Интересные вопросы о растениях. Портал образования

Главная / Строительство

Викторина для школьников с ответами по теме «Растения»

1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон конопли)

2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну ночь для пророка Ионы? (Тыква)

3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная Америка)

4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)

5. Как по-другому называется земляной орех? (Арахис)

6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли? (Лишайник)

7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)

8. На Троицу раньше пели такую песню:

«Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю».

Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)

9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во Флориде и в Африке)

10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)

11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)

12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах, дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого

растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы? (Облепиха)

13. Из какого дерева были сделаны:

Палица Геракла. (Ясень)

Скипетр Юпитера. (Кипарис)

Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)

Троянский конь. (Ель)

Стрелы Амура. (Кедр)

14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году? (Липа)

15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только полдня? (Лен)

16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)

17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков, насекомых и мальков)

18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб - дождевик)

19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба-дождевика. Спелый дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли — «чертов табачок»)

20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава — выше двора»? (О хмеле)

21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)

22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок. Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван-чай)

23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)

24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево? (Сосна)

25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья, правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)

26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от многочисленных бактерий)

27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох — это низшее растение, оно не имеет цветков)

28. У какого растения позаимствовал идею застежки-липучки швейцарец Жорж де Мостроль? (У репейника)

29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)

30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для укрепления голоса? (Кувшинка)

31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми, уничтожающими листья)

32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по- русски. (Красавка)

33. Какой экзотический плод по-другому называется «аллигаторова груша»? (Авокадо)

34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)

35. Какое дерево — самое распространенное в России? (Лиственница)

36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)

37. Как по-другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)

38. Съедобны ли плоды японской вишни — сакуры? (Нет)

39. Как по-другому называется кунжут? (Сезам)

40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)

41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)

42. Как ботаники называют по-научному плод груши, айвы, рябины? (Яблоко)

43. Как по-другому называется растение репейник? (Лопух)

44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)

45. Хулсын — по-калмыцки «камыш или тростник». Переведите с калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)

46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для царя? (Арбуз)

47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:

«Она в зеленом девичьем берете,

Где на пригорке сосен стройный ряд,

Надев косы серебряный наряд,

Незримые раскидывает сети.

Как разгадаешь, по какой примете,

Что вся она предательство и яд»?

(О бледной поганке)

48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане — «добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь. Назовите это растение. (Лебеда)

49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком растении идет речь? (Подорожник)

50. В Африке есть кустарник со странным названием — «подожди немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в одежду и не отпускают человека)

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...

  • Левашова Елена Викторовна
    Должность: педагог дополнительного образования
    Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
    Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
    Дата публикации: 02.11.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Игра-викторина «Эти удивительные растения»

    Введение

    Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

    игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

    полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

    познавательные

    сообразительности,

    ориентировки

    определенных условиях и большой наблюдательности.

    Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

    организация досуга.

    Задачи:

    Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

    Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

    Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

    живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

    Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

    учащихся

    Методическая

    разработка

    закреплении

    пройденного

    занятиях

    материала

    «Декоративные

    растения»,

    «Лекарственные

    растения»,

    «Ядовитые

    растения»,

    «Растения-хищники»,

    «Луковичные

    растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

    организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

    В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

    на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

    помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

    Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

    конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

    Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

    этим соревнованиям.

    Оборудование для проведения игры – викторины:

    Мультимедийный проектор, ноутбук

    Листочки, два карандаша

    Карточки с изображением декоративных растений

    Два мяча или два воздушных шарика

    Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

    3 этапа соревнования «Собери букет».

    Проведение игры-викторины

    1 этап «Разминка»

    Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

    которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

    «Золушка»

    «Принцесса

    горошине»

    «Двенадцать

    месяцев»

    (подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

    Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

    передают их педагогу для оценки.

    За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

    2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

    При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

    должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

    руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

    задается

    правильный

    поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

    Правильные ответы

    оцениваются в два балла.

    Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

    (Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

    Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

    (Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

    Назовите медоносные растения.

    (Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

    Приведите примеры насекомоядных растений.

    (Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

    Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

    (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

    Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

    (Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

    Из каких цветов варят варенье?

    (Из розы, одуванчика).

    Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

    (Анютины глазки. Родина их Англия).

    Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

    (Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

    10. В названии какого цветка заключено название государства?

    (Настурция).

    11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

    11. Какая ягода заменяет лимон?

    12. Какое растение называют северной мимозой?

    (Кислица)

    13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

    (Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

    14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

    (Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

    15. Можно ли без часов определить время?

    распусканию

    некоторых

    распускаются

    закрываются

    определенное время суток).

    16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

    (Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

    17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

    (Шиповника).

    Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

    (Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

    19. У какого растения плод похож на якорь?

    (Водяной орех – чилим).

    20. Какое растение может заменить йод и вату?

    (Мох – сфагнум).

    3 этап «Игра «Собери букет»

    Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

    раскладывает

    игроками

    например,

    участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

    окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

    окажется больше синих цветов.

    За каждый синий цветок присуждается два балла.

    4 этап «Назови растение»

    При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

    (Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

    и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

    неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

    Правильные ответы оцениваются в два балла.

    5 этап «Загадки»

    зачитывает

    представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

    из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

    команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

    демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

    1. Весной я красный, как кумач,

    Летом похож на мяч,

    А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

    2. Есть один такой цветок,

    Не вплетешь его в венок.

    На него подуй слегка:

    Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

    3. Я и в поле, и в саду

    У прохожих на виду.

    Голова моя бела,

    Лепестками поросла. (Ромашка)

    4. На зеленом шнурочке

    Белые звоночки. (Ландыш)

    5. Царицей цветов я зовусь,

    На вид я прекрасна, нежна,

    Но тронешь меня невзначай,

    Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

    6. Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый. (Василек)

    7. На припеке у пеньков

    Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки -

    Собираем огоньки. (Земляника)

    8. Ягоды зеленые,

    А всеми хваленые,

    Растут с костями

    Висят кистями. (Виноград)

    9. Низок, да колюч,

    Сладок, да не пахуч.

    Ягоды сорвешь -

    Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

    10. В сенокос – горька,

    А в мороз сладка,

    Что за ягодка? (Калина)

    11. Растет зеленый кустик,

    Дотронешься – укусит. (Крапива)

    12. Выросла травка -

    К пище приправка;

    Ее пожитки -

    Душистые нитки. (Укроп)

    13. Раскололся тесный домик

    На две половинки.

    И посыпались оттуда

    Бусинки – дробинки. (Горох)

    14. Лоскуток на лоскутке -

    Зеленые заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке. (Капуста)

    15. Круглый, а не кочка;

    Есть дно, а не бочка;

    Есть перья, а не птица;

    Есть горечь, а не горчица. (Лук)

    16. Щеки розовы, нос белый,

    В темноте сижу день целый.

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она. (Редис)

    17. Будто снежный шар бела,

    По весне она цвела,

    Нежный запах источала.

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягод черна. (Черемуха)

    18. Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зеленой кофточке,

    В белом сарафане. (Береза)

    19. Стоит он задумчивый,

    В желтом венце,

    Темнеют веснушки

    На круглом лице. (Подсолнечник)

    20. Вырастаю всем на диво,

    Высока, стройна, красива.

    Прячу в светлые перчатки

    Золотистые початки. (Кукуруза)

    6 этап «Игра с мячом»

    Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

    Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

    По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

    быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

    заканчивалось

    Например,

    «тюльпан»,

    команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

    Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

    капитану, т. е. к первому игроку.

    Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

    Капитаны

    внимательно

    противоположной

    повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

    7 этап «Конкурс капитанов»

    Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

    смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

    шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

    заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

    Литература

    1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

    Журналы «Педсовет», подборка.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Оценочная таблица

    Название

    Разминка

    Биологическая

    викторина

    «Из жизни

    растений»

    Определи

    растение

    Предварительный просмотр:

    Познавательная игра-викторина

    «Эти удивительные растения».

    Задачи:

    Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к растениям, как части природы;

    Формирование основ экологических знаний;

    Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём познавательную игру «Эти удивительные растения». Надеемся, что игра Вам понравится и быть может, вы узнаете ещё что-то новое об удивительном мире растений.

    Ведущий:

    Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Все мы - дети природы.

    Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную игру «Эти удивительные растения».

    Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?

    (деревья, кустарники, травы)

    Молодцы!

    Ведущий:

    Давайте представим наши команды.

    (каждый команда называет класс и даёт себе название)

    Ведущий:

    Итак, первая игра называется «Узнай дерево по описанию».

    Игра 1 «Узнай дерево по описанию»

    Дуб

    Команда 1.

    Это дерево растёт медленно, сначала - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

    Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
    У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

    Команда 2.

    Липа

    Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

    Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
    Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
    С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
    В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

    Команда 3.

    Сосна

    Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

    Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

    Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
    Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

    Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

    С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

    Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

    Команда 4.

    Рябина

    Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

    Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
    Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

    Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

    Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.

    Команда 5.

    Берёза

    Это большое лиственное дерево. Единственное среди огромного мира дерево, обладающая белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. На ветках листья округлой формы. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.

    Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.

    Листья и кора её тоже не бесполезны. Любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры - береста. Из неё люди научились делать различные поделки.

    Загадки для зрителей.

    Ведущий:

    Пока команды работают над заданием мы с вами отгадаем загадки.

    Каждому классу нужно отгадать по две загадки. Каждый правильный ответ принесёт своей команде 1 балл.

    Команда 1.

    Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я?…
    (Свекла)

    На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива)

    Команда 2.

    Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
    Вкусен и сырой. Кто же я такой?
    (Огурец)
    В садочке есть плод,
    Он сладок, как мёд,
    Румян, как калач,
    Но не круглый, как мяч, -
    Он под самой ножкой
    Вытянут немножко.

    (Груша)

    Команда 3.

    Прежде чем его мы съели,
    Все наплакаться успели.
    (Лук)
    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые,
    И маленькие детки.
    (Яблоко)

    Команда 4.

    Как на нашей грядке
    Выросли загадки
    Сочные да крупные,
    Вот такие круглые.
    Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
    (Помидоры)


    Хоть чернил он не видал,
    Фиолетовым вдруг стал,
    И лоснится от похвал
    Очень важный…
    (Баклажан)

    Команда 5.


    Он бывает, дети, разный –
    Желтый, травяной и красный.
    То он жгучий, то он сладкий,
    Надо знать его повадки.
    А на кухне – глава специй!
    Угадали? Это…
    (Перец)

    Кругла да гладка,
    Откусишь-сладка.
    Засела крепко
    На грядке…
    (Репка)

    Игра 2 «Узнай лекарственные растения»

    Ведущий:

    Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

    В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах.

    Загадки для команды 1.

    1. В поле сестрички стоят,
    Желтые глазки на солнце глядят,
    У каждой сестрички –
    Белые реснички.

    (ромашка)
    Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.

    Команда 2.

    2. Тонкий стебель у дорожки,

    На конце его – сережки,
    На земле лежат листки –
    Маленькие лопушки.
    Нам он – как хороший друг
    Лечит раны ног и рук.

    (подорожник)

    Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

    Команда 3.

    3. Травка очень душиста,
    Ароматные листья.
    Поскорей собирай
    И заваривай чай!
    А найдёшь возле хаты,
    Называется – ...
    (мята)

    В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах.

    Команда 4.

    4. Растет зеленый кустик,
    Дотронешься-укусит.

    (крапива)

    Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.

    Команда 5.

    5. Выпускает он листы
    Широченной широты.
    Держатся на стеблях крепких
    Сто плодов шершавых, цепких:
    Если их не обойдёшь -
    На себе их все найдёшь.

    (лопух)

    С помощью лопуха лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.

    Игра 3 «Укажи лишнее».

    В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. В следующем конкурсе ребята нам покажут знают они опасные растения или нет.

    1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1.
    2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2.
    3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 3.
    4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 4.
    5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек. Команда 5.

    Игра со зрителями

    "Деревья, кустарники, травы".

    Ведущий:

    Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

    (Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

    Ведущий:

    С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.

    Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать его название. Команда, которая полностью выполнит задание поднимает руки.

    Команда 1.

    Герань

    Команда 2.

    Кактус

    Команда 3.

    Фикус

    Команда 5.

    Бегония

    Загадки для зрителей.

    Ведущий:

    Пока команды заняты, мы будем разгадывать загадки о кустарниках.

    Тонет куст в цветах махровых,

    Словно в облачках лиловых.

    В яркий теплый майский день

    Глаз наш радует...

    (сирень)

    Очень густо он растёт,
    Незаметно он цветёт.
    А когда приходит лето,
    Мы едим его конфеты.
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки.
    (Орешник.)

    Где-то в чаще дремучей,

    За оградой колючей,

    У заветного местечка

    Есть волшебная аптечка:

    Там красные таблетки

    Развешены на ветке.

    (Шиповник.)

    Низок да колюч,
    Сладок да пахуч,
    Ягоды сорвешь –
    Всю руку обдерешь.
    (Крыжовник)

    Две сестры летом зелены,

    К осени одна краснеет,
    Другая - чернеет.

    (Смородина)

    Игра 5 «Продолжи фразу».

    Команда 1.

    Наука, которая изучает растения, называется….(ботаника)

    Команда 2.

    Лучше всего на Земле очищают воздух… (растения)

    Команда 3.

    Природное сообщество, в котором преобладают деревья называется … (лесом)
    Команда 4.

    Рожь, овёс, пшеница, ячмень - это …(злаки)
    Команда 5.
    Растения, которые считаются редкими или исчезающими заносят в ….

    (Красную книгу)

    Ведущий:

    В настоящее время некоторые растения находятся на стадии исчезновения и стали чрезвычайно редкими.

    Игра 6 «Готовим блюда».

    Ведущий:

    Из каких растений можно приготовить:

    Команда 1.

    Иван-чай

    Щавель

    Ромашка

    Суп картофель

    Морковь

    Сосна

    Лук

    __________________________________________________

    Команда 2.

    Щавель

    Одуванчик

    Варенье Репей

    Малина

    Крапива

    Клубника

    Команда 3.

    Помидоры

    Груши

    Салат сливы

    Огурцы

    Облепиха

    Редис

    Соедините стрелками возможные варианты.

    Команда 4.

    Чеснок

    Слива

    Морс Ежевика

    Пшеница

    Кукуруза

    Смородина

    Соедините стрелками возможные варианты.

    Команда 5.

    Картофель

    перец

    Морковь

    Винегрет Свёкла

    Помидор

    Огурец

    Лук

    крыжовник

    Соедините стрелками возможные варианты.

    Ведущий:

    Пришло время подвести итоги.

    (Жури называет количество заработанных очков. Вручаются грамоты.)

    Игра 2 ««Узнай лекарственные растения»

    Игра 3 «Укажи лишнее».

    Игра 4 «Собери комнатное растение».

    Загадки для зрителей.

    Игра 5 «Продолжи фразу».

    Игра 6 «Готовим блюда».

    Итого

    За каждый правильный ответ 1 балл.

    На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за активную работу.


    © 2019 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве