Дневник наблюдения за огородом на окне в детском саду. Идеи для занятий в детском огороде
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Ц
елью создания в детском саду «Огорода на окне»
являетсявовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства.
Основная задача нас, взрослых, - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Самой волшебной ребенку весной кажется история с семенами. Вот маленькое семечко, такое крошечное, что на ладошке еле видно. И вдруг раз - и прорастает оно, появляется зеленый росток, а потом целый большой стебелек! И вот что интересно: все это происходит с любым семечком: желтеньким и плоским огурца, кругленьким оранжевым помидора или черненьким капусты.
Материал.
Коробка с отделениями, карточки с зеленой каймой, изображающие овощи, например, капусту, огурец, помидор, морковь и лук. Внизу каждой картинки прикреплены по три семечка каждого сорта. Обычно карточки ламинируют для прочности.
Что можно прорастить?
Прорастить можно лук, морковь (верхушки), свеклу, семена овощей: огурцов, помидоров, перца, гороха, бобов; злаки: овес, пшеницу.
Сюжеты могут быть самыми разными, но главное, чтобы сюжет соответствовал возрасту детей, был им понятен.
Немаловажно, чтобы огород был полифункционален, т. е. его можно бы использовать в других видах деятельности детей: в математическом развитии, развитии речи и т. д.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
П
редлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Е
щё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений , изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов . Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Циклические наблюдения за ростом и развитием луковиц
Для наблюдения и фиксирования результата наблюдений за ростом луковиц в каждой возрастной группе существуют требования к проведению этих наблюдений.
В младших группах ставятся две луковицы: одна с водой, другая ставится без воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной.
В
средней группе процесс усложняется: для наблюдения берутся две луковицы, обе ставятся в воду, но одна из них - в темное место. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.
В старшей группе берется уже три луковицы. Для одной создаются нормальные условия: на свету, в тепле, в воде; вторая – в тепле, в воде, в темноте; третья – на свету, в тепле, без воды. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной группе ставятся четыре луковицы: первая – с нормальными условиями, вторая – без воды, третья – без света, четвертая – в холодном месте.
Правила:
Опыт проводится в каждом конкретном случае только с одним отклонением;
Обязательно на баночке условными знаками обозначаются условия.
С
равнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.
Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Оформление огорода на окне
Д
ля того чтобы красочно и интересно оформить огород на окне, воспитателям необходимо приложить свой творческий потенциал и подключить к оформлению родителей. Предлагаю вашему вниманию образцы оформления «Огорода на окне» фотографии подобраны как из опыта работы воспитателей МБДОУ «ДС КВ №8 «Белоснежка», так и других детских садов.
Материал подготовила педагог дополнительного образования
по экологическому образованию Пронина А.А.
МБДОУ №4
«Ягодка»
Мини- проект
«Огород на окне »
Выполнила: воспитатель
средней группы№2
Андронова Н.А.
Актуальность проекта
Гипотеза
Действительно ли могут вырасти растения в комнатных условиях в зимний
Цель проекта
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и
расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними
Тип проекта
среднесрочный.
Вид проекта
познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность:
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатель.
Задачи проекта
Задачи проекта:
Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить
классифицировать овощи по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.
Формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные
знания об условиях развития растений. Развивать умение узнавать и называть части растения.
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить
почву. Учить наблюдать за всходами растений.
Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе
трудовой деятельности.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Предполагаемые результаты
Сформируются разносторонние знания о растениях: цветах, овощах.
У детей появится интерес к растениям.
Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много
интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия,
необходимые для их роста.
Получат знания по уходу за культурными огородными растениями,
сформируются представления о структуре трудового процесса.
Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.
Воспитается положительное отношение к труду, уважительное
отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться
результатов своего труда, радоваться полученным результатам,
появится желание участвовать в общем деле.
Этапы проекта
Подготовительный
: определение цели и постановка задач в соответствии с
возрастом детей и их интересами; приобретение необходимого оборудования и
инвентаря: контейнеры под рассаду, семена, лейки, опрыскиватели, земля для
рассады; подбор художественной литературы по данной теме.
Основной
: чтение стихов, пословиц и поговорок художественной литературы о
овощах; рассматривание иллюстраций, наборов картинок; беседы; посев семян,
опыты, эксперименты; уход и наблюдение за растениями с зарисовкой
изменений в их росте; ведение дневника наблюдений за растениями;
проведение дидактических игр; оформление огорода в сюжете «Фазенда
эллинов»; различные виды изобразительной деятельности по тематике.
Заключительный:
итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
презентация проекта.
Выбор семян для посадки огорода на окне
Сегодня дел невпроворот – Мы сажаем
огород!
Удивляется народ:
Что за чудо-огород? Здесь редис есть и
салат, лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы, зреют дружно -
молодцы! И картофель, и капуста
растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят: «Мы растём
здесь для ребят. За усердие и труд
урожай весь соберут.»
Знакомство с семенами
Это - с носиком пушинки, Это -
горсточка зерна. Тут - горошек, там
- крупинки. Что же это? - Семена.
Семена ложатся в землю. Пустят корни
и - вперёд. Прорастут росточки
Урожая наперёд!
Посадка огорода
Посадили мы
лучок… Вырастай,
лучок, скорей!
Будет деткам лук –
лук Да от ста семи
недуг!
Наблюдение за первыми всходами
Появился первый маленький росток
Вроде бы не кустик, вроде - не цветок
Наблюдение за ростом растений
Посадили огород Посмотрите, что
растет! Будем мы ухаживать,
Будем поливать, Будем за
росточками Дружно наблюдать!
Оформление «Огорода на окне»
Пруд у нас необычный.
На закате дремлет
пруд.
По воде круги плывут
– Это маленькие
рыбки
Разыгрались там и
Веточки тополя и сирени
Надулись от
важности почки На
нашей сирени с
утра, А вечером -
зелень листочков
Увидела вдруг
детвора!
И лопнули клейкие
Домики почек,
Толкает их крепкий
Упрямый листочек,
Согретый лучами
Весеннего дня:
- Пустите,
пустите,
Пустите меня!!!
Наблюдение за веточкой тополя
Результаты проекта «Огород на окне»
В группе создали «Огород на окне»
Сформировались разносторонние знания о
растениях, овощах и цветах.
Дети получили знания по уходу за
культурными огородными растениями
Дети научились вести наблюдения и
делать первые выводы.
У детей появился интерес к растениям.
Сформировалось бережное отношение к
растительному миру.
Сформировалось положительное
отношение к труду, уважительное
отношение к труду других людей
Научились работать в коллективе
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Огород и цветник используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Цель: Заинтересовать детей наблюдать за жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.
- Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла.
- Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
- Развивать познавательный интерес ; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.
- Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.
- Закреплять знания о строении растений.
- Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Описание пособия
- Выполнено из ткани, бумаги
- Соответствует методическим, санитарно -гигиеническим требованиям
- Используется с детьми всех возрастов
- Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)
- Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности
- Содержание: форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).
Рисунок 1
Рисунок 2
Ход занятия
Огородники.
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Для накопления знаний о росте и развитии растений я использую длительное наблюдение. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. В этом помогает календарь наблюдений.
Пособие дает возможность
- по отдельным признакам определить состояние растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
- развивать сообразительность, наблюдательность
- совершенствовать процессы анализа, сравнения, умозаключения
- проводить наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность
Пособие помогает
- при знакомстве с объектом (величина, форма, цвет)
- установить связь настоящего наблюдения с проводимым ранее, учитывать последующую работу
- восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.
Рисунок 3
Труд. Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.
Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.
Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.
Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи. Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями.
Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растения.
Рисунок 4
Использование пособия по возрастам
Младшие группы
- сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
- формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи
Средние группы
- организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
- выделять характерные признаки (размер, цвет, форма, части)
- игровые приемы
- трудовые поручения
- сравнение предметов
Старшие группы
- проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
- самостоятельные выводы и умозаключения
- наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития) при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
- словесные отчеты детей о результатах наблюдения
Подготовительные группы
- для проявления детьми большей самостоятельности
- установление разнообразных связей
- определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
- для сравнения представлений
- самостоятельное изготовление календаря природы
Рисунок 5
Осознанно правильное отношение к природе
строится на чувственном восприятии природы,
эмоциональном отношении к ней и знаниях об
особенностях жизни, роста и развития отдельных
живых существ. Преобладающие в дошкольном
детстве наглядно-действенные и
наглядно-образные формы мышления обеспечивают
усвоение лишь специально отобранных и
адаптированных к возрасту сведений о природе.
Критериями отбора природного материала являются
их наглядная представленность и возможность
включения в практическую деятельность.Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
План работы кружка "Умелые руки"
Развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность
| методическое
| методические рекомендации
| пособие
| учебное пособие
| дневник
| дневники вампира
| наблюдений
| камеры наблюдения
| детский
| детский сад
| Страничка методиста
| Методическое пособие Дневник наблюдений Детский сад
Олеся Ковшова
Например, посадкой лука, в нашей подготовительной к школе группе уже никого не удивишь, а вот исследование и наблюдение за ростом того же лука, но в разных условиях, ребята наблюдают с удовольствием.
Что для этого нужно? Три одинаковые баночки для посадки луковиц (мы взяли старые непроливайки) и три луковицы. Почему три луковицы? Объясняю:
первую луковицу ставим в непроливайку с водой (не забываем обрезать верхушки у всех трёх луковиц). Для этой луковицы будут соблюдаться три условия:
вода (обозначаем это условие синим кругом, наклеивая на непроливайку синий кружок, тепло (наклеиваем красный кружок)
свет (наклеиваем жёлтый кружок)
Вторая луковица ставится в непроливайку без воды. Для этой луковицы соблюдаются два условия:
Третья луковица ставится в непроливайку с водой, но в тёмное место, куда не проникает свет. Мы поставили эту луковицу в коробку, с плотно закрывающейся крышкой. Эта луковица находится в условиях:
А теперь набираемся терпения и наблюдаем с детьми, какая луковица будет расти. При этом не забываем вести дневник наблюдений, сравнивая каждую из луковиц.
Наблюдать можно и за прорастанием картофеля . Берём картофелину, хорошенько промываем и кладём на подоконник к солнечному свету. Через некоторое время ростки картофеля не заставят себя ждать. А ребятам будет интересно за этим наблюдать.
А вот, например, вариант для наблюдения и проведения эксперимента над прорастанием семян цветов . Мы взяли семена "Подсолнечника "Медвежонок". Для этого эксперимента мы создали три разных условия для роста семян.
Первый вариант: семена сажаем в контейнер с землёй.
Второй вариант: смешиваем почву с песком в соотношении 1/1.
Третий вариант: кладём семечко на ватку в ёмкость.
Для всех трёх вариантов посадки соблюдаем одинаковые условия: вода, свет, тепло. Чтобы удобно было сравнивать, ведём дневник наблюдений за всеми тремя образцами.
Чтобы ребятам было интересно ухаживать за огородом, мы посадили и другие семена: укроп, петрушку, томаты, кресс-салат и многое другое. А вот, чтобы огород не казался скучным, обычные горшки стали вполне необычными человечками (как сказали наши дети: "Это мальчики и девочки, как мы").
А на окне выросла берёзка и ещё некоторые украшения.
Если мои идеи вам пригодятся, буду очень рада. Приятного всем исследования и наблюдения с детьми. И, конечно, хорошего урожая в огороде!
Публикации по теме:
В нашем детском саду уже сложилась традиция,ежегодно воспитатели разных возрастных групп создают у себя в группах мини огороды. Цель которого.
Мой огород на окне оформлен по мотивам сказки "Репка" В моей группе обучаются дети от 2 до 7 лет, с малышами (2-4 года) мы посадили лук,.
Идеи для оформления на окне. «ОГОРОД НА ОКНЕ»Предлагаю вам, фото отчет «Огород на окне», который мы делали прошлой весной с моей напарницей.
«Зелёный огонёк»Ст. воспитатель: Т. И. Муратова. Музыкальный руководитель: Н. Н. Ефременко Цель: подводить детей к осознанию необходимости.
Муха-Муха Цокотуха Позолоченное брюхо Муха в огород пошла Посмотреть «как там дела?» К ней ребята прибежали Цокотухе рассказали: Где картофель,.