Собираем мотодельтаплан своими руками! Основные моменты. Мотодельтаплан: компоновки и схемы
Перед постройкой мотодельтаплана мы старались собрать и классифицировать технические данные всех аппаратов подобного типа, созданных в СССР и за рубежом. Но информация оказалась чрезвычайно скудной. Опыт использования ранцевых аэродвижителей дельтапланеристам не очень подходил; расположение воздушного винта за спиной спортсмена заметно снижает его КПД по сравнению с работой в открытом потоке: сказывается так называемое «затенение».
Для решения поставленной задачи пришлось спроектировать жесткую платформу из дюралюминиевых труб, несущую пилон крепления купола, подмоторную раму, сиденье пилота, стойки шасси, органы управления и трубчатый каркас крепления рулей поворота и высоты. Мы знали, что установка на дельтаплан рулей и элеронов, расположенных по традиционной самолетной схеме непосредственно на куполе, не дает положительных результатов.
Это обстоятельство объясняется реакцией мягкого крыла (так называемым «реверсом») на изменение положения рулей в потоке. Поэтому мы решили выдвинуть рули вперед, в зону невозмущенного потока. В результате получился аппарат, напоминающий самолет типа утка» (рис. 1). Расположенный под передним узлом треугольного купола руль направления площадью 0,5 м и передняя стойка шасси управляются ножными педалями, руль высоты площадью 1,1 м - ручкой самолетного типа.
Проводка - тросовая, через обычные блоки на руль направления и через дифференциальный механизм - на руль высоты. Для управления по крену задняя кромка купола подтягивается уздечками и выполняет функции элеронов. Пилотское сиденье - облегченного типа от спортивного самолета. Оно снабжено привязными ремнями с одним поясным и двумя плечевыми обхватами, оклеено пенорезиной для смягчения толчков при взлете и посадке.
Каркас купола и поддерживающая его конструкция должны иметь значительный избыток прочности по сравнению с аналогичными элементами обычного дельтаплана, так как мотодельтаплан подвергается значительно большим нагрузкам. Купол следует изготовить из высоко прочного и воздухонепроницаемого материала - дакрона, лавсана или в крайнем случае - ткани АЗТ.
Желательно отдать предпочтение современным, заранее профилированным типам куполов, например, дельтаплана «Альбатрос» А. Рябцева (см. «М-К» № 5, 1979 г.). Двигатель от мотоцикла Иж-Планета« Спорт» 350 см3, номинальной мощностью около 20 л. с. при 3800 об/мин. Никаких доводок или форсировки не делалось, чтобы сохранить моторесурс. Топливо подается самотеком из прозрачного (удобство контроля!) пятилитрового бачка, расположенного на пилоне над двигателем. Винт - толкающий диаметром 1000 мм.
Приборное оборудование состоит из указателей высоты и скорости (УС-250, переделанный для малых скоростей полета) и вариометра планерного типа. Последний может быть заменен термисторным вариометром конструкции С. Казанцева. Полеты без приборов на мотодельтаплане НЕДОПУСТИМЫ. Для контроля работы мотора желательно иметь тахометр и указатель температуры головки цилиндра. Первые же полеты позволили выявить своеобразные особенности построенного нами аппарата. Их следует учитывать всем» кто решит повторить наш эксперимент.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛЕТОВ НА
МОТОДЕЛЬТАПЛАНЕ БС-3
Первое, о чем следует твердо помнить: летать на мотодельтаплане БС-3 можно только тем пилотам, - которые закончили обучение в аэроклубе ДОСААФ (на самолете или планере) и умеют летать на обычных дельтапланах.
Второе - успешные полеты на мотодельтаплане могут быть гарантированы только при последовательном выполнении следующих подготовительных упражнений:
1 - руление на различных скоростях;
2 - подлеты,
3 - полеты по прямой;
4 - полеты с разворотами на 45-90°;
5 - полеты над площадкой по прямоугольному маршруту, с разворотами на 90°, с выполнением взлета и посадки строго против ветра.
Наиболее благоприятные метеорологические условия для выполнения всех этих упражнений - ровный ветер постоянного направления, силой не более 5 м/с. Упражнения должны выполняться на ровной площадке или аэродроме длиной не менее 800 м с хорошими подходами, то есть без высоких заборов, деревьев или строений в направлении взлета и посадки.
1. Руление. Установив аппарат строго против ветра и выбрав на краю площадки хорошо заметный ориентир (для этого можно поставить флаг), начать движение плавной дачей газа мотору. Выдерживать направление на ориентир своевременным Нажимом на педаль: при отклонении влево - правой педалью, при отклонении вправо - левой. Повторять упражнение до тех пор, пока не будет усвоено движение строго по прямой на выбранный ориентир.
Ручка удерживается в нейтральном положении (руль высоты при этом расположен горизонтально). После этого можно понемногу увеличивать скорость пробежек, доводя аппарат до состояния «невесомости», когда подъемная сила купола приближается к весу аппарата. С этого момента начинается освоение подлетов.
2. Подлеты. Момент отрыва от земли, хорошо знакомый пилотам-дельтапланеристам, на мотодельтаплане определяется по прекращению тряски и толчков, передаваемых на конструкцию от шасси. Аппарат как бы зависает на мгновение в воздухе. Скорость отрыва (по прибору) лежит в пределах 40-45 км/ч. В этот момент надо придерживать рычаг управления газом, а ручку немного отдать от себя, чтобы не дать аппарату набирать высоту и удерживать его на высоте не более 0,5-0,8 м от земли.
Во пикающие крены парируются небольшими отклонениями ручки вправо и влево, хотя необходимость в таких действиях возникает редко - аппарат на взлете очень устойчив. По мере освоения упражнения высоту подлета можно увеличивать сначала до 1 м, а затем - если позволяет длина площадки - до 2-3 м, но с таким расчетом, чтобы после посадки мотодельтаплан останавливался не ближе 30-50 м от препятствий в конце площадки. Руление обратно, к месту старта, надо выполнять на минимальной скорости.
Приземление после подлета выполняют путем подвода аппарата к земле на скорости 40- 45 км/ч по прибору непродолжительного выдерживания на высоте 0,3-0,5 м и посадки с энергичным движением ручки на себя, чтобы перевести купол на большие углы и не дать аппарату грубо удариться о землю. Посадку с поднятым носовым колесом, на два основных колеса шасси, не следует считать ошибкой - такие посадки свойственны пилота м-дельтапланеристам. Трехточечные посадки более близки самолетным летчикам.
Скорость вертикального снижения аппарата в момент посадки очень мала, и пробег практически не превышает 5-10 м. В зависимости от формы и размеров площадки после освоения подлетов можно переходить к полетам змейкой, с разворотами на 45° и 90° на высоте до 25 м, для освоения поведения мотодельтаплана в криволинейном полете. По сравнению с известными летательными аппаратами, такими, как самолеты и планеры, мотодельтаплан более инертен, и развороты на нем выполняются с небольшими кренами, «блинчиком».
Рис. I. Схема мотодельтаплана.
Рис. 2. Общий вид мотодельтаплана БС-3 конструкции С. Беликова: 1 - купол, 2 - аэродинамический руль поворота, 3 - аэродинамический руль высоты, 4 - подкосы передней части фермы, 5 - педали ножного управления, 6 - носовое колесо шасси, 7 - ручка управления, 8 - спинка сиденья пилота, 9 - основная стойка фермы, 10 - подкосы поперечной трубы каркаса, 11 - продольная труба каркаса, 12 - поперечная труба каркаса, 13 - боковые трубы каркаса, 14 - ВМГ 15 - подкосы подмоторной рамы, 16 - подкосы рамы (основания), 17 - боковое колесо шасси, 18 - рама основании. Килевой и боковые карманы условно не показаны.
Рис. 3. Чертеж воздушного винта.
Безмоторные аппараты тяжелее воздуха дают ни с чем не сравнимое ощущение полета. К таким устройствам относятся парашют-крыло, планер и дельтаплан. Первые два приспособления для полетов сложны в изготовлении. Построить дельтаплан своими руками вполне по силам при наличии оборудованной мастерской, специального инструмента и материалов. Главное для такого дела - большое желание, а опыт придет во время работы.
Для того чтобы получить точный ответ на вопрос о том, как сделать дельтаплан своими руками, придется изучить некоторые разделы аэродинамики и материаловедения. Начинать следует с определения и его назначения. Классический дельтаплан представляет собой устройство, состоящее из крыла особой формы и специальной подвесной системы для пилота.
Устройство дельтаплана
Основу конструкции летательного аппарата составляет несущий трубчатый каркас, изготовленный из дюралюминиевых труб разных диаметров. Для обеспечения необходимой жесткости крыла используется система тросовых растяжек. На каркас натягивается прочная и легкая ткань. До появления полимерных нитей использовался парашютный шелк. Подвес обеспечивает оптимальное положение пилота в полете и управление дельтапланом.
Несущая конструкция строится вокруг килевой трубы, с нею в передней части соединяются две боковины. В центральной части перпендикулярно к килевой балке установлена поперечина, которая обеспечивает прочность крылу. Тем, кто делает дельтаплан своими руками, известно, что место стыковки основной трубки и поперечины находится в центре масс устройства. В этой же точке устанавливается и вертикальная распорка, и управляющая трапеция.
Она представляет собой дюралевую трубку нужного диаметра с системой крепления тросовых растяжек. Шнуры натягиваются не только в верхней плоскости аппарата от мест соединения несущих элементов, но и в нижней части. Здесь растяжки крепятся к Такая схема позволяет при сохранении минимального веса достичь необходимой жесткости всей конструкции планера.
Особенности изготовления и применения дельтапланов
К материалам, используемым для выделки летательных аппаратов, предъявляются повышенные требования. Для того чтобы сделать качественный дельтаплан своими руками, в дополнение к уже перечисленным трубам и ткани понадобятся специально сконструированные и изготовленные соединительные устройства. Центральный узел - наиболее ответственная деталь, которая обеспечивает соединение несущих элементов.
Он проектируется таким образом, чтобы обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление аппарату. Изготавливая этому узлу следует уделить особое внимание. Для сборки аппарата во всех применяется пара болт с самоконтрящейся гайкой, в остальных случаях крепеж должен фиксироваться шпилькой. Это делается для исключения разрушения конструкции.
Полетать на дельтаплане собственного изготовления - значит получить максимум наслаждения. И удовольствие это будет не только от полета, но и от хорошо выполненной работы.
Как самому сделать настоящий рабочий дельтаплан своими руками в домашних условиях. Пошаговая инструкция самостоятельного изготовления дельтаплана с подробными инструкциями
В общих чертах, дельтаплан состоит из труб каркаса и надетого на этот каркас паруса. Трубы делаются из специальных сплавов (в основном, Д16Т - сплав дюраля и титана). Наиболее распространенные ткани для паруса - дакрон или лавсан.
Как известно, дельтаплан - это не самолёт, с которым его путают. Сейчас довольно много экстрималов, которые занимаются этим делом. Это спорт, за который, или платят деньги, или же которым занимаются энтузиасты.
Перейдём к названию. Само название "Дельтаплан" происходит от формы его конструкции. Она напоминает форму греческой буквы дельта.
Для того, чтобы изготовить дельтаплан, то нужны такие детали: Тросы, которые должны быть весьма прочными, и могли выдерживать нагрузки, далее, каркас, который должен быть из относительно лёгкого металла. Например, может использоваться какая-нибудь дюраль, или титановый сплав, хотя, титановые сплавы весьма дороги, но более подходят, чем дюраль, так как они весьма прочны.
При соединении каркасных труб нужно рассчитать, причём тщательно, количество и место разъёмов, чтобы конструкция имела возможность планировать в воздухе.
В качестве обшивки нужно использовать такой материал, как парусина, которая, как вам известно, ранее использовалась для кораблей. Да и сейчас любители парусных яхт используют её.
А вообще, сборка дельтаплана, это большие нервы. Нужно уметь рассчитать нагрузки и всякого рода неожиданности.
Вам понадобится
· Металлические трубы для каркаса, тросы, прочная парусина, 2 колеса.
Инструкция
Для его изготовления потребуется несколько основных деталей: каркас, тросовая растяжка и обшивка. Также целесообразно применить съемные колеса и устройство для антипикировки. Большое значение оказывает диаметр труб для каркаса и качество металла, так как необходимо, чтобы он был достаточно прочный и относительно легкий для свободного поднятия в воздух. От соединения труб зависит конечный результат и летательная способность аппарата.
.
2
Необходимо грамотно рассчитать количество и определенные места разъемов, так как от этого зависит прочность и общий вес конструкции. Боковые и килевую трубу необходимо соединять в носовой области, что обеспечит обтекаемость дельтаплана. На верхней части центрального узла следует прикрепить мачту, которая одновременно служит опорой для тросов. Нижняя часть узла предназначена для размещения рулевой трапеции.
Боковой узел основы дельтаплана является вильчатой конструкцией, так как узлы и соединения размещены отдельно для исключения стыка труб и аэродинамики. Рулевая система управление представляет собой соединенные между собой боковины и ручку для удобства держания.
Тросовая система располагается в различных узлах, за счет чего и обеспечивается надежность крепления и регулировка управления дельтапланом. Очень важно выбирать тросы высокого качества и прочности, чтобы исключить вероятность разрывов и отцепления карабина.
Обшивка дельтаплана представляет собой больше эстетическую часть конструкции. Основными требованиями к материалу являются способность выдерживать аэродинамическую нагрузку во время полетов, низкая вероятность деформации каркаса. Как правило, этим требованиями удовлетворяет парусная ткань.
Таким образом, ответственный подход при изготовлении дельтаплана и выбор качественных деталей позволит получить отличный дельтаплан, который будет отвечать всем требованиям безопасности для здоровья и жизни человека, и позволит получить массу удовольствия от занятий любимым видом спорта.
Конструкция дельтаплана - классическая: трубчатый каркас, тросовая система растяжки и обливка с профилирующими элементами - латами. Аппарат оснащен съемными колесами безопасности и антипикирующим устройством. В комплект входит также подвесная система.
Каркас трубчатый, основные элементы соединены между собой шарнирно в носовом, центральном и боковых узлах.
Диаметр труб передней кромки и киля - 42х1 мм, поперечной - 42х1,5 мм. Все они изготовлены из дюралюминия Д-16Т, каждая имеет технологические и эксплуатационные разъемы. В трубах, образующих передние кромки, их два; в этих же местах установлены бужи. Средняя часть передней кромки в районе бокового узла усилена метровым бужем.
Килевая труба имеет технологический и эксплуатационный разъемы. Первый предназначен для усиления в районе центрального узла.
Поперечная труба состоит из двух частей, симметричных относительно центрального узла: каждая имеет эксплуатационный разъем.
Место и количество разъемов выбиралось исходя из условия обеспечения прочности, ресурса и минимального веса при габарите дельтаплана в пакете не более 2200 мм. В открытые концы труб вставлены пластмассовые заглушки, а в местах соединения с узлами установлены пластмассовые же радиусные шайбы.
Боковые и килевая трубы шарнирно соединены в носовом узле, который представляет собой обтекатель и конструктивно состоит из П-образной стальной пластины со швеллером и серьгой.
Центральный узел собран из двух швеллеров. В верхней его части крепится мачта, поддерживающая тросы; в нижней устанавливается рулевая трапеция.
Боковой узел каркаса - вильчатой конструкции: в ней узлы крепления поперечины и боковых тросов разнесены, что позволило исключить влияние стыка труб в боковом узле на аэродинамику крыла.
Нет денег! Начните зарабатывать прямо сейчас без начального капитала.Тут скупают очень дорого Вашу интеллектуальную собственность и авторское право. Напишите самостоятельно любой уникальный текст на любую тематику и выставь его на свободную продажу. Пройдите быструю абсолютно бесплатную регистрацию на крупнейшей бирже по продаже текстов «Тextsale» и начинайте зарабатывать прямо с этой минуты! Регистрируйся по баннерам на этой странице и сразу приступай к высокооплачиваемой работе:
Неленивые пользователи биржи «Текстсейл» зарабатывают в среднем до 30.000 рублей в месяц, не выходя из дома. Средняя стоимость за 1000 букв текста (это меньше половины стандартной страницы А4) – 1 доллар США. Можно установить цену и больше по Вашему усмотрению. Плюнь на надоевшую основную работу и начинай получать деньги уже сегодня, не вставая с любимого дивана! Или сделай себе дополнительный заработок в свободное время. Это не лохотрон, а реальная возможность неплохо заработать без вступительных взносов. Сколько написал – столько получил. Это надежная биржа, основанная более 10 лет назад и имеющая солидную репутацию. Радуйтесь – Вы получили новую работу и престижную творческую должность!
Рулевая трапеция представляет собой две боковины и ручку, соединенные между собой шарнирно. Боковины имеют технологические разъемы на случаи замены прямолинейных участков при их поломке.
Тросовая система, скрепляющая каркас дельтаплана, состоит из верхних и нижних стальных тросов 2,5 мм, заделанных через коуши в серьги, скобы и карабин. Верхние расчалки соединяют носовой и боковые узлы, и узел на килевой трубе через топ мачты. Тросы вблизи топа имеют ограничители перемещения. Между носовым узлом и тросом, как и между левым боковым и тросом, установлены зубчатые регулировочные элементы натяжения продольных и поперечных тросов.
Нижние тросы крепятся скобами к трапеции и не имеют регулировочных элементов. К карабину передних из них предъявляются повышенные требования по прочности и качеству изготовления.
Все тросы имеют машинную заделку концов в гильзы обжатием и покрыты хлорвиниловой оболочкой.
Для крепежа в основных узлах дельтаплана используются болты М8, во вспомогательных - поменьше, М6. Неразъемные соединения выполнены с использованием самоконтрящихся гаек, разъемные - с контровкой булавками.
Антипикирующее устройство дельтаплана включает три основных элемента. Главный из них - килевая профилированная лата, установленная между центральным и носовым узлом. Она обеспечивает постоянство формы носовой части крыла в килевом сечении.
Жесткие корневые латы обшивки, концы которых соединены тросами с мачтой, придают профиль обратной кривизны в этом сечении крыла на малых углах атаки. И последний элемент, способствующий устойчивости аппарата, - концевые поддержки обшивки, ограничивающие уменьшение крутки концевой части крыла на малых углах атаки.
Для обеспечения безопасности на случай грубых посадок при обучении дельтаплан оборудован быстросъемными колесами, устанавливаемыми на ручке трапеции.
Подвесная система образована стеганым ложементом, ремнями, канатом, карабином и стременем. Он помогает легко производить взлет и посадку, но главное - выполнять длительный полет: спортсмен в полете лежит как в люльке.
Обшивка дельтаплана состоит из тканевого «паруса», боковых и килевого карманов. Формообразование поверхности крыла в полете, аэродинамическая нагрузка на несущую поверхность, деформация каркаса - весь этот комплекс факторов заложен в раскрое обшивки по передней кромке, по килевому сечению и по сечению «косой» латы. Материалом служит парусная лавсановая ткань «Яхта-До».
Для обеспечения формообразования крыла в обшивке по стыку полотнищ выполнены латкарманы, а которые вставляются латы. Восемь из них ориентированы по потоку, а четыре - «косые». Сами латы - трубчатые, 16х1,5 мм, из полиэтилена высокой плотности. Носовая часть тех из них, что ориентированы по потоку, имеет постоянный по размаху радиус 400 мм и прямолинейную хвостовую часть.
Обшивка дельтаплана, выполненная из лавсановой ткани «Яхта-До», состоит из паруса, боковых и килевого карманов. Формообразование крыла в полете, аэродинамическая нагрузка на несущую поверхность, деформация каркаса - все это заложено в раскрое обшивки по передней кромке, по килевому сечению и по сечению «косой» латы.
Парус сшит из отдельных полотнищ, состыкованных внахлест. Припуски на подгиб по передней кромке боковых карманов 11-12 мм, в остальных местах - не меньше 10 мм. Все элементы паруса сострочены швом типа зигзаг шириной 5 мм с использованием ниток № 9, 15 и 18. Начало и конец каждого шва закреплены тройной прострочкой на длине 20 мм. Наиболее нагруженные места, а также вырезы в парусе усилены: окантованы прочной лентой или накладками (боутами) и прошиты. Обрезы ткани, лент и ниток оплавлены.
Носовая часть паруса пришпиливается к боковым трубам валиками с булавками через металлические пистоны-люверсы, заделанные в ткань (см. сечение «Е-Е», в части 1). Люверс есть и в килевом сечении паруса - для карабина, зацепленного за трос поддержки зад
.
ней части обшивки.
Концы обоих боковых и килевого карманов снабжены лентами крепления к боковым и килевой трубам. К лентам вручную пришиты металлические серьги, каждая с двумя отверстиями под болты.
В стыках полотнищ паруса устроены глухие спереди лат-карманы, входные отверстия которых усилены боутами и имеют пистоны для крепления упругих шнуров - фиксаторов лат.
И последние из элементов конструкции дельтаплана, на которых хотелось бы остановиться, - концевые поддержки обшивки, ограничивающие уменьшение крутки концевой части крыла на малых углах атаки (антипикирующее устройство).
Каждая поддержка - дюралевая трубка 20 мм и длиной около 900 мм - представляет собой двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный в кронштейне (швеллере) под боковой трубой. Конец заднего, более длинного плеча заглушён и покоится в петле под внутренней «косой» латой. Переднее же, короткое плечо, выходя за ось шарнира, едва выглядывает из-под передней кромки крыла.
Такая конструкция позволяет поддержке свободно отклоняться вместе с парусом только вверх - вниз ее не пускает переднее плечо, упирающееся в боковую трубу.
Каркас дельтаплана состоит из:
1. Боковые трубы (левая и правая).
2. Поперечная балка.
3. Килевая балка.
4. Мачта (у безмачтовых дельтапланов отсутствует).
5. Трапеция.
6. Троса.
7. Латы.
1. Боковая труба (левая и правая) образует переднюю кромку крыла. Труба не цельная, а состоит из нескольких частей (составная), которые состыкованы между собой с помощью надевания на короткие трубки меньшего диаметра (бужи). Составные части называются: 1-ая боковая, 2-ая боковая и консоль. Левая и правая боковые трубы стыкуются в носовом узле (стыкуются подвижно).
2. Поперечная балка или "поперечина". Не даёт складываться боковым трубам. Так же состоит из левой и правой частей, соединённых в центральном узле. Если соединение подвижное, то поперечина называется плавающая, если оно не подвижное - фиксированной. Плавающую поперечину удерживает от складывания центральный трос, который крепится к килевой трубе. Поперечная балка соединяется с боковыми трубами в боковых узлах с помощью болтов и пластин.
3. Килевая труба служит для крепления основных частей каркаса.
4. Мачта устанавливается на килевую и служит для крепления верхних тросов. Может быть круглого или каплевидного сечения (для меньшого сопротивления воздуха).
5. Трапеция представляет собой треугольник, боковые стороны которого называются стойки, а основание - ручка управления. Она может быть прямая или изогнута наподобие руля велосипеда, тогда ручка называется спидбар. Стойки трапеции и спидбар могут быть как круглого, так и каплевидного сечения. И изготавливаться из алюминия или из пластика.
6. Троса делятся на верхние и нижние, а те в свою очередь на продольные и поперечные. Троса служат для придания жёсткости конструкции, они ограничивают или совсем исключают движение одних элементов конструкции относительно других.
7. Латы - это тоненькие гнутые трубочки, которые вставляются в специальные карманы, пришитые к парусу, и служат для придания профиля крыла.
Полеты в потоках обтекания, или динамических восходящих потоках. На жаргоне пилотов-парителей такой восходящий поток называется "динамиком". Что же это такое?
Все проще "пареной репы". Представьте себе ситуацию, когда вы заслоняетесь, скажем, большой книжкой от обдувающего ваше лицо вентилятора.
Что будет происходить при этом с движущимся воздухом, который натолкнулся на преграду (в данном случае на вашу книгу)?
Не нужно особенно напрягаться, чтобы сообразить, что при контакте с книгой воздух изменит свое направление вдоль поверхности книги и теперь его направлением будет направление заданное ее плоскостью.
Теперь к вернемся к полетам. То же самое происходит, когда воздух движущийся вдоль поверхности земли (попросту, ветер) натыкается на склон горы. Деваться ему некуда, и он начинает двигаться вверх по склону. Однако размеры горы, как вы понимаете, значительно больше чем у книжки, да и масса воздуха, движущаяся вверх по склону тоже очень велика. Все это дает возможность любому ЛА, который будет находиться над склоном, при определенных условиях летать бесконечно долго, теоретически - пока дует ветер. Возможность парения в динамике зависит от силы ветра, крутизны склона, типа ЛА, кое-каких несущественных мелочей и от умения удержаться в этом потоке.
Динамические потоки очень предсказуемы. Практически любая гора любого размера может генерировать такой поток при наличие ветра, набегающего на склон и создающего вертикальную составляющую у движущейся воздушной массы.
Кстати, именно массовые полеты в потоках обтекания и послужили причиной убежденности всех сторонних наблюдателей в том, что для полета дельтаплана или параплана обязательно нужен ветер (правильнее говорить - "нужен восходящий поток").
Однако полеты в динамических потоках несмотря на их доступность, простоту освоения и длительность имеют одно слабое место. Пилоты использующие их "привязаны" к горе, которая генерирует этот поток. Кроме того, в независимости от высоты горы, динамический поток редко может поднять ЛА на высоту более 200-300 метров над вершиной горы его вызвавшей. (для справки, максимальная высота динамического потока, генерируемого горами меньше 100 метров высотой, как правило, не больше высоты этой горы.)
Что же делать, если пилот хочет лететь дальше, "куда глаза глядят", КУДА НАДО? Ему нужен двигатель. СТОП! Какой двигатель!? Мы говорим о парящем полете, а значит никаких двигателей. Итак, нужно оторваться от горы! Что же дает пилоту возможность набирать огромные высоты и двигаться в произвольном направлении?
Термические потоки. Их еще называют тепловыми или термиками, поскольку они образовываются благодаря поднимающамуся теплому воздуху (который как все мы знаем со школьной скамьи имеет меньшую плотность, чем холодный и попросту всплывает вверх). Воздух нагревается от теплых, участков земной поверхности, как вода в чайнике (заметьте, что она тоже поднимается вверх от нагреваемого дна). Следствие отсюда простое: Чтобы возникали термики необходим источник тепла, подогревающий землю. Таким источником в большинстве случаев служит солнце. Т.е. полеты в термических потоках возможны только в теплую солнечную погоду, когда прогрев земли максимален. Безусловно, природа термиков может быть различна (в том числе и искуственно вызванные пожарища, производства выделяющие много тепла и т.п.), но в одном они едины - теплый воздух поднимается вверх!
Термики достигают удивительных высот в несколько тысяч метров а наиболее мощные потоки в грозовых облаках (тоже термической природы) могут достигать высот более 20 000м! Однако они мало пригодны для полетов ввиду высокой турбулентности воздуха и прочих очевидных неприятностей.
.
Как правило, в средней полосе термики достигают высоты 2000-2500м. Ограничивает же подъем воздуха так называемая точка росы - это высота, на которой происходит конденсация влаги, содержащаяся в воздухе поднятом термиком. Температура воздушной массы ведь с высотой понижается. Сконденсированную влагу мы все легко видим, как кучевые (такие "кудлатые") облака, темное "донышко" которых находится на одной высоте в течение всего дня. Кстати, это одна из главных примет хорошей термической погоды - наличие кучевых облаков. Таким образом научившись находить и набирать высоту в термиках (обрабатывать термики) пилот может достигать значительно больших высот.
Диаметр термиков может варьироваться от нескольких сантиметров до сотен метров. И пилоту необходимо быстро определять их размеры и силу, чтобы подниматься в них оптимальным способом.
Теперь мы можем "нарисовать" вам картину обычного полета настоящего пилота-парителя,знакомого со всеми тонкостями.
Пилот дожидается хорошего (в смысле летного) дня, когда на небе красивые "в шахматном порядке" кучевые облака (кучевка) и стартует наиболее доступным для него в данный момент способом. Если в силу разных причин (например слабый ветер или отсутствие высоких гор) пилот не имеет возможности воспользоваться динамическим потоком, он должен произвести поиск термика, как можно быстрее после старта с высокой точки (после отцепки буксировочного троса), пока у него есть высота, ведь чем ниже к поверхности земли, тем труднее найти крупный термик и удержаться в нем. В противном случае потребуется либо снова взбираться на гору или снова воспользоваться услугами буксировщиков. Однако, если условия таковы, что пилот имеет возможность "поболтаться" некоторое время над склоном в динамике и набрать в нем сотню другую метров, то он может просто дождаться пока какой-нибудь термик оторвется впереди в долине и будет снесен ветром к нему, бороздящему воздух над склоном.
Вообще нет увлекательней занятия, чем "охота за термиками". Термик в отличие от динамика (который четко привязан к склону) нельзя увидеть непосредственно, и пилот должен приложить все свои знания и опыт по его "вычислению". Вдобавок ко всему термик не стоит на месте и постоянно сносится ветром (он отрывается от территории его породившей, дрейфует и извивается даже в полный штиль), Таким образом пилот превращается в охотника, цель которого "на грани жизни и смерти" найти восходящий поток или опять окажешься внизу на земле. Существует множество примет, по которым пилот с большей или меньшей вероятностью может судить о возникновении в тот или иной момент термического потока. Эти приметы каждый пилот накапливает и проверяет всю свою жизнь.
Но, однако, это еще не все. Найдя или просто наткнувшись на термик пилот в большинстве случаев имеет всего несколько секунд, чтобы распознать его, определить форму, силу потока и выполнить (иногда очень крутой) маневр с целью удержать свой ЛА в пределах области поднимающегося вверх воздуха.
Душевное состояние пилота, обрабатывающего термик и набирающего высоту метр за метром буквально ни начем, "на пустом месте", весьма трудно передаваемо. С каждым метром высоты, пристального внимания и упрорной работы растут возможности пилота по покорению пространства (больше набрал - дальше улетишь).
Но вот она... Кромка облака... Три сотни метров над головой, закрывает все небо до горизонта, но только сверху... Две сотни... Сотня... Что же делает пилот дальше?
А это уже в зависимости от поставленной задачи. Пилот может просто захотеть полетать, но никуда далеко путешествовать не собирается. Он может потратить набранную высоту не для полета куда-то, а для отработки фигур высшего пилотажа, или просто полетать "вогруг да около". Наиболее рисковые могут "пошастать" в облаке, если погода и структура данного потока говорит о том, что там будет спокойно и безопасно. Да и мало ли чего (от пения песен до фото- и кино- съемки).
Но, если он хочет лететь далеко, то ему необходимо оставить облако и двинуться в выбранном направлении, отыскивая по пути новые и новые потоки. Естественно, что при перелетах от потока к потоку и поиске пилот будет терять высоту набранную в предыдущем потоке. Следовательно, его цель - найти следующий подходящий поток до того, пока высоты совсем не останется.
На данный момент такой вид отдыха, как дельтапланеризм, постепенно набирает популярность в России. Сейчас появилось множество магазинов, занимающихся продажей данной техники, и инструкторов, обучающих управлению таким агрегатом. Однако стоимость подобного рода удовольствий порой слишком велика, поэтому сегодня мы рассмотрим вопрос «как сделать мотодельтаплан своими руками».
Материалы
Все, что вам необходимо подготовить в первую очередь, это обшивка, тросовая растяжка и каркас. Кстати, о тросах. Когда вы будете собирать мотодельтаплан своими руками, не экономьте на этих инструментах, так как от качества и надежности собранной вами конструкции зависит ваше здоровье и даже жизнь. Поэтому трос должен соответствовать всем нормам и требованиям, обладать высокой прочностью и защитой от внезапного отцепления карабина. Безусловно, он не должен рваться, поэтому приобретайте только то оборудование, на которое есть все необходимые документы и сертификаты, и по возможности совершайте покупки в специализированных магазинах, а не на рынке.
Что касается обшивки, данный материал также должен отличаться повышенной прочностью. Однако здесь под этим понятием подразумевается ее стойкость к аэродинамической нагрузке, которой подвергается каркас при полете. А лучше всего приобретать специальную парусную ткань: она-то уж точно не порвется в самый непредвиденный момент. Металлическая конструкция должна быть легкой и в то же время прочной. Слишком утяжелять мотодельтаплан (своими руками сделанный) не следует, так как это лишь усугубит его управляемость и маневренность в целом.
Разъемы
На этом моменте также необходимо заострить внимание. При проектировке конструкции грамотно рассчитывайте количество мест для разъемов. От того, насколько правильно вы продумаете их расположение, будет зависеть прочность и вес всего агрегата.
На что еще необходимо обратить внимание?
Боковая и килевая труба должны соединяться в передней части устройства. Это сделает ваш дельтаплан с мотором более обтекаемым, а соответственно, и аэродинамичным. При этом на верхнюю часть конструкции необходимо прикрепить мачту, которая послужит опорой для закрепленных тросов. Боковые механизмы следует закрепить на вильчатой основе конструкции дельтаплана. Помните, что все эти узлы должны быть размещены отдельно от труб. Иначе в дальнейшем это приведет к образованию лишних стыков, что чревато ухудшением аэродинамики при полете. Рулевой механизм также следует надежно закрепить в мотодельтаплане, передвижение его ручки должно легко осуществляться одной рукой. На заключительном этапе произведите натяжку обшивки на конструкцию.
Напоследок ответим на немаловажный вопрос: "Сколько стоит мотодельтаплан в магазинах?" В зависимости от производителя и технических характеристик двигателя, его цена может варьироваться в пределах от 50 до 160 тысяч рублей. По сути, собирая мотодельтаплан своими руками, вы экономите до половины этой стоимости.
Инструкция
Для его изготовления потребуется несколько основных деталей: каркас, тросовая растяжка и обшивка. Также целесообразно применить съемные колеса и устройство для антипикировки. Большое оказывает диаметр труб для каркаса и качество , так как необходимо, чтобы он был достаточно прочный и относительно легкий для свободного поднятия в воздух. От соединения труб зависит конечный результат и летательная способность аппарата.
Необходимо грамотно количество и определенные места разъемов, так как от этого зависит прочность и общий вес конструкции. Боковые и килевую трубу необходимо соединять в носовой области, что обеспечит обтекаемость дельтаплана. На верхней части центрального узла следует прикрепить , которая одновременно служит опорой для тросов. Нижняя часть узла предназначена для размещения рулевой трапеции.
Боковой узел основы дельтаплана является вильчатой конструкцией, так как узлы и соединения размещены отдельно для исключения стыка труб и аэродинамики. Рулевая система управление представляет собой соединенные между собой боковины и ручку для удобства держания.
Тросовая система располагается в различных узлах, за счет чего и обеспечивается надежность крепления и регулировка управления дельтапланом. Очень важно выбирать тросы и прочности, чтобы исключить вероятность разрывов и отцепления карабина.
Обшивка дельтаплана представляет собой больше эстетическую часть конструкции. Основными требованиями к материалу являются способность выдерживать аэродинамическую нагрузку во время полетов, низкая вероятность деформации каркаса. Как правило, этим требованиями удовлетворяет парусная ткань.
Источники:
- как построить дельтаплан
«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но во все времена жили люди, которые хотели и полета, и счастья. И некоторым из них это удавалось! Одним из этих людей был гениальный Леонардо да Винчи, сконструировавший первый в мире . И если мастеру даже в 15 веке удалось это сделать, почему бы вам не осуществить свою мечту сейчас?
Вам понадобится
- Алюминиевые трубки, синтетическая ткань, скелет птицы, книга о вкусной и здоровой пище.
Инструкция
Для начала задумайтесь о своем весе. Помните, чем легче вы, тем большая вероятность, что вы подыметесь на дельтаплан е и совершите приятный полет. Если у вас имеются целлюлит и пивной животик, открывайте книгу о вкусной и здоровой пище и подбирайте себе низкокалорийный дневной рацион. Перед полетом стоит сбросить пару килограмм.
Великий Леонардо свой дельтаплан из материалов, доступных ему в ту эпоху – дерева и домотканого , что и вызвало некоторые трудности. Если бы не это, эпоха покорения неба началась бы на 500 лет раньше. Не будем повторять его ошибок и сразу же станем использовать более легкие материалы. Возьмите алюминиевые трубки, ткань и сконструируйте миниатюрный дельтаплан , глядя на ваш . Роль птичьих косточек выполнит алюминий, а вместо перьев будет натянута парусина.
А теперь отправляйте ваш маленький дельтаплан в полет! Внимательно проследите, как он парит, не заваливается ли на бок. Если вы все сделали правильно, и дельтаплан летит и ровно, можно приступать к главному.
Источники:
- Дельтаплан по чертежам Леонардо да Винчи в 2018
Дельтапланеризм в наше время имеет огромную популярность среди любителей активного отдыха. Сейчас в мире существует множество мастеров, которые создают различные виды этого летательного аппарата. Это могут быть дельтапланы как с двигателем, так и без. Но не только мастерам дано создавать шедевры в мире дельтапланеризма, но и любителям так же предоставляется такая возможность.
Вам понадобится
- - металлические трубы. Из них будет изготавливаться каркас;
- - два колеса;
- - несколько тросов;
- - прочная парусина.
Инструкция
Для изготовления возьмите основные детали – обшивку, тросовую растяжку и каркас. Также целесообразно будет антипикировки и колес. Немалое значение нужно придать диаметру трубы для каркаса. Труба должна быть сделана из качественного метала, так как конструкция требует прочности и легкости. От того, как вы соедините трубы зависят летательные способности аппарата.
Грамотно рассчитайте количество мест для разъемов. От правильного расчета зависит прочность и вес всей конструкции. Соедините боковую и килевую трубу в носовой части дельтаплана, для создания лучшей обтекаемости. На верхнюю часть центрального узла прикрепите мачту. Она будет служить опорой для тросов.
Боковые узлы основы закрепите на вильчатой основе конструкции. Разместите их отдельно от соединений труб, чтобы исключить стыки труб и аэродинамики. Соедините между собой боковины и рулевую ручку. Рулевая система должна быть удобна и не должна требовать много усилий для совершения маневров. Обеспечьте надежность креплений и регулировки управления дельтапланом. Для этого расположите тросовую систему в различных узлах конструкции. Теперь натяните обшивку на конструкцию, и полностью готов к использованию.
Видео по теме
Обратите внимание
Остерегайтесь некачественных материалов, так как от качества собранной конструкции зависит ваше здоровье и жизнь.
Полезный совет
Для изготовления конструкции используйте качественные материалы. Тросы должны соответствовать высокому качеству и прочности для исключения отцепления карабина и разрывов. Металлические трубы должны быть прочными и в то же время легкими. Для обшивки используйте материалы, которые способны выдержать аэродинамическую нагрузку при полете. Лучше всего использовать парусную ткань.
Мечта о полете сопутствует человеку с незапамятных времен. Современные технологии позволяют осуществить ее каждому, кто способен разбираться в чертежах и управляться с инструментами. Сделать полноценный самолет, конечно, домашнему мастеру будет не под силу, а вот соорудить мотодельтаплан – вполне реально.
Вам понадобится
- - металлические трубы;
- - плотная ткань;
- - крепежные элементы;
- - лодочный двигатель;
- - инструменты для работы с металлом.
Инструкция
Уясните для себя конструкцию мотодельтаплан а. Традиционно он состоит из трубчатого каркаса, тросовой системы растяжек, шасси, силовой установки и крыла. Для изготовления мотодельтаплан а используйте готовые или закажите проект летательного аппарата в специализированном конструкторском бюро.
В качестве силовой установки используйте лодочный двигатель, например, «Вихрь-30». Оборудованный клиноременным редуктором, он позволяет получить тягу около 80 кгс.
В качестве прототипа крыла мотодельтаплан а используйте крыло одной из моделей спортивного дельтаплана. Отличие крыла аппарата, снабженного силовой установкой, в том, что собирать крыло следует из труб большего диаметра и с увеличенной толщиной стенки. Крыло изготовьте в три этапа: вначале обшивку, затем каркас, а в последнюю очередь осуществите окончательную сборку и доводку. При соединении полотнищ крыла используйте двойной шов типа «зигзаг». Поверх обшивки пришейте для усиления четыре слоя ткани. Усильте также заднюю кромку крыла поверх обшивки.
Источники:
- Мотодельтаплан "Поиск-04"
Дельтаплан – легкое воздушное судно. По сути, это крыло с каркасом и подвеской для пилота. Мотодельтаплан – это тот же аппарат, но с силовой установкой. На нем вы сможете не только совершать полеты и любоваться красотой местности, но и предпринимать дальние путешествия.
Вам понадобится
- -двигатель,
- -трубы для рамы мотодельтаплана;
- -ткань для крыла (полипропилен);
- -приборы;
- -специальная литература.
Инструкция
Начать строительство мотодельтаплана лучше всего с изучения специальной технической литературы. Пообщайтесь с теми, кто уже собрал аппарат. Обдумайте процесс строительства, сделайте проект. Запишите возникшие вопросы. Задать их можно как лично специалистам, так и на форумах авиалюбителей. Продумайте, какие узлы и детали вы будете использовать. Если будут какие-то замены, обязательно подкорректируйте проект. Идеально работать по чертежам. Их вы можете у инженеров, уже построивших свои мотодельтапланы.
Постройку мотодельтаплана начните с . Выбор «сердца» зависит от ваших возможностей. Самые доступные и – от . Можно использовать и двигатель, но он существенно утяжелит конструкцию. Вы должны обладать определенным мастерством, чтобы посадить тяжелый мотодельтаплан.
Корпус мотодельтаплана традиционен. Обычно используется треугольная рама. Она легка и надежна. Но не делайте жестким соединение рамы с двигателем. Вибрация двигателя снизит прочность корпуса и мест соединения труб. Не пользуйтесь титановыми болтами. Они разрушают крепеж при вибрации. Трубы для рамы берите не менее 65х2. Используйте усиление.
Специальную ткань для вы вряд ли сможете купить. Из доступных материалов воспользуйтесь полипропиленом. Такой материал используется, например, для больших мешков для цемента. Материал очень прочен. Но мотодельтаплан с полипропиленовым крылом лучше не хранить на открытом солнце. В случае правильного использования и содержания он прослужит не менее 8 лет.
Если вы не имеете опыта полетов на мотодельтаплане, хорошо дать облетать готовый аппарат опытному пилоту.