Стиль китч в одежде. Микс стилей - модная эклектика
Китч — так называют всё самое яркое, блестящее, кричащее, навязчивое и нарочито вульгарное. Китч (от нем. kitsch — "халтура", "дешёвка") вошёл в нашу жизнь не вчера и не позавчера. Во все времена были горе-художники, которые бойко торговали незатейливыми осенними пейзажами или сценками из жизни беззаботных пастушек и пышнотелых купальщиц, на задворках оперных театров пели и плясали скоморохи, бессовестные графоманы усердно снабжали читающую публику опусами под названиями "Кошмарная смерть" и "Роковая любовь".
Истинные ценители прекрасного ко всяким низкопробным поделкам относились пренебрежительно. Искусство для аристократов и развлечения для плебеев существовали порознь, почти не пересекаясь — разве что в России баре обожали приглашать к себе на именины цыганские ансамбли. Ситуация кардинально изменилась лишь в ХХ веке — в развитых странах установились демократические порядки, исчезло сословное неравенство, множился и процветал средний класс.
Поколение, выросшее уже после Второй мировой войны, оказалось гордым, дерзким, бесстрашным, нигилистским и эгоистичным. Ужасов войны оно не помнило, родители холили и лелеяли своих чад, ни в чём им не отказывали. Неблагодарные детишки жаждали хлеба и зрелищ и при этом открыто презирали своих отцов — якобы за их конформизм, ханжество и ретроградство.
После того как Сальвадор Дали подрисовал Джоконде свои фирменные усы-завитушки, а Энди Уорхол представил цикл натюрмортов с консервными банками и фотопортреты Мэрилин Монро, раскрашенные всеми цветами радуги, китч стал полноправным жанром искусства — и одновременно его могильщиком. Появились понятия масскульта и поп-арта. Началась эпоха потребления и агрессивной рекламы, эпоха, в которой искусство окончательно и бесповоротно было поставлено на коммерческий поток, а любые авторские изыскания непримиримых гениев в самые кратчайшие сроки становились модным ширпотребом. Многие талантливые деятели культуры стали упрощать и подгонять свои произведения под вкус толпы — не только и не столько ради наживы, а чтобы просто расширить аудиторию.
Отрицание приличий и условностей, сочетаемость несочетаемого — вот основные принципы китча. Как самостоятельный стиль, китч быстро проник во все сферы культуры и искусства — в живопись (Одд Нердрум, Владимир Третчиков), дизайн (тот же Уорхол), литературу (Жорж Сименон, Франсуаза Саган), поэзию (Е. Евтушенко), музыку ("Иисус Христос — Суперзвезда" Э.-Л. Веббера), кинематограф ("Барбарелла" Роже Вадима). Кто-то вёл более тонкую игру — с помощью обманчиво грубых форм обличал и высмеивал бульварщину и безвкусицу (писатель Умберто Эко, кинорежиссёр Ежи Гофман). Мол, китч китчем вышибают. Китчевая эстетика 60-х остроумно обыграна и в недавней кинотрилогии об Остине Пауэрсе.
Отдельная песня — китч и фэшн-индустрия.
На рубеже 60-х и 70-х в мире стремительно набирало обороты движение хиппи. "Дети солнца" ратовали за смычку с природой и окрашивали свою одежду с помощью естественных, экологически чистых красителей, позаимствованных у латиноамериканских индейцев и жителей Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. В результате их одеяния запестрили яркими, "кислотными" оттенками, сливающимися в причудливые узоры.
Имидж хиппи охотно примерили на себя и их заклятые антагонисты — яппи. Наиболее отчётливо китч проявился в мужской моде, обычно неброской и консервативной. Мужчины щеголяли в брюках клёш и цветастых рубашечках с кружевными манжетами, зачем-то загибали воротники сорочек поверх пиджаков и даже позволяли себе носить строгие деловые костюмы вместе с кроссовками.
Впитав в себя хулиганствующий, провокационный и напрочь лишённый гендерных различий панк, китч плавно перетёк в 80-е — годы повальной феминизации мужчин, когда представители сильного пола стали не только носить девчачьи слаксы-бананы с огромными карманами и повязывать галстуки кроваво-красного цвета, но и начёсывать волосы и даже накладывать макияж.
Тогда же, в 80-е, расцвёл и женский китч. Рейтузы-лосины лимонного, салатового, лазоревого и малинового цветов под проклёпанными мини-юбками, карнавальные блёстки на губах и щеках, густо подведённые глаза и золотые крестики в ушах... Нынешний великосветский гламур с его дурацкими стразами и однообразными розовыми кофточками — просто блёклая унылость по сравнению с разудалой народной модой двадцати- и тридцатилетней давности.
В России по давней традиции чаще употреблялось слово "лубок" или "мещанские безделушки". Аляповатые матрёшки с отсутствующими выражениями лиц, копеечные "палехские" шкатулки и кондовая "гжель", деревянные медведи, обнимающие бутылку водки, — вся эта дребедень до сих пор пользуется неизменным успехом у иностранных туристов. Так же, как у россиян — западные садовые гномики, фоторамки а-ля рококо или гипсовые фигурки писающих мальчиков и молящихся ангелочков.
Был у нас и свой уникальный китч — сугубо для внутреннего пользования. В конце 50-х на улицу высыпали легендарные стиляги. В 60-х попугайские стиляжьи "прикиды" сменились суровыми хемингуэевскими свитерами с воротом до подбородка, зато воцарился культ кукурузы — о ней слагали песни, снимали фильмы, её даже вешали на ёлку в виде новогодней игрушки. А ещё на самые разнообразные предметы — от точилок и будильников до пылесосов и магнитофонов — наносили изображения космических ракет и небесных тел (прежде всего Сатурна, он с колечком, прикольный).
В 70-х по электричкам слонялись подозрительные типы, все как один глухонемые (ой ли?) и предлагали самопальные календарики с портретами Высоцкого, Мирей Матье и товарища Сталина — странноватая компания, но китч всегда хаотичен и парадоксален. А у дворовых шалопаев высшим шиком считалось прилепить на мопед или на гитару переводную картинку с какой-нибудь неизвестной гэдээровской фройляйн, не слишком симпатичной и вполне одетой, но, как считалось, "страшно сексуальной".
В 80-е младшие братья тех самых шалопаев облачились в собственноручно сваренные и безжалостно изорванные джинсы, футболки с черепушками и куртки-косухи. В 90-х они нацепили перстни-гайки и малиновые пиджаки, в нулевых запрыгнули в "Бентли" и "Майбахи" и укатили "учиться" в Англию или "поправлять здоровье" в Куршевель — на зависть простым смертным, мечтающим хоть мизинцем прикоснуться к миру богатых и знаменитых и урвать пусть маленький и пустяшный, но всё же атрибутик земного рая.
В XXI веке китч никуда не пропал, не стал лишь милой винтажной забавой. В литературе неприятное словцо заменили красивым и загадочно-бессмысленным термином "постмодернизм", и не каждый читатель догадывается, что "гламурная" Лена Ленина и "антигламурный" Сергей Минаев, "примитивная" Дарья Донцова и "интеллектуальный" Борис Акунин, "таинственный" Дэн Браун и "сумеречная" Стефани Майер — одного поля ягоды. Фильмы Квентина Тарантино, особенно "Криминальное чтиво" — чистой воды китч. Эпатажные перформансы "Человека-собаки" Олега Кулика и фрика Андрея Бартенева — самый что ни есть махровый китч, скрывающийся под личиной авангарда. Эстрадная певица Леди ГаГа — главная икона современного китча. Отрадно, когда поставщики китча к своему творчеству относятся с изрядной долей самоиронии — пожалуй, в этом кроется главное отличие китча от претендующей на серьёзность попсы.
Как бы ни ругали китч высоколобые эстеты, сколько бы ни рассуждали они о падении нравов и оболванивании масс — без буйства красок, без фальшивой, но общедоступной роскоши, без ощущения причастности к чему-то великому и шедевральному, без сладостных грёз о весёлом и безмятежном будущем наша жизнь, наверное, была бы пресной и скучной.
Комментировать статью "Китч! Китч! Китч!"
Музыка "В мире животных". Китч! Китч!
Уют, безопасность и комфортное освещение – три кита приятной атмосферы в доме. Легко и быстро добиться гармонии можно при помощи решений от компании Somfy (лидера в области автоматизации жилых, коммерческих и промышленных объектов) – продуктовых групп для моторизации домашних устройств солнцезащиты. Автоматизируйте жалюзи, классические, рулонные, плиссе и римские шторы и управляйте естественным светом для создания желаемой обстановки. Система домашней автоматизации штор и горизонтальных...
5 апреля в рамках международной строительной выставки MosBuild в столичном шоу-руме Design & Decoration Center состоялась встреча дизайнеров и архитекторов с французским мастером интерьеров Алин Эрбе. Она поделилась опытом создания неповторимых проектов, рассказала в чём черпает вдохновения для создания тёплой домашней обстановки и сделала акцент на удобных системах автоматизации освещения, вносящих парижский лоск и удобство в каждый интерьер. Организатором события выступила компания Somfy...
Нет, это убогий китч. ясно. ну это как с анекдотом "пива нет", как прочесть.... просто вы убогого китча давно не видели:) 01.02.2017 20:16:45, Лиора.
Все старое и обычное когда-нибудь надоедает. В каждом человеке порой просыпается бунтарь, желающий изменить что-нибудь вокуруг. Именно в такие моменты и рождается китч. Что это такое? Существует два мнения: это массовая культура, основное внимание в которой уделяется экстравагантности внешнего облика; или дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.
Люди жившие в советские времена о "китчевых" вещах знают не по наслышке. Бижутерия из фальшивых жемчужин и рубинов, мельхиоровые изделия под "дорогое серебро", "дизайнерская" мебель поставленная на промышленное производство - были в каждом доме. Дефицит придавал обычным вещам особый "статус", очень далекий от того, который они имеют сегодня.
Со временем значение несколько изменилось – китч стал обозначать вещь, сделанную наскоро. В настоящее же время китч больше напоминает производное слово от русского «кичиться» - выставлять на показ, хвастаться, хвалиться. К этому добавляется еще и синоним «оригинальничать».
Он очень перспективный, так как оставляет широкий простор для творчества. Еще и очень динамичный стиль. Динамичный в своем изменении. То, что вчера было китчем, сегодня уже может считаться классикой. Например, женские брюки очень долго считались легкомысленными и вульгарными. Теперь гардероб женщины немыслим без этой части гардероба.
Подражание приводит к безвкусице, безвкусица исправляется и превращается в стиль, стиль развивается и становится классикой…
Практически всегда существует идеал, к которому хочется стремиться. Но чтобы его воплотить, нужно потратить немало сил и средств, а также обладать определенными талантами. Яркий пример - знаменитый британский дизайнер китч-одежды – Джон Гальяно.
Китч в одежде одна из ярких тенденций последних лет, граничащая с экзотикой. Это направление, характеризующееся стремлением шокировать, выделиться из всех, нарушить существующие правила пропорций.
Кроссовки Nike
Часто основной идеей китча является насмешка над историей, художественными традициями, вкусами, стилями.
Китч-мебель.
Китч в архитектуре - это своего рода нигилизм, отрицающий все ее предыдущие достижения.
Понятие "китч-интерьер" появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Зарождение и природа китча связаны с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Но в процессе повтора происходит некий перебор: другой масштаб, материал и т д.
Человеческое желание выделиться иногда принимает крайние формы. А когда оно еще подкреплено солидной материальной базой, то степень крайности может подняться до заоблачных высот. Вот так и появляются в северных широтах России дворцы в персидском стиле, набитые китайскими вазами различных эпох. С другой стороны это толчек к чему-то новому, яркому, создание вещей-противопоставлений, предметов-ироний.
Так что же значит китч: искусство низкого качества или новое стилистическое направление?
Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.
В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж - ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.
-
Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название "китч": рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».
Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов - вот главные козыри китча.
Особенности стиля
1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.
2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.
3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.
4. Кричащее смешение цветов.
5. Переизбыток декора.
5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.
Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся
Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.
Инструмент коммерции
Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.
Китч - это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.
А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:
От массовой безвкусицы к модному течению
Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.
Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.
Есть люди, которые любят строго следовать определенным правилам. Они во всем придерживаются порядка. А есть такие, которые его терпеть не могут. Это представители разных характеров и разного мировосприятия. В моде как и во всем остальном существуют свои каноны, свои правильные решения и стилистические направления. Но что же делать тем, кто не желает этому следовать? К счастью они не остались за бортом корабля по имени «Мода», а присоединились к нему в составе команды под названием «эклектика». , относящийся к , появился относительно недавно. Он молод, но уже приобрел своих почитателей и любопытных наблюдателей.
Если заглянуть в историю, то его истоки появились еще во второй половине 19-го века. После падения империи Наполеона I , в Европе распространились новые эстетические вкусы австро-немецкого бюргерства, получившие название стиля бидермайер . На вернисажах продавались различные художественные предметы этого направления. Они только внешне походили на произведения искусства, а на самом деле обладали низким качеством и соответственно низкой ценой. У нас в простонародье это называется «мещанством».
Для людей, которые хотели произвести впечатление в обществе, но не хотели при этом тратить много денег этот стиль пришелся кстати. Дорогие материалы подменялись более дешевыми. Показная вычурность, лоск и внимание к экстравагантным деталям ставилась на первое место. Китч как стилевое направление отражает не только формирование предметов окружающей среды, но и формирование костюма личности.
Эта продукция нашла своих потребителей и стала достаточно востребованной. Товары известных брендов стали подменяться на более дешевые, качество которых оставляло желать лучшего. В наши дни это достигло уже невероятных масштабов, а известные бренды устали бороться с подделками. Количество фейков на мировом рынке превышает количество оригинальных товаров. Но так как по законам рынка спрос рождает предложение, то избавиться от этого явления невозможно.
При создании образа в стиле китч основным принципом является откровенная безвкусица, показная яркость, абсолютная несочетаемость всех предметов костюма и цветов. Одним из сородичей этого стиля является . Но в отличии от него китч сочетает не только предметы по принципу «дорого-дешево» или «дешево-богато», но и по принципу создания образа, выходящего за рамки общепринятых .
Это в первую очередь эпатаж, преднамеренное произведение впечатление на публику. При чем это не обязательно должны быть современные вещи. Очень часто темой китча становится псевдоисторическая одежда (как в случае Вивьен Вествуд , реанимировавшая турнюры в своих коллекциях) либо совершенно неожиданные костюмы. Нагромождение предметов и аксессуаров из разных эпох и направлений. Все это имеет место быть и в наши дни. Но современная мода это прежде всего бизнес, поэтому многие дизайнеры взяли этот стиль на вооружение и принялись творить в самом прямом смысле этого слова невероятно-странную одежду. Которая, кстати сказать, в их исполнении стоит совсем недешево.
На протяжении последних десятилетий возникло много стилей, которые шли в разрез с общепринятыми нормами и правилами. В первую очередь это относится к стилям, олицетворяющим , таким как: хиппи, панки, рокеры, металлисты… Одни громоздили себе разноцветные ирокезы на голове, другие обвешивались цепями и булавками… Все это было способом самовыражения и привлечения внимания по средством странного внешнего вида. Так что мода уличных субкультур и китч понятия неразрывные.
Некоторые именитые дизайнеры достигли определенного успеха. Всю эту безвкусицу и каламбур они создают профессионально, со знанием дела). Многие это воспринимают как полные бред и конечно никогда такое не наденут, но люди творческих профессий, а тем более звезды шоу-бизнеса это очень любят. Эпатаж-это их стихия, а для многих и образ жизни, поэтому именно они в большинстве случаев являются поклонниками китча.
Надо отметить, что и сами дизайнеры не такие уж «серые мышки». Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Тьерри Мюглер , ушедший от нас Александр Маккуин . Все они авторы радикальной моды, искусство которых всегда вызывало много скандалов и скорее похоже на некий перформанс, чем на просто демонстрацию моделей. Например, Вивьен Вествуд , стоявшая у истоков стиля панк (одного из направления антимоды) стала творить в более гламурном ключе, но образы по прежнему шокируют своим внешним видом.
Когда Вивьен спросили, до каких пор она планирует показываться на лондонской неделе моды, она ответила: «До тех пор, пока существует конформизм, и до тех пор, пока люди во всем мире не научатся одеваться в соответствии со своей личностью и настроением, а не требованиями общественного вкуса».
Джон Гальяно, великолепный творец, каких мало на модном небосклоне. Он всегда умело сочетает эпатаж и гламур, нарочитую яркость образов и настоящий профессионализм в создании костюма.
Одними из самых ярких представителей современного китча стали Мадонна, Леди Гага, Андрей Бартенев, Жанна Агузарова . Одни вносят в это какой-то смысл и пытаются объяснить свой странный вид, другие так вжились в образ, что наверное уже не могут существовать по другому. Леди Гага даже не побрезговала облачиться в костюм из сырого мяса, при этом прокомментировав это странный поступок. А или искусственно напоминающая их? еще одно проявление китча.
Как бы не казалось это странным, но многие из этих вещей прекрасно продуманы и гармоничны в своей парадоксальной форме. Глядя на них становится понятно, насколько все мы разные. Отказ от стереотипов, разрыв шаблонов и полная свобода действий без оглядки на мнение окружающих. Конечно это не касается тех случаев, когда люди, одевшиеся несуразно, неуместно и откровенно пошло бродят по присутственным местам, шокируя окружающих. Ведь даже китч может быть «удобоваримым», если он выполнен мастерски.
С одной стороны отсутствие «табу» нас может только радовать, а с другой немного огорчает тот факт, что порой безвкусица вводится в культ и выпячивается подобно ярко раскрашенному мухомору, внутри которого собственно говоря ничего полезного и интересного то и нет(. Но главное, что у всех есть свобода выбора рядиться в то, что нравится, сообразно вкусу, личным представлениям и желаниям адекватного самовыражения.
А как Вы относитесь к этому дерзкому стилю?
Оставляйте свои комментарии! Всем оригинальности и чувства меры!
Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на новости,чтобы узнавать еще больше интересного!