Изготовление витражей или как делать витражи своими руками. Витраж своими руками в домашних условиях Витражные окна своими руками
Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.
Стили и техники
Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.
- Классический. Предполагает симметричный рисунок, цветочные мотивы или геометрический узор. Выполняется в тёплых, пастельных тонах. Уместен в классическом интерьере с чёткими линиями, добротной, тяжёлой мебелью.
- Готический. Это стиль католических храмов средневековой Европы. Полумрак, устремлённость вверх узких стрельчатых окон и высоких башен со шпилями, тёмно-красный, алый, золотой, зелёный, синий, фиолетовый цвета. В нём используются религиозные мотивы или сцены из жизни средневековых рыцарей, замки, подвиги, драконы, единороги. Готический витраж придаст пространству налёт тайны, сказочности. Именно во времена средневековья были созданы наиболее известные витражи, признанные шедеврами.
Витраж в готическом стиле - сказка и тайна в вашем доме
- Модерн. Пожалуй, универсальный стиль для любого интерьера. Основные мотивы этого стиля - морские, идея - приоритет формы над содержанием. Этот стиль характеризуется плавными причудливыми линиями, так или иначе повторяющими форму морской волны, изящество, изысканность. Бледные, приглушённые цвета, полутона, сине-зелёная гамма. Модерн хорошо сочетается с современной техникой и прекрасно уживается с интерьером в стиле хай-тек.
Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере
- Абстрактный. Предполагает геометрический рисунок и яркие, радостные цвета. Не конфликтует почти ни с одним интерьером, за исключением самого ортодоксального. Вносит в пространство особую эмоциональность. В абстрактном витраже важно соблюсти баланс между формой и цветом и тогда он никогда не надоест, заряжая оптимизмом и побуждая к творчеству.
Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест
- Египетский. Неяркие картины в песочно-коричневой гамме. Рисунок воспроизводит египетские иероглифы, богов, фараонов и сцены из их жизни.
- Античный. Картины напоминают античную мозаику с древнегреческими сюжетами. Характерно присутствие множества мелких деталей. Подходят для помещений в минималистическом стиле.
Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением
- Византийский. Отличает использование не только цветного, но и прозрачного стекла, отчего изображение кажется висящим в воздухе. Такие витражи напоминают роспись по стеклу, подходят для помещений, наполненных светом.
Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе
- Авангард. Сюжет рисунка может быть любой. Но благодаря современным техникам исполнения, ему придаётся ощущение объёма. Изображение получается многослойным, с трёхмерными деталями, на прозрачном или матовом стекле, глянцевым, сияющим. Такой витраж задаёт тон всему помещению и делает его ультрамодным.
Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали
Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.
Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.
Где разместить витраж в квартире
- Окна. Витраж придаст спальне ощущение уюта, а детской - сказочности. Витраж в окне можно использовать в качестве защиты от солнца, скрыть от посторонних глаз ванную, добавить праздничности и уюта на кухне.
Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома
- Двери. Декорировать можно как полностью стеклянные двери, так и стеклянные вставки. Рисунок лучше выполнить в одной стилистике на всех дверях.
Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике
- Фальш-окна. Такая стеклянная картина снабжается подсветкой и часто устанавливается в ванных комнатах или на лестничных площадках.
Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение
- Потолочные светильники. Большие стеклянные плафоны или акриловые вставки в потолок придадут интерьеру оригинальность.
Готический интерьер украсит потолочный витраж
- Стеклянные перегородки. Они могут быть прозрачными и матовыми. Такие перегородки часто устанавливают между кухней и ванной или туалетом и ванной. Витраж пропускает свет, но не позволяет видеть происходящего за ним.
Витраж - удачное решение для зонирования помещения
- Мебельные фасады, стеклянные столешницы. Декорирование мебели витражом - хороший способ придать ей индивидуальность. Даже старая мебель, украшенная витражом, смотрится дорого и роскошно.
Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни
- Как уже говорилось, сюжет рисунка должен соответствовать общей стилистике и атмосфере помещения.
- Тёмные тона и горизонтальные линии подходят для просторных комнат с высокими потолками, они визуально уменьшают пространство.
Тёмные тона витража создают атмосферу таинственности, но зрительно уменьшают пространство
- Витраж на зеркале - хороший выбор для небольших помещений. Он создаст перспективу пространства и зрительно увеличит комнату.
Витраж на зеркале создаст ощущение перспективы и расширит маленькое помещение
- Изобилие ярких цветов и пёстрых изображений может со временем утомить. Учитывайте это при выборе орнамента.
- Для спальни и детской лучше выбирать спокойные светлые тона, располагающие к отдыху.
Для спальни лучше предпочесть спокойные тона
- Кухню уместно украсить пейзажем или натюрмортом, ванную - морским сюжетом.
Для ванной подойдут сюжеты с рыбками
Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.
Виды техники
- Классическая или наборная. Самая сложная и древняя техника. Цветные стеклянные фрагменты вставляются в металлические рамки, собранные в рисунок и спаянные. Техника требует специального инструмента и навыков. Применяется для больших конструкций и только профессионалами.
Витраж в классический технике незаменим для больших площадей
- Английская или плёночная. Рисунок формируется на стекле из витражной самоклеящейся плёнки. Каждый фрагмент вырезается отдельно и приклеивается на место, определённое трафаретом. Наклеенные фрагменты обрамляются свинцовой лентой. При определённых навыках, такой витраж можно изготовить самостоятельно.
- Фьюзинг. Витраж изготавливается без металлического обрамления путём спекания разноцветных фрагментов в монолитный рисунок. Дома изготовить такой витраж невозможно, требуется специальная печь с высокой температурой.
Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции
- Тиффани. Эта техника сходна с классической. Из цветного стекла вырезаются фрагменты узора, окаймляются медной лентой. Готовые элементы собираются в узор и спаиваются между собой. Для начинающих такая техника сложна, но её вполне можно освоить и использовать дома.
Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику
- Пескоструйная. Заключается в обработке стекла по трафарету песком, подающимся под высоким давлением. Обработанные участки приобретают матовость, а рисунок - воздушность. В домашних условиях не применяется, требует специального оборудования.
- Литая. Каждый элемент отливается или выдувается из стекла отдельно. После этого фрагменты собираются в картину при помощи армирования или строительных растворов. В домашних условиях не применяется.
- Травление. Травлением плавиковой кислотой стекла создаются глубокие рельефные рисунки. Использование в домашних условиях этой сильной кислоты опасно для здоровья.
- Расписной витраж. Узор копируется на стекло и обводится контуром. После высыхания контура пустоты раскрашивают витражными красками.
В расписной технике можно создавать настоящие картины
- Контурная заливная. Как и при расписной технике, сначала готовится контур рисунка. После его высыхания пустоты заполняются красками толстым слоем. При необходимости краска разравнивается кисточкой или деревянной палочкой.
Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили
Видео: изготовление английского плёночного витража своими руками
Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.
Видео: витраж в технике Тиффани своими руками
Что понадобится для изготовления витража
Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.
Краски
Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.
Акриловые краски
В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.
Акриловые краски продаются в баночках и тубах
Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.
Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома
Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.
Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.
Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые
Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.
Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.
Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.
Самодельные краски
Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.
- На основе нитролака. Используется НЦ-2141 или другой аналогичный. Нитролак разводится растворителем 647, в соотношении 1 к 0,4. Колеруется художественной масляной краской или строительным колером. Краситель добавляется понемногу до достижения нужной интенсивности цвета.
- На основе клея БФ-2. Клей разводят вдвое ацетоном, колеруют любым красителем на спиртовой основе. Это может быть паста для шариковой ручки или другая краска. Эмульсию размешивают в стеклянной посуде, пробуют на стекле. При необходимости добавляют краску до достижения необходимой интенсивности.
- На желатиновой основе. 5–6 гр желатина заваривают 200 мл горячей воды до консистенции клейстера и добавляют краситель для ткани. Рисунок из такой краски требует закрепления нитролаком.
Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.
Контур
Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.
Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка
Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20-30 мл натуральной чёрной туши (лучшая - голландская), 30-40 гр серебрянки или бронзовой пудры.
В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.
Необходимые инструменты
Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:
- линейка;
- карандаш;
- маркер по стеклу;
- кисточки;
- деревянные палочки или зубочистки.
И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.
Трафарет для витража
Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.
Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.
Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.
Фотогалерея: образцы трафаретов для самостоятельного создания витража
Цветочные мотивы никогда не выходят из моды и подходят для любого помещения Детали трафарета пронумерованы для удобства раскрашивания витража Решётка дополняет цветок и придаёт рисунку законченный вид Птицы - ещё один неустаревающий сюжет для витража
Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.
Как увеличить рисунок
- Расчертите рисунок на клетки со стороной не более 1 см.
- Пронумеруйте получившуюся сетку по вертикали и горизонтали.
- Снимите размеры с витражного стекла.
- Перенесите размеры на бумагу.
- Разметьте лист по количеству клеток на рисунке.
- Начертите на листе сетку в соответствии с разметкой.
- Поклеточно перенесите изображение с открытки на бумагу в увеличенном масштабе.
- Готовый рисунок можно подкорректировать, изменить цвета.
Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.
Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.
Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.
Аппликация
Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.
Изготовление витража: пошаговая инструкция
- На подготовленный трафарет уложите стекло так, чтобы их края совпадали.
- Тщательно обезжирьте стекло спиртом, ацетоном или уксусом. Просушите поверхность сухой тряпкой без ворса.
- Перенесите контуры рисунка с трафарета на стекло специальным исчезающим маркером. Если у вас есть опыт в рисовании, линии можно наносить сразу контуром или контурной пастой.
Нанесение контура требует аккуратности и точного глазомера
- Дайте контуру просохнуть, иначе рисунок смажется.
- Теперь осталось только заполнить пустоты рисунка красками. Делается это тонкой кисточкой или прямо из тюбика. Тюбики готовых красок снабжены удобным носиком.
Краски на витраж наносятся кисточкой или при помощи насадки на тюбик
- Краска наносится от краёв к центру. Не страшно, если во время работы краска попала на контур - подправьте её деревянной палочкой или зубочисткой. После высыхания специальные краски становятся прозрачными и контур проступит сквозь них.
- Если рисунок предусматривает цветовые переходы, более светлые или тёмные тона наносятся после базовых. Их можно смешать или растушевать с основными при помощи зубочистки.
- Образовавшиеся в процессе работы пузырьки также удаляют при помощи зубочистки.
- Дайте готовой картине полностью просохнуть. Некоторые краски требуется дополнительно покрыть нитролаком, обратите на это внимание. Такая информация указывается на упаковке.
- Остаётся только вставить витраж в раму.
Витраж можно вставить в раму
Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.
Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой
Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.
Фотогалерея: несколько идей для размещения витражей в интерьере
Абстрактный рисунок подойдёт для стиля хай-тек Цветочный орнамент украсит окна гостиной Витраж на окне ванной придаст особую атмосферу и защитит от посторонних глаз Геометрический узор для гостинной несложно выполнить витражной плёнкой Витражи окон лестничной площадки выполняются в одном стиле Эркерные окна хорошо подходят для витража Потолочную вставку можно украсить плёночным витражом
Создание витражей - занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.
Название "витраж" пришло к нам из латыни. Данное понятие обозначает структурное построение, прозрачной или полупрозрачной фактуры, имитирующее особый орнамент или сюжет. Необычность витражной композиции заключается в умелом и удачном соединении световых лучей и стеклянной поверхности. Данные компоненты в союзе со значимым третьим - цветом - создают настоящие шедевры искусства.
Витражи как элемент декора
Витражи в интерьере, в первую очередь, являются элементом декора. Прямое их предназначение - это преломление потоков света и преобразование площади внутри помещения. Активное развитие и использование витражного искусства припадает на период средневековья. К сожалению, где и когда впервые произвели первую витражную композицию, не известно. До наших дней сохранилась информация о том, что еще древние римляне пытались использовать дутое и литое стекло в архитектуре.
В сегодняшнем декорировании интерьера, витражи снова в моде. Конечно же, идея таким образом украшать помещение, по праву принадлежит древним архитекторам, но благодаря новшествам в современных технологиях, витражи усовершенствовались и вышли на новый виток обновления и улучшения.
Витраж принято считать не только декоративным элементом, но и центральным элементом интерьера. Любоваться ними можно в разное время суток, вне зависимости от того, под каким углом на конструкцию попадают солнечные лучи. Исходя из этого становится понятно, что витражная композиция будет уместно смотреться и в холле, и в кухне и даже в ванной комнате.
Витражи в интерьере
Рискнувшие оформить хотя бы одно из помещений витражной композицией, гарантированно получат уникальное преображение комнаты, а также цветную легкость и неповторимость. Дизайнеры советуют выполнять витраж именно в том стиле, в котором оформлено все помещение. Таким образом, дизайн получится единым, целостным и гармоничным.
Наиболее часто используемый стиль витражей - это классический . Его основными характеристиками считаются естественность, изысканность, простота и уникальность. Этот стиль считается относительно мало бюджетным, что на сегодняшний день достаточно актуально. Главная привлекательность витражной классики - это симметрия. Изображаемая тематика может быть абсолютно разной от природных пейзажей до геометрических тел. Такие композиции в основном выполняют либо в темных, либо в пастельных тонах. Наиболее часто используют их при оформлении ширм, оконных проемов, перегородок.
Не менее популярный стиль - витражная неоготика . Идея стиля заключается в следующем: в комнате с большой площадью - довольно плотное заполнение оконных проемов витражной композицией, а в комнате не больших размеров - основу из прозрачного или бесцветного материала дополняли цветными вкраплениями.
С приходом ХХ века образовался и укрепился стиль модерн . Основные его признаки - это плавные переходы, замысловатые причудливые узоры, мягкие линии и узоры имитирующие растения. Цветовая гамма стиля приветствует все мягкие полутона. Стиль модерн отличается своей экстравагантностью и изысканностью. Модерновые витражи отлично совмещаются практически со всеми видами интерьеров.
Создание витражей сегодня производится посредством использования различных технологий. К сожалению, некоторые из них достаточно сложные и требуют не только мастерства и опытности художника, но и применения специального оборудования. В домашних условиях воспользоваться такими техниками нельзя. А теперь пришло время узнать в чем особенности создания витражей разных видов.
Классические, или паянные витражи
Начинают работу с изготовления эскиза, далее, в соответствии с каждой линией прокладывают металлический профиль, в который вставляют заготовленные стеклянные фрагменты. На местах стыков выполняется соединение пайкой. Затем выполняют художественную роспись витража.
Профиль может быть медным, латунным или свинцовым, его сечение похоже на букву Н. В пазы Н-образного профиля вставляют фрагменты, вырезанные из цветного стекла. Использовать в работу можно стекла толщиной не более 4 мм. Структура профиля является довольно жесткой и не позволяет придавать изображениям изогнутые контуры. Еще одним недостатком такой технологии считают относительно большую ширину профиля (до 6 мм). которая не позволяет сделать швы изящными.
Качество светопропускной характеристики такого витража зависит от стекол, которые используют при изготовлении, лучшими их производителями на сегодня считают: Wissmach, Spectrum, Glashutte Lamberts, Armstrong, стекла выпускаемые этими фирмами окрашены в массе, они никогда не выцветают.
Классическую технику создания витражей рационально использовать при изготовлении больших витражных полотен.
Тиффани
Наиболее красивыми считаются витражи Тиффани, но изготовление их отличается некоторой сложностью. Они реалистичны и очень похожи на живописные картины, при их изготовлении используются цветные стеклянные фрагменты разных размеров, форм, в том числе вогнутых и выпуклых. Сборка таких витражей выполняется исключительно вручную, т.е. каждую работу можно считать авторской.
Начинается работа с создания эскиза, разбивки его на фрагменты. Далее из стекол вырезаются детали конструкции, обтачиваются до получения нужной формы и габаритов, соединение фрагментов производится путем спайки свинцово-оловянным припоем клейкой медной ленты в которую оборачивается каждый из подготовленных фрагментов. Направляющие профили при создании витража в такой технике не потребуются.
Использование медной основы для крепления фрагментов позволяет создавать выпуклые и объемные изображения.
Витражи Тиффани не пострадают от резких перепадов температур, не зависимо от того, что состоят они из отдельных фрагментов, прочность имеют не меньшую, чем изделия из цельного стеклянного полотна. Выполнить такие витражи своими руками возможно, при условии наличия соответствующих материалов и инструментов, художественного вкуса и фантазии, умения трудиться с большой аккуратностью.
Фьюзинг
Процесс создания витража в технике Фьюзинг очень сложен, заключается он в спекании при очень высоких температурах составленных из стеклянных фрагментов художественных композиций. Хотя эта техника использовалась еще во времена строительства египетских пирамид, в современной промышленности она стала использоваться относительно недавно.
Как и вышеописанные техники она требует создания эскиза, нарезки стеклянных фрагментов, сборке их ровной стеклянной основе с применением фиксирующего клея, спекании в печах при температурах от +650 до +900 С. Сверху собранная картина закрывается вторым стеклом-основой, образуя при этом подобие сэндвича. Процесс спекание стекол многоэтапный, сначала стекла медленно прогреваются, далее некоторое время выдерживаются при температуре слияния, быстро охлаждаются.
Витражи в технике Фьюзинг отличаются многослойностью и рельефностью, изготавливают их без металлических протяжек. Конечно, в домашних условиях воспользоваться этой техникой невозможно.
Литой витраж
Достаточно сложная техника, предполагающая выдувание или отливку вручную каждого из стеклянных модулей, с приданием им особой поверхностной фактуры способной эффектно преломлять световые лучи. Толщина каждого из фрагментов может колебаться в пределах 5-30 мм. Соединяют стеклянные модули при помощи металлической арматуры и цемента.
Фацетные витражи
Особое место среди витражей занимают выполненные с применением фацетной техники. Они чрезвычайно привлекательны и оригинальны, уместно смотрятся в роскошных интерьерах, подчеркивая их особенности и высокий уровень достатка хозяев дома. Стекла для такого витража обрабатываются определенным образом - по краю каждого снимается фаска (фацет), что значительно увеличивает преломляющие свойства материала. Также могут использоваться особенным образом ограненные, отшлифованные и отполированные стекла. В работу используют только толстые, тяжелые стекла, соответственно и оправа для них требуется особо прочная. Для соединения подготовленных стекол используют жесткометаллический профиль: латунный или медный. После сборки витража его патинируют, придавая ему вид состаренной бронзы, серебра, золота или латуни. В такой оправе светопреломляющие стекла выглядят как настоящие самоцветы.
Смальта
Оригинальная старинная технология, заключающаяся в сборке картинки со стеклянных фрагментов и окисей металлов с последующим обжигом их в печах на протяжении длительного периода.
Полученный материал имеет высокие прочностные качества, привлекательный вид, напоминающий стеклянную мозаику. Смальта поражает воображение глубиной и богатством оттенков, особым глубинным светом, способностью выглядеть совершенно неодинаково при освещении разными источниками света.
Заливной витраж
Техника эта довольно востребована и доступна для исполнения. Конечно, чтобы создать интересное витражное стекло исполнителю потребуется иметь некоторый опыт и талант художника-визажиста. По внешнему виду заливной витраж напоминает созданный в технике Тиффани. После создания эскиза в натуральную величину его контурные линии переносят на обезжиренную поверхность стеклянного основания, используя для этого полимерную краску, получается имитация металлической протяжки. После полного высыхания контурных линий полученные ячейки заливаются красками или лаками, соответствующих цветов. Высыхание витража производят на протяжении суток.
Технология изготовления заливных витражей позволяет применение частичной автоматизации процесса, в частности:
- компьютерную разработку рисунка,
- нанесения контура с помощью программируемого оборудования.
Трафареты для витражей можно использовать самые разнообразные, их несложно найти в готовом виде в интернете. Изготовленные по заливной технологии витражи достаточно прочные, они не теряют качество при воздействии окружающей среды, они безопасны и экологичны.
Пленочный витраж
Самой бюджетной техникой изготовления витража можно назвать пленочную. Конечно, рисунок созданный таким образом на стеклянном полотне можно отнести к витражам условно, т.к. его создание заключается в нанесении на поверхности стекла специальной цветной пленки, в соответствии с выбранным эскизом рисунка, и последующим креплением по контурам свинцовой или оловянной каемкой.
Такие витражи имеют ровную, гладкую поверхность - основой для их изготовления является листовое стекло. Они отличаются простой ухода, небольшим весом и безопасностью в эксплуатации.
Витражная пленка для изготовления такого витража изготавливается из лавсана, порядок изготовления пленочного витража следующий:
- создание эскиза в натуральную величину,
- перенос рисунка на поверхность стекла,
- прокладка ленточного контура,
- заполнение образовавшихся фрагментов лавсановой пленкой.
Использование цельного стекла позволяет создавать пленочные витражи больших размеров.
Расписные витражи
Изготавливать их можно в любой технике, главное условие - нанесение красок на большинство стекол витража. В качестве дополнительного декора такие витражи предполагают использование стекол, подвергнутых фальцеванию или огранке. Витраж будет считаться расписным даже в том случае, если росписи будет подвергнуто единственное цельное стекло витража.
Другие разновидности витражной техники
Можно встретить в интерьерах и такие витражи как:
- Силуэтные , при сборке которых используются круглые элементы-диски, свободные пространства между ними заполняются вогнутыми стеклами, а все фрагменты соединяются латунной или свинцовой оправой.
- Пескоструйные , изготовленные из зеркального полотна или бесцветного стеклянного, с нанесенным матовым рисунком при помощи специального устройства-пескоструя, имеющие интересный вид и идеально вписывающиеся в классический интерьер.
- Узорчатые , собранные из стекол, сложенных в узоры, одноцветные, часто состоящие из фактурного, ориентированного в разных, направлениях стекла.
- Мозаика из стекла, она не может использоваться в качестве светопропускного материала в оконных или дверных проемах, но сохранение нею свойств просвечивающегося стекла позволяет использовать материал в качестве облицовочного, обычно из нее создают панно, разноцветные орнаменты, наполняющие солнечными бликами все помещение.
- Мозаичные витражи , собранные из разноцветных стекол при помощи свинцовых нитей, характеризуются повторяющимся рисунком, отлично выполняют роль фона, но могут использоваться как самостоятельный предмет декора.
Фотопечать
Эта разновидности появились совсем недавно, но при ее помощи дизайнерам удалось существенно расширить свои возможности по оформлению интерьера. Фотопечать подразумевает нанесение рисунка на стекло разными путями:
- прямая - рисунок может печататься на твердую основу,
- пленочная - сначала рисунок печатают на пленку, затем приклеивают ее к стеклянной поверхности
- триплексная - рисунок наносится на пленку и заключается между поверхностями двух стекол.
Привлекательными моментами фотопечати являются:
- возможность копирования классического витража,
- скорость изготовления изделия,
- доступная цена.
Коллаж
Техника изготовления коллажного витража основана на применении современной аппаратуры, но чем-то созвучна с техникой Тиффани. После разработки эскиза подготавливают заготовки нужных размеров и оттенков, соединяют их полимерным раствором, используя в качестве основания обычное стекло.
Отличаются такие витражи отсутствием четких линий, плавностью цветовых переходов, прозрачностью и легкостью. Они выглядят естественно в любом интерьере, а уникальная технология позволяет воспроизвести в стекле любые сложные изображения.
Комбинированные витражи
Они являются наиболее универсальными, при их изготовлении мастер сам решает какие именно техники и стили можно применить при изготовлении стеклянной картины, при этом не возбраняется не совсем обычное применение традиционных техник. В силу уникальности принципов своего изготовления, комбинированные витражи позволяют добиться особой выразительности произведений, уникальности, которую трудно получить в рамках любого отдельного стиля. Эта своеобразная техника позволяет создавать эффект трехмерного изображения, удивляющего особой глубиной и объемом.
Ознакомившись с описанием и просмотрев видео-рекомендации мы узнали, как сделать витраж. Конечно, чтобы получить настоящее произведение искусства потребуется приложить немало усилий, старания и фантазии.
Как сделать витраж своими руками: 3 распространенных способаВитражи - это особый декор, обогащающий и удорожающий интерьер, делающий его оригинальным и возвышенным. Однако дорогим интерьер делает не только высокохудожественность витражных изделий, но и их немалая стоимость. И это вполне обосновано, ведь витраж - кропотливая творческая работа, искусство, а мастерство в подобном деле ценится высоко. В таком случае возникают резонные вопросы, можно ли освоить это ремесло самостоятельно и как сделать витраж своими руками.
Фото 1 — Классический витраж Павлин
Витражи на стекле своими руками - с чего начать?
Витражи на стекле своими руками, естественно, начинаются с большого желания, а если ближе к делу -с разработки эскиза. Если говорить о классических техниках и их имитациях, то эскизы должны быть:
- в полный размер витража на бумаге и картоне;
- с четко прорисованными контурами деталей, разбивающими рисунок на отдельные фигуры;
- на картоне с указанием цвета и материала каждого фрагмента;
- для наборного витража - возможно с указанием направления стекольных волокон и нумерацией деталей.
В теории это может показаться сложным, но на практике все проще: внешний вид полной схемы витража подобен раскраске для детей, на отдельных частях которой нарисованы цифры, стрелки или другие необходимые обозначения, что облегчает сборку витража. В зависимости от сложности рисунка и техники исполнения витража, их потребуется больше или меньше.
Совет. Чтобы сэкономить время и силы на разработку эскиза и трафарета, можно скачать и распечатать готовый трафарет для витража. Для перенесения рисунка на стекло потребуется исчезающий маркер.
Рисунок 1 — Схема наборного витража с пометками
Технология изготовления витражей
Технология изготовления подбирается, в том числе, исходя из того, что будет витражным объектом: планируется ли витраж на окне или на двери, на зеркале или на вазе, а возможно это будут витражные лампы или стеклянные картины. В каждом отдельном случае будут свои особенности изготовления и монтажа, делающие определенную технологию приоритетной.
Для производства витражей в домашних условиях наиболее подходят три следующие техники:
- наборной витраж Тиффани;
- пленочныйфальш-витраж;
- контурный заливной витраж.
Они не требуют специфического дорогостоящего оборудования, как, к примеру, печи для фьюзинга, или наличия обустроенной мастерской в связи с работой с химикатами, абразивами и вредными испарениями, как, например, для матирования стекла или выполнения витражей в классической свинцово-паечной технике.
Тема Тиффани по сути объединяет все три способа, так как пленочный и заливной витражи - это способы имитации классических техник.
Фото 2 — Пример готового витража в технике Тиффани от Scottish Stained Glass
Как делать витраж Тиффани
Если вкратце: по готовому эскизу вырезаются шаблоны деталей из картона, они обводятся на стекле, детали вырезаются стеклорезом, шлифуются, каждый элемент по периметру обматывается медной фолией, все части выкладываются в единый рисунок, положение краевых элементов фиксируется гвоздиками, фольга на стыках обрабатывается флюсом, производится пайка оловянным припоем с одной, а потом и с другой стороны изделия, витраж вставляется в раму из металлического профиля и припаивается к ней.
На каждом этапе создания витража следует учесть массу нюансов:
- в рисунке не желательны детали с несколькими острыми углами (смальты в форме N) или мудреные S-образные кривые: лучше всего мягкие изгибы кривых линий;
- дешевле обойдется не листовое стекло для витражей, а стекло-бой; резку стекол следует выполнять алмазным стеклорезом, предварительно потренировавшись на обычном стекле; для криволинейных фигур необходимо выполнять вспомогательные резы по касательной;
- изготовление деталей и укладывание их в рисунок выполняется одновременно: каждая деталь начиная с верхнего угла вырезается, шлифуется, прикладывается к рисунку, обматывается фольгой, снова прикладывается к рисунку и после сверки закрепляется на соответствующем месте; сборку витража удобнее осуществлять на подсвечиваемой снизу поверхности;
- для пайки нужен 100-ваттный паяльник с никелированным жалом и легкоплавкий оловянный припой без канифоли; чтобы стекло не треснуло, не следует паять за один раз слишком большие участки, нужно давать витражу остыть и т.д.
Фото 3 — Фрагмент пленочного витража ручной работы от компании Экоокна
Витражи своими руками, мастер-класс:
Как изготовить пленочный витраж
Изготовление пленочного витража - занятие более простое, нежели сборка витража Тиффани.
- Стекло очищается; по эскизу, подложенному под него, свинцовой лентой выкладываются линии контура. Кончики каждой линии должны перекрываться следующим отрезком ленты. Когда все контуры оклеены, лента прокатывается валиком;
- Стекло переворачивается, протирается;по контурам, образованным свинцовой лентой, вырезаются элементы из пленки, клеятся на эту обратную сторону и также прокатываются отдельным валиком для пленки;
- Стыки пленок оклеиваются свинцовой лентой, повторяя контуры ленты на первой стороне, и прокатываются валиком; готовый витраж протирается моющим средством.
Для украшения фальш-витража можно использовать настоящие стеклянные детали, сажающиеся на специальный клей.
Фото 4 — Контурные заливные витражи и роспись по стеклу
Как выполнить заливной витраж
Для заливного витража необходимы полимерный контур и витражный акриловый лак или специальная краска.
- Рисуется или распечатывается эскиз, который подкладывается под прозрачное стекло или переносится исчезающим маркером на матовую или зеркальную основу;
- Поверхность стекла очищается и обезжиривается;
- По рисунку наносится полимерный контур, образующий замкнутые области;
- После высыхания контура каждый элемент аккуратно заливается жидкой краской.
Наносить каплю краски нужно около контура, не касаясь его. Краску нельзя размазывать, она должна растечься естественным путем, чтобы в результате получился красивый играющий светом витраж.
Витражи своими руками, видео:
Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.
Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.
Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.
Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.
Витражи художественные — технология создания
— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.
— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.
Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.
— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.
— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.
Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.
— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.
Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.
— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.
— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.
Рисунки для витражей
Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.
Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.
Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).
Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.
Как изготовить витраж своими руками
В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.
Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно
Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).
Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.
Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.
Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.
С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).
Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.
Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.
Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.
По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.
Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!
Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.
Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).
После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.
Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).
Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.
Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.
Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!
Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.
Рисованный витраж методом заливки краски
Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.
Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:
- 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
- чёрная тушь — 20-30 мл;
- серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.
Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.
Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.
Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.
После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.
Как изготовить краски для витражей
Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.
Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.
Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.
Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.
Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).
Продолжаем создавать витраж методом залива краски
Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.
Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.
Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.
В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.
Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.
Дополнительные витражные работы
Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.
В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.
Составы, основанные на жидком стекле:
- Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
- 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.
Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.
Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.
Составы, основанные на плавиковой кислоте:
- 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
- 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.
В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.
Самостоятельно изготовленный витраж придаст вашему помещению оригинальность и необычность. Вещи для интерьера, изготовленные самостоятельно, имеют значительное преимущество перед серийным выпуском. В данной статье будут рассмотрены 4 способа изготовления витражей своими руками.
Первый способ изготовления витражей
Для устройства витражей своими руками требуются окрашенные стекла. Вырезанное по размеру стекло тщательно моют и обезжиривают. Выбранный рисунок выполняют на листе бумаги в натуральную величину. Контуры рисунка переносят на стекло черной масляной краской с помощью тонкой кисточки. Для этих целей можно приспособить резиновый баллончик с наконечником из медицинской иглы. Краску в данном случае разбавляют до необходимой вязкости. Следует помнить, что, перенося контуры рисунка, нельзя касаться руками обезжиренной поверхности.
Разделить фрагменты витража можно с помощью узких реек или половинок прутьев лозы, которые приклеивают к стеклу.
Другой способ нанесения контура рисунка на витраж — эпоксидной смолой, в которую добавлена алюминиевая или бронзовая пудра. Этот состав удобно наносить на контурные линии, используя старый тюбик от зубной пасты.
Теперь можно приступать к раскрашиванию изображения. Краски для витражей в домашних условиях готовят на основе:
- пищевого желатина;
- клея БФ-2 (или других аналогичных клеящих составов);
- бесцветного мебельного нитролака.
Для получения краски для витража на основе желатина в его раствор добавляют гуашь или анилиновый краситель, применяемый для окраски ткани. Полученными составами раскрашивается узор. Контурные линии не позволяют перемешиваться разным оттенкам, поэтому не надо ждать, когда высохнет ранее окрашенный смежный участок. Краски на основе желатина не пожароопасны, практически не токсичны, ими можно работать даже в закрытых помещениях.
Краски для витражей на основе БФ-2 изготавливают из светлых сортов клея, разбавляя его ацетоном вдвое. В полученный раствор добавляют спирторастворимую краску, тушь или пасту от шариковых ручек. Такая краска очень быстро загустевает, поэтому использовать её надо в короткий срок.
Краски на основе мебельного нитролака готовят следующим образом. Лак разбавляют специальным растворителем вдвое. К полученному составу добавляют художественные масляные краски необходимого цвета. Следует помнить о том, что доля краски не должна превышать 10% от приготовленного состава. Работу с растворителями надо проводить в хорошо вентилируемом помещении и соблюдать правила пожарной безопасности.
После высыхания красок поверхность витража покрывают бесцветным лаком, чтобы стекло можно было мыть водой.
С помощью тонких реек, пива и английской соли стеклянную дверь можно раскрасить под старину. Древесину окрашивают под мореный дуб и располагают рейки так, чтобы получилась имитация расстеклования в мелкую клетку. Для обработки стекла готовят раствор такого состава: стакан пива и пачка английской соли. Для лучшего растворения пиво можно слегка подогреть. Раствор наносится губкой на горизонтальную поверхность витража. Конечно же, стекло предварительно должно быть хорошо вымыто и обезжирено. Высыхая, английская соль образует декоративные узоры желто-коричневого цвета. После просушки стекло покрывают защитным слоем лака.
Второй способ изготовления витража
После разработки эскиза витража накройте его стеклом, на котором будет изготовлен витраж. Оно должно быть чистым и обезжиренным.
Первый метод изготовления витража основан на использовании растворимых цветных тканей, таких как ацетатный шелк, который легко растворяется ацетоном и нитролаками. Вырежьте кусочки тонкой ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража. Покройте стекло тонким слоем прозрачного нитролака и просушите. Затем тот же нитролак наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты заготовки. Приклеивание необходимо производить максимально точно, так как ткань практически сразу начинает растворяться, и её невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к следующему.
Заполнив элементами витража все стекло, нанесите еще один слой нитролака, а поверх пару слоев паркетного. Следующим этапом изготовления витража своими руками — изготовление псевдорамы. Для этого эпоксидная смола смешивается с отвердителем в соотношении 1: 8~10. Полученная масса смешивается с тальком и алюминиевой или бронзовой пудрой до момента, когда смесь приобретет металлический блеск и не будет растекаться по стеклу. Затем полученную массу заправляют в кондитерский шприц или использованный тюбик из под зубной пасты и ровным валиком выдавливают по очертаниям витража. При этом важно не допускать пересечений между линиями, так как валики не должны наезжать друг на друга.
Рекомендуем производить все действия с нитролаком в хорошо проветриваемом помещении или на отрытом воздухе, а с эпоксидной смолой нужно работать в резиновых перчатках. Растворителем для эпоксидки является бензин.
Третий способ изготовления витражей
Можно выполнить витраж из битого стекла и силикатного клея. Сначала необходимо разработать рисунок витража в натуральную величину на листе бумаги. Изображение должно быть цветным. При разработке эскиза за основу берется рисунок с открытки, плаката или журнальная иллюстрация. Следует учитывать, что на рисунке важную роль играет темный контур, поэтому его рисунок должен быть выразительным, но простым и конструктивным. Оформленный эскиз нужно наклеить на обратную сторону стекла, на котором будет изготавливаться витраж, лицевой стороной к стеклу. Затем тонкой кистью и быстросохнущей краской черного, темно-коричневого или темно-синего цвета следует нанести на стекло контуры изображения. Теперь необходимо подобрать цветные стекла. Подойдут негодные автомобильные фонари, отработанные светофильтры, стеклянная посуда и т. п. Стекла нужно разбить на осколки требуемой величины. Витраж выполняется следующим образом. Стекло с наклеенным на него эскизом следует уложить на горизонтальную основу, например на стол, лицевой стороной вверх.
Затем его поверхность нужно обезжирить нашатырным спиртом, нанести на нее слой силикатного клея (жидкое стекло) и выложить мозаику из цветных осколков стекла с опорой на рисунок. Орнамент витража можно выкладывать участками, которые ограничены контурами. Спустя 4-6 часов необходимо залить поверхность готового витража клеем так, чтобы он покрыл все выступающие осколки. Чтобы предотвратить стекание клея со стекла, вокруг витража можно выложить ограничение из деревянных реек, прикрепив их пластилином.
Сплошной слой силикатного клея сглаживает шероховатости витража, в результате чего его поверхность становится волнистой и блестящей и хорошо пропускает свет. Для того чтобы при изготовлении витража получить сплошной цветной слой, нужно приготовить кашицу, смешав силикатный клей с толченым стеклом, и ровным слоем выложить её на поверхность стекла торцом кисти. Вместо силикатного клея можно использовать эпоксидный клей или полиэфирную смолу
Руководитель студии художественного витража Александр Полтавец говорит о стекле для витражей:
Иногда очень сложно найти стекло нужного цвета. Однако из любого безвыходного положения всегда можно найти два выхода. Бесцветное стекло можно окрасить цапон-лаком. В качестве красителя применяют и анилиновые краски: желтая — аурамин, риванол; синяя — метиленовая синяя; зеленая — бриллиантовая зелень (можно приобрести в аптеке); красная — родамин. Чтобы покрытие было равномерным, поверхность стекла обливают лаком, давая излишку стечь. Если стекло подвергается сильному солнечному воздействию, лучше использовать для окраски стекла глифталиевый лак. Он представляет собой раствор искусственной смолы (глифталя) и анилиновой краски того или иного цвета в винном спирте. Если цапонового или глифталевого лака нет, можно приготовить спиртовой цветной лак следующего состава:
- 500 мл этилового (винного) спирта,
- 1 г анилиновой краски,
- 1 г шеллака.
Четвертый способ изготовления витража
Можно выполнить витраж из целиковых цветных стекол по следующей технологии. Подготавливаем эскиз витража и крепим его с обратной стороны прозрачного стекла, как и в предыдущих случаях. Вырезаем из целых цветных стекол участки рисунка необходимой конфигурации. На прозрачном стекле-основе делаем "сухой" набор витража. Пространство между кусочками цветного стекла заливается раствором следующего состава: цемент — 1 часть, песок — 3 части, клей (типа ПВА) — 1 часть. Для удобства при этой операции можно взять даже полиэтиленовую тару из-под шампуня, в пробку которой вставляется стеклянная или пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазываются раствором с помощью деревянной палочки. После подсыхания производится основная заливка. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным.