Мастерская по ремонту бытовой техники. Кафедра «Сервис бытовых машин и приборов Виды материалов при выполнении ремонта бытовых машин
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж»
Рассмотрено
на заседании комиссии
Протокол №____
Председатель
З.П. Саралиева
«___» _________ 2016г.
Согласовано
Директор ПАО
«Межрегиональная
распределительная
сетевая компания
Северного Кавказа
К.Н. Закаев
Утверждаю
Директор ГБПОУ ЭМК
Г.Г. Кайтуков
«___»__________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 вЫПОЛНЕНИЕ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)укрупненной группы 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
Организация – разработчик: ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Дзагоев Ибрагим Романович, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж»
Рецензенты:
1.Саралиева Зарина Петровна, методист ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж»
2. Кубалов Валерий Алимбекович, преподаватель специальных дисциплин дисциплин ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж»
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4-5
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
6
7-15
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
16-18
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Всего часов
(макс. уч. нагр.и
практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности) ,**
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
Раздел 1. Выполнение работ по сервисному обслуживанию бытовых машин и приборов
Производственная практика , часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика )
Всего:
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.02)
Объем часовУровень освоения
Раздел 1. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
445
МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов
Тема 1.1
Содержание
1
Основные показатели надежности систем внутридомового электроснабжения
Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования жилых домов.
Включение ламп, звонков, телевизоров, радиоприемников и бытовых электроприборов (утюги, кипятильников, чайников, отопительных приборов, кухонных электроплит), бытовых приборов с электродвигателями (стиральных машин, холодильников с компрессорами, швейных машин, электродрелей, электродвигателей и привода мясорубок, соковыжималок и др.)
2
Техническое обслуживание и ремонт бытового электрооборудования
Основные технические данные бытового электрооборудования.
Последовательность операций технического обслуживания пусковых и защитных аппаратов.
Ремонт электропроводки.
Определение неисправностей их устранение и ремонт бытового электрооборудования.
3
Практические занятия
79
1
Составление схемы типового технологического процесса ремонта изделия
2
Определение неисправностей электрического чайника и ремонт
3
Определение неисправностей утюга и ремонт
4
Определение неисправностей компрессионного холодильника и ремонт
5
Определение неисправностей электродрели и ремонт
6
Определение неисправностей электродвигателей привода швейных машин, и ремонт
7
Определение неисправностей микроволновой печи и ремонт
8
Определение неисправностей двигателей различных бытовых приборов (соковыжималок, мясорубки и др.)
9
Изучение схемы регулятора мощности для электроплитки
10
Изучение схемы универсального регулятора мощности
11
Изучение схемы инфракрасного нагревателя ПИКСАН
12
Изучение схемы электроконвектора с терморегулятором
13
Изучение схемы тепловентилятора
14
Изучение схемы электрокалорифера КЭВ
15
Изучение схемы электрокалориферной установки СФО-40
16
Изучение схемы электропечи ЭП40
17
Изучение схемы электроводонагревателя ЭВБОТ
18
Изучение схемы регулятора мощности нагревательного прибора
19
Монтаж силовой электрической сети
Семинар
Тема 1.2 Электрические сети жилых районов
1
Электрические сети жилых районов
Общие сведения. Электроснабжение жилых и общественных зданий
Защита в системах электроснабжения жилых и общественных зданий.
Электробезопасность в жилых и общественных зданиях
Практические работы
1.
Расчет электрических нагрузок жилых и общественных зданий
2
Расчет токов короткого замыкания
3
Изучение схем защит и автоматики жилых и общественных зданий.
Самостоятельная работа при изучении Раздела 1. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
Тема 1.1 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт бытового электрооборудования
Электроизмерительные приборы
Измерение электрических величин. Основные электрические величины.
Виды средств электротехнических измерений. Разновидности измерительных приборов. Рекомендации по использованию измерительных приборов.
Понятия ремонта, технического обслуживания и диагностирования бытовых машин и приборов
Виды, критерии и последствия отказа. Задачи и цели диагностирования
Методы, операции, процессы ремонта и технического обслуживания
Структура систем. Средства ремонта, технического обслуживания и диагностирования. Показатели системы технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность и технологичность объектов технического обслуживания и ремонта. Показатели диагностирования.
Приспособленность к диагностированию.
Ремонт электрооборудования в доме
Неисправности электропроводки. Меры предосторожности при проведении работ в доме. Характерные неисправности электропроводки. Короткое замыкание. Устройства защитного отключения. Ремонт электропроводки, ремонт розеток, замена вилки, электрических предохранителей, выбор удлинителей и переходников.
Ремонт источников питания
Понятия и определения. Нестабилизированные источники питания
Двухполупериодный выпрямитель. Мостовой выпрямитель. Схемы фильтров. Емкостные фильтры. R С-фильтры. L С-фильтры.
Схемы удвоения напряжения. Однополупериодные схемы удвоения напряжения. Двухполупериодный удвоитель напряжения.
Сервисное обслуживание источников питания. Меры безопасности при работе.
Ремонт светильников.
Люминесцентная лампа. Достоинства люминесцентных ламп. Недостатки люминесцентных ламп. Принцип действия. Характеристики обычных люминесцентных ламп. Энергоэкономичные люминесцентные лампы (Э/Л)
Компактные люминесцентные лампы. Пускорегулирующая аппаратура (ПРА). Ремонт светильников с люминесцентными лампами и электромагнитными ПРА. Ремонт светильников с газоразрядными лампами
Особенности эксплуатации газоразрядных ламп. Схемы подключения газоразрядных ламп 0S КАМ.
Светильники на светодиодах. Устройство светодиода. Принцип действия
Характеристики светодиодов. Светодиодные светильники. Рабочие режимы
Светодиодные лампы. Светильник на светодиодах. Органические светодиоды в качестве светильников. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание э лектроконвекторов.
Типы и номинальные мощности электроконвекторов
Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание кухонной электротехники.
Ремонт миксеров и блендеров, э лектрокофемолок, соковыжималок.
Электрофритюрницы. Меры безопасности при работе
Сервисное обслуживание электрических чайников.
Устройство электрочайника. Электрическая схема. Замена неисправного нагревателя. Конструкция и особенности современного импортного чайника.
Конструкция автоматического выключателя
Ремонт электрочайника.
Сервисное обслуживание электродуховки.
Меры безопасности при работе
Учебная практика. Практика по сервисному обслуживанию бытового электрооборудования.
Виды работ:
Диагностические параметры и признаки. Виды и методы диагностирования. Контроль работоспособности.
Поиск места отказа. Прогнозирование технического состояния. Алгоритмы диагностирования. Методика
диагностирования.
Ремонт электроизмерительных приборов.
Основные электрические величины. Измерение электрических величин. Виды средств электротехнических измерений. Разновидности измерительных приборов. Использование измерительных приборов. Цифровые измерительные приборы. Использование универсальных измерительных приборов.Источники питания и стабилизаторы напряжения.Генераторы сигналов сложной формы. Работа с частотомером. Осциллографы. Работа с осциллографом.Мультиметры. Работа с мультиметром. Меры безопасности при работе.
Ремонт освещения
Светильники. Определение неисправностей и ремонт осветительных приборов. Монтаж проводок.
Сервисное обслуживание электрокаминов.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание сушильных электроприборов
Ремонт миксеров и блендеров
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Ремонт электросоковыжималки и электрорисоварки.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание электротостеров.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание микроволновых печей .
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание электрочайника.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание электромясорубки.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Сервисное обслуживание электродуховки.
Определение неисправностей. Ремонт и наладка. Определение неисправностей и ремонт. Меры безопасности при работе.
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
Понятие ремонта, технического обслуживания и диагностирования бытовых машин и приборов
Техническое состояние. Виды, критерии и последствия отказа. Ремонт, восстановление и техническое обслуживание. Задачи и цели диагностирования. Методы, операции, процессы ремонта и технического обслуживания. Техника безопасности при обслуживании.
Системы ремонта, технического обслуживания и диагностирования бытовых машин и приборов
Структура систем. Средства ремонта, технического обслуживания и диагностирования. Показатели системы технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность и технологичность объектов технического обслуживания и ремонта. Показатели диагностирования. Приспособленность к диагностированию
Методы диагностирования при восстановлении работоспособности бытовых машин и приборов
Диагностические параметры и признаки. Виды и методы диагностирования. Контроль работоспособности
Поиск места отказа. Прогнозирование технического состояния. Алгоритмы диагностирования. Методика диагностирования
Поиск неисправностей электрооборудования
Поиск неисправностейпри ремонте электрооборудования. Типовые причины неисправностей. Признаки выявляемых неисправностей. Частные способы поиска неисправностей. Основные причины неисправности элементов. Дальнейший поиск неисправного элемента. Анализ причин возникновения обнаруженных неисправностей. Простейшие способы проверки исправности электро- и радиоэлементов. Проверка проволочных и непроволочных резисторов. Проверка конденсаторов всех типов. Проверка катушек индуктивности. Проверка силовых трансформаторов, трансформаторов и дросселей низкой частоты
Простейшая проверка исправности полупроводниковых диодов. Простая проверка транзисторов.
Сайты по поиску неисправностей электрооборудования
Электроизмерительные приборы
Измерение электрических величин. Основные электрические величины. Виды средств электротехнических измерений. Разновидности измерительных приборов. Рекомендации по использованию измерительных приборов. Цифровые измерительные приборы. Рекомендации при измерениях универсальными измерительными приборами. Измерение сопротивлений. Измерение постоянных напряжений. Измерение постоянного тока. Измерение переменного напряжения. Испытания компонентов с использованием универсальных измерительных приборов. Источники питания и стабилизаторы напряжения. Генераторы сигналов сложной формы. Измерение частотных характеристик. Частотомеры. Технические характеристики частотомеров. Осциллографы. Принцип действия. Двулучевой осциллограф. Цифровой запоминающий осциллограф. Типы современных электроизмерительных приборов. Мультиметры. Генераторы сигналов
Ремонт источников питания
Нестабилизированные источники питания. Двухполупериодный выпрямитель. Мостовой выпрямитель. Схемы удвоения напряжения. Однополупериодные схемы удвоения напряжения. Двухполупериодный удвоитель напряжения. Источники питания с последовательной стабилизацией. Простейший стабилизатор напряжения. Последовательный стабилизатор. Стабилизатор на стабилитроне и транзисторе. Транзисторный стабилизатор с парой Дарлингтона. Стабилизатор с обратной связью на транзисторах. Стабилизатор с обратной связью на операционном усилителе. Ограничители тока. Схема защиты нагрузки. Разновидности стабилизаторов напряжения на ИС. Источники питания с параллельной стабилизацией. Сильноточные стабилизаторы напряжения. Методы поиска неисправностей. Внешний осмотр. Измерение напряжений. Измерение токов. Замена компонентов. Электросоковыжималка «Сок». Импульсные источники питания. Структурная схема. Широтно-импульсная модуляция. Достоинства и недостатки. Схемотехника однокоммутаторных преобразователей. Неисправности импульсных источников питания. Выбор источника бесперебойного питания.
Планирование защиты электропитания оборудования. Продолжительность жизни ИБП. Характерные неисправности источников бесперебойного питания
Ремонт электропроводки
Неисправности электропроводки. Меры предосторожности при проведении работ в доме. Характерные неисправности электропроводки. Короткое замыкание. Устройства защитного отключения. Ремонт электропроводки. Расчет мощности проводки. Принципы монтажа проводки. Выбор марки и сечения провода и кабеля. Конструкция популярных проводов и кабелей. Ремонт розеток. Маркировка розеток. Неисправности в розетках. Замена вилки. Электрические предохранители. Удлинители и переходники.
Ремонт освещения
Светильники и их типы. Разновидности светильников. Ремонт светильников с лампами накаливания. Достоинства и недостатки ламп накаливания. Устройство и работа ламп накаливания. Обозначения ламп накаливания. Устройство светильников с лампами накаливания. Установка светильников. Монтаж и подключение люстр. Неисправности светильников с лампами накаливания. Присоединение шнура к патрону. Безопасность использования светильников. Замена или восстановление перегоревшей лампы. Ремонт светильников с галогенными лампами накаливания. Подключение галогенных светильников. Ремонт светильников с люминесцентными лампами. Пускорегулирующая аппаратура (ПРА). Ремонт светильников с люминесцентными лампами и электромагнитными ПРА. Ремонт светильников с газоразрядными лампами
Включение. Повторное зажигание. Схемы подключения газоразрядных ламп 0S КАМ. Светильники на светодиодах. Характеристики светодиодов. Светодиодные светильники. Рабочие режимы. Светодиодные лампы. Светильник на светодиодах. Органические светодиоды в качестве светильников.
Электронагревательные приборы
Нагревательные элементы открытого типа. Электрокамины с нагревателями открытого типа. Ремонт электрических нагревателей с открытой спиралью. Нагревательные элементы закрытого типа. Нагревательные элементы закрытого типа негерметичные. Трубчатые нагревательные элементы закрытого типа герметичные
Инфракрасные нагреватели. Регулируемые электронагревательные приборы. Электроконвекторы
Типы и номинальные мощности электроконвекторов. Условные обозначения. Электроконвектор «Оникс ЭВУА-1,25/220». Электрорадиаторы. Типы и номинальные мощности электрорадиаторов. Условные обозначения
Сухой электрорадиатор «Ровно ЭРСБ-0,75/220». Электрорадиаторы с промежуточным теплоносителем
Масляный секционный электрорадиатор «Florida Мауа». Сушильные электроприборы
Ремонт кухонной электротехники
Ремонт миксеров и блендеров. Состав и разновидности миксеров. Ремонт электромиксера «Армавир» МН-202
Электромиксер «Армавир» МН-304. Ремонт электрической кофемолки. Состав и разновидности электрокофемолок. Электрокофемолка ударного действия ЭКМУ-50. Электрокофемолка жернового действия ЭКМЖ-125. Ремонт электросоковыжималки. Состав и разновидности соковыжималок. Электросоковыжималка «Сок». Электрорисоварка. Электрокофеварка. Классификация и принцип действия. Электрокофеварка ЭКП 1,2/0,8-220. Электровафельницы и электрожаровни. Электровафельница ВЭД-1. Электровафельница «Сластена» ЭВ-1,25/220. Электрофритюрницы. Электрофритюрница ЭФ-1/1,25. Электрогрили. Электрогриль закрытого типа ЭГЗ-1,2/220. Аэрогриль «Сопvectio п Оv еп S Т1140». Электротостеры и электроростеры. Автоматический тостер. Электромясорубки. Ремонт электрического чайника Устройство электрочайника. Замена неисправного нагревателя. Конструкция и особенности современного импортного чайника. Выбор электрочайника. Конструкция автоматического выключателя. Ремонт электрочайника. Ремонт посудомоечных машин. Ремонт микроволновых печей. Основные неисправности, связанные с работой дверцы. Магнетрон. Неисправности, связанные с трансформатором. Блоки управления.Микроконтроллер. Термореле. Разборка микроволновой печи. Замена микродвигателя вращения поддона. Электрические схемы микроволновых печей. Неисправности микроволновых печей с электромеханическим управлением. Неисправности микроволновых печей с электронным блоком управления. Меры безопасности при работе с микроволновой печью.
Ремонт домашней электротехники
Ремонт пылесосов. Электрощетка-пылесос «Ветерок-4». Защита двигателя передвижного пылесоса. Типовые неисправности. Ремонт пылесосов: неисправности электрооборудования. Ремонт пылесосов: механические неисправности. Рекомендации по уходу за пылесосами. Электрические гладильные машины. Техническое обслуживание. Электромашинки для стрижки и подравнивания волос. Электромашинка ИП-35. Электрофены
Назначение и характеристики. Фен «Микма-400». Вибромассажные электроприборы. Назначение и характеристики. Вибромассажный прибор ВМП-1. Вибромассажный прибор ЭМА-2М. Ремонт электробритв
Основные параметры электробритв. Электробритвы с импульсным двигателем. Приборы и станции для определения дефектов электробритв.
Ремонт холодильников
Электрическое оборудование холодильников. Основные группы электрооборудования холодильников. Электродвигатели. Проходные герметичные контакты. Осветительная аппаратура. Вентиляторы. Приборы автоматики. Прибор полуавтоматического управления оттаиванием. Прибор управления процессом оттаивания испарителя. Прибор автоматического управления оттаиванием. Устройство для испарения талой воды. Пускозащитные реле. Механическое оборудование холодильников. Корпус. Внутренние шкафы холодильников
Двери. Теплоизоляция. Курковый затвор двери. Секторный затвор двери. Магнитный затвор двери. Уплотнители дверей. Холодильные агрегаты отечественных холодильников. Состав и размещение холодильного агрегата. Компрессоры. Пускозащитные реле. Устройство компрессора. Работа клапанов компрессора. Компрессор кривошипно-кулисного типа с внутренней подвеской. Электродвигатель
Конденсатор холодильного агрегата. Адсорбенты. Осушительный патрон. Индикатор влажности. Установки для осушки масла. Работа холодильного агрегата. Хладагенты. Ремонт и эксплуатация отечественного холодильника. Устройство холодильника. Поиск неисправностей компрессорных холодильников без системы «N0 Frost ». Ремонт импортного холодильника. Система «N0 Frost ». Поиск и устранение утечек хладагента в современных холодильниках. Схемотехника.
Ремонт стиральных машин
Назначение, классификация, режимы работы. Отличия автоматических и полуавтоматических стиральных машин. Подключение автоматической стиральной машины. Демонтаж транспортировочных деталей. Подключение к коммуникациям. Регулировка ножек стиральной машины. Подключение к электросети. Ремонт отечественных стиральных машин. Методы ремонта стиральных машин типа СМР, СМП активаторного типа, стирально-сушильных машин. Основные механические узлы СМА. Электрооборудование СМА. Система управления автоматических стиральных машин. Ремонт автоматических стиральных машин
Условные обозначения на электрических и монтажных схемах зарубежных автоматических стиральных машин
Ремонт спутникового оборудования
Организация ремонта. Диагностика неисправностей. Необходимые инструменты и приспособления. Загрузка программного обеспечения. Основные сведения. Способы загрузки «прошивки». Самостоятельное изготовление «прошивочного» кабеля. Изготовление JT АG -адаптера. Ремонт встроенного DR Е модуля и внешнего декодера (донгла).
Составление отчётной документации по сервисному обслуживанию бытовых машин и приборов
Всего:
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета Промышленного и бытового электрооборудования; мастерских Электромонтажной и Слесарно-механических; лаборатории Промышленного и бытового электрооборудования, Электрических машин, Электрического привода, Электрических аппаратов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Промышленного и бытового электрооборудования :
комплект инструментов и приспособлений;
комплект деталей;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (планшеты, плакаты)
электроизмерительные приборы.
Технические средства обучения :
компьютеры;
принтер;
сканер;
модем (спутниковая система);
проектор;
плоттер;
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
1. Слесарно-механической:
оборудование;
наборы инструментов;
приспособления;
заготовки.
2. Электромонтажной
рабочие места по количеству обучающихся;
монтажные схемы;
наборы инструментов;
заготовки.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. Промышленного и бытового электрооборудования:
лабораторные стенды;
комплект плакатов;
2. Электрических машин:
лабораторные стенды;
набор электроинструментов, приспособлений;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации.
3. Электрического привода:
лабораторные стенды;
набор электроинструментов, приспособлений;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации.
4. Электрических аппаратов:
лабораторные стенды;
набор электроинструментов, приспособлений;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Учебники
Киреева Э.А., Цырук С.А. Электроснабжение жилых и общественных зданий- М.: НТФ "Энергопрогресс", 2007
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного и бытового электрооборудования (практическое пособие для электромонтера) – 2008
Романович Ж.А., Скрябин В.А., Фандеев В.П., Цыпин Б. В. Диагностирование, ремонт и техническое обслуживание систем управления бытовых машин и приборов:. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013.
Партала О. Н.Поиск неисправностей и ремонт бытовых электроприборов. - СПб.: Наука и Техника, 2010
Корякин С. Л. Краткий справочник домашнего электрика- 2006
Бутырский В.И.. Наладка электрооборудования – 2010.
Поляков Ю. Н. Справочник электрика - 2010
Дополнительные источники:
Правила устройства электроустановок (ПУЭ)-2008
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (МПОТ)-2008
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ)-2008
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля « Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов» является освоение учебной практики по сервисному обслуживанию бытового электрооборудования для получения первичных профессиональных умений и навыков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональной дисциплины: «Электротехника и электроника»
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты(освоенные профессиональные компетенции)
ПК 1.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
Умение организовать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники
Текущий контроль в форме:
Защиты лабораторных и практических занятий;
Контрольных работ по темам МДК.
Комплексный экзамен по модулю.
ПК 1.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
Знание определять техническое состояние бытовой техники и осуществлять диагностику и ремонт
ПК 1.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Навыки по прогнозированию отказов и опреления ресурсов и обнаружение дефектов электробытовой техники
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
демонстрация интереса к будущей профессии
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области контроля и диагностики, технического обслуживания и ремонта бытового электрооборудования;
оценка эффективности и качества выполнения.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области контроля и диагностики, технического обслуживания и ремонта бытового электрооборудования;
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работа на ПК
ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
самоанализ и коррекция результатов собственной работы
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
анализ инноваций в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Лабораторная работа № 8 «Порядок организации сервисного обслуживания электрических машин»
Цель работы: Изучить порядок организации сервисного обслуживания электрических машин.
Ход работы:
Сервисный центр -- организация, занимающаяся оказанием услуг по сервисной поддержке и обслуживанию техники, оборудования и другой продукции. Деятельность сервисных центров включает предторговый, гарантийный и послепродажный ремонт.
Сервисное обслуживание автомобиля в автосалоне гарантирует для владельца транспортного средства защиту от непредвиденных ситуаций, а также осуществление определенных мер по сохранению авто в рабочем состоянии. Чтобы исключить или хотя бы предупредить значительные поломки, необходимо периодически обращаться в сервисный центр для проведения диагностики. Как результат, своевременное устранение незначительных поломок и повреждений. Обычно сервисное обслуживание автомобиля включает проверку первостепенных агрегатов и узлов, замену масла и антифриза, а при обнаружении неполадок - замену тормозных колодок, ремней, свечей зажигания.
Одним из решающих факторов при выборе продукта потребителем является то, какую поддержку обещает поставщик после продажи этого продукта. Данный фактор особенно важен при покупке электро-бытовых приборов, техники и электроники, строительных материалов, автомобилей и пр., то есть в тех областях, где поломка или заводской брак означает невозможность использования продукта по его прямому назначению или препятствует этому.
При покупке товара устанавливается срок гарантии на изделие и срок его службы. В течение гарантийного срока покупатель имеет право на бесплатный ремонт товара или (в особых случаях -- см. ниже) на его замену. По истечении срока гарантии, ремонт техники осуществляется за деньги потребителя. По истечении срока службы товара, компания-изготовитель в праве отказать потребителю в ремонте данного товара.
Деятельность сервисных центров регламентируется на законодательном уровне, согласно законам той страны, на территории которой предоставляется сервисное обслуживание. Согласно Закону о правах потребителя РФ, информация о товаре в обязательном порядке должна содержать гарантийный срок изделия, если он установлен.
«Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В новой редакции Закона упоминается срок, в течение которого потребитель имеет право предъявить требование о замене товара и о возврате денежных средств при обнаружении в товаре недостатков -- 15 дней. Если потребителю не подошёл цвет, размер, форма товара, то товар обмену не подлежит! По истечении установленного в 15 дней срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
если при неоднократном возникновении неисправности клиент не смог использовать свое изделие более 30 дней в виду нахождения его в ремонте
В бытовых электрических приборах и машинах электроэнергия используется не одинаково. В одном случае она превращается в механическую энергию движущихся частей электромоторов (стиральные машины, пылесосы, некоторые холодильники, кухонные машины, вентиляторы и т. д), в другом - дает тепло (электронагревательные приборы), в третьем - питает радиоприемники и телевизоры. Вопросы установки, правила эксплуатации и ухода за бытовыми электроприборами обычно подробно изложены в прилагаемых к ним инструкциях. Ниже будут даны лишь дополнительные рекомендации по ремонту и улучшению их работы.
Электродвигатель - основная часть многих электроприборов. В зависимости от назначения машины, конструкции двигателей бывают весьма разнообразны. В стиральных машинах, холодильниках ("ЗИЛ - Москва", "Саратов"), проигрывателях, вентиляторах устанавливаются асинхронные электродвигатели. В пылесосах, приводах швейных машин и других приборах, где требуется большая скорость вращения, используются более сложные коллекторные двигатели.
Если двигатель электрического прибора или машины не работает, прежде всего следует проверить, есть ли ток в домашней сети. Затем нужно осмотреть штепсельную вилку, соединительный шнур, выключатель. Убедившись, что ток к электродвигателю подводится, причину неисправности ищите в самом двигателе.
Это может быть обрыв проводов в обмотке, слабый контакт в месте присоединения проводов, а в коллекторном двигателе, кроме того, износ щеток, износ или загрязнение коллектора. Иногда двигатель плохо, работает из-за перегрузки. Поэтому, не обнаружив при поверхностном осмотре двигателя явных неисправностей в нем, нужно внимательно проверить тот механизм, который приводится в движение. Перегрузка может быть вызвана или работой, совершаемой механизмом, или повышенным трением его деталей. Необходимо следить, чтобы механизмы были всегда смазаны и установлены без перекосов, а приводной ремень не был слишком туго натянут.
Например, широко распространенная стиральная машина СМ-1,5 иногда начинает сильно шуметь. Это происходит обычно из-за того, что ребристый диск активатора при вращении задевает за наклонную перегородку (дно) машины. Вал активатора (рис. 152) соединен с электродвигателем ремнем, который при сильном натяжении и изношенности сальника перекашивает диск. Для устранения неисправности механизм отжима белья убирают внутрь, машину перевертывают "вверх ногами", ослабляют гайки крепления электродвигателя и небольшим смещением его регулируют натяжение ремня.
В коллекторных двигателях самое уязвимое место - коллекторные щетки, которые быстро изнашиваются и выходят из строя. В пылесосах и электрополотерах щетки нужно осматривать в первый раз через 300-400 часов работы после покупки, а в дальнейшем через каждые 150-200 часов работы.
Щетки на коллекторных двигателях должны легко перемещаться в щеткодержателях и иметь хороший контакт с ними. Если это требование не соблюдено, не может быть хорошего контакта щеток с коллектором. А качество контакта определяется равномерным износом рабочего конца щетки. Если она стирается только с одной стороны - контакт плохой, щетку нужно переставить и притереть. Равномерный износ обеспечивается только в том случае, если щетка находится строго над осью коллектора. Чтобы притереть щетку, вокруг коллектора обвертывают наждачною бумагу абразивом вверх и, прижав к ней щетку, вручную поворачивают якорь то в одну, то в другую сторону (рис. 153).
Вполне исправный коллектор имеет гладкую поверхность с равномерным желто-коричневым оттенком. Если коллектор становится шероховатым и покрывается темными пятнами с черным подгаром, его необходимо прочистить мелкой стеклянной шкуркой и отполировать чистой тряпкой. Шкурку лучше всего укрепить на деревянном бруске. Пользоваться наждачной шкуркой в этом случае нельзя.
Скопление металлической пыли, частичек абразива и грязи на изоляции между пластинами коллектора вызывает утечку тока. Изоляцию удобно чистить заостренной палочкой или спичкой (рис. 153, Б).
Чрезмерный шум и вибрация небольших электродвигателей бытовых машин может возникать по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за износа подшипников или недостаточной их смазки. Если ось якоря шатается в подшипниках, это значит, что между ними слишком велик зазор, подшипники следует заменить, иначе якорь может задеть обмотку статора. Грохочущий шум в момент пуска электродвигателя - верный признак износа подшипников.
Вибрация двигателя (а с ним и всей машины) часто вызывается разбалансировкой ротора. Устранить этот дефект в домашних условиях очень трудно, к тому же балансировка требует точного расчета и большого навыка. Поэтому вибрирующий двигатель следует сдать для ремонта в специальную мастерскую.
В пылесосах причиной шума часто бывает ослабление креплений вентилятора, лопасти которого при вращении задевают стенки корпуса. Аппарат нужно разобрать и подтянуть гайки. Если это не поможет, проверьте, не погнулся ли вал вентилятора, и, если это случилось, устраните прогиб легкими ударами молотка через деревянную прокладку.
В электрическом чайнике, утюге, кипятильнике, плитке и любом другом нагревательном приборе основной деталью является спираль из проводника с большим сопротивлением - нагревательный элемент (рис. 154).
Нагревательные элементы изготовляют из нихрома, фехраля, константана и некоторых других сплавов.
Наибольшее распространение получили нихром и фехраль. Они выдерживают температуру до 800°С, мало окисляются и надежно работают в течение длительного времени.
В период действия нагревательного прибора по спирали проходит ток, поэтому ее тщательно изолируют от других металлических частей прибора. Понятно, что изолирующие материалы должны быть достаточно прочными и теплостойкими. Такими свойствами обладают шамот, слюда, асбест, миканит, фарфор.
Керамические основания плиток, конусы отражательных печей, стержни электро-каминов выдерживают температуру до 1400°С и изготовляются, как правило, из шамота. В электрических утюгах, чайниках и кастрюлях спираль сопротивления нередко навивают на основание из миканита (рис. 154, Б) который хорошо выдерживает температуру до 600° С. Более сильное нагревание может вызвать растрескивание миканита, что иногда и наблюдается при ремонте.
Из фарфора делают изоляционные бусы, которые надевают на спирали в месте подключения их к зажимным клеммам.
Для направления и отражения тепла (чтобы нагревалась, скажем, нижняя часть утюга, а не крышка) в электронагревательных приборах применяют прокладки из теплоизоляционных материалов, чаще всего из асбеста.
Бытовые Электронагревательные приборы работают без ремонта обычно 600-1000 часов. При небрежном обращении и плохом уходе прибор портится, конечно, раньше этого срока.
Если при включении прибор не работает, нужно, прежде всего, проверить, есть ли ток в сети, исправен ли штепсель, не оборван ли соединительный шнур. Чтобы проверить соединительный шнур, достаточно при помощи его включить исправный электроприбор, например лампу. Убедившись, что ток в сети есть, штепсельная розетка и соединительный шнур в порядке, нужно искать неисправность в самом приборе.
Нагревательный элемент электрической плитки представляет собой спираль из фехралевой или нихромовой проволоки, которая укладывается в желобки керамического основания (рис. 155, А). Выпускаются также плитки с нагревательным элементом, закрытым глухим металлическим кожухом (рис. 155, Б).
Концы спирали пропускаются внутрь металлического корпуса плитки через керамический диск и крепятся гайками к контактным штифтам. Чтобы концы не замыкались накоротко, на них надевают фарфоровые бусы. Контактные штифты изолируются от металлического корпуса плитки фарфоровыми чашечками (в некоторых конструкциях - слюдой). Керамическое основание закрепляется в корпусе плитки металлическим кольцом или рамкой, которые надеваются сверху. В некоторых конструкциях рамка привинчивается к корпусу.
Чаще всего плитка выходит из строя вследствие плохого контакта спирали с контактными штифтами, так как при толчках цепь в этом месте периодически размыкается, происходит искрение, и в конце концов контакты обгорают.
Для устранения неисправности надо снять прижимное кольцо плитки, осторожно приподнять керамическое основание и уплотнить крепления спирали к штифту. Чтобы исправить перегоревший контакт, конец спирали зачищают до блеска, закручивают в кольцо одним-двумя витками (рис. 156, А), надевают на контактный штифт и крепко зажимают гайкой между двумя шайбами (рис. 156, Б).
Контактные штифты часто обгорают и снаружи, со стороны подключения колодки шнура. Такие штифты не дают хорошего контакта, и их следует заменить новыми. Наиболее распространенный способ крепления их в корпусе прибора показан на рисунке.
Место, где спираль перегорела, легко обнаружить при внешнем осмотре. Концы перегоревшей спирали надо зачистить и плотно скрутить, а затем место соединения обернуть тонкой латунной или жестяной полоской и сжать плоскогубцами (рис. 157, А), иначе спираль в этом месте снова перегорит. Надо иметь в виду, что после каждого такого ремонта спираль становится короче, поэтому она сильнее нагревается и быстрее перегорает. После двух-трех починок ее лучше заменить новой, рассчитанной на такое же напряжение и мощность. На корпусе плитки и на запасной спирали эти параметры указаны.
Устанавливая новую спираль в керамическое основание, часто делают ошибку - неравномерно растягивают ее. Близко расположенные витки от взаимного теплового воздействия нагреваются сильнее, и в этом месте спираль может быстро перегореть. Шаг растяжения, т. е. расстояние между соседними витками, должен быть не менее утроенного диаметра проволоки. Чтобы спираль имела равномерный шаг, ее нужно предварительно растянуть на общую длину желобка керамического основания, которую можно измерить ниткой. После укладки спирали ее концы изолируют фарфоровыми бусами и прочно прижимают гайками к штифтам.
При неосторожном обращении, ударах, сотрясении керамическое основание плитки может растрескаться. Если нет возможности заменить его новым, прибегают к стягиванию обручем или проволокой. Обруч делают из жести (рис. 157, Б). Чтобы он плотно стягивал растрескавшееся основание плитки, обруч нужно немного нагреть и надевать на холодную керамику.
Основание можно стянуть также проволокой. Однако оба способа реставрации не надежны, поэтому при первой же возможности нужно приобрести новую керамику.
Электроприборы со скрытым нагревательным элементом, как правило, сложнее плитки, поэтому в процессе ремонта нужно хорошо запомнить порядок разборки и места крепления отдельных частей.
Для проверки исправности любого электрического прибора и правильности его сборки можно воспользоваться упоминавшейся ранее контрольной лампочкой. Если лампочка, включенная последовательно от одного гнезда штепсельной розетки через провод к нагревательному элементу прибора, не горит (рис. 158, А), значит цепь в приборе разомкнута или нагревательный элемент перегорел.
При неправильной и небрежной сборке токоведущие части прибора могут соединиться, с корпусом. В этом случае включенная, как указано, лампочка будет гореть, если одним ее проводом коснуться корпуса (рис. 158, Б). Таким прибором пользоваться нельзя, не устранив неисправность.
Во время глажения рабочая поверхность электрического утюга отдает часть тепла предмету, который гладят. Если же утюг включен, но им не работают, он перегревается. Поэтому утюг, нагретый до нужной температуры, нельзя оставлять без работы более 10 минут. При перегревании изолирующий материал (миканит) в плоских нагревательных элементах рассыпается, а выводные пластинки, при помощи которых он крепится к контактным штифтам, перегорают. Если в утюге в качестве нагревательного элемента использована спираль, она чаще всего перегорает у контактных штифтов.
Чтобы разобрать утюг и заменить или отремонтировать нагревательный элемент, нужно при помощи ключа или плоскогубцев отвинтить две гайки сверху корпуса и снять ручку и крышку (рис. 159, А). В некоторых утюгах гнездо с контактными штифтами крепится к крышке, поэтому, приподняв ее, нужно прежде всего отсоединить выводные концы нагревательного элемента. Затем отвинчивают гайки, удерживающие теплоизолирующий материал, груз, электроизолирующие пластины и нагревательный элемент - миканитовую пластинку с намотанной фехралевой или нихромовой лентой или спираль с нанизанными фарфоровыми бусами (рис. 159, Б), У плоских нагревательных элементов часто обгорают только латунные пластинки, при помощи которых они соединяются с контактными штифтами. Их легко заменить новыми. Если перегорела нихромовая лента в месте присоединения ее к латунным пластинкам, надо зачистить обгоревший конец ленты и крепко зажать его при помощи плоскогубцев загнутым на 180° концом пластинки.
Электрические чайники, кофейники, кастрюли устроены примерно так же, как чайник, показанный на рисунке 160, и их ремонт не представляет трудностей.
Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров, ремонт и изготовление металлохозяйственных изделий, ювелирных изделий обеспечивают потребителям возможность восстановления потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, или приобретение новых изделий, созданных по их индивидуальному заказу.
Услуги оказываются в сервисных технических центрах и мастерских по ремонту. Сервисные центры и мастерские по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры имеют помещения для приема посетителей, цеха по ремонту и техническому обслуживанию, склад для хранения ремонтируемых изделий, запасных частей и деталей, административное помещение.
Обслуживание потребителей выполняет приемщик, который оформляет заявку и принимает изделие в ремонт, или операторы службы приема заявок по телефону, через сеть Интернет и почтой.
Услуги по ремонту выполняются мастером по ремонту с выездом на дом к потребителю или в стационаре. Доставку изделий в ремонт потребители могут выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами по доставке сервисного центра. При приеме изделий в ремонт фиксируются неисправности прибора, составляется договор на ремонт или обслуживание, уточняется срок исполнения заказа.
Если обслуживание производится на дому у потребителя, то оформление договора и ремонт выполняет мастер по ремонту. Он проводит диагностику прибора, выявляет основные неисправности и причины их возникновения. По результатам диагностики назначается вид ремонта.
Если ремонт включает замену неисправных деталей и узлов, восстановление изношенных деталей и узлов, компоненты, используемые для замены, должны быть предусмотрены нормативной документацией на прибор. Комплектующие, вошедшие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны быть сертифицированы.
Технологическое оборудование должно быть аттестовано, измерительные приборы и инструменты поверены или калиброваны.
Крупные сервисные предприятия имеют несколько цехов (например, цех по ремонту бытовых машин и приборов, цех по ремонту трансформаторов). Цеха имеют производственные отделения: разборочно-дефектировочное, ремонтно-механическое, обмоточное, сушильно-пропиточное, комплекто-вочное, испытательную станцию, а также отдельные участ-ки, на которых выполняются конкретные виды работ по ремонту трансформаторов, бытовых машин и приборов, приборов и коммутационных аппаратов. В разборочно-дефектировочном отделении ремонтируемые товары очищают от загрязнений, сливают масло из трансформаторов и маслонаполненных аппаратов, выполняют предремонтные испытания, разбирают электрооборудование, проводят дефектировку (определяют состояние и степень износа отдельных частей, а также объем предстоящего ремонта, оформляют дефектационную ведомость и маршрутную карту ремонта, навешивают маркировочные бирки на детали, подлежащие ремонту, принимают меры по сохранению исправных частей электроприборов), передают неисправные детали на ремонтные участки, а исправные - в комплектовочное или сборочное отделение.
Разборочно-дефектировочное отделение оснащается подъемно-транспортными средствами, испытательным оборудованием или стендами для проведения предремонтных испытаний, моечными ваннами, съемниками, приспособлениями и инструментами для разборки ремонтируемых бытовыхмашин и приборов.
В ремонтно-механическом отделении ремонтируют и, принеобходимости, изготавливают новые детали бытовых машини приборов (валы, коллекторы, щеточные механизмы, подшипники скольжения), производят перешихтовку сердечников роторов и статоров электрических машин и приборов, расшихтовывают магнитопроводы трансформаторов. Это отделение оснащено подъемно-транспортными средствами, металлообрабатывающими станками, прессами, сварочнымиаппаратами, инструментами и специальными приспособлениями.
При необходимости выполнения работ по хромированию и никелированию деталей в отдельном помещении устанавливаются гальванические ванны.
Кроме перечисленного оборудования, в ремонтно-механическом отделении имеются слесарные верстаки, стеллажи и шкафы для хранения деталей и инструментов. В обмоточном отделении ремонтируются поврежденные (восстанавливают изоляцию) и изготавливаются новые обмотки электрических машин и приборов, трансформаторов и катушек электрических аппаратов.
Отделение оснащается станками для намотки и изолировки обмоток и катушек, станком для изготовления клиньев, гильотинными ножницами для резки изоляционных материалов, станками для бандажирования роторов и якорей электрических машин, сварочным и паяльным инструментом для соединения проводов обмоток, испытательной установкой для пооперационного контроля изоляции изготавливаемых обмоток, а также аппаратами контроля правильности соединения схем обмоток.
При необходимости устанавливают (в отдельном помещении с наличием вентиляционных устройств и средств пожаротушения) печь для отжига проводов, ванну для их травления и станок для волочения и калибровки проводов старой обмотки. Сушильно-пропиточное отделение служит для пропитки и сушки изготовленных обмоток. В состав его оборудования входят пропиточные ванны, печи для сушки и запечки пропитанных обмоток, подъемно-транспортные средства для транспортировки массивных обмоток и емкости для хранения пропиточных лаков и растворителей в количествах, обеспечивающих не более, чем суточную потребность в них. Учитывая вредность паров и летучих частиц лаков и растворителей, их большую пожаро- и взрывоопасностъ, помещения этого отделения обеспечивают вытяжными вентиляционными устройствами и средствами пожаротушения.
Комплектовочное отделение является местом, куда доставляют все отремонтированные, а также исправные и некоторые новые сборочные единицы и детали ремонтируемого оборудования. Полностью укомплектованное электрооборудование передается затем в сборочное отделение. В сборочном отделении производят общую сборку ремонтируемого оборудования. Оно оснащается сборочными инструментами и приспособлениями, верстаками и стеллажами, приспособлениями для статической и динамической балансировки роторов и якорей электрических машин, испытательным стендом для выполнения всего комплекса послеремонтных испытаний. Испытательная станция располагается в отдельном помещении и содержит высоковольтные испытательные электроустановки, стенды, различные приборы и средства защиты. Электроремонтный цех включает склады для хранения ремонтного фонда (отдельные узлы и сборочные единицы электрооборудования: обмотки высокого и низкого напряжения трансформаторов, комплекты контактной системы к выключателям и т. п.) и отремонтированного оборудования, инструментальные и материальные кладовые, подсобные и бытовые помещения, а также другие помещения, число и назначение которых определяются в каждом конкретном случае принятой технологией и условиями ремонта.
Организация рабочего места мастера по ремонту бытовых машин и приборов имеет свои особенности.
Для выполнения услуг по ремонту бытовых машин и приборов сервисное предприятие использует основное и дополнительное оборудование (станки, механизмы, установки), технологическую оснастку, приспособления, инструменты и необходимый инвентарь (установочные столы, верстаки, стеллажи, шкафы). При организации рабочих мест специалисты по сервису должны соблюдать требования ГОСТ по созданию здоровых и безопасных условий труда электрослесарей (освещенность, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения и др.).
Слесарные операции при ремонте бытовых машин и приборов выполняются с помощью слесарных, металлорежущих и измерительных инструментов. В набор основных слесарных инструментов входят молотки, зубила, напильники, отвертки, гаечные ключи, ручные ножовки. Из металлорежущих инструментов в первую очередь используют сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки. Из измерительных инструментов при разметке, обработке и изготовлении заготовок и деталей применяют штангенциркули, микрометры, калибры, щупы, кронциркули, нутромеры. Необходимо использовать диагностические приборы и устройства, стенды для определения дефектов и неисправностей и т. д. Ремонт имеет разные степени сложности. Степень сложности определяется необходимостью разборки и замены основных сборочных единиц и деталей, в том числе корпуса, электродвигателя и т. п. Например, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры подразделяется на:
Блочный метод ремонта, связанный с разборкой и заменой основных элементов аппаратуры: кинескопа, строчни-ка развертки и других элементов;
Ремонт, проводимый без разборки и замены основных сборочных единиц.
Ремонт и техническое обслуживание бытовых приборов обеспечивается технологиями ремонта, которые регламентируются нормативными документами (технологическими картами, техническими условиями, стандартами, правилами и нормами). Заказчик может отказаться от ремонта в полном объеме. В этом случае сервисная организация гарантирует заказчику соответствие параметров прибора требованиям стандарта только в объеме выполненного ремонта. Приемщик делает отметку об этом в сопроводительном документе на ремонт.
Сервисные предприятия не принимают в ремонт приборы и аппаратуру (в том числе и после истечения срока службы), если заказчик отказывается от устранения неисправностей, наличие которых ведет к нарушению требований безопасности. В случае выявления в процессе ремонта неисправностей, связанных с его безопасностью, сервисное предприятие должно поставить в известность об этом заказчика и переоформить заказ с учетом дополнительного объема работ.
При отказе заказчика от дополнительных работ делается отметка в приемочном документе о том, что прибор или аппарат к эксплуатации непригоден, подтвержденная подписями заказчика и исполнителя.
После ремонта служба технического контроля сервисной организации или лица, на которых возложены функции контроля, проводят контроль качества отремонтированных приборов.
Отремонтированные приборы должны функционировать во всех режимах, предусмотренных нормативной документацией на новый бытовой прибор конкретного вида, отклонение эксплуатационных показателей отремонтированных бытовых приборов в течение срока службы должно составлять не более, чем 20% по сравнению с новыми
приборами.
После окончания срока службы показатели могут быть установлены по согласованию с заказчиком при приеме бытовых приборов в ремонт. Отремонтированные приборы должны соответствовать требованиям безопасности. Снижение показателей безопасности отремонтированных бытовых приборов (в пределах, установленных изготовителем) в течение срока службы и после его истечения не допускается. Бытовая радиоэлектронная аппаратура, прошедшая ремонт, должна быть опломбирована. При передаче аппаратуры в эксплуатацию на сопроводительном документе, выданном заказчику, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность аппаратуры. При выдаче отремонтированной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов работник сервисного предприятия осматривает аппаратуру и демонстрирует ее работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плавно, без задержек и по вторных включений. Радиоэлектронная аппаратура, имею щая питание от электрической сети, должна быть проверена на необходимую величину сопротивления электрической изоляции. После ремонта заказчику выдается сопроводительный документ, характеризующий оказанный ремонт и отремонтированный аппарат. Сервисные предприятия, выполняющие услуги по ремонту и техническому обслуживанию, предоставляют гарантии соответствия отремонтированного прибора требованиям стандарта. При приеме из ремонта бытовых приборов и машин заказчик имеет право на проверку соответствия выполненных работ перечню дефектов, указанных в заказе. На сопроводительном документе, выданном заказчику при передаче прибора в эксплуатацию, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность прибора. На отремонтированные бытовые машины и приборы устанавливаются сроки гарантии:
6 месяцев - при выполнении ремонтных работ, относящихся к первой группе сложности;
12 месяцев - при выполнении ремонтных работ, относящихся ко второй группе сложности.
На приборы, снятые с производства более 10 лет назад, выпуск запасных частей для которых прекращен, гарантийный срок устанавливается не менее 3 месяцев. На отремонтированную радиоэлектронную аппаратуру устанавливаются сроки гарантии
При проведении ремонта в стационаре: для телевизоров цветного изображения, видеомагнитофонов и аппаратуры высшей группы сложности
Не менее 3 месяцев, дляостальной аппаратуры - не менее 4 месяцев;
При проведении ремонта на месте эксплуатации: для телевизоров цветного изображения, видеомагнитофонов и аппаратуры высшей группы сложности - не менее 1 месяца, для остальной аппаратуры - не менее 2 месяцев.
На новые комплектующие изделия, устанавливаемые при ремонте бытовых приборов и машин, гарантийный срок должен соответствовать гарантийному сроку, установленному предприятием-изготовителем (продавцом). Гарантийный срок исчисляется со дня принятия работы (оказания услуги) - выдачи отремонтированных бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры заказчику и его считают действительным при соблюдении заказчиком правил эксплуатации.
В период гарантийного срока, установленного сервисной организацией, повторный ремонт бытовых приборов и радио электронной аппаратуры проводится за счет сервисной организации за исключением оплаты заказчиком стоимости сборочных единиц и деталей, не заменявшихся при предыдущем ремонте.
При выполнении повторных ремонтов в течение гарантийного срока, установленного сервисной организацией, последний гарантийный срок продлевается на период от даты обращения в сервисную организацию до даты принятия работы (оказания услуги) - выдачи бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры.
Заказчику по его желанию предоставляются услуги по транспортированию отремонтированных бытовых машин и приборов. Транспортировка бытовых машин и приборов выполняется в вертикальном положении в закрытом транспорте, обеспечивающем сохранность приборов от механических повреждений и атмосферных осадков.
Хранение отремонтированных и принятых в ремонт бытовых приборов осуществляется раздельно на складе в сухих помещениях при температуре не ниже 5°С, без присутствия в атмосфере паров кислот, щелочей и других вредных веществ. Наиболее удобно размещение приборов на стеллажах. Условия складирования должны исключать механические повреждения.
Ремонт ювелирных изделий обеспечивает восстановление конструкции и потребительских свойств ювелирных изделий.
Услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий оказываются потребителям при магазинах, реализующих ювелирные изделия, или в ювелирных мастерских. Непосредственным исполнителем услуг по ремонту и изготовлению является мастерювелир.
При проведении ремонта или изготовлении ювелирных изделий используются измерительные, режущие инструменты, инструменты для гибки и правки (щипцы, тиски), инструменты для пайки, полирования и шлифования, закатки и обжимки металла. Прием изделий в ремонт выполняет приемщик, имеющий профильное образование мастера-ювелира. При приеме он изучает изделие, определяет материалы изготовления, дефекты и составляет договор (квитанция, иной документ) на выполнение работ, в котором описываются работы (с приложением эскиза за подписью потребителя) и драгоценные
камни с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов.
В случае приема в ремонт или изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнитель производит определение пробы драгоценных металлов на пробирных камнях с помощью реактивов, изготавливаемых государственными инспекциями пробирного надзора.
Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством РФ, и быть заклеймены в установленном порядке государственным пробирным клеймом государственными инспекциями пробирного надзора.
При изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь именник, оттиск которого ставится на изготовленных изделиях. Изготовление и ремонт мебели обеспечивают потребителям возможность восстановления старой, бывшей в употреблении мебели или приобретение мебельных изделий, выполненных по индивидуальному заказу. Кроме того, мебельные мастерские предлагают услуги по изготовлению и ремонту багетных рам и деревянных карнизов, щитов и реше-
ток для маскировки отопительных приборов и др. Мебель в процессе употребления подвергается механическим и физико-химическим воздействиям, снижающим прочность конструкции, вызывающим разрушение элементов мебели (ножек, проножек, подлокотников) и др. Со временем на лицевых поверхностях появляются вмятины, зако-
лы, задиры, отщепы, разрушается облицовка, декоративные элементы, отделочные покрытия. Кроме того, эстетические свойства мебели подвергаются моральному старению.
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж »
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»
«____» _________ 20 ___г.
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация - разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчики:
Заместитель директора по УПР, высшая квалификационная категория
Старший мастер, техник – электрик
– мастер п/о первой квалификационной категории
Консультанты:
Зам. начальника производства по энергетике. СКП
– мастер по ремонту оборудования. ПМУ
– старший мастер по ремонту оборудования ПЭФК
– энергетик цеха. АМКР
– заместитель начальника цеха электроснабжения
– мастер ЭРЦ
– мастер ЭРЦ
– начальник ЭРЦ
НАИМЕНОВАНИЕ | ||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля | ||
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
в части освоения следующего вида деятельности :
Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при освоении профессии «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники;
Диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
уметь:
Организовывать обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов;
Оценивать эффективность работы бытовых машин и приборов;
Эффективно использовать материалы и оборудование;
Пользоваться основным оборудованием, приспособлениями инструментом для ремонта бытовых машин и приборов;
Производить расчет электронагревательного оборудования;
Производить наладку и испытания электробытовых приборов.
знать:
Классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения бытовых машин и приборов;
Порядок организации сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники;
Типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте и испытаниях бытовой техники;
Методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
Прогрессивные технологии ремонта электробытовой техники.
всего – 127 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 91 час, включая:
Пылесосы. Полотеры.
Электрооборудование бытовых стиральных машин.
Технологический процесс стирки в машинах активаторного и барабанного типов. Электрическая схема включения и устройство машин барабанного типа. Стиральные машины «Мини». Автоматические стиральные машины.
Бытовые холодильники.
Классификация холодильников. Принцип действия компрессионного холодильника. Приборы автоматики.
Электроприборы личного пользования.
Электрические бритвы. Вентиляторы. Фены. Массажные приборы.
Электрифицированные инструменты и машины для «хобби».
Устройство и особенности эксплуатации электрифицированных инструментов . Устройство и принцип действия швейных машин . Электрический привод швейных машин.
Лабораторные работы
Электрооборудование бытовых механизмов.
Тема 1.3 Сервисное обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов
Виды неисправностей и способы их устранения
Холодильники и морозильники. Стиральные машины. Посудомоечные машины. Бытовые уборочные машины.
Оборудование, приспособление и инструменты для ремонта бытовых машин и приборов
Общее сведения, методы и оборудования диагностики и контроля технического состояния бытовой техники, прогрессивные технологии ремонта, техника безопасности при сервисном обслуживании и ремонте бытовой техники.
Лабораторные работы
Схемы регулирования бытовых машин и приборов
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Изучение материала учебника по заданной теме.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовка к зачету.
Производственная практика
Виды работ:
1. Электрооборудование бытовых стиральных машин.
2. Автоматические стиральные машины.
3. Схемы регулирования холодильников.
4. Электроприборы для личного пользования.
5. Схемы регулирования кофемолок.
6. Схемы регулирования пылесосов.
7. Схемы регулирования швейных машин.
8. Схемы регулирования посудомоечных машин.
9. Схемы регулирования электродрели.
Дифференцированный зачет по модулю « Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов ».
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля требует наличия:
Учебного кабинета: «Технология и оборудование производства электротехнических изделий»;
Лаборатории «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочее место преподавателя 1.
2. Рабочие места обучающихся 25-30.
3. Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета.
4. Учебные наглядные пособия и презентации (диски, плакаты, слайды).
5. Модели – макеты, наборы деталей и элементов конструкций.
6. Комплект деталей, инструментов, приспособлений.
7. Комплект бланков технологической документации.
8. Комплект учебно-методической документации.
9. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
Рабочие места обучающихся 15;
Оборудование для проведения практических работ;
Комплект плакатов и стендов по изучаемым темам.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Лепаев приборы бытового назначения.- М.: Легпромбытиздат, 2009
2. Пособие по ремонту электробытовой техники/ и др.- М.: Изд. Форум, 2010
3. Соколова и элекромеханическое оборудование. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009
4. http://electrolibrary/info
5. http://povny.
Дополнительные источники:
1. и др. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования.- М.: Академия, 2009
2. Фишман, наладка испытания бытовых электроприборов.- Л.: Ленпромиздат, 1991
3. , Поступиков бытовых электрических приборов и машин в домашних условиях.- М.: Машиностроение, 1992.
4. Электротехнический справочник/ Под редакцией профессоров МЭИ.- М.: Энергоатомиздат 1988
5. Электротехнический справочник/ под редакцией профессоров МЭИ.- М.: Издательство МЭИ, 1998
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю.
В период образовательного процесса для обучающихся предусматриваются консультации (групповые, индивидуальные, письменные, устные).
Обязательным условием допуска к практическим занятиям является освоение теоретического материала в рамках профессионального модуля «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами , имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию на 1- 2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | ||
Организует и выполняет работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники. |
| |
Осуществляет диагностику и контроль технического состояния бытовой техники. |
| Оценка устного опроса, тестирования. Оценка результата практической работы. |
Прогнозирует отказы, определяет ресурсы, обнаруживает дефекты электробытовой техники. |
| Оценка устного опроса, тестирования. Оценка результата практической работы. Оценка итогового зачета по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к своей бедующей профессии | |
Организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. | Оценка результатов практической работы |
|
Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при выполнение технологического процесса | Оценка результатов практической работы |
Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Эффективный поиск необходимой информации. Использование различных источников, включая электронные; Стремление к самообразованию. | Оценка результатов практической работы |
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Оценка выполнения самостоятельной работы |
Работает в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимодействие и общение с коллегами, руководством и клиентами. | Оценка результатов практической работы |
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. | Решение стандартных и нестандартных задач; Ответственность за выполнения заданий. | Оценка результатов практической работы |
Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознано планирует повышение квалификации. | Определять задачи профессионального и личностного развития; Стремление к самообразованию; Планирование повышения квалификации. | Оценка выполнения самостоятельной работы. |
Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Эффективное решение профессиональных задач | Оценка результатов практической работы |
Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний. | Готовность к исполнению воинской обязанности. | Оценка усвоения основ военного дела. |