Не выкручивается болт что делать. Как защитить резьбовые соединения от откручивания
Если вы открыли эту статью, то значит, крепкие словечки позади, вы взяли себя в руки и приняли решение найти ответы на вопросы: «Что делать, если прикипел болт? Как открутить его?» Попробуем разобраться в этой проблеме.
Прикипел болт: как открутить?
Ремонт затруднен, замена запчастей осложнена коррозией металла или гидратированной гидроокисью железа по банальной причине. Например, во время установки на заводе или проведения предыдущего ремонта недобросовестные мастера проигнорировали обработку смазочными материалами (мовилем или солидолом). В результате эксплуатации под резьбу попала вода. Она вызвала разрыхление поверхности болта и гайки, сцепив их намертво новым молекулярным соединением. Каждый автолюбитель выберет подходящий для себя метод работы с прикипевшим болтом или воспользуется комбинацией предложенных в этой статье способов. Поэтому рассмотрим некоторые из них.
С помощью растворителей
Ситуаций безвыходных не бывает. Браться за режущий инструмент рано до тех пор, пока не узнаете, что делать, если прикипел болт. Любой автолюбитель в своём арсенале имеет несколько жидкостей, которые обладают способностью бороться с ржавчиной. Первым в линейке растворителей, скорее всего, придет на ум средство «WD-40». Это аэрозоль, который способен проникать своими компонентами в микрозазоры и растворять ржавчину. Если этот вариант недоступен, то практически в каждом гараже найдутся такие средства, как антифриз, тормозная жидкость, уайт-спирит, керосин, кока-кола, на крайний случай можно взять этиленгликоль. С последним веществом необходимо быть очень осторожным. Защищайте слизистую оболочку глаз и дыхательных путей.
Смочите гайку выбранной жидкостью, обмотав ее ветошью, предварительно пропитанной этим же раствором. Затем необходимо все это оставить на некоторое время для проникновения в микротрещины вещества. Далее, обстучав болт или гайку, вы сможете разрушить размягчившуюся ржавчину. После этого можно приступать к откручиванию. Стоит отметить, что если болт или шпилька вкручены в корпус вертикально (даже если вниз и залить растворитель), открутить их не так просто. Но всё равно не стоит недооценивать капиллярную способность жидкостей, тем более в рыхлой среде ржавчины. От вас только требуется найти способ того, как зафиксировать ветошь на шпильке или головке болта. И также пойти по уже предложенному пути.
Занимаясь ремонтом ходовой части автомобиля, очень часто можно столкнуться с проблемой, когда прикипел болт на стойке. Что делать? В основном нижняя часть передних стоек крепится в стакане. Поэтому растворяющее вещество можно влить прямо в него. Тут важно не повредить резинки на стойках, так как химия может вступить с ними в реакцию и растворить их. Тогда придется менять и стойки.
Термический способ
Если предложенный вариант с растворителем не даёт результата, то стоит испытать термический способ. Нагревая гайку, накрученную на болт, можно увеличить изделие. В таком случае появится шанс сорвать ее с места. Если болт размещен в корпусе, этот вариант также можно применять. Нагревание изделия немного изменит структуру ржавчины, и шанс выкрутить уже остывший болт увеличится. Для термической обработки можно использовать газовую горелку. Однако приобрести навык обращения с такой аппаратурой не так просто. Это требует времени. Прекрасной альтернативой может стать туристическая газовая горелка. Она и стоит дешевле, и управляться с ней легче. Нужно отметить, что во время работы необходимо строго соблюдать правила безопасности, чтобы избежать пожара.
Еще одним шансом сохранить изделию жизнь будет резкая заморозка болта специальным спреем. Однако его используют только профессионалы. В быту его применение нерентабельно, так как вещество достаточно дорогое. Приобретать его для выкручивания нескольких болтов нет смысла.
Механический способ
К способам откручивания гаек и выкручивания болтов тоже важно подходить со смекалкой. Используем принцип «не навреди». Итак, прикипел болт. Как открутить его? Делать это простым рожковым ключом - чревато ссадинами на руках и «слизанными» гранями изделия. Для этого подойдет больше накидной ключ. Он сохранит грани и поможет создать большее усилие при откручивании. Оказывать давление на ключ даже с рычагом стоит постепенно, увеличивая амплитуду (как бы раскачивая и разрушая ржавчину).
Рассмотрим еще один механический способ. Его берем на вооружение для ситуаций, когда и температура, и химические вещества бессильны. Если болт невозможно выкрутить из корпуса, его можно попробовать обстучать. Делаем это по ходу вращения резьбы при помощи зубила, как бы вращая его.
Если эта процедура не привела к успеху, болт можно высверлить. Как это выглядит? Используем сверло чуть меньшего диаметра, чем изделие, чтобы не испортить резьбу. Но даже если это и происходит, не стоит расстраиваться. Резьбу можно поправить метчиком.
И это тоже нужно знать
Совсем другое дело, когда прикипел развальный болт прямо в сайлентблоке. С первого взгляда может показаться, что извлечь его - это непреодолимая задача. Но не для нас. Если принято решение менять сайлентблок, но болт мешает осуществить это действие, на помощь придет проверенный способ. Вам понадобится угловая машинка с тонким диском (125 мм), возможно, ножовка по металлу и, как ни странно, перфоратор. Применение первых двух инструментов понятно и логично. Но именно перфоратор сможет оказать неоценимую услугу по выталкиванию болта. Существует вероятность, что болт при извлечении будет упираться в кузов. Поэтому, как ни прискорбно, но дальнейшее его извлечение пройдет частями. Отпиливая ножовкой по металлу маленькие кусочки, выталкивая тупым сверлом остатки изделия, вы сможете освободить подвеску.
Вот мы и рассмотрели несколько вариантов того, как действовать, когда прикипел болт. Как открутить его? Теперь это не проблема для вас.
Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.
Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).
Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:
- деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
- закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
- окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
- диффузия материалов между деталями соединения.
Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.
Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).
Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.
Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).
Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.
Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на
- механические;
- физические;
- химические.
Механические методы.
К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:
- применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
- использование рычага для увеличения усилий;
- воздействие с переменным направлением силы;
- акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
- ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.
Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.
Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.
Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.
Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.
К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.
Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.
Физические методы.
Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.
Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!
Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.
Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.
Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:
- тормозной жидкостью;
- антифризом;
- керосином;
- бензином;
- соляркой.
Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.
Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.
Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.
Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.
Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.
К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.
Химические методы.
Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.
Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:
- серную;
- соляную;
- уксусную;
- лимонную;
- ортофосфорную и др.
Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:
- вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
- внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
- кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.
Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.
Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени
К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.
Если ничего не помогает.
Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.
Другой метод – высверлить болт дрелью.
Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!
Видео.
Борис ДАХНОВСКИЙ
Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный и довольно точный.
Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»! Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще и вставит ломик...
На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.
Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.
Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.
К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться - стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена из мягкой стали.
Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит, с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.
Микрометрическая шкала
С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).
Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки. Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.
Общие спецификации моментов для стандартного крепежа |
||||
---|---|---|---|---|
Размер «под ключ», мм |
Диаметр резьбы, мм |
Момент затяжки |
||
фунт*дюйм |
||||
Современный динамометрический ключ
Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например, что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими - комнатной температуры.
Моменты затяжки болтов и гаек, крепящих головки блока цилиндров различных мотоциклов |
|
---|---|
Модель мотоцикла |
Момент затяжки, кгм |
Honda CBR250 (болты) |
|
Honda CBR600F 89-90 гг. |
|
Yamaha DragStar 1100 |
|
Yamaha Fazer FZS600 98 г. |
|
Yamaha TDM 850 99 гг. |
|
Kawasaki ZZ-R1100 93-01 гг. |
|
Kawasaki Ninja ZX-6R |
|
Suzuki GSX-R1100 86-88 гг. |
Источник материала: журнал "МОТО"
Затяжка болтов на колесах автомобиля - простой процесс, на первый взгляд. На самом же деле он предполагает наличие у выполняющего работы специалиста определенных знаний. Дело в том, что если недостаточно закрутить болты, велик риск того, что они просто разболтаются со временем, а это может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге. Если же приложить излишние усилия при затяжке колесных болтов, можно сорвать резьбу, что чревато серьезными проблемами. В рамках данной статьи рассмотрим, как правильно затягивать колесные болты.
Оглавление:Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты
В инструкции по эксплуатации автомобиля производители указывают базовые правила, как правильно затягивать болты на колесах. Важно с ними ознакомиться, поскольку момент затяжки колесных дисков может отличаться, в зависимости от модели автомобиля. Самостоятельно выбирать данный момент не рекомендуется, как и ориентировать на советы из интернета.
Обратите внимание: Момент затяжки колесных болтов может отличаться даже на автомобилях одной модели, но с разными двигателями.
Чтобы затянуть колесные болты с требуемым моментом, потребуется обзавестись динамометрическим ключом. Это инструмент, который позволяет выставить необходимый момент затяжки болтов. Выставив на нем необходимое усилие, можно не беспокоиться, что затянуто колесо будет сильнее. Когда нужный момент затяжки будет достигнут, ключ начнет проворачиваться.
Также в качестве инструмента для затяжки колесных болтов можно использовать пневмогайковерт. Это специальный инструмент, который часто можно встретить на станциях технического обслуживания. Он также имеет функцию регулировки момента затяжки болтов.
Выполнять затяжку болтов “на глаз” крайне опасно. Если недостаточно затянуть передние колеса, во время движения будет ощущаться серьезное “подрагивание” рулевого колеса, вплоть до биения. Если же слабо затянуть колеса на задней оси, это может привести также к биениям, повышенном износу шин, износу рулевых тяг, разрушению подшипников, деформации диска и массе прочих проблем.
В каком порядке правильно затягивать колесные болты
В зависимости от автомобиля, количество болтов на колесе может отличаться. Чаще всего используется 4, 5 или 6 болтов для крепления колеса. Чтобы колеса надежно были зафиксированы с необходимым моментом, нужно придерживаться следующих схем затяжки болтов, в зависимости от их количества:
- 4 болта: 1-3-4-2.
- 5 болтов: 1-4-2-5-3.
- 6 болтов: 1-4-5-2-3-6.
Сам процесс затяжки колесных болтов выполняется следующим образом:
Убедившись, что колеса надежно зафиксированы, можно начинать движение на автомобиле.
Продукт | Калорийность Ккал | Белки гр. | Жиры гр. | Углеводы гр. |
Гречневая каша рассыпчатая | 98,7 | 3,6 | 2,2 | 17,1 |
Каша "Янтарная"(из пшена я яблоками) | 138,9 | 3,8 | 6,5 | 17,5 |
Каша боярская (из пшена с изюмом) | 221,7 | 4,8 | 14,4 | 19,5 |
Каша вязкая из пшена с тыквой | 4,2 | 18,5 | ||
Каша гурьевская | 151,2 | 4,4 | 5,4 | 22,6 |
Каша из тыквы с манкой | 161,5 | 2,8 | 8,4 | 19,9 |
Каша манная коричневая | 162,1 | 5,3 | 23,2 | |
Каша пшенная с сушеными сливами | 121,3 | 2,4 | 2,9 | 22,7 |
Каша рисовая с какао | 146,2 | 4,1 | 20,3 | |
Манная каша на клюквенном соке | 112,7 | 1,9 | 4,6 | |
Манная каша с морковью | 97,3 | 2,7 | 5,6 | 9,7 |
Мучная каша | 95,3 | 3,4 | 4,9 | 10,2 |
Рисовая каша с черносливом | 128,5 | 1,9 | 2,4 | 26,4 |
Рисовая с абрикосами по-венгерски | 119,7 | 2,6 | 0,3 | 28,5 |
Яблочно-манная каша | 128,4 | 1,9 | 4,3 | |
Яичная каша (натуральная) | 180,3 | 10,3 | 10,8 | |
Яичная каша с овощами или грибами | 15,9 | 13,2 | 20,9 | |
Ячневая каша с картофелем | 48,6 | 1,8 | 8,7 |
Ответственность момента.
Как закручивать гайки и болты
Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный.
Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»! Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще и вставит ломик...
На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.
Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.
Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.
Этот древний инструмент пережил около сотни ремонтов двигателей. Одно из его достоинств - компактность.
К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться - стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена из мягкой стали.
Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит, с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.
Микрометрическая шкала
С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).
Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки. Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.
Общие спецификации моментов для стандартного крепежа | ||||
Размер «под ключ», мм | Диаметр резьбы, мм | Момент затяжки | ||
Н*м | Н*кг | фунт*дюйм | ||
0,6 | 4,3 | |||
1,5 | ||||
3,0 | ||||
5,5 | ||||
8,5 | ||||
13,0 |
Современный динамометрический ключ
Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например, что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими - комнатной температуры.
Установка ГБЦ на Chery Very, Chery Bonus |
Два установочных штифта расположены на верхней плоскости блока цилиндров. Установочные штифты головки блока цилиндров находятся на втором и четвертом резьбовых отверстиях левой стороны блока цилиндров (если смотреть спереди) и представляют собой «гибкие” установочные штифты. Натяг между установочными штифтами и блоком цилиндра составляет 0,053-0,203 мм. Установочный штифт и головка блока цилиндров собираются с переходной посадкой, зазор при этом составляет 0,016 - 0,084 мм.
Проверить прокладку головки блока цилиндров, которая должна быть гладкой и чистой, без неровностей и царапин. Установить прокладку головки блока цилиндров на плоскую поверхность блока цилиндров с помощью установочных штифтов таким образом, чтобы номер детали оказался сверху.
Протереть контактную поверхность камер сгорания головки блока цилиндров, верхнюю плоскость блока цилиндров и резьбовые отверстия. На дне резьбовых отверстий блока цилиндров не должно быть скоплений масла, в противном случае это может привести к трещинам блока цилиндров.
Установить шайбы болтов головки блока цилиндров на болты фаской вверх, а второй гладкой поверхностью к головке блока цилиндров. Далее вставить болты в отверстия в головке блока цилиндров, а затем произвести предварительную затяжку на 3/4 оборота.
Болты головки блока цилиндров затягиваются вручную четыре раза в порядке, показанном на рисунке.
Затянуть болты по очереди с усилием 20 - 25 Нм.
1. Затянуть болты по очереди с усилием 40 - 45 Нм.
2. Провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.
3. Снова провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.