Что общего между настей рыбкой, чубайсом и другими олигархами. Люди забудут про бургеры и стейки
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2017–2018 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать
только один правильный ответ и внести его в матрицу.
1. Корневой волосок является:
а) клеткой эпидермы;
б) выростом клетки эпидермы;
в) многоклеточным образованием эпидермы;
г) выростом клетки перицикла.
2. Стержневая корневая система характерна для:
А) подсолнечника;
В) пшеницы;
Г) подорожника.
3. Какой набор хромосом находится в клетках первичного эндосперма
в семени сосны?
а) гаплоидный;
в) триплоидный;
б) диплоидный;
г) полиплоидный.
4. Формула цветка Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1 характерна для:
а) гороха и рапса;
в) яблони и томата;
б) люцерны и чины;
г) картофеля и белены.
5. Семенная кожура у цветковых растений образуется из:
а) зиготы;
в) стенок завязи;
б) центральной клетки;
г) покровов семязачатка.
6. Конидиальное спороношение характерно для:
а) сморчков;
в) сфагнума;
б) аспергилла;
г) орляка.
7. Бактерии являются возбудителями:
а) клещевого энцефалита;
б) чумы;
В) коревой краснухи;
г) гепатита А.
Школьный этап. 9 класс
8. Из перечисленных водорослей на наибольшей глубине могут обитать:
а) харовые;
в) бурые;
б) золотистые;
г) красные.
9. Плодовые тела грибов образованы:
а) мицелием;
б) микоризой;
В) ризоидами;
г) конидиями.
10. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata)
отсутствую(е)т:
а) сократительные клетки;
в) мезодерма;
б) эктодерма;
г) энтодерма.
11. Полость тела у кольчатых червей:
а) первичная;
б) вторичная;
в) смешанная;
г) отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхиматозными
клетками.
12. Выделительная система плоских червей представлена:
а) фагоцитарными клетками;
в) метанефридиями;
б) коксальными железами;
г) протонефридиями.
13. Наличие двух пар усиков характерно для:
а) насекомых;
в) ракообразных;
б) многоножек;
г) паукообразных.
14. Мухи и комары относятся к:
а) разным семействам одного отряда;
б) разным отрядам одного класса;
в) разным классам одного типа;
г) разным родам одного семейства.
15. У человека кости крыши черепа относятся к костям:
а) воздухоносным;
в) плоским;
б) губчатым;
г) трубчатым.
16. В отличие от взрослого человека у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
а) резцы;
в) малые коренные зубы;
б) клыки;
г) большие коренные зубы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
17. У человека центры слюноотделения находятся в отделе мозга, обозначенном на рисунке
цифрой:
а) 1;
б) 2; в) 3;
г) 4.
18. Клетки слизистой оболочки тонкого кишечника
секретируют:
а) трипсин;
б) пептидазы;
в) соляную кислоту;
г) пепсин.
19. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
20. Органоид(ы), имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:
а) эндоплазматическая сеть;
в) лизосомы;
б) митохондрии;
г) рибосомы.
21. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
а) щелочная;
в) кислая;
б) нейтральная;
г) любая.
22. Лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в:
а) артерии большого круга кровообращения;
б) вены большого круга кровообращения;
в) артерии малого круга кровообращения;
г) вены малого круга кровообращения.
23. Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормон:
а) соматотропин;
в) кортизон;
б) тироксин;
г) адреналин.
24. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:
а) ядрышки;
в) митохондрии;
б) пластиды;
г) рибосомы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
25. В природных сообществах роль консументов второго порядка, как
правило, могут играть:
а) карась, пеночка, жужелица;
б) прыткая ящерица, морская звезда, заяц;
в) бабочка-крапивница, паук, скворец;
г) хомяк, лягушка, канюк.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами
ответа (от 1 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет
укажите в матрице знаком «Х».
1. Поверхностью тела дышат:
а) эвглена зелёная;
б) молочная планария;
в) взрослая аскарида;
Г) ланцетник;
д) личинки малярийного комара.
2. Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
а) профазы митоза;
г) анафазы первого деления мейоза;
б) метафазы митоза;
д) метафазе второго деления мейоза.
в) профазы второго деления мейоза;
3. Ядра симпатической нервной системы лежат в:
а) среднем мозге;
б) поясничных сегментах спинного мозга;
в) продолговатом мозге;
г) грудных сегментах спинного мозга;
д) крестцовых сегментах спинного мозга.
4. Масло получают из семян или плодов:
а) пшеницы;
г) сои;
б) подсолнечника;
д) кукурузы.
в) розы;
5. Цветок с верхней завязью имеется у:
а) кабачка;
г) груши;
б) лилии саранки;
д) сои.
в) гороха;
6. Один круг кровообращения имеется у:
а) удава;
г) тритона;
б) ланцетника;
д) утконоса.
в) сельдевой акулы;
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
7. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия
развития?
а) дафния большая;
г) угорь;
б) тритон гребенчатый;
д) паук-крестовик.
в) черепаха трионикс;
8. Из названных хордовых не имеют челюстей для захвата пищи:
а) гигантская манта;
г) головастик травяной лягушки;
б) миксина;
д) ланцетник.
в) химера;
9. Подвижно соединены между собой:
а) ключица и грудина;
г) кости таза;
б) скуловая кость и верхняя челюсть;
д) рёбра и позвонки.
в) плечевая кость и лопатка;
10. Соцветие сложный зонтик имеется у:
а) укропа;
г) ромашки;
б) примулы;
д) ириса.
в) моркови;
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите
в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные –
в нижнюю.
1. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
2. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и
папоротникообразных.
3. Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом
вегетации.
4. Функции газообмена осуществляются у листьев растений благодаря устьицам.
5. Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
7. Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
8. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но
они развиты в разной степени.
9. Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время
систолы желудочков.
10. Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая –
расширяет.
11. Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
12. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
13. Все клетки организма человека содержат ДНК.
14. Все растения содержат хлоропласты.
15. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.
5
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Часть 4
1. Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Функция:
Структура растения:
А) защитная;
1) ситовидные трубки;
Б) транспортная;
2) пробка;
В) запасающая;
3) устьице;
Г) газообмен.
4) сердцевина стебля;
5) сосуды стебля;
6) перисперм.
2. Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок,
свойственных представителям этих таксонов (1–5).
Типы личинок:
Таксоны:
А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Бланк для записи ответов
1
Часть 1
5
6
№
Да/нет
а
б
в
г
д
Часть 2
2
3
4
5
6
7
д н д н д н д н д н д н
10
н д н
Часть 3
Правильные суждения: ___________________________________________.
Неправильные суждения: _________________________________________.
Часть 4
Задание 1
Структура растения
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Ответы
Часть 1
1
б
11
б
21
в
№
Да/нет
а
б
в
г
д
2
а
12
г
22
б
1
д н д
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
3
а
13
в
23
г
4
б
14
а
24
б
3
н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
5
г
15
в
25
а
6
б
16
в
7
б
17
в
8
г
18
б
9
а
19
б
Часть 2
4
5
6
7
8
д н д н д н д н д н
Х
Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х
10
в
20
г
10
д н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Часть 3
Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10.
Неправильные суждения: 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15.
Часть 4
Задание 1
Структуры растений
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон
1
Б
1
В
4
В
3
А
5
Б
4
Д
6
В
5
Б
Система оценивания
За каждый правильный ответ части 1 – 1 балл, всего за часть 1 – 25 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 – 0,4 балла, за каждое задание –
максимум 2 балла, всего за часть 2 – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части 3 –1 балл, всего за часть 3 –
15 баллов.
За каждый правильный ответ части 4 –2 балла, всего за часть 4 – 22 балла.
Максимальная оценка – 82 балла.
^ А1 . Самой крупной рыбой является
1) полярная акула, 2) большая белая акула,
3) китовая акула 4) гигантская акула.
А2 . При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря:
1) опусканию и поднятию дна ротовой полости
2) изменению объема полости тела
3) глотательным движениям
4) работе грудных мышц.
А3. Из каких отделов состоит позвоночник рыб?
1) шейного и грудного 2) туловищного и хвостового
3) грудного и хвостового 4) шейного и грудного.
А4 . Для большинства костных рыб характерно:
1) наружное оплодотворение
2) внутреннее оплодотворение
3) яйцеживорождение 4) откладка яиц.
А5 . Какие признаки в процессе эволюции появились впервые у хордовых?
1) замкнутая кровеносная система
2) пищеварительные железы
3) нервная трубка 4) эндокринная система.
А6 . В отличие от костных рыб, у хрящевых:
1) отсутствуют плавательный пузырь и жаберные крышки
2) чешуя с эмалевым слоем
3) скелет представлен хордой
4) местообитание – исключительно моря.
А8. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве земноводных с:
1) хрящевыми рыбами 2) костными рыбами
3) ланцетниками 4) асцидиями.
А9 . Одним из факторов, ограничивающих завоевание суши земноводными, является особенность их:
1) кровообращения 2) питания 3) выделения 4) размножения.
Часть 2.
В1
Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?
А) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
Б) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудке
В) один круг кровообращения
Г) два круга кровообращения
Д) на всех стадиях развития дышат с помощью легких
Е) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи
^ В2 . Установите соответствие между таксонами и рангом, к которому они относятся.
Таксоны Ранг
А) Черепные 1) тип
Б) Земноводные 2) подтип
В) Рыбы 3) надкласс
Г) Хордовые 4) класс
А | Б | В | Г |
В3
А) Хордовые Б) Окуневые В) Костные рыбы
Г) Окунь обыкновенный Д) Окунеобразные Е) Окунь
Часть 3 .
С1. Почему щука заглатывает свою жертву с головы, а не с хвоста?
С2. Какие особенности характеризуют размножение большинства рыб?
Вариант №2
Часть 1.
А1 . Самым крупным скатом является
1) электрический скат 2) манта 3) рыба-пила 4) морской кот.
А2 . Орган слуха у земноводных состоит:
1) из внутреннего уха
2) из внутреннего и среднего уха
3) из внутреннего, среднего и наружного уха
4) из наружного и внутреннего уха.
^ А3. Какой отдел не выделяют в позвоночнике земноводных?
1) шейный 2) грудной 3) крестцовый 4) хвостовой.
А4 . Как можно определить возраст костных рыб?
1) по размерам костей
2) по количеству колец на чешуе
3) по количеству костей в позвоночнике
4) по количеству костей в черепе.
А5 . Основным движителем и рулем у рыб является
1) спинной плавник 2) анальный плавник
3) грудные плавники 4) хвостовой плавник.
А6 . Какой отдел головного мозга рыб развит больше, чем у земноводных?
А8. Какая основная функция у плавательного пузыря?
1) орган дыхания 2) орган кроветворения 3) гидростатический орган 4) орган чувств.
^ А9 . Предками земноводных были рыбы
1) хрящевые 2) костистые 3) кистеперые 4) двоякодышащие
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
Какие особенности нервной системы характерны для земноводных?
А) нервная трубка, нервные узлы
Б) сильно развит передний мозг, плохо развит мозжечок
В) хорошо развит мозжечок и передний мозг
Г) центральная и периферическая нервная система
Д) головной мозг и нервная трубка
Е) передний мозг разделен на два полушария
^ В2 . Установите соответствие между представителями костных рыб и таксоном, к которым они относятся.
Представители костных рыб Таксоны
А) белуга 1) Двоякодышащие
Б) сом 2) Костистые
В) латимерия 3) Кистеперые
Г) неоцератод 4) Хрящекостные
Д) окунь
А | Б | В | Г | Д |
В3
А) Жабы Б) Жаба В) Бесхвостые
Г) Хордовые Д) Жаба зеленая Е) Земноводные
Часть 3 .
С1. Назовите две причины сокращения численности осетровых рыб в Волго-Камском бассейне.
С2. Чем отличается строение костных рыб от хрящевых?
Вариант №3
Часть 1.
А1 . Самой крупной рыбой российских водных бассейнов является:
1) сом, 2) щука, 3) белуга 4) судак.
А2 . Сердце у взрослых земноводных:
1) двухкамерное: предсердие и желудочек
2) трехкамерное: два предсердия и один желудочек
3) четырехкамерное: два предсердия и два желудочка
4) трехкамерное: одно предсердие и два желудочка
А3. Какие отделы позвоночника земноводных состоят из одного позвонка?
1) шейный и крестцовый 2) туловищный и хвостовой
3) грудной и хвостовой 4) грудной и поясничный.
А4 . У каких рыб нерест происходит один раз в жизни, после чего они погибают?
1) сельдь и кефаль 2) окунь и карась 3) угорь и горбуша 4) щука и сом.
А5 . У земноводных в связи с выходом на сушу практически не изменилась
1) кровеносная система 2) система органов дыхания
3) система органов размножения 4) опорная система.
^ А6 Какой отдел головного мозга земноводных развит больше, чем у рыб?
1) передний мозг 2) средний 3) продолговатый 4) мозжечок.
А8. Позвоночные животные произошли от
1) древних кольчатых червей 2) древних членистоногих
3) современных ланцетников 4) древних бесчерепных животных.
А9 . Предки земноводных обитали:
1) в морях 2) в горных ручьях 3) в крупных озерах
4) в пересыхающих водоемах болотного типа.
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу ланцетники относятся животные со следующими признаками:
А) брюшной нервной цепочкой
Б) нервная система имеет вид трубки
В) головной мозг не дифференцирован, вокруг него нет никакого зачатка черепной коробки
Г) головной мозг состоит из пяти отделов
Д) внутренний скелет представлен хордой
Е) скелет образован хрящом
^ В2 . Установите соответствие между представителями хордовых и подтипами, к которым они относятся Представители хордовых Класс
А) тритон 1) Ланцетники
Б) окунь 2) Хрящевые рыбы
В) ланцетник 3) Костные рыбы
Г) латимерия 4) Земноводные
Д) манта
А | Б | В | Г | Д |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей.
А) Манта Б) Хордовые В) Хвостоколообразные
Г) Мантовые Д) Скаты Е) Хрящевые рыбы
Часть 3 .
С1. Объясните, почему мозжечок земноводных развит хуже, а передний мозг лучше, чем у рыб
С2. Какую роль играет кожа в жизни земноводных?
Вариант №4
Часть 1.
А1 . Как называют рыбу имеющую хорду и жаберные крышки?
1) полярная акула, 2) манта, 3) щука 4) белуга.
А2 . Спинной мозг у рыб:
1) находится под позвоночником
2) находится в позвоночном канале
3) находится над позвоночником
4) отсутствует.
А3. В скелете земноводных нет:
1) плечевого пояса конечностей 2) тазового пояса конечностей
3) хвостового отдела позвоночника 4) грудной клетки.
А4 . В какой последовательности движется кровь по малому кругу у земноводных:
1) желудочек – легочная артерия – легкие – легочная вена – левое предсердие
2) желудочек – аорта – внутренние органы – вены – правое предсердие
3) желудочек – аорта – внутренние органы – вены – левое предсердие
4) желудочек – легочная артерия – легкие – легочная вена – правое предсердие
А5 . Какой отдел задней конечности лягушки соответствует плечевому отделу передней конечности?
1) стопа 2) голень 3) бедро 4) таз.
А6 . У головастиков дыхательная и кровеносная система представлена:
1) жабры и трехкамерное сердце
2) жабры и двухкамерное сердце
3) легкие и один круг кровообращения
4) жабры и два круга кровообращения.
^ А8. Какую функцию выполняет боковая линия?
1) дистантного осязания 2) равновесия 3) зрения 4) вкуса
А9 . Земноводные не живут в море из-за особенностей строения:
1) кожи и почек 2) легких и сердца 3) органов размножения 4) скелета
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу Хрящевые рыбы относятся животные со следующими признаками:
А) полное отсутствие окостенений внутреннего скелета
Б) внутренний скелет представлен хордой
В) жаберных крышек нет
Г) жабры защищены жаберными крышками
Д) головной мозг не дифференцирован, вокруг него нет никакого зачатка черепной коробки
Е) плавательного пузыря нет
^ В2 . Установите соответствие между таксонами и рангом,
К которому они относятся.
Таксоны Ранг
А) Рыбы 1) тип
Б) Хордовые 2) подтип
В) Бесчерепные 3) надкласс
Г) Земноводные 4) класс
А | Б | В | Г |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.
А) Окунеобразные Б) Окуневые В) Окунь
Г) Окунь обыкновенный Д) Хордовые Е) Костные рыбы ^ Часть 3 .
С1. Почему маленькие древесные лягушки, имея заметную окраску, не прячутся от хищников?
С2. Укажите особенности внешнего строения рыб, связанные с движение организма в воде.
Вариант №5
Часть 1.
А1 . У каково вида рыб вынашивают икру в выводковой камере и заботятся о потомстве исключительно самцы?
1) морские коньки 2) тилапия 3) трехиглая колюшка 4) бычок
А2 . Признаками класса земноводных является:
1) хитиновый покров 2) голая кожа
3) жабры 4) размножение откладыванием яиц
А3. У рыб парными плавниками являются
1) спинной и анальный 2) хвостовой и анальный
3) грудной и брюшной 4) спинной и хвостовой.
А4 . У хрящевых рыб в процессе размножения отсутствует
1) наружное оплодотворение 2) внутреннее оплодотворение
3) откладка яиц 4) яйцеживорождение.
^ А5 . Какой отдел передней конечности лягушки соответствует голени задней конечности?
1) плечо 2) предплечье 3) кисть 4) лопатка.
А6 Ланцетники отличаются от позвоночных:
1) отсутствием осевого скелета 2) отсутствием кровеносной системы 3) недифференцированным головным мозгом
4) отсутствием выделительной системы.
А8. Относительно недлинные задние конечности, широкое плоское тело, кожа, покрытая бугорками, - отличительные признаки:
1) тритонов 2) саламандр 3) лягушек 4) жаб.
А9 . Одним из факторов, ограничивающим завоевание суши земноводными, является особенность строения их:
1) сердца 2) кожи 3) головного мозга 4) органов чувств.
Часть 2.
В1 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
К классу Костные рыбы относятся животные со следующими признаками:
А) есть жаберные крышки
Б) жаберных крышек нет
В) жабры расположены на имеющих внутреннюю скелетную опору жаберных дугах
Г) кожные чешуи покрыты эмалью (кожные зубы)
Д) в верхней части полости тела расположен плавательный пузырь
Е) плавательного пузыря нет
^ В2 . Установите соответствие между представителями костных рыб и отрядами, к которым они относятся. Представители костных рыб Отряды
А) вобла 1) Карпообразные
Б) салака 2) Лососеобразные
В) сазан 3) Осетрообразные
Г) семга 4) Сельдеобразные
Д) стерлядь
А | Б | В | Г | Д |
В3 . Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей.
А) Круглоязычные Б) Хордовые В) Жерлянка
Г) Бесхвостые Д) Жерлянка краснобрюхая Е) Земноводные
^ Часть 3 .
С1. Почему легкие земноводных не могут в полной мере обеспечить организм кислородом?
С2. Какое усложнение нервной системы в сравнении с бесчерепными появляется у рыб?
Ответы:
Тип: Простейшие
Вариант 1. (1,3,4,8,10,11) 1г, 2а, 3г, 4а
Вариант 2. (2,5,8,11) 1в, 2а, 3б, 4б
Вариант 3. (2,7,8,9,11) 1в, 2а, 3в, 4а
Тест «Типы плоские, круглые и кольчатые черви».
Вариант 1. (1б, 2в, 3г, 4а, 5г, 6а, 7б, 8г)
Вариант 2. (1г, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7б, 8а)
Вариант 3. (1б, 2б, 3г, 4г, 5а, 6г, 7б, 8а)
Вариант 4. (1а, 2в, 3в, 4б, 5б, 6а, 7б, 8в)
Тест «Тип Моллюски»
Вариант 1. (1а, 2г, 3б, 4в, 5г, 6г, 7в, 8а, 9а, 10в, 11б)
Вариант 2. (1а, 2г, 3а, 4в, 5в, 6в, 7в, 8г, 9б, 10г, 11г)
Диктант «Тип Моллюски»
– Мягкотелые
– мантия
– двусторонняя и ассиметричное
– Голова, туловище, нога
– мантийная полость
– раковину
– радула
– это вторичная полость
– жабры или легкие
– незамкнутая
– парные почки
– раздельнополые и гермафродиты
– сердце
Тест «Тип Членистоногие»
Вариант 1. (1а, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б)
Вариант 2. (1г, 2б, 3в, 4а, 5в, 6а, 7г, 8г, 9б, 10б)
Вариант 3. (1б, 2а, 3в, 4г, 5б, 6г, 7в, 8а, 9в, 10г)
Тест «Рыбы и Земноводные»
Вариант 1 (1а, 2б, 3в, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б, 10а, 11в, 12б.)
Вариант 2. (1в, 2г, 3а, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9в, 10г, 11г, 12в.)
Тест «Размножение, годовой жизненный цикл птиц»
Ответы (1б, 2в, 3в, 4в, 5б, 6б, 7б, 8б, 9в, 10в, 11б, 12в, 13а, 14б)
Диктант «Птицы»
температуру тела
четырех камерное
сухая кожа, перья
очин, стержень, опахало
контурные, рулевые, маховые, пуховые
надклювье
подклювье
форма черепа, зубы, длинный хвост
трубчатыми и плоскими
срастанием многих костей
спинную кость
открытый
пряжку
Цевку
Тест «Класс Млекопитающие»
Вариант 1. (1а, 2г, 3в, 4г, 5б, 6г, 7г, 8в, 9г)
Вариант 2. (1б, 2г, 3г, 4в, 5а, 6в, 7г, 8г, 9б)
Зачет №1 «Простейшие», «Кишечнополостные»
Вариант 1.
1г, 2а, 3г, 4а, 5в, 6а, 7б, 8б, 9в, 10а, 11в, 12а, 13б, 14б, 15в, 16б, 17в, 18а, 19б, 20в, 21б, 22б, 23а, 24в, 25а, 26а, 27а, 28б
Вариант 2
1а, 2в, 3б, 4в, 5г, 6а, 7б, 8в, 9б, 10г, 11б, 12б, 13а, 14а, 15а, 16а, 17в, 18в, 19б, 20а, 21б, 22б, 23а, 24в, 25а, 26в, 27а, 28б
Вариант3
1б, 2а, 3а, 4в, 5в, 6б, 7г, 8б, 9б, 10в, 11б, 12а, 13б, 14а, 15а, 16б, 17б, 18а, 19в, 20а, 21а, 22в, 23а, 24в, 25б, 26в, 27г, 28а
Вариант 4
1г, 2а, 3а, 4а, 5а, 6в, 7а, 8б, 9г, 10в, 11в, 12б, 13в, 14в, 15б, 16б, 17б, 18а, 19в, 20б, 21в, 22а, 23а, 24б, 25б, 26б, 27а, 28а
^ Зачет №4 «Рыбы. Земноводные»
Ответы
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
|
А 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 |
А 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
А 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 |
А 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 |
А 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
А 6 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 |
А 8 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
А 9 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 |
В 1 | А Г Е | Б Г Е | Б В Д | А В Е | А В Д |
В 2 | А Б В Г 2 4 3 1 1 | А Б В Г Д 4 2 3 1 2 | А Б В Г Д 4 3 1 3 2 | А Б В Г 3 1 2 4 | А Б В Г Д 1 4 1 2 3 |
В 3 | Г Е Б Д В А | Г Е В А Б Д | Б Е Д В Г А | Г В Б А Е Д | Б Е Г А В Д |
Типы личинок и куколок
Фаза личинки – сразу после выхода из яйца. Вначале светлая, после отрождения личинка бесцветная, имеет мягкие покровы. У открыто живущих насекомых личинка быстро темнеет и твердеет. После переваривания остатков эмбрионального желтка и вывода экскрементов, личинка вступает в пору усиленного питания, роста и развития. Рост и развитие сопровождаются у них периодическими линьками. Число линек неодинаково 3 (мухи), 4-5 (клопы), 25-30 (подёнки).
После каждой линьки личинка вступает в следующую стадию, или возраст , следовательно, линьки разделяют между собой возраста личинок. В соответствии с числом линек находится и число личиночных возрастов.
Личинки бывают 2 типов:
а) имагообразные, или нимфы (насекомые с неполным превращением). Как форма таких личинок – наяды (личинки, имеющие жабры, живут в воде – стрекозы, подёнки, веснянки);
б) истинные (насекомые с полным превращением). Классифицируются по (слайд 7) :
1) внешнему виду :
Камподеовидные (подвижные, темноокрашенные с плотными покровами и с 3 парами грудных ног, хорошо обособленной прогнатической головой – жужелицы, плавунцы, златоглазки);
Червеобразные (малоподвижные, светлоокрашенные, лишены брюшных ног.
Эруковидные, или гусеницеобразные (имеют хорошо обособленную головную капсулу, 3 пары грудных ног, 2-8 пар брюшных).
2) количеству ног :
- полиподные (гусеницеобразные);
- олигоподные (брюшные ноги отсутствуют – камподео-видные и скарабеоидные);
- аподные (безногие);
- протоподные (без ног, недоразвиты ротовой апарат и сегментация брюшка).
Фаза куколки. Эта фаза развития метаморфоза свойственна только насекомым с полным циклом. Особенность куколки – неспособность питаться и очень часто пребывание в неподвижном состоянии. Она живёт за счёт запасов накопленных личинкой, и часто рассматривается как фаза покоя.
В фазе куколки происходит гистолиз и гистогенез.
Гистолиз – распад внутренних органов личинки, который сопровождается проникновением и внедрением в ткани кровяных телец – гемоцитов. Гемоциты функционируют как пожиратели клетки, повышенная активность которых приводит к разрушению и поглощению вещества тканей. Гистолиз захватывает мышечную систему, поэтому предкуколка становится неподвижной, оказывает влияние на пищеварительную систему, но не затрагивает нервную и половую систему, а также спинной сосуд.
Гистогенез – процесс создания тканей и органов имагинанальной жизни. Источником для образования этих новых тканей и органов служат продукты гистолиза. Гистогенез охватывает мышечную и пищеварительную систему, перестраивая их для новых, имагинальных функций. Мышечная система перестраивается для новых форм движения для полёта, пищеварительная система – для новых видов пищи.
При гистогенезе – основную роль играют имагинальные зачатки – группы гиподермальных клеток, из которых возникают те или иные ткани и органы.
Гормон линьки - экзидон, необходимый для нормального развития личинок.
Существуют следующие типы куколок (слайд 8) :
а) открытые (свободные, лишь прижатые к телу имагинальные придатки (усики, ноги, крылья), характерны для жуков). Поразделяются на:
- куколки с подвижными жвалами (используют подвижные верхние челюсти для выхода из кокона, и сами могут совершать движения – сетчатокрылые, ручейники, зубатые моли).
- куколки с неподвижными жвалами (жуки, перепончатокрылые, веерокрылые, многие двукрылые).
б) покрытые (имеют тесно прижатые и спаянные с телом имагинальные придатки вследствие того, что при последней линьке личинка выделяет секрет, который при затвердевании покрывает куколку твёрдой оболочкой – бабочки, божьи коровки).
в) скрытые куколки (покрыты затвердевшей не сброшенной личиночной шкуркой, которая играет роль оболочки или ложнококона – пупарий (мухи)).
Перед окукливанием некоторые личинки окружают себя коконом (шёлк, паутина). Иногда место окукливания - стебли растений, земляная колыбелька, открытое окукливание.
Взрослое насекомое
Во взрослой фазе насекомые не совершают линек и не способны к росту. Исключение составляют подёнки, подуры. Биологическая функция взрослой фазы состоит в расселении и размножении.
Расселение взрослых насекомых совершается как путём активного, так и пассивного перелёта. Активные перелёты свойственны обычно крупным насекомым и наблюдается у ряда видов стрекоз, саранчовых, бабочек, жуков и имеют массовый характер. Пассивные перелёты свойственны для тлей, мух.
Переход в имаго сопровождается внешними изменениями окраски тела, увеличением у самки размеров брюшка, вследствие развития яичников, наполненных яйцами – у оплодотворённых самок термитов и муравьёв – сбрасыванием крыльев, неполовозрелая саранча – розовая, половозрелая – ярко-жёлтая.
Половой диморфизм различия между мужскими и женскими особями по ряду внешних, вторично половых признаков – по форме и размерам усиков, величине тела, различных деталях строения (жук носорог, жук олень). Самцы более подвижны, ведут более открытый образ жизни.
Полиморфизм – существование насекомых, внешне различающихся форм одного и того же вида – (муравьи, пчёлы, термиты, самцы, самки, рабочие, солдаты). Половой полиморфизм контролируется внутри семьи и не зависит от воздействия внешних факторов.
Экологический полиморфизм возникает под воздействием внешней среды (длиннокрылые, короткокрылые, бескрылые клопы).
Дополнительное питание. Способность к размножению появляется у одних насекомых вскоре после окрыления, а у других через более или менее продолжительное время. Происходит это вследствие неодинаковой половозрелости окрылившихся особей. Некоторые насекомые после превращения в имаго имеют созревшие половые продукты и способны к спариванию и яйцекладке, не нуждаясь в дополнительном питании (гессенская муха, долгоножки, шелкопряды, коконопряды). Имаго часто неспособно питаться, однако в большинстве случаев окрылившиеся особи неполовозрелы, нуждаются в продолжительном питании и только после этого созревают для размножения. Питание в имагинальной фазе, необходимое для созревания половых продуктов, называется дополнительным. Оно может быть 5-10 дней и более. Дополнительное питание характерно для насекомых зимующих в фазе имаго, т.к. они при зимовке теряют питательный резерв жирового тела. Поэтому возникает опасность ранней весной в сильной повреждённости растений (колорадский жук, льняная блошка, клубеньковый долгоносик, майские хрущи, клопы остроголовые). Комары весной дополнительно питаются кровью.
Дополнительное питание может быть и необязательным у насекомых, которые зимовали в фазе имаго. Когда личинки жили в неблагоприятных условиях, недостаточно питались и не находили необходимых резервов, тогда взрослые нуждаются в дополнительном питании. Если жили в благоприятных условиях, то необходимость в дополнительном питании отпадает (луговой мотылёк, озимая совка).
Плодовитость насекомых бывает очень высокой, но не постоянной. Плодовитость определяется 2 факторами:
1) наследственные свойства вида (строение и величина яичников, т.е. его потенциал размножения);
2) воздействие внешней среды.
Озимая совка может отложить до 1200-1800 яиц, луговой мотылёк – 800, хлебный пилильщики – 50. Матка пчёл – 3000 в день, термиты – 30000, но потенциал не всегда реализуется полностью и снижается в зависимости от погодных условий.
Весь цикл развития насекомого, начиная с фазы яйца и кончая взрослой фазой, достигшей половой зрелости, обозначается понятием поколение, или генерация . Продолжительность генерации изменяется в значительных пределах и зависит от 2 основных факторов – наследственности и условий внешней среды. Некоторые виды имеют 2-5 генераций в зависимости от географической широты местности и от воздействия погоды (тля – 10-15 генераций в год). В соответствии с этим различают:
а) моновольтинные (1 генерация в год);
б) поливольтинные (несколько генераций в год);
в) с многолетней генерацией (1 генерация длится 2-5 года).
Приспособление годичного цикла развития к местным климатическим условиям достигается с помощью диапаузы – временной задержки развития.
Диапауза – состояние временного физиологического покоя и возникает в жизненном цикле как специальное приспособление к переживанию неблагоприятных условий в областях с сезонно-периодическим климатом.
Каждый вид имеет 1 диапаузу, которая связана с определённой фазой развития: эмбриональная (саранча, зимняя пяденица, листовёртка); личиночная (златогузка, яблонная плодожорка, луговой мотылёк, озимая совка); куколочная (белянка, капустная совка, капустная и свекловичная мухи). Диапауза может быть: двухлетняя; многолетняя; облигатная; факультативная.
Реактивация - выход из диапаузы (воздействие пониженных и повышенных температур, повышенной влажности или сухости).
Фенология - наука о сроках развития насекомых. Фенологические наблюдения позволяют установить конкретные, ежегодно повторяющиеся явления в жизни насекомых в зависимости от условий среды. Для наглядного изображения годичного жизненного цикла того или иного вида насекомого применяются графические схемы с условными обозначениями отдельных фаз развития. Такие схемы – фенологические календари .
Полакомиться сочным бифштексом в ближайшие 20 лет станет очень дорого: классическое животноводство считается главным загрязнителем окружающей среды - на выращивание коров, свиней и птицы приходится более половины парниковых газов. Вдобавок мясо - это неэффективный продукт, другое дело - насекомые: они полны белка, а их производство в разы экономичнее животноводства. Перспектив увидеть у себя в тарелке кузнечиков вместо привычного куска мяса все больше - рынок съедобных насекомых стремительно растет, и к 2023 году его объемы превысят миллиард долларов. Тараканьи бега по вашей тарелке - в материале .
Более двух миллиардов человек в мире регулярно питаются насекомыми, и в ближайшие годы спрос на подобную пищу продолжит только расти. Согласно исследованию , проведенному Persistence Market Research (PMR), рынок съедобных насекомых будет ежегодно увеличиваться на 6,1 процента, достигнув объема 772,9 миллиона долларов к 2024 году. Североамериканская коалиция по сельскохозяйственному разведению насекомых (NACIA) прогнозирует , что к 2023 году объем отрасли достигнет 1,2 миллиарда долларов.
Потребление растет и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где жуков и гусениц подают к столу веками, и в Европе и Северной Америке, которые только недавно увлеклись энтомофагией (потребление насекомых в пищу). Ожидается , что к 2024 году на эти регионы будет приходиться 7,3 и 6,9 процента мирового потребления соответственно. Долгое время насекомыми промышляли только небольшие семейные предприятия, но теперь это бизнес с миллионными оборотами. При этом насекомым удается находить и новое применение, например, китайская компания Shandong Qiaobin Agricultural Technology Co. завод, на котором тараканы совмещают приятное с полезным. Насекомые ежедневно пожирают около 50 тонн пищевых отходов, после чего идут на корм для свиных и рыбных ферм. Таким образом сразу решается проблема утилизации мусора и вырабатывается новый ресурс.
Здоровый выбор
Драйвером роста для рынка съедобных насекомых выступает потребительский тренд на здоровую еду, чье производство вдобавок не наносит вреда экологии. Как указано в докладе Продовольственной и «Съедобные насекомые», в связи с ростом населения человечеству придется повысить производство еды, что приведет к увеличению выбросов парниковых газов, вырубке лесов и ухудшению состояния окружающей среды. Аналитики прогнозируют, что спрос на мясо и молоко к 2050 году удвоится, поэтому животноводство займет 70 процентов всего сельскохозяйственного использования земли.
В то же время для выращивания насекомых требуется меньше воды, пищи и пространства. Например, для килограмма говядины надо 10 килограммов корма, для свинины - 5 килограммов, для курятины - 2,5 килограмма, а для того, чтобы произвести килограмм сверчков нужно всего 1,7 килограмма корма. Животноводство также приводит к значительным выбросам парниковых газов: из-за дыхания животных вырабатывается углекислый газ, а сопутствующий пищеварению интенсивный метеоризм приводит к существенному выбросу метана. Одна корова ежедневно производит от 250 до 500 литров метана. Мучные черви, сверчки и саранча выделяют, по сравнению со свиньями и коровами, крошечную долю парниковых газов. Также насекомым нужно гораздо меньше места - для производства одинаковой массы белка мучным червям требуется в 10 раз меньше пространства, чем коровам, и вдвое меньше, чем птицам или свиньям.
При этом насекомые богаты белком, микроэлементами и питательными веществами, такими как жирные кислоты, цинк, селен, фосфор, марганец, магний, железо и медь. При высоком содержании белка они не подвержены болезням, от которых страдает скот, поэтому их все чаще рассматривают в качестве здоровой и безопасной альтернативы традиционному питанию. Также насекомых активно продвигают в качестве еды в наименее развитых странах, где они могут решить проблему голода. Например, их рекомендуют давать в качестве пищевых добавок голодающим детям.
Главная альтернатива мясу
В США энтомофагию объявили главным гастрономическим трендом. Компания Innova Market Insights, исследующая рынок еды, указала насекомых в качестве основной альтернативы мясу и главной модной гастрономической новинкой 2019 года. Benchmark, занимающаяся управлением курортами и гостиницами, на основе опроса шеф-поваров в гостиничных ресторанах также назвала блюда из насекомых главным кулинарным новшеством 2019 года.
Задание 1.
Рассмотрите схему "Структура нервной системы". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Объяснение: вегетативная нервная система подразделяется на парасимпатический и симпатический отделы (они антагонистичны друг другу - симпатический отдел ускоряет реакции, повышает давление и т.д.).
Правильный ответ - симпатический.
Задание 2.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы исследования используют в цитологии?
1. Центрифугирование
2. Культура ткани
3. Хроматография
4. Генеалогический
5. Гибридологический
Объяснение: цитология - наука о клетке.
Цитологи используют центрифугирование для разделения фракций, осаждения молекул и т.д. и хроматографию - разделене веществ и смесей, основанный на принципе распределения веществ между подвижной и неподвижной фазами.
Правильный ответ - 13.
Задание 3.
Какое число аминокислот зашифровано в участке гена, содержащего 129 нуклеотидных остатков?
Объяснение: каждому триплету (набору из трех нуклеотидов) соответствует одна аминокислота, то есть количество аминокислот в три раза меньше, чем количество нуклеотидов: 129:3 = 43.
Правильный ответ - 43.
Задание 4.
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей полисахаридов. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Выполняют структурную и запасающую функцию
2. Состоят из остатков аминокислот
3. Обладают гидрофобностью
4. Служат ферментами
5. Входят в состав клеточной стенки
Объяснение: полисахариды - большие молекулы, состоящие из моносахаридов. Они входят в состав мембран (структурная функция), запасаются в клетках в виде молекул крахмала или гликогена, обладают гидрофобностью. Ферменты имеют болковую природу и состоят из остатков аминокислот.
Правильный ответ - 24.
Задание 5.
Установите соответствие между характеристиками и примерами клеток.
Характеристики
А. Отсутствие мембранных органоидов
Б. Запасающее вещество - крахмал
В. Способность к хемосинтезу
Г. Наличие нуклеоида
Д. Наличие хитина в клеточной стенке
Примеры клеток
1. Бактериальная
2. Грибная
3. Растительная
Объяснение: бактериальная (прокариотическая) клетка не имеет ядерной оболочки (содержимое ядра представляет нуклеоид) и ни одной мембранной органеллы, кроме самой плазматической мембраны. Также, бактерии способны к хемосинтезу (образование органических веществ при помощи энергии окисления органических или неорганических веществ). В состав клеточной стенки грибов входит хитин. В растительных клетках запасное вещество крахмал.
Правильный ответ - 13112.
Задание 6.
Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВв при полном сцеплении исследуемых генов? Ответ запишите в виде числа.
Объяснение: данные два гена имеют два аллеля - разновидности гена, расположенные на разных хромосомах, то есть генотип АаВв даст 2 типа гамет: АВ и ав.
Правильный ответ - 2.
Задание 7.
Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, "выпадающие" из общего спсика, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Число потомков с рецессивным фенотипом составляет 75%
2. Соотношение фенотипов составило 1:1
3. Проявляется сцепление генов
4. Вторая родительсткая особь имеет генотип - аа
5. Среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе
Объяснение: анализирующее скрещивание проводят для выявления генотипа анализируемой особи. Анализирующее скрещивание данной особи (вторая родительская особь) выглядит так:
Р: Аа х аа
Г: А, а х а
F1: Аа - 50%
аа - 50%
То есть соотношение фенотипов составляет 1:1 - 50% потомков имеют доминантный признак в фенотипе.
Правильный ответ - 13.
Задание 8.
Установите соответствие между особенностями и способами размножения.
Особенности
А. Формирует новые сочетания генов
Б. Формирует комбинативную изменчивость
В. Образует потомство, идентичное материнскому
Г. Происходит без гаметогенеза
Д. Обусловлено митозом
Способы размножения
1. Бесполое
2. Половое
Объяснение: половое размножение происходит при участии половых клеток, при этом формируются новые сочетания генов (так как происходит комбинативная изменчивость), образуется потомство, немного отличное от родителей, при образовании половых клеток происходит гаметогенез (мейозом).
Бесполое размножение происходит без участия половых клеток, то есть без участия половых хромосом, не формирует новые сочетания генов, образует потомство, идентичное материнскому, происходит без гаметогенеза, обусловлено митозом.
Правильный ответ - 22111.
Задание 9.
1. Являются многолетними растениями
3. Имеют цветки и соцветия
4. Образуют плоды с семенами
5. Представлены тремя жизненными формами
6. Размножаются семенами
Объяснение: покрытосеменные - наиболее развитая группа растений, они характеризуются наличием цветка и плода, представлены всеми жизненными формами (травы, кустарники, деревья), образуют плоды с семенами, цветки с соцветиями.
Правильный ответ - 345.
Задание 10.
Установите соответствие между классами животных и типами.
Классы
А. Головоногие
Б. Двустворчатые
В. Паукообразные
Г. Ракообразные
Д. Насекомые
Е. Брюхоногие
Типы
1. Членистоногие
2. Моллюски
Объяснение: тип Членистоногие включает три класса: Паукообразные, Ракообразные, Насекомые.
Тип Моллюски включает три класса: Головоногие, Двустворчатые, Брюхоногие.
Правильный ответ - 221112.
Задание 11.
Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого наименьшего таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Горчица белая
2. Горчица
3. Покрытосеменные
4. Двудольные
5. Растения
6. Крестоцветные
Объяснение: располагаем таксоны, начиная с наименьшего: Горчица белая, Горчица, Крестоцветные, Двудольные, Покрытосеменные, Растения.
Правильный ответ - 126435.
Задание 12.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1. Вырабатываются в процессе индивидуального развития
2. Сформировались в процессе исторического развития
3. Имеются у всех особей вида
4. Строго индивидуальны
5. Сформировались в относительно постоянных условиях среды
6. Не являются врожденными
Объяснение: безусловные рефлексы - видовые врожденные особенности, сформировавшиеся в процессе эволюции (индивидуального развития) в относительно постоянных условиях среды (из поколения в поколение нужны были одни и те же адаптации организмов).
Правильный ответ - 235.
Задание 13.
Установите соответствие между характеристиками и типами тканей человека.
Характеристики
А. Осуществляет транспорт веществ в организме
Б. Выполняет функцию опоры и питания
В. Образует эпидермис кожи
Г. Вырабатывает антитела
Д. Состоит из тесно прилегающих клеток
Е. Содержит много межклеточного вещества
Типы ткани
1. Эпителиальная
2. Соединительная
Объяснение: существует большое количество соединительных тканней, например, кровь осуществляет транспорт веществ в организме и питание, костная ткань выполняет функцию опоры, лимфа вырабатывает антитела. Соединительная ткань характеризуется наличием большого количества межклеточного вещества (для связи клеток между собой).
Эпителиальные ткани образуют эпидермис кожи, выстилают покровы, состоят из тесно прилегающих клеток правильной формы.
Правильный ответ - 221212.
Задание 14.
Установите последовательность событий, происходящих в сердечном цикле после поступления в сердце крови. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Сокращение желудочков
2. Общее расслабление желудочков и предсердий
3. Поступление крови в аорту и артерию
4. Поступление крови в желудочки
5. Сокращение предсердий
Объяснение: кровь поступает в предсердие, далее, через клапан, попадает в желудочек, затем выходит из желудочка при его сокращении и поступает в аорту и артерии, почле чего и желудочки и предсердия сокращаются.
Правильный ответ - 54132.
Задание 15.
Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Изучение истории развития органического мира на Земле происходит путем анализа ископаемых форм древних организмов. 2. Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. 3. Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. 4. Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. 5. Обнаружены отпечатки переходных форм, сочетающих в себе признаки водорослей и высших растений - это псилофиты. 6. Восстановлена эволюция предковых форм некоторых видов животных, составлены филогенетические ряды.
Объяснение: палеонтологические методы - это раскопки, обнаружение останков и т.д.
Предл. 1 - анализ ископаемых форм древних организмов.
Предл. 5 - отпечатки переходных форм.
Предл. 6 - составление филогенетических рядов.
Правильный ответ - 156.
Задание 16.
Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Дикая свинья (кабан).
Характеристики
А. Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и ее возраста.
Б. Свиньи активны днем.
В. Животные ведут стадный образ жизни.
Г. Окраска особей - от светло-бурой или серой до черной, поросята полосатые.
Д. Способ добывания пищи - рытье земли.
Е. Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.
Критерии вида
1. Морфологический
2. Физиологический
3. Экологический
Объяснение: морфологический критерий описывает строение - в данном случае внешнее строение - вариант Г.
Физиология - наука о процессах в организме, то есть - А.
Остальные характеристики - экологический критерий, так как оописывается образ жизни организмов и их взаимоотношения, питание.
Правильный ответ - 233133.
Задание 17.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность растений, занесенных в Красную книгу?
1. Разрушение среды их жизни
2. Увеличение затененности
3. Недостаток влаги в летний период
4. Расширение площадей агроценозов
5. Резкие перепады температур
6. Вытаптывание почвы
Объяснение: выберем воздействия человека на растения, что способствует уменьшению их численности: разрушение среды их жизни, расширение площадей агроценозов, вытаптывание почвы.
Правильный ответ - 146.
Задание 18.
Установите соответствие между процессами и функциями живого.
Процессы
А. Отложение кальция в раковинах моллюсков
Б. Участие углекислого газа для синтеза глюкозы
В. Превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями
Г. Накопление фосфора в эмали зубов человека
Д. Получение энергии для хемосинтеза
Функции живого
1. Концентрационная
2. Окислительно-восстановительная
Объяснение: концентрационная функция - накопление чего-либо (вещества) в чем-либо. К ней относим отложение кальция в раковинах моллюсков и накопление фосфора в эмали зубов человека.
Окислительно-восстановительная функция - изменение степени окисления атомов одного или нескольких элементов, переход одного вещества в другое: участие углекислого газа для синтеза глюкозы, превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями, клеточное дыхание, получение энергии для хемосинтеза.
Правильный ответ - 122122.
Задание 19.
Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Поглощение хлорофиллом квантов света
2. Синтез молекул АТФ за счет освобождаемой энергии
3. Участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
4. Возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света
Объяснение: световая фаза фотосинтеза начинается с поглощения хлорофиллом квантов света, затем происходит возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии света, далее электрон участвует в окислительно-восстановительных реакциях и освобождении энергии и, наконец, молкула АТФ синтезируется за счет освобождаемоей энергии.
Правильный ответ - 1432.
Задание 20.
Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите, какие фазы деления изображены, набор хромосом клеток в каждой фазе. Какие специфические клетки образуются у растений в результате такого деления?
Заполните пустые ячейки таблицы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Список терминов:
1. Профаза, метафаза, телофаза
2. Интерфаза
3. Диплоидный
4. Профаза 2, метафаза 2, анафаза 2
5. Профаза 1, метафаза 1, анафаза 1
6. Гаплоидный
7. Спора
8. Соматическая
Объяснение: на рисунке изображен мейоз 1, фазы - профаза 1, метафаза 1, анафаза 1. Клетки имеют диплоидный набор хромосом (так как клетки еще не успели разойтись). У растений при помощи мейоза образуются споры, а при помощи митоза - гаметы. У животных - наоборот.
Правильный ответ - 537.
Задание 21.
Проанализируйте график "Вариационная кривая изменчивости числа краевых цветков в соцветии хризантемы". Выберите утверждения, которые можно можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Утверждения:
1. Большинство соцветий содержат по семь краевых цветков
2. Исследовано приблизительно 520 соцветий хризантемы
3. Максимальное число краевых цветков у соцветий равно 10
4. Наибольшее число соцветий имеют минимальное значение признака
5. Анализ приведен у 16 особей растений
Объяснение: количество соцветий - 7 - это такое количество соцветий, которое есть у абсолютного большинства цветков (примерно 520). Ученые исследовали около 520 соцветий (это максимальное количество соцветий). 7 - не минимальное, а среднее значение признака. Количество особей не указано. Максимальное количество цветков больше 10.
Правильный ответ - 12.
Задание 22.
Задание 23.
К какому подцарству, типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чем состоит роль этих структур в жизни животного?
Объяснение: на рисунке изображена амеба обыкновенная. Она относится к подцарству Одноклеточные (Простейшие), царству Животные, тип Саркожгутиковые (Саркодовые). Буква А - сократительная вакуоль, ее функция - регуляция количества воды в клетке. При необходимости вакуоль с собранной водой схлопывается и вода и продукты распада выходит. Буквой Б обозначено ядро. Его функция - хранение, воспроизведение и передача наследственной информации.
Задание 24.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции вляются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
Объяснение:
Предл. 1 - популяция - группа особей одного вида, а не разных.
Предл. 3 - Структурной единицей биосферы является экосистема, а не популяция. Популяция - структурная единица вида.
Предл. 4 - Личинки разных насекомых не могут образовывать одну популяцию. Они образуют разные популяции.
Задание 25.
Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.
Объяснение: грызуны - обширная группа млекопитающих. Они населяют многие среды обитания - наземно-воздушную (живут на земле и на деревьях), подземную (крот), полуводную (бобр). Они имеют большую скорость размножения. Рождают большое количество детенышей и заботятся о них. Травоядны. Питаются широким спектром растений.
Задание 26.
Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.
Объяснение: при возрастании численности насекомых возрастает количество насекомоядных птиц, это приводит к уменьшению количества насекомых, затем и хищных птиц, что также приводит к уменьшению количества насекомоядных птиц, что, наконец, приводит к возрастанию численности насекомых (так как количество поедающих их птиц сокращается).
Задание 27.
Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при оогенезе в ядре после телофазы мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните все полученные результаты.
Объяснение: в соматической клетке - диплоидный набор хромосом - 8. То есть гаплоидный набор - 4. При оогенезе в ядре после телофазы мейоза 1 набор хромосом - 1n(4)2c(8), так происходит расхождение гомологичных хромосом. В анафазе мейоза 2 - 1n2c. Это фаза расхождения сестринских хромосом. То есть число хромосом - 4, число молекул ДНК - 4, так как расходятся хроматиды и образуются гаплоидные клетки.
Задание 28.
При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в обоих поколениях?
Объяснение:
А - усики
а - нет усиков
В - яркие цветки
в - бледные цветки
Р1: ААВВ х аавв
Г: АВ х ав
F1: АаВв - 100% растений с усиками и яркими цветками
Р2: АаВв х ААВв
Г: АВ, ав, Ав, аВ х АВ. Ав
При полном доминировании и законе независимого наследования получаем расщепление.
F2: ААВВ, ААВв, АаВв, ААВв, АаВВ, АаВв - 75% растений с усиками и яркими цветками.
Аавв, ААвв - 25% растений с усиками и бледными цветками.
Так как все растения с усиками, делаем вывод, что исходное растение, скрещенное с потомством F1, имеет генотип АА (гомозиготен доминантен). А ко второму признаку получаем данное расщепление, так как потомки имеют два разных фенотипа.
Вариант 3. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.