Как объяснить ребенку, почему листья на деревьях меняют цвет. Исследовательский проект "почему листья меняют свой цвет осенью" В какой цвет окрашиваются листья клена осенью

Главная / Печь

Желтые и красные, оранжевые и коричневые – все листья имеют собственный оттенок. Давайте разоберемся, откуда такая разница в цвета.

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества хлорофилла. Этот пигмент – кормилец растения, так как именно с его помощью растение на свету синтезирует из углекислого газа и воды глюкозу, а из нее – все остальные питательные вещества. При наличии освещения хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется.

Помимо хлорофилла, листья содержат и другие красители – желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который в моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью жизнедеятельность в листе затухает, и хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются желтые и оранжевые оттенки.

Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену осадкам приходит бабье лето, то кроны деревьев за пару дней окрашиваются в привычные осенние цвета.

Помимо золотых, к нашим ногам падает много багряных листьев. Они такие из-за пигмента, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан с внутриклеточными пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке.

При понижении температуры, а также при ярком свете концентрация антоциана в клеточном соке увеличивается. Кроме того, остановка или задержка синтеза питательных веществ в листве также стимулирует его синтез. Таким образом, красный цвет листопада просто свидетельствует о том, что жизненные процессы в листьях прекращаются в преддверии зимы.

Яркость осенних красок зависит от того, какая стоит погода. Если много ливней, листва от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными и яркими. Листья на южной стороне дерева тоже всегда будут более насыщенного цвета, поскольку получают больше солнечных лучей.

Какие красители окрашивают листья в разные цвета.

В течение года наша планета играет различными красками. А все благодаря растениям, на которые она богата. И, наверное, у многих возникал такой вопрос: почему листья того или иного цвета? Особенно, это интересует наших детей, которые так любят задавать вопросы. А чтобы им правильно отвечать, нужно хорошенько самим разобраться.

Какой пигмент окрашивает листья в зеленый, красный цвет?

В школьной программе на уроке биологии обязательно проходят подобную тему. Некоторые, возможно, уж подзабыли, а некоторые еще просто не знают. Но пигмент, который отвечает за зеленый цвет листьев – это хлорофилл. Давайте немного подробнее разберемся в этом аспекте.

Зеленый цвет листьев:

  • Хлорофилл – это вещество, которое поглощает солнечный свет и, с помощью воды и углекислого газа, вырабатывает для растений полезные органические вещества. Или, как говорится на научном языке, превращает неорганические вещества в органические.
  • Именно этот пигмент и является фундаментальным в процессе фотосинтеза. Благодаря ему, все живые организмы получают кислород. Да, эта информация известна любому школьнику. Но немногие задумывали, каким образом хлорофилл окрашивает листву в зеленый цвет.
  • Да, сам элемент имеет тоже зеленый цвет. А поскольку он преобладает в растениях, то и цвет зависит от него. И можно провести прямую зависимость между цветом листвы и количеством хлорофилла.
  • Но это еще не все. Если углубиться более детально в подобную тему, то можно узнать гораздо больше. Дело в том, что хлорофилл поглощает спектры таких цветов, как синий и красный. Это и есть та самая причина, почему мы видим листья зеленого цвета.

Красный цвет листьев:

  • Исходя из вышеперечисленных причин, можно найти ответ, почему листья бывают красного цвета. Даже, если не брать во внимание курс биологии. С логической точки зрения красный цвет тоже, в какой-то степени, зависит от хлорофилла. А точнее, от его отсутствия.
  • Пигмент, отвечающий за красный цвет в листке – это антоциан. Также этот элемент отвечает за синюю и фиолетовую окраску листьев, цветов и плодов.


  • Антоциан, как и хлорофилл, поглощает определенные цветовые спектры. В данном случае, это зеленый цвет.
  • Кстати, есть такие растения, которое не имеют зеленого окраса листьев или цветов. Это зависит от того, что в них отсутствует хлорофилл. А на его месте антоциан.

Чем объяснить изменение окраски листьев деревьев осенью?

Какой же красивой бывает у нас осень. Несмотря на дожди и пасмурное небо, она по-своему прекрасна. Именно осень деревья окрашены в различные цвета. Конечно, зависит от погоды и природы дерева. Но каждый обращал внимание, что даже на одном листке может быть несколько оттенков или цветов.

  • Раньше считалось, что все пигменты присутствуют в листве постоянно. А когда количество хлорофилла снижается, тогда становится видно и другие краски. Но этот вариант не совсем правдивый. Конкретно относится к антоцианам.
  • Этот пигмент начинает появляться в листьях только после того, как начнет снижаться уровень хлорофилла.
  • Давайте рассмотрит это процесс более детально. Осенью уже солнышко не так греет, а значит, хлорофилла становиться меньше. Поскольку именно он отвечает за питательные вещества в растениях, то и их количество сокращается. Так листья начинают готовиться к холодам.
  • Этот процесс очень тонок и продуман. Все те полезные вещества, которые растение накопило за лето, медленно двигается в ветви и корень. Там они и будут находиться все холодное время. А весной будут использовать этот запас для того, чтобы появились новые зеленые листики.


  • Но цветовую раскраску листьев, кроме естественных природных процессов, также влияет и погода. Обычно в солнечную погоду больше преобладает антоциан. Если осень пасмурная и дождливая, тогда будет больше желтого цвета деревьев.
  • Но и это еще не все. Окрас листьев также зависит от породы самого растения. Каждый замечал, что у клена часто красноватые листья, а вот липа и береза всегда одеваются в золотистый цвет.
  • Непосредственно перед зимой, когда полностью разрушились все красящие пигменты, листья становятся коричневого цвета. В них уже не остается никаких питательных веществ, листья засыхают и опадают. На этом этапе становится видно клеточные стенки листьев.

Какое вещество окрашивает листву в желтый: растительные пигменты

Желтый цвет очень красивым бывает осенью, особенно в ясный и теплый день. Не зря еще осень называют золотой. Практически любое растение меняет свой окрас, начиная с желтого цвета. Да, у одних это единственный цвет, а некоторое имеют его лишь как дополнительный.

  • За каждый цвет отвечает конкретный пигмент. Каротин – этот пигмент дает растениям желтый цвет. Слово знакомое и его можно часто услышать в рекламе. Возможно, многие не знали его значение. Или просто даже не задумывались, что это такое.
  • Этот пигмент относится к группе каротиноидов. Находится во всех листьях и растениях. Находится в них постоянно. Просто хлорофилл преобладает над каротином, поэтому листья в основном зеленого цвета. А после его распада, начинают окрашиваться в другие краски.


  • Такой растительный пигмент используется как натуральный краситель. Его добывают химическим путем, но исключительно из натурального сырья. Он широко применяется в пищевой промышленности и других областях.
  • Бета–каротин , который просто затмил рекламный бизнес, также относиться к каротиноидам. Дело в том, что их начисляется около 600 подвидов. Его имеют практически все желтые, красные, оранжевые и даже зеленые овощи и фрукты. Например, зеленый лук, помидор, тыква, хурма, черника, щавель морковь. Перечислять очень долго. Также он очень важен ля человеческого организма.

Какое вещество окрашивает листву в оранжевый: растительные пигменты

Оранжевый цвет также как желтый находится в листьях постоянно, просто его затмевает хлорофилл. Тем самым, делая растения зелеными. И оранжевый цвет также начинает проявляться, когда разрушается тот самый хлорофилл.

  • За оранжевый цвет отвечает такой пигмент, как ксантофилл. Он тоже относится к классу каротиноидов, как и каротин. Ведь эти цвета находятся на тонкой грани между собой.
  • Хотелось бы отметить, что морковь окрашивает именно этот пигмент. В ней его находится больше всего. Следовательно, за оранжевый цвет всех плодов и цветом отвечает именно этот пигмент.
  • Ксантофиллы, как и другие каротиноиды, необходимы человеческому организму. Другим живым существам тоже. Поскольку они не могут его самостоятельно синтезировать, а могут получить лишь с едой.


  • Не секрет, что морковь богата на витамин А. Соответственно, все эти пигменты главные носители данного витамина. Точнее говоря – предшественники.
  • Также стоит отметить, что они являются антиоксидантами в нашем организме. Об этом аспекте известно каждой девушке. Ведь от этого напрямую зависит внешний вид волос, ногтей и организма в целом.

Самые сильные оранжевые природные красители

Каждая хозяйка сталкивалась на кухне с такой проблемой, когда после, например, свеклы, руки становились красного цвета. Если много тереть моркови, то может случиться такая же история. Просто цвет не такой насыщенный, поэтому не так заметен. Также, сорвав определенный цветок, можно окрасить руки в соответствующий цвет.

  • Природные красители широко используются в кулинарии, для покраски тканей, в медицине и косметологии.
  • Красящие пигменты вырабатывают бактерии, кораллы, грибы, водоросли и растения. Естественно, соответствующего цвета. Конечно, самыми доступными являются растения.
  • Добыть их можно самостоятельно, главное соблюдать технологию. А также необходимо знать, какие ингредиенты подходят для этих целей.


  • морковь
  • листья и цветы чистотела
  • цедра мандарина и апельсина
  • паприка
  • шелуха от лука
  • тыква

Как видно, все продукты доступны и практически все имеют оранжевые цвет. Также получить такой краситель можно путем смешивания желтого и красного цветов.

Листья, какой группы деревьев осенью краснеют?

Наверно, многие замечали, что не все деревья имеют красный цвет осенью. Но какая же красота получается у природы. Особенно, в сочетание с желтыми и оранжевыми цветами. Складывается впечатление, будто лес окутан в праздничные наряды. Но какие же деревья имеют именно красный оттенок? Давайте рассмотрит это вопрос подробнее.

  • Этот цвет не находится в листьях постоянно, а начинает вырабатываться лишь после распада хлорофилла
  • Обычно, краснеют те деревья, которые растут на бедной не обогащенной минералами почве
  • Интересный факт – этот цвет деревья используют для отпугивания насекомых и вредителей
  • Антоциан, наличие которого и окрашивает листву в красный цвет, помогает переносить заморозки и избежать переохлаждения
  • Чаще встречается в таких деревьях, как клен, рябина, черемуха и осина

Изменение цвета деревьев — это настоящее чудо природы за которым так приятно наблюдать. Радуйте себя приятными эмоциями осенью, ведь это незабываемые приятные ощущения.

Видео: Почему листья меняют цвет?

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «№ 18»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Индивидуальный проект на тему:

«Почему листья

меняют осенью окраску?»

Ворфоломеева Дарья

обучающаяся 1 а класса

руководитель проекта

Етеревская Людмила

Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 18» ЭМР

Саратовской области

Саратов, 2015

    Описание проекта…………………………………………………………………. с. 3 - 5

    Введение……………………………………………………………………… с. 3

    Этапы проекта и ожидаемые результаты…………………………………... с. 4 - 5

1 этап: выбор метода исследования, ход исследования……………… …… с. 4

2 этап: изучение литературы по данной тематике, ожидаемые результаты…с. 4

3 этап: обобщение и систематизация информации……………………………с. 4-5

4 этап: выбор продукта проектной деятельности…………………………… с. 5

    Выводы (значение проекта для использования на практике)…………… … с. 5

    Рефлексия проектной деятельности…………………………………………….с. 5

    Информационно – методическое обеспечение…………………………………… с. 6

    Приложения:………………………………………………………………………. с. 7 - 9

Почему листья меняют осенью окраску

Описание проекта

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В.Д. Берестов

Введение

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я вместе с мамой люблю гулять по осеннему парку или лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Однажды осенью, я собирала красивые листья для уроков технологии. Рассматривая их, я задалась вопросом: почему листья изменили цвет? Почему окраска с зелёного изменилась на жёлтую и красную? Зачем вообще нужны листья дереву?

Я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания.

Чтобы ответить на эти вопросы, проведу исследование.

Цель: найти научные доказательства причин изменения окраски листьев.

Задачи:

    изучить специальную литературу;

    выяснить какое значение играет лист для дерева;

    изучить причину изменения цвета листьев;

    ответить на вопрос: почему одни листья краснеют, а другие желтеют;

    разработка и оформление информационного буклета на тему проекта

Вид проекта:

по комплектности: межпредметный

по количеству участников: индивидуальный

Этапы проекта и ожидаемые результаты

1 этап - организационный . Основной метод данного этапа - наблюдение изменений в природе. Систематическое наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях позволило сделать вывод о том, что цвет листьев меняется у разных деревьев по – разному.

Результаты наблюдения в приложении 1.

Также я использовала метод опроса одноклассников. Я выясняла – знают ли они, почему осенью листья меняют цвет? Результаты в приложении 2.

2 этап – теоретический . Основной метод – изучение литературы и поиск информации в интернете.

Изучив статью в энциклопедии для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений» Т. Д. Нуждиной, и, прочитав статьи вместе с мамой в интернете, я поняла:

    какую роль играет лист в жизни дерева;

    узнала части листа;

    открыла причину смены окраски листьев осенью;

    нашла много интересной дополнительной информации по данной теме.

3 этап – практический . Основной метод – работа с информацией.

Интерес к данной теме появился во время прогулок по осеннему лесу. В результате наблюдений и изучения литературы я узнала новые понятия и факты:

    Листья всё лето работают: кормят дерево, добывают ему питание из воздуха с помощью солнечного света, защищают от солнечных ожогов ветки и ствол. Не пропадут даром листья, которые упали осенью и остались лежать под деревьями. Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза. Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево.

В ходе исследования я нашла интересные факты про изменение окраски листьев; подобрала народные приметы, пословицы, нашла авторскую сказку о листьях, сделала фотографии осенних деревьев, сделала поделки из опавших листьев для уроков технологи.

Полученные мной сведения легли в основу выступления, презентации и информационного буклета для одноклассников.

4 этап – итоговый . Основной метод – анализ результатов проведенной работы.

Вначале проекта, я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания. Мои предположения не подтвердились.

Я выяснила, что осенью, по мере угасания деятельности листа в нем замедляется, а затем, совсем прекращается образование хлорофилла; разрушение же хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые - красные пигменты проявляются.

Я нашла научные доказательства причин изменения окраски листьев, то есть поставленная мною цель достигнута.

Выводы

Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания – узнала, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировала свою наблюдательность, училась работать самостоятельно, попробовала свои силы в работе на компьютере и творческой работе с сухими листьями. Полученные знания я применила на уроках окружающего мира и технологии. Я выступила перед одноклассниками и представила результаты своей работы.

Рефлексия

В ходе работы над проектом я научилась работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и учителем, делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.

Считаю, что поставленной цели я достигла.

Информационно – методическое обеспечение:

    Т.Д. Нуждина Э нциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль Академия Холдинг 2003

Приложение 1

Результаты наблюдения за изменением цвета листвы

Приложение 2

Результаты опроса одноклассников

Приложение 3

Сказка

Почему листья меняют осенью цвет?

Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.

Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:

Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели. Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?

Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.

Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.

Но как же так? ! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.

Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре. -

Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

А я-то думала, что листья ветер обрывает.

Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

Дейнекина Екатерина

Исследование по теме" Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные"

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Почему летом листья зелёные, а осенью листья на деревьях разноцветные»

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…»

И.Бунин

1. Почему летом листья у растений зелёные?

Из 25 человек опрошенных на этот вопрос ответили:

«не знаю» - 8 человек;

«достаточно света, тепла и воды»- 16 человек.

2. Почему с наступлением осени листья меняют окраску?

«не знаю» - 12 человек;

«от старости»-7 человек;

«от холода»- 6 человек.

Как вы видите ответы разные. Поэтому я решила выдвинуть свою гипотезу: листья растений разного цвета, потому что в них содержатся вещества, которые предают листьям оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета.

Цель исследования узнать:

* Какие вещества придают листьям разные цвета?

* Почему осенью листья на деревьях приобретают оттенки жёлтого и красного цвета?

Для достижения указанной цели я поставила следующие задачи :

  1. Разобраться из чего состоит лист дерева
  2. Выяснить, почему летом листья зелёного цвета?
  3. Какие вещества придают листьям жёлтый и красный цвет

Для того, чтобы разобраться с этими вопросами, в своей работе я использовала следующие методы :

  1. изучила литературу по данной теме
  2. посмотрела информацию в Интернете
  3. провела научный эксперимент
  1. Свою работу я строила по следующему плану :
  1. Собрала и изучила информацию о внешнем и внутреннем строении листа.
  2. Провела научный эксперимент, который доказывает наличие красящих пигментов.

Из чего состоит лист?

Лист – один из основных органов растений. Он имеет плоскую форму. Лист может состоять из листовой пластины, черешка, прилистников и основания, которыми он прикрепляется к стеблю.

Внутреннее строение листа можно увидеть под микроскопом. Снаружи лист покрыт кожицей. Под кожицей находятся мякоть листа, которая состоит из двух видов тканей: столбчатая ткань и губчатая ткань. Растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в основном в клетках столбчатой ткани листьев. Они лучше освещены, в них на свету образуется больше всего органических веществ. Через рыхлую губчатую ткань происходит газообмен и испарение воды Хлорофилловое зерно не остается неизменным в растении. Оно недолговечно. Улавливая солнечную энергию хлорофилл разрушается под влиянием света и вновь создается в растении, причем образование его также может происходить только лишь при условии хорошего освещения.

Для того, чтобы доказать наличие хлорофилла в листьях, мы провели опыт.

Опыт 1.

Мы поместили зеленый лист в пробирку с крепким спиртом. На наших глазах лист начинает бледнеть, тогда как спирт, напротив, быстро зеленеет. Этот процесс обесцвечивания листьев вызван тем, что хлорофилл растворяется в спирту и особенно быстро при подогревании или даже осторожном кипячении спирта в водяной бане.

Вывод: лист стал бледным, а спиртовой раствор окрасился в зелёный цвет. Следовательно, хлорофилловые зерна придают листу зелёную окраску, но под воздействием неблагоприятных условий хлорофилловые зёрна разрушаются, а другие вещества придают листу оттенки желтого и красного цвета.

Чтобы убедиться, что в состав листа входят вещества жёлтого цвета, продолжим опыт.

Вместе с хлорофиллом в спирт переходят и желтые пигменты; чтобы отделить их, в вытяжку мы налили немного бензина. Взболтав эту смесь, через некоторое время можно заметить, что бензин всплывает наверх, тогда, как слой спирта остается внизу. При этом спирт будет иметь изумрудную окраску; бензин же примет золотисто-желтый цвет от оставшихся в нем желтых пигментов листа - ксантофилла и каротина. Отделение хлорофилла от желтых пигментов основано на большей растворимости его в бензине, чем в спирте.

Итак, я убедилась, что хлорофилл - не единственное красящее вещество в тканях растений. Из энциклопедии я узнала, что наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них имеет чисто-желтый цвет, второй - оранжевый оттенок. Каротин обусловливает характерный цвет корня моркови, где он содержится в очень большом количестве. Желтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно не заметны, так как замаскированы интенсивной зеленой окраской хлорофилла.

Осенняя раскраска листьев особенно привлекательна своими багряными тонами. Однако эти тона встречаются не у всех деревьев. В багрянец убираются кроны кленов и осин; нарядную, розоватую окраску принимает листва бересклета; темно-пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они отливают лишь различными желтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом-антоцианом, которое чрезвычайно широко распространено в растениях. В отличие от хлорофилла антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями. Он растворен в клеточном соке и реже встречается в виде мелких кристаллов. Для того, чтобы убедиться в этом мы провели второй опыт.

Опыт 2.

Антоциан очень легко извлечь из любых красных или синих частей растения. Для этого мы прокипятили некоторое количество свеклы и увидели, что вода окрашивается от антоциана в лиловатый или грязно-красный цвет.

Вывод : В листьях содержится красящее вещество – антоциан.

Так же я узнала, что группа ученых из университета Северной Каролины в Шарлотте нашли новые закономерности в появлении осенью красных и желтых листьев.

Исследования проводились под руководством Эмили Хабинк, которая исследовала разные породы деревьев на разных территориях.

Оказалось, что красные листья обычно появляются у деревьев, которые растут на бедной почве, а желтые - на деревьях, что произрастают на богатой почве. Также было установлено, что красные листья позволяют эффективнее использовать содержащиеся в них питательные вещества в условиях их дефицита.

Так, в результате исследования красного клена и амбрового дерева, она обнаружила, что в возвышенных районах, где почва беднее, у этих деревьев листья гораздо краснее, чем у представителей тех же видов на плодородных заливных территориях. Поэтому полученные данные подтверждают теорию, которая гласит, что выработка веществ, окрашивающих листья в красный цвет, помогает листьям продержаться как можно дольше и позволяет дереву эффективнее запастись питательными веществами на зиму.

В результате своего исследования я выяснила:

1. В листьях находятся красящие вещества: хлорофилл, каротин, ксантофилл, антоциан.

2. Жёлтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно не заметны, так как замаскированы интенсивной окраской хлорофилла.

3.При неблагоприятных условиях хлорофилл разрушается, и листья становятся красного или жёлтого цвета. Эти вещества осенью захватывают всё больше места в листке, потому что для их образования нужно, чтобы стало прохладнее, и чтобы замирала жизнь растения. Ещё, по мнению учёных, жёлтый или красный цвет листьев зависит от состава почвы, на которой они растут, красные листья обычно появляются у деревьев, которые растут на бедной почве, а желтые - на деревьях, что произрастают на богатой почве .

4. Т.о. в результате своего исследования я выяснила, что никто из моих одноклассников, не смог дать точного ответа на поставленные мною вопросы. Изучив, материал по этой теме, я убедилась, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась, и теперь я могу рассказать своим друзьям, отчего зависит цвет листьев.

Литература:

1. Дэвид Бёрни «Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы»

1.Запартович Б.Б.,Криворучко Э.Н.,Соловьёва Л.И.

С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. «Педагогика»,1978.

2. Понамарёва И.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. «Вента-граф»,1999.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

КТО КРАСИТ ЛИСТЬЯ В ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ?

Выполнил:

Созыкин Федор Андреевич,

учащийся 2-Б класса

Руководитель:

Мышак Любовь Михайловна,

Учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери

Введение 3

Глава 1. «Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся» 5

1.1. Значение Солнца в разных культурах мира 5

1.2. Влияние света на жизнь растений 5

Глава 2. « А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен» 6

Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!» 7

3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение 7

3.2 Этапы исследования 8

3.3 Результат 9

5. Заключение 9

6. Список источников и литературы 10

7. Приложение 1 11

Введение

Наверное, нет такого ребенка, который бы не задавал родителям вопрос: «А почему листья зеленые?» Однажды, готовясь к уроку окружающего мира, и я задал маме этот вопрос. Мама открыла книгу, которая называется «Почемучка», нашла главу 5 «Про зеленые леса и лесные чудеса» и прочитала мне авторскую сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Почему лист зеленый» . В сказке оказалось много интересной информации, и я решил проверить, что в ней правда, а что ложь.

Актуальность данной работы заключается в следующем. Я, как и героиня сказки считал, что главное в растении – это корни, они кормильцы. А листья? Какой в них прок! Разве что они красивы? Оказалось, что в зелени листьев, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что растение – это, прежде всего лист.

А почему лист зеленый? Эти и другие вопросы часто задают юные биологи.

Гипотеза исследования: предполагаю, что в результате исследования я узнаю ответ на поставленный вопрос: что красит листья в зеленый цвет? Узнаю о роли солнца в жизни растений.

Предмет исследования : листовая петрушка

Цель исследования: проверить информацию о роли солнечного света в жизни растений, данную в сказке и сравнить ее с научной теорией.

Основные задачи, решаемые в ходе работы над проектом:

Изучить литературу, материалы в сети Интернет, узнать у взрослых, изучить статьи по теме в журналах, газетах;

Соотнести полученную информацию с информацией из сказки;

Выяснить какую роль играет солнечный свет в жизни растений;

Провести наблюдения за развитием растения, зафиксировать результаты и сделать выводы;

Ожидаемые результаты:

1. Получение начальных знаний огородника;

2. Овладение практическими навыками выращивания листовой петрушки, создавая при этом правильные условия для развития растения;

3. Получение зрелого продукта.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира и биологии в старших классах, помощь маме при выращивании культурных растений.

Глава 1.«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся»

«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся», так в сказке отвечают листья девочке Марине. Почему так ответили листья?

Тысячелетиями люди занимаются выращиванием растений. Роль Солнца для получения хорошего урожая, нашла отражение во всех древнейших культурах Европы, Азии, Африки и Америки.

      Значение Солнца в разных культурах мира

Источником света на Земле является Солнце, поэтому значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела вся жизнь.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздник масленицы (блин – как образ Солнца), Пасхи – когда с приходом весны обновляется природа.

Древние египтяне представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке.

По представлениям древних греков лучезарный Гелиос (Солнце) был сыном Зевса – верховного бога на Олимпе.

Потомки южноамериканских индейцев до сих пор проводят фестиваль поклонения солнцу.

      Влияние света на жизнь растений

Солнце является очень мощным источником энергии. Растения приспособились использовать солнечную энергию, потому что это было нужно для их выживания. Знание, что для здорового зелёного цвета растений необходим солнечный свет, пришло к человечеству опытным путём. В 1817 году ученые выделили зеленый пигмент из растений и назвали его хлорофиллом.

Поглощение энергии Солнца происходит благодаря особой структуре листьев, включающей в себя клетки, которые содержат специальное вещество под названием хлорофилл.

Глава 2. «А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен»

Зеленый лист - великая фабрика жизни.

В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл. Это пигмент растений отвечает за усвоение энергии солнечного света. Солнце – главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. Упадет на зеленый лист солнечный луч – и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света – и замирает работа в зернах хлорофилла.

Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это ему нужно. А для чего? Роль хлорофилла – поставка питания для всего растения. Это вещество необходимо растению для фотосинтеза и имеет ярко-выраженный зеленый цвет. Именно с помощью хлорофилла растение поглощает углекислый газ из воздуха, а взамен отдает кислород, благодаря которому мы дышим.

Все живые существа вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. К счастью, растения делают все наоборот, поэтому они очень важны для человека и животных, так как дают нам возможность дышать.

Пусковым механизмом для запуска этого процесса является солнечный свет. Все полученные в результате продукты используются растениями для питания.

Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!»

И вдруг все перевернулось в моем сознании! Оказалось, не было б на земле зеленых листьев – не было бы жизни! Я решил опытным путем доказать, что именно солнечный свет окрашивает листья в зелёный цвет. То есть без солнечного света, хлорофилл в листьях не образуется.

3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение, измерение, фотографирование.

3.2 Этапы исследования .

действия

результаты

Для опыта мы взяли два здоровых зелёных куста листовой петрушки. Оба куста мы посадили в ёмкости, наполненные одинаковым грунтом.

После чего, один куст, помеченный этикеткой, мы поместили в тенистое место под дуги, и накрыли двойным слоем черного спанбонда.

Второй куст мы разместили на солнечном открытом месте.

Черный спанбонд – это специальный материал, используемый в сельском хозяйстве. Он пропускает воздух и влагу, но не пропускает солнечный свет.

Уход за кустами был совершенно одинаковым. При необходимости, осуществлялся полив растений.

Через двадцать дней мы сравнили состояние растений.

Куст, который располагался на солнечном свете, подрос и был ярко-зеленого цвета.

А куст, который находился без солнечного света, совсем не вырос и пожелтел.

3.3 Результат.

10.06.2016 г. высадка растений

15.06.2016 г. полив по мере необходимости

30.06.2016 г. один куст – зеленый, здоровый, другой - не вырос, стал желтого цвета.

Заключение

Действительно, без солнечного света хлорофилл в растениях не образуется.

Образование зеленого пигмента хлорофилла в растениях, полностью зависит от солнечного света. При отсутствии света, растение теряет зеленый цвет.

Следовательно, не будь Солнца, мы не смогли бы радоваться яркой зелени лугов и полей, тенистой прохладе лесов и парков. Растения не просто не были бы зелёными. Они не выросли бы. Ведь хлорофилл – главный участник процесса питания растений.

В результате моей работы, мне удалось получить ответ на поставленный вопрос, доказать, что информация в сказке соответствует действительности. Теперь я смогу рассказать одноклассникам о роли хлорофилла в жизни растений, полученные данные мне пригодятся при изучении биологии в старших классах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://pochemuchkin.ru/html/razd5/razd5_2.html

2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка, Москва, «Педагогика- Пресс», 1993г., стр.182.

Приложение 1

Почему лист зеленый?

Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зеленые, и о чем они всё время перешептываются?» – подумала Маринка.

– Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймешь-шь-шь?

– Пойму, – решительно сказала девочка.

– Ишь-ишь какая, ишь-шь, – засмеялись листья. – Да ведь ты спишь-шь-шь!

– И вовсе не сплю, – пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.

– Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, – зашептали листья. – Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

– А вот и нет, – прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни.

– Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.

– Ну да, вы уж скажете, – засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

– Верно говоришь-шь-шь, – шелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш.

Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова – солнечный свет, пойманный когда-то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу, обернувшись веселым, горячим огнем.

– Значит, огонь – это тоже солнышко? – удивилась Маринка.

– Конечно! – дружно залепетали листья. – Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших лет помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.

– А меня, – подумав, сказала Маринка, – зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов.

– А разве ты не знаешь, – наперебой зашумели листья, – что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад? И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, – о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок.

«Десятки миллионов лет! – подумала девочка. – Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть ее, Маринку! Десятки миллионов лет – это ведь ужасно долго».

Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.

– Послушайте! – сказала Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

– Солныш-шко, солныш-шко, солнышко... – наперебой повторяли листья над головой девочки.

И кроме этого слова Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве