Организация сервисного обслуживания и ремонта бытовых электроприборов. Кафедра «Сервис бытовых машин и приборов
Лабораторная работа № 8 «Порядок организации сервисного обслуживания электрических машин»
Цель работы: Изучить порядок организации сервисного обслуживания электрических машин.
Ход работы:
Сервисный центр -- организация, занимающаяся оказанием услуг по сервисной поддержке и обслуживанию техники, оборудования и другой продукции. Деятельность сервисных центров включает предторговый, гарантийный и послепродажный ремонт.
Сервисное обслуживание автомобиля в автосалоне гарантирует для владельца транспортного средства защиту от непредвиденных ситуаций, а также осуществление определенных мер по сохранению авто в рабочем состоянии. Чтобы исключить или хотя бы предупредить значительные поломки, необходимо периодически обращаться в сервисный центр для проведения диагностики. Как результат, своевременное устранение незначительных поломок и повреждений. Обычно сервисное обслуживание автомобиля включает проверку первостепенных агрегатов и узлов, замену масла и антифриза, а при обнаружении неполадок - замену тормозных колодок, ремней, свечей зажигания.
Одним из решающих факторов при выборе продукта потребителем является то, какую поддержку обещает поставщик после продажи этого продукта. Данный фактор особенно важен при покупке электро-бытовых приборов, техники и электроники, строительных материалов, автомобилей и пр., то есть в тех областях, где поломка или заводской брак означает невозможность использования продукта по его прямому назначению или препятствует этому.
При покупке товара устанавливается срок гарантии на изделие и срок его службы. В течение гарантийного срока покупатель имеет право на бесплатный ремонт товара или (в особых случаях -- см. ниже) на его замену. По истечении срока гарантии, ремонт техники осуществляется за деньги потребителя. По истечении срока службы товара, компания-изготовитель в праве отказать потребителю в ремонте данного товара.
Деятельность сервисных центров регламентируется на законодательном уровне, согласно законам той страны, на территории которой предоставляется сервисное обслуживание. Согласно Закону о правах потребителя РФ, информация о товаре в обязательном порядке должна содержать гарантийный срок изделия, если он установлен.
«Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В новой редакции Закона упоминается срок, в течение которого потребитель имеет право предъявить требование о замене товара и о возврате денежных средств при обнаружении в товаре недостатков -- 15 дней. Если потребителю не подошёл цвет, размер, форма товара, то товар обмену не подлежит! По истечении установленного в 15 дней срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
если при неоднократном возникновении неисправности клиент не смог использовать свое изделие более 30 дней в виду нахождения его в ремонте
Диагностика прибора самое важное и сложное задание:
1 Определить какой узел (блок) не работает?
2 Причина выхода из строя?
3 Можно ли восстановить узел (блок) ?
4 Стоимость нового?
5 Согласовать стоимость с заказчиком?
Если у мастера нет уверенности в работе других блоков часто приходится полностью отремонтировать и проверить прибор и после этого согласовывать стоимость.
В случаях если заказчика не устраивает стоимость ремонта мастер демонтирует установленные детали и прибор возвращаеться заказчику который оплачивает только диагностику.
Основу компании составляют опытные специалисты, которые стояли у истоков нашей мастерской. В сплочённом коллективе сочетаются смелые идеи молодых специалистов и опыт профессионалов. Это позволяет решать практически любую задачу по ремонту бытовой техники.
При работе мы всегда стараемся проявить гибкий подход к каждому клиенту и его проблеме.
Ремонт крупной бытовой техники
Другое важное направление нашей мастерской это сервис крупной бытовой техники - ремонт и установка стиральных машин, ремонт крупногабаритных телевизоров. Также наши мастера осуществляют ремонт и техническое обслуживание бытовых холодильников.
Наши мастера по ремонту крупной бытовой техники выезжают на ремонт стиральных машин и холодильников во все районы Москвы.
Виды ремонта бытовой техники
В зависимости от сложности, ремонт бытовой техники можно разделить на три категории - мелкий, средний и сложный:
- мелкий - ремонт не требующий полной разборки прибора: замена электрического шнура, что характерно для утюгов и электродрелей, замена предхранителей и лампочек индикации, замена ручек и поломанных насадок, смазка и чистка бытовых приборов.
- средний - ремонт требующий полной разборки прибора: замена выключателя, щёток электродвигателя, сгоревших ёмкостей и сопротивлений, всех видов шестерёнок.
- сложный - замена электродвигателя, электронагревателя, всех видов подшипников, трансформаторов, плат электронного управления, замена и ремонт магнетронов в микроволновых печах (СВЧ).
Ремонт бытовых приборов
Мастера нашего сервисного центра осуществляют послегарантийный ремонт мелкой бытовой техники . На все произведённые работы и заменяемые детали предоставляется гарантия.
При постоянной эксплуатации бытовой приборов возможно возникновение различных неисправностей. В этом случае необходимо обращаться в мастерскую, так как самостоятельный ремонт может привести к травмам и поражению электрическим током. Только опытный мастер может определить характер неисправности бытового прибораи устранить её.
Неисправности в бытовых приборах бывают электрического и механического характера. К электрическим неисправностям бытовых приборов относятся такие неисправности, как отсутствие включения устройства - (не горит лампочка индикации), не работают нагревательные элементы (у электрочайника, пароварки, тостера, утюга, фена, кофемашины), не вращается электродвигатель (пылесоса, миксера, кофемолки, дрели).
К механическим неисправностям бытовых устройств относятся: повреждение шестерёнок в мясорубках, миксерах, швейных машинах, выход из строя насадок в блендерах и кухонных комбайнах, поломка механических ножей для измельчения продуктов, которые используются в мелкой бытовой технике.
- часы напольные с выездом на дом, Хермле, Ховард Миллер, Kieninger , Polaris , Du Chateau и других производителей ремонт
- советских часов ремонт
- часы Российского производства ремонт
- часы Германского производства ремонт
- часы Французского производства ремонт
- часы Английского поизводства ремонт
- часы Ховард Миллер (Howard Miller) ремонт
- часы Франц Хермле (Xermle) ремонт
- часы Sinclar Harding H1 ремонт
- часы с кукушкой механические и кварцевых ремонт
- изготовление пендельфедора, подвесов для маятника
- изготовление стекол для часов
- изготовление ключей для часов
- изготовление гирь для часов.
- реставрация корпусов
- ремонт свч печей
- микроволновые печи ремонт
- Изготовление фильтров для СВЧ (слюды)
- гладильные системы ремонт
- ремонт парогенераторов ремонт
- ремонт утюгов ремонт
- ремонт мясорубок ремонт
- ремонт пылесосов ремонт
- моющие пылесосы ремонт
- ремонт робот пылесосов ремонт
- ремонт машинок длястрижки волос ремонт
- мультиварок ремонт
- ремонт швейных машин Чайка ремонт
- швейных машин Подольск ремонт
- ремнот швейных машин Радом
- ремонт швейных машин Микрон
- ремонт швейных машин Ягуар
- швейные машины Мини Ягуа ремонт
- швейные машины Веритас ремонт
- швейных машин Джаноме ремонт
- ремонт швейных машин Зингер ремонт
- швейных машин Пфафф ремонт
Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров, ремонт и изготовление металлохозяйственных изделий, ювелирных изделий обеспечивают потребителям возможность восстановления потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, или приобретение новых изделий, созданных по их индивидуальному заказу.
Услуги оказываются в сервисных технических центрах и мастерских по ремонту. Сервисные центры и мастерские по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры имеют помещения для приема посетителей, цеха по ремонту и техническому обслуживанию, склад для хранения ремонтируемых изделий, запасных частей и деталей, административное помещение.
Обслуживание потребителей выполняет приемщик, который оформляет заявку и принимает изделие в ремонт, или операторы службы приема заявок по телефону, через сеть Интернет и почтой.
Услуги по ремонту выполняются мастером по ремонту с выездом на дом к потребителю или в стационаре. Доставку изделий в ремонт потребители могут выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами по доставке сервисного центра. При приеме изделий в ремонт фиксируются неисправности прибора, составляется договор на ремонт или обслуживание, уточняется срок исполнения заказа.
Если обслуживание производится на дому у потребителя, то оформление договора и ремонт выполняет мастер по ремонту. Он проводит диагностику прибора, выявляет основные неисправности и причины их возникновения. По результатам диагностики назначается вид ремонта.
Если ремонт включает замену неисправных деталей и узлов, восстановление изношенных деталей и узлов, компоненты, используемые для замены, должны быть предусмотрены нормативной документацией на прибор. Комплектующие, вошедшие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны быть сертифицированы.
Технологическое оборудование должно быть аттестовано, измерительные приборы и инструменты поверены или калиброваны.
Крупные сервисные предприятия имеют несколько цехов (например, цех по ремонту бытовых машин и приборов, цех по ремонту трансформаторов). Цеха имеют производственные отделения: разборочно-дефектировочное, ремонтно-механическое, обмоточное, сушильно-пропиточное, комплекто-вочное, испытательную станцию, а также отдельные участ-ки, на которых выполняются конкретные виды работ по ремонту трансформаторов, бытовых машин и приборов, приборов и коммутационных аппаратов. В разборочно-дефектировочном отделении ремонтируемые товары очищают от загрязнений, сливают масло из трансформаторов и маслонаполненных аппаратов, выполняют предремонтные испытания, разбирают электрооборудование, проводят дефектировку (определяют состояние и степень износа отдельных частей, а также объем предстоящего ремонта, оформляют дефектационную ведомость и маршрутную карту ремонта, навешивают маркировочные бирки на детали, подлежащие ремонту, принимают меры по сохранению исправных частей электроприборов), передают неисправные детали на ремонтные участки, а исправные - в комплектовочное или сборочное отделение.
Разборочно-дефектировочное отделение оснащается подъемно-транспортными средствами, испытательным оборудованием или стендами для проведения предремонтных испытаний, моечными ваннами, съемниками, приспособлениями и инструментами для разборки ремонтируемых бытовыхмашин и приборов.
В ремонтно-механическом отделении ремонтируют и, принеобходимости, изготавливают новые детали бытовых машини приборов (валы, коллекторы, щеточные механизмы, подшипники скольжения), производят перешихтовку сердечников роторов и статоров электрических машин и приборов, расшихтовывают магнитопроводы трансформаторов. Это отделение оснащено подъемно-транспортными средствами, металлообрабатывающими станками, прессами, сварочнымиаппаратами, инструментами и специальными приспособлениями.
При необходимости выполнения работ по хромированию и никелированию деталей в отдельном помещении устанавливаются гальванические ванны.
Кроме перечисленного оборудования, в ремонтно-механическом отделении имеются слесарные верстаки, стеллажи и шкафы для хранения деталей и инструментов. В обмоточном отделении ремонтируются поврежденные (восстанавливают изоляцию) и изготавливаются новые обмотки электрических машин и приборов, трансформаторов и катушек электрических аппаратов.
Отделение оснащается станками для намотки и изолировки обмоток и катушек, станком для изготовления клиньев, гильотинными ножницами для резки изоляционных материалов, станками для бандажирования роторов и якорей электрических машин, сварочным и паяльным инструментом для соединения проводов обмоток, испытательной установкой для пооперационного контроля изоляции изготавливаемых обмоток, а также аппаратами контроля правильности соединения схем обмоток.
При необходимости устанавливают (в отдельном помещении с наличием вентиляционных устройств и средств пожаротушения) печь для отжига проводов, ванну для их травления и станок для волочения и калибровки проводов старой обмотки. Сушильно-пропиточное отделение служит для пропитки и сушки изготовленных обмоток. В состав его оборудования входят пропиточные ванны, печи для сушки и запечки пропитанных обмоток, подъемно-транспортные средства для транспортировки массивных обмоток и емкости для хранения пропиточных лаков и растворителей в количествах, обеспечивающих не более, чем суточную потребность в них. Учитывая вредность паров и летучих частиц лаков и растворителей, их большую пожаро- и взрывоопасностъ, помещения этого отделения обеспечивают вытяжными вентиляционными устройствами и средствами пожаротушения.
Комплектовочное отделение является местом, куда доставляют все отремонтированные, а также исправные и некоторые новые сборочные единицы и детали ремонтируемого оборудования. Полностью укомплектованное электрооборудование передается затем в сборочное отделение. В сборочном отделении производят общую сборку ремонтируемого оборудования. Оно оснащается сборочными инструментами и приспособлениями, верстаками и стеллажами, приспособлениями для статической и динамической балансировки роторов и якорей электрических машин, испытательным стендом для выполнения всего комплекса послеремонтных испытаний. Испытательная станция располагается в отдельном помещении и содержит высоковольтные испытательные электроустановки, стенды, различные приборы и средства защиты. Электроремонтный цех включает склады для хранения ремонтного фонда (отдельные узлы и сборочные единицы электрооборудования: обмотки высокого и низкого напряжения трансформаторов, комплекты контактной системы к выключателям и т. п.) и отремонтированного оборудования, инструментальные и материальные кладовые, подсобные и бытовые помещения, а также другие помещения, число и назначение которых определяются в каждом конкретном случае принятой технологией и условиями ремонта.
Организация рабочего места мастера по ремонту бытовых машин и приборов имеет свои особенности.
Для выполнения услуг по ремонту бытовых машин и приборов сервисное предприятие использует основное и дополнительное оборудование (станки, механизмы, установки), технологическую оснастку, приспособления, инструменты и необходимый инвентарь (установочные столы, верстаки, стеллажи, шкафы). При организации рабочих мест специалисты по сервису должны соблюдать требования ГОСТ по созданию здоровых и безопасных условий труда электрослесарей (освещенность, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения и др.).
Слесарные операции при ремонте бытовых машин и приборов выполняются с помощью слесарных, металлорежущих и измерительных инструментов. В набор основных слесарных инструментов входят молотки, зубила, напильники, отвертки, гаечные ключи, ручные ножовки. Из металлорежущих инструментов в первую очередь используют сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки. Из измерительных инструментов при разметке, обработке и изготовлении заготовок и деталей применяют штангенциркули, микрометры, калибры, щупы, кронциркули, нутромеры. Необходимо использовать диагностические приборы и устройства, стенды для определения дефектов и неисправностей и т. д. Ремонт имеет разные степени сложности. Степень сложности определяется необходимостью разборки и замены основных сборочных единиц и деталей, в том числе корпуса, электродвигателя и т. п. Например, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры подразделяется на:
Блочный метод ремонта, связанный с разборкой и заменой основных элементов аппаратуры: кинескопа, строчни-ка развертки и других элементов;
Ремонт, проводимый без разборки и замены основных сборочных единиц.
Ремонт и техническое обслуживание бытовых приборов обеспечивается технологиями ремонта, которые регламентируются нормативными документами (технологическими картами, техническими условиями, стандартами, правилами и нормами). Заказчик может отказаться от ремонта в полном объеме. В этом случае сервисная организация гарантирует заказчику соответствие параметров прибора требованиям стандарта только в объеме выполненного ремонта. Приемщик делает отметку об этом в сопроводительном документе на ремонт.
Сервисные предприятия не принимают в ремонт приборы и аппаратуру (в том числе и после истечения срока службы), если заказчик отказывается от устранения неисправностей, наличие которых ведет к нарушению требований безопасности. В случае выявления в процессе ремонта неисправностей, связанных с его безопасностью, сервисное предприятие должно поставить в известность об этом заказчика и переоформить заказ с учетом дополнительного объема работ.
При отказе заказчика от дополнительных работ делается отметка в приемочном документе о том, что прибор или аппарат к эксплуатации непригоден, подтвержденная подписями заказчика и исполнителя.
После ремонта служба технического контроля сервисной организации или лица, на которых возложены функции контроля, проводят контроль качества отремонтированных приборов.
Отремонтированные приборы должны функционировать во всех режимах, предусмотренных нормативной документацией на новый бытовой прибор конкретного вида, отклонение эксплуатационных показателей отремонтированных бытовых приборов в течение срока службы должно составлять не более, чем 20% по сравнению с новыми
приборами.
После окончания срока службы показатели могут быть установлены по согласованию с заказчиком при приеме бытовых приборов в ремонт. Отремонтированные приборы должны соответствовать требованиям безопасности. Снижение показателей безопасности отремонтированных бытовых приборов (в пределах, установленных изготовителем) в течение срока службы и после его истечения не допускается. Бытовая радиоэлектронная аппаратура, прошедшая ремонт, должна быть опломбирована. При передаче аппаратуры в эксплуатацию на сопроводительном документе, выданном заказчику, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность аппаратуры. При выдаче отремонтированной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов работник сервисного предприятия осматривает аппаратуру и демонстрирует ее работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плавно, без задержек и по вторных включений. Радиоэлектронная аппаратура, имею щая питание от электрической сети, должна быть проверена на необходимую величину сопротивления электрической изоляции. После ремонта заказчику выдается сопроводительный документ, характеризующий оказанный ремонт и отремонтированный аппарат. Сервисные предприятия, выполняющие услуги по ремонту и техническому обслуживанию, предоставляют гарантии соответствия отремонтированного прибора требованиям стандарта. При приеме из ремонта бытовых приборов и машин заказчик имеет право на проверку соответствия выполненных работ перечню дефектов, указанных в заказе. На сопроводительном документе, выданном заказчику при передаче прибора в эксплуатацию, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность прибора. На отремонтированные бытовые машины и приборы устанавливаются сроки гарантии:
6 месяцев - при выполнении ремонтных работ, относящихся к первой группе сложности;
12 месяцев - при выполнении ремонтных работ, относящихся ко второй группе сложности.
На приборы, снятые с производства более 10 лет назад, выпуск запасных частей для которых прекращен, гарантийный срок устанавливается не менее 3 месяцев. На отремонтированную радиоэлектронную аппаратуру устанавливаются сроки гарантии
При проведении ремонта в стационаре: для телевизоров цветного изображения, видеомагнитофонов и аппаратуры высшей группы сложности
Не менее 3 месяцев, дляостальной аппаратуры - не менее 4 месяцев;
При проведении ремонта на месте эксплуатации: для телевизоров цветного изображения, видеомагнитофонов и аппаратуры высшей группы сложности - не менее 1 месяца, для остальной аппаратуры - не менее 2 месяцев.
На новые комплектующие изделия, устанавливаемые при ремонте бытовых приборов и машин, гарантийный срок должен соответствовать гарантийному сроку, установленному предприятием-изготовителем (продавцом). Гарантийный срок исчисляется со дня принятия работы (оказания услуги) - выдачи отремонтированных бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры заказчику и его считают действительным при соблюдении заказчиком правил эксплуатации.
В период гарантийного срока, установленного сервисной организацией, повторный ремонт бытовых приборов и радио электронной аппаратуры проводится за счет сервисной организации за исключением оплаты заказчиком стоимости сборочных единиц и деталей, не заменявшихся при предыдущем ремонте.
При выполнении повторных ремонтов в течение гарантийного срока, установленного сервисной организацией, последний гарантийный срок продлевается на период от даты обращения в сервисную организацию до даты принятия работы (оказания услуги) - выдачи бытовых приборов или радиоэлектронной аппаратуры.
Заказчику по его желанию предоставляются услуги по транспортированию отремонтированных бытовых машин и приборов. Транспортировка бытовых машин и приборов выполняется в вертикальном положении в закрытом транспорте, обеспечивающем сохранность приборов от механических повреждений и атмосферных осадков.
Хранение отремонтированных и принятых в ремонт бытовых приборов осуществляется раздельно на складе в сухих помещениях при температуре не ниже 5°С, без присутствия в атмосфере паров кислот, щелочей и других вредных веществ. Наиболее удобно размещение приборов на стеллажах. Условия складирования должны исключать механические повреждения.
Ремонт ювелирных изделий обеспечивает восстановление конструкции и потребительских свойств ювелирных изделий.
Услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий оказываются потребителям при магазинах, реализующих ювелирные изделия, или в ювелирных мастерских. Непосредственным исполнителем услуг по ремонту и изготовлению является мастерювелир.
При проведении ремонта или изготовлении ювелирных изделий используются измерительные, режущие инструменты, инструменты для гибки и правки (щипцы, тиски), инструменты для пайки, полирования и шлифования, закатки и обжимки металла. Прием изделий в ремонт выполняет приемщик, имеющий профильное образование мастера-ювелира. При приеме он изучает изделие, определяет материалы изготовления, дефекты и составляет договор (квитанция, иной документ) на выполнение работ, в котором описываются работы (с приложением эскиза за подписью потребителя) и драгоценные
камни с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов.
В случае приема в ремонт или изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнитель производит определение пробы драгоценных металлов на пробирных камнях с помощью реактивов, изготавливаемых государственными инспекциями пробирного надзора.
Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством РФ, и быть заклеймены в установленном порядке государственным пробирным клеймом государственными инспекциями пробирного надзора.
При изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь именник, оттиск которого ставится на изготовленных изделиях. Изготовление и ремонт мебели обеспечивают потребителям возможность восстановления старой, бывшей в употреблении мебели или приобретение мебельных изделий, выполненных по индивидуальному заказу. Кроме того, мебельные мастерские предлагают услуги по изготовлению и ремонту багетных рам и деревянных карнизов, щитов и реше-
ток для маскировки отопительных приборов и др. Мебель в процессе употребления подвергается механическим и физико-химическим воздействиям, снижающим прочность конструкции, вызывающим разрушение элементов мебели (ножек, проножек, подлокотников) и др. Со временем на лицевых поверхностях появляются вмятины, зако-
лы, задиры, отщепы, разрушается облицовка, декоративные элементы, отделочные покрытия. Кроме того, эстетические свойства мебели подвергаются моральному старению.
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж »
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»
«____» _________ 20 ___г.
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация - разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчики:
Заместитель директора по УПР, высшая квалификационная категория
Старший мастер, техник – электрик
– мастер п/о первой квалификационной категории
Консультанты:
Зам. начальника производства по энергетике. СКП
– мастер по ремонту оборудования. ПМУ
– старший мастер по ремонту оборудования ПЭФК
– энергетик цеха. АМКР
– заместитель начальника цеха электроснабжения
– мастер ЭРЦ
– мастер ЭРЦ
– начальник ЭРЦ
НАИМЕНОВАНИЕ | ||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля | ||
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | ||
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
в части освоения следующего вида деятельности :
Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при освоении профессии «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники;
Диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
уметь:
Организовывать обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов;
Оценивать эффективность работы бытовых машин и приборов;
Эффективно использовать материалы и оборудование;
Пользоваться основным оборудованием, приспособлениями инструментом для ремонта бытовых машин и приборов;
Производить расчет электронагревательного оборудования;
Производить наладку и испытания электробытовых приборов.
знать:
Классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения бытовых машин и приборов;
Порядок организации сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники;
Типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте и испытаниях бытовой техники;
Методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
Прогрессивные технологии ремонта электробытовой техники.
всего – 127 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 91 час, включая:
Пылесосы. Полотеры.
Электрооборудование бытовых стиральных машин.
Технологический процесс стирки в машинах активаторного и барабанного типов. Электрическая схема включения и устройство машин барабанного типа. Стиральные машины «Мини». Автоматические стиральные машины.
Бытовые холодильники.
Классификация холодильников. Принцип действия компрессионного холодильника. Приборы автоматики.
Электроприборы личного пользования.
Электрические бритвы. Вентиляторы. Фены. Массажные приборы.
Электрифицированные инструменты и машины для «хобби».
Устройство и особенности эксплуатации электрифицированных инструментов . Устройство и принцип действия швейных машин . Электрический привод швейных машин.
Лабораторные работы
Электрооборудование бытовых механизмов.
Тема 1.3 Сервисное обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов
Виды неисправностей и способы их устранения
Холодильники и морозильники. Стиральные машины. Посудомоечные машины. Бытовые уборочные машины.
Оборудование, приспособление и инструменты для ремонта бытовых машин и приборов
Общее сведения, методы и оборудования диагностики и контроля технического состояния бытовой техники, прогрессивные технологии ремонта, техника безопасности при сервисном обслуживании и ремонте бытовой техники.
Лабораторные работы
Схемы регулирования бытовых машин и приборов
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Изучение материала учебника по заданной теме.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовка к зачету.
Производственная практика
Виды работ:
1. Электрооборудование бытовых стиральных машин.
2. Автоматические стиральные машины.
3. Схемы регулирования холодильников.
4. Электроприборы для личного пользования.
5. Схемы регулирования кофемолок.
6. Схемы регулирования пылесосов.
7. Схемы регулирования швейных машин.
8. Схемы регулирования посудомоечных машин.
9. Схемы регулирования электродрели.
Дифференцированный зачет по модулю « Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов ».
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля требует наличия:
Учебного кабинета: «Технология и оборудование производства электротехнических изделий»;
Лаборатории «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочее место преподавателя 1.
2. Рабочие места обучающихся 25-30.
3. Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета.
4. Учебные наглядные пособия и презентации (диски, плакаты, слайды).
5. Модели – макеты, наборы деталей и элементов конструкций.
6. Комплект деталей, инструментов, приспособлений.
7. Комплект бланков технологической документации.
8. Комплект учебно-методической документации.
9. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
Рабочие места обучающихся 15;
Оборудование для проведения практических работ;
Комплект плакатов и стендов по изучаемым темам.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Лепаев приборы бытового назначения.- М.: Легпромбытиздат, 2009
2. Пособие по ремонту электробытовой техники/ и др.- М.: Изд. Форум, 2010
3. Соколова и элекромеханическое оборудование. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009
4. http://electrolibrary/info
5. http://povny.
Дополнительные источники:
1. и др. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования.- М.: Академия, 2009
2. Фишман, наладка испытания бытовых электроприборов.- Л.: Ленпромиздат, 1991
3. , Поступиков бытовых электрических приборов и машин в домашних условиях.- М.: Машиностроение, 1992.
4. Электротехнический справочник/ Под редакцией профессоров МЭИ.- М.: Энергоатомиздат 1988
5. Электротехнический справочник/ под редакцией профессоров МЭИ.- М.: Издательство МЭИ, 1998
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю.
В период образовательного процесса для обучающихся предусматриваются консультации (групповые, индивидуальные, письменные, устные).
Обязательным условием допуска к практическим занятиям является освоение теоретического материала в рамках профессионального модуля «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами , имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию на 1- 2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | ||
Организует и выполняет работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники. |
| |
Осуществляет диагностику и контроль технического состояния бытовой техники. |
| Оценка устного опроса, тестирования. Оценка результата практической работы. |
Прогнозирует отказы, определяет ресурсы, обнаруживает дефекты электробытовой техники. |
| Оценка устного опроса, тестирования. Оценка результата практической работы. Оценка итогового зачета по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к своей бедующей профессии | |
Организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. | Оценка результатов практической работы |
|
Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при выполнение технологического процесса | Оценка результатов практической работы |
Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Эффективный поиск необходимой информации. Использование различных источников, включая электронные; Стремление к самообразованию. | Оценка результатов практической работы |
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Оценка выполнения самостоятельной работы |
Работает в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимодействие и общение с коллегами, руководством и клиентами. | Оценка результатов практической работы |
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. | Решение стандартных и нестандартных задач; Ответственность за выполнения заданий. | Оценка результатов практической работы |
Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознано планирует повышение квалификации. | Определять задачи профессионального и личностного развития; Стремление к самообразованию; Планирование повышения квалификации. | Оценка выполнения самостоятельной работы. |
Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Эффективное решение профессиональных задач | Оценка результатов практической работы |
Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний. | Готовность к исполнению воинской обязанности. | Оценка усвоения основ военного дела. |
Кафедра «Сервис бытовых машин и приборов»
В.В. Гладкевич
В.А. Зайцев
Технологические
системы сферы сервиса
Программа, методическое руководство к курсовому
проектированию для студентов специальности 060800
«Экономика и управление на предприятиях сферы сервиса»
Санкт-Петербург
Одобрено на заседании кафедры «Сервис бытовых машин и приборов», протокол № 7 от 08.06.2001 г.
Одобрено Методическим Советом Факультета сервиса технических систем, протокол №11 от 12.06.2001 г.
Технологические системы сферы сервиса . Программа, методическое руководство к курсовому проектированию для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях сферы сервиса». – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2001. – 35 с.
Составители: канд. тех. наук, доц. В.В. Гладкевич;
канд. тех. наук, доц. В.А. Зайцев
Рецензент: канд. тех. наук, проф. кафедры «Технические системы РКК»
ВИКУ им. А.Ф. Можайского Е.М. Росляков
ÓИнформационно-издательская группа «АКТиБ»
Ó Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики
2001 г.
Общие методические указания
При изучении дисциплины «Технологические системы сферы сервиса» студенты, руководствуясь программой курса, самостоятельно работают над учебниками и учебными пособиями и выполняют курсовые проекты.
Желательно составлять конспект после изучения каждой темы и подкреплять теоретический материал выполнением курсового проекта.
2. Цели и задачи дисциплины
2.1. Цели преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины является получение студентами факультета экономики, управления и финансов знаний в области отраслевого производства и сервиса, общих представлений о технических и технологических системах предприятий сферы сервиса, практических навыков анализа, выбора и оценочного расчёта инженерного оборудования с технико-экономическим обоснованием параметров, обращая внимание на особенности правил и мер безопасности при эксплуатации.
2.2. Задачи преподавания дисциплины
В результате изучения дисциплины СТУДЕНТ должен знать:
Характеристики среды обитания и особенности эксплуатации технологических и технических систем;
Технику и инженерное оборудование предприятий отрасли;
Виды энергоносителей (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и др.);
Правила и меры безопасности при эксплуатации.
СТУДЕНТ должен уметь:
Ориентироваться на рынке техники и инженерного оборудования отрасли;
Анализировать, выбирать и рассчитывать некоторые элементы инженерного оборудования технических и технологических систем;
Технически грамотно эксплуатировать технику.
СТУДЕНТ должен быть ознакомлен:
С перспективами развития инженерного оборудования технологических и технических систем предприятий отрасли.
3. Тематическое содержание дисциплины
Введение. Научно-технический прогресс, факторы и основные направления развития оборудования. Многоуровневая схема целей и задач в технике и технологии. Безотходные энерго- и ресурсосберегающие технологии.
Тема 1. Технологические и технические системы отрасли
Состав технологических и технических систем отрасли. Типы производств. Виды технологических процессов. Понятие о производственном и технологическом процессе. Типовые группы технологических процессов на предприятиях отрасли. Технологические процессы, их описание и общие принципы расчёта и проектирования. Математическое описание технологических процессов.
Тема 2. Эксплуатация техники и оборудования
Основные определения и понятия эксплуатации. Эксплуатационные показатели инженерного оборудования предприятий отрасли. Основные понятия качества. Количественная оценка технологичности. Понятие о планово-предупредительном ремонте оборудования.
Тема 3 Надёжность технических систем и инженерного оборудования
Основные понятия и определения надёжности. Оценка экономических показателей надёжности. Оценка интегральных показателей качества. Оценка интегрального показателя эффективности оборудования. Оценка надёжности инженерного оборудования и систем по типовым моделям. Эффективность производственной системы. Взаимосвязь надёжности элементов технических систем и эффективности.
Тема 4. Технологические процессы монтажа систем и
сборки инженерного оборудования
Задачи монтажа и сборки. Технологические процессы монтажа и сборки. Схемы сборки (разборки). Оценка эффективности технологического процесса монтажа и сборки. Технологические карты сборки (разборки). Методы и действия по диагностированию и контролю качества сборки. Показатели достоверности диагностирования.
Тема 5. Системы электроснабжения предприятий
Понятие об электрических сетях. Понятие о расчёте электрических нагрузок. Выбор электродвигателей, аппаратов и токопроводящих элементов. Упрощённый способ расчёта сечений кабелей. Особенности эксплуатации и техника электробезопасности.
Тема 6. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха
Мероприятия по улучшению состояния воздушной среды и роль вентиляции в её оздоровлении. Классификация вентиляционных систем.
Аэрация зданий. Обще-обменная вентиляция с механическим побуждением. Кондиционирование воздуха. Классификация кондиционеров и их устройство. Особенности выбора и эксплуатации.
Тема 7. Системы водоснабжения и канализации предприятий
Классификация систем водоснабжения. Требования к качеству воды и нормы водоснабжения. Основные схемы внутреннего водоснабжения. Общие сведения о горячем водоснабжении и нормы потребления.
Классификация систем канализации. Устройство внутренней системы канализации. Особенности эксплуатации.
Тема 8. Системы отопления, центрального, тепло- и газоснабжения
Понятие о микроклимате и назначении отопительных устройств. Общие сведения о центральном отоплении и газоснабжении. Водяное и паровое отопление. Воздушное отопление. Схемы газораспределительных сетей высокого и низкого давления. Особенности эксплуатации.
Тема 9. Системы пожаротушения и сигнализации пожарной ситуации
Классификация систем пожаротушения. Система аэрозольного и порошкового пожаротушения. Технологический процесс охранной системы пожаротушения. Установка автоматического тушения пеной. Специальные системы пожаротушения. Особенности эксплуатации.
Тема 10. Современные средства связи и системы коммуникаций
Классификация и виды современных средств связи и коммуникаций. Состав цифровых гибридных суперсистем. Интегрированные бизнес-системы. Системы передачи данных и документального обмена с коммутацией сообщений. Общедоступные коммерческие сети.
Тема 11. Швейные ателье
Примерная производственная структура ателье пошива одежды по индивидуальным заказам. Технологический процесс в швейном производстве и применяемое оборудование. Особенности технологии влажно-тепловой обработки швейных изделий и применяемое оборудование. Рациональный выбор оборудования для изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам. Особенности эксплуатации.
Тема 12. Предприятия химической чистки одежды и фабрики-прачечные
Понятие о химчистке одежды. Основные операции обработки изделий в технологической последовательности химчистки и механизированных прачечных. Оборудование химчистки и прачечных. Основные узлы и выполняемые технологические операции. Системы регенерации, сушки и рекуперации. Особенности эксплуатации.
Тема 13. Мастерские по ремонту бытовой техники
Классификация мастерских по ремонту бытовой техники. Основные технологические операции по ремонту. Карты технологического процесса ремонта отдельной детали. Схемы технологического процесса восстановления изделия. Характеристика основных дефектов ремонтируемых изделий. Расчёт трудоёмкости восстановления детали.
Курсовой проект
В процессе обучения будущий экономист-менеджер по специальности 06.08.00 должен уметь анализировать производственную деятельность предприятия сервиса с технико-экономическим обоснованием принятых инженерных решений и технологических процессов отрасли.
Курсовое проектирование по дисциплине «Технологические системы сферы сервиса» подготавливает студентов к написанию технологической части дипломного проекта, а в будущем готовит экономиста-менеджера к принятию решений оптимальных для данного предприятия сервиса с учётом современных и перспективных технологий.
Целью курсового проектирования являются:
Научить студентов применять теоретические знания к решению конкретных инженерных задач по технологии сферы сервиса;
Углубить и закрепить теоретические знания по технологии производства и сервиса;
Приобрести навыки в разработке инженерно-технических решений и в технико-экономическом их обосновании с целью повышения качества сервисного обслуживания населения.
Тематика курсового проектирования соответствует программе курса и увязывается с практическими требованиями отрасли и современными достижениями науки и техники. Темами курсовых проектов являются технологические процессы сервиса современных предприятий сферы быта и услуг. Наименования тем курсовых проектов представлены в Приложении 1. Тема курсового проекта выбирается по последней цифре шифра зачётной книжки студента.
Выбор инженерного оборудования для проектируемой технологической системы осуществляется студентом самостоятельно, используя Приложение 2. С разрешения преподавателя допускается выполнение курсового проекта по теме, предложенной студентом, но по содержанию и по объёму, предлагаемого методического пособия. Выполнение не своего варианта курсового проекта повлечёт за собой выполнение требуемого варианта независимо от качества.
Методические указания по оформлению курсового проекта
по выбранной теме в соответствии с Приложением 1
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.
Расчётно-пояснительная записка должна включать следующие разделы:
Титульный лист пояснительной записки.
Задание на выполнение курсового проекта.
2. Современные направления и уровень развития технологических и технических систем отрасли.
3. Подбор и компоновка оборудования технологической системы отрасли в помещении.
4. Расчёт искусственного освещения.
5. Расчёт электроснабжения помещения:
5.1. Распределение нагрузки по фазам.
5.2. Расчёт сечения проводников и кабелей.
6. Расчёт вентиляции (кондиционирования) помещения.
6.1. Расчёт тепло- и влагоизбытков.
6.2. Определение расхода воздуха, необходимого для удаления тепло- и влагоизбытков.
6.3. Подбор вентилятора и электродвигателя.
6.4. Расчёт и подбор калорифера.
7. Расчёт надёжности технологической и технической системы отрасли.
7.1. Составление функциональной схемы надёжности технологической системы.
7.2. Определение вероятности безотказной работы технологической системы.
7.3. Оценка оптимальных параметров надёжной работы.
Заключение.
Использованная литература.
Приложения.
Основное назначение оглавления:
Быстрое определение необходимого отдела главы;
Ознакомление с тематическим содержанием и построением работы с целью лучшего усвоения.
По оформлению каждая рубрика в оглавлении является точной копией той же рубрики в основном тексте. Причём требуется полное словесное, грамматическое и графическое соответствие рубрик. Возле каждого перечня заглавий рубрик должны быть проставлены номера страниц.
Рис. 1а. План помещения и расположение светильников
P 1 =100 P 2 =100 P 3 =100 P 4 =100Вт
Рис 1б. Расчётная схема
5.2. Расчёт сечения проводников и кабелей
1. По рис. 1а составляется расчётная схема рис. 1б.
2. Предположив, что провода одного сечения по всей длине проводки, вычисляются моменты нагрузок не по участкам «l», а по полным длинам «L» от каждой нагрузки до источника электропитания:
М΄=р 1 L 1 +р 2 L 2 +р 3 L 3 +р 4 L 4 [Вт·м].
где: L 1 =l 1 ; L 2 =l 1 +l 2 ; L 3 =l 1 +l 2 +l 3 ; L 4 = l 1 +l 2 +l 3 +l 4 ,
М΄΄=Р 1 l 1 +P 2 l 2 +P 3 l 3 +P 4 l 4
где: Р 1 =р 1 +р 2 +р 3 +р 4 ; Р 2 =р 2 + р 3 +р 4 ; Р 3 = р 3 +р 4 ; Р 4 =р 4 .
Причём: М΄=М΄΄=М.
1. Допустимая потеря напряжения в вольтах:
ΔU=ΔU%·U/100, В.
Согласно ПЭУ для осветительных сетей ΔU=±5% от номинального, для силовых сетей ΔU=±10%.
2. Сечение проводов должно быть не менее чем подсчитанные по выражению:
где: γ – удельная проводимость для меди, γ=54, а для алюминия – γ=32;
U – номинальное напряжение, В, для осветительной (однофазной) сети U=U ф =220В, для силовой (трёхфазной) сети U=U л =380В.
5. Ток на головном участке проводки, А:
I 1 =P 1 /U ф – для однофазной линии;
I 3 =P 1 /1,73·U л ·cos φ o 1 – для трёхфазной линии,
где: Р 1 – мощность, проходящая по участку О1, Вт; U ф – фазное напряжение, 220 В; U л – линейное напряжение, 380В; cos φ o1 – коэффициент мощности участка О1.
Рис.4 Последовательно- параллельное соединение элементов
Для структуры с параллельно- последовательным соединением элементов (см. рис.5) вероятность безотказной работы вычисляется по выражению: Р 5-8 = 1-(1-Р 5-6)х(1-Р 7-8)= 1-(1-Р 5 хР 6)х(1-Р 7 хР 8).
Рис.5 Параллельно- последовательное соединение элементов
Функционирование систем сервиса обеспечивается качественной и надежной работой следующих подсистем с вероятностью безотказной работы Р(t); наружные электрические сети города с Р нэ (t); внутренние электрические сети здания (помещения) с Р вэ (t); электросиловое оборудование с Р с (t); осветительное электрооборудование с Р 0 (t); технологическое оборудование (швейные машины, оборудование влажно- тепловой обработки и др.) с Р т (t); оборудование технических систем сервиса (вентиляция и кондиционирование, пожаротушение и пожарная сигнализация помещений и др.) с Р м (t).
Например, модель надежности системы сервиса с последовательно- параллельным соединением элементов можно представить структурной схемой в виде рис.6:
Р с (t) P т (t)
P нэ (t) P вэ (t)
P 0 (t) P м (t)
Рис. 6 Структурная схема “модели надежности” с учетом электроснабжения технологического и технического оборудования системы сервиса
Расчетная формула вероятности безотказной работы данной системы будет иметь следующий вид:
Р сс (t)= Р нэ (t)хР вэ (t)хР сотм (t)= Р нэ (t)хР вэ (t)хx
Если в структурную схему модели надежности системы сервиса включить систему городского наружного водоснабжения с вероятностью безотказной работы Р нв (t) и систему внутреннего водоснабжения помещения с вероятностью безотказной работы Р вв (t), то структурная схема примет вид рис.7:
P нэ Р вэ
Рис. 7 Структурная схема модели надежности с учетом электро- и водоснабжения технологического и технического оборудования системы сервиса с последовательно- параллельным соединением элементов
Если система сервиса представлена параллельно- последовательным соединением элементов Р с, Р т, Р 0 и Р м, то структурная схема примет вид рис.8:
|
|
|
|
Рис. 8
При вероятности безотказной работы системы, превышающей 0,9, т.е. λ с t≤0,1 с достаточной для практики точность при внезапных отказах элементов, когда приработка оборудования закончена, а старение ещё не наступило, наиболее применим экспоненциальный закон распределения вероятности безотказной работы, т.е.
где - интенсивность отказа системы, 1/ч.; - время работы, ч.
и
Частота отказов:
Средняя наработка на отказ (до первого отказа), ч.: Т ср.с =1/λ с при максимальной частоте отказов (а с. max).
Если имеет место резервирование элементов системы сервиса общим замещением с целой кратностью и вероятность безотказной работы ниже 0,9, то справедлива следующая зависимость:
В этом случае частота отказов вычисляется по формуле:
где - средняя частота отказа каждого из элементов подсистем в течение заданного среднего времени t 0 .
Например, при средней вероятности безотказной работы элементов подсистем Р с.ср. =0,998 имеем в течение t 0 =10 часов работы: λ 0 t 0 =0,002, т.е. λ 0 = =0,2×10 -3 1/ч. Средняя наработка до первого отказа системы Т ср. =2Т 0 ср., где Т 0 ср. - средняя наработка до первого отказа нерезервированной системы:
Т 0 ср. =1/λ 0 =1/0,2·10 -3 =5000ч. Средняя наработка до первого отказа резервированной системы Т ср. =2Т 0 ср. =10000ч.
Тогда частота отказов вычисляется по формуле:
а интенсивность отказов по выражению:
При построении графиков зависимости и в функции времени , значения времени задавать с расчетным интервалом 15000час (1,5×10 4 ч.).
Этапы выполнения
1. Составить функционально-структурную схему надёжности технической системы, имеющей выше выбранные механизмы и устройства согласно конструкции и принципа работы отдельных устройств.
2. Распределить и объединить элементы по подгруппам и группам с учётом их взаимодействия.
3. Составить расчётные выражения для вычисления вероятностей безотказной работы отдельных подгрупп и системы в целом.
5.Вычислить среднюю наработку на отказ.
6. Построить графические зависимости λ с и в функции времени. Значения λ с и свести в таблицу.
Заключение
Данный раздел завершает выполнение курсового проекта и должен содержать выводы проделанной работе.
Здесь необходимо осветить следующее:
1. Степень проработки поставленных задач в период работы над курсовым проектом.
2. Сделать выводы по основным полученным результатам.
3. Изложить особенности работы в ходе выполнения курсового проекта.
4. Дать предложения по возможным направлениям и путям совершенствования поставленных задач для исключения недостатков проекта.
Литература
1. И.Л. Каганов. Курсовое и дипломное проектирование. – 3-е издание. – М.: Агропромиздат, 1990 – 351 с.
2. Булат Е.П., Тарабанов В.Н. Методическое руководство к курсовому проектированию для студентов по дисциплине «Техника и технология отрасли» (спец. 06.08.00). – СПб.: СПбТИС, 1996.
3. Соловьёв В.Н., Гончаров А.А. Организация деятельности предприятий сервиса. Методическое руководство к курсовому проектированию - СПб.: СПбГИСЭ, 2000.
4. В.В. Гладкевич, В.И. Заплатинский. Надёжность бытовой техники. Учебное пособие. - СПб.: СПбТИС, 1995.
5. С.Ф. Привалов. Электробытовые устройства и приборы. Справочник мастера. - СПб.: Лениздат, 1994. – 511с.
Приложения
В приложении представляется вспомогательная информация, которая несёт справочный характер.
В приложения включены следующие материалы:
Приложение 1. Тематика курсовых проектов
Приложение 2.Характеристики основного оборудования систем сервиса. Приложение 3. Оформление титульного листа. Приложение 4. Предельно- допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в помещении. Приложение 5. i-d диаграмма воздуха. Приложение 6. Технические характеристики вентиляторов. Приложение 7. Электродвигатели серии АО и А. Приложение 8. Линии, знаки и геометрические фигуры, применяемые в стандартах.
Приложение 1
Тематика курсовых проектов
№ п/п | Наименование темы | Примечание |
Проект технологической (технической) системы культурно-развлекательного центра (кинотеатр, игровой комплекс, цирк, аттракцион, салон-выставка и т.п.) | Вид объекта указывается в задании руководителем курсового проекта. | |
Проект технологической (технической) системы салона красоты (парикмахерская и т.п.) | ||
Проект технологической (технической) системы предприятия «бар-кафе-ресторан» (кухня, пищеблок, столовая и т.п.) | ||
Проект технологической (технической) системы ателье индивидуального пошива одежды | ||
Проект технологической (технической) системы спортивно-оздоровительного комплекса (спортзал, бассейн и т.п.) | ||
Проект технологической (технической) системы гостиницы (автокемпинга, туристической базы и т.п.) | ||
Проект технологической (технической) системы химической чистки одежды (микрохимчистки и т.п.). | ||
Проект технологической (технической) системы банно-прачечного комбината (бассейн, сауна и т.п.). | ||
Проект технологической (технической) системы офисного помещения отрасли. | ||
Проект технологической (технической) системы мастерской сферы сервиса (изготовление и ремонт металлоизделий, сервисное обслуживание бытовой техники и т.п.) |
Приложение 2
Характеристики основного оборудования и техники сферы сервиса
(принято условно)
№ п/п | Наименование оборудование | Габариты, L В мм | Потребл. мощность, кВт | Количество тепло- выделений, кДж/ч | Количество влаговыде лений, кг/ч | Вероятность безотказной работы. |
Бытовые машины и приборы Электрическая печь | 850 600 | 0,95 | ||||
Электромясорубка | 520 200 | 1,5 | 0,92 | |||
Кухонный комбайн | 460 320 | 0,8 | 0,93 | |||
Посудомоечная машина | 850 450 | 2,1 | 0,5 | 0,91 | ||
Электроводонагреватель | 1350 650 | 4,0 | 0,94 | |||
Электрогриль, духовка | 420 180 | 2,0 | 0,93 | |||
Электроотопительные приборы, конвекторы | 1000 100 | 2,5 | 0,92 | |||
Воздухоочиститель, климатезёр | 400 200 | 0,6 | 0,96 | |||
Пылесос | 540 190 | 0,8 | 0,95 | |||
Холодильник компрессионный | 600 600 | 0,2 | 0,94 | |||
11. | СВЧ-печь | 510 360 | 0,8 | 0,98 | ||
12. | Стиральная машина бытовая | 600 600 | 3,0 | 0,93 | ||
Мобильный кондиционер | 850 440 | 2,0 | 0,95 | |||
14. | Масляный обогреватель | 860 120 | 2,4 | 0,98 | ||
15. | Электротепло- вентилятор | 300 175 | 2,0 | 0,94 | ||
16. | Электроточило | 240 140 | 0,22 | 0,95 | ||
17. | Электросушитель для рук | 230 200 | 0,1 | 0,93 | ||
18. | Электроприборы для сваривания полиэтиленовой плёнки | 210 140 | 0,22 | 0,94 | ||
19. | Бельесушильная машина | 600 450 | 2,5 | 0,6 | 0,93 | |
Гладильная машина | 900 400 | 1,3 | 0,3 | 0,95 | ||
Оборудование предприятий сервиса Насосная станция | 500 210 | 0,8 | 0,92 | |||
Компрессорная установка | 2750 610 | 1,7 | 0,92 | |||
Вакуумная установка | 750 490 | 2,0 | 0,93 | |||
Парогенератор | 960 700 | 4,0 | 0,91 | |||
Паровой пресс | 1070 1300 | 6,0 | 0,92 | |||
Манекен паровой | 1241 690 | 8,0 | 0,93 |
Продолжение таблицы