Составляющие интерьера помещений. Правила создания интерьера
Баланс - важнейший принцип дизайна. В интерьерах под балансом подразумевают равновесие элементов меблировки и декора в комнате, тщательное расположение предметов обстановки на основе так называемого "визуального веса". Если все продумано и достигнут идеальный баланс, то в помещение придет ощущение тишины и покоя.
Принципы формирования и коррекции визуальной массивности элементов дизайна
Что же формирует визуальный вес? Можно выделить три составляющих: размер, цвет и фактура. Чтобы лучше понять принципы влияния каждого параметра, обратимся к конкретным примерам.
1. Чем больше габариты предмета, тем при прочих равных условиях он кажется "тяжелее". Это очевидно, достаточно, скажем, представить диван и кресло одного дизайна. А вот два рядом поставленных кресла зрительно уравновесят вид дивана. В интерьере можно группировать несколько мелких предметов, чтобы сбалансировать визуальную тяжесть одного крупного. Пример - две повешенные рядом картины. Они будут радовать глаз, если окажутся приблизительного одного размера, и наоборот - вызовут визуальный диссонанс, если одна из картин будет значительно меньше другой. Зато две маленьких картины смогут уравновесить расположенную рядом большую.
2. Чем темнее предмет, тем он кажется массивнее такого же, но более светлого. Если для достижения баланса у вас нет возможности использовать, например, мебель разного цвета, то зрительно скомпенсировать массивность больших шкафов можно, расположив их на фоне светлых стен, а мелкие предметы мебели, наоборот, расставить на более темном фоне. Можно использовать и другие приемы коррекции массивности предметов: комбинированные мебельные фасады, контрастный декор на полках, использование зеркал. Но полное совпадение оттенков стены и мебели позволит замаскировать вес габаритных предметов, которые фактически сольются со стенами.
3. Фактурные и текстурные поверхности кажутся более массивными, чем гладкие. Например, рельефные панели на стенах увеличат "вес" соответствующей части комнаты. Точно так же массивнее выглядит узорный декор, чем однотонные поверхности с аналогичным цветом фона. такой прием часто используется в , чтобы подчеркнуть фокусные зоны комнат, притягивая к ним основное внимание.
Основные виды сбалансированных интерьеров
Выделяют три вида баланса, о чем мы рассказали уже в статье о способах . В интерьерном дизайне общий баланс задается и мебелью, и декором, и отделочными материалами, и даже способом зонирования помещений.
Симметричный баланс подразумевает своеобразную предполагаемую или реально существующую линию симметрии, на одном расстоянии от которой располагаются предметы - это так называемый «зеркальный» подход. Но этот подход, строго говоря, не совсем точен. Стоит представить себе, например, подсвечники, расположенные по обе стороны от камина. Ели при они значительно различаются визуально, то это, скорее всего, будет раздражать, а не вызывать чувство гармонии. Другими словами, подсвечники в идеале применяют идентичные. Чаще всего формируют симметричные интерьеры спален и гостиных.
Асимметричный баланс : звучит довольно странно, но он с успехом может вызывать такие же приятные ощущения, как и симметричный баланс, и даже придавать помещению некую непринужденность. Принцип дизайна прост: одинаковым у предметов (или их групп) будет не размер, а визуальный вес. Тогда такой вариант баланса создаст нужный эффект. Как пример можно использовать декор на каминной полке. При правильном масштабе два высоких узких подсвечника с легкостью уравновесит широкая, низкая ваза и подобный асимметричный баланс, бесспорно, будет радовать глаз. Практически всегда подобный вид баланса применяется в дизайне кухни, прихожей или детской комнаты.
Радиальная симметрия позволяет акцентировать внимание на определенном предмете, вокруг которого формируют отдельную зону комнату или даже весь интерьер помещения. Примером таких центров может быть обеденный стол, камин, журнальный столик. Впрочем, радиальную симметрию можно создать вокруг ковра в гостиной. Обычно используют радиальную симметрию в гостиной, библиотеке или столовой.
В интерьерах открытой планировки или достаточно просторных комнатах возможно создание комбинированного баланса , когда сочетают зоны с разными видами симметрии. При подобном способе придется не только уравновешивать элементы внутри каждой зоны, но и добиться гармоничного общего баланса.
Множество приемов зрительной сбалансированности интерьера позволяют создавать гармоничные сочетания элементов декора практически для любого набора мебели. Результатом станет спокойный уравновешенный интерьер, без которого невозможно ощущение уюта в доме.
Правило номер шесть. Расширяем пространство по методу Копперфильда.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни заворожено наблюдал, как фокусник извлекает из пустого, на первый взгляд, и крохотного ящичка довольно упитанного и флегматичного кролика. Фокусники, как никто на свете, знают, как с помощью цвета, формы и зеркал сделать предмет зрительно меньше или наоборот больше, чем он есть на самом деле.
Этими же секретами пользуются и дизайнеры-«иллюзионисты». В их арсенале также есть целый набор средств, с помощью которых можно «раздвинуть» стены и «поднять» потолок. К этим средствам относятся: свет, цвет и, конечно же, стёкла и зеркала.
Причём, зеркало – это один из самых древних и любимых дизайнерами аксессуаров для расширения пространства. Использование парных зеркал, размещённых напротив друг друга, применение наклонных зеркал позволяет зрительно увеличить размеры даже очень маленького помещения. Проведите простой эксперимент – снимите зеркало в ванной, и сразу почувствуете, насколько сильно «сжалась» эта комната!
Говоря о свете, как об инструменте работы с пространством, сложно ограничиться рамками этой статьи. Поэтому приведём лишь некоторые общие советы. При освещении небольших комнат можно смело отказаться от центрального потолочного источника света – используйте несколько локальных световых источников. Активнее применяйте настенные, напольные или настольные светильники, создавая своё собственное, комфортное Вам световое «зонирование». И, конечно же, не забывайте о естественном освещении! Окна, в небольшой квартире не стоит наглухо драпировать плотными гардинами. Лучше использовать лёгкую, полупрозрачную ткань.
Цвет также является одним из главнейших инструментов в работе с пространством и этой теме будет посвящено много статей на нашем сайте. В этой статье также приведем лишь несколько простых советов и рекомендаций. Использование однородного по цвету напольного покрытия и сочетаемого цвета стен в смежных помещениях позволяет зрительно, как бы, объединить их. Выбор светлого тона стен и потолка также помогает добиться зрительного «расширения» пространства. Причём, более светлый тон потолка в сравнении со стенами, естественно «приподнимает» его. О свойствах «полосатого» чередования цвета, наверное, знает каждый – вертикальные полосы увеличивают пространство по вертикали, а горизонтальные – по горизонтали, соответственно.
Правило номер семь. Не превращайте свою квартиру в секретный бункер Бэтмена!
В многочисленных фильмах о крылатом блюстителе порядка его секретный подземный бункер буквально напичкан различными приборами и устройствами, на все случаи жизни! Надо что-то сварить – сварочный аппарат под рукой, требуется что-то заточить – и вот вам токарный станок. Но, как вы помните – у Бэтмена, всё-таки, не было особых проблем с габаритами «официального» и «секретного» жилья. Мы же с Вами не Бэтмены, и не обладаем такими бытовыми пространствами, поэтому стоит задуматься: а так ли нам необходимы все эти предметы мебели и интерьера, которые сейчас загромождают квартиру?
К примеру, так ли необходим детский спортивный комплекс, к которому ребенок не подходит уже лет пять, а эта грандиозная конструкция из труб и перекладин занимает треть комнаты? Если у подрастающего поколения сохраняется тяга к спорту – повесьте складной настенный турник! Или, допустим, ванная, которой последний раз пользовалась для замачивания белья по старинке приехавшая из деревни тёща. Установите душевую кабину, выиграв ещё немного места! Взвесьте, нужны ли Вам классическая «советская» пара кресел с журнальным столиком – может быть их заменить одним единственным креслом-мешком, которое можно легко перемещать по квартире.
Правило номер восемь. «По Сеньке и шапка»
В настоящее время производители мебели предлагают довольно широкий ассортимент многофункциональных трансформеров, готовой стать, по Вашему желанию, кроватью, шкафом для одежды, письменным или обеденным столом! Также для квартир со скромными габаритами уместно будет использование мебели без «архитектурных излишеств» или складной мебели. Ведь, зачастую, производители диванов и кресел, идя на поводу у псевдодизайнеров, выносят огромные подлокотники, или делают непомерно высокую спинку, хотя точно такой же диван можно купить и без подлокотников-«крыльев». Складная мебель – это тоже тема отдельного обсуждения, поскольку современный рынок мебели довольно активно развивает этот стильный тренд.
Все эти «мебельные» советы тоже помогут Вам облегчить и расширить жизненное пространство.
Правило номер девять. Кувалдой делу не поможешь.
Парадокс. Казалось бы, если из двух маленьких комнат сделать одну большую, то она поможет сделать квартиру более просторной визуально. На самом деле это вовсе не так.
Конечно, если сначала полностью очистить квартиру от всей мебели и вещей, окинуть её прощальным взглядом и начать крушить стены кувалдой – в итоге Вы почувствуете появившийся простор. Стен и перегородок – нет, вместо кладовки – отличная ниша, от входной двери до противоположного угла квартиры можно устраивать спринтерский забег. А теперь вернём необходимую мебель и вещи, и сразу станет ясно, что, разрушив стены, разделявшие различные зоны квартиры, мы вынуждены чем-то другим вновь зонировать помещение. Ну, не поставишь же кровать посередине этого пространства!
Европейские дизайнеры по интерьерам в этом вопросе пошли ещё дальше. Они советуют даже в небольшой квартире делать дополнительные каморки, кладовки, комнатки. И начинает работать принцип перехода количества – в качество! Большое количество помещений создаёт иллюзию большого пространства!
Правило номер десять. Финальное. Золотое.
Вместо того, чтобы долго и аргументировано описывать это правило, скажем просто: НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ В МАЛЕНЬКОЙ КВАРТИРЕ ГОТОВЫЕ ОБОИ С РИСУНКОМ! Да-да, именно так, заглавными буквами!
Купите качественную, экологически чистую краску, возьмите в руки валик и покрасьте стены своей квартиры! Именно так поступает почти 90% европейцев. Думаете, они глупее нас? При каждой поездке в Европу, почему-то в глупость тамошних жителей веришь с трудом. Европейцы уже давно поняли, что только крашеные стены позволяют сделать своё жилище стильным, комфортным и уютным. Только на фоне крашеных стен, по-особому выглядит красивая мебель. Только крашеные стены создают необходимый простор даже в небольших помещениях.
Завершая тему дизайна малогабаритных квартир, безусловно, следует сказать, что все приведенные в статье правила и советы нужно применять с умом. Простое копирование или использование каких-либо «чистых» идей часто приводит к ещё большему хаосу и безвкусице не только в интерьере, но и во всех сферах жизни. Рекомендации, которые Вы почерпнули текста, выполняют функции своеобразных дорожных указателей, направляющих на более комфортную и короткую дорогу. А куда Вы повернёте на многочисленных перекрёстках трудной и извилистой дороги к стильной квартире – решать только Вам. И, кстати, правила – они для того и нужны, чтобы их, хотя бы изредка, нарушать!
Сегодня редкий домохозяин остается равнодушным к модным дизайнерским техникам и приемам, подробно описываемым с экранов телевизоров и страниц журналов. Посмотрев несколько передач, в которых из непрезентабельной комнаты стараниями дизайнера и рабочих-строителей появляется модный либо классический интерьер, многие принимают решение сделать ремонт в своем собственном доме и отправляются в ближайший строительный супермаркет и мебельный салон.
Для многих ремонт стал одновременно увлечением и нормой жизни, причем далеко не у всех хватает вкуса и дизайнерских умений, для того чтобы хотя бы приблизиться к дизайну интерьера своей мечты. Чтобы дизайнерские эксперименты пошли на пользу, наряду с новомодными тенденциями лучше придерживаться классических, проверенных временем правил и методик оформления домашнего пространства.
Скажем сразу, универсальных правил, которыми необходимо руководствоваться при устройстве своего домашнего интерьера, пока, по крайней мере, официально не существует. И дело здесь не только в различных взглядах, вкусах и дизайнерских предпочтениях – просто визуальный эффект, создаваемый в помещении цветовыми решениями, фактурой мебели и отделки, различными аксессуарами, можно описать словами, однако для каждого интерьера они будут различны. Более того, при взгляде на одну и ту же фотографию комнаты, выполненной в том или ином дизайнерском стиле, мнения разных людей могут не совпадать: кому-то классический дизайн может показаться нарочито строгим или помпезным, другие не приемлют «хай-тек» и т.д.
Например, гостиная в классическом западно-европейском стиле при всем своем изяществе, безукоризненности и оригинальности, многим может показаться мрачной благодаря обилию темных тонов, полутеней и сдержанной цветовой гамме отделки и мебели.
Пожалуй, если бы не живописный камин, данный интерьер действительно можно было бы назвать тусклым и неколоритным. Данный пример показывает, насколько важное значение освещенность и цветовые решения играют в формировании общего впечатления от дизайна дома. Даже с солидной сметой расходов на ремонт новый интерьер комнаты может разочаровать, если дизайнерские средства и приемы используются недостаточно грамотно без учета стилистики помещений.
При этом каждому стилю присущи свои особенности, обусловленные используемыми дизайнерскими приемами и концепциями. Например, представляемая фотография гостиной комнаты, окнами выходящей в сад, демонстрирует эффектное применение больших зеркальных поверхностей в дизайне помещений, создающих впечатление необъятности пространства и придающее легкость даже самому солидному интерьеру.
Фотография демонстрирует широкие возможности использования зеркальных отражений, добавляющих комнате «объемности» и очарования. Разумеется, во многом это обуславливается прекрасным видом в сад, открывающимся из широких окон гостиной. Зеркальная стена позволяет любоваться не только самим видом: красочностью свежей зелени и изысканностью архитектурных форм, но и также отражением сада.
В наши дни работа над интерьером собственного дома или квартиры стала увлекательным хобби, а иногда и основным занятием многих хозяев, особенно тех, у кого для этого достаточно средств и времени. «На злобу дня» выпущено немало специальной литературы: красочных справочных пособий по ремонту, увлекательных журналов и книг.
На телевидении вопросы организации собственного интерьера обсуждаются во всех форматах программ. Наличие множества стилей и направлений дизайна предполагает различные варианты создания уютного интерьера. При этом стилистика отдельных комнат в идеале стремится гармонировать с остальными домашними помещениями, создавая, таким образом, общий комбинированный дизайн, присущий конкретному жилищу.
Дизайн интерьера кухни в стиле фьюжн. Столешница кухни с графитовыми фасадами выполнена из кориана. Кухня Cesar, столешница Corian, светильники Artemide.
Действительно, ведь не так часто можно увидеть в соседних комнатах сочетание «прованса» и «хай-тека», «модерна» и античного стиля. Дело в том, что каждое помещение обычно воспринимается не в отдельности, а как часть единого архитектурного ансамбля всего дома, так что основной задачей дизайнера становится гармонизация используемых в интерьере цветовых и архитектурных решений.
На фоне плотного серого цвета стен жемчужная отделка кровати и серебристое покрывало выглядят особенно изыскано. Мебель Savio Firmino, светильники Foscarini.
Остановимся на нескольких основных правилах классического дизайна , в котором успешно комбинируются простота и изящество. Основное значение при восприятии любого интерьера играет декоративное и цветовое решение комнат, определяемое их геометрией, а также количеством поступающего света. Если, к примеру, комната выходит окнами на солнечную сторону, то для декора стен лучше выбрать обои или краску серо-голубых или зеленоватых тонов.
Затененные или выходящие на северную сторону помещения желательно окрашивать в желто-оранжевые или другие яркие, но достаточно светлые оттенки, насыщенность которых также должна варьироваться от освещенности. Помимо прочего, цветовые предпочтения определяются исходя из формы имеющейся комнаты.
Если ремонт делают в небольших или вытянутых (длинных) помещениях, их также целесообразно оформлять в более светлых тонах – от этого они могут казаться больше. Обои в таком случае лучше подбирать либо полностью однотонные, либо с как можно более мелким рисунком.
Говоря о материале исполнения, отметим наметившуюся тенденцию использования натуральных фактур: бруса, дерева, декоративного кирпича и камня. Правда, предпочтение данным материалам чаще отдается при работе в небольших помещениях или на отдельных участках стен для создания эффектных акцентов или оформления естественных неровностей. Стены комнат больших размеров обычно красят или оклеивают обоями с ярким орнаментальным рисунком.
В качестве примера цветового решения конкретной комнаты, возьмем классическую кухню или столовую. Считается, что кухонным помещениям больше подходят благоприятно действующие на человека тона желтого, зеленого или оранжевого цветов. Облицовку керамической плиткой не принято производить по всем стенам – достаточно оклеить кафелем или глазурированными изразцами только рабочее пространство над плитой и раковиной. Навесные полки и шкафы подбираются с учетом оттенков плитки и остальных поверхностей стен и пола.
Также в столовой и кухне отлично будут смотреться натуральные материалы: природный камень, обожженный кирпич, дерево и брус. В сочетании с ними либо в отдельности идут светлые обои и краски различных оттенков, близких вкусам домочадцев.
Отметим, что дизайн кухни в среднем на 50-60% определяется кухонной техникой, мебелью и аксессуарами, примерно на 30% — цветами и фактурой отделочных материалов, а в остальном – милыми сердцу любой хозяйки мелочами и безделушками: кухонными принадлежностями, цветами, статуэтками, создающими в помещении теплую атмосферу, уют и очарование.
Видео — правила дизайна интерьера, освещение:
В принципе при работе над любым интерьером именно вкусы будущих хозяев должны учитываться в первую очередь, так как, если только они не будут концептуально близки используемым в интерьере стилистическим подходам, сами по себе никакие модные дизайнерские тенденции не смогут сделать жилище по-настоящему теплым и уютным.
Применение описанных правил и подходов наряду с использованием современных технологий отделки каждому могут помочь максимально приблизиться к интерьеру своей мечты – ведь в творческой работе не столько важно быть профессиональным дизайнером, сколько чувствовать вдохновение и стремление сделать свой быт, дом и весь образ жизни лучше.
Принципы дизайна интерьера — баланс, ритм, акцент, пропорция, масштаб, единство, гармония и разнообразие
.
Очевидно, что существует взаимосвязь между всеми принципами, применяемыми в проектах.
Принцип дизайна интерьера — баланс
Баланс
является визуальным и физическим чувством равновесия, создаваемым в помещении.
Он дает ощущение стабильности или постоянства, и помогает людям чувствовать уют, когда они рассматривают помещение.
Самым распространенным видом баланса, применяемым в дизайне, является симметричный баланс.
По обе стороны какой-то центральной точки размещают идентичные предметы, почти как в зеркальном отражении.
Поскольку этот вид баланса имеет достаточно стабильный и формальный характер, иногда он вызывает скуку и не воодушевляет.
В случае асимметричного баланса по обе стороны центральной точки используют разные предметы, но они имеют такие размеры, и расположены таким образом, чтобы создавать визуальное ощущение, что их вес одинаков.
Этот вид баланса воспринимается как более неформальный, и, зачастую, более комфортный, но для его создания требуется навык и внимание. В наших проектах мы должны уделять большое внимание балансу, и необходимо принимать осознанные решения, чтобы усилить чувство равновесия в наших помещениях.
Симметричный баланс — принцип дизайна
Ассиметричный баланс — принципы дизайна
Принцип дизайна интерьера — ритм
Следующий принцип дизайна интерьера
, ритм
, относится, скорее, не к статическим принципам, а к визуальному и физическому движению в проекте.
Первостепенная задача ритма в пространстве — заставить взгляд перемещаться по комнате и вызвать непрекращающийся эффект
Без ритма помещения становятся визуально инертными, и зритель воспринимает пространство как тоскливое и монотонное.
Чувство ритма часто достигается применением таких методов, как повторение рисунка, линий и прочих элементов.
Кроме повторения дизайнеры также используют градацию, т.е. постепенное изменение размера, расстояния или формы, чтобы визуально заинтересовать зрителя.
Этот принцип можно наблюдать на примере предметов мебели, таких, как вложенные столики или шкафы с прогрессивно увеличивающейся высотой. И, наконец, иногда используют метод перехода, который встречается во многих формах.
Переход — это создание связей между различающимися элементами, чтобы взгляд скользил от одного элемента к другому.
Принцип дизайна — ритм
Принцип дизайна интерьера — акцент
Акцент — это принцип дизайна , который создает в проекте привлекающую внимание точку фокуса, подчеркивает важность или выделяет какую-то вещь.
Другими словами, мы делаем акцент на чем-либо, чтобы привлечь внимание зрителя к определенному месту или элементу.
Важно проанализировать проект или помещение, чтобы определить, нужно ли делать акцент на определенном элементе, или он будет играть второстепенную роль.
При создании соответствующих точек фокуса комната становится более живой и вызывает интерес и воодушевление, но когда таких точек слишком много, зритель будет чувствовать замешательство и неудобство, а комната будет восприниматься хаотичной.
Акцент создается несколькими способами. Изменение или контраст цвета и текстуры является очень распространенным методом привлечения внимания и создания центральных точек. Увеличение размера предмета или использование в помещении элемента чрезмерного масштаба также привлечет внимание к этому месту.
Иногда роль таких акцентов могут играть архитектурные элементы, такие как камины или колонны, а также виды на близлежащие сады или удаленные горизонты из удачно размещенного окна.
Какой бы предмет ни был выбран в качестве акцента, важно, чтобы ясно видимая связь прослеживалась между элементами точек фокуса, а также между другими элементами и принципами, используемыми во всем проекте.
Принцип дизайна — акцент
Принцип дизайна интерьера — масштаб и пропорция
Масштаб и пропорция
являются следующими двумя принципами дизайна, которые мы обсудим. Каждый из этих принципов рассматривает отношения между объектами и проектом, как единым целым.
Часто эти термины используют как взаимозаменяемые, но между ними существуют тонкие различия, которые нужно понимать, чтобы использовать каждый из принципов подобающим образом.
Масштаб
обычно относится к связям между элементами, когда известен размер по крайней мере одного объекта.
Например, в детской комнате обычно размещают меньшие объекты и/или предметы мебели, чем в комнате, «масштабированной» для взрослого, но мы должны определить, что же значит «комната, масштабированная для взрослого», прежде чем мы сможем представить себе комнату меньшего масштаба.
Мы также используем идею масштаба, когда выполняем чертежи, которые являются уменьшенными изображениями проектируемого помещения.
Рисовать комнату в натуральную величину было бы непрактично, поэтому мы воспроизводим комнату при помощи чертежа, выполненного в меньшем масштабе.
Чаще всего такие чертежи выполняются в масштабе 1:50 (1/4″ к 1’0″) или 1:100 (1/8″ к 1’0″).
Для меньших помещений или более детализированных чертежей мы используем больший масштаб, чтобы передать информацию наиболее полно.
Масштаб 1:10 и 1:50
Масштаб 1:100 — принципы дизайна
Принцип дизайна интерьера — пропорция
Принцип дизайна интерьера — пропорция
С другой стороны, пропорция
представляет собой визуальную связь, которая создается, даже когда размер одного или нескольких объектов неизвестен. Она показывает, как объекты «визуально взаимодействуют» друг с другом и помещением, где они находятся.
На протяжении столетий пропорция была предметом жарких дискуссий, и, поскольку не существует способа определить, являются ли пропорции того или иного проекта приемлемыми, чаще всего они вычисляются путем проб и ошибок при помощи опыта, позволяющего понимать отношения между объектами. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, основанные на математических формулах, созданных в Греции много столетий назад.
Хотя эти принципы не исключают риск, и не гарантируют, что у Вас все обязательно получится в любое время, они дают новичкам руководство в принятии предварительных решений. Золотая Середина, также известная, как Золотое Сечение, Золотое Отношение и Золотое Правило, дает возможность экспериментировать с пропорциями, которые были определены ведущими греческими инженерами и конструкторами как комфортные и эффективные.
Принцип дизайна интерьера — единство
Единство
часто называют «Главным принципом дизайна», поскольку оно уделяет основное внимание общей совместимости всех и каждого решения, принятого в рамках любого проекта.
Под достижением единства помещения понимается то, что все элементы объединяются в согласованную структуру, в которой «ничего нельзя прибавить, убавить или изменить без нарушения цельности»
Каждое решение необходимо тщательно взвесить, и каждый элемент проекта должен иметь причину, по которой его следует в него включить.
Хотя дизайнер и уделяет внимание каждой детали дизайна, единство позволяет зрителю воспринимать помещение как нечто целостное, а не как собрание частей.
Элементы могут быть объединены благодаря сходству линий, очертаний, цвета, текстуры и масштаба.
Принцип дизайна интерьера — Единство
Принцип дизайна интерьера — разнообразие
Разнообразие
тесно связано с единством, и придает проекту необходимую ему разнородность, чтобы он не стал слишком приземленным и скучным.
Акценты, контрасты и точки фокуса — это примеры методов, которые придают проекту разнообразие и разрывают единство.
Они применяются теми, кто хочет, чтобы проект активно задействовал пространство физически и визуально. Например, один из подходов предлагает применить в комнате схему «белое на белом».
Это удачная схема, потому что в помещении будут использованы различные текстуры и размеры. Чтобы внести в помещение дополнительное разнообразие, можно добавить букет ярких цветов.
Поставленный на столик посреди моря белизны, он разорвет безмятежное течение пространства и позволит приковать внимание зрителя к конкретной точке комнаты. Этот взрыв цвета можно повторить в покрывале, перекинутом через стул в дальнем углу комнаты, затем еще раз, в маленьком произведении искусства на противоположной стене.
Это небольшое включение отличающихся цветов и текстур заставляет зрителя обводить комнату взглядом и испытывать визуальное возбуждение в белом единообразии.
Такой связующей нитью может служить стиль или исторический период, цветовая комбинация или общее «ощущение», привносимое в пространство каждым элементом.
Принцип дизайна интерьера — разнообразие
Принцип дизайна интерьера — гармония
Гармония
— это последний принцип дизайна интерьера
, который мы рассмотрим. Он очень тесно связан с единством и разнообразием.
Гармония помогает дизайнерам связать единство и разнообразие таким образом, чтобы усилить замысел.
Создавая гармонию в пространстве, мы должны понимать, как единство поддерживает разнообразие, и как разнообразие усиливает единство. Поначалу это объяснение может сбить с толку, но основная идея — элементы, включаемые в проект для придания пространству разнообразия и единства, необходимо тщательным образом продумывать с точки зрения их отношения к целому.
Принцип дизайна интерьера — гармония
Дизайнер несет ответственность за то, чтобы тщательно обдумывать создаваемые им проекты.
Он должен осознанно принимать решения о каждом элементе и принципе и их взаимосвязи, чтобы создавать творческие, функциональные и целостные проекты для клиентов и себя самого.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о важнейших принципах в дизайне интерьера, которые делают интерьер гармоничным, красивым и эстетически ценным. И это будет, если вы ещё не догадались, ещё один разговор о законах архитектурной композиции .
В конце этого урока вы сможете распознавать и использовать основные принципы дизайна интерьера, которые используются каждым архитектором, дизайнером интерьеров и декоратором, для того, чтобы создать великолепный интерьер. И кто знает, может быть, вы, благодаря этому, сэкономите деньги на ремонт, или начнёте новую карьеру! Но, давайте начнём с самого начала, и узнаем что такое дизайн интерьера с точки зрения профессионалов.
1. Единство и гармония
При работе над дизайном любого интерьера надо думать обо всём доме или квартире в целом, как о серии пространств, связанных между собой коридорами, холлами и лестницей. Поэтому очень важно, чтобы общий стиль или тема проходила во всём. Это не означает, что все внутренние элементы интерьера должны быть одинаковыми, но они должны работать вместе и дополнять друг друга, чтобы укрепить всю композицию.
Одним из способов создания этой «темы» или сюжетной линии является хорошо продуманное использование цвета (см. фото выше). Цветовые палитры в целом представляют собой отличный способ объединения пространства. Например, вы можете выбрать три или четыре базовых цвета и использовать их в различных оттенках повсюду в доме или квартире.
2. Фокусная точка (композиционный центр)
Самым большим врагом любого интерьера является скука. Хорошо продуманная комната всегда имеет, в зависимости от своего размера, одну или несколько фокусных точек (композиционных центров). Композиционный центр должен быть доминирующим элементом интерьера, чтобы привлечь внимание, и достаточно интересным, чтобы заставить зрителя смотреть на него дальше. Таким образом, композиционный центр, должен производить неизгладимое впечатление, но и должен стать неотъемлемой частью декора, связанного по размеру, стилю, цвету или сюжету с остальными элементами.
Камин или плоский телевизор является первым предметом, о котором большинство людей думают, когда мы говорим о композиционном центре в комнате (в данном случае в гостиной).
Если у вас нет естественного композиционного центра в пространстве, например, камина, вы можете легко создать его, выделив какой-нибудь конкретный предмет мебели, произведение искусства, картину или просто участок стены контрастного цвета. Но постарайтесь сохранять равновесие (баланс), чтобы ваша фокусная точка не забирала всё внимание на себя.
3. Баланс (равновесие)
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все предметы в интерьере должны быть хорошо сбалансированы (уравновешены) и как-то по-особенному, размещены по всему пространству дома (квартиры). Соответственно в интерьере возникает понятие баланса. Коротко, для тех, кто просто пробежит глазами этот урок, баланс можно охарактеризовать как равное распределение визуального веса в интерьере комнаты. Есть три вида композиционного баланса (равновесия): симметричный, асимметричный, и радиальный. (О расстановке мебели по этим принципам читайте ).
Симметричный , как правило, широко использовался в традиционных классических интерьерах. Он характеризуется одинаковыми объектами, повторяющимися в одинаковых положениях по обе стороны от какой либо вертикальной или горизонтальной оси. Например, вспомните интерьеры комнат старинных дворцов и замков, где на каждой стороне комнаты располагается точная зеркальная копия другой стороны.
Симметрия также отражает форму человеческого тела, поэтому у нас врождённое чувство комфорта в сбалансированной симметричной обстановке. Но современные интерьеры сложно привести к полной симметрии из-за наличия различных разнообразных функций. Поэтому её используют фрагментарно.
Асимметричный является более подходящим принципом создания равновесия в дизайне в наши дни. Баланс достигается несколькими непохожими разнородными объектами (предметами), имеющими равный визуальный вес или точку притяжения. Асимметричное расположение предметов выглядит более случайным и менее надуманным, но более сложным для создания.
Попробуйте мысленно убрать жёлтую ширму, расположенную за диваном в этом интерьере, и зрительный вес сразу же переместить на жёлтое кресло и равновесие в интерьере будет потеряно.
Асимметрия всегда предполагает движение, и приводит к более оживленным интерьерам.
Радиальный - это когда все элементы дизайна группируются вокруг центральной точки. Винтовая лестница и круглый обеденный стол являются отличным примером радиального баланса. Хотя этот вид и не часто используется в интерьерах, он может создать интересную фокусную точку, если используется должным образом.
4. Ритм
Если бы мы говорили о музыке, мы бы описали ритм как удары барабана в музыке. В дизайне интерьера, ритм - это всё о визуальном повторении свойств и характеристик предметов или самих предметов. Ритм определяется как непрерывность, повторение или организованное движение композиции. Для достижения этого в дизайне интерьера, вы должны думать о повторении, прогрессии и контрасте. Используя эти композиционные механизмы, можно создать ощущение движения в вашем пространстве, что проводит глаз зрителя от одного элемента дизайна к другому.
Повторение характеризуется использованием одного элемента несколько раз во всём пространстве. Вы можете повторить модель, цвет, текстуру, линии, или любой другой элемент, или даже больше, чем один элемент. Ниже пример точного повторения элементов в интерьере кухни: барные стулья, абажуры светильника, ручки на дверцах навесных шкафов.
Прогрессия берёт за основу какой-либо элемент, и увеличивает или уменьшает одну или более из его характеристик. Таким образом, получается уже не простое тиражирование элементов как при повторении, а более интересное. Наиболее очевидной реализацией этого принципа будет градация по размерам или по цвету. Например, картины над диваном имеют одинаковый размер, но мягкий переход цветов делает их «неодинаковыми» из-за естественной прогрессии, как показано на рисунке.
Ещё можно достичь эффекта прогрессии при помощи цвета, в однотонной цветовой гамме, где каждый элемент немного другого оттенка, но одного и того же базового цвета.
Переход немного сложнее определить. В отличие от повторения или прогрессии, переход имеет тенденцию создать более гладкой перетекающий поток, где глаз естественно скользит из одного предмета к другому. Наиболее распространенным примером перехода в интерьере является использование кривой линии, чтобы аккуратно привести взгляд, как например арочные двери или изогнутые линии потолка.
Наконец, контраст - тут довольно просто. Два элемента противоположных друг другу, например, чёрно-белые подушки на диване , являются яркой отличительной чертой этого принципа.
Контраст также может быть в виде круга и квадрата, используемых вместе, например, форма журнального и кофейных столиков на фото выше.
Контраст может быть довольно резким, и обычно используется, чтобы оживить пространство. Однако, будьте очень осторожны, чтобы не перечеркнуть все старания при оформлении интерьера, которые вы сделали с помощью других принципов, используя слишком много контраста! Опять же, должно соблюдаться равновесие или баланс.
5. Масштаб и пропорции
Эти два принципа дизайна идут рука об руку, так как они оба относятся к размеру и форме предметов. Пропорции связаны с отношением одного элемента дизайна к другому или одного элемента ко всему пространству. Масштаб же касается собственного размера одного объекта по сравнению с другим.
В этом примере, обратите внимание на достаточно большие подушки на диване, которые выглядят достаточно непропорциональными дивану, а тем более к креслам. Если такую подушку положить на кресло, то сесть в него уже не получится.
6. Детали
Еще один очень важный элемент дизайна интерьера, где необходимо принимать бесконечные трудные решения – это детали. Всё, начиная от окантовки на абажуре, цвета полосок на диванных подушках, до выключателей света и ручек шкафа требуют тщательного подбора и внимания. В отличие от цвета люди, зачастую, находят детали скучными. В результате ими пренебрегают и касаются только вскользь, или вообще игнорируют, но детали, столь же важный основополагающий элемент дизайна интерьера.
Детали не должны быть очевидными (ведь это не композиционный центр или фокусная точка), но они должны быть в гармонии со всем, дополняя общий вид комнаты.
7. Цвет
Цвета имеют определенное влияние на атмосферу интерьера , которую вы хотите создать при разработке дизайна. Для цвета также характерны все основные понятия композиции: гармония, композиционный центр, баланс, ритм. Более подробный урок о том, как цвета используются в интерьере, и влияют на наше настроение, вы можете найти .
Похожие материалы:
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.