Как открутить заржавевшую гайку. Эффективные способы откручивания ржавых гаек

Главная / Строительство

Многие из читателей, наверняка, сталкивались с проблемой, когда старая заржавевшая гайка не откручивается. Эта ситуация особенно хорошо известна владельцам частных домом, у которых на улице «зимуют» разнообразные конструкции и садовый инструмент, а также те, кто затеял ремонт или замену санузлов. Предлагаем к вашему вниманию несколько советов, как справиться с заржавевшей гайкой.

Если гайка не поддаётся, не стоит отчаиваться – варианты решения всегда есть.

Главная причина, в связи с которой резьбовое соединение перестает функционировать – коррозия металла. В ходе этого процесса окислы многократно увеличиваются в объёме и соединение клинит. Часто ситуация усугубляется попаданием на резьбу мелкодисперсной пыли и грязи, что в свою очередь многократно усиливает трение между сопряженными деталями.

Способ №1. Вспомогательные средства

Первое, что следует попробовать – это воспользоваться средствами, которые уменьшают трение и в какой-то степени растворяют загрязнения. Для этого подойдёт любое вещество, имеющее высокую проникающую способность. Существует множество средств, предназначенных для облегчения откручивания резьбовых соединений, самый распространенный и очень действенный препарат – WD-40 в аэрозольном баллоне .

Подсказка

Из подручных средств можно использовать керосин, бензин, солярку или скипидар — это хотя и не самый оптимальный вариант, но может выручить.

Также можно попробовать уксусную или любую другую не слишком сильную кислоту (уксусная эссенция также годится), которая растворяет окислы металла.

На крайний случай воспользуйтесь обычной газированной водой Coca-Cola– она содержит ортофосфорную кислоту, поэтому подойдет для этой задачи.

После того, как средство выбрано, хорошо смочите резьбовое соединение и подождите 10 – 20 минут , пока жидкость проникнет глубоко внутрь резьбы и затем слегка постучите по засевшей гайке молотком по всему периметру. После этого, постепенно в раскачку попробуйте открутить гайку. Если ничего не вышло, смочите тряпку в жидкости и обмотайте ею резьбовое соединение еще на какое-то время. Затем «попытайте счастье» ещё раз.

Способ №2. Нагрев

В случае если гайка не поддалась, можно пробовать ещё один способ – нагрев. Не секрет, что металлы при нагреве быстро расширяются, поэтому нагрейте гайку и, не давая ей остыть, попытайтесь открутить. Только делайте это быстро, чтобы не успел нагреться болт.

Если же нагреется все соединение, то происходить это будет неравномерно, поэтому ржавчина всё равно деформируется и потеряет первоначальную крепость.

Подсказка

Для нагрева можете применять любые подручные средства – спички, свечу, зажигалку, газовую горелку и даже кипяток. Если есть возможность, используйте промышленный фен, паяльник большой мощности или паяльную лампу.

Заметьте, что применять этот способ нельзя, если в зоне соединения находятся деревянные детали или присутствует лакокрасочное покрытие, так как нагрев приведёт к их повреждению.

При работе нагревательными приборами будьте внимательны и аккуратны.

Способ №3. Закрутка

Попробуйте не откручивать гайку, а наоборот слегка дозакрутить ее. Иногда получается сдвинуть слой окислов и раскачать гайку и в итоге ее получается открутить. Указанный способ допускается комбинировать с упомянутыми ранее, что в итоге приводит к положительному решению проблемы с ржавым болтом или неоткручивающейся гайкой.

Способ №4. Обстукивание

Обстукивания граней прикипевшей гайки со всех сторон — еще один действенный способ. Микродеформации, которые вызывают удары по гайке, должны способствовать разрушению образовавшейся слойржавчины. Только не перестарайтесь: удары делайте не сильно, соизмеримо с размерами самого соединения, если ударять с чрезмерной силой, можно повредить грани гайки или погнуть болт.

Способ №5. Разрушение

Если ни один из упомянутых способов не помог, придётся заняться разрушением неподатливого узла. Вариантов здесь – несколько. В зависимости от того, где находится «упрямая» гайка и насколько она доступна, можно попробовать распилить ее вдоль оси болгаркой или ножовкой по металлу.

Если места вокруг гайки мало, попытайтесь высверлить её с помощью дрели или возьмите хорошо заточенное зубило и сделайте на гранях гайки канавки. То есть, равномерно внедряйтесь в гайку с разных сторон, деформируйте её до такого состояния, чтобы она могла легко открутиться. Понятно, что в этом случае гайка придёт в полную негодность.

И в заключение несколько профилактических советов. Не вызывает сомнения тот факт, что намного легче не доводить болтовые соединения до состояния, когда нужно будет применять вышеописанные способы. Соблюдайте рекомендации производителей техники, затягивайте гайки согласно моментам затяжки резьбовых соединений, указанными в технической документации. Перед тем, как закрутить гайку, очистите соединение от загрязнений и смажьте какой-либо смазкой.

Нередко автомобилисты сталкиваются с серьезной проблемой, срочно нужно снять вышедшую из строя деталь или пробитое колесо, а гайка прикипела «намертво». В этом случае приходится серьезно попотеть, поэтому любого интересует вопрос: как открутить заржавевшую гайку быстро с наименьшими усилиями. При этом следует учесть, что некоторые детали необходимо демонтировать аккуратно, чтобы не нарушить электронику или целостность других механизмов.

Прежде чем начать бороться с проблемой, не мешает узнать причины ее возникновения. Казалось бы, зачем, если тема статьи несколько иная. Информация о том, что является раздражающим фактором может в некоторых случают предотвратить в будущем эту проблему.

Причины появления ржавчины и накипи на гайке

Бесспорно, влага в любом виде: вода, дождь, туман, снег, является главным катализатором, ускоряющим возникновение ржавчины. Но есть еще дополнительные раздражающие факторы, которые ускоряют этот процесс:


Реалии жизни таковы, что не эксплуатируется исключительно в идеальных условиях, и как результат, все вышеперечисленные факторы могут присутствовать. Но мы, прежде всего, рассмотрим, как с наименьшими усилиями открутить гайку, а затем узнаем каким образом можно свести к минимуму эту проблему в период круглогодичной эксплуатации автомобиля.

Самые лучшие и эффективные способы раскрутить гайку

Рассмотрим различные, ведь не секрет, чем больше выбор, тем легче в экстремальной ситуации найти выход из положения. Начнем с самого действенного и удобного в использовании:

  1. Лучшим средством считается «WD-40», или другими словами проникающие , которые в настоящее время достаточно популярны, и имеются практически в любом гараже автолюбителя. Эта смазка универсальна, но что более важно удобная длинная насадка позволяет впрыснуть жидкость в труднодоступные места. В идеале, желательно хотя бы небольшой баллончик всегда возить с собой. Пригодится в различных ситуациях, помимо той, что мы обсуждаем, без труда поможет открыть заклинившие замки автомобиля или гаража.

  2. Вторыми считаются: керосин, скипидар, олеиновая кислота. Как вариант, чтобы открутить гайку можно использовать солидол или преобразователь ржавчины (эти средства в дальнейшем помогают предотвратить коррозию).
  3. Нет рядом автомагазина, поможет супермаркет, другое торговое учреждение или рынок, в которых продают уксусную кислоту и пищевую соду (в этом случае их необходимо смешать и смочить крепеж с помощью тряпки).
  4. Подручные средства, которые есть в большинстве автомобилей: тормозной жидкостью, дизельным топливом, .
  5. Если нет возможности «подобраться» к соединению, можно воспользоваться любимым инструментом медсестер (шприцем), и перечисленными в пунктах: 2, 3 и 4 обработать гайку с болтом.

  6. Неплохой эффект дает разогрев. Можно использовать паяльник, газовую горелку, и даже зажигалку. В этом случае металл расширяется, и ржавчина постепенно трескается и отпадает от резьбы. Этот метод неприменим на двигателе, системах охлаждения и смазки. Но вполне можно использовать, чтобы раскрутить , глушитель и другие наружные детали. Да и, в общем, работа с открытым источником огня может быть опасна. Поэтому все-таки лучше работать с помощью паяльника.

  7. Если уж совсем беда, и вы сорвали головку гайки, придется ее высверливать, ну это, к счастью, случается не так часто. И если не прикладывать больших усилий, а работать аккуратно, то такой проблемы не произойдет.
  8. Самый экзотический способ: залейте гайку «Кока-Колой». Это не шутка, в состав этого напитка входит ортофосфорная кислота, способная разъесть ржавчину и открутить гайку в «полевых условиях».

  9. Еще вариант: простучать, но аккуратно, гайку с разных сторон, в этом случае ржавчина может потрескаться, и резьба легче поддастся раскручиванию.
  10. Откручивать деталь, как бы враскачку: вправо-влево, маленькими шажками. Это позволит смазывающим средствам проникнуть более глубоко по резьбе и облегчит работу.

Как правило, сразу сорвать резьбу не получится. Для того чтобы добиться эффекта, необходимо не менее 20−30 минут, а то и больше, в зависимости от времени возникновения ржавчины или накипи. Чем сильнее поражена резьба, тем дольше необходимо воздействие «растворителей ржавчины».

Видео о том, как открутить заржавевшую гайку:

Если не удалось, и проблема более усугублена, то можно смочить ветошь, отмотать гайку и оставить на некоторое время (дать, по сути, откиснуть). Также важно откручивать в правильном направлении, иначе высока вероятность «сорвать» резьбу.

Категорически не советуем применять резкое охлаждение (некоторые так называемые советуют этот вариант). Может, гайка и открутится, но такой способ может негативно сказаться на дальнейшей эксплуатации автомобиля (и колесо может отвалиться из-за лопнувшей гайки, и глушитель отпасть). Причина в том, что металл из-за резкого воздействия низких температур становится хрупким.

Совет в тему: перед тем как обрабатывать различными средствами, необходимо гайку попробовать совсем немного затянуть и отпустить, это поспособствует тому, что соединение резьбы тронется с места и возникнет небольшой зазор, куда попадет химия.

Как предотвратить образование ржавчины на гайках

Есть небольшие «хитрости», благодаря которым вы можете в дальнейшем свести к минимуму вышеописанную проблему.

  • Гайки, которые крепят глушитель, перед тем как их закрутить тщательно обработайте антикоррозийной химией, а затем смажьте солидолом с добавлением графита. В дальнейшем это предотвратит их закипание.
  • Содержать в чистом виде как двигатель, так и автомобиль в целом. Налет грязи и пыли способствует образованию коррозии.
  • Выбирайте и приобретайте качественные автокрепежи. Гайки и болты должны соответствовать необходимому классу прочности и изготовлены из хорошего металла. В этом отношении не стоит экономить на креплении. Разница в цене небольшая, а долговечность и .
  • Не оставляйте автомобиль на открытых и придомовых стоянках. Мелочь, но «ночевка» в закрытом гараже, особенно в ненастную погоду, позволяет значительно повысить срок ее эксплуатации. Каждая ночь под проливным дождем или «зимовка» под слоем снега «здоровья» гайкам и машине в целом не добавит.
  • Во время работы используйте хорошие инструменты, в идеале: накидные, специальные головки либо газовые ключи. Да не спорим, они дороже, но намного более удобные, чем рожковые. И уж точно забудьте об инструментах (думаем комментарии совершенно излишни). Во-первых, это позволит хорошо затянуть гайку с правильным усилием. Во-вторых, точно подобранные инструменты исключают царапины и нарушение целостности гайки, и как результат, меньше они подвергаются коррозии.

Мы рассмотрели не только стандартные и быстродействующие способы решить проблему, но и довольно экзотические, подручные, например, «Кока-Кола» и уксусная эссенция с содой, которые можно купить в любом придорожном магазине. Благодаря таким советам вы сможете не только легко открутить гайку, но и свести к минимуму образование ржавчины во время дальнейшей эксплуатации любимого автомобиля.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Как открутить гайку с сорванными гранями, заржавевшую гайку или прикипевшую намертво? С такой проблемой сталкивался каждый, кто держал в руках гаечный ключ. Решение такой задачи имеет несколько способов:

  1. Химический – смачиваем резьбу и гайку (тормозной жидкостью, уксусной кислотой, йодом, брызгаем WD-шкой) несколько раз и ждем, пока раствор победит ржавчину и окислы. Но, должен признать, способ муторный и не очень эффективный. Можно не дождаться;

2. Термический – нагреваем гайку докрасна и резко охлаждаем (например, поливаем водой). После этого примерно в 90 процентах гайка откручивается. Способ эффективный, но не всегда возможный (гайка может находиться там, где огонь или сильный нагрев категорически противопоказан);

3. Хирургический – тело гайки режем болгаркой, сверлим дрелью, рубим зубилом (если получится подобраться), при этом высока вероятность повредить шпильку или деталь, которая крепится этой гайкой, а заодно пальцы или что еще попадется в зоне проведения операции. Способ эффективный, но рискованный и не всегда возможный;

4. Мазохистический – полотном ножовки по металлу (как граф Монте-Кристо) пилим неподдающуюся гайку до победы над ней или нашим терпением. В помощь великий и могучий русский язык, а также идиоматические обороты других известных диалектов и наречий. Способ надежный и иногда единственно возможный в труднодоступных местах;

5. Фантастический – рассматривать не будем;

6. Реалистический – использовать специнструмент-приспособление гайколом, еще его называют гайкорез или гайкокол. Изящное решение для разлома гаек, экономящее время и ненормативную лексику, сохраняющее шпильки и болты. Способ не лишен недостатков, есть места в которых разработчики и конструкторы разместили гайки, куда гайкорезом не получается подлезть, но восторгов меньше не становится.

Как работает гайколом?

Как и все гениальное, это максимально простое использование принципа зубила, позволяющее при минимальных усилиях раскалывать гайки, не повреждая при этом болты и шпильки.

Приспособление накидывается на гайку, при этом она зажимается между режущей кромкой зубила, при перемещении которого гайка не только раскалывается, но и разгибается. Если гайка приржавела очень сильно и одного разлома недостаточно для ее снятия, делаем разлом грани напротив.

Как устроен гайкорез?

Корпус, накидываемый на гайку в виде кольца, может быть с прорезью, режущий нож (зубило) подвижный или неподвижный. Привод ножа может быть механическим или гидравлическим.

Механический гораздо дешевле, но если вы колете гайки не каждый день, то это оптимальный выбор. В ходе мониторинга сети обнаружил вот такой набор гайкорезов на три размера: 9–12 мм под ключ 12 мм; 12–16 мм под ключ 14 мм; 16–22 мм под ключ 19 мм.

Дата публикации: 27.02.2013

Практически у каждого, кто когда-нибудь занимался ремонтом своей машины или другой сложной техники, сталкивался с прикипевшей гайкой или неподдающимся болтом, которые останавливают весь процесс ремонта. Проблема откручивания прикипевших гаек как правило усугубляется местом крепления этих самых гаек и болтов. Как правило гайки которые находятся в самых сложно доступных местах отказываются откручиваться гораздо чаще других. Проблема прикипевших гаек непростая, зачастую требующая много времени и сил. В этой статье мы собрали все известные способы которые ответят на вопрос:

Начнем с нескольких главных советов, которые помогут вам открутить прикипевшую старую гайку:

  • Советуем вам использовать накидной ключ или головку с с трещоткой, нежели обычный рожковый ключ. Рожковым ключом очень легко сорвать грани гайки и тогда открутить ржавую гайку станет очень сложно, придется ее срезать болгаркой.
  • Попробуйте постучать молотком по ржавой гайке. Стучать надо аккуратно, чтобы не повредить шлицы, но со всех сторон.
  • Прежде чем пытаться откручивать старую гайку лучше ее облить керосином или специальной проникающей смазкой, например средством WD-40. После обработки необходимо подождать несколько минут, пока химия проникнет в резьбу, уничтожит ржавчину и немного смажет соединение.
  • Если гайка не откручивается, попробуйте ее закрутить. Если у вас получится сдвинуть гайку, то считайте половина дела уже сделана.
  • Если все равно она не откручивается, попробуйте открутить заржавевшую гайку, нагрев ее с помощью строительного фена или газовой горелки. При нагревании разрушается структура ржавчины и расширяется гайку. Как только гайка раскалилась, сразу нужно пробовать ее открутить с помощью ключа, пока она не остыла и опять на уменьшилась.
  • Когда ни один способ открутить прикипевшую гайку не помогает остается только либо срезать ее, либо воспользоваться небольшим хорошо заточенным зубилом. Нужно приложить под углом зубило и молотком стучать в ту сторону в которую откручивается гайка. После того как гайка начнет откручиваться, можно будет воспользоваться гаечным ключом.

В наше время мало кто помнит уже, как правильно закручивать гайки — с советских времен гакозакручивательная промышленность пришла в полный упадок, поэтому, если, вдруг, кто-то возьмется за это дело, надо помнить некоторые правила.

Что такое гайка? Это крепежное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение с помощью винта, болта или шпильки. Гайки бывают двух видов исполнения резьбы: метрическим или дюймовым.

Гайки из углеродистых нелегированных и легированных сталей разделяются по классу прочности 4; 5; 6; 8; 9; 10; 12 — для гаек с нормальной высотой, равной или более 0,8d; 04; 05 — для гаек с номинальной высотой от 0,5d до 0,8d. Класс прочности обозначен числом при умножении которого на 100 получают значение напряжения от испытательной нагрузки в мегапаскалях и указывает на наибольший класс прочности болтов, с которыми они могут создавать соединение. При этом сочетании происходит разрушение стержня болта раньше, чем резьбы, что позволяет легко выявить разрушение крепёжного изделия .

Несмотря на то, что резьба резьбового соединения имеет угол подъёма винтовой линии намного меньше, чем угол трения, различные вибрации, переменные нагрузки, нарушение технологии способствуют рассоединению(самоотвинчиванию) деталей резьбового соединения . Для предотвращения этого(для стопорения) применяются специальные устройства: контрование, шплинтование, приварка, пайка, расклёпывание, нанесение на резьбу клея, установка пружинной или стопорной шайб, анкерные гайки и т.д.

Для того чтобы не сорвать шпильку или болт (что приведет к необходимости замены), гайки в определенных условиях необходимо дотягивать динамометрическим ключом. При отсутствии последнего можно рекомендовать пользоваться штатным ключом и руками для затяжки гаек(без использования ног и удлинителей ключа).

Вы скажете, подумаешь, сильнее затянули — крепче держаться будет. Нет, держатся, может, и будет, но нельзя забывать о последствиях. Например, если ты затягиваешь колесные болты, надо помнить, что в дисках стоят конические посадочные места. И, если перетягиваешь колёсные болты, то уменьшается толщина конуса, которая при минимальной толщине может давать вибрацию. Многие катают диски, балансируют, но вибрация остаётся. Если вибрация осталась после прокатки и балансировки, надо смириться с тем, что диску пора на свалку, а для себя сделать вывод, что не надо перетягивать болты .

Выбор надёжных инструментов — серьёзная задача, решать которую рано или поздно приходится всем, кто сталкивается с монтажными работами по роду профессии или просто считает, что делать подобные вещи под силу любому настоящему мужчине. Обратите внимание на механическое приспособление для сборки и разборки резьбовых соединений с контролируемым моментом — гайковёрт. И если «свежие» гайки и болты вполне можно открутить обычным гаечным ключом, то в более сложных ситуациях (при труднодоступных соединениях или при наличии ржавчины) обойтись без гайковёрта практически нереально .

Основным отличием российских гайковертов от импортных является то, что у каждой модели свой посадочный размер квадрата шпинделя , и при эксплуатации инструмента могут возникнуть трудности с расходными материалами. Импортные инструменты имеют посадочные квадраты ¼; 3/8; ½; ¾; 1; 11/2; 21/2; 31/2(в дюймах), поэтому проблемы со сменными головками отсутствуют. Присоединительная резьба импортного инструмента дюймовая, а российского, за исключением ИП-3115 и ИП-3128, — метрическая, что является недостатком.

В качестве профилактики, чтобы резьба не приржавела, перед закручиванием смажьте её солидолом, графитной смазкой или моторным маслом. Смазка защитит резьбу от коррозии на годы.

Как бы то ни было, закрученную гайку придется когда-нибудь открутить . Если не удается отвернуть приржавевшую гайку, капните в видимую часть резьбы керосин или хорошо проникающую смазку типа WD-40. Слегка постучите молотком по гайке. Подождите несколько минут, пока жидкость проникнет в резьбу и попробуйте снова открутить. Чтобы жидкость проникла сильнее в резьбу, приложите на более продолжительное время тряпку, смоченную керосином или WD-40.

Если открутить не получается, попробуйте, наоборот, закрутить гайку. Часто она поддается такой уловке и освобождается .

Возьмите «минусовую» отвертку со стальным стержнем вдоль всей рукоятки, острый конец отвертки приложите к приржавевшему болту таким образом, чтобы при постукивании молотком по отвертке он проворачивался. Это почти безотказный способ. Если болт большой, вместо отвертки воспользуйтесь зубилом.

Приняв все меры предосторожности, можно нагреть неподатливую гайку. Она расширится и ее можно будет легче открутить. Не дайте ей остыть, иначе она прижмет резьбу.

Чтобы не сорвать грани, откручивайте накидными ключами, а не рожковыми.

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве