Способы вегетативного размножения растений в природе таблица. Биология в лицее
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.
Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений»; рисунки и фо-тографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень кар-тофеля, луковица лука.
Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размно-жение ползучими побегами, размножение корневищами, размноже-ние клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводко-выми почками; значение вегетативного размножения в природе.
Ход урока
Актуализация знаний
Ответьте на вопросы.
В каком направлении происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?
По каким структурам происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?
В каких слоях стебля растения расположены ситовидные трубки?
Какими клетками они образованы?
Опишите опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев к корням растения.
В каком направлении происходит перемещение воды и рас-творенных в ней минеральных веществ в растении?
По каким структурам перемещается вода с растворенными в ней минеральными веществами?
По каким структурам происходит перемещение воды в стебле?
Где расположены сосуды?
Укажите особенности строения растительных сосудов.
Опишите опыт, доказывающий перемещение воды и ми-неральных веществ по сосудам древесины с восходящим током?
Откуда поступают вода и минеральные вещества в растение?
В результате каких процессов образуются органические ве-щества в растении?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.)
Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)
Какова их основная функция? (Размножение.)
А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)
Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.)
Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы вы-полняют иногда и другие, несвойственные им функции.
Приведите примеры растений, вегетативные органы кото-рых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корне-вые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля за-пасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)
Кроме этого, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.
Как может называться такой способ размножения? (Ответы учащихся.)
Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называется вегетативное размножение .
В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Способ размноже-ния | Описание | растений |
Размно-жение ползучи-ми побе-гами | На растении образуются удлиненные по-беги, стелющиеся по земле. В местах со-прикосновения с землей образуются при-даточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным | Земляника, кле-вер, луговой чай, будра плюще-видная, верони-ка лекарствен-ная, клюква |
Размно-жение корневи-щами | На корневищах (видоизмененных побе-гах) из почек образуются молодые по-беги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться | Пырей ползу-чий, ландыш, ветреница, чер-ника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть |
Размно-жение клубнями | Клубни отделяются от столонов. Из вер-хушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образу-ются придаточные корни | Картофель, топинамбур, |
Размно-жение лу-ковицами | Из боковых почек на материнской луко-вице (видоизмененном побеге) образу-ются «детки» — дочерние луковицы | Дикий лук, тюльпан, гиа-цинт |
Размно-жение ли-стьями | Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материн-ского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются при-даточные корни | Сердечник лу-говой |
Размно-жение корне-выми от-прысками | На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вы-растают побеги — корневые отпрыски | Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей |
Размно-жение вывод-ковыми почками | На листьях растения образуются особые выводковые почки , которые впоследствии опадают на землю и укореняются | Бриофиллюм, папоротник аспелениум жи-вородящий |
(Учитель проверяет заполнение таблицы и делает вывод, де-монстрируя при этом комнатные растения, гербарии, таблицы с изображениями различных способов вегетативного размно- жения растений. Затем к доске вызывают учащихся, которые, пользуясь наглядным материалом, представленным в кабинете (таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии), рассказы-вают о каждом из способов вегетативного размножения и приво-дят примеры. Если кто-либо из учеников, отвечающих у доски, затрудняется ответить, ему помогает класс.)
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
В чем заключается смысл вегетативного размножения?
Каково значение этого способа размножения в природе?
Какими органами могут размножаться растения при веге-тативном способе?
Для каких растений характерно размножение видоизменен-ными побегами?
Для каких растений характерно размножение частями не- видоизмененных побегов?
Для каких растений характерно размножение корневыми отпрысками?
Самостоятельная работа
Закончить заполнение таблицы.
Творческое задание. Зарисовать различные способы вегета-тивного размножения растений. Каждый из способов изобразить на отдельном листе, подписать название. На обратной стороне перечислить растения, для которых характерен этот способ веге-тативного размножения.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать, в каких случаях возможно размножение растений исключительно вегетативными методами. Описать эти случаи.
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций
В предыдущих статьях мы говорили о семенном размножении овощных культур и цветочных летников путем и через . Сегодня мы поговорим о вегетативном размножении (корневищами, луковицами, клубнелуковицами, корнеклубнями, отводками и черенками) – наиболее распространенным способе размножения цветочных многолетников.
Вегетативное размножение
Вегетативное размножение имеет ряд преимуществ: оно позволяет получать растения, идентичные материнским (при семенном способе характерные особенности сорта часто не сохраняются вообще или сохраняются не в полном объеме), сокращает ювенильный (молодой) период развития растений. Некоторые многолетники предпочтительно размножать только вегетативным путем, т.к. он значительно сокращает срок вступления новых растений в наиболее декоративную фазу - цветение. При семенном размножении у таких растений как шафран, пион, шпажник и др. она часто наступает на 4-6 год жизни.Вегетативное размножение можно осуществлять корневищами, луковицами, клубнями, корнеплодами, отводками и черенками , которые используют для получения нового растения. Способы размножения для некоторых растений перечислены ниже.
Деление корневищ
Наиболее распространенным способом вегетативного размножения является деление корневищ . Корневище - удлиненная подземная часть растения, несущая остатки листьев, почки и придаточные корни. Для размножения растений корневищем используют деленки**, полученные с периферии старого куста. Для получения качественного посадочного материала ирисов, пионов, лилейников и др. лучше размножать растения в возрасте 3-4 лет. С возрастом на корневище развивается большое количество почек возобновления, которые со временем начинают конкурировать за жизненное пространство. В результате в центре куста почки оказываются слабые, а на периферии – более сильные и жизнеспособные. Поэтому при делении старых кустов лучше использовать материал с внешней части корневища, а центральную – удалять. Некоторые садоводы центральную часть старого куста доращивают и через некоторое время повторно делят.Большинство корневищных растений имеют рыхлое корневище, которое делят руками или острым ножом. Очень старое растение или растение с плотной корневой системой разрезают лопатой.
Если не стоит задача получить как можно больше посадочного материала, куст лучше поделить на 3-5 деленок. Растения из таких деленок могут зацвести в первый год, со второго года они образуют мощные, хорошо развитые и нормально цветущие кусты. Если необходимо получить много растений от одного материнского куста, то его можно разделить на более мелкие деленки (с одной почкой), но в этом случае, в первые два года после деления растения будут развиваться медленно и зацветут только на второй-третий год. Для того, чтобы такое растение лучше разрослось, ему не дают цвести на второй год, обламывая цветоносы. При мелком делении происходит полное обновление корневой системы и в дальнейшем это растение будет сильнее и долговечнее размноженного стандартной деленкой.
Деление растений лучше проводить в прохладном, затененном месте
. Чтобы стимулировать рост молодых боковых корней у полученных деленок корни подрезают примерно на 1/3 их длины. Длинные, необрезанные корни при посадке трудно равномерно распределить в посадочной яме, что может привести к их перекручиванию, загниванию и гибели всего растения.
Деление и пересадку многолетников проводят рано весной (апрель-начало мая) или в конце лета (конец августа – начало сентября). При весенних сроках деления, пока еще почки не тронулись в рост, бывает достаточно только обрезки корней. При летне-осенних пересадках необходимо обрезать и надземную часть растений, оставляя примерно 15-20 см, т.к. корни еще не смогут обеспечить растения всем необходимым, что может привести к болезни и затягиванию сроков цветения.
Деление тех или иных культур нередко имеет свои особенности. Так, например, при размножении пиона не стоит использовать крупные деленки с большим количеством почек и множеством длинных корней, так как он будет долго болеть и слабо цвести.
Чтобы быстрее образовался крупный куст ириса, деленки высаживают по окружности или рядками с учетом необходимой для взрослого растения площади и т.д.
При делении лилейника старые корни подрезают, оставляя не более 7-8 см, места срезов присыпают золой.
Перед посадкой деленок желательно корневую систему окунуть в глиняную болтушку. Для ее приготовления на 10 л воды добавляют небольшое количество глины (чтобы после обмакивания в болтушку на руке оставался тонкий слой глины), 1 таблетку гетероауксина или пакетик корневина (можно любой другой стимулятор корнеобразования, по инструкции) и 1 кг свежего навоза. Компоненты добавлять в указанном порядке. Обработанные болтушкой корни необходимо в течение 30 минут подсушить на открытом воздухе, а затем высадить деленки в подготовленные, увлажненные ямы.
Деление куста
Некоторые многолетники (первоцветы, гвоздику, многолетние луки, будру плющелистную, вероники, душицу обыкновенную, колокольчик, лапчатку, лилейник, герань крупнокорневищную, майоран, маргаритку, медуницу лекарственную, молодило кровельное, очиток обыкновенный, пион уклоняющийся, тимьян, шалфей и др.), образующие дочерние растения, размножают делением куста. Если куст рыхлый, то корневище разрезают лопатой, если плотный – то все растение выкапывают, осматривают, удаляя все сомнительные места, затем острым ножом отделяют дочерние растения. При посадке деленок в посадочные ямки добавляют компост или удобрение длительного действия. Деленки высаживают сразу же, на ту же глубину, что и раньше, но на большее расстояние.Сроки заготовки черенков
Для успеха очень важен срок заготовки черенков . Он определяется характером роста и развития маточного растения. По этим признакам многолетники делят на две группы .К первой группе относятся виды с активным отрастанием молодых побегов на протяжении большей части вегетационного периода. Сюда относятся:
- все многолетники с зимующими надземными побегами,
- растения, образующие подушки и дернины;
- корневищные, корнеотпрысковые, столонные растения с травянистыми побегами, цветущие поздно осенью или отцветающие рано весной, но отличающиеся продолжительной вегетацией, способностью образовывать летние розетки листьев и побеги.
Вторая группа
объединяет виды с активным побегообразованием в начале вегетационного периода, иногда продолжающимся до цветения.
Побеги для черенков заготавливают со здоровых, хорошо развитых, довольно молодых (3-4-летних) растений.
У видов первой группы
длинные побеги можно разрезать на черенки размером от 3 см и более (2-4 междоузлия). При этом нижний срез делают на расстоянии 3 мм от листового узла, верхний - выше листового узла на 6-10 мм.
У видов второй группы на черенки срезают не весь побег, а только верхушечную часть молодого побега со сближенными междоузлиями и слабо развитыми листьями, когда побег еще не стал полым. Такие черенки дают более высокий процент укоренения по сравнению с более одревесневшими черенками из нижней части побега. Исключение составляет пион , у которого берут нижнюю часть побега с пяткой. У влаголюбивых растений с большими или некрупными, но сильно испаряющими влагу листьями, часть листовой пластинки укорачивают на 1/2 или 1/3.
Размножение стеблевыми или зелеными черенками
Путем черенкования размножают многие пряно-вкусовые растения (полыни, шалфей, мяту, лаванду, котовник и др.), получая черенки при обрезке растений. Обрезку проводят в июне-июле, срезая верхушки побегов над пазушной почкой. Конец такого черенка должен быть уже слегка одревесневшим. Все листья, за исключением двух-трех верхних, удаляют. Черенки высаживают в песчаный субстрат, который должен быть всегда умеренно влажным, и накрывают стеклянной банкой или полиэтиленовым пакетом. Они укореняются в течение 3-4-х недель.В некоторых случаях черенки не срезают, а выламывают с материнского растения. В мае так размножают нивяник. Когда его побеги достигнут длины 5-7 см, их выламывают или срезают с пяткой, оставляя на растении не менее половины побегов. Черенки высаживают в теплички или парники, на гряды, присыпанные слоем чистого речного песка, на глубину 1,5-2 см; обильно поливают и укрывают стеклом или пленкой. Черенки укореняются, как правило, быстро, на 10-15 день. Примерно через месяц их можно высаживать в открытый грунт.
Размножение листовыми черенками
Некоторые многолетники, у которых придаточные или спящие почки формируются не на стебле в пазухе листьев, а на основании расширенного окончания черешка или на основании листовой пластинки сидячего листа (как, например, у нивяника), можно размножать листовыми черенками. Для укоренения подходят только полностью сформировавшиеся листья с нормально развитыми черешками. В зависимости от размеров листовых черешков их сажают на глубину 0,6-1,5 см, располагая с наклоном в одну сторону. Гряды делают в затененных местах. Для нормального корнеобразования поддерживают постоянную влажность субстрата за счет регулярных поливов и опрыскиваний.Размножение корневыми черенками
Многолетники, у которых в местах ранений корней образуются придаточные почки, можно размножать корневыми черенками . При отделении части корня от материнского растения почки развивают новые побеги с новой корневой системой. Корневые черенки представляют собой самый надежный способ размножения у первоцветов. Их выкапывают не позже первых чисел мая. Корни отмывают и несколько самых здоровых вырезают ножом непосредственно под листовой розеткой. Отделенные корни разрезают на кусочки 5 см, причем нижний срез делают косым. Черенки высаживают по одному в рыхлый субстрат косым срезом вниз. Прямой срез должен находиться на уровне поверхности субстрата. Весной следующего года их высаживают на постоянное место. Для размножения хрена предпочтительно использовать длинные корневые черенки (30-40 см). Их выкапывают осенью, хранят в песке до весны, затем высаживают, заглубляя в почву нижним концом на 10 см, а верхним, утолщенным – на 5 см.В принципе, технология размножения корневыми черенками предусматривает выкапывание маточников с сохранением всех корней. Затем отбор корней толщиной от 0,3 до 2 см, которые режут на части длиной 5-7 см раскладывают горизонтальными рядами на заранее подготовленной затененной грядке. Сверху засыпают слоем песка толщиной 0,5 см и земли –2 см, после чего уплотняют и поливают. Как показывает практика, черенки, заготовленные в августе, укореняются в течение месяца, заготовленные в сентябре лучше сохранять для весеннего укоренения во избежание загнивания при осенней посадке.
Размножение луковицами
Среди декоративных многолетников, овощных культур достаточно луковичных растений, которые можно размножать луковицами.Луковица – это многолетний подземный орган, служащий для сохранения запасающих питательных веществ и обновления растений после периода покоя. По структуре - это видоизмененный укороченный побег, состоящий из донца – укороченного стебля и чешуй – видоизмененных листьев. На верхней части донца формируется верхушечная почка, из которой в будущем развивается надземный стебель, листья и цветки, на нижней части донца – корни. Луковица может быть разного строения:
- черепитчатая (лилии), состоящая из отдельных чешуй;
- концентрическая с замкнутыми внутренними сочными чешуями и с кроющей тонкой наружной чешуей (большинство луковичных);
Луковичные растения высаживают на глубину, в 3-4 раза превосходящую диаметр луковицы, и с таким расчетом, чтобы под луковицей не оставалось пустого пространства. Важно правильно расположить луковицу при посадке: почками вверх, а корнями или донцем – вниз. После посадки - обильно поливают.
Размножение клубнями, клубнелуковицами, корнеплодами, отводками
КлубнелуковицыНекоторые многолетники (крокосмия, крокус) запасают питательные вещества в клубнелуковицах , которые также служат материалом для размножения. Клубнелуковица внешне похожа на луковицу, но имеет другое строение. Это разросшаяся нижняя часть стебля. Она может быть покрыта плотной оболочкой или иметь остатки низовых листьев в виде сухих чешуй. За вегетационный период клубнелуковица использует питательные вещества и отмирает вместе с корнями (за некоторым исключением). Сверху над ней вырастает замещающая клубнелуковица, а с боков – детки. Благодаря большому количеству клубнепочек, клубнелуковицы можно разрезать на несколько частей, которые образуют нормальную клубнелуковицу, иногда зацветающую в тот же год.
Клубни
Всем известно, что георгину, картофель размножают клубнями. Клубень – запасающий подземный орган. По структуре - это видоизмененный побег, но у него нет ни донца, ни единственной точки роста стебля; почки возобновления («глазки») разбросаны по всей поверхности клубня. Клубни толстые, шишковатые, разной формы; по мере роста могут увеличиваться или уменьшаться в размерах. Для размножения используют целые клубни или разрезают их на части с одним или несколькими «глазками».
Корнеклубни и корнеплоды
Корнеклубень (например, у топинамбура) – запасающие вещества образуются в разросшихся мощных корнях. Они отходят от основания старого стебля из одной точки. В период вегетации от них отрастают тонкие корешки.
Для размножения растений корнеплодами (всем известные морковь, свекла, редис и т.п.) листья у корнеплодов-маточников обрезают так, чтобы оставить черешки длиной 1-2 см и верхушечную почку.
Отводками можно размножать растения, побеги которых, лежащие на земле, дают придаточные корни, а из почек развиваются новые растения. Такой укоренившийся побег разрезают на части по числу сформировавшихся новых побегов и рассаживают как самостоятельные растения – отводки. Посадочным материалом могут служить и взрослые растения (мята, базилик, чабрец, лаванда и др.), которые перед наступлением заморозков пересаживают в парники, теплицы или горшки.
Выбор и обработка посадочного материала, посадка
- Какой бы способ ни был избран для размножения и посадки, необходимо помнить, что посадочный материал должен быть здоровым, свободным от болезней и вредителей: различного рода корневых гнилей, нематод, тли. Поэтому при заготовке посадочного материала растения обследуют на предмет зараженности и проводят специальную обработку, чтобы избежать распространения инфекции или вредителей.
- От качества посадочного материала напрямую зависит то, как будут выглядеть ваши растения: густота поросли, размер цветов, плодов и т.п. Если корневища поделить слишком мелко, высаживать слаборазвитые однолетние сеянцы, мелкие луковицы или зеленые черенки первого года укоренения, то придется пожинать плоды неудачи: растения первого года, а некоторые виды и на второй год будут слабо цвести.
- Не рекомендуется пересаживать неделенные старые кусты многолетников. В результате продолжительного пребывания на одном месте побеги становятся скученными, стебли утончаются и делаются слабо облиственными, а цветки и соцветия сильно мельчают. Поэтому старые кусты необходимо омолаживать делением или прореживанием, т.е. путем вырезки части стеблей.
- Все многолетники, размножаемые семенами или вегетативно (за исключением случаев, когда корневища делят на крупные части), нужно до посадки на постоянные места доращивать в течение 1-2 лет на хорошо обработанных, удобренных грядах.
- Посадка многолетников производится следующим образом. В намеченном месте выкапывают яму, величина которой позволяет свободно разместить корневую систему растения. В яму вносят перегной. Предварительно осмотренные корни (поломанные, загнившие удаляют острым ножом, срезы присыпают угольным порошком) равномерно распределяют в яме, засыпают почвой, плотно обжимают и обильно поливают.
- Глубина посадки зависит от размеров и вида растения. Ориентиром может служить корневая шейка старого побега, которая должна находиться на таком же уровне, на каком была до посадки.
- Растения с прикорневой розеткой листьев сажают так, чтобы центр розетки не был заглублен в землю.
Способы размножения некоторых цветочных однолетников, многолетников и овощных культур
ОтводкамиЖивучка ползучая, жеруха лекарственная, лапчатка гусиная
Луковицами
Луки, чеснок, шафран, гусиный лук желтый, крокосмия
Клубнями, корнеклубнями, корнеплодами
Топинамбур, картофель, бутень клубненосный, батат, зопник клубненосный, козелец испанский, козлобородник пореелистный, тладианта, рдест плавающий, сыть съедобная, чистец Зибольда
Черенками
Хризантема, розмарин, шалфей, майоран, полынь эстрагон, клевер ползучий, лаванда узколистная, полынь горькая, герань крупнокорневищная, вероники, дубровник бело-войлочный, истод большой, очиток обыкновенный, рута душистая
Рассадой из семян
Огород
: артишок, базилик, капусты, баклажан, кабачок, патиссон, дыня, томат, перец, лук порей, лук шнитт, физалис, бамия, сельдерей, каперсы, амарант, майоран, лагенария, момордика, тладианта, ангурия, котовник, бенинказа
Сад
: бархатцы, маргаритка, иссоп, календула, девясил, перилла, люфа, бадан
Корневищем
Огород
:
артишок, кислица обыкновенная, мята, спаржа, душица обыкновенная, тимьян
Сад
: герань крупнокорневищная, колокольчик рапунцелевидный, мать-и-мачеха, пижма, полынь эстрагон, камыш озерный, тростник, тысячелистник, хмель, родиола розовая, аир обыкновенный, алтей лекарственный, бадан толстолистный, василистник малый, вероники, гравилат речной, девясил высокий, дудник, живучка ползучая, истод большой, канупер обыкновенный, кровохлебка лекарственная, купена, лабазник, лапчатка гусиная, рогоз, сердечник луговой, сусак зонтичный, хаменерион узколистный, цмин, стрелолист
Делением куста
Огород
:
лук трубчатый, лук душистый, лук поникающий, лук шалот, лук шнитт, любисток, майоран, ревень, розмарин, спаржа, тимьян, душица обыкновенная, шалфей
Сад
: маргаритка, колокольчик, гвоздика садовая, пион уклоняющийся, полынь горькая, лилейник, вероники, медуница лекарственная, будра плющелистная, горечавка желтая, дубровник бело-войлочный, иссоп, лапчатка, лебеда садовая, многоколосник фенхелевый, молодило кровельное, орляк обыкновенный, очиток обыкновенный, первоцвет, рута душистая.
Тема урока: «Вегетативное размножение растений»
Цели: 1. Продолжить формирование понятия – размножение.
2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.
3. Воспитание бережного отношения к родной природе.
Оборудование: таблицы по размножению растений, комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений, клубни, луковицы.
Задача урока :
Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.
Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними
Показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент (проверка готовности класса).
Мотивация знаний. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в них. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
Вопрос классу:
Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Ответ на этот вопрос вы найдете сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений».
1. Какие растения являются цветковыми? Как еще их называют и почему? (Растения, которые цветут, Покрытосеменные)
2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (Вегетативные – корень, побег, лист, стебель, почка. Генеративные – цветок, плод, семя)
3. Что такое размножение? (Это воспроизведение себе подобных)
Объяснение учителя:
Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивать количество особей данного вида. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению, растения существуют на земле миллионы лет.
Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.
4. Какие способы размножения вам известны? (Половое и бесполое)
Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)
5. Почему размножение называют вегетативным?
Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей, или их видоизменений, а так же групп клеток.
Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории)
Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?
Таблица «Вегетативное размножение растений»
Усвоение новых знаний.
Способы вегетативного размножения:
(Изучение темы с примерами растений, которые размножаются таким способом)
Листьями – Целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера).
Стеблевыми черенками. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, виноград, традесканция).
К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удается легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.
3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин).
4. Делением кустов. Большой куст делят на части(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).
5. Усами. Усы – удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, лютик, земляника, клубника).
6. Корневыми черенками. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений (одуванчик, вишня, малина, осот).
7. Корневыми отпрысками. Это побеги, выросшие из почек на корнях (слива, малина, вишня, сирень, осина).
Подземными видоизмененными побегами.
8. Луковицами. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).
9. Клубнями. Клубень – это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму и зачаточные листья, и пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур).
10. Корневищами. Корневище – это видоизмененный подземный побег (пырей, ландыш, ирис)
Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, по этому следите за тем, в каком порядке проводится действие и запоминайте.
11. Прививками. Прививка – это приживление части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем. В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А каково их значение?
Значение вегетативного размножения
Растения быстро расселяются на новые территории.
Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным (земляника, ландыш).
Сохраняются все признаки материнского растения.
Успешная конкуренция с другими растениями.
Закрепление материала:
1. О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:
«У мамы дочки на шнурочке»?
2. Прокомментируйте поговорки:
«Приживчивое дерево ива: из тычка растет»
«Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»
«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»
Практическая работа «Вегетативное размножение растений».
Выставление оценок, комментарий к проведению урока.
V . Домашнее задание: &, ответить на вопросы, заполнить таблицу.
Способы вегетативного размножения
Название растения
Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Вегетативное размножение - один из видов бесполого размножения. Оно свойственно почти всем представителям царства растений. В природе нередко наблюдается такая картина: одно растение, например земляника , разрастаясь своими ползучими побегами - усами, занимает большую территорию. При этом некоторые побеги могут оторваться от материнского организма и продолжать жизнь самостоятельно. Та же отломившаяся ветка ивы , попав в благоприятные условия, укореняется. Вскоре из ветки вырастает новое растение, иногда на достаточно далеком расстоянии от материнского. Это примеры вегетативного размножения растений с помощью стебля .
Растения в природе нередко размножаются листьями . Так, в сыроватых местах луга встречается растение сердечник луговой . Его сложные листья, соприкасаясь с влажной поверхностью почвы, образуют придаточные корни и почки. Отделившись после этого от материнской особи, они образуют из почек свои побеги и живут как новое растение. Листьями в природе размножаются, например, бегония , сансевьера, каланхоэ, сенполия . Начало развитию новых растений при вегетативном размножении всегда дают почки (пазушные или придаточные).
Вегетативное размножение - это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега.
Вегетативное размножение свойственно высшим и низшим растениям.
У низших растений (водорослей) вегетативное размножение могут осуществлять отделившиеся кусочки слоевища или отдельные его клетки. Высшие растения (споровые и семенные) размножаются всеми вегетативными органами - корнями, побегом, а также его частями: стеблем, листьями, почками. У высших растений, особенно у цветковых, вегетативное размножение может сочетаться и чередоваться с половым размножением.
Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например измениться размеры растения.
При вегетативном размножении отделившиеся дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.
Совокупность новых растений (особей), возникших вегетативным путем от одного материнского растения, называется клоном (от греч. клон - «отпрыск», «ветвь»). Образование клонов позволяет каждому растению иметь однородное потомство, повторять себя в своих потомках без изменения наследственных качеств. Клонированием создается возможность сохранить исходные свойства материнских растений в течение достаточно длительного времени. Только таким способом удается сохранить своеобразные особенности какого-либо сорта у культурных растений.
В этом проявляется уникальность вегетативного размножения, а также его существенное отличие от полового.
Вегетативное размножение цветковых растений | |
Размножение надземными частями растения | Размножение подземными частями растения |
Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера) |
Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик) |
Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива) |
Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот) |
Ползучими побегами (луговой чай, клюква, живучка) |
Корневищами (ирис, ландыш, пырей) |
Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня) |
Клубнями (картофель, топинамбур) |
Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня) |
Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан) |
Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.
Если прорастание семян почему-либо у вида затруднено и подавлено, растение переходит на вегетативное размножение.
Вегетативное размножение у растений может осуществляться случайно отделившимися частями тела растения. Укоренение частей побегов, отдельных листьев, почек, кусочков корней и корневищ - это явление широко представлено в природе. Но у многих растений в процессе эволюции сформировались особые, специализированные части. К ним относятся: клубни, луковицы, столоны, усы, клубнелуковицы, корневища. Тому же служат и особые вегетативные части растения, называемые выводковыми почками .
Выводковые почки возникают у растений на листьях (бриофиллюм, папоротник-асплениум ) или в соцветии. Там они прорастают, образуя маленькую розеточку листьев с корнями, маленькую луковичку в пазухах листьев (лилии, лук, чеснок ) или крохотный клубень в соцветии (горец живородящий, мятлик бульбоносный ) . Люди с давних пор очень широко используют вегетативное размножение растений в своем хозяйстве.
Интерактивный урок-тренажёр (Выполните все задания урока)
Вегетативное размножение растений широко распространено в природе. Это естественный способ размножения и расселения растений. Оно дополняет половое размножение растений, а в некоторых случаях и заменяет его. Его преимущество в том, что дочерние организмы повторяют почти без изменений наследственные свойства материнского растения. Вегетативное размножение человек использует в растениеводстве.
Вегетативное размножение - это увеличение числа особей путём отделения от материнского растения частей, способных самостоятельно развиваться. Такое отделение может быть естественным, то есть проходить без участия человека, и искусственным (производится человеком).
Особенности вегетативного размножения
Вегетативное размножение возможно благодаря регенерации - свойству растений восстанавливать утраченные части тела.
Регенерация возможна при наличии на участке побега почек.
Органами вегетативного размножения являются побег и его видоизменения, а также лист и корень.
Для удачного размножения побег должен быть способным образовывать корни.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Значение в природе
Вегетативное размножение осуществляется быстрее, чем половое, т. к. при нём нет необходимости:
- в образовании специальных органов для размножения;
- в длительном созревании спор, гамет или семян.
Поэтому оно чаще используется растениями при захвате территории.
Этот вид размножения не столь требователен к условиям и, когда невозможно половое размножение, например, при отсутствии опылителей, или при сильном затенении, растения размножаются вегетативно.
Виды искусственного вегетативного размножения
Чаще всего осуществляется размножение:
- черенками;
- отводками;
- прививками;
- луковицами;
- делением куста;
- методом культуры тканей;
- клубнями.
Черенок - это участок вегетативного органа с почками. Способ размножения черенками - один из самых простых, подходит многим растениям.
Рис. 1. Вегетативное размножение.
Бывают листовые , стеблевые и корневые черенки .
Отводками называют побеги, прижатые к земле и выпустившие придаточные корни. Обычно так размножают кустарники.
Метод прививки придуман человеком, аналога в природе не имеет. При этом методе в расщеп дерева (подвой), или в его надрез вставляется веточка или почка другого дерева (привой).
Прививка позволяет растить на одном дереве несколько разных сортов или пород деревьев.
Рис. 2. Цветок кокио.
Специализированные органы вегетативного размножения
Это видоизменённые побеги, которые самой природой предназначены для вегетативного размножения:
- луковицы;
- корневища;
- выводковые почки;
- клубни.
Выводковые почки представляют собой зачаточные побеги, готовые к прорастанию. Осыпаясь с материнского растения, они укореняются, образуя молодую поросль.
Рис. 3. Выводковые почки каланхоэ.
Саженцы, продаваемые на рынках, являются молодыми растениями, выращенными из черенков с использованием прививки.
Метод культуры тканей подразумевает выращивание новых растений из нескольких клеток материнского организма. Используется в лабораторных условиях.
Таблица «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
Что мы узнали?
Изучая биологию (6 класс), и, рассматривая вегетативное размножение покрытосеменных растений, мы узнали, что этот вид размножения имеет большое значение для растений в конкурентной борьбе за территорию. Вегетативное размножение широко используются человеком в растениеводстве. Среди методов есть как естественные, так и искусственные.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 177.