Каша из семян бобового растения. Каши — традиционно русская еда
Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Дмитрий Емец
Древняя Русь. История в рассказах для школьников
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)».
Спи, Весея, спи!
И жили между совою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты… Было их множество: сидели они… до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».
Сидит на берегу Днепра белоголовая девочка Весея. Венок плетет. Рядом теленок пасется. Мордой к венку тянется, хочет его съесть. Смеется, отталкивает его морду Весея.
Хороший день. Летний, солнечный. По небу бегут легкие тучки. По Днепру плывут ладьи. Всякие тут корабли, есть и плоскодонки, что и по морю плавают, и по рекам. Но больше всего легких ладей-однодеревок. Повсюду может пройти такая ладья, в любую мелкую протоку или речушку зайти, везде причалить. А где никак уж не пройдет – разгружают ее и тянут волоком, по берегу.
На ладьи, что поворачивают к берегу, Весея посматривает с опаской, близко к ним не подходит. Много раз говорили ей родители, чтобы береглась. Вроде купеческая с виду ладья. Но днем купец, а ночью – лихой молодец. Девчонку умыкнуть мало кто упустит случай, особенно если никто этого не видит.
Хорошо еще, если только девчонку умыкнут – бабы поплачут и новую родят. А то могут выскочить из ладьи притаившиеся варяжские воины. Залягут у бортов, изготовятся. Вроде и нет их. А как выскочат, грабить начнут, убивать. Прежде чем соберутся мужчины дать им отпор, они уж на ладью и отчалили. Ищи ветра в поле.
Сидит Весея, плетет венок. Не знает Весея, какой сейчас век, какой год от сотворения мира. Ничего не знает. Не слышала о землях заморских, не знает о Христе, который был распят, не знает об апостоле Андрее, который когда-то проходил по этим землям и стоял на этих холмах.
Мала еще Весея. Только и знает она, что есть у нее отец и мать, есть два старших брата Багоня и Рюма и меньшая сестра Любомила. Еще слышала Весея, что родилась она в лесу, в земляной норе. Приходили в тот год хазары. Сожгли все, разграбили. Красивых девушек и сильных мужчин увели в полон. Схватили тогда двух родных Весеиных дядьев, сковали их железом, а как стали гнать, дед, прятавшийся в сарае, подбежал сзади, всадил хазарскому воину в затылок железный зубец. Да только налетели тут другие хазары. Пустили стрелы. Изрубили деда саблями.
Ушли хазары. Угнали полон. Обложили полян, северян, вятичей данью – по монете и по белке от дыма. Дым – это очаг, отдельно стоящее жилище.
Страдают славянские земли от хазар. Угоняют они полоны, продают рабов в далекие земли. Всем продают, кто заплатит. Женщин угоняют. Мужчин. Даже стариков с детьми, хоть и идут они в треть цены. Особенно ценят работорговцы, что много на Руси ремесленников: кожевников, кузнецов, оружейников, плотников. Хорошую цену за них дают на невольничьих рынках.
Много племен славянских – больших и малых. Все имеют свои обычаи, законы, предания, и каждое – свой нрав. Кто-то селится в непроходимых лесах, кто-то – на равнинах, но чаще вдоль рек. Река – как дорога. По рекам всюду доплыть можно.
Строят на холмах укрепленные деревянные поселения и укрываются в них, когда приходит враг. Все племена разобщены. Даже между отдельными родами много обид. Как явится неприятель, не успевают воины сговориться да вместе собраться, не верят друг другу. Вот и сидят тихо, пока соседа бьют, – лишь бы самому уцелеть. А ведь храбрости не занимать! Лося одолевают, кабана. На медведя в одиночку ходят с толстым коротким копьем – рогатиной. А как приходит враг, не могут отпор ему дать. Вот и вынуждены или в леса бежать, или дань платить.
Весея – из племени полян. Кроме полян, еще есть древляне, словене, полочане, северяне, бужане, волыняне, хорваты. Эти говорят языком понятным, славянским. Знают, что от одного они корня. Есть и другие племена в землях окрестных: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы – эти все говорят на своих языках. Все это когда-нибудь станет одним целым, но пока все дробно, все отдельно. Не знает своих сил земля Русская.
Сидит Весея на днепровском берегу, а потом слышит, как кто-то кличет ее издали:
– Весея! Весея!
Ага, значит, отец вернулся с поля, а с ним и старшие братья. Бежит Весея домой. Вечеряют они, укладываются спать. Лежит Весея на лавке, слышит шепот матери. Укладывает мать непослушную Любомилу.
– Спи, Любомила, спи! Не будешь спать, придет черный козарин, схватит тебя, посадит в мешок! Спи, Любомила, спи! И ты, Весея, спи!
Молчан Гиря
И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».
Повесть временных лет
Жилист кузнец Молчан Гиря. Не занимать ему силушки. Молот кузнечный в его руках точно игрушка. Как начнет молотом махать, мышцы, как шары, перекатываются. Все может Молчан выковать – и гвоздь, и плуг, и засов. Но мирен кузнец. С детства никто не может его из себя вывести. Дразнят – он улыбается. На игрища не ходит, в боях стенка на стенку и то не сходится. Боится – как бы кого случайно не покалечить.
Был даже случай – раскалили мальчишки ручки железных клещей. Спрятались за дверью. Думают, обожжется Молчан – рассердится. Видят: взял Молчан клещи, зашипели они у него в руках, прожгли кожу до мяса. Запищали мальчишки от страха. Услышал их Молчан. Отбросил клещи, шагнул к дверям, схватил мальчишек за шиворот, как котят. Закрыли они глаза. Думают, конец. Страшное лицо у Молчана. Складка на лбу как трещина.
– Ой, дяденька, не трогай! Не убивай! – верещат мальчишки.
– Не трону я вас! А вы никогда так больше не делайте!
Мирно живет Молчан, мирно работает. Но однажды ворвались в село хазары. Дома сожгли, а людей согнали и повели в полон. Повели в полон и Молчана Гирю.
Идет Молчан Гиря вместе со всеми. Смирно идет, не жалуется. Кто в пути устал – тому помогает, чтобы хазары ослабевших не добили. Злятся хазары, торопят пленников. Они-то сами все конные, а пленных пешими гонят. Сбили люди ноги до крови. Шеи им колодками натерло. Молчит Молчан, думу думает. Медленная это дума. Точно железные шары, перекатываются мысли в голове у Молчана.
«Эх, если бы все вместе, заодно! Ни за что бы нас не одолели! Да только разве согласятся все под одной головой жить? Каждый норовит свое урвать. Оттого и муку кровавую народ принимает!»
Долго шли, плохо ели в пути, спали под дождем. Половина пленников по пути сгинула. Кого в реку перекидали, кого в лес волкам. Некогда хоронить. Остальные частью пешком, частью на ладьях дошли до Итиля, города хазарского. Здесь их разделили. Часть рабов погнали на рынок, а Молчана и еще нескольких отвели в длинный каменный сарай, где и заперли. Лежит Молчан на соломе.
На другое утро слышит он шаги и звон ключей. Распахнулась дверь, ударил снаружи солнечный свет. Входит в сарай купец, славянский толмач и с ними два воина. Обходят всех по очереди, смотрят. Морщится купец – не то, все не то. Потом подходит к Молчану. Долго на него смотрит. Что-то спрашивает по-своему. Молчит Гиря, не понимает.
Поворачивается купец к толмачу, повторяет свой вопрос. Толкает толмач Гирю ногой, переводит:
– Эй ты, вставай! Спрашивает у тебя почтенный Али: сколько тебе лет?
– Тридцать.
Радуется купец: хороший возраст. Долго будет работать раб. Снова что-то лопочет по-своему.
– Работать какую работу умеешь? Хлебопашец? Рыбак? – спрашивает толмач.
– Кузнец я!
Заблестели от жадности глаза у купца. Большая выгода – кузнеца хорошего задешево купить. Хорошему кузнецу цены нет.
– Рот открой! Зубы у тебя почтенный Али посмотреть хочет! – требует толмач.
– Сейчас! – говорит Молчан. – Только встану!
Встал он во весь рост. Напряг руки. Разогнулись, порвались на них кандалы.
– Плохая работа! – говорит Молчан. – Не умеют ваши кузнецы цепи клепать!
Задрожал купец. Попятился. Намотал Молчан цепь на кулак, ударил купца под подбородок. Хрустнули позвонки у почтенного Али. Упал он, не шевелится. Бросился на Молчана воин с саблей. Схватил его Молчан за руку и его же саблей другого воина зарубил. После и с первым воином управился. Остался один толмач.
– Теперь переводи! – говорит Молчан толмачу.
– Кому переводить? – дрожит толмач.
– Себе переводи! Нельзя на врага работать! Не служи ворогу!
Поднял он толмача над землей, бросил его об пол, вышиб из него дух. Оглянулся на других пленников.
– Ну, – говорит Молчан, – пошли со мной!
Мотают рабы головами. Боятся.
– Убьют нас! – отвечают.
– Эх вы! – говорит Молчан. – Оттого и убивают вас, что боитесь!..
Хотел Молчан саблю с собой взять. Потрогал ее. Нет, не та работа кузнечная! Вывернул он тогда столбец воротный. Хороший столб – как раз по руке пришелся. Провернул его со свистом. Вот это уже по-нашему.
Идет Молчан Гиря по улице. Кричат кругом. Закидывают Молчана Гирю мальчишки с крыш черепками и горшками.
– Раб сбежал! Лови его, хватай! Бей его, чтобы другим неповадно было!
Бросаются на Молчана Гирю хазары. Бросаются алларисии, гвардия кагана. У них щиты, у них кольчуги, копья, а у Молчана, кроме бревенца, ничего нет. Да только свистит бревенцо – как спичка летает в могучих руках.
– Это вам за девушек! Это за детей! Это за стариков! А это за то, что на нашу землю полезли!
Трескаются, как дыни, хазарские головы. Ломаются сабли и копья. Уже несколько ран получил Молчан, а все идет, пробивается.
Не могут враги Молчана взять. Пустеет улица. Лежат на улице хазарские воины. Кто-то мертвый лежит, а кто и шевелится. Почти до самой пристани дошел Молчан Гиря. Хочет он сломать засовы, выпустить всех пленников славянских.
Но не выпустил, не сломал.
Изловчился кто-то, задним двором забежал, пустил Молчану Гире стрелу в затылок. Погиб Молчан. Надолго запомнили Молчана хазары. Доложили самому кагану.
Каган сказал:
– Никто не должен об этом знать, особенно из рабов!.. Дурной пример! Если б все на Руси такие были, никто бы у них пленников не брал. Обходили бы такую землю за три дневных перехода.
Паслей Жила
500 христианских дев, которых везли к Хагану, по своей воле утопились в Ателе (Волге).
Армянский писатель Мхитар Айриванкский
Жаден купец Паслей Жила. По рынку идет – глазами по сторонам рыщет. Плату за товар принимает – каждую монетку на зуб попробует. Каждую шкурку осмотрит, едва ли не понюхает. Ночью спать надо, а он все ходит по двору. Не верит сторожам. Каждый засов по три раза потрогает. Псы у него на дворе самые злющие. Как спустят их с цепи, сам Жила их боится.
Нет богаче Паслея купца в тех краях, да все ему мало. Давно хочется Паслею с хазарами торговать, самому в их земли с товаром сходить. Да все сомневается. Не ровен час, еще ограбят в пути, всего лишишься.
Но все же решился Паслей. Отправился он к тудуну хазарскому. Тудун – наместник хазарского кагана в землях, которые платят ему дань. Следит он за выплатами дани, следит, чтобы соблюдались интересы хазарские.
Не с пустыми руками пошел Паслей Жила. Понес бивень моржовый с тонким рисунком по кости. Диковинка это в русских землях, диковинка и в хазарских. Толст тудун. Едва шея у него поворачивается. Все же подарок Паслея разглядел. Обрадовался, кивнул рабу, чтобы тот унес бивень.
Спрашивает тудун у Паслея, чего тот от него хочет.
Отвечает Паслей:
– Я бедный человек, хочу с Хазарией торговать, чтобы дела свои поправить. А то с голоду помираю.
Кивает тудун. Смотрит он на живот Паслея, который ничуть не меньше, чем у тудуна. Только шея получше ворочается: привык за замками да за товаром следить.
– Я, – говорит тудун, – сам бедный человек и тебя, бедного человека, уважу! Дам тебе охранную грамоту от имени нашего кагана! Силен каган! Весь Рус выплачивает кагану дань!
Кивает хитрый Паслей. Радуется за кагана. Радуется за тудуна.
Продолжает тудун:
– Торгуют с Хазарией многие земли! И ты торгуй, бедный человек! Поднимись по Дону до Белой Вежи. Там волоком до Волги, а потом уже плыви себе по Волге до Итиля, столицы хазарской!
– А какой товар с собой брать? – спрашивает Паслей.
– Меха, мед, воск… – отвечает тудун. – Все это в Хазарии в большой цене. А как обратно поплывешь, купи драгоценных каменьев, ожерелий, колец, блях для украшения одежды и конской сбруи. Тканей возьми шелковых и шерстяных. Вино возьми, пряностей! Здесь все это продашь – впятеро богаче станешь!
Радуется Паслей, потирает руки.
Смотрит на него тудун, спрашивает:
– Есть ли у тебя, бедный человек, жена, дети?
– Есть у меня жена-умница и дочь-красавица. А больше никого нет! – отвечает Паслей.
Кивает тудун. Глаза закрывает. Притворяется, что дремлет. Понимает Паслей, что пора прощаться. Кланяется низко, прощается, а как через двор идет, кричит ему тудун:
– Погоди, бедный человек! Вернись!
Возвращается Паслей Жила.
– Сделай мне одолжение! Захвати с собой десяточек моих рабов на продажу! – говорит Тудун.
Смущается Паслей.
– А что за рабы?
– Рабы и рабы. Невольники ваши славянские, – отвечает тудун. – Не смогли они дани кагану заплатить. Сжалился я над ними, заплатил из своего кармана. Добрый я, да?
Кивает умный Паслей, соглашается.
– А теперь вот продаю должников в земли хазарские. Кого самого головой забрал, а над кем сжалился: детей у него забрал. Хоть и добрый я человек, а должен же я убыток себе возместить? А деток они и новых народят.
Не хочется Паслею невольников в ладью к себе брать.
– Места, – говорит, – у меня в ладье не будет! Товара много. Убегут еще, чего доброго, а потом отвечай.
– Возьми, бедный человек! – уговаривает тудун. – Посади их куда-нибудь за бочки, под палубный настил. Закованы они в цепи, не убегут. Будут их охранять мои воины – никакой тебе мороки. Если и умрет парочка от духоты – не жалко.
Сомневается Жила.
– Да как же? Другие узнают, что я своих соплеменников в рабство продаю. Позор мне будет! Одно дело варяги, хазары, а тут я, свой же брат!
– Никто не узнает, – убеждает тудун. – Ты на повороте реки встань на якорь до ночи. А ночью мои воины тебе рабов пригонят. А за провоз невольников я тебе вперед заплачу.
Соблазнился Паслей Жила. Взял у тудуна деньги. А как он ушел, тудун позвал нескольких воинов хазарских и о чем-то долго с ними шептался.
Снарядил Паслей Жила ладью. Загрузил ее разными товарами. Погрузил мед, зерно, лен, пеньку, шкуры. Попрощался с женой-умницей, с дочерью-красавицей, обещал им подарки привезти и отчалил. Доплыл до изгиба реки, встал на якорь. Ночи ждет.
Наступила ночь. Ходит по палубе Паслей. Слышит он с берега свист. Отчаливает из камыша длинная лодка. Грузят Жиле рабов. Много их. Не десять даже, а двенадцать – целая дюжина. Темно, не видит Паслей ни одного лица. Все рабы скованы, на головы у них мешки наброшены, во рту кляп, чтобы не кричали.
Устраивает их Паслей за бочками и сразу же оттуда поскорее выскакивает. Даже голоса не подает, чтобы не услышали его пленники. Совестно ему. Остаются с пленниками три воина хазарских. Немного, да закованы пленники, не убежать им.
Поднимается ладья до Белой Вежи. Волокут ее до Волги. Плывет она до Итиля, столицы хазарской. Доволен Паслей Жила. Считает барыши. Прикидывает, сколько заработает. Только за бочки не ходит, не хочет пленников видеть. И слугам своим не велит ходить, чтобы не проболтался потом кто. И кормят, и поят рабов воины хазарские.
Все ближе ладья к Итилю. Трудно тут уже плыть. Все время идут навстречу хазарские лодки. Одни с товарами, другие с воинами. Попадаются и ладьи норманнские. Смотрит Жила вокруг, восхищается. Много у Волги притоков. Много рыбы. Земля плодородная, тучная. Пасется бесчисленный скот. Фруктовые деревья, виноградники, сады. Все сады и виноградники орошаются из рек. Богато живет хазарская знать и купцы. Охраняют их отряды наемной мусульманской гвардии.
«Вот, – думает Паслей Жила, – куда дань идет со всех земель!»
Приплыл Жила в Итиль. Причалил, якорь бросил. Сразу поднялись на ладью Жилы проверяющие. Спросили, что везет. Все вызнали, товары осмотрели и потребовали у Жилы десятую часть товаров или их стоимость как налог кагану. Делать нечего. Пришлось Жиле раскошеливаться.
«Ничего, – успокаивает себя, – верну потом свое».
Вышел на берег, пошел на рынок, стал торговать. Хорошо идет торговля. Еще до вечера распродал Паслей Жила местным купцам мед, зерно, лен, пеньку. Удачно продал, с выгодой. Получил за них диргемы местной чеканки. Долго их рассматривал Жила, на зуб пробовал, сомневался. Похожи они на арабские диргемы, только вместо надписи «Мухаммед – посланник Бога» на них стоит «Моисей – посланник Бога». Не знает Жила грамоты, но все равно видит – отличаются монеты.
Идет по рынку, к пристани пробирается. Прикидывает: проведу ночь на ладье, а наутро уже буду сам товары покупать, на ладью грузить.
Вдруг видит: одна часть рынка отгорожена частоколом. Пробирается Паслей туда, а там вдоль стен сотни пленников стоят, сидят и лежат. Одни в колодках, другие в цепях. Третьи лишь веревками связаны, а маленькие дети и вовсе не связаны. Куда они от мамок денутся? Между ними купцы ходят, присматриваются… За кого-то пять монет дают, за кого-то одну, а за кого-то и десять.
Понимает Жила, что попал туда, где рабов продают. Разных земель тут рабы. Хочет Паслей Жила поскорее к пристани проскочить и вдруг слышит: окликает его знакомый женский голос.
Бежит он на голос, видит свою жену и дочь-красавицу. Перехвачены их локти за спиной веревкой. Плачут они, к нему бросаются, да только не пускают их. Стоят рядом с ними те воины хазарские, что пленников в трюме его ладьи везли.
Метнулся к ним Жила. Кричит:
– Отпустите их! Мои это дочь и жена!
А воины ухмыляются.
– Сам ты свою жену и дочь на невольничий рынок привез! Сам в трюм не заглядывал!.. А теперь мы их отдать не можем. Вот этому почтенному купцу мы их продали!
И показывают на одноглазого хазарского купца, что рядом стоит. Посмеивается купец, а в руках какое-то письмо держит. Присматривается Жила и видит на письме знакомую печать тудуна, к которому он за советом ходил.
Понимает Жила, что силой ничего тут не сделать. Чужая тут земля, чужие законы. Не пожалеют его, только посмеются. Одурачил его проклятый тудун. Велел схватить его жену и дочь, когда ладья отчалила, да ночью на его же ладью тайком и погрузил. И этот одноглазый с ним в сговоре.
– Продай мне моих жену и дочь! Дам тебе за них шесть диргемов! – кричит Жила.
– Зачем мне твои шесть диргемов? – говорит одноглазый. – Все давай, что у тебя есть, да еще радуйся, что я тебя пожалел! Мог бы и самого в рабы забрать, да кому ты такой толстый нужен? Никто тебя не купит.
Схватился за голову купец Паслей Жила. Рвет на себе волосы, да делать нечего. Отдал все деньги, что за товар получил, взял жену, взял дочь и пошел на ладью. Идет, плачет. Жену ругает, дочь ругает, тудуна ругает.
А одноглазый купец ему вслед насмешливо кричит:
– Теперь ты, уважаемый, и правда бедный человек!
Роальд и Сигурд
В год 6370-й (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси.
Повесть временных лет
В северу от полян живут племена чуди, словен, мери, веси и кривичей. Они платят дань уже не хазарам, а варягам. Варяги живут на берегу Варяжского (Балтийского) моря, на Скандинавском полуострове.
Во главе каждого племени вождь – конунг. Земли у варягов неплодородные, каменистые. В голодные зимы варяги нередко относят своих детей в лес. Замерзнут, не будут страдать. Первыми относят девочек. Мальчиков берегут до последнего. Мальчики – будущие воины.
Каждый год варяги собираются в дружины, садятся на быстроходные ладьи и отправляются в походы за добычей, на поиски богатства и славы. По рекам идут, по морям. И купцы они, и воины. Видят большой, защищенный город, который им не по зубам, – торгуют или на службу нанимаются. Видят маленькое поселение или деревеньку – грабят. Жителей убивают, обирают, продают в рабство. Хорошо, если успеют от них откупиться, а не успеют, так оставят от цветущего города одно пепелище. В каждом монастыре Англии и Франции возносятся молитвы: «Боже, избавь нас от неистовства норманнов!»
Под разными именами знают варягов в разных странах – норманны, северные люди, викинги, варанги, аскеманы. Не ведают варяги страха, не боятся ни пеших, ни конных. В бою сами ищут смерти. Считают варяги: нет ничего лучше для мужчины, чем умереть в сражении или в морском походе.
Корабль для варягов – дом родной. Бывает, ладьи идут в поход по две-три, но случается, для большого похода собирается и триста, и четыреста ладей.
Роальд и Сигурд – два молодых варяга. Оба крепкие, плечистые. У Роальда борода рыжая. У Сигурда борода черная, но с одной стороны седая. Ткнули его головней во время набега на франкскую деревушку. Дорого им досталась тогда эта деревушка. Хоть и внезапно напали, и всех порубили, а добычи почти никакой не взяли – только старый меч, три мешка пшеницы да хромую корову. Да и те не Сигурду достались. Он только женский гребень костяной себе прихватил, да после потерял. Да и зачем ему гребень? Не женат пока.
Одеты Роальд и Сигурд почти одинаково. Длинная рубаха, короткие мешковатые штаны. Только шапки у них разные. У Роальда – меховая, у Сигурда – войлочная.
Между собой Роальд и Сигурд смертельные враги, хотя и выросли рядом, и играли вместе мальчишками. Но все изменилось в одну секунду. Ненавидит теперь Роальд Сигурда. Ненавидит и Сигурд Роальда.
Десять зим назад дядя Роальда зарубил секирой отца Сигурда, который выбил стрелой глаз младшему брату Роальда, который украл у него белую лошадь. Вот так вот все запутано. Не смогли тогда два рода примириться. Не получилось и денежное возмещение заплатить – вергельд.
Кричат их женщины друг на друга, как где-нибудь у родника сойдутся.
– Вы виноваты! Вы у нас отца зарубили!
– А он глаз нашему брату выбил!
– А кто белую лошадь украл? Вы первые начали!
Давно околела белая лошадь, а вражда все продолжается. Уже несколько раз бросались друг на друга Роальд и Сигурд, чудом уцелели.
На щеке у Роальда – длинный шрам. От глаза идет до подбородка. Это Сигурд ударил его легким, на длинной рукояти топориком, хорошо еще, вскользь пришлось. У Сигурда нет мизинца. Это Роальд ему отсек. На коже болтался мизинец, потом Сигурд его совсем ножом отрезал и рану углем прижег. Не прирастет мизинец, чего ж ему без дела болтаться?
Так и совсем сжили бы друг друга со света Роальд и Сигурд, да тут как-то слышат крик на берегу. Побежали вместе с другими мужчинами. Смотрят, а это посланцы конунга Рюрика приплыли и всех в поход скликают.
– Ищет Рюрик себе храбрых воинов в дружину!
Задумался Сигурд. Задумался Роальд. Спрашивают:
– А хороший ли Рюрик конунг?
Обиделись посланцы. Отвечают:
– Удачливей Рюрика во всем свете нет! По триста кораблей на Англию водил. Все побережье их разграбил, монастыри пожег. Потом на Францию ходил… Столько добычи захватил, корабли едва ко дну не пошли. Кто пойдет с Рюриком – пустым не вернется!
– А сейчас он куда войной идет?
– Идет Рюрик к племенам славянским. Но не воевать, – отвечают посланцы.
– Торговать? – спрашивает Сигурд.
– Не торговать. Платили славяне дань варягам, потом собралось их много и прогнали нас. А теперь новгородцы зовут Рюрика к себе конунгом. Но не может Рюрик без большой дружины приплыть. Сила конунга – в отваге его воинов.
Озадачились Роальд и Сигурд. Не могут понять. Варягов прогнать не шутка. Они просто так не уйдут. Раз ушли, значит, есть сила в землях славянских. Спрашивают:
– А зачем опять нас зовут, раз тогда прогнали?
– Богаты земли новгородские, много у них врагов. Нужен им сильный конунг с дружиной для защиты!.. Но и с новгородцами ухо надо держать востро! Чуть им конунг не по нраву или дружина начинает купцов притеснять – сразу этого конунга прогоняют.
– А жалованье? – крикнул кто-то из толпы.
– Щедр Рюрик! Ну, кто пойдет с нами? – спрашивают послы.
– Я! – крикнул Сигурд.
– Я! – крикнул Роальд.
Посмотрели посланцы, что Роальд с Сигурдом крепкие, бывалые воины, и взяли их в младшую дружину. А в старшую не взяли. В старшую сам Рюрик отбирает, когда в бою воина увидит.
И вот сидят Роальд с Сигурдом в одной ладье. Называется их боевой корабль «драккар» – «корабль-дракон». Нос у него украшен головой дракона. Борта низкие. В шторм перехлестывает их волнами. Парус четырехугольный. Дует в него ветер, быстро летит корабль. А когда нет ветра – приходится браться за весла.
Много кораблей идет в земли Новгородские. Тянутся они длинной цепочкой. Большую дружину ведет с собой конунг Рюрик.
Косятся один на другого Роальд и Сигурд, но сдерживают себя. Суров конунг. Не любит он свар во время похода, не будет церемониться. Убьет Роальд Сигурда – отправится на корм рыбам. Убьет Сигурд Роальда – тоже отправится на дно.
Скучно Сигурду и Роальду. Рассматривают они свое оружие, точат его.
Хорошее у Роальда копье, удобное. Так сделано, что можно им и рубить, и колоть. У Сигурда копье тоже есть. Но только Сигурд больше любит топор. Хорошо Сигурд владеет топором. Еще есть у них круглые щиты и ножи на тонком кожаном поясе. А вот меч мало у кого из варягов есть. Дорого стоит меч, не по карману он ни Сигурду, ни Роальду.
Скучно и другим варягам на ладье. Ветер попутный, да и течение помогает. На веслах редко когда сидеть надо. Придумали себе варяги забаву. Сидят они на корточках вдоль скамьи, положив на нее бороды. Рыжие бороды, черные, пегие, седые. Как бороды разместят, сажают на скамью вошь, перышком ее раскрутят и смотрят, чью бороду вошь выберет. В чьей бороде она поселится, тот и победил. Хохочет довольный варяг, выпивает до дна рог, а другие его по плечу хлопают и поздравляют:
– Хороший ты воин, Снорри! Плохого воина вошь не выберет!
Приплыли варяги в земли славянские. Стоят Сигурд и Роальд в ладье, диву даются. Красивая земля. Реки, озера, высокие травы. На берегах – укрепленные поселения. Хорошо все слажено, крепко, красиво. Не сравнить ни с землей франков, ни лангобардов, ни фризов. Там одни лачуги по берегам да земляные норы.
– Гардарика! – восклицает Сигурд.
– Страна городов! – соглашается с ним Роальд.
И тут же за пояс хватается, на котором нож висит. Вспоминает, что до этого момента он с Сигурдом не разговаривал. А теперь, получается, не выдержал характера.
Причаливают к берегу драккары. Сходят варяги. Встречают жители Новгорода Рюрика и его дружину.
Бродят Роальд с Сигурдом по городу, присматриваются. Мирно их здесь принимают, хотя и с оглядкой. Жалованье от конунга получай, а грабить не смей. Но все равно нравится варягам в Новгороде.
Удивляются, что много здесь, оказывается, их земляков. В разные годы варяги сюда приплывали и оставались. Многие на славянках женаты. Многие и вовсе здесь родились, язык отцов забыли. А пройдет еще полвека, так и совсем смешаются пришлые варяги со славянами. Обычаи и те смешиваются. Смотришь на иного истукана и не поймешь, чей он – варяжский или славянский. Перун или Од ин. Вроде так глядишь: Перун, а так – Од ин.
Смотрят Роальд с Сигурдом по сторонам. Богато тут живут. Дома деревянные, крепкие. Крыши не торфяные и бревна в домах не частокольцем врыты, как у варягов, а поперек лежат. Так намного теплее, не надо глиной щели заделывать. А главное, чисто живут. Вшей, от которых варягам спасу нет, здесь не жалуют. Одежду в реке стирают и колотят валиками.
Еще есть у них срубы деревянные – бани. Натопят их сильно, разденутся, обольются квасом и хлещут себя вениками. Вылезут красные и давай в реку холодную прыгать. Как тут вшам уцелеть?
Сходили Роальд с Сигурдом в баню. А там жар такой – едва живые вылезли.
– Уморили нас! – хрипит Сигурд.
– Живыми сварили! – плачет Роальд.
Отлили их водой. Смотрят варяги, что живы. Сходили через неделю в баню в другой раз, потом в третий. Понравилось им.
Не вернулись они уже в Скандинавию. Стали постепенно в землях Новгородских обживаться. Женились на славянках, детей родили. Даже между собой помирились, хотя как-то и отхватил Сигурд Роальду ножом половину уха. Ну да это он сгоряча, после попойки. Простил его Роальд. Всякое в жизни бывает.
14.05.2015
Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В руских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш" , что означает «дробить, тереть» .
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной руской каши на столе невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причём к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:
"Каша - кормилица наша"
"Руского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
"Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова"
У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной" , встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна - и каша вкусна " . Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причём каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.
В древних руских летописях сами застолья часто именовали "кашей" : например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу" .
Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадёжном и несговорчивом говорили: "с ним каши не сваришь" . Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель" . Говорили: "Мы в одной каше" , что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону ещё сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.
Выберите свою кашу!
ГРЕЧНЕВАЯ : богата железом и кальцием, витаминами группы В, содержит много легкоусвояемых белков (поэтому в Китае ее считают равноценной заменой мясу). Полезна для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, помогает при гипертонии, заболеваниях печени, отеках. Нормализует пищеварение и работу кишечника. Кроме того, гречка содержит 8% кверцетина, который считается одним из самых мощных натуральных веществ для профилактики и терапии рака.
Калорийность: 329 ккал/100 гр.
КУКУРУЗНАЯ : способствует оздоровлению кишечника, содержит кремний, который положительно влияет на состояние зубов. Еще один плюс в том, что из кукурузы получается малокалорийная каша, которая еще и способна выводить жир из организма.
Калорийность: 325 ккал/100 гр.
МАННАЯ : вопреки сложившемуся стереотипу, далеко не самая полезная каша . Во-первых, содержит очень аллергенный растительный белок глютен, во-вторых, вымывает из организма кальций.
Калорийность: 326 ккал/100 гр.
ОВСЯНАЯ : довольно калорийная, дает «обволакивающий» эффект. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка и т.д.)
Калорийность: 345 ккал/100 гр.
ПЕРЛОВАЯ : нормализует обмен веществ (например, в начальных стадиях ожирения), богата микроэлементами, витаминами группы В. Хорошо помогает при аллергиях , рекомендуется для профилактики малокровия.
ПШЕННАЯ : выводит из организма лишние минеральные соли, связывает и выводит из организма жиры. Пшено богато витамином А, который помогает удерживать влагу в клетках кожи и способствует ее регенерации. Кроме того, каша содержит соли кальция и магния, которые необходимы для нормальной работы сердца и сосудов. Плохо одно - пшено недолго хранится (показатель свежести - насыщенный желтый цвет). Если крупа побледнела, значит, потеряла подавляющее большинство своих полезных свойств.
Калорийность: 334 ккал/100 гр.
РИСОВАЯ : самая низкокалорийная каша. Содержит много растительных протеинов и крахмала, легко усваивается.
Калорийность: 323 ккал/100 гр.
ЯЧНЕВАЯ: Ячневая крупа ― это дроблёный ячмень. Эта крупа является источником самых полезных нашему организму витаминов и минералов. В ней содержатся витамины группы В, витамины А, Е, РР и микроэлементы ― кремний, фосфор, фтор, хром, цинк, бор. Злак обогащён калием, кальцием, медью, железом, магнием, никелем, йодом и другими полезными минералами.
Зерно ячменя состоит на 5-6% из клетчатки, которая так необходима нашему желудку и кишечнику. Она способствует нормализации пищеварения и выведению из организма всех вредных продуктов распада. По своей пищевой ценности белок в ячмене превосходит пшеничный и, в отличие от животного белка, усваивается в организме человека почти на 100%.
Калорийность: 324 ккал/100 гр.
Какие каши готовили на Руси
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы . Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.
Полба, или двузернянка , — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас её почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури" . Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта" . Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Всё это вносит некоторую неразбериху, но и "полба" , и "зандури" , и "спельта" , и "камут" , названия одного и того же растения, староруской полбы. Причём и в Америку, и в Европу она попала из России.
В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие руских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились на Руси. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дроблённых различным образом.
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя , называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка . Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень . Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами" . Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зёрна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.
Каша из овса (овсяная каша, овсянка ) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зёрен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Её можно было сварить на лёгком таганке, не растапливая рускую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей Руси, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна руским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши . Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того, из неё с течением времени стали готовить кутью.
Гречневая каша хотя и появилась довольно поздно - в ХV в., уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем. О ней же и пословица: "Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой " . Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу - «велигорку» и совсем мелкую - «смоленскую» .
Наряду с кашами из цельных или дробленых зёрен традиционными для руских были "мучные каши" , т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки . Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли своё отражение способы изготовления каши, её консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха , (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овёс в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для руских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат" заимствовано рускими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.
Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Рецепты некоторых каш
Кулага
Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.
Рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.
Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно руская кулага готовилась только с калиной!
У Даля:
КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.
Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина , здесь-то не убавишь и не прибавишь:
КУЛАГА. Руское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.
Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (рускую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f которые и создают в сумме с токоферлами, возникающими в процессе дрожжевого брожения, и с активными витаминами калины (С и Р) поразительный эффект «вселечащего» продукта. Недаром кулага применялась для пользования от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печеночных, неизменно давая отличный эффект. Одновременно кулага обладала исключительным, сдержанно сладковато-кисловатым приятным вкусом. Но и вкус, и лечащий эффект были результатом совершенно особых условий приготовления, а не состава сырья.
Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.
Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А рускую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т~ 35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.
Каша из семян амаранта
Целебные свойства амаранта известны с глубокой древности. Амарантовую кашу нужно употреблять в пищу для укрепления иммунитета, очистки организма от токсинов, шлаков, радионуклидов и солей тяжелых металлов, а так же при:
- Заболеваниях пищеварительной системы (гастрит, гастродуоденит, запоры, дисбактериоз, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, колит, энтероколит, жировая дистрофия печени, гепатит, цирроз).
- Заболеваниях сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, артериальная гипертония, сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, тромбофлебиты, варикозное расширение вен, инфаркт, инсульт).
- Ожирении и сахарном диабете.
- Онкологических заболеваниях
- Заболеваниях женской и мужской половой сферы.
- Заболеваниях и травматических повреждениях кожи (псориаз, экзема, герпес, нейродермит, атонический дерматит, грибковые заболевания кожи, трофические язвы, пролежни, ожоги, обморожения, лучевые поражения кожи).
Важно: Каша из семян амаранта не содержит глютена и может употребляться в пищу людьми, находящимися на безглютеновой диете. А также всеми желающими - людьми, которые заботятся о своем здоровье.
Вариант 1
Ингредиенты: 1 стакан семян амаранта, 1 маленький зубчик чеснока, очищенный и порубленный, 1 средняя луковица, очищенная и нарезанная, 3 стакана воды или овощного бульона, морская соль или тамари соевый соус по вкусу, острый соус по вкусу (оптимально); гарнир: 2 сливовых помидора и 1 большой мясистый помидор.
Способ приготовления: Смешать семена амаранта, чеснок, лук и бульон в 2,5 литровой кастрюле. Довести до кипения и варить на медленном огне около 20 - 25 минут, пока большая часть жидкости не будет поглощено. Хорошо перемешать. Если получившаяся смесь слишком жидкая или амарант не полностью помягчел (он должен быть хрустящим, но не слишком твердым), слегка вскипятите, непрерывно помешивая, до загустения, около 30 секунд. Добавьте соль или тамари по вкусу. Подавайте с небольшим количеством острого соуса, если хотите, и порезанными помидорами на гарнир.
Вариант 2
Ингредиенты: 1 стакан семян амаранта, 2 стакана воды, соль, сахар, растительное или сливочное масло.
Способ приготовления: Промыть семена амаранта в воде. Желательно через сито, т.к. полностью семена в воде не тонут. Поместить в емкость, добавить воду. Количество семян и воды не важно, главное, соблюдать пропорцию 2:1. Довести до кипения. Варить на медленном огне 25-30 минут. Соль и сахар добавлять по вкусу. В готовую кашу можно добавить растительное или сливочное масло по вкусу.
Овсяная каша с корнем девясила, заправленная льняным маслом
Готовится на воде и без сахара. Корень девясила покупается в аптеке и размалывается в кофемолке, после чего просеивается через мелкое сито (для чая), должен получиться порошок в виде муки, добавляется в кашу (по вкусу) за 15 минут до окончания готовности.
В готовую кашу по вкусу и по желанию добавляются:
Черника
- изюм (предварительно залить чистой водой и дать ягодам набрать воду, чтобы увеличились в размерах до виноградины);
- перемолотые в кофемолке на выбор: семена льна, семена конопли, тыквенные семечки (или всё вместе);
По готовности добавить немного топлёного сливочного масла (перетапливать самим на водяной бане, при температуре не более 35-40 градусов) и немного нерафинированного льняного масла.
Каши без варки
Люди, стремящиеся к натуральному образу жизни, нередко переходят на сыроедение. Главная его суть - употреблять в пищу продукты, не подвергавшиеся тепловой обработке (жарке, варке, тушению, замораживанию). Однако, в таком случае есть каши, на первый взгляд представляется невозможным. Но только на первый взгляд.
Каши можно готовить без варки! Просто замачивая крупы. Таким образом в зёрнах сохраняется вся их сила и питательная ценность.
Сколько времени нужно на замачивание различных круп?
Для замачивания круп в холодной воде минимальное время составляет:
- для ржаных, овсяных или пшеничных хлопьев - 5-10 минут;
- для гречки - 1 час;
- для ячменя - 2 часа;
- овёс (крупа, не хлопья) - 4 часа;
- для ржи - 12 часов;
- для пшеницы - 30 часов;
- для риса - 70 часов.
Остановимся немного на гречке . Та гречка , которую Вы покупаете в магазине (коричневого цвета), является ЖАРЕНОЙ! У обычных семян гречки удаляют внешнюю (чёрную) оболочку механическим методом, после чего очищенная гречка имеет зеленоватый цвет и по вкусу не имеет ничего общего с магазинной. А теперь представьте - Вы покупаете жареную гречку , после чего варите её (и, скорее всего, не один раз, т.к. через время её ещё и разогревают), в результате Вы употребляете дважды убитую гречку !
Замоченные злаки остаются живыми (их можно прорастить), они отдадут Вам все полезные вещества без потерь, а сваренные похвалиться этим не могут - термическая обработка убивает их и значительно уменьшает содержание полезных веществ.
Вышеприведённая табличка верна только при температуре воздуха не ниже +1°С, т.к. в естественных зимних условиях в момент замачивания вода просто замерзает - это ещё один повод для размышлений относительно питания в поместье, нужно ли кушать злаки зимой… Но это уже другая история.
Рецепты живых каш
Живая каша из пророщенной пшеницы «Утренняя»
Пророщенную пшеницу выкладываем в блендер.
Добавляем любые фрукты или ягоды на свой вкус (мне нравится с черной смородиной, как на картинке; послаще - с малиной или спелым бананом) и немного воды. Можно ничего не добавлять, а уже в тарелку положить пару ложек меда.
Перемешиваем на высокой скорости до однородной консистенции.
Выкладываем на тарелку... и можно наслаждаться полезным утренним блюдом.
Живая каша из пророщенного голозерного овса "Энергия"
Сначала немного теории...
Голозерный овёс - это особый сорт овса, на зернах которого отсутствует пленчатая оболочка. Такой овес не подвергается механическому шелушению, поэтому сохраняет высокую прорастаемость.
В овсе голозерном содержатся необходимые для здоровья микроэлементы, особенно богат он фосфором, магнием, кальцием и цинком. А также присутствуют витамины группы В: В1, В2, В3, В5, В6; витамин С, витамины Е, К, каротин.
Проростки овса особенно полезны, так как при прорастании содержание витамина С увеличивается с 0,88 мг / 100 г до 13,82 мг / 100 г, а число антиоксидантов - с 34 мг / 100 г до 334 мг / 100 г!
Регулярный прием проростков нормализует работу желудочно-кишечного тракта. Проростки овса повышают иммунитет, восстанавливают мышечную силу, обновляют кровь.
По результатам опросов, голозерный овес находится на втором месте по популярности среди приверженцев здорового питания, уступая только зеленой гречке.
Рецепт:
1) Проращиваем голозёрный овёс.
2) Разминаем мягкий банан.
3) Добавляем желаемое количество спелой малины.
Пророщенный овёс с бананом можно перекрутить в блендере. Малину лучше добавить в готовую кашу цельными ягодами.
За неимением малины можно прекрасно обойтись только бананом.
Впрочем, ягоды и фрукты можно брать любые, какие ваша душа пожелает...
Сыроедная каша из овсяных отрубей с клюквой и грецкими орехами
1. С вечера кладем в тарелку овсяные отруби, клюкву и дробленые сырые грецкие орехи. Вместо клюквы можно взять любимые сухофрукты: например, изюм, курагу, чернослив - здесь хороша кислая нотка.
2. Заливаем тёплой водой и оставляем размачиваться и пропитываться до утра.
3. С утра добавляем в разбухшую массу мёд по вкусу, украшаем листиками мяты...
Живая каша из пророщенной зеленой гречки со сладкими фруктами
1. Проращиваем зелёную гречку. (Её можно измельчить в блендере с остальными компонентами).
3. Смешать пророщенную гречку с любимыми сладкими фруктами. Мне особенно нравятся два вкуса: с размятым (или мелко нарезанным) спелым бананом и с размоченным изюмом.
А ещё зелёная гречка хороша на завтрак с "молоком" - например, из подсолнечных или тыквенных семечек.
Кушайте кашу и будьте здоровы!
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на
Человеческий организм является саморегулирующейся, хорошо налаженной системой. Чуть ли не вся таблица Менделеева присутствует в нем в том или ином объеме. Полезные минералы, микроэлементы и витамины поступают из пищи, и для нормального функционирования организма требуется постоянное пополнение их запасов. Недостаток хотя бы одного микроэлемента или витамина может привести к нарушению работы всей системы. Вот почему очень важно правильное и сбалансированное питание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Крупы и различные блюда из них"
Шевченко Светлана Алексеевна.
учитель СБО
Цель:
Обобщить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающая:
обеспечить усвоение учащимися материала о зерновых культурах, крупах, кашах, их пищевой ценности, обобщить и систематизировать знания из личного опыта, а так же знания, полученные на других занятиях.
2. Коррекционно-развивающая:
способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, формировать навыки и умения определять вид крупы, её качество на ощупь, на запах.
3. Коррекционно-воспитывающая:
создать условия для формирования культуры речи, общения, питания, бережного отношения к продуктам.
Дидактический материал:
образцы различных круп, таблица «Растения и крупы из них», волшебный квадрат, путанки из слов, загадки.
Форма проведения урока:
рассказ, беседа, практическая работа с элементами игры.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
II . Вступительное слово учителя .
Человеческий организм является саморегулирующейся, хорошо налаженной системой. Чуть ли не вся таблица Менделеева присутствует в нем в том или ином объеме. Полезные минералы, микроэлементы и витамины поступают из пищи, и для нормального функционирования организма требуется постоянное пополнение их запасов. Недостаток хотя бы одного микроэлемента или витамина может привести к нарушению работы всей системы. Вот почему очень важно правильное и сбалансированное питание.
Отгадайте загадки:
1. В поле вольно
Ходят волны.
Поле нежно золотится
И комбайны ходом полным
Убирают там… (Пшеницу)
2. Как во поле на кургане
стоит курочка с серьгами. (Овес)
3. Сидит мышка
в золотой кубышке. (Просо)
4. Черна, мала крошка
соберут немножко,
в воде поварят,
кто съест, похвалят (Гречка)
О чём же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
Учитель:
С момента своего появления на Земле человечество ест разнообразные зерна и крупы, которые насыщают организм человека витаминами и минералами. Пищевые волокна и клетчатка, содержащиеся в злаках, полезны для пищеварения, а все мы знаем, что хорошее самочувствие начинается с хорошего пищеварения.
Вопрос: Какие растения человек выращивает с целью использования семян в пищу?
Ответ: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис.
Из зерновых культур после обработки получают крупы. Крупа – это целые или дробленые зерна, освобожденные от оболочки.
Вопрос: Какие крупы получают из семян выше перечисленных растений?
Ответ: манная, пшеничная, пшённая, гречневая, овсяная, овсяные хлопья, рисовая, перловая, кукурузная, кукурузные хлопья, ячневая.
Практическая работа
Рассматриваем образцы круп, которые есть на столах и определяем названия круп и злаковых растений.
А теперь поближе познакомимся с крупами. 1й ученик:
Манная крупа - это мелко раздробленные пшеничные зерна. Манная крупа быстро разваривается и легко усваивается организмом, благодаря чему ее включают в диету для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и послеоперационных пациентов. В манной крупе содержится довольно большое количество железа и галлия - микроэлементов, участвующих в кроветворении.
2й ученик:
Овсяная крупа является самой питательной диетической кашей, в ней много полезных веществ, среди которых особую важность представляют уникальные аминокислоты. А благодаря высокому содержанию клетчатки овсянка снижает холестерин в крови. Содержит много растительных белков и жиров. Полезные свойства крупы определяются наличием в ней максимального количества пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, Е и солей кальция, железа, магния и фосфора.
3й ученик:
Гречневая крупа рекомендуется больным сердечнососудистыми заболеваниями, диабетом, людям с ослабленной функцией щитовидной и поджелудочной желез, печени, пищеварительных органов, желудка, в случае малокровия, что обусловлено высоким содержанием магния и калия в зернах этой крупы. В ее составе много пищевых волокон, витаминов В1, В2, Е. Также греча содержит железо, магний, калий и фосфор. По содержанию незаменимых аминокислот белок гречихи считается равноценной заменой мяса, а по общему составу его можно сравнить с белками бобовых растений.
4й ученик:
Перловая и ячневая крупы получают в результате обработки ячменного зерна, но перловая крупа - это очищенные и шлифованные цельные ячменные зерна, а ячневая - это дробленое ячменное зерно. Ячневая и перловая крупы - мощный антиоксидант(вещества, замедляющие наше старение), в них содержится в три раза больше селена, чем в рисе. Также в них есть витамины группы В, протеины и минералы, аминокислоты. Фосфора, который необходим для правильного обмена веществ и хорошей работы мозга, в них в 2 раза больше, чем в других крупах. Диетологи особенно рекомендуют каши и супы из этих круп людям, желающим похудеть, а также детям и людям пожилого возраста, поскольку такие блюда легко усваиваются.
5й ученик:
Пшенная крупа по биологической ценности уступает рису и гречневой крупе, но по вкусу занимает одно из первых мест среди круп. Пшено способствует пищеварению, в нем много протеинов, углеводов и витаминов. В нем много кремния, помогающего укреплять волосы и ногти, магния, благотворно влияющего на нервную систему, железа, которое необходимо для нормального кровообращения, фтора для здоровья зубов, марганца, который отвечает за обмен веществ. Пшено содержит незаменимые аминокислоты - строительный материал для мышц и клеток кожи.
6й ученик:
Кукурузная крупа уникальна по своему составу. Содержащиеся в ней вещества регулируют уровень холестерина, препятствуя его отложению на стенках сосудов. Кукуруза содержит большое количество витаминов группы В, А, Е, РР и микроэлементы - железо и кремний. Кукурузу используют при лечении заболеваний центральной нервной системы. Разумное включение кукурузы в рацион является фактором профилактики онкологических заболеваний и процессов старения.
7й ученик:
Рисовая крупа нормализует обмен веществ, выводит из организма вредные соли, препятствуя их отложению, лечит полиартрит. Обладает максимальной энергетической ценностью. Рис является важным источником витаминов группы В. В состав риса входят важнейшие аминокислоты, которые необходимы для создания новых клеток. Он содержит лецитин, известный активатор мозговой деятельности, олигосахарид, восстанавливающий кишечник, и гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает стабилизировать кровяное давление. Рис содержит много калия, который нейтрализует действие на организм соли, попадающей с пищей. В рисе также находится небольшое количество фосфора, цинка, железа, кальция и йода.
8й ученик:
Пшеничная крупа - клетчатка, содержащаяся в зернах пшеницы, стимулирует двигательную функцию кишечника и препятствует превращению сахаров и углеводов в жир. Пектины, входящие в состав пшеницы, впитывают вредные вещества, находящиеся в кишечнике, уменьшая, тем самым, гнилостные процессы, и способствуют заживлению слизистой оболочки кишечника. Пшеничная крупа укрепляет и стимулирует защитные силы организма, дает много тепла, способствует лечению болезней печени и желчного пузыря.
Учитель:
Давайте подведём итог всему услышанному и уточним, каким растениям соответствуют какие крупы. Это мы можем увидеть из таблицы. Приложение 4.
Крупы ценятся как питательный продукт, содержащий крахмал, растительные белки, минеральные вещества и витамины. Но чтобы сохранить их пользу, нужно крупы правильно хранить.
Доброкачественность круп. Условия и сроки хранения круп.
Некоторые крупы (пшено, овсянка) содержат значительное количество жира. Эти крупы надо хранить в темном прохладном месте и недлительное время. Лучшие условия для хранения круп t воздуха от +5 до -5° и относительной влажности 60-80%. При повышенной влажности и t крупа плесневеет и горчит, приобретает затхлый запах, теряет присущие ей вкус и аромат. Наиболее устойчивы к хранению перловая и ячневая крупы.
Признаки недоброкачественности круп:
- затхлость,
- плесень,
- насекомых-вредителей и их личинок.
Крупы бывают 1 и 2 сортов, чем меньше в крупе пустых зерен, посторонних примесей, пыли, песка, тем выше сорт.
В старину зерно и крупа служили символом жизни и благополучия, поэтому использовались в различных народных обрядах, например: жениха и невесту обсыпали зерном.
Вопрос: В каких блюдах можно использовать крупы?
1. Закусочные (салаты)
2. Первое (супы)
3. Вторые (каши, запеканки, гарниры)
4. Сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).
5. Из зерен кукурузы, риса, пшеницы, готовят сухие завтраки, воздушный рис, кукурузу.
Загадка
Зерна пока тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонек,
Да подсыпь-ка сахарок.
Подсоли немножко –
И берись за ложку. (Каша)
То, что маслом не испортишь. (поговорка)
Длительное время каша в России была любимым блюдом, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Ее употребляли на различных празднествах, на пирах, свадьбах, крестинах. В XII-XIV веке слово каша означало слово пир. Позднее каша – это блюдо при коллективных работах, и поэтому «Артель» стали называть кашей.
В старину существовало много обрядов, связанных с кашей:
Кормления гостей кашей, в честь новорожденных, повивальная бабка угощала гостей кашей, а те давали деньги ей и новорожденному.
До принятия на Руси христианства жених и невеста должны были сварить и съесть кашу – закрепление брачного союза.
В X веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу, после этого мир считался восстановленным.
Вопрос:
В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?
(Лисица и журавль, басня Крылова;
Мишкина каша, Носов;
«Горшок каши» братьев Гримм,
«Каша из топора» Р.н.с.
Илья Муромец, былинный герой – любимая каша гречневая;)
Объясните значение высказываний:
- Сапоги каши просят. (рваная обувь)
- Каша во рту. (говорить непонятно)
- Мало каши ел. (слабый человек)
- Заварил кашу. (затевать сложное дело)
- В голове каша. (нет ясности в понимании)
- Расхлёбывать кашу. (распутывать дело)
Вопрос:
что необходимо добавить в кашу, чтобы она была вкусная? Отгадайте загадки:
1. Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала-
И сразу пропала.(соль)
2. Я бел, как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.(сахар)
3. Белое, а не вода,
Сладкое, а не мед.
От Буренушки берут,
Деточкам дают.(молоко)
Вопрос:
От чего зависит густота каши и, какие каши бывают?
Каши бывают жидкие, вязкие, рассыпчатые – все зависит от количества жидкости.
– Рассыпчатые каши можно приготовить из риса, гречки, пшена, перловой крупы, они варятся на воде.
– Вязкие каши – вначале варят на воде, затем добавляют горячее молоко.
Подбирая посуду по величине для варки каш, нужно учитывать привар, который образуется при разбухании крупы (2,5-3 раза). Для варки каш не рекомендуются эмалированные кастрюли, в них каши часто подгорают. Для придания кашам разнообразных вкусов, можно добавлять ягоды, фрукты свежие, варенья.
V. Итог урока. Подвести итоги.
Приложение 1.
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
ПО ТЕМЕ «КРУПЫ»
Овёс, гречка, рис, ячмень, пшено, манка, кукуруза, перловка, каши.
Приложение 2.
Спрятанные слова.
ШАКРУКАПА
(КРУПА КАША)
ЛОДАКОВОМО
(ВОДА МОЛОКО)
СОХАРЛЬСА
(САХАР СОЛЬ)
ДЫКТЫЯФРУГО
(ЯГОДЫ ФРУКТЫ)
Приложение 3.
Названия растений и круп, получаемых из них.
Растение | Крупа |
Пшеница. | Манная. |
Пшеница. | Пшеничная. |
Ячмень | Ячневая. |
Ячмень. | Перловая. |
Просо. | Пшённая. |
Овёс. |