когда ребенок будет еще старше, конструкторы поделятся по разновидностям, куклы тоже, появятся группы пони, динозавров, котов или медведей:::
Второй кит организации хранения - ЧЕМ МЕНЬШЕ ДОСТАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБИРАТЬ
Если ребенок лезет за любимой куклой в большую коробку с куклами, часть кукол могут оказаться не на месте. Решений у этой проблемы несколько.
1-я - все на виду
2-я в зонах доступа ребенка только те игрушки, которые ему интересны в этот момент. Например, две коробки с машинками. В первой те, в который он играет, во второй те, которые можно убрать подальше.
Не обязательно делать все игрушки одновременно доступными.
Пример, как может выглядеть стеллаж, когда в него положили то, что востребовано ребенком.
И, наконец, третий кит организации хранения в детской - УДОБСТВО
Когда малыш только родился, хранение должно удобным для вас. Когда он вырос, оно должно быть удобным для него. Могу предположить, что вы не ставите свой целью уборку в комнате ребенка вплоть до его "вылета из гнезда".
Игрушки там, где играем, книжки там, где читаем, бумага и краски там, где рисуем, игрушки для ванной там, где купаемся, игрушки для улицы там, где собираемся на прогулку:
Еще немного иллюстраций.
Для любителей самостоятельно выбирать книги:
Для любителей машинок:
Для любителей лего:
Для любителей настольных игр:
Для юных коллекционеров:
Эти три фотографии мне просто жалко удалять из черновика поста:
А это решения для тех, кому не нравится вид открытых полок.
Постепенно возможности ребенка по уборке своей комнаты возрастают и для него можно составлять списки того, что нужно сделать:
И где-то между идеальным ребенком и творческим беспорядком в детской комнате проходит грань между естественным и свободным развитием личности и обсессивно-компульсивным расстройством. Уверена, что вы ее найдете. Удачи!
В преддверии Нового года есть традиция сделать генеральную уборку. Убирать мы все умеем, а вот организовать пространство в детской комнате для детских игрушек, книг, многочисленной мелочи, порой нужны идеи со стороны. А если к этому прибавить мамины материалы, которые собираются не один год для занятий с детьми, то ситуация накаляется и есть угроза завалов.
В последнее время меня начало угнетать количество материалов, которые я не всегда могу быстро найти в собственной квартире. Конечно занятость моей головы не сопутствует запоминанию того, куда я положила ту или иную вещь, но всё же… Я всегда считала себя организованным человеком, для меня важно иметь всё что нужно под рукой, но в какой-то момент это перестало получаться.
Источник фото: DecorWind
Точкой кипения стала пропажа иголки. Да, да, “я потеряла иголку в стоге сена”. Мне нужно было сшить самодельную книгу и я знала, что у меня есть большая тренировочная игла, которую я покупала для ребенка. Но она как сквозь землю провалилась. Вот во время ее поисков я и поняла, что так больше продолжаться не может. Нужно навести порядок в детской комнате!
Тратить много денег на организацию пространства я сейчас не планировала, моей задачей было организовать его максимально компактно и по минимальной цене, сделать детскую комнату функциональной. Думаю, что такая проблема стоит не только у меня, поэтому покажу что сделала для себя и какие идеи видела в Интернете. Надеюсь, что информация будет полезна.
Вот такая картина на полке меня совсем не устраивала. Мои мальчики (муж с сыном) увлеклись пазлами и муж стал покупать их достаточно часто. Я даже не заметила как возник этот завал!
Поэтому, сходив в супермаркет и купив пакетов с бегающим зажимом, я быстро навела порядок. Переложила все пазлы в отдельный пакетик, коробки выбросила. Некоторые игры, стоявшие на верхних полках теперь поместились здесь. Детская комната начала приобретать прежний вид .
Как я уже писала, мы очень любим . Когда мы ввели французский язык их объем увеличился. Да и карточки из МнЛ стояли в коробках и мы их доставали, а ведь я знаю, что если выложить их в прямой доступ ребенку, то интерес к них будет намного выше. Но тогда и разбросанных по полу карточек будет море… так что же делать?
У нас есть магазин “Все для рукоделия”, там я нашла только неокрашенный деревянный поднос. Вместе с ним я купила лист самого плотного картона (строительный картон). Всё удовольствие 2$. Дома я обклеила поднос плотной цветной бумагой, из старого приглашения на день рождение вырезала звездолет и звезды, так как Александр очень увлечен темой космоса. Сделав в подносе углубления по бокам, вставила туда разделительные полосы из картона. Здесь стоят наши карточки на английском языке.
Можно было вернуться в магазин за вторым подносом и сделать два одинаковых с разными картинками, но я решила “помести по сусекам” . На глаза мне попалась коробка от вина, куда вставлялись 2 бутылки (мужу на Новый год дарили). Крышка у нее конечно очень красивая из-за чего я и сохранила коробку, но вот она то мне и не пригодилась . Стоимость мероприятия 0$, здесь стоят наши французские карточки.
Когда я планировала детскую комнату, то заранее обдумывала шкаф для ребенка, он встроенный, состоит из 2 отсеков и не имеет дверей. Пока не имеет, так как ребенку проще брать то, что находится на виду. Перед вами отсек для верхней одежды, внизу несколько экземпляров для того, чтобы Александр брал ее сам. А вверху вся остальная, откуда я переношу по 4 маечки 2-3 шортиков вниз. Внизу выдвижная обувница, но пока она служит домиком для плюшевых игрушек, которые сидят в (ее же тоже нужно где-то хранить ). Под одеждой есть полка на которую я установила папки с рабочим материалом. Вот рядом с ними и расположились наши лоточки с карточками. Александр достает до них сам, ему нужно только немного поднять руки.
А что же делать с другими карточками, которые хранятся в закрытых коробках? Выбирая кое что на Амазон я увидела картинку обувницы и меня осенило, вот она то мне и нужна! Не занимает места, прозрачная и всё видно, нижние ряды ребенок достанет без труда, а до верхних доберется подставив стульчик и вложит всё обратно сам. Обратите внимание, что главное здесь именно прозрачность кармашков! Ребенок должен видеть, что у него на двери и что именно он достает.
Пока она шла к нам я переживала о том если закроется дверь в детскую комнату, на которую крепится обувница. Но решила, что если даже не подойдут крепления, то я повешу ее на клеящиеся крючки. Дверь у нас очень плотно прилегает к косяку, ведь ночью круглый год мы все спим с кондиционерами, тем не менее обувница прекрасно “оделась” на дверь.
На боковой стене от двери я прикрепила вот такую штучку из Икеа. У нее кармашки подходят даже для самых больших карточек.
Теперь я вам покажу красоту, которую я мечтала бы иметь для наших карточек. Но у нас огромные проблемы со столярами, если и сколотят как я хочу, то чопорно покрасят, а стоить будет как итальянская мебель . Если у кого-то из вас муж имеет золотые руки, или есть где сделать с хорошим мастером, то может быть вам пригодится эта идея.
Купила я в Икеа прекрасные полки для фотографий. Прекрасны они тем, что у них есть “держатель” с лицевой стороны и книги не съезжают. Длина полочек 115 см, я установила 3 для книг на трех языках. На полке оставляю по 3-4 книги, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.
Хотя я стараюсь разместить все вещи ребенка в детской комнате, с полками для книг этого не получилось, детская комната не имеет свободных стен. Основные шкафы с книгами стоят там, а вот “выставку” для того, чтобы Александр сам выбирал книги для чтения, пришлось сделать в зале. Это немного шокирует приходящих друзей, но визиты у нас не часты, да и народ уже привык к моим заскокам .
Полки я повесила так, чтобы ребенок мог максимально сам взять интересующую его книгу и всё же если бы я расположила 3 полки для его личного доступа, то нижняя полка оказалась бы на полу. В итоге до русских и английских книг Александр свободно достает сам, а французские книги подаю я по его просьбе. Когда “выставка” нам будет не нужна, хотя не знаю когда это случится, я планирую снять нижнюю полку и оставить 2 верхние. Икеей задумано ставить на них фото, вот я и буду использовать их по декоративному предназначению . Вот так это выглядит у нас дома.
Ещё в просторах Интернета я нашла вот такую очаровательную идею, которую достаточно легко выполнить. Перейдя на сайт вы сможете просмотреть более подробные фотографии.
Хранение самодельных книг
Их тоже нужно было организовать, собралось много и . Я купила в Икеа 4 коробки, которые установила в свободный угол около своего письменного стола. Каждая коробка подписана: русский, английский, французский и материалы (цветная бумага и др. для нашего творчества). Внутри коробок для книг я поставила картонную перегородку, чтобы разделять прочитанные и непрочитанные книги. Теперь мне очень удобно находить нужные книги, раньше они находились на разных полках шкафов, а теперь подготовка к занятиям занимает минимум времени!
Можно конечно сделать вот такую детскую библиотеку. Лично мне понадобилась бы лестница как в библиотеках, которая ездит .
Источник фото: houseofturquoise.comВо многих детских комнатах остается абсолютно пустым пространство за дверью. Конечно папе придется немного поработать, но вот такая идея действительно стоит усилий .
Источник фото: designsponge.comМелочи в детской комнате
Ну а теперь о мелочовке с которой всё и началось . Помните наше занятие ? Мы коснулись в нем темы ракушек, Александр их сортировал.
При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.
Правила организации предметно-развивающего пространства
Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.
Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.
Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.
Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.
При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.
Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.
- При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
- При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
- Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
- Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
- Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
- Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
- Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
- Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
- Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
- Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка
Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.
Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.
Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.
В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.
Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.
Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.
В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.
Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.
При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.
Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.
Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды
Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.
Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.
Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.
Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.
Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях
Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.
Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.
А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.
На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.
В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.
Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.
Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.
Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.
Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.
В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.
Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.
При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.
Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.
В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.
Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.
Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.
Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста
Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.
Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.
Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.
Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.
Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.
Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.
Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.
Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.
Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.
Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.
Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.
С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.
Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.
Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.
Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды
Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.
Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.
Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.
А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.
Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».
Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.
Статья прочитана 4 826 раз(a).