Ремонт коаксиальных динамиков. Ремонт динамиков
З ахрипели динамики? Не спешите их выбрасывать, избавиться от хрипа динамиков можно и не так уж сложно. Хрип динамиков, довольно распространенное явление, чаще всего встречается в широкополосной акустике, по вине пыли и всевозможного мусора, попавшего между сердечником и катушкой, что при передвижении диффузора динамика, вызывает неприятный звук в виде хрипа динамика. Ремонт динамиков, заключается в разборе динамика и удаления источника вызывающего неприятный звук.
Ремонту подвергся, захрипевший, четырех полосный коаксиальный динамик фирмы Pioneer. Основной инструмент для разборки динамика, обычная, плоская отвертка и паяльник.
Первым делом, снял модуль пищалок. В данной модели, модуль пищалок крепился длинным болтом, который скрывался под наклейкой магнита. На других моделях, пищалки могут быть просто приклеены, в таком случае, их нужно сорвать, но перед этим, по возможности отпаять провода, идущие к пищалкам.
На нижнем фото, если внимательно присмотреться, видно мусор, между металлическим сердечником и звуковой обмоткой.
После того как модуль пищалок был откручен и отпаяны от него провода, вооружившись отверткой, поддел пластмассовую накладку, которая прижимает резиновый подвес диффузора и аккуратно, не спеша была отклеена.
Тем же самым инструментом, отклеил подвес диффузора. Отверткой, достаточно немного поддеть, затем можно отклеивать руками.
Отпаял проводки, чтобы приступить к отклеиванию центрирующей шайбы.
Отклеивание центрирующей шайбы, немного сложнее, отклеенных ранее частей, здесь нельзя торопиться, легко повредить шайбу.
Ну вот, динамик разобран.
Внутри динамика, было достаточно много мусора, не удивительно, что он постоянно хрипел.
На звуковой катушке динамика, видны царапины, доказывающие присутствие посторонних предметов, повреждена изоляция обмотки. Защитный слой обмотки, желательно восстановить, для этого можно вскрыть лаком или эпоксидной смолой поверх царапин, не большим слоем.
Чистим, моем, пылесосим все части динамика.
Ну а теперь самое сложное, с чем предстояло столкнуться при ремонте динамиков, это удаление металлических частиц, примагниченных к сердечнику. Справиться пылесосу с ними не под силу. На помощь пришел скотч, с помощью вот таких вот не хитрых действий, было удалено все, что было лишнее в динамике.
Затем нужно было приклеить все на свои места. Склеивал динамик, обычным, универсальным клеем Момент.
Старые следы клея, я не удалял, так как по ним, легко ориентироваться при склеивании динамика, что позволяет правильно и без перекосов склеить его. Но вcе равно, нужно проверить, не цепляет ли обмотка сердечник, при движении диффузора.
Если все прошло удачно, при движении диффузора нет постороннего шума, доклеиваем, припаиваем, собираем динамик.
Отремонтированный динамик, на фото справа. Ремонт динамика прошел успешно, все работает и не хрипит.
В разборке динамика, абсолютно нет, не чего сложного, все это просто и легко, главное не спешить. На ремонт одного динамика у меня ушло около часа.
Колонки любого типа, как и любая техника, нуждаются в бережном обращении и правильном уходе. Это относится не только к правильному подключению и эксплуатации, но и в бережном отношении к устройству в процессе использования. Так, колонки нужно регулярно очищать от пыли и грязи – в особенности это относится к наружной их части.
Корпус колонки, как правило, герметичен – это важно, поскольку внутри корпуса должны поддерживаться особые условия, позволяющие звуковым волнам правильно распространяться в пространстве и направляться в сторону слушателя. При стандартной конструкции колонки в ее корпусе можно найти только два отверстия: в одно вставлен динамический излучатель, а второе представляет собой фазоинвертор, который обычно направлен книзу, то есть, пыль через него попадает внутрь корпуса в крайне малых количествах. Но в некоторой мере это все-таки происходит, а влияние пыли на электронику всем известно – микросхемы, управляющие работой динамика, перегреваются и могут выйти из строя. Как же разобрать колонку для чистки или ремонта?
Разборка корпуса
Если колонки сломались и требуют ремонта или кажется, что пришла пора почистить внутренности акустического устройства от скоплений пыли и грязи, нужно получить доступ к внутренней части корпуса. Как же это сделать? Следует ли вообще разбирать качественно собранный корпус?
При производстве колонки корпус может собираться с применением одной из трех технологий:
- склеивание стенок корпуса;
- скрепление деталей при помощи металлического крепежа – шурупов или саморезов;
- размещение электротехнических элементов устройства внутри корпуса из цельного куска пластика или древесины.
Последний вариант, конечно, применяется весьма редко. Кроме того, чаще всего такие корпуса пластиковые – если из полистирола можно отлить цельный кусок, то фанеру или ДСП средней плотности, из которых производятся деревянные корпуса, в любом случае придется скреплять отдельно.
Первые же два варианта, как правило, комбинируются – например, боковые, верхняя и нижняя стенка намертво склеиваются клеем или эпоксидной смолой, а передняя и задняя панели прикручиваются. Это позволяет пользователю без особых проблем получать достаточный для ремонта и чистки доступ к внутренним деталям акустики. Как же разобрать такой корпус?
Клееные корпуса
Если все детали корпуса были склеены друг с другом, и простого доступа к внутренностям не предвидится, придется разрушать клеевой состав. Для этого понадобится определенный набор материалов:
- Растворитель – он может быть разным, в зависимости от использованного клея. Поскольку определить тип клея на глаз невозможно, придется поэкспериментировать – запаситесь самыми мощными растворяющими средствами: ацетоном, спиртом, этилацетатом. Последний, впрочем, использовать крайне не рекомендуется, поскольку он токсичен и может привести к проблемам со здоровьем. Однако если клей особо крепкий и больше ничто его не берет, другого выхода не будет – придется пользоваться этилацетатом. При этом нужно себя защищать – на лицо надеть респиратор для защиты дыхательных путей, на руки – перчатки, так как попадание концентрированной жидкости на открытые участки кожи может привести к химическим ожогам.
- Острый нож – поможет при разделении деталей, особенно, если сделан корпус из прессованной древесины.
- Спички или зубочистки – будут использованы как подпорки. Сразу весь клей растворить не получится. Кроме того, на отошедшие части нужно оказывать постоянную нагрузку на отрыв, поэтому в местах, в которых клей был растворен, между поверхностями разделяемых деталей нужно разместить эти подпорки.
- Стеклянная пипетка – с ее помощью клей будет заливаться точно в щель между стенками корпуса колонки. Вместо пипетки можно воспользоваться тонким медицинским шприцем.
- Любой плоский металлический инструмент – широкая отвертка или лопатка. Будет использоваться как рычаг, чтобы отделить детали корпуса друг от друга.
В целом, технология разборки корпуса, собранного при помощи клея, весьма проста. Для начала нужно внимательно изучить все склейки, вплоть до того, чтобы рассмотреть стыки под лупой – нужно найти наиболее слабое место, с которого и начнется процесс растворения клея. Затем в стык заливается растворитель – лить его нужно много, пока клей не начнет растворяться. Стоит помнить, что если колонки старые, клей мог стать прочным как цемент, и растворителя потребуется весьма большое количество. Потихоньку в стык просовывается лопатка или нож, и щель расширяется осторожными движениями. Когда детали разойдутся достаточно широко, в отверстие между ними можно просунуть спичку, чтобы сохранить постоянную ширину шва. Двигаемся по всей длине каждой склеенной грани до тех пор, пока все стенки корпуса не будут отделены друг от друга.
Чтобы после завершения чистки или ремонта вновь собрать корпус, стыки деталей нужно будет зачистить от остатков старого клея и растворителя. Последний, впрочем, и сам может испариться. После того, как края стенок будут очищены и зашлифованы, они снова склеиваются любым клеем для пластика. Чтобы крепление получилось достаточно прочным, нужно точно следовать инструкции от производителя клеевого состава.
Корпуса на шурупах
Если стенки корпуса колонки скреплены друг с другом при помощи крепежа – шурупов, болтов или саморезов, разделить их гораздо проще. Если только часть стенок прикреплена шурупами, а другая часть склеена, следует снимать только первые – нет смысла возиться с клеем в таком случае.
Заднюю стенку снять проще всего – обычно шурупы там на виду и легко откручиваются. Может встретиться такая ситуация – прикручена только часть стенки, при снятии которой открывается небольшое отверстие, через которое можно получить доступ к внутреннему пространству акустического устройства. Обычно на это у инженеров были достаточно веские причины, и незачем с ними спорить – оставьте все как есть и снимайте только то, что снимается без лишних усилий. При снятии задней стенки самое главное – не повредить элементы питания и провода, соединяющие разъемы на задней панели с микросхемой внутри колонки. Поэтому, раскрутив шурупы, нельзя сильно дергать за отделенную панель – стоит аккуратно снять ее со своего места и отставить в сторону настолько, насколько это позволено ходом и длиной проводов.
Что же касается передней панели, то не факт, что получится снять ее полностью. Это и опасно – сняв полностью переднюю стенку, легко повредить органы управления колонкой – регулятор громкости, кнопку включения, индикатор подачи питания, а также возможные разъемы для наушников или микрофона. Проще всего снять динамики, отверстия под которые имеют достаточный размер, чтобы проникнуть внутрь корпуса. Для этого нужно снять с излучателей защитные тканевые щитки. Под ними обнаружится легкоузнаваемая мембрана диффузора с защитным колпачком посередине – все это держится на металлическом корпусе динамика. Именно он и прикручен шурупами к корпусу колонки. Берите отвертку и смело откручивайте все, что откручивается. При этом нужно соблюдать аккуратность – нельзя подносить металлический инструмент слишком близко к центру динамика, так как там находятся постоянный и электрический магниты.
Разобрав корпус или хотя бы сняв с него достаточно наружных элементов, защищающих внутренности колонки, можно посветить туда фонариком и посмотреть, нуждается ли колонка в чистке от пыли и других загрязнений. Если пыли накопилось много, чистить микросхемы нужно очень осторожно. Основную массу пыли можно убрать пылесосом, стараясь не прикасаться его трубкой к электрическим платам, чтобы не повредить их. Мелкая пыль убирается кисточкой, после чего колонка продувается, чтобы удалить из корпуса все остатки загрязнений.
Если колонка была разобрана для ремонта, можно снять те детали, в которых, по вашему мнению, кроется причина неработоспособности акустического устройства. Если это управляющая микросхема, то, в принципе, в ремонте ее особого смысла нет. Проще купить новую колонку. Встроенный усилитель звука же вполне можно заменить, купив аналогичный в магазине радиодеталей или у поставщика запасных частей для музыкальных колонок.
Если же сломался динамик, придется разбирать и его.
Разборка динамика
В динамическом излучателе находится много деталей, которые могут сломаться – это и гибкие выводы, и магнитная катушка, и сам диффузор. Чаще всего все составные элементы конструкции излучателя скрыты в пространстве между мембраной из бумаги или полимера и металлическим основанием динамика. Как получить доступ внутрь устройства, не повредив при этом тонкую пленку мембраны?
Диффузор фиксируется в двух местах – по внешнему периметру при помощи картонного или резинового подвеса и в центре, где он прикреплен к гильзе. Отрывать его придется снаружи. Ни в коем случае нельзя просто отрезать его – приклеить обратно в таком случае не получится, придется покупать новый диффузор.
Подвес снимается по такой же технологии, как и разборка клееного корпуса – постепенно наливается растворитель, материал аккуратными движениями отделяется от основания и подпирается зубочистками. С картонным подвесом нужно быть максимально осторожным, чтобы он не разрушился.
Когда диффузор будет снят со своего места, останется только отклеить центрирующую шайбу. Это откроет вам полный доступ к внутренностям динамика. Пыль сюда не попадает, так что чистка динамика не понадобится.
Разборка колонок: видео
Вот начитался я интернете статей кучу про сабвуфер на 75ГДН, и мне тоже естественно захотелось такой сделать. Начал я с поиска такого же динамика, ведь в наше время еготрудно достать, хотя их делают в Риге (там рижский вариант даже лучше, черный такой), но я живу в Даугавпилсе и ехать в Ригу за динамиком это глупо, потратить на дорогу почти столько, сколько стоит сам динамик!
Подал в интернете объявление, что типо покупаю динамик 75ГДН-1-8 за 14 лат, мне позвонил мужик и сказал что продает бракованный динамик за 2 лата, я сразу отказался конечно, зачем мне нужен бракованный динамик (там, говорил он, катушку надо перемотать) .
Но хорошенько пораздумав, я сам ему перезвонил и купил у него этот динамик за 2 лата, ведь там магнита и диффузора на 6 лат!
Динамик был мятый (пылезащитный колпак), и окружность диффузора была залита силиконом (продавец говорил что от этого динамик меньше двигается и от этого больше вибрирует, но как такое может быть ваще! Я не поверил и вынул силикон оттуда.
Вот как «Головка» выглядела до ремонта: (хотя какой там ремонт)
При нажатии на диффузор были слышны посторонние звуки, будто катушка трется об магнит (керн), ужас!
Посмотрев на раненого динамика, я решил его вылечить, вот что для этого мне понадобилось:
Растворитель 646, клей момент (только не супер-момент, ато быстро засохнет и я пакоцаю динамик), и шприц
Внимание! Дышать растворителем и клеем момент вредно для здоровья, так что если у вас имеется противогаз и вентилятор, обязательно использйте его по назначению!
Первым делом я налил в шприц растворителя и начал отклеивать пылезащитную крышку, растворитель нужно наливать в небольшом количестве, но так чтоб картон темнел на расстоянии 5мм с двух сторон от шприца. Во как:
Налил, подождал 15 минут, потом опять налил подождал 7 минут, и потом налил и сразу стал снимать колпак. Сначала поддел шприцом, а потом отверткой, когда становилось трудно снимать обратно лил 646-ого и снимал опять! Если у вас с трудом снимается, не рвите динамик, лучше налейте растворителя и подождите немного. Снимал я так:
Силикон я снял пока впитывался растворитель
Когда снял колпак вот что вышло:
Сразу выровнял колпак и начал отделять резину от железного диффузодержателя, это наверху где динамик растягивается, оторвал я просто- отверткой!
И потом еще примерно с таким-же интервалом времени как и с колпаком, лил растворитель на центрирующую ткань по кругу.
Когда все снял, вот что получилось:
Я уже думал что сейчас буду катушку перематывать, но когда я ее увидел в глазах потемнело:
Я ее реально испугался, я ведь ее не смогу перемотать, для этого нужно специальная намоточная установка, а у меня таковой нету, и после намотки нужно катушку в жидкости держать 10 минут, короче я туда даже не лез.
Но продавец сказал что надо перемотать катушку, потомучто он плохо играет, но я незнаю как плохо, я подключал и у меня все нормально играло от 20 ватного (пока) усилителя, пол дребезжал ажно! Может это у них там что-то с усилителем было, или просто я без коробки и на небольшой мощности слушал.
Ну что делать, не мотать так не мотать, начал собирать все обратно, тут возникла проблема — «А каким раком его ровно поставить, чтоб катушка не терлась об керн,а?». Думал я и придумал- нужно плотной бумаги засунуть между катушкой и керном изнутри, но в результате я поставил криво его, это я узнал когда склеил все моментом и пошевелил диффузор вверх-вниз! Тогда я отлепил все и придумал новый способ- засунуть туда магнитопровод от Ш — образного трансформатора (только палочки), это выглядит так:
Эти четыре дырочки на картинке, это сделано на заводе для охлаждения катушки (ну представте себе — 75 Вт).
Первые четыре палки нужно поставить на одинаковом расстоянии друг от друга засунув их далеко, а остальные четыре суйте не до конца, ото катушка- «хрясь»
Палочки от трансформаторного магнитопровода — ширина 8мм, высота 44мм, толщина 0,3мм
Когда установил фиксирующие палки, центрирующая ткань сама стала ровно, а вот резину я оттянул к верху и уложил обратно строго вертикально!
Резину я клеил небольшим количеством клея, открывал кусок и клеил по него. А центрирующую ткань я натянул со всех сторон наружу (ну ка-бы дальше от катушки) и клеил также как и резину.
При установке диффузора, место где припаянны провода с контактной панелью, нужно ориентировать туда, где оно было, одно из вентиляционных отверстий (которое ближе к проводам) нужно сместить с меткой на держателе, ну там увидите!
Когда наложил клей, плотно прижал склеиваемый материал и поставил на 24 часа сохнуть. Где то через 20 минут после накладывания клея он сильно приклеивается и можно выбрать фиксирующие палки, не будем мучать катушку! Когда фиксирования больше не было, я стал двигать диффузор верх-вниз строго вертикально чтоб проверить не трется-ли катушка об керн, не терлась! Далее я оставил динамик клеиться в перевернутом состоянии под грузом:
Через 5 часов склеивания я приклеил пылезащитный колпачок, мазал моментом сам колпак по окружности, и не большим слоем, чтоб клей не вылез. Вот окончательный результат проделанной мною работы:
Популярное;
Ранее мы уже обращались к теме ремонту автомобильных динамических головок или попросту сказать ремонт динамика своими руками. Тогда мы рассматривали метод восстановления подвеса головки при помощи обычного силикона. Но ведь мы встречаемся и с проблемами более серьезного характера. Именно поэтому, сегодня мы решили акцентировать внимание на такой распространенной проблеме, как нарушение центровки.
Естественно, сегодня всем известно, из чего состоит динамическая головка. Так, в ней сигнал электрического типа преобразовывается в движение мембраны и распространяется по воздуху.
В то время, когда этот же сигнал сосредотачивается на катушке, образовывается магнитное поле, взаимодействующее с магнитом. А в силу того, что этот сигнал имеет временный характер, катушка начинает вибрировать, как бы убегая из поля. Тем не менее, катушке некуда бежать и она начинает передавать этот сигнал диффузору, который в свою очередь передает его в воздух, образовывая звук. Естественно, этот процесс передан простыми словами, и он на технических терминах будет звучать совсем иначе. Но ведь важна сама суть.
Керн из железа здесь применяется для осуществления направленности поля. В свою очередь, этот керн прикрепляется к постоянному магниту. Он является круглой платформой из железа по типу диска с втулкой по центру, которая состоит из звуковой катушки. Для того чтобы эта катушка могла легко двигаться посредине магнита и керна есть специальный зазор. А вследствие некоторых неблагоприятных факторов, клей, благодаря которому соединяется диск с магнитом, ослабляется и керн раздавливает катушку, что приводит к неподвижности диффузора. При этом динамики могут работать, но вам не удастся услышать никаких басов.
Как же выйти из этой тяжелой ситуации? И можно ли сделать так, чтобы динамики вернулись в свое нормальное состояние? Именно об этом и пойдет речь далее в статье. Итак, в той ситуации, с которой встретился я, была поломка подвеса динамика, и в силу этого я сразу же начал с центрирующей шайбы. Случается так, что в динамиках эта же центрирующая шайба прикрепляется на совсем слабенький клей.
Поэтому для того, чтобы отделить шайбу нужно всего лишь смочить место соединения с ней шасси простым ацетоном и подождать парочку секунд. А в некоторых случаях одним ацетоном не обойтись. Чаще всего это касается качественных динамиков, где для крепления шайбы и шасси используется крепкий и качественный клей. Здесь нужно прибегать к самому настоящему вандализму. А именно нужно канцелярским ножом отрезать шайбу и провода, идущие от звуковой катушки по направлению к динамикам. Далее нужно отсоединить диффузор.
По окончанию этих манипуляций становится понятно, что керн липнет к магниту и его нужно поставить на свое место, а именно в центр. Однако стоит отметить, что сделать это совсем-таки непросто, ведь здесь нужно работать с железом и постоянным магнитом.
Они крайне надежно взаимодействуют между собой, и вам будет сложно поставить керн в центр. При этом важно понимать, что звуковая катушка полностью прикреплена к диффузору и задавлена. Поэтому нужно подтягивать сам диффузор. После освобождения катушки нужно ее хорошенько осмотреть.
Если лак, которым покрыт ее провод, поврежден или же сама катушка помята, требуется также осуществлять и дополнительную реконструкцию катушки.
Для ремонта катушку первым делом нужно поискать металлические листки, толщина которых составляет пол сантиметра.
Эти листки нужно крепить между керном и магнитом. В целом нам требуется заполнить все то пространство, которое занимает катушка.
При этом каждую пластинку нужно вставлять равномерно, дабы расстояние было равным с каждой стороны.
После всего этого нужно приклеить магнит к шайбе, держащей сам керн. Лучше всего использовать для этого хороший клей по типу момента.
Также для этих целей можно взять и эпоксидку, но здесь уже нужно для большей надежности смешать ее с опилками или кусочками ткани.
Затем, после затвердевания клея можно убрать все пластинки и собрать весь динамик обратно.
Подвес и центрирующая шайба садится на тот же клей. При этом также дополнительно можно отремонтировать и подвес.
Таким способом можно ремонтировать головки самого разного типа.
И ещё хочу отметить один момент, если вы решили продать свой автомобиль и не знаете с чего начать, просто позвоните в компанию “Центр-Авто”, которая купит ваш автомобиль. Даже если он после аварии, обратитесь и получите деньги в этот же день.