Прогулка. Наблюдения за растениями, цветами

Главная / Строительство

Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.


Тема: "Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни"
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Цель исследования: выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
4. Провести количественный анализ полученных результатов.
5. Провести качественный анализ полученных результатов.
Методика исследования: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: Формирование знаний о растениях будет проходить более успешно в ходе непосредственного взаимодействия детей с комнатными растениями, которое будет реализовываться через уход детей за комнатными растениями.


Целью формирующего эксперимента является уточнение и расширение знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о комнатных растениях у средних дошкольников в процессе ухода за ними.
2. Сделать выводы по результатам проведенной работы.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы строился с учетом следующих принципов:
1. Постепенного усложнения содержания знаний.
2. Введение педагогических условий.
3. Активность детей.
4. Создание ситуации успеха.
5. Учет индивидуальных особенностей.
Формирующий этап представляет собой отбор педагогических условий, направленных на формирование знаний о комнатных растениях.
Педагогические условия – это система факторов, обеспечивающих педагогический процесс. Подласый И.П. выделил несколько групп педагогических условий: дидактические, гностические, организационные, социологические, психологические.
Так дидактические условия были включены в занятия познавательного цикла, на которых знакомили детей с комнатными растениями, определяли содержание, объем знаний. На занятиях познавательного цикла целесообразно использовались следующие методы :
- сюрпризные момент
- наблюдение за комнатными растениями;
- художественное слово;
- опытническая деятельность;
- фиксация наблюдений.
Для успешного овладения знаниями о комнатных растениях создавались психологические условия, которые были направлены на поддержание интереса у детей с комнатными растениями с помощью: сюрпризных моментов, бесед, дидактических игр. С помощью организационных условий у детей стимулировалась познавательная активность, формировались познавательные интересы.
Необходимо воспитывать у детей интерес к комнатным растениям. Развивать желание ухаживать за ними. Для этого необходимо создавать гностические условия, включающие: наблюдение, показ иллюстраций, дидактические игры.
В основу формирующего этапа положены методики Николаевой С.Н., Саморуковай П.Г., Марковской М.М. в их методиках предполагается проведение трудовой деятельности на занятиях и в повседневной жизни. Это позволяет выстроить комплекс занятий, который способствует лучшему усвоению знаний.
В методики Марковской М.М. по формированию знаний о комнатных растениях и в процессе ухода за ними определено содержание знаний, выделено влияние труда на рост и развитие растений. Даны последовательные трудовые операции по уходу за комнатными растениями: полив, опрыскивание, мытье растений, начало обучения рыхлению.
В методике Николаевой С.Н. выделяется роль труда, как условие создания экологически-развивающей среды.
Саморукова П.Г. раскрывает способы организации труда при формировании знаний о комнатных растениях и методику формирования знаний в процессе ухода за ними.

Всю работу на формирующем этапе разбили на три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.

Подготовительный этап формирующего эксперимента

Цель подготовительного этапа: апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи:
1. Отобрать содержание знаний для формирующего этапа.
2. Пополнить, уточнить знания о комнатных растениях.
3. Расширить развивающую мини-среду (добавить новые комнатные растения бегония-Рекс и ампельное растение – комнатный виноград).
В групповой комнате была выделена мини-среда для ухода за растениями на основе уголка природы: проанализированы растения уголка природы и оборудование по уходу за комнатными растениями. В группе находились следующие растения: бегония, примула, герань душистая, бальзамин, кливия, фикус. Были добавлены бегония – Рекс и ампельное растение – комнатный виноград. Пополнено оборудование по уходу за растениями: сшиты новые варежки для протирания пыли с листьев и фартуки, внесены новые яркие рейки, пульверизаторы, альбом «Паспортизация комнатных растений», тазики. Добавила в уголок природы раскраски «комнатные растения нашей группы».
Сгруппировала растения по следующим признакам:
1. Растения имеющие классическую строение стебель, листы, цветы. (Герань душистая, зональная, бальзамин, бегония-крапчатая).
2. Имеющие ампельное строение. (Традесканция и комнатный виноград).
3. Сделала условные обозначения в виде пластмассовых палочек:
- синяя палочка обозначает растения, нуждающиеся в обильном поливе (герань, бальзамин, традесканция);
- желтая палочка обозначает растения, нуждающиеся в умеренном поливе (кливия, комнатный виноград, бегония).
Педагогическая работа на подготовительном этапе делилась на два блока:
1 блок: «Знакомые – незнакомые».
Цель: уточнить знания у детей о внешнем виде комнатных растений, их названия, месте произрастания, способа ухода за ними.
Этот блок включал следующие виды педагогической деятельности:
1. Занятие «Знакомство с комнатными растениями».
2. Рассматривание альбома Паспортизация комнатных растений».
3. Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Занятие: «Знакомство с комнатными растениями» проходило в первую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Программное содержание: учить более полно описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида; закреплять название растений, которые находятся в группе; познакомить детей с новыми комнатными растениями: бегонией-Рекс и комнатным виноградом; поддерживать интерес детей к комнатным растениям.
Подготовка к занятию: отобрать растения для рассматривания, знакомые поставить на стол, незнакомые (бегония-Рекс и комнатный виноград) спрятать на подоконнике.
На занятии использовались следующие приемы:
- сопоставление, сравнение (Что стоит на моем столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету и поверхности? Есть ли растений цветки и какие они?);
- побуждала детей к активной умственной деятельности с помощью поисковых вопросов (на что похож лист этого растения, чем отличаются эти растения?);
- сюрпризный момент: внесение и рассматривание новых растений;
- детям предлагается решить проблемные ситуации (Что необходимо для того, чтобы новые растения у нас чувствовали себя хорошо? Какую палочку поставим синюю или желтую? Если я растение поливаю обильно, то ставим синюю палочку, а если умеренно – желтую. Давай те найдем место для новых растений) ;
- с детьми проводится дидактическая игра: «Чего не стало?» ;
- подведение итогов занятия, дается оценка каждому ребенку.

Рассматривание альбома «Паспортизация комнатных растений»

Проводилось с подгруппой детей в свободное от занятия время во вторую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Вместе с детьми в уголке природы мы рассматривали альбом: повторяли названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие растения влаголюбивые, а какие любят умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.
Дидактическая игра: " Отгадай загадки ".
Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.
Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

2 блок: " Зеленая анатомия ".
Цель: уточнить знание детей о частях комнатных растений, о факторах их роста и развития.
Этот блок включает следующие виды педагогической деятельности:
1. Дидактическую игру: «Путаница».
2. Занятие: «Уход за комнатными растениями».
3.Опыт: «Потребность растений во влаге».
4. Опыт: «Необходимость света для роста и развития растений».

Дидактическая игра: " Путаница".
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
- детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;
- сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей?);
- предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому?) ;
- детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- оценить каждого ребенка.
Занятие: " Уход за комнатными растениями ".



Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за комнатными растениям и их последовательностью.
Подготовка к занятию: растения, нуждающиеся в уходе, миски с водой, пульверизатор, лейка, клеенку – на каждый стол; у каждого ребенка: фартук и рукавичка; недалеко от столов размещаются большой таз, лейка и мягкая кисти.
На занятии использовались следующие приемы:
- детьми предлагалось в форме индивидуальных поручений расставить растения, рассмотреть инвентарь для ухода;
- вспомнили с детьми порядок и приемы ухода и их значение (Как надо мыть растение с крупными листьями, а как с мелкими, а зачем мы ухаживаем за растениями? Зачем нужны пульверизаторы, варежки, кисточки?) ;
- задавались поисковые вопросы по следующим трудовым операциям: притирание листьев, мытье растений (чем протирают крупные листья? Что нужно делать, чтобы земля не размывалась, при мытье растений? как протирают пыль с растений с опушенными листьями?);
- активная деятельность детей. (Дети протерли листья, опрыснули их, а растения с мелкими листьями вымыли в тазу из большой лейки и удалили мягкой кистью пыль с растений) ;
- вместе со всеми детьми поставили чистые растения в уголок природы, убрали инвентарь на место;
- в уголке природы провели оценку проделанной работы.
Опыт: " Потребность растений во влаге ".
Цель: выявить потребность растений во влаге.
Перед выходными днями, в пятницу, организовалось рассматривания герани душистой в хорошем состоянии. Опыт по выявлению потребности растений во влаге проводился с влаголюбивым растением. Вместе с детьми выяснили, как чувствует себя растение, какие у него листья, какой стебель, упругий или нет. Затем зарисовали герань душистую с сочными зелеными листьями и стеблем на плакате.
Повторное наблюдение проводилось через три дня после перерыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге (проводилось утром).
Предлагалось детям посмотреть на герань душистую. У детей спрашивали, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими у него стали листья. Ребята сравнили состояние листьев растения с рисунком (на первом этапе опыта). У детей спрашивалось, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагалось потрогать земля в горшке. Дети высказывали предложения о том, чего не хватает растению. Выслушивались все мнения детей, задавался вопрос «Можно проверить действительно ли герани душистой не хватает воды?» одному ребенку предлагалось обильно полить растение. Зарисовали на плакате поникший цветок и отметили, что его полили.
Предлагалось ребятам понаблюдать за ним в течение дня. В тот же день, вечером, при появлении признаков «оживления» герани душистой был проведен заключительный этап опыта. Дети вспоминали, как чувствовал себя цветок утром, рассматривали плакат с зарисовкой и задавались вопросы: «какие у растения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению?».Затем организовалось заключительное рассматривание герани душистой по следующим вопросам: какими стали листья и стебель? Почему? Чего не хватало нашему растению? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды?.


Опыт: " Необходимость света для роста и развития растений ".
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.
Для опыта было выбрано растение герань зональская. Это растение разместили в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на нее с одной стороны. Через несколько дней, было проведено наблюдение и было замечено, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. После наблюдения, карандашом было помечена сторона горшка, в которую наклонялось растение. Затем герань развернули на 180 градусов и продолжили наблюдение. В скорее было замечено, что растение выпрямилось и постепенно наклонялось в противоположную сторону. Данный опят позволил сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.
Основной этап формирующего эксперимента.
Цель: расширить, уточнить и обогатить знания детей о комнатных растениях по средствам ухода за ними.
В этот этап входят:
1. Труд в уголке природы, организованный в следующих форме индивидуальных поручений:
-для детей низкого уровня организовывалось: полив и удаление пыли с комнатных растений. В зависимости от поставленной цели;
-для детей среднего уровня работа организовывалась ситуативно (помочь детям с низким уровнем, помыть растения с мелкими листьями, протереть растения от пыли);
-для детей высокого уровня организовывались усложненные задания (мытье растений, помощь воспитатель в пересадке растений, рыхление).
2. Коллективный труд.
Включает в себя мытье растений и притирание растений от пыли.
Содержание индивидуальных поручений.
Цель: осмотри уголок природы и найди те растения, которые нуждаются в помощи.
Индивидуальные поручения были организованы в виде игры «Айболит». Детям на низком уровне было предложено стать врачами. Вместо белого халата врача детям раздавались фартуки, а вместо таблеток предлагалось лейка с водой, пульверизатор, рукавичка для удаления пыли. При этом существенно повысилась ответственность детей за жизнь обитателей уголка природы, улучшилось качество ухода за ними.
В труде закреплялись знания детей, полученные на занятиях по обучению способам ухода за растениями. Также совершались следующие трудовые операции:
1.Полив.
Цель: удовлетворить потребность растений в воде.
Предмет труда: растение, требующие полива (поникшие листья, неупругий стебель, горшок легкий).
Использовались такие инструменты и материалы: лейка с водой, отстоявшейся 1-2 дня, клеенчатые фартуки, тазик для слива воды с поддона, если это было необходимо.
Детям с низким и средним уровнем предлагалось определить растение, нуждающееся в поливе, надеть фартук. Затем поливали растения, следя, чтобы вода не попала на надземную часть растения и не оголяла корни. Когда появлялась вода на поддоне, заканчивали полив. После дети наливали в пустые лейки воду.




Результат: упругое, зеленое, здоровое растение
2.Мытье растений.
Цель: удовлетворить потребность растений в воздухе.
Предмет труда: запыленное растение.
Инструменты и материалы: тазик с водой, клеенка для накрывание земли, мягкая кисточка, рукавичка.
Если у растения крупные, плотные, кожистые листья, то для удаления пыли использовались рукавички. Воспитатель набирал в таз воду и ставил возле растения, дети предлагалось надеть рукавичку на правую руку, намочить ее, отжав лишнюю воду, в левую руку взять лист, а правой рукой аккуратно стереть пыль с него. После удаления пыли, дети прополаскивали рукавичку и вешали сушить.
Если у растения мелкие тонкие литья, использовался душ. Дети находили такое запыленное растение, воспитатель ставил его в ванну, закрывали землю в горшке пленкой. Полив растение под душем, ему давали немного обсохнуть и ставили на прежнее место, сняв пленку.
Если у растений опущенные листья, его обрабатывали мягкой кисточкой, затем убирали кисточку на место.
Результат: растение чистое, здоровое, ухоженное.
3.Рыхление.
Привлекались дети высокого уровня, а дети, находившиеся на среднем и низком уровнях, наблюдали за работой воспитателя и детей.
Цель: улучшить поступление воздуха и воды к корням растения.
Предмет труда: растения, нуждающиеся в рыхлении земли.
Инструменты и материалы: тугие палочки для рыхления, лейка с водой.
Дети вместе с воспитателем осматривали растения и определяли, какие нуждаются в рыхлении. Когда определили растение, брали лейку с водой и поливали его, пока вода хорошо промочит землю. После этого воспитатель начинал показывать, как правильно рыхлить. (Начиная от края горшка к середине, не тревожа верхнюю часть растения и корни. Стараясь возле стебля рыхлить неглубоко.) после рыхления палочки промывали под водой и вытирали их тряпочками, затем ставили на место.


Результат: растение упругое, зеленое, здоровое.
Коллективный труд был направлен на удаление пыли и опрыскивание растений.
Цель: сформировать умение выбрать способ удаление пыли с растений, ориентируясь на характер поверхности листьев, их величину, прочность и количество. Закреплять знание о трудовом процессе.
Коллективный труд был организован во вторую половину дня. Заранее были подготовлены: тазы, лейки с водой, кисточки, клеенки для укрывания почвы от размывания, фартуки, рукавички.
Перед детьми поставили цель труда: «сегодня мы будем очищать растения от пыли». У детей спрашивалось, а зачем это необходимо делать? После этого с детьми обследовали растения группы и отбирали те, которые по внешнему виду нуждались в уходе. Вспомнили с детьми, как правильно выбрать способ удаления пыли с разных растений, от чего будет зависеть выбор. Затем детей разделили на звенья:

1 звено дети находившиеся на низком уровне. Они ухаживали за фикусом, кливией, бегонией пятнистой крапчатой;
2 звено дети находившиеся на среднем уровне. Они ухаживали за примулой, геранью, бальзамином;
3 звено находились дети на высоком уровне (вместе с воспитателем мыли растение под душем).
Детям предлагалось выбрать себе растение, за котором хотели поухаживать, отобрать необходимое для работы инструменты и приступить к работе. В конце труда воспитатель обратил внимание детей, что растение стали красивее и ми легче дышится.







Заключительный этап проекта.



Цель: закрепить знание детей об уходе за комнатными растениями.
На этом этапе проводились следующие игры:
- «Собери растение, выбери предмет и уход за ним»;
- «Как растет растение»;
- «Магазин цветов».
Дидактическая игра: «Собери растение, выбери предмет и уход за ним», проводилась с подгруппой детей во второй половине дня.
Цель: правильно собрать растение, назвать его части.
Детям раздавались конверты с разрезными картинками, нужно было собрать в единое целое и назвать растение и его части. Предлагалось выбрать предмет и то, что любит растение (свет, воду).
В дидактической игре «Как помочь растению» - детям раздавались картинки, где растение были с увядшими и поникшими листьями. Затем предлагалось оказать помощь – дорисовать, что не хватает растению. В конце игры детям присваивались звания: «Знаток природы».
Также с детьми была разучена новая сюжетно-ролевая игра: «Магазин цветов».
Цель: обобщить знание детей о комнатных растениях.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о названиях комнатных растений и строении. О частях растения, уходе за ними, в зависимости от биологических потребностей.
К проведению игры, дети уже имели достаточные знания о видах комнатных растений. Они с удовольствием выполняли роли покупателей и продавца-консультанта. Как вариант покупатель подробно описывал продавцу то растение, которое он хочет купить. Продавцу нужно узнать растение, называть его и выдавать покупку, напоминая способы ухода.


Вся проведенная экспериментальная работа формирующего этапа была направлена на формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Результаты, полученные в ходе формирующего этапа работы, позволяют сделать следующие выводы: возрос интерес детей к растениям, увеличилась самостоятельность и активность детей в процессе ухода за комнатными растениями.

Контрольный этап проекта

Для того, чтобы подтвердить влияние комплекса мероприятий формирующего этапа на процесс формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Цель: выявить уровень сформированности знаний о комнатных растениях.
На контрольном этапе решались следующие задачи:
1. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
2. Провести качественный и количественный анализы результатов работы.
3. Выявить динамику роста знаний у детей пятого года жизни.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе, а именно П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой.
Для выявления динамики роста знаний о комнатных растениях на данном этапе использовались следующие методы: для выявления полноты знаний проводились индивидуальные беседы по картинкам.
Цель: выявить знание детей о названиях комнатных растений и способах ухода за ними.
Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, вне занятий во вторую половину дня.
Оборудование: картинки: «Комнатные растения».
Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам:
- Что это?
- Назови это растение?
- Где растет это растение?
- Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
- А за всеми комнатными растениями?
- Покажи герань?
- Покажи где у растения ствол?
- Какого цвета у герани ствол?
- Покажи где у растения листья?
- Какой они формы, цвета?
- Покажи где у герани цветы?
- Герань любит свет?
- Это растение нужно много воды или мало?

Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы.
Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра: «Собери растение, называя его части, выбери предмет и уход за ним ».
Цель: выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.

Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
- Что это за часть растения?
- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
- Зачем растению листья, стебель, цветы?
- Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
- Зачем опрыскивают растения?
- Как называются ваши растения?

Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая Карта №3 из исследований Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу» .
Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: дидактическая игра: «Что перепутал художник?».
Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.
Заключение

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о комнатных растениях, так как это наиболее сензитивный период в умственном развитии дошкольников.
Проблема формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогов как А.В.Запорожеца, Л.А.Венгера, Ю.К.Бабанского, Н.Н.Поддьякого.
Проблеме формирования знаний в процессе ухода за растениями просвещены работы таких педагогов как П.Г.Саморуковой, Л.М.Маневцевой., С.Н.Николаевой, М.М.Марковской. Данные исследователи подчеркивали, что в процессе ухода за растениями происходит формирование основ экологических знаний. Комнатные растения являются природной средой дошкольников, оказывает влияние на их эмоциональное состояние. Уход за растениями является практической деятельностью, которая формирует первые естественно-научные знания о комнатных растениях (о родине, внешнем виде, влиянии света, тепла, влаги).
По мнению Л.С.Выготского только в практической деятельности формируются точные, четкие знания. Поэтому проблема формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними является актуальной. В результате чего была выбрана тема исследования. К среднему дошкольному возрасту у детей имеются знания и представления о природе. В частности «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, определяет объем знаний средних дошкольников о комнатных растениях. Дети должны иметь представления частях растений, о их потребностях (в воде, свете, тепле), о правильных приемах ухаживания за ними.
Результаты констатирующего эксперимента показали следующее: знания детей недостаточно полные и четкие, разрозненые и недостаточно обобщены. Все это подтверждается в наблюдениях за работой детей в уголке природы. Полученные данные подчеркивают необходимость корректировки, пополнения, обобщения и систематизации знаний детей, которая осуществлялась в ходе формирующего эксперимента.
На этапе формирующего эксперимента был составлен перспективный план работы, пополнен уголок природы. Были проведены занятия, дидактические игры, опыты, различные виды трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями, которые позволили уточнить, пополнить и расширить знания детей о комнатных растениях. Дети на практике во время выполнения индивидуальных трудовых поручений и во время коллективного труда в уголке природы не только приобретали новые знания, но и применяли их.
Результаты контрольного эксперимента показали динамику роста уровня знаний о растениях, были установлены качественные изменения по каждому показателю: глубине, полноте, осознанности. Знания стали более отчетливыми, прочными; дети устанавливали связи между происхождением растений и биологическими потребностями, стали ответственнее относиться к поручениям в уголке природы; дети стали более наблюдательными, могли рассказать о потребностях того или иного растения, сравнить их по строению и др. Также увеличилось количество детей достигших высокого уровня знаний, другие подтянулись до среднего уровня. На низком уровне остался ребенок, который не был вовлечен в системную, целенаправленную работу, в связи с редким посещением детского сада.
Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании следующих педагогических условий повышается эффективность формирования знаний о комнатных растениях:
1. Наличие разнообразных комнатных растений в уголке природы и их соответствие возрасту детей.
2. Наличие экологических знаний и интереса к изучаемой проблеме у самого воспитателя.
3. Регулярная организация трудовой деятельности с детьми по уходу за комнатными растениями как на занятиях, так и в повседневной жизни, с использование эффективных методов обучения.
4. Мотивация трудовой деятельности детей воспитателем.
5. Использование знаний о комнатных растениях в других видах деятельности.
Спланированная и проведенная опытно-экспериментальная деятельность доказывает эффективность использования трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями в процессе формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни и целесообразность использования данного метода в практике дошкольного учреждения с целью повышения качества педагогического процесса и интеллектуального развития детей.

Презентация на тему: Формирование знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни Проект в старшей группе детского сада

Уголок природы - обязательная часть развивающей среды детского сада. Невозможно представить группу любого возраста без комнатных растений, разнообразного и увлекательного игрового, демонстрационного материала на природоведческие темы. Особенно важно правильно организовать и наполнить необходимым содержимым уголки природы в группах старшего дошкольного возраста, где воспитываются будущие школьники.

Цель создания уголков природы в старшей группе детского сада

Дети шестого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Ведь современные дошкольники - это будущие взрослые, которым предстоит жить в XXI веке, заботиться о сохранности нашей планеты для следующих поколений.

Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И.С. Соколов-Микитов

Старший дошкольный возраст - период вдумчивого, серьёзного восприятия информации. Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети. На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования. Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.

С пониманием того, что в природе нет ничего «лишнего», «вредного» или «плохого» придёт умение ценить её богатства, стремление хранить их.

Детям шестого года жизни также доступно понимание взаимосвязей в экологических системах, таких как «лес», «луг», «водоём», у них высоко развита любознательность, стремление к исследовательской и опытной деятельности, интерес к детской научной литературе.

Любовь к природе у дошкольников формируется на основе познания её законов и умения видеть её красоту

Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. Научив ребёнка видеть чудо, которое скрывается и в огромном облаке, и в малой капле росы, педагог сумеет достучаться до чуткой детской души и заложит основы гуманного отношения к окружающему миру. Ведь любить и беречь нужно не только то, что приносит пользу, но и то, что радует нас своей красотой.

Учитывая это, уголки природы в старших группах детского сада, служат отличным подспорьем для воспитателя при осуществлении программных задач в области ознакомления с природой и воспитания экологической культуры (по примерной образовательной программе «От рождения до школы»):

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Обычно уголки природы очень красивы. Пышная зелень, цветы, яркие грозди рябины, букеты осенних листьев украшают и оживляют помещении группы. Но эстетическая функция, хоть и важна, не является главной целью при организации уголка природы. В первую очередь уголки природы создаются в групповых комнатах для того, чтобы воспитанники имели возможность ежедневно общаться с миром природы, наблюдать доступные живые и неживые объекты не на картинках, а в их реальном виде, знакомиться с ними с помощью всех органов чувств.

Помимо развивающих и воспитательных задач, уголок природы выполняет и санитарную: способствует очищению помещения от пыли, создаёт благоприятный микроклимат

Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях

Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:

  • Содержание животных (млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся) в групповом помещении современными санитарными нормами запрещено.
    • В тех детских садах, где всё же решают оставить животных, чтобы дети могли наблюдать за ними, для попугайчиков, хомячков и прочих питомцев отводят отдельную комнату. Животных в клетках оттуда приносят в младшие группы для наблюдений. Дети старшего возраста могут посещать живой уголок, кормить любимцев, наблюдать за их поведением в привычной для животных обстановке.
    • Чистят клетки, меняют подстилки и выполняют прочие работы по уходу за животными только взрослые. Привлечь детей старшего дошкольного возраста к труду можно, поручив им сбор корма для питомцев (например, попросить сорвать листья капусты на огороде для морской свинки).
  • Оборудование и экспонаты уголка природы не должны представлять опасность для детей.
    • Воспитателю следует ответственно отнестись к подбору инструментов, исключить острые, режущие, колющие.
    • Также нужно знать, какие растения ядовиты, и не допустить их появления в уголке природы.
    • Не рекомендуется разводить колючие растения. Дежуря в уголке, выполняя трудовые действия, дети могут пораниться о них.
    • Мебель, полки, крупные части оформления необходимо как следует закрепить, проверить на отсутствие острых углов, мелких деталей, которые дети могут отсоединить.
    • Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо, нос. Даже на шестом году жизни ребятишки иногда проявляют свои таланты исследователей во вред собственному здоровью. Поэтому перед работой с природным материалом необходимо каждый раз проводить инструктаж, напоминать детям, как обращаться с пособиями и материалами. Мелкие семена, ракушки, камушки дают для рассматривания в прозрачных пластиковых пакетах, ёмкостях, которые наглухо запаяны или закрыты.
    • Нельзя использовать для опытов бьющиеся стеклянные пробирки, стаканы и пр. Их заменяют пластиковой прозрачной посудой.
    • Если у кого-то из детишек замечена аллергия на определённые растения, от живого объекта следует отказаться и заменить другим растением.
  • Эстетичность и гармоничность. Цвет мебели, а также оформление календарей природы, наблюдений должны сочетаться с общим дизайном группы. Растения в уголке природы размещают здоровые, хорошо облиственные, обильно цветущие, что радует детей и способствует воспитанию любви к живой природе. Украшают и повышают интерес детей к уголку рисунки и поделки детей на природоведческую тематику.

С любовью и вкусом оформленная природоведческая зона послужит украшением группы и любимым местом игр и отдыха малышей

Оборудование уголка природы в старшей группе

Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.

Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними

Образовательные программы («Истоки», «От рождения до школы», «Детство») предъявляют к педагогам такие требования:

  • расширять представление детей о комнатных растениях;
  • учить разным способам ухаживать за растениями в зависимости от их внешнего вида;
  • дать представление о вегетативных способах размножения комнатных растений.

В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).

Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:

  • обыкновенная герань;
  • фуксия;
  • бегония вечноцветущая;
  • примула;
  • камелия;
  • китайский розан;
  • колеус;
  • аралия;
  • алоэ;
  • агава;
  • бегония-рекс;
  • аспарагус;
  • душистая герань;
  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • примула;
  • кливия.

Фотогалерея: растения дл я уголка природы в старшей группе

Листья агавы нужно очищать от пыли влажной жёсткой кисточкой Примечателен аспарагус тем, что может расти и развиваться даже в тени Неприхотливый в уходе бальзамин порадует детей своими нежными цветами На примере камнеломки дошкольники ознакомятся с растением, которое размножается отростками, «детками» Сравнивая колеус нескольких цветов, дети убедятся в многообразии растительного мира Традесканция - довольно прихотливое и требующее внимания растение, но отблагодарит за заботу пышной и красивой листвой В младших группах дети только ухаживали за фикусом, а воспитанники старших групп могут описать его внешний вид и даже нарисовать Красота цветущего цикламена не оставит детишек равнодушными

Разумеется, все эти объекты иметь необязательно. Воспитатель выбирает те, которые может приобрести, обращается за помощью к родителям, и они охотно помогут наполнить уголок необходимыми растениями. Возможен также обмен между группами, когда красивое, привлекательное растение по очереди содержат в уголке природы нескольких групп, чтобы наблюдать за ним в течение 2–3 недель.

Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.

Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:

  • очищение листьев от пыли;
  • удаление сухих листьев, частей стебля;
  • полив и рыхление почвы;
  • перевалка в горшки большего объёма, пересадка;
  • размножение растений отпрысками, частями корневищ, листовыми черенками, луковицами.

Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение - при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).

Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить

Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:

  • Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений. Поскольку в уголке природы проводится и коллективный труд, желательно иметь 10–15 комплектов. Сшить фартуки помогут мамы воспитанников, это не потребует большого вложения средств.
  • Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
  • Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
  • Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
  • Инструменты для удаления пыли с листьев. Они различаются в зависимости от особенностей листовой пластины. Для широких гладких листьев, как у фикуса, используют влажные губки. Для плотных игольчатых типа алоэ - жёсткие влажные кисточки на длинной ручке (можно использовать широкие для клея или самые маленькие для хозяйственных работ). Пыль с фиалки и других растений, у которых есть опушение, но сам лист нежный, осторожно удаляют сухой мягкой кистью. Это может быть большая рисовальная кисть.
  • Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
  • Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.

Детворе очень нравится ухаживать за растениями, проявлять доброту и заботу

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

  • Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.
  • Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха - знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

  • Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?
  • Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?
  • Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?
  • Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

  • песок, глина;
  • сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);
  • каштаны, жёлуди, шишки;
  • обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;
  • чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);
  • крупы, мука;
  • семена растений.

Сезонные объекты в уголке природы

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

  • букет осенних листьев;
  • корзинка с овощами или фруктами;
  • грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);
  • еловая или сосновая ветвь;
  • макет (поделка) снегиря на ветке;
  • макет снеговика;
  • полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

  • О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака - друг человека, помогает ему, защищает, а волк - дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).
  • О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).
  • Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.
  • О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
  • О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).
  • О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.
  • О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.
  • О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица: примеры игр на экологическую тематику для детей 6-го года жизни

Название и оборудование игры Задачи Ход игры
Экологическое солнышко.
Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).
Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение. Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка.
- Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова - очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер - еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни - из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку.
Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.
Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям. Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем.
Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем - белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных».
Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.
Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

О красоте некоторых природных явлений невозможно рассказать словами - их только можно запечатлеть на фото

Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные.

Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам старшей группы моделирование.

Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого.

Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.

Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.

Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.

В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками.

Для знакомства с миром экзотических, удалённых природных зон в старшей группе ДОУ используют макеты и моделирование

Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ

Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.

Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ

Всё оборудование и объекты уголка природы заносят в специальный паспорт.

Таблица: примерное содержание паспорта уголка природы

Раздел паспорта Содержание
Название уголка «Мы и природа», «Окошко в природу», «Как прекрасен этот мир», «Удивительный мир природы» и т. д.
Ответственное лицо Воспитатель группы
Пояснительная записка Раскрываются цели и задачи работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования.
Растения Название и характеристики растений (из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода).
Материал и оборудование для экспериментирования Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, даётся краткое описание, как ими пользоваться.
Природный материал Перечень объектов
Дидактические игры Перечень игр
Пособия, литература Перечень пособий и книг с кратким описанием

Фотогалерея: примеры оформления паспортов растений

Герань

Деятельность старших дошкольников в уголке природы

Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.

Труд в уголке природы

Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:

  • тщательно осматриваются растения, удаляются все сухие листья и стебли;
  • протираются горшки и полки;
  • чистится и приводится в порядок оборудование;
  • просматриваются игры, книги, наглядные пособия, отбираются те, которые нуждаются в ремонте;
  • обновляется и пополняется запас природного материала.

Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно. Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.

Поскольку дети не могут уследить за всем, что находится в уголке природы, воспитатель может привлечь для помощи им одногруппников, давая эпизодические поручения: «Наташа и Валя, помогите разложить эти картинки по коробкам для игр, они перепутались. Игорь, помоги нашим дежурным сложить магниты и увеличительные стёкла». Некоторые дети любят действовать с оборудованием для опытов, предметами и игрушками из уголка природы, но складывать вещи после игр предоставляют дежурным. Воспитатель напоминает малышам, что правило: «Поиграл - положи на место» действует и в уголке природы, хотя там и есть дежурные.

Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств - не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.

Дежурство всегда должно быть в радость и вызывать положительные эмоции

Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы

Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.

Длительность занятия не должна превышать 25 минут.

Таблица: конспект НОД «Дежурство в уголке природы», разработала О. Ю. Левенец

Этап НОД Содержание этапа
Задачи Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Закрепить знания структуры трудового процесса, упражнять в практических навыках поливки, рыхления растений.
Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Материалы Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартуки, леечки с водой, лопатки для рыхления почвы, кисти для ухода за мохнатыми листьями, влажные салфетки.
Организационная часть В группу пришла посылка от Золотой Рыбки (хозяйки экологической тропы) с принадлежностями для дежурства в уголке природы.
Воспитатель предлагает рассмотреть, что в посылке.
- Каждому дежурному нужно своё оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы мне будете помогать. Будьте внимательны, следите за тем, что я делаю и учитесь. Кто хочет мне помогать?
Основная часть Воспитатель приглашает одного ребёнка. С помощью взрослого ребёнок надевает фартук и демонстрирует, как правильно поливать растения, касаясь носиком лейки края горшка.
Воспитатель комментирует действия ребёнка:
- Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильном поливе, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон.
Нужно убирать старые засохшие и заболевшие листья, аккуратно и неглубоко рыхлить почву, протирать твёрдые листья влажной салфеткой и мохнатые листья мягкой кисточкой.
Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).
Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.
Воспитатель:
- В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий, поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.
- Ребята! Вам понравилась посылка рыбки? (Дети отвечают). Какие необходимые предметы прислала вам рыбка! (Заглядывает в посылку).
- Ой, да здесь ещё какие-то карточки с заданиями. Давайте поможем рыбке?
Проводится игра «Угадай по описанию» (комнатные растения).
Заключительная часть Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием рыбки. На память о рыбке у нас в группе останутся морские камешки, они пополнят нашу коллекцию.

Анализ оформления и работы уголка природы

Анализ уголка природы проводит методист дошкольного учреждения во время плановой тематической проверки («Состояние работы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию») или же сам воспитатель во время смотра-конкурса уголков, когда коллеги из всех групп приходят друг к другу, чтобы ознакомиться с проведённой работой и перенять опыт.

Анализ уголка включает в себя такие пункты:

  • Безопасность.
  • Соответствие возрасту детей. Поскольку уголок природы расположен в старшей группе, то в нём должны быть не только уже известные детям объекты, изображения, но и картинки, энциклопедии, другой материал, который расскажет о новых, незнакомых детям обитателях экзотических природных зон: океана, австралийского континента. Это компоненты опережающего развития, которые стимулируют познавательную активность, пытливость и стремление к новым знаниям.
  • Наполнение уголка (наличие разнообразных растений, материалов, игр и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Доступность для детей, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре).
  • Наличие календаря природы, его вид, постоянно ли он ведётся.
  • Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
  • Имеется ли сезонный материал.
  • Эстетичность и креативность оформления.

Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо.

Уголок природы - важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки - порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу».

На участке любого детского сада найдётся немало разнообразных зелёных насаждений. Деревья, кустарники, цветы способны послужить не только «фоном и декорацией» для прогулки на свежем воздухе, но и ценным наглядным материалом для занятий природоведческой и экологической направленности.

В данном разделе собраны конспекты занятий и статьи о прогулках, во время которых вниманию детей было предложено наблюдение за разнообразными растениями. Закрепляем представления дошкольников о характерных особенностях различных растений и цветов, формируем чёткие понятия о них. Воспитываем желание любоваться цветущими растениями; бережно и ответственно относиться к любым зелёным насаждениям.

Растения и цветы - в центре внимания на тематической прогулке юных натуралистов.

Содержится в разделах:
  • Прогулки в детском саду. Наблюдения на прогулках, картотеки, конспекты

Показаны публикации 1-10 из 294 .
Все разделы | Прогулка. Наблюдения за растениями, цветами

Це ль : формировать первичные представления о лекарственных растениях родного города , познакомить с лекарственным растением Цикорий . Воспитатель : Летом вокруг мы видим много разных цветов и трав . Отгадайте загадку : Т е, кто со мною незнаком Меня считают васильком Но все же, кто...


Цели : продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету , размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки , бархатцы.Познакомить детей с растениями , рассказать о них....

Прогулка. Наблюдения за растениями, цветами - Конспект прогулки «Наблюдение за цветами. Признаки растений»

Публикация «Конспект прогулки «Наблюдение за цветами. Признаки...»
Цель прогулки: Продолжать учить детей различать характерные признаки растений; воспитывать умение любоваться красотой цветов,видеть красоту вокруг,бережно и заботливо относиться к ней. Обратить внимание детей на изменения произошедшие на цветочных клумбах. Вспомнить, как...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цели: учить видеть красоту ярких красок весны; познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветение); воспитывать умение любоваться цветущими деревьями; обогащать словарный запас. Ход прогулки -Не все растения одинаковы весной. Найдите отличия. На...

Фотоотчёт. Наблюдение за трудом взрослых. Высадка растений на клумбу. Цель: Познакомить детей с трудом взрослых- высадка растений. Задачи: Познакомить детей с трудовыми действиями взрослого при высадке растений. Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность....

Тематическая прогулка в старшей логопедической группе «Наблюдение за деревьями кустарниками, цветами» Тема «Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами» Цель: Создание условий для формирования знаний об особенности жизни деревьев и кустарников весной посредством игры. Задачи: Образовательные - формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них есть...

Прогулка. Наблюдения за растениями, цветами - Фотоотчёт о наблюдении за одуванчиком в первой младшей группе


Фотоотчёт наблюдение за одуванчиком в первой младшей группе. Цель: Познакомить с первым весенним цветком- одуванчиком. Задачи: Знакомить с первым весенним цветком- одуванчиком, с его характерными особенностями: жёлтый, пушистый цветок, стебель длинный, гладкий. Способствовать...

Цель: Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Задачи: - уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); - формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; -...

Конспект наблюдения и труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе.

Программное содержание: Учить детей определять растения, которым тесен горшок. Знакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок. Учить находить и узнавать растения по описанию.
Закрепить навыки детей по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление, уборка пыли). Развиваем мышление, память, внимание. Развиваем умение наблюдать за состоянием комнатных растений.
Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и других частей растения.
Продолжать воспитывать интерес к растениям и желание выращивать их.
Подготовка к занятию: Заранее подбираю небольшие по размеру растения, моем горшки вместе с дежурными, готовлю черепки, песок. Землю рыхлим, увлажняем, смешиваем с песком. Беру для занятия подгруппу из 6 детей.
Инвентарь: Совочки, палочки, нож, миски, лейки, тряпочки.(Начинаю беседу с детьми с того, что показываю им комнатные растения, которые приготовила для пересадки и те которые в этом не нуждаются).
Воспитатель: Как называются наши растения? (бегонии, фиалки, традесканция)
Воспитатель: Как мы за ними ухаживаем? (поливаем, опрыскиваем, рыхлим, смахиваем пыль щёточкой)

Воспитатель: А давайте мы их сейчас внимательно рассмотрим. Вот у нас стоят два горшочка с бегонией, но внешне они абсолютно разные. Чем они отличаются? (у одной бегонии листья гладкие, а у другой махровые; разного цвета). А чем они схожи? (у обоих цветов крупные листья).
Воспитатель: Посмотрите, что видно сверху? Почему видны корни? (Горшок мал)
Воспитатель: Осмотрите все растения и найдите среди них такие, которым тоже малы горшки (осматривают и выбирают нужные).
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы они росли лучше? (пересадить в большие горшки)
Воспитатель: Что мы будем сначала делать, приготовим новый горшок или надо вынуть растение из старого горшка? (приготовить новый горшок)
Воспитатель: А как мы, ребята, приготовили горшок? (вымыли, намочили его)
Воспитатель: Что ещё мы приготовили? (землю, песок)
Воспитатель: Как приготовили землю, какой она стала?
(рыхлой, влажной – в ней хорошо будут расти корни)
Воспитатель: Теперь выберем новый горшок – он должен быть немного больше старого. Аня и Влад, приготовьте грунт для растения – на дно горшка положите черепок выпуклой стороной кверху, затем насыпьте немного песка и земли. (вынимаю растение из старого горшка и вместе с детьми осматриваю ком земли).
Воспитатель: Посмотрите, как выглядят эти корни у бегонии? (прямые, длинные корни).
Дети видят, какие бывают подземные части у растений, убеждаются, что земли действительно мало в горшке. Затем ставлю ком земли в новый горшок, а дети насыпают землю вокруг кома, поливают растение и ставят его на место. Затем предлагаю проделать ту же работу со следующим растением.
Воспитатель: А теперь мы пересадим другую бегонию и посмотрим, такие же корни у этого цветка или они чем-то отличаются.
(прошу других двух детей приготовить горшок для цветка так же, как это сделали Аня и Влад).
Воспитатель: Чем же отличаются эти корни, от корней предыдущей бегонии? (они похожи на маленькую картошку).
Воспитатель: Да, ребята, молодцы! Вы нашли все отличия наших бегоний. Теперь мы знаем, что они не только внешне отличаются, но и подземные части у них разные. Но у нас остались ещё растения, которые нуждаются в пересадке. Давайте ими займёмся?
(пересаживаем остальные цветы и после окончания работы даю оценку деятельности детей и предлагаю понаблюдать за тем, как будут расти растения в новых горшках).
Воспитатель: Дети, вы очень хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Но я хотела бы с вами поиграть. Поиграем?
Проводится словесно – дидактическая игра «Узнай по описанию»

2.2 Опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Для выяснения возможностей воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями, мы обратились в один из детских садов г.Читы, а именно №22, для более близкого знакомства с опытом работы воспитателей в данной сфере. Мы познакомились с воспитателем подготовительной группы Макаровой Н,М., которая проводит подобную работу с детьми в своей группе №3. Мы изучили данный практический опыт и сами приняли участие в проведении занятий по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями.

В ДОУ №22 г.Читы созданы все необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников. В течение учебного года воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.

В подготовительных группах ведется работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением комнатных растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление, уход за листьями комнатных растений.

Используя предоставленные условия, дети принимают активное участие в изучении комнатных растений.

Нами с помощью воспитателя был составлен перспективный план по развитию знаний о комнатных растениях у детей подготовительной группы ДОУ, его содержание отражено в таблице 1.

Таблица 1 Перспективный план по формированию представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними

Занятие №1

Тема: «Путешествие с комнатными растениями»

Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.

Игра «Кто быстрее?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения, игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Занятие №2 Тема: «Размножение растений»

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Игра «Скорая помощь»

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» -- деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Занятие №3 Тема: «Целебные комнатные растения»

Игра «Найди по описанию»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Занятие №4 Тема «Что мы знаем о комн. растениях»

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

Игра «Посадим комнатное растение»

Цель: Закрепить умения детей сажать комнатные растения.

Наша программа по воспитанию наблюдательности у детей подготовительной группы включала в себя 4 занятия и 4 вида игр, которые были проведены на протяжении 2 месяцев. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

По ходу проведения эксперимента мы внимательно наблюдали за работой детей, отмечали для себя тех, кто активно работает на занятиях, грамотно выполняет практические задания, с удовольствием участвует в играх.

На протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к активной деятельности, создание игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.

Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании игровой и познавательной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к деятельности и развитием наблюдательности дошкольников в процессе ознакомления и ухода за комнатными растениями.

Изучение педагогической и методической литературы и проведение практической работы доказывает практическую значимость выбранной мною темы курсовой работы.

Можно сделать следующие выводы по содержанию второй главы курсовой работы:

1. Занятия и игры по изучению комнатных растений должны проводиться.

2. Такие занятия дают знания о многообразии комнатных растений, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Развивают нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.

Методы, которые были использованы в практической деятельности, развивают наблюдательность детей, а также растениеводческие умения и навыки, также дети осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.

Воспитание культурного поведения у школьников

Творческий педагог всегда стремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки - путешествия, КВНы, различные турниры и праздники...

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

2.1 Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том...

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения. Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями 1...

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

2.1 Из опыта отечественных и зарубежных педагогов по духовно нравственному воспитанию Мы проанализировали технологию обучения иностранному языку, способствующую приобщению школьников к духовным ценностям Павловой Елены Арсеньевны...

Методы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Ознакомление детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада

Первая младшая группа Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе...

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

В 70-80 годах остро стояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формирования личности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоле назвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Для развития у детей наблюдательности, любознательности, формирования обобщенных представлений о природе, установления простых связей между этими явлениями мной используются методы и приемы ознакомления детей с природой...

Реализация деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Основные учебно-коммуникативные задачи...

Труд, как средство экологического образования дошкольников

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно расширяется объём знаний, которые получают дети 6 - 7 лет...

Труд, как средство экологического образования дошкольников

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №124 Автозаводского района в подготовительной группе. Группа работает по программе «Детство». В группе нет экологического уголка, а есть экологический центр...

Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру

В младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие...

Экологическое воспитание дошкольников

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения...

© 2019 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве