Дом-легенда: Малый Трианон. Малый трианон Архитектурный стиль времен марии антуанетты
Оригинал взят у platpaul в ФРАНЦИЯ. Версаль. Малый Трианон. Часть вторая.
1. Свой рассказ о Версале, я пожалуй построю не в хронологическом порядке, а наоборот, начну с самого малого - а в в Версале это конечно Малый Трианон небольшой дворец Марии Антуанетты.
2. Дворец находится на почтительном расстоянии, но когда вы располагаете временем то прогуливаясь по гигантскому парку Версаля, можно отклониться в сторону и посмотреть место уединения французской королевы. Ведь из его окон не видно ни Версаля, ни тем более Парижа.
3. Но начну по порядку, этот дворец спроектировал Ange-Jacques Gabriel по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 гг.
Маркиза де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Кстати, ее вензель можно часто встретить во дворце, она первая французская королева, которая себе это позволила.
4. И именно с королевой Марией Антуанеттой связан расцвет Малого Трианона, королева приезжала сюда, чтобы на время позабыть шумный Версаль - только представьте себе, что вход в Версаль был практически свободный - все кто имел благородную одежду и шляпу мог войти на его территорию, время трапезы короля и королевы были публичными и все дозволялось за этим смотреть - публичность на 200 процентов!!!
Дворец Малый Трианон со стороны парка.
5. В Малом Трианоне было все по другому: здесь все подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.
Даже передвижение прислуги по дворцу было минимизировано - планировалось построить механическое устройство, которое бы перемещало из подвала уже сервированный стол с едой в столовую, но это так и не воплотилось в жизнь.
6. Что ж, войдем во внутрь дворца.
7. После событий французской революции (Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя — 16 октября — на эшафоте погибла Мария-Антуанетта), дворцовые интерьеры были распроданы-разграблены и он постепенно приходил в упадок но в начале нашего столетия около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, какими их видела Мария Антуанетта.
8. Этот дворец как маленькая шкатулка - полная противоположность бесконечному Версалю, это пример перехода от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.
9.
10.
11. Живописные полотна и скульптура во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV и посвящены конечно же королеве.
12.
13.
14.
В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, – необыкновенное архитектурное сооружение. Весной 1670 года архитектор Л. Лево получил от Людовика XIV повеление начать строительство китайского «Домика удовольствий». Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил своей фаворитке маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и «пагоду», архитектура которой с китайским стилем имела мало что общего.
Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.
В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.
Фарфоровый «Китайский домик» поистине был сооружением затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы.
Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе «Мария-Антуанетта» австрийский писатель Стефан Цвейг.
Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как «Утренний дар» маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.
Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, – нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим. Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.
Трианон – это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.
В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов. В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.
Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников. Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении…
Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей. Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год: Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.
Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины.
В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаше королева в «своей молочной» любила угощать гостей молоком от своих коров.
Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.
Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: «Пардон, месье, я нечаянно».
О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, «спектакль из прошлого». О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.
В центре «визита в прошлое» 10 августа 1901 года оказались две англичанки – мисс Моберли и мисс Джордан. Они долго не решались рассказать о случившемся с ними происшествии и только через десять лет, в 1911 году, опубликовали следующие факты.
Мисс Моберли и мисс Джордан каким-то непонятным образом очутились на празднике, где люди в придворных одеждах XVIII века прогуливались группами и беседовали друг с другом. Ветер доносил издали мелодию менуэта, а на холсте, установленном на мольберте, молодая женщина что-то рисовала.
К ее рисунку присматривались две дамы. Младшая из них, светловолосая красавица в серебристом платье и пастушеской шляпе, держала на руках маленькую собачку в ошейнике с колокольчиками. На пришельцев из будущего эти люди не обращали никакого внимания.
Чтобы установить дату события, французские ученые тщательно проанализировали рассказ англичанок и установили, что «праздник» мог произойти между 1770 и 1774 годами.
«Визит в прошлое» сопровождался у юных леди чувством потерянности, подавленности, как будто их окутала «тяжелая угнетающая дремота». Однако психически девушки были абсолютно здоровы и дружно утверждали, что они физически присутствовали в Версальском парке того времени. Более того, они дважды обращались с вопросами, как пройти к Малому Трианону, и получали вежливые ответы…
Дворец Малый Трианон в Версале, как и относящиеся к нему павильоны и постройки, имеет не так мало шансов выпасть из сферы вашего внимания. Тот, кто собирается и посещает в пригороде Парижа, — а эта достопримечательность Франции регулярно входит в Топ-3 самых популярных среди иностранных туристов, — обычно лимитирован во времени и смотрит только «самое-самое». Не подозревая, что настоящие сокровища вкуса лежат вовне Мраморной галереи и парадных залов резиденции «Короля-Солнца».
Как скажет практически любой квалифицированный гид и даже просто специалист по дореволюционной истории Франции, малая королевская (от слова королева, а не король) резиденция в уединенном уголке Версальского парка — целый маленький мир, срез исторической, архитектурной, стилевой эпохи.
Малый Трианон: история и владельцы
Ибо дворец вместе с прилегающими землями некогда подарен самой известной королеве в истории страны, погибшей впоследствии на эшафоте Марии-Антуанетт. И превращен ею в крошечную планету вне мира.
Символ эпохи рококо, изящная бонбоньерка вкуса и стиля вне времени и трендов, дворец стал убежищем австрийской принцессы, так и не прижившейся по-настоящему при французском дворе.
Здесь Мария-Антуанетта предпочитала проводить время, здесь обедала и беседовала с друзьями. Возможно, принимала любовника (ов). Словом, жила именно здесь, а не в гигантском здании, главной монаршей резиденции.
Дворец Малый Трианон и местность его окружающая были превращены (за очень немалые деньги) в крошечную идеальную страну, где все было не так, как в реальном мире. Страну, которую не касались бури предреволюционного времени и куда не было доступа этикету королевского двора.
Страну, жившую по своим законам, и не признававшую никакого другого мира, кроме своего собственного! Здесь правила исключительно сама Мария-Антуанетта и никто, даже король Франции Людовик XVI не мог вступить на землю этого государства в государстве без приглашения.
Любопытно, что сам дворец Малый Трианон был построен Жак-Анжем Габриэлем в 1762-1768 году для любовницы короля Людовика XV, маркизы де Помпадур. Этот же архитектор проектировал Королевскую площадь, ныне известную как площадь Согласия, перестраивал интерьеры Версальского дворца, создавал местную Оперу.
- Де Помпадур так и не увидела здание завершенным. После в него сразу вселилась новая фаворитка, графиня Дюбарри. Последней хозяйкой стала уже королева следующего царствования…
В парке
Мария-Антуанетта за те 15 лет, что резиденция находилась в ее собственности, повелела разбить парк в только входящем тогда в моду английском стиле. Были построены садовые павильоны и даже отдельный театр Королевы, в миниатюре воспроизводивший версальскую Оперу.
Впоследствии, уже совсем незадолго до революции (1783-1785), в парке возникла целая идиллическая деревня, Hameau de la Reine, с Домом королевы, коттеджами, собственными: фермой, мельницей, голубятней и сыроварней, огородами, цветниками и всем остальным…
«Деревня» королевы
Внутреннее убранство домиков, впрочем, было роскошным — еще бы, сама королева любила прогуливаться здесь ежедневно, таким образом окунаясь в жизнь «простого» народа. Немногочисленные приближенные и приглашенные могли отведать продуктов собственного производства: например напиться молока из кувшина севрского фарфора, поданного самой Марией-Антуанеттой.
Что касается дворца Малый Трианон, то он был полностью перестроен внутри (снаружи зданию оставили его классицистический облик) в едином стиле. Каждая деталь интерьера, начиная от дверных ручек и кончая изящной мебелью и портьерами была тщательно продумана. Поговаривают, что значительную часть внутреннего убранства создавали чуть ли не по эскизам самой королевы.
Время работы и цены на билеты
- Время работы: 12-17.30 зимой и 12-18.30- в летний сезон. Понедельник — выходной день в Версале
Цены на билеты: € 10 стоит посещения Большого и Малого Трианона, и всех владений Марии-Антуанетты, включая сады
В € 20 обойдется единый «паспорт» на посещение вообще всего Версальского комплекса на день и в 25 € — на 2 дня. Лица до 18 лет впускаются бесплатно вне зависимости от гражданства. Ничего не платят и обладатели Paris-Pass ().
В каждое первое воскресенье месяца с ноября по март — вход бесплатный для всех!
Мельница Малого Трианона
Многие туристы посещают Большой Трианон, потому что его посещение входит в стоимость билета в Версаль и парки.
Большой Трианон унаследовал свое название от одноименной деревни, прежде стоявшей на этом месте. Деревня на самом деле была достаточно древней, первое письменное упоминание о ней встречалось в документе от 1163 году. Но с тех пор как по соседству с деревней начали строить самую грандиозную королевскую резиденцию Европы, участь деревни была предрешена.
Так получилось, что судьба Трианона неразрывно связана с мадам де Ментенон и мадам де Монтеспан, двумя самыми влиятельными женщинами французского двора. Каждая из них в свое время оказывала большое влияние на короля и его политику.
Поскольку брак короля заключался только лишь исходя из политических соображений, при дворе был учрежден титул официальной фаворитки, которую король избирал исходя из личных симпатий, несмотря на все эти казалось бы свободные нравы, двор Людовика XIV был очень набожным, король со свитой каждый день посещали мессу и не уставали замаливать свои прегрешения.
1. Мадам де Монтеспан, 2. Мадам де Ментенон
Фарфоровый дворец для маркизы де Монтеспан
Людовик XIV выкупил земли деревни Трианон и разбил на этом месте парк. Затем в 1670 году был построен первый маленький дворец в китайском стиле, его еще называли фарфоровый дворец, поскольку он был облицован плиткой.
Дворец предназначался для фаворитки короля мадам де Монтеспан. Фаворитка короля фактически царствовала при дворе. Её гнева боялись члены семьи Людовика XIV и самые высокопоставленные лица в королевстве. Король выполнял все ее капризы и тратил на нее баснословные суммы. У этой женщины был собственный двор и корабли в морях Леванта. Их связь увенчалась рождением семерых детей, и длилась около 10 лет. Позднее Людовик XIV официально признал троих детей мадам де Монтеспан, доживших до взрослой жизни, детская смертность в те времена была очень высокой и не щадила даже королевских отпрысков.
Но ничто не вечно, а любовь монарха и подавно непостоянны, и маркиза де Монтеспан утеряла расположение короля, но проживала в своих роскошных помещениях в главном еще 16 лет.
Мраморный дворец для мадам де Ментенон
Фарфоровый же дворец снесли, чтобы он не напоминал королю о закончившихся отношениях и на его месте воздвигли новый дворец из мрамора для новой фаворитки мадам Ментенон. Мадам Ментенон по сути являлась некоронованной королевой, а после смерти Марии Терезии и единственной королевой Версаля.
Сады Трианона — опять очень солнечные
Большой дворец Версаля всегда гудел от толп придворных, даже спальня короля не была интимным местом, там даже установили ограждение за которое нельзя было заходить придворным, чтобы как-то отделить кровать короля от посторонних.
Поэтому не удивительно, Что Людовик хотел построить себе и любимой женщине отдельный небольшой дворец, чтобы найти немного покоя и уединения там. Он принял большое участие в обсуждении всех деталей строительства и отделки Большого Трианона и парка рядом с ним.
Мадам Монтеспан была прежде воспитательницей королевских незаконнорожденных детей и была старше короля на три года, на момент начала их отношений ей было 48 лет. Она была удивительно хороша собой по мнению света, не секрет, что взгляды на женскую красоту меняются с течением времени. И ей удавалось очень хорошо выглядеть несмотря на возраст, в 66 лет она выглядела так же как в 30.
Для короля было важно живое общение, разговоры по душам, поэтому так долго пребывала в фаворе короля мадам Монтеспан, и именно поэтому не знала конкуренции мадам де Ментенон. Современники писали, что беседы короля с мадам Ментенон были длинны и продолжались от 6 до 10 часов.
Несмотря на всю интимность Большого Трианона и в этом дворце были предусмотрены помещения для совещаний. Зеркальный зал служил этой цели в годы правления Людовика XVI.
После смерти Короля-Солнце в Большом Трианоне часто останавливались царственные гости французской короны. Например, в 1717 году некоторое время там проживал Петр I, будущий русский император.
Позднее Большой Трианон, так же использовали для размещения высокопоставленных гостей Франции. Так в 1971 году тут проживал Л. Брежнев, в 1985 М. Горбачев, в 1992 Б. Ельцин.
В целом интерьеры Большого Трианона выдержанны в более скромном стиле, по сравнению с роскошью и помпезностью интерьеров
Во времена революций дворец серьезно пострадал, но был восстановлен. Мебель была полностью утрачена. Дворец был обставлен заново по приказу Наполеона.
Галерея Котелля — почти Зеркальный зал большого дворца Версаля, но народу значительно меньше, что не может не радовать, не у всех туристов хватило сил дойти до Большого Трианона. На стенах галереи развешены 21 картина этого автора, изображающая боскеты садов Трианона.
Так мы выглядели в конце этого трудного дня. Паша сильно устал, да и все мы тоже. Это был самый тяжелый день за все путешествие, главным образом из-за жары и очередей на входе, они серьезно подточили наши силы. Приехав в , мы немедленно погрузились в бассейн, но даже Паша не смог там плескаться, поскольку устал и завалился на шезлонг, ранее он вообще никогда не пользовался шезлонгами.
Версаль огромен, если есть такая возможность и желание нужно брать билеты на два дня, ну и многое зависит от погодных условий. Нам не хватило сил осмотреть Малый Трианон и деревню Марии Антуанетты и почти весь парк остался без внимания, мы пересекли его по прямой вдоль большого канала.
Если вы посещали Версаль мне интересно было бы узнать ваши впечатления, поделитесь в комментариях.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Дворцы Большой и Малый Трианон с парком расположены на северо-западе Версальского парка. Мы шли до него пешком больше часа.
По Версальскому парку до него ходит специальный поезд, который стоит 4 евро в один конец.
Из истории Трианона
Ранее здесь находилась деревня, которая так и называлась — Трианон. В 1668 году деревню купил Людовик XIV, чтобы построить дворец. В мраморном дворце — Большой Трианоне короли отдыхали от Версаля.
Первоначально Малый Трианон строился в 1763 по 1768 год для фаворитки Людовика XV — маркизы де Помпадур. Однако сама мадам там не жила – она не дожила 4 года до завершения строительства.
Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Малый Трианон не блещет роскошью, в отличие от соседнего Версаля.
Мария Антуанетта и Версаль
Мария Антуанетта делает малый Трианон своим домом. Он кажется совсем крошечным по сравнению с Версалем. Малый Трианон это — уютное гнездышко, где королева могла уединиться на фоне природы.
Мария Антуанетта увлекалась сельской жизнью и повелела разбить невдалеке от Трианона деревню. Это была образцово — показательная ферма, где к оров ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.
Парк, разбитый по приказу королевы, также отличается от Версальского. Это ландшафтный парк в английском стиле, где все должно было напоминать нетронутую природу.
Малый Трианон раскрыл для меня характер последней королевы Франции с той стороны, с которой я не привыкла о ней думать. Здесь прослеживается хорошая хозяйка, любящая простую, естественную жизнь, хотя и необремененную тяжелым физическим трудом.
Здесь сказывается ее австрийское воспитание. При дворе Гагсбургов выезды к крестьянам были нормальным явлением.
В своем маленьком дворце королева пыталась отгородиться как от придворных, так и от своего народа. Наверное она была в принципе нормальной женщиной, а вовсе не злодейкой, но ни она, ни ее муж были не способны править. Возможно им не хватило воли или жестокости, чтобы справиться со знатью. Однако фактом остается то, что со своей работой они с мужем не справились.
Во время революции, когда толпа подошла к Версалю, с Людовиком остались только верные ему швейцарцы. Отсюда королевскую семью препроводили в Париж и они больше не вернулись
Для меня Малый Трианон это еще и образец, с которого российская императрица Мария Федоровна (жена Павла I) строила Павловск.