Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста «Букашки-таракашки. Проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых Игры и упражнения по теме насекомые

Главная / Дача

Читаем сказки и рассказы о насекомых:
"Муравей и стрекоза"В. Бианки

"Муха-Цокотуха" К. Чуковский.
«Лесные хоромы». М. Михайлов.
«Как Муравьишка домой спешил». В. Бианки.
«Счастливый жучок». Г. Скребицкий.
«Три бабочки». Эстонская сказка.
«Обезьяны и бабочки». Сказка
«Смелый муравей». Сказка
«Он живой и светится». В. Драгунский.
«Сказка про козявочку». Д. Мимин-Сибиряк.
«Пусть будут и соловей и жук». В. Сухомлинский.
«Ласточка». Г. Снегирев.
«Что узнал дождевой червяк». Из книги «Подземный путешественник» Н. Романова
"Почемучкам обо всём на свете" - рассказы с красивыми иллюстрациями
reshetova.blogspot.com

П. г. "Насекомые"

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
Машут руками вверх – вниз.

А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жучка и стрекоза,
Произнося название насекомых, загибают
по одному пальчику на обеих руках.

Как фонарики глаза
Делают «очки» из пальчиков.

Полетали, полетали
Машут руками вверх – вниз.

От усталости упали.
Роняют руки вниз, хлопая себя по бокам.

мнемотаблица:

лексическая тема
демонстрационный материал (12 карточек)
презентации
комплекты тематических занятий
таблица: насекомые : летаем/ не летаем, наши домишки
насекомые в картинках
карточки с названиями и заданием найти такое же насекомое среди других
насекомые фото
фотовыставка, посвящённая покровительственной окраске некоторых насекомых
моя коллекция идей для занятий и поделок
большая коллекция идей для занятий
пакет заданий
дид. игра "Кто как устроен"
Игра "Четвёртый лишний"


Чтение
раскраска с образцами и короткими предложениями
кроссворд и задания
карточки Домана

Поделки и рисование
трафареты бабочек
Букашки- очень красивые детские раскраски с образцами
задания по теме из тетради "Добро пожаловать в экологию!"
- коллекция идей в том числе и поделка с макаронами "Жизненный цикл бабочки"
симметричное рисование красками "Бабочка"
идеи для поделок
аппликации "Насекомые"

Наши поделки:

Подвижные игры
Игра "Гусеница"
"Гусеница с воздушными шарами"
Кузнечики
Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.
Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.
Игра «Мотылек» (www.superinf.ru)
Мотылек-витилек, (дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями) Принеси нам ветерок:
От ворот - поворот, (останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону) Гнать кораблик в ручеек.
- Вей, вей, ветерок, (останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой)
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток, (не торопясь, бегут по кругу приставным шагом) (Народная песенка)


Математика и логика
Скачать игру " Поймай жука!"

В настоящее время все большую популярность среди родителей завоевывают уроки пальчиковой гимнастики. И неудивительно: ведь именно гимнастика, воздействуя на определенные точки на руках ребенка, дает мощный стимул для активности головного мозга. Такая гимнастика позволяет не только улучшить моторные функции кистей рук и пальцев, но и развить речь, внимательность, память, а также творческие способности. Поэтому регулярное выполнение различных пальчиковых упражнений является прекрасной возможностью для общего интеллектуального развития малыша, выполняются и другие задачи пальчиковой гимнастики — развитие речи и аналитических способностей.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую гимнастику на тему «Насекомые». Как и все другие упражнения, ориентированные на детей младшего возраста, пальчиковая игра должна сопровождаться короткими стишками и потешками - они помогут заинтересовать ребенка, придав смысл движениям. Не забывайте, что ребенок должен видеть наглядный пример упражнений, поэтому необходимо выполнять их вместе с ним: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки и т.д. Длительность гимнастики не должна превышать пяти минут, иначе малыш устанет и начнет капризничать.

Пальчиковая игра на тему «Насекомые» познакомит ребенка с названиями насекомых, их повадками, поможет крохе запомнить, какие звуки издают комары, пчелы, чем питается гусеница и т.д.

Бабочка, божья коровка, гусеница, жук, комарики

Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела -
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает - держит кулачок, как яблоко)
Проснулась -
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь - крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны - «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Комарик
Не кусай, комарик злой!
(сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть вперед - «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)

Комарики
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились, в ушко вцепились,
В щечку вцепились, в носик вцепились!
Закусали нас комарики!
Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»
(в этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая комариков, и жужжит «Вз-з-з-з!» Когда комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т.д. На словах «Кыш-кыш!» машем кистями рук. Потом научить всем движениям ребенка)

Кузнечик, муравей, муха, насекомые, оса, паучок

Кузнечик
(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)
Наш ку-зне-чик ма-лень-кий.
Зе-ле-нень-кий, у-да-лень-кий,
Ла-пка-ми стре-ко-чет,
Бить он в бу-бен хо-чет.

Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере - пчела,
Шмель - в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках - сверчок,
Муравьишка - у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(кладем руки под щеку)

Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения - пальцем левой руки)

Паук
(имитация движений паука)
У тебя скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Лапы вяжут паутинку
Будто руки ткут холстинку,
Если я крадусь за малинкой.
Мои лапы - это ножки, но!
Если попадутся мухи
Лапы цапнут их, как руки.

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)

Пчелки, светлячок, с кем дружит цветок, сороконожка, стрекоза

Пчелки
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))

Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)

Пчела и жук
(во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)
Жу-жу-жу -
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу -
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!

Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки) ,
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») -
Ползет светлячок,
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки)
Ведь он - червячок.

С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

Сороконожка
Вот бежит сороконожка
(пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони)
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.

Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолет.
(свободно летаем по ковру)

Труженица пчела, улей, улитки

Труженица пчела
Пчелка трудится весь день
(дети руками обрисовывают перед собой круг)
И работать ей не лень.
(покачивают указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет -
(одну руку вытягивают вперед, затем - вниз, наклоняются)
За день много соберет.
(раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей
(обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей.
(резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(топают ногами)
Скоро ведь зима придет.
(ежатся)
Будет пчелкам чем питаться
(имитируют движения ложкой)
Летом надо им стараться.
(имитируют накладывание меда в соты)

Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки - и их не видать.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело - и пчелки летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Улитка
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе, улитка, я пирога.
(кулачки на столе, появляются по одному пальцы, затем сжать руку в кулак)

Улитка
У улитки – крошки, подрастают рожки.
Научу ее ходить, если будут ножки.
(пальцы в кулаке, указательный и мизинец вытянуты вперед - шевелят усиками)

Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на коленях или на столе)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы))
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони))
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь - а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Дидактические игры «Насекомые вокруг нас»

«Четвертый лишний».

Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:

Заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;

Коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;

Божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;

Паук, шмель, орел, комар (птица)

Палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её на-до беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.

Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .

Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели –

«Пчёлки» летают.

Ж-ж-ж,

Дружно песенку запели –

Ж-ж-ж:

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.

Пчёлки улетают.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

Начнём сначала!

Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

***

Чок, чок, чок!

На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.

***

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

(Гусеница.)

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

(Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

(Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

(Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

(Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

(Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

(Светлячок.)

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро вед зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

Ритмично размахивают руками крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

Топают ногами.

Ежатся.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Проект

«Путешествие в мир насекомых»

(2 младшая группа)

Составила и провела: Федичкина Н.Н.,

учитель - логопед .

2016г.

Проект «Путешествие в мир насекомых»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель проекта : развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

По числу участников : групповой (14 человек)

Участники проекта : дети 2 младшей группы, учитель-логопед, родители.

По времени проведения : краткосрочный (с 07.06 по 22.06)

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

    Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

«Что мы знаем?»

Насекомые маленькие (Женя В.)

Бабочки красивые (Вика У.)

Кузнечик может прыгать (Матвей Т.)

Насекомые кусаются (Карина П.)

«Что мы хотим узнать?»

Что ест бабочка?(Настя Б.)

Кузнечик укусит?(Вика У.)

Паук кусается?(Артем С.)

«Где мы можем найти информацию?

Спросить у мамы. (Настя Б.)

Спросить у бабушки. (Егор Д.)

Спросить у воспитателя (Вика У.)

Планирование совместной - образовательной деятельности:

Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.

- Наблюдения за насекомыми на участке.

Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.

Выполнение аппликации.

Сотрудничество с родителями:

Предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;

Посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Попробовать выполнить поделку.

II этап – основной этап (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность учителя-логопеда и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Физическое развитие

Тематический модуль «Здоровье»

Артикуляционная гимнастика.

«Пчелки », «Зудит комар» и др.
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

Пальчиковая гимнастика

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др.

Физкультурная минутка

«Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку» и др.

Дыхательная гимнастика

«Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы» и др.

Познавательное

развитие

Беседа «Что мы знаем о насекомых?»

Вопросы: - Назови насекомых, которых ты знаешь.

Кто из них летает? Ползает?

Какие они по размеру? По цвету?

Кто из них может укусить? Кто не кусается?

Кто приносит пользу?

Дидактические игры :«Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где живут насекомые» «Что изменилось» «Посади бабочек на красный цветок»

« Логическая цепочка из жуков» и др.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др.

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха» и др.

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа:
« Бабочка – красавица», «Трудолюбивая пчелка».
Знакомство с потешками:
« Божья коровка улети на небо » и др.
Подборка детских произведений для домашнего чтения: чтение

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» др.

Социально –коммуникативное развитие

Словесные игры: «Зеленая лужайка»(упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу» » и др..

Художественно-эстетическое развитие

«Раскрасочки» - раскрашивание насекомых (печатные раскраски);
« Узор для бабочки » - аппликация узора крыльев бабочки.

Коллективная работа: "Посажу букашку на цветок" (аппликация).

III этап – заключительный.

Итоговое мероприятие :

Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Путешествие в мир насекомых".

Анализ хода работы:

В ходе реализации проекта « Путешествие в мир насекомых » предполагаемые результаты были достигнуты:

Пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; - дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; выполнили аппликацию «Узор на крыльях бабочки»; создали коллективную работу « Посажу букашку на цветок »;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

Родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).

Светлана Сульманова

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

«Букашки-таракашки»

Добрый день, коллеги!

Предлагаю вашему вниманию подборку подвижных игр, которые я использовала во время творческого проекта "О многих шестиногих".

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности», - Макаренко А. С.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

На сегодняшний день ФГОС ДОУ выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей.

Представленная подборка русских народных подвижных игр, авторских разработок, физминуток о насекомых будет интересна для работы воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ и учащимся педучилищ.

Игра-приветствие

«Здравствуйте»

Ход игры:

Воспитатель или музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте букашки!

Дети отвечают: Жу-жу-жу.

Воспитатель: Что у вас в кармашках?

Дети: Не ска-жу.

Воспитатель: Играть со мной хотите?

Дети: Жу-жу-жу

Воспитатель: Ну, тогда летите!

Дети: Жу-жу-жу.

Подвижная игра для детей младшего возраста

«Найди свой домик»

Ход игры:

Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике». Домики – это обручи соответствующего цвета. Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.

Подвижная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Паук и мухи»

Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигнал. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.

Подвижная игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Волшебные превращения»

Ход игры:

Ведущий: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать». Вас я превращу волшебной палочкой в насекомых.

Звучит волшебная музыка. Ведущий называет различных насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).

Игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Гусеница»

Ход игры:

Ведущий предлагает детям превратиться в гусеницу и совершить прогулку по полянке. Дети становятся друг за другом, держась за пояс впереди стоящего. Звучит весёлая музыка. «Гусеница» гуляет

Подвижная игра для детей старшего дошкольного возраста

«Гусеницы наперегонки»

Ход игры:

Дети двух команд выстраиваются в колонны. Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад. Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.

Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Кузнечики и бабочки»

Ход игры:

Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в жуков. Звучит музыка «Бабочки» Ф. Куперен – на полянку вылетают девочки, когда звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики.

Русская народная игра-драматизация

для старшего дошкольного возраста

«Паучок»

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Игра-путешествие для старшего дошкольного возраста

«Мы идем гулять на луг»

Ход игры:

Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, сочная трава!

Здравствуй, матушка – земля!

Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»

- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;

- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;

- «по кочкам» - ходьба на пятках;

- «легкий бег»;

- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Кузнечики - поз музыку С. Прокофьева «Шествие кузнечиков» дети маршируют

Бабочки – под музыку Ф. Куперена «Бабочки» дети летают

Шмель – под музыку Н. А. Римского – Корсакова «жужжат» и летают.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

В центре игровой площадки – круг, в круге кол, на колу круг - это муха. Дети поочерёдно кеглей пытаются сбить «муху».

Русская народная хороводная игра для старшего дошкольного возраста

«Водят пчёлы хоровод»

Ход игры:

Дети водят хоровод и поют:

Водят пчёлы хоровод

В барабан ударил кот

Стали мыши танцевать

Тра-ля-ля

Так что стала танцевать

Вся земля

Дети исполняют танцевальную импровизацию под любую народную плясовую мелодию.

Русская народная игра для детей младшего возраста

«Комарик»

Ход игры:

Дети-комарики бегут под звуки бубна. С окончанием звучания останавливаются.

Воспитатель: Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек

Свесил ножки под листочек

Спрятался!

На первые строчки дети приседают. На последнюю строчку- прячутся за платочки.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлы яровые

Крылья золотые

Что же вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие

Летите за леса зелёные

На кругленький лужок

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Этюды на выразительную пластику «Бабочки в саду».

Этюд «Бабочки летают».

Звучит легкая, вальсообразная музыка, дети – бабочки, расправив руки – крылья, летят стайкой.

Этюд «Бабочки присели на цветок».

Дети присаживаются на корточки, выпрямляют спины и машут руками – крыльями.

Этюд «Бабочки качаются на цветке».

Дети встают на одно колено и плавно покачивают обеими руками вправо и влево.

Подвижная музыкальная игра для детей среднего возраста

«Цветы и пчёлы»

Ход игры:

Дети, изображающие цветы – становятся в рассыпную по залу (или поляне)

Присаживаются на корточки «засыпают». Пчелки «сидят в ульях» до сигнала ведущего.

Ведущая говорит: «утро начинается – цветочки распускаются….»

Дети – «цветы» под музыку импровизированно танцуют, показывая, как цветочек растет и распускает лепесточки.

Ведущая, когда все цветы распустились объявляет:

«Пчелки тоже просыпаются, и к цветочкам отправляются»

Подвижная игра

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Ход игры:

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т. п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Физкультминутка «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут ладошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве