Как строят дымовые трубы. Гидроизоляция: последовательность работы
Какие мысли возникают у нас при виде гигантских дымовых труб, выпускающих в синее небо черные облака? Возможно, в первую очередь это будут мысли о сложных взаимоотношениях природы и цивилизации.
Олег Макаров
Однако, пока человечество не научилось избавляться от газообразных отходов предприятий и электростанций, не выбрасывая эти отходы подальше в атмосферу, трубы будут строиться, а возведение этих сооружений останется сложнейшей и интереснейшей инженерной задачей.
Самая высокая дымовая труба в мире была построена в 1987 году в СССР, а находится ныне на территории Казахстана. На высоту 420 м она отводит выбросы Экибастузской ГРЭС-2, вырабатывающей электроэнергию из местного высокозольного угля. Этой трубе немного уступает по высоте канадская Inco Superstack с ее 385 м, возведенная в 1971 году.
В XXI веке ничего подобного уже не строилось — сегодня ставка делается на очистные сооружения, которые серьезно снижают токсичность выбросов. Это, однако, не означает, что трубы утратили свою актуальность — просто появилась возможность строить их ниже, но не так чтобы намного: трубы выше 200 м возводятся и сегодня. Они не столь зрелищны, как небоскребы, но многие инженерные проблемы, которые приходится решать при строительстве сверхвысоких зданий, присутствуют и в работе трубокладов — да-да, именно так называют строителей дымовых труб.
Один из финальных этапов сооружения трубы — ее окраска. Здесь не может быть никаких вольностей: труба — высотный объект и должна быть хорошо заметна для экипажей летательных аппаратов.
Кирпич отступил
Классическим и самым первым материалом для строительства дымовых труб был кирпич. Пока трубы оставались невысокими, все было отлично, но по мере увеличения их высоты выяснилось, что кирпич имеет свои прочностные пределы и недостаточно хорошо работает на сжатие. Впрочем, если подобрать кирпич покрепче и связующие растворы с особыми качествами, то рекорды возможны и в этой области. Еще в 1919 году американской компанией Custodis Chimney в городе Анаконда, штат Монтана, была возведена самая высокая в мире кирпичная труба для отвода газов от множества медеплавильных печей. Труба имеет коническую форму (диаметр 23 м у основания и 18 у вершины) и уходит в небо на 178,3 м. Толщина ее кирпичных стен у основания составляет 180 см.
У этого рекордсмена не было последователей. В грядущие десятилетия самым популярным конструкционным материалом стал железобетон. Железобетонные трубы возводят и поныне, хотя уже существуют альтернативы в виде металла и пластика. Чтобы узнать, что представляют собой современные гигантские дымовые трубы, «ПМ» отправилась в Санкт-Петербург, где расположилась штаб-квартира ЗАО «Корта». Эта компания проектирует и строит высокие дымовые трубы, градирни, а также занимается их ремонтом и обслуживанием в 40 регионах России.
При возведении железобетонной трубы в зимнее время, особенно если речь идет о скользящей опалубке, строительную площадку окружают так называемым тепляком, где плюсовая температура поддерживается с помощью калорифера.
«Видео в интернете, на которых жаждущие адреналина молодые люди прыгают с высоких труб с тарзанок и с парашютами, в нашей профессиональной среде воспринимаются без восторга, — говорит Алина Смирнова, генеральный директор ЗАО «Корта». — Эти сорвиголовы рискуют ради риска, а работа трубоклада сопряжена с риском по необходимости. До сих пор работа на высоте — это тяжелый, по преимуществу ручной труд, где невнимательность и пренебрежение техникой безопасности может стоить жизни». Кубометр бетона, залитый вблизи земли, и кубометр бетона, залитый на высоте 150 м, колоссально отличаются по стоимости — так нам говорят специалисты. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, стоит разобраться, как устроена и как строится современная железобетонная дымовая труба.
Все ближе к небу
Все, конечно, начинается с фундамента, и тут аналогии с небоскребом напрашиваются сами собой. Подобно ядру высотного здания, дымовая труба — это стержень, консольно защемленный в основании. Как под будущей трубой, так и под будущим небоскребом заливается бетонная плита. Плита может опираться на сваи, а может и не опираться, но в последнем случае придется значительно увеличить ее площадь. Поскольку дымовые трубы строятся, как правило, в стесненных условиях промышленных территорий, сваи обычно используют. Над плитой устанавливается так называемый стакан — круглое основание будущей трубы.
На шахтном подъемнике (решетчатой конструкции) установлена подъемная головка, к которой будет прикреплена рабочая площадка с внешней опалубкой.
Сооружение трубы в чем-то сходно с монолитным строительством зданий — она поэтапно растет вверх. Разница лишь в том, что в распоряжении трубокладов не просторные этажи, а пространство, ограниченное диаметром трубы — всего несколько метров. Существует два основных метода сооружения труб — подъемно-переставной опалубки и скользящей опалубки. Первый метод технологически проще, дешевле, но уступает второму в скорости работ и в качестве железобетонного ствола трубы.
Если трубу возводят методом подъемно-переставной опалубки, то на фундаменте (внутри будущей трубы) устанавливают наращиваемую решетчатую конструкцию — «шахтный подъемник». Он используется для подъема наверх строительных материалов (арматуры, бетона), а также служит опорой для электромеханического подъемного механизма — «подъемной головки». К головке подвешивается круглая площадка, с которой свисает внешняя часть опалубки. Внутренняя (переставная) часть опалубки монтируется дополнительно. Опалубка собрана, закреплена, в ней установлена арматура, туда заливают бетонный раствор. После того как бетон застывает и обретает конструктивную прочность, головка поднимает площадку на 2,5 м. Все повторяется снова. Таким образом труба нарастает кольцами, и каждое из этих колец имеет внутренний выступ, так называемую консоль. Зачем она?
О чем плачут трубы?
Дело в том, что помимо внешнего ствола железобетонной трубы есть еще и внутренняя оболочка, так называемая футеровка. Она выполняется, как правило, из огне- и кислотоупорного кирпича. Футеровка (в отечественных конструкциях) тоже состоит из отдельных колец, каждое из которых опирается на свою консоль. В западных трубах футеровка представляет собой обычно цельный отдельный ствол, который устанавливается внутри основного. Между футеровкой и железобетонным стволом делается теплоизолирующая прослойка из минеральной ваты, а то и просто ничем не заполненной пустоты.
Задача футеровки и теплоизоляции — сберечь железобетонный ствол от действия отводимых газов. Во‑первых, газы бывают очень горячими, на стеклопроизводстве, например, их температура достигает порой 400°. Но более того, отводимые газы обладают еще и агрессивными свойствами. В них чаще всего присутствуют соединения серы. «Если труба спроектирована неправильно или изменены условия ее эксплуатации, — объясняет Алина Смирнова, — то может произойти очень неприятная вещь: прямо в стволе трубы на определенной высоте появится зона «точки росы» и газообразные отходы начнут конденсироваться. Надо понимать, что в присутствии водяного пара, который в трубе есть всегда, соединения серы могут дать серную кислоту, и прямо в трубе пойдет кислотный дождь». Агрессивный конденсат, стекающий по футеровке, представляет большую опасность. При сильном перепаде температуры газов внутри трубы и воздуха снаружи происходит миграция влаги: конденсат проникает внутрь железобетонного ствола и разъедает арматуру и камень.
Сооружение финальной части фундамента под дымовую трубу — так называемого стакана. Сначала монтируется арматура, затем создается бетонная форма.
Иногда он выступает на наружной поверхности трубы в виде белесых пятен, а в зимний период превращается в огромные сосульки. Тогда говорят: труба плачет. Чтобы исключить такие явления, футеровку покрывают специальными составами, снижающими ее проницаемость для конденсата. А вот в трубах, отводящих газы при сжигании угля (в России много угольных разрезов и много ТЭЦ при них), защита футеровки возникает естественным образом: образующийся налет прекрасно защищает кирпич.
Недешевое скольжение
В 1960-е годы в Швеции была разработана более прогрессивная технология строительства железобетонных труб — метод скользящей опалубки. В этом случае рабочая площадка с опалубкой двигается от нулевой отметки, поднимаясь на домкратных стержнях, которые остаются в теле бетона. Высота опалубки 1,2 м, но укладка бетона происходит слоями по 20−30 см. Как только слой обретает конструктивную прочность 5 МПа, укладывается следующий. Метод скользящей опалубки позволяет наращивать строящуюся трубу на 3 м и более в сутки, процесс идет практически непрерывно, и нет необходимости разбирать и собирать опалубку.
«Однако это сложная и дорогая технология, — говорит директор по производству ЗАО «Корта» Андрей Кузнецов. — Оборудование для строительства труб методом скользящей опалубки производят только две фирмы в мире, и его эксплуатация настолько сложна, что нам приходится использовать его только под контролем иностранных супервайзеров, представляющих производителя. Строить же конические сооружения этим методом умеют только австрийцы. Кроме дороговизны, в России метод скользящей опалубки имеет еще два недостатка. Во‑первых, его практически нельзя применять при минусовых температурах (из-за постоянной подачи жидкого раствора, который может замерзнуть), а во-вторых, технология предполагает бесперебойный подвоз раствора в течение, скажем, двух месяцев, и далеко не в каждом регионе нашей страны производственные мощности такое позволяют».
Но какой бы сложной ни была технология опалубки, работа на высоте предъявляет людям высокие требования. Если строящаяся труба не оснащена лифтовым оборудованием (а до определенных высот оно не устанавливается), только забраться на высоту 100−150 м — это приличная затрата времени и сил. Работа на высоте нелегка и психологически — страх высоты заложен в человеке с рождения. Как нам рассказали, некоторые трубоклады, успешно работающие на 120-метровых трубах, отказываются наотрез от работы на 200-метровых. Страшно! Наверху на небольшой площадке нет места для тяжелой техники — для заливки раствора в опалубку рабочие используют тачки и много разного ручного инструмента. Куб бетона, залитый на высоте, «золотым» делает еще и необходимость обеспечивать безопасность трубокладов, а это стоит больших денег. «Экономия на безопасности позволяет некоторым компаниям предлагать низкие цены, — говорит Андрей Кузнецов, — но в итоге это может привести к трагическим последствиям, вроде гибели трех рабочих во время ремонта трубы Конаковской ГРЭС в мае этого года. Люди сорвались вниз вместе с люлькой, которая, очевидно, не прошла положенных испытаний».
Железный аргумент
Впрочем, железобетонным трубам с их трудоемкими технологиями есть альтернатива — металлические конструкции. Металлические трубы бывают отдельно стоящими (в этом случае металла нужно много) или закрепленными в несущем портале, имеющем вид решетчатой фермы. Возведение таких труб технологически проще, они более ремонтопригодны, но менее долговечны.
«Выбор в пользу металлической трубы должен основываться на экономических расчетах, — поясняет Андрей Кузнецов. — Если железобетонная труба наращивается, то металлическую надо собирать из кольцевых элементов с помощью кранов. Краны, способные поднять детали трубы на высоту 150 м, — это уникальные машины, аренда которых может обходиться в миллион рублей в день и выше. Чтобы удешевить процесс, мы сейчас экспериментируем с другой технологией. На всю высоту трубы выстраивается решетчатая легкосборная ферма, а затем внутри нее монтируется труба из металлических колец. Она наращивается либо сверху (тогда секции поднимаются вверх с помощью лебедки), либо снизу (тогда построенная часть трубы поднимается на домкратах). В данном случае тяжелые краны не нужны».
Сегодня строительство трубопроводов уже давно стало одним из самых простых и широко используемых способов перемещения по заданному маршруту жидких, сыпучих или газообразных материалов. В зависимости от масштабов таких систем принято классифицировать их на несколько основных видов.
- Магистральные линии необходимы для транспортировки веществ на дальние расстояния. В комплексе с самими трубопроводными системами работают компрессорные, распределительные станции.
- Строительство технологических трубопроводов компаниями выполняется на промышленных предприятиях, где таким образом обеспечивается доставка любых необходимых для производственного процесса материалов непосредственно в установку, а также отвод отработанных веществ.
- Коммунальные сети, используемые для отопления, водоснабжения, канализации.
Для нашей компании прокладка трубопровода – одно из профильных направлений работы, в котором уже наработан достаточно большой опыт. Это позволяет нам реализовывать проекты любой сложности.
Способы прокладки трубопроводов
В зависимости от особенностей местности, состояния рельефа, назначения самой системы используются различные способы прокладки трубопроводных сетей. В каждом отдельном случае при проектировании линии и прокладке трассы специалистами выбирается оптимальный вариант, позволяющий обеспечить должные технические характеристики объекту при минимальных затратах.
Наиболее распространённых технологий несколько.
- Открытый способ прокладки трубопроводов (наземный). Предполагается монтаж труб на опорах, позволяющих устойчиво расположить их выше уровня земли. При проведении работ может быть использован балочный, висячий, арочный или надземный способ. При их правильном выборе в зависимости от внешних факторов и грамотном монтаже открытая прокладка трубопроводов будет выполнена максимально надёжно и экономично.
- Закрытая прокладка трубопроводов используется чаще всего, так как позволяет скрыть проведенные коммуникации под землёй и использовать отведённую под трассу территорию для других целей. Монтаж выполняется в данном случае ниже уровня грунта в траншее. Закрытый способ прокладки трубопроводов предполагает установку труб на дюкеры или опоры.
- При использовании метода «труба в трубе» прокладка трубопровода будет выполнена в защитном кожухе. В его роли будет выступать другая труба большего диаметра (от 200 мм), которая и примет на себя все механические, химические воздействия.
Монтаж трубопроводов из стальных труб
Использование стальных труб – приоритетно во многих отраслях. Это универсальное решение, которое позволяет при сравнительно низкой себестоимости реализовать практически любой проект с максимальной выгодой (даже с учётом того, что цены на монтаж стального трубопровода достаточно высоки).
Преимуществ использования стальных трубопроводных линий достаточно много:
- они легко выдерживают гидравлические удары до 12-15 атм.;
- обладают высокой механической прочностью;
- имеют низкий коэффициент расширения при перепадах температур;
- отличаются хорошей теплопроводностью;
- надёжно работают в течение всего срока службы;
- способны эксплуатироваться в сложных условиях;
- невосприимчивы к воздействиям внешней среды.
Расценки на выполнение монтажных работ формируются исходя из особенностей прокладываемой трассы, её протяжённости, условий работы. Конечная стоимость определяется также и способом выполнения соединений (сварка, фланцы, резьбовые фитинги) и прокладки труб. Именно поэтому, если планируется прокладка стальных трубопроводов, цена в большинстве случаев определяется индивидуально.
Цены на прокладку трубопроводов
При реализации любого проекта стоимость работ по монтажу трубопроводов становится одним из определяющих факторов. Расценки могут варьироваться в достаточно широком диапазоне в зависимости от технических параметров системы, условий ведения работ, их объёма и уровня сложности.
На прокладку трубопроводов водоснабжения цена всегда зависит от нескольких параметров:
- используемых материалов;
- технологии выполнения соединений;
- сложности схемы подачи воды;
- объёма выполняемых работ;
- срочности заказа.
Кроме того, стоимость монтажа теплоизоляции трубопроводов при необходимости также может быть включена в общую сумму. Несмотря на увеличение начальных вложений, впоследствии это позволяет сделать систему существенно экономичней. При монтаже теплоизоляции трубопроводов цена за работу вырастет несущественно, а качество её выполнения позволит полностью решить проблемы потери тепла и повышения энергоэффективности.
Минимальная стоимость работ по прокладке трубопроводов указана в прайс-листе.
Диаметр | Оцинкованная труба | Неоцинкованная труба |
15 мм | 120 рублей | 100 рублей |
20 мм | 230 рублей | 190 рублей |
25 мм | 240 рублей | 220 рублей |
32 мм | 250 рублей | 230 рублей |
40 мм | 270 рублей | 270 рублей |
57 мм | 340 рублей | 330 рублей |
76 мм | 360 рублей | 350 рублей |
89 мм | 430 рублей | 420 рублей |
108 мм | 480 рублей | 460 рублей |
133 мм | 560 рублей | 530 рублей |
159 мм | 710 рублей | 680 рублей |
219 мм | 970 рублей | 890 рублей |
Наша компания предлагает оптимальные расценки на монтаж трубопроводов по диаметрам, в прайсе, размещённом на нашем сайте, вы сможете ознакомиться с ним более подробно. Обращайтесь, наши специалисты предоставят вам детальную консультацию по всем возникшим вопросам.
Трубы – главные транспортеры всевозможных коммуникаций в помещения. Различают: медные, чугунные, латунные, стальные и полимерные. Каждый вид труб имеет свои характеристики и применение. Которые мы и рассмотрим ниже.
Медные трубы наиболее распространены в коммуникациях, т.к. даже хлор, которым очищают воду наслаиваясь на внутреннюю поверхность труб продлевает срок эксплуатации коммуникаций. Они долговечны, стойки к резким перепадам температур и влиянию высокой и низкой температуры, инертны по отношению к воде, не выделяют вредных веществ, а спайка и сварка труб достаточно прочная. Легки в монтаже, однако, дорогостоящи.
Чугунные трубы
Чугунные трубы тяжелые, что затрудняет монтаж, но они очень прочные. Существуют: безнапорные, фланцевые напорные, фановые, безнапорные сливные, содовые напорные, раструбные напорные. Они, как и медные, выдерживают перепады температур, стойки к влиянию воды и ее компонентов и прочему, но их порог стойкости более высок.
Латунные трубы изготавливаются из сплава меди и цинка, поэтому обладают свойствами обоих металлов, дополняя друг друга. Некоторые дополнения другими металлами повышают те или иные свойства, например, стойкость к коррозии при добавлении олова.
Латунь подвергается хромированию, что придает эстетичный вид, такие трубы и детали коммуникационных конструкций располагают там, где невозможно их скрыть.
Стальные трубы
Стальные трубы – основной материал, который использовался раньше, но такие недостатки, как невозможность монтажа без использования сварки, подверженность коррозии, нарастание известкового налета, что значительно уменьшает пропускную возможность и большой вес заставляют отказаться от выбора такого вида труб. Существуют оцинкованные и трубы с гальваническим покрытием, крепящиеся на резьбу, которые убирают недостатки, однако, не уменьшают вес.
Стальные трубы
Полимерные трубы
Полимерные трубы, в зависимости от состава и дополнений, предназначены для различного вида коммуникаций: полиэтиленовые (водо – и газопроводы под землей), полихлорвиниловый (водопровод, выдерживают до 45°С), армированные (питьевая вода и отопление), усиленно хлорированные (водопровод, выдерживают до 90°С).
Полимерные трубы
Бывшие в употреблении трубы подходят для ряда задач жилого, инженерного и промышленного строительства. По прочности и герметичности они не уступают новым, но при этом гораздо дешевле. Степень износа зависит от сферы первоначального применения - какое сырье шло по трубопроводу до демонтажа. Это является одним из критериев, на который следует обращать внимание, если вы хотите купить трубу бу.
Какие цели в строительстве решают трубы б/у?
1. Установка нового фундамента или восстановление старого.
Из труб бу делают сваи для свайных фундаментов и сооружения на арматурном каркасе. Свайный фундамент нужен, если на застраиваемом участке подвижные почвы, высокий уровень подземных вод или если затруднено возведение монолита. Старый же фундамент станет более прочным и устойчивым благодаря «трубному» укреплению.
Видов свай много. Трубный материал часто применяют для изготовления винтовых свай, которые лежат в основе легких конструкций - ограждений, заборов, небольших хозяйственных построек.
Для возведения мостов (речных, морских) используют буронабивные, буроинъекционные сваи.
А для создания арматурного каркаса бу-трубы нарезают кольцами и укрепляют ими металлические прутья. Такой каркас обеспечивает прочность свай и равномерное распределение нагрузки.
2. Разработка котлованов.
Чтобы вырытый котлован не осыпался и в него не попали подземные воды, проводят укрепление грунта. Трубы б/у выступают здесь в двух качествах:
- ограждение по периметру. Их забивают в почву и формируют опорную стену, которая не дает котловану «сползти» и обрушиться. Такое ограждение называют шпунтовым;
- распорка. Она нужна, чтобы земля не выдавила шпунт, может идти в несколько ярусов. Распорные системы применяют для глубоких и сложных котлованов. Конструкция состоит из распорок и обвязочных поясов. Последние сделаны из швеллера либо двутавровой балки.
3. Укрепление береговых линий рек, морей.
Один из материалов берегоукрепления - это металлический трубошпунт. Он легкий по весу, быстро устанавливается и не требует предварительной выемки земли. Такой способ берегоукрепления дешев, на установку не влияет состав почвы, и при необходимости ограждение быстро демонтируется.
4. Возведение гидрологических сооружений.
В качестве шпунтового ограждения трубный материал бу используют в строительстве причалов, доков и портов. Гидрологические конструкции встречаются на гидроэлектростанциях, плотинах, насосных станциях, судоходных шлюзах и др.
Трубошпунт очень прочен и абсолютно герметичен, что важно при работе с водой. Он представляет собой защитную стену с приваренными к ним замками.
5. Отвод технической воды и ливневая канализация.
Часто необходимым условиям строительных работ является понижение уровня грунтовых вод. Это своего рода гарантия того, что объект не будет портиться от воды, не будет затоплен. Искусственное водоотведение требуется котлованам, автодорогам, другим подземным и наземным постройкам.
Трубы бу обеспечивают свободный водоток промышленных жидкостей и дождевых вод.
6. Понтоны и иные плавучие конструкции.
Понтон - это «плот» из трубного материала. Для этой цели подходят бу трубы, которые сваривают между собой. Среди плюсов таких построек - прочность, удобство транспортировки, устойчивость за счет веса и диаметра трубного материала. При необходимости возможен ремонт.
Основные виды понтонов:
- для технических нужд;
- причальные пирсы;
- лодочные станции;
- плавучие беседки;
- для домов отдыха и туристических баз;
- плавучие объекты (кафе и рестораны, дома, дачи, бани, т. д.).
7. Фундамент осветительных опор.
Трубы бывшего употребления применяют в качестве закладной части фундамента для осветительных конструкций. Чаще их используют в небольших несущих сооружениях, однако встречается применение и в линиях электропередачи (ЛЭП).
Для установки опор нужно заранее продумать фундамент. Тип и габариты, несущую способность трубных опор подбирают по проведенным расчетам индивидуально в каждом конкретном случае. В частности, учитывают регион эксплуатации.
8. Футляры для кабеля, труб, иных инженерных коммуникаций.
Футляр выполняет роль защитной оболочки. В этом смысле подходят б/у трубы диаметра 219 мм и выше. Труба-футляр предохраняет от давления и вибраций, от воды и других агрессивных сред.
Типичная технология, которую применяют для прокладывания трубы-футляра, называется «прокол». Для начала подготавливают 2 котлована - исходящий и приемный. Затем б/у трубу нарезают частями по 2,5-3 м в длину. Получившиеся «катушки» одну за другой продавливают через грунт в приемный котлован (когда первая часть полностью погрузится в почву, к ее окончанию приваривают следующую и т. д., пока не протянут трубу полностью).
Грунт из футляра убирают механическим способом, а затем вставляют в него коммуникации, др. Пространство между внешней и внутренней трубами заливают бетоном.
9. Электрохимзащита подземных трубопроводов.
Пролегающие в земле металлические трубопроводы подвержены коррозии. Чтобы их защитить и продлить срок службы, применяют б/у трубы. Механизм электрохимзащиты основан на двух принципах:
- футляра;
- электрохимической реакции катода и анода.
Чтобы защитить трубопровод от ржавчины, нужно сгенерировать катодную реакцию и исключить анодную. Защищаемый объект - это катод, на нем создают отрицательный потенциал. А из трубы-футляра делают анод. Для замыкания цепи положительный полюс соединяют с отрицательным. Анод выполняет функцию заземления, и процесс коррозии подавляется.
10. Конструирование шнековых транспортеров.
Шнековый транспортер на строительном объекте призван бесперебойно подавать мелкодисперсные смеси. Механизм устройства прост: в корпусе-трубе движется сплошной винт с широкими лопастями, которые и перемещают содержимое.
Лучше всего для корпуса шнека подходит бесшовная труба. На втором месте - труба с одним прямым швом или спиралевидной сварки. Для конструкции шнековых транспортеров используют трубы бу из-под газа, пара, восстановленные или лежалые. Все они имеют чистую ровную поверхность.
11. Создание пульпопроводов.
Пульпопровод - это своеобразный аналог водоотвода. Только вместо воды он отводит пульпы - смеси грунта, горной породы и воды. Пульпа образуется в ситуациях, когда строительные и горные работы ведут с применением воды или в водной среде. Протяженность пульпопровода может достигать нескольких километров. Отсюда становится понятно, что трубы бу - подходящий и дешевый способ решения данной задачи.
12. Дачное строительство.
Трубы б/у решают задачи частных дачных построек. Они просто соединяются между собой и легко комбинируются с металлами листового проката. Широкое применение бывшие в употреблении трубы получили в сооружении заборов, каркасов колодцев и скважин, дымоходов и вентиляционных каналов. Их успешно используют для арок, ворот, калиток и дверей, в качестве каркасов для гаражей и сараев.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Методы строительства МТ. Раскрыть один из методов
Основанием для строительства магистрального трубопровода должно служить наличие следующих документов:
утвержденного проекта (рабочего проекта) и сводного сметного расчета стоимости строительства или выписок из них, когда строительство осуществляется несколькими генподрядными организациями;
рабочих чертежей и утвержденных смет по рабочим чертежам (объектных и локальных);
разрешения соответствующих ведомств и эксплуатационных служб на право выполнения строительно-монтажных работ;
утвержденного проекта производства работ;
2. Состав общестроительных работ по сооружению НС и КС.
Разбивочные
Земляные
Монтаж по сооружению зданий
2. Гидравлический и пневматический способ испытания
Гидравлическое испытание выполняют главным образом водой. В качестве ее источников используют естественные или искусственные водоемы (реки, озера, водохранилища, каналы и т.п.). Трубопровод заполняется водой с помощью наполнительных агрегатов через узлы подключения. Поскольку присутствие воздуха в полости трубопровода может исказить результаты испытаний, то для его удаления в повышенные точки профиля врезаются воздуховыпускные краны.
При испытаниях на прочность в трубопроводе необходимо создать давление, на 10...25 % превышающее то, с которым будет вестись перекачка. Сначала давление в испытуемом участке повышают наполнительными агрегатами. Когда же их технические возможности будут исчерпаны, наполнительные агрегаты отключают и включают опрессовочные агрегаты. После достижения расчетного давления их отключают, закрывают задвижки и выдерживают трубопровод под испытательным давлением 24 ч.
Если в процессе подъема или выдержки давления случаются разрывы, то трубы разрушенного участка заменяют новыми, а испытание повторяют.
При испытании на герметичность измеряют снижение рабочего давления в течение определенного промежутка времени. Если оно незначительно, то делают вывод о герметичности испытуемого участка трубопровода. трубопровод магистральный строительство подземный
Заканчиваются гидравлические испытания вытеснением воды из полости трубопровода. На магистральных газопроводах для этого пропускают не менее двух поршней-разделителей со скоростью 3...10 км/ч под давлением сжатого воздуха или газа. Воду из нефте- и неф-тепродуктопроводов после их испытания удаляют одним поршнем-разделителем, перемещаемым под давлением транспортируемого продукта.
Пневматическое испытание трубопроводов выполняют сжатым воздухом или природным газом. Их источники и средства закачки те же, что и при продувке. Повышение давления в трубопроводе производится в несколько ступеней с обязательным осмотром трассы при достижении давления, равного 30 % от испытательного. Затем давление поднимают до испытательного (1,1 Рраб) и, перекрыв запорную арматуру, выдерживают трубопровод в течение 12 ч. Допустимое снижение давления - не более 1 %. Затем давление снижается до рабочего и выдерживают его еще не менее 12 ч. В случае утечек воздуха или разрыва труб подача воздуха немедленно прекращается, давление снижается до атмосферного и выполняются работы по устранению дефектов, после чего испытание возобновляется. По окончании испытания оборудование демонтируют и перебазируют на новый участок.
Достоинством пневматического метода испытаний является отказ от использования значительных количеств воды. Кроме того, нет необходимости вытеснять ее по окончании испытаний. Поэтому он широко используется при испытаниях на прочность и герметичность магистральных газопроводов. Однако обнаружение негерметичности трубопроводов с помощью этого метода связано с определенными трудностями. Так, при компримировании воздух нагревается. При его последующем охлаждении в трубопроводе уменьшается давление, что ошибочно можно идентифицировать как утечку. С другой стороны, воздух является сжимаемой средой. Поэтому даже при наличии мелкой утечки темп снижения давления в трубопроводе невелик.
Гидравлический метод позволяет зафиксировать даже незначительные негерметичности: вода является практически несжимаемой средой и сравнительно небольшая ее утечка приводит к заметному снижению давления в трубопроводе. Чтобы уменьшить количество используемой воды ее последовательно перемещают из одного испытуемого участка в другой. Однако если опрессовочную воду не удалось вытеснить полностью, то это приводит к внутренней коррозии трубопроводов. Кроме того, не всегда по трассе имеются достаточные для проведения испытаний объемы воды.
Чтобы надежно установить отсутствие утечек в трубопроводах в условиях ограниченных ресурсов воды прибегают к комбинированному методу испытаний, когда давление в трубопроводе создается двумя средами - воздухом и водой или природным газом и водой. В этом случае сначала полость трубопровода заполняют сжатым воздухом или газом, а затем поднимают давление до испытательного, закачивая воду опрессовочными агрегатами.
3. Сооружение блочно-комплектных НС и КС. Сущность данного метода. Основные элементы при комплектно-блочном строительстве
Для обеспечения высоких темпов сооружения НС и КС в этих условиях применяют комплектно-блочный метод строительства. Сущность данного метода заключается в том, что объекты возводятся из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств (БКУ), укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуникаций.
При комплектно-блочном строительстве различают следующие элементы: блок, бокс, блок-бокс, суперблок и блочно-комплектное устройство.
Блоком называют совокупность оборудования и строительных конструкций, смонтированных на общем основании (блок газотурбинной установки, блок насосного агрегата, блок трансформатора и т.д.). Блок обязательно вписывается в габариты погрузки (рис. 20.9) - предельные размеры грузов, перевозимых по железной дороге на платформе или в полувагоне.
Бокс - транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки.
Блок-бокс - это бокс, начиненный технологическим оборудованием и инженерными системами, внутри которого создают микроклимат, необходимый для длительной работы обслуживающего персонала и надежной работы установленного оборудования.
Блок-контейнер отличается от блок-бокса тем, что доступ персонала к установленному оборудованию осуществляется извне.
Суперблок - это блок (или совокупность блоков), размеры которого превышают габариты погрузки.
Блочно-комплектное устройство - это объект, собираемый на специализированном предприятии или месте монтажа из комплекта блоков, боксов, блок-контейнеров, блок-боксов, суперблоков и заготовок межблочных коммуникаций.
Схема организации комплектно-блочного строительства НС и КС приведена на рис. 20.10
До начала монтажа блочных устройств сооружают фундамен-ты под них. При отсутствии в блок-боксах технологического оборудования (операторских, помещениях для отдыха и др.) специальных фундаментов не возводят, а опорную раму бокса устанавливают на уплотненный слой песчано-гравийной смеси толщиной 10... 15 см. В других случаях выбор типа фундамента зависит от характера работы технологического оборудования, наличия или отсутствия динамических нагрузок.
4. Бестраншейный способ сооружения подземных переходов трубопроводов
Бестраншейным способ называют потому, что при прокладке как кожуха, так и трубопровода не устраивают открытой траншеи. Технологическая схема выполнения работ по бестраншейной прокладке переходов включает следующие основные операции:
Подготовительные работы;
Прокладку кожуха под полотном дороги;
Прокладку трубопровода внутри кожуха;
Устройство уплотнений, вытяжной свечи или колодца, отводной канавы.
Основной объём подготовительных земляных работ составляет устройство рабочего и приемного котлованов. Котлованы отрывают на глубину, несколько ниже той, на которой должен укладываться кожух. Рабочий котлован имеет размеры, позволяющие установить в нём все необходимые машины и механизмы и выполнять работы, связанные с укладкой кожуха. Размеры приемного котлована должны быть такими, чтобы в нём можно было выполнить необходимые монтажные работы по присоединению дополнительных труб перехода или по устройству герметизирующего соединения кожуха с трубой.
Прокладка кожуха под дорогой может быть выполнена различными методами: прокалыванием, продавливанием, горизонтальным бурением и виброударным способом. В исключительных случаях могут применяться методы, используемые в шахтном строительстве, связанные с применением специальной горнопроходческой техники и технологии.
После укладки кожуха в него протаскивают заранее подготовленный рабочий трубопровод. После протаскивания устанавливают сальники, вытяжные свечи, оборудуют приёмные колодцы, отводящие канавы, полностью восстанавливают начальное состояние придорожных сооружений, а также ландшафт местности. На последнее должно обращаться особое внимание, так как не восстановленный рельеф начинает интенсивно деформироваться под влиянием дождей, ветра и др. климатических факторов
5. Учет нефти. Требования к узлам учета нефти
Принцип действия УУН основан на прямом методе динамических измерений массы «брутто» нефти с помощью автоматических поточных преобразователей массового расхо да (далее массомеров), работающих по принципу измерения Кориолисовой силы, возни кающей при движении нефти по участку трубопровода с заданным радиусом кривизны, в котором возбуждены поперечные колебания. Массу нефти определяют на основе извест ной зависимости Кариолисовой силы от скорости потока нефти и частоты поперечных колебаний измерительного участка трубопровода. Массу «нетто» нефти определяют как разность массы «брутто» нефти и массы балласта. Массу балласта определяют по резуль татам измерений массовой доли воды, массовой концентрации солей и массовой доли ме ханических примесей в нефти, полученных, в том числе и в лаборатории по объединенной пробе, отобранной автоматически или вручную.
Конструктивно УУН состоит из следующих частей:
Блок измерительных линий (БИЛ), состоящий из пяти массомеров, измерительных преобразователей давления и температуры, встроенных в трубопровод, предназна ченный для измерений массового расхода нефти, ее температуры и давления и пе редачи данных на измерительно-вычислительный комплекс «ИМЦ-03»;
блок контроля качества нефти (БКН), состоящий из пробозаборного устройства, непрерывно отбирающего точечные пробы нефти из трубопровода для последую щих лабораторных анализов параметров качества нефти и последующего ручного ввода полученных данных в ИВК «ИМЦ-03», измерительных преобразователей плотности, температуры и давления;
6. Прокладка кожуха под дорогой методом продавливания
Способ прокалывания заключается в следующем. Лобовую часть кожуха оснащают специальным заостренным наконечником, диаметр которого на 30-40 мм больше наружного диаметра кожуха. С помощью специальных домкратов, установленных в рабочем котловане и упирающихся в заднюю стенку котлована, вдавливают наконечник в грунт. По мере внедрения кожуха в грунт его наращивают дополнительными заранее приготовленными секциями. При таком способе прокладки кожуха требуется очень большое усилие продавливания, так как при внедрении его в грунт происходит уплотнение грунта наконечником, т. е. приходится преодолевать лобовое сопротивление грунта и силу трения наружной поверхности кожуха о грунт.
При укладке способом прокалывания следует иметь в виду, что минимальная глубина заложения трубы должна быть 3 м, так как при меньшей глубине поверхность грунта над трубой вспучивается, что совершенно недопустимо при пересечении железных дорог.
Способ продавливания позволяет избежать этого недостатка. Суть продавливания заключается в том, что кожух вдавливается в грунт открытым концом, а поступающий внутрь кожуха грунт удаляется.
7. Укажите основные элементы и узлы КС
Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений:
Подводящие трубопроводы;
Головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС);
Конечный пункт;
Линейные сооружения.
Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.
Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод.
Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти.
Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.
К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся: 1) собственно трубопровод (или линейная часть); 2) линейные задвижки; 3) средства защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки); 4) переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т.п.); 5) линии связи; 6) линии электропередачи; 7) дома обходчиков; 8) вертолетные площадки; 9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.
8. Способы производства капитального ремонта газонефтепроводов
* все виды работ, применяемых при текущем ремонте;
* замена изоляции газопроводов, восстановление стенки трубы с заменой изоляции, наложение заплат, вырезка и врезка новой катушки, замена отдельных участков труб.
* ремонт кладки колодцев с разборкой и заменой перекрытия, ремонт гидроизоляции и оштукатуривание колодцев, смена лестницу и ходовых скоб, наращивание высоты колодцев;
* вынос отдельных участков газопроводов на фасады зданий;
* разборка задвижек и смена износившихся деталей, шабровка, расточка или замена уплотнительных колец, смазывание;
* замена износившихся задвижек;
* демонтаж или замена конденсатосборников и гидрозатворов, ремонт и замена коверов;
* замена опор надземных газопроводов;
* прокладка отдельных участков газопроводов
9. Работы, выполняемые в ходе подготовительного этапа сооружения НС и КС
1. Устройство строительной площадки, подъездных путей
2. Сооружение временных помещений для проживание и бытового обслуживания рабочих, а так же ля размещения прибывающих оборудования и материалов
3. Доставку на строительную площадку топливо
10. Классификация и методы сокращения потерь нефти при трубопроводном транспорте
Технологические потери нефти (нефтепродуктов) при транспортировке трубопроводом и перевалке могут возникать при:
Сборе и утилизации утечек через сальниковые и торцевые уплотнения валов центробежных насосов;
Закачке и откачке из резервуаров перекачивающих станций, перевалочных нефтебаз и наливных пунктов магистральных трубопроводов
Аварии, протечки, разрыт ТП
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Этапы строительства трубопровода. Приемка трассы, ее геодезическая разбивка. Расчистка полосы строительства. Земляные и сварочно-монтажные работы. Расчет трубопровода на прочность. Прокладка участков переходов трубопроводов через автомобильные дороги.
курсовая работа , добавлен 28.05.2015
Изучение этапов организации работ по строительству магистрального трубопровода: технология рытья траншеи, материальное обеспечение, природоохранные мероприятия. Расчет прочности трубопровода, машинная очистка, изоляция и укладка трубопровода в траншею.
курсовая работа , добавлен 02.07.2011
Структура организации строительного производства. Определение числа изоляционно-укладочных колонн и числа линейных объектных строительных потоков, необходимых для осуществления строительства магистрального трубопровода. Расчет такелажной оснастки.
курсовая работа , добавлен 15.05.2014
Выбор методов производства земляных работ. Проектирование прокладки самотечного канализационного трубопровода в городе Гродно протяженностью 2,31 километра. Разработка мероприятий по защите траншей от подземных вод. Гидравлические испытания трубопроводов.
курсовая работа , добавлен 08.10.2012
Назначение и принцип действия трубоукладчиков, требования к ним при сооружении линейной части магистрального трубопровода. Характеристики и индексы, устройство трубоукладчиков, отечественные заводы по их выпуску. Переоборудование техники в трубоукладчики.
реферат , добавлен 24.05.2015
Анализ природно-климатических условий строительства. Основные характеристики труб для прокладки подземных инженерных сетей. Проект организации строительства и производства работ, технологическая схема. Охрана труда и техника безопасности на участке.
курсовая работа , добавлен 04.11.2012
Характеристика района строительства. Климатическая характеристика, гидрологические условия. Механический расчёт трубопровода. Определение толщины стенки трубопровода. Расчет длины скважины трубопровода. Расчёт тягового усилия протаскивания трубопровода.
курсовая работа , добавлен 12.11.2010
Объем работ при строительстве магистральных трубопроводов. Расчистка и планировка трасс. Разработка траншеи, сварка труб в нитку. Очистка и изоляция труб, их укладка в траншею. Испытание трубопровода на прочность и герметичность, его электрозащита.
курсовая работа , добавлен 03.03.2015
Характеристика подводного перехода, строительный расчет устойчивости трубопровода, проверочный расчет пригрузов. Особенности сооружения подводных переходов, технология и оборудование для внутритрубной инспекции. Оценка динамики русловых процессов.
курсовая работа , добавлен 18.12.2011
Прокладка напорного полиэтиленового водопроводного трубопровода. Сложность изготовления и монтажа технологических трубопроводов. Методы производства земляных работ. Уплотнение грунта при обсыпке трубы. Калькуляция затрат труда и машинного времени.