Большой и малый трианон. Дом-легенда: Малый Трианон Дворец малый трианон в версале

Главная / Отопление и водоснабжение

Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.

Малый Трианон называют шедевром французского неоклассического стиля. Идея его строительства возникла у мадам Помпадур, и Людовик XV исполнил просьбу своей фаворитки. В 1763 г. во Французском саду началось строительство небольшого замка. Руководил работами Габриель Жак Анжу. Архитектурный стиль дворца был смешанным, переходным от рококо к неоклассике. Малый Трианон стал лучшим из творений архитектора Габриеля.

Petit Trianon был построен в 1768 году, однако мадам Помпадур не дожила до его открытия. К тому времени королевской фавориткой уже была мадам дю Барри.


Приемная на первом этаже Малого Трианона.

В архитектуре дворца парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.

Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Исключений не делалось даже для самого короля

В 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!) Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, — стоило лишь повернуть потайной рычаг.


Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет-Луиз Виже-Лебрен*, 1783 год.

Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.


При повороте потайного рычага окна полностью закрываются зеркальными панелями. Кабинет обставлен мебелью от Жоржа Жакоба.

Изящная мебель от Жоржа Жакоба, расписанные вручную обои, минимум позолоты... Вдали от посторонних глаз королева развлекалась домашними спектаклями и лично доила коров на ферме, построенной посреди парка.


Вид малой гостиной Марии-Антуанетты до реставрации 2008 года.

Скрытность монаршей особы породила множество слухов: анонимные памфлеты в красках живописали неслыханные оргии во дворце и обвиняли королеву в связи с ее подругами — принцессой де Ламбаль и герцогиней де Полиньяк. Мария-Антуанетта не обращала на пасквили внимания — и напрасно! В 1792 году те же обвинения перекочевали на страницы приговора, обрекавшего королеву на смертную казнь.


Южный фасад Малого Трианона.

После смерти хозяйки Малый Трианон был заброшен. Но уже при Наполеоне III его стали превращать в музей Марии-Антуанетты. Процесс окончательно завершился в 2008 году.


Малый салон. Кресла от Николя-Кинибера Фолио и Пьер-Эдме Бабеля принадлежали фаворитке Людовика XV мадам дю Барри.

В цоколе разместились выставочные залы. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Ткани были изготовлены по архивным рисункам мастерами фабрики Pierre Frey.

Мария-Антуанетта лично доила коров на ферме, построенной для нее посреди парка:

Вокруг дворца был создан особый мир: пасторальная крестьянская деревенька в театрализованном стиле, романтические руины, беседки. Были высажены редкие деревья со всех концов света, обустроен искусственный пруд с лебедями. Для королевы построили миниатюрный театр. На его сцене выступали комедианты, а иногда и сама Мария-Антуанетта в сопровождении гостей демонстрировала свой актёрский талант.


Театр

Несохранившиеся предметы мебели были созданы заново — за эту вольность реставраторов уже осудили строгие критики. Из небытия возвращена биб-лиотека Марии-Антуанетты. Все — как в былые времена, не хватает лишь трепета причастности к кругу избранных.


Одна из комнат в мезонине дворца. Письменный стол с инкрустацией — работа Жан-Анри Ризенера. Стены обиты тканью жуи.

Впрочем, если вспомнить о судьбе, постигшей этот круг во время революции, возможно, оно и к лучшему.

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон – одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Рисунок 10 – Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем

Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона – крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Рисунок 11 – Лесной флигель в Большом Трианоне

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу
Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про­сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Рисунок 12 – Малый Трианон

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин­тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про­токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере­вья, растущие в точно рассчитан­ном беспорядке, придают ансам­блю очарование подлинной ро­мантики. Французский павиль­онкомпозиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа­ноном. Музыкальный павильон(Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та­бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви– ротонда с полу­сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль­туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Рисунок 13 – Ферма королевы

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.

Идею построить Малый Трианон Людовику XV подала его фаворитка мадам Помпадур. Но в умах потомков этот дворец оказался связан с именем другой женщины - королевы Марии-Антуанетты. Здание, построенное придворным архитектором Анж-Жаком Габриэлем, вошло в учебники как «переходное звено» между рококо и неоклассицизмом.

Приемная на первом этаже Малого Трианона.

В его архитектуре парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.

Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Исключений не делалось даже для самого короля

В 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!) Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, - стоило лишь повернуть потайной рычаг.

Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет-Луиз Виже-Лебрен*, 1783 год.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.

При повороте потайного рычага окна полностью закрываются зеркальными панелями. Кабинет обставлен мебелью от Жоржа Жакоба.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Изящная мебель от Жоржа Жакоба, расписанные вручную обои, минимум позолоты... Вдали от посторонних глаз королева развлекалась домашними спектаклями и лично доила коров на ферме, построенной посреди парка.

Вид малой гостиной Марии-Антуанетты до реставрации 2008 года.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

Скрытность монаршей особы породила множество слухов: анонимные памфлеты в красках живописали неслыханные оргии во дворце и обвиняли королеву в связи с ее подругами - принцессой де Ламбаль и герцогиней де Полиньяк. Мария-Антуанетта не обращала на пасквили внимания - и напрасно! В 1792 году те же обвинения перекочевали на страницы приговора, обрекавшего королеву на смертную казнь.

Южный фасад Малого Трианона.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

После смерти хозяйки Малый Трианон был заброшен. Но уже при Наполеоне III его стали превращать в музей Марии-Антуанетты. Процесс окончательно завершился в 2008 году.

Малый салон. Кресла от Николя-Кинибера Фолио и Пьер-Эдме Бабеля принадлежали фаворитке Людовика XV мадам дю Барри.

Фото: Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUE

В цоколе разместились выставочные залы. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Ткани были изготовлены по архивным рисункам мастерами фабрики Pierre Frey.


1. Свой рассказ о Версале, я пожалуй построю не в хронологическом порядке, а наоборот, начну с самого малого - а в в Версале это конечно Малый Трианон небольшой дворец Марии Антуанетты.

2. Дворец находится на почтительном расстоянии, но когда вы располагаете временем то прогуливаясь по гигантскому парку Версаля, можно отклониться в сторону и посмотреть место уединения французской королевы. Ведь из его окон не видно ни Версаля, ни тем более Парижа.

3. Но начну по порядку, этот дворец спроектировал Ange-Jacques Gabriel по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 гг.
Маркиза де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Кстати, ее вензель можно часто встретить во дворце, она первая французская королева, которая себе это позволила.

4. И именно с королевой Марией Антуанеттой связан расцвет Малого Трианона, королева приезжала сюда, чтобы на время позабыть шумный Версаль - только представьте себе, что вход в Версаль был практически свободный - все кто имел благородную одежду и шляпу мог войти на его территорию, время трапезы короля и королевы были публичными и все дозволялось за этим смотреть - публичность на 200 процентов!!!
Дворец Малый Трианон со стороны парка.

5. В Малом Трианоне было все по другому: здесь все подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.
Даже передвижение прислуги по дворцу было минимизировано - планировалось построить механическое устройство, которое бы перемещало из подвала уже сервированный стол с едой в столовую, но это так и не воплотилось в жизнь.

6. Что ж, войдем во внутрь дворца.

7. После событий французской революции (Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя — 16 октября — на эшафоте погибла Мария-Антуанетта), дворцовые интерьеры были распроданы-разграблены и он постепенно приходил в упадок но в начале нашего столетия около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, какими их видела Мария Антуанетта.

8. Этот дворец как маленькая шкатулка - полная противоположность бесконечному Версалю, это пример перехода от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.

9.

10.

11. Живописные полотна и скульптура во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV и посвящены конечно же королеве.

12.

13.

14.

15.

Ворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному неоклассицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

История

Аркиза де Помпадур видела начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке - графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 г. 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.

Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальностей жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.

Внутреннее устройство

Дание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (français. Georges Jacob ) и Жан-Анри Ризенера (français. Jean-Henri Riesener ).

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве