Как правильно подшить карнизы крыши сайдингом? Подшивка свесов крыши Подшивка крыши сайдингом своими руками.

Главная / Баня

Работы по устройству кровли и обшивке стен дома обычно заканчиваются подшивкой свесов. Эта процедура придает строению завершенный и аккуратный внешний вид. Дом с неподшитым свесом производит впечатление, как будто он до сих пор находится на стадии строительства. В этой статье мы подробно остановимся на вопросе подшивки свеса с помощью софитов.

Нужно ли подшивать свесы?

Некоторые домовладельцы пытаются сэкономить практически на любых строительных работах, поэтому необязательными в конструкции элементами они часто пренебрегают. Специально для таких читателей сразу скажем, что подшивка свеса софитами целесообразна не только с декоративной точки зрения.

Свес - это часть крыши, которая выступает от стены на определенное расстояние. Таким образом этот элемент обеспечивает защиту фундамента и стены от осадков. При этом сам свес не обладает такой прочностью, как вся остальная часть кровли, которая опирается на стену. Без подшивки сильный ветер будет задувать прямо в кровельный «пирог» и все нагрузку будет брать на себя покрытие. Вместе с ветром может попадать и вода, которая точно благоприятно не скажется на сроке службы утеплителя. Установка софитов создаст герметичный заслон на пути у воды и ветра.


Непдошитый свес - уязвимое место кровли.

Другой причиной подшить свес является мелкая живность, которая просто обожает селиться в уютных уголках и щелях дома. К такой живности относятся не только птицы, но и куда менее приятные «соседи», например, мыши.

Чем еще подшивают свес?

Статья посвящена именно обшивке виниловыми софитами, но стоит сказать пару слов, о материалах, которые также могут использоваться для этого вида работ.

  • Доски - наиболее бюджетный вариант подшивочного материала. Используются строганные или обрезные доски. При монтаже на карниз необходимо оставлять вентиляционные зазоры. Негативными чертами являются деформации под влиянием изменения влажности, к тому же древесина подвержена образованию плесни и гниению, поэтому предварительно ее необходимо обработать антисептическими средствами.


Подшивка свеса с помощью досок.

  • Вагонка - профилированная обшивочная доска, зазоры у такой доски делать не надо: для вентиляции устанавливаются специальные решетки.


Некоторые виды покрытий требуют установки вентиляционных
решеток для циркуляции воздуха внутри кровельного «пирога»

Древесный материал для акклиматизации должен месяц пролежать на улице под навесом, чтобы свести усадку и расширения к минимуму.

  • Профнастил - профилированные листы металла, также могут использоваться для подшивки свеса. Отличаются легкостью монтажа, так как сразу закрывают большую площадь. При этом материал имеет достаточно большой вес, что нагружает конструкцию, и нуждается в дополнительной вентиляции.


Профнастил - материал удобный в монтаже, но тяжелый.

  • Древесные плиты - в большинстве случаев для подшивки используются влагостойкие фанера и ОСП. Материал практичен и может крепиться сразу большими кусками. При этом недостатком является не очень привлекательный внешний вид, поэтому для придания свесу аккуратного внешнего вида ему потребуется покраска.
  • Панели из ПВХ (винил) - материал не боится мороза, ультрафиолета и влаги. В течение длительного времени сохраняет привлекательный внешний вид. Такие панели обычно называют виниловыми. Они изготавливаются методом коэкструзии и имеют двухслойную структуру. Из ПВХ изготавливаются софиты для подшивки свеса или панели сайдинга, которые тоже используются для этих задач.

Виды свесов

В конструкции крыши различают два вида свесов: фронтальный и карнизный.

  • Фронтальный - часть двухскатной крыши, которая располагается с передней стороны дома. Фронтальный свес имеет наклон, соответствующий наклону всей кровли. Это место принимает на себя серьезные ветровые нагрузки, потоки воздуха могут загонять воду внутрь кровли. Чтобы этого не происходило в этих местах крыша подшивается герметичными элементами.
  • Карнизный свес находится с боковой части кровли, имеет горизонтальное расположения. Этот свес важен с точки зрения вентиляции кровельного «пирога». Воздух снизу свеса должен проходить через вентиляционный зазор и выходить через выход КТВ (коньково-точечный вентиль) или конек. Циркуляция воздуха обеспечивает удаление конденсата, соответственно утеплитель не намокает и не теряет своих теплоизоляционных свойств. По этой причине подшивка карнизного свеса требует установки софитов с вентиляционными отверстиями.


Схема вентиляции карнизного свеса через перфорированный софит.

Софиты или сайдинг?

Часто для подшивки свесов вместо софитов используют сайдинг, попробуем разобраться, чем отличаются друг от друга эти покрытия.

  • Софиты представляют собой специальный доборный элемент, который рассчитан на подшивку свеса. Деталь может изготавливаться из разных материалов (сталь, ПВХ, алюминий), выбор обычно зависит от материала сайдинга, которым обшивают стены дома. Обычно полезная площадь софита больше, чем у рядового сайдинга. Софиты бывают перфорированные и сплошные. Первые применяются для подшивки карнизных свесов, где требуется вентиляция, сплошные - для фронтальных.


Перфорированный софит имеет отверстия для
проникновения воздуха внутрь кровельного «пирога».

Про другие доборный элементы для сайдинга можно прочитать в статье «Доборные элементы для монтажа сайдинга».

  • Сайдинг - панели, используемые для обшивки стен зданий. Они не рассчитаны специально на подшивку свесов, но из-за меньшей цены их часто используют для этой цели. Правда такая экономия не всегда оказывается целесообразной, так как при подшивке карнизных свесов, приходится дополнительно приобретать вентиляционные решетки и вырезать под них отверстия в сайдинге. Оставлять отверстия без решеток не рекомендуется, так как в них будут попадать мусор, а также проникать птицы и насекомые. На фронтальных свесах вентиляцию не делают, поэтому в этих местах использование панелей сайдинга более оправдывает себя, но все равно потребуется подгонка по размерам.

Рядовая панель сайдинга не имеет отверстий, поэтому для установки
ее на карнизный свес, потребуются дополнительные отверстия.

Расчет софитов

Длина софитов обычно превышает ширину свеса (элементы крепятся от стены к краю свеса, чтобы крепежные отверстия попадали на обрешетку кровли), поэтому планки потребуется нарезать под конкретный размер. Чтобы правильно рассчитать общую потребность, необходимо замерить площадь свеса. При раскройке софитов учитывайте вспомогательные элементы и зазор 1-2 мм.

В качестве вспомогательных крепежных элементов могут использоваться молдинги, J-фаски или два J-профиля. Расчет этих элементов производится по измерению периметра кровли. При подшивке карнизов отдельно рассчитывается количество перфорированных планок, стандартное соотношение составляет 1 к 2. Общая площадь вентиляционных отверстия на софитах должна быть равно 1/150 от вентилируемого объема с учетом уже существующих вентиляционных отверстий.


Варианты крепления софитов с различными доборными элементами.

Инструкция по монтажу

Софиты монтируются двумя способами: горизонтально и по стропилам.

  • Монтаж к стропилам - при этом способе софиты находятся в наклонной плоскости, обрешетка закрепляется на стропильных ногах, затем на нее крепится сама подшивка. Такой способ монтажа применяется только на крышах с небольшим уклоном.


Обшивка по стропилам производится на
кровлях с небольшим уклоном, не больше 45 градусов.

  • Горизонтальный монтаж - под свесом формируют коробку из бруса и досок, которая имеет плоскость параллельную земле. Такой способ предпочтительней при уклоне кровли больше 45 градусов.


Монтаж софитов на горизонтальную коробку под скатом.

Подготовка к монтажу софитов включает обрезку всех выступающих стропильных элементов. Стропила должны выступать на одинаковое расстояние от стены. Затем с карнизного свеса прибивается обвязочная и лобовая доски. С фронтальной стороны - торцевая доска. Рассмотрим пошаговую инструкцию по креплению софитов при помощи двух J-профилей.


Другой способ обшивки с использованием J-фаски, которая перекрывает лобную доску,
при использовании двух J-профилей лобная доска перекрывается еще одним софитом.

  • J-профиль обрезается по длине ската. Для раскройки удобнее использовать болгарку, но подойдет и обычная ножовка, только процесс займет больше времени.
  • J-профили закрепляются у стены и на краю карниза с помощью саморезов.
  • Софиты, которые предварительно нарезаются на нужный размер (с учетом профилей и зазора 6 мм), устанавливаются в профили, сначала в паз вставляется край у стены.
  • Софиты прикручиваются на саморезы к обрешетке. Винил имеет свойство расширяться под действием температур, поэтому саморез надо закручивать, оставляя расстояние от шляпки до софита 1 мм. Последующие софиты стыкуются с помощью замковых элементов.
  • При монтаже с двумя J-профилями на лобной доске закрепляется еще один рад софитов.


Стыковка софитов с помощью замковых элементов.

Вывод

Подшивка свесов необходима для защиты кровельного «пирога» от попадания влаги. Софиты позволяют быстро смонтировать покрытие, которое хорошо сочетается с фасадом, отделанным сайдингом. Этот доборный элемент обеспечивает необходимую вентиляцию кровельного пространства.

Строительный двор

Софиты для подшивки карнизного свеса: особенности и монтаж

Отделка сайдингом – прекрасное решение для любого здания: будь то цеховое помещение или частный дом. Не только стены стали «одевать» в этот прекрасный материал.

Карнизные выступы не могли не отдать дань моде и здравому смыслу.

Виды сайдинговых панелей

Деревянный сайдинг

Этот вид сайдинга выглядит очень эстетично и дорого. Его легко смонтировать и не понадобятся дополнительные изделия.

Но… Карнизу свойственно собирать конденсат. Потому деревянные изделия будут подвергаться постоянному воздействию влаги.

А так как находится карниз на улице, то температурное воздействие тоже имеет место быть. Два этих фактора неминуемо приведут к разрушению древесины.

Металлический сайдинг

Потому как подшить карниз сайдингом из дерева не совсем выгодно попробуем что-то другое.

Металл очень прочный и внушающий доверие материал. Но из-за того же конденсата он начинает ржаветь, даже не смотря на слой оцинковки.

В результате просматриваются рыжие пятна ржавчины. Эстетика теряется, а вместе с ней пропадает и прочность конструкции.

Можно, конечно приобрести медный профиль. Он устойчив к коррозии и обладает прекрасным, благородным оттенком. Только вот перед тем, как подшить карниз сайдингом данного вида, стоит вспомнить о цене. А она сравнительно высокая.

Виниловый сайдинг

Оба предыдущих варианта отличает еще и достаточно высокая цена. Виниловый сайдинг более широко распространен в строительстве во многом благодаря своей влагоустойчивости.

Поливинилхлорид, из которого изготовлен данный вид сайдинга обладает:

  • достаточной прочностью;
  • влаго- и термоустойчивостью;
  • приятной ценовой политикой;
  • разнообразием цветовой гаммы;
  • удобством монтажа;
  • для установки не нужна многострочная инструкция;

Нужно учесть, что сам сайдинг, как таковой, для отделки именно карнизов не подходит. Для этой цели созданы специальные изделия — софиты .

Это перфорированные или глухие панели из ПВХ, которые созданы для защиты карниза здания от излишней влаги.

Существует несколько видов софитов, различающихся степенью перфорации:

  • без перфорации;

  • с частичной перфорацией;

  • с полной перфорацией;

Перфорация служит для вентиляции карнизного пространства. Для того чтобы обшивка сайдингом карнизов была подобрана правильно необходимо ознакомится с проектом. Исходя из инженерного решения узла карниза, можно определить степень его возможного увлажнения.

Так же используя проект можно подобрать цвет изделия, которым будет производиться отделка карниза сайдингом.

Наибольшей популярностью пользуются софиты с совмещенной перфорацией. Они хорошо способствуют вентиляции, при этом, не давая влаге проникнуть вовнутрь.

Особенно актуальна хорошая вентиляция в деревянных домах. От избытка конденсата древесина загнивается, что сказывается на ее несущей способности. Металлический каркас влага так же не пожалеет. Ржавчина не только «съест» полезную площадь элементов, а и испортит внешний вид строения.

При теплом чердачном помещении целесообразней подшить свесы цельными софитами. Они не дадут проникать холодному воздуху вовнутрь, и защитят кровлю от влаги снаружи.

Полностью перфорированные панели служат для усиленной вентиляции. В этом случае вся панель способствуют движению воздушных масс. Применяется такой вид панелей для кровель со сплошным, невентилируемым настилом. Например, для кровель из битумной черепицы или кровель, покрытых рулонными материалами.

Узлы крепления

Для того чтобы подшивка карниза сайдингом прошла правильно и произвела необходимый эстетический эффект нужно знать несколько тонкостей.

Виды сопряжения несущих элементов кровли

Обшивка по затяжке

Служить нижней частью конструкции кровли в таком случае может затяжка или нижний пояс фермы. В любом случае необходимо определится с шагом ферм.

Примерный шаг конструкций составит 500-800 мм. Длина панели составляет примерно 3м. Проведя несложные расчеты можно определить, что панель придется подрезать в местах закрепления.

Для того, что бы проверить ровность плоскости низа несущих конструкций нужно натянуть по ним нить. Нить натягивается по крайним точкам карниза. Если в каком-то месте высотные отметки не соответствуют необходимо их выровнять. Выравнивание высот происходит при помощи набивания планок.

Обшивка по стропильной ноге

Это самый распространенный узел решения карниза. В таком случае необходимо проверить соответствует ли подрезка стропил одному уровню.

Для закрепления карниза необходимы две планки размером примерно 100х40 мм. Одна из них крепится к стропильной ноге, вторая к стене здания. Низ планок должен находиться на одном уровне. Крепление планок можно производить гвоздями.

Если уклон кровли небольшой, то свес получается пологим. Исходя из архитектурной выразительности, можно подшить свес прямо по стропилам. Такой вариант сэкономит время и лесоматериал. Только вот, сайдинга понадобится чуть больше, чем на горизонтальный вариант.

Увеличенный карниз

В некоторых случаях необходимо расширить линию карниза. Особенно это актуально для реконструируемых зданий. В таких зданиях необходимо скрыть стягивающие дом элементы или элементы усиления. Как обшить сайдингом карниз в таком случае?

Для таких случаев к стропилам и стене крепится дополнительный несущий каркас.

К такой консольной конструкции крепится непосредственно карнизный сайдинг. Снизу такой карниз обшивается перфорированной панелью, для лучшей вентиляции. Сбоку конструкция обшивается обыкновенными фасадными панелями.

Современный строительный рынок наполнен разнообразными материалами с высокими эксплуатационными характеристиками. Среди этого разнообразия следует отметить варианты, которые используются и для облицовки фасада, и для обшивки карнизов, в том числе сайдинг с присущими ему уникальными свойствами.

Сайдинг представляет собой виниловые панели, имеющие разнообразную расцветку. Комплектация этого облицовочного материала представлена различными планками, карнизами и профилями, что позволяет придать строению особую привлекательность и защитить его от негативного воздействия различных природных явлений.

Чтобы выполнить самостоятельно обшивку карниза сайдингом, необходимо знать основные отличия этого материала и иметь представление о самом процессе.

Сайдинг для обшивки карниза

Для обшивки чаще всего используют виниловый сайдинг, но также могут использоваться деревянный, оцинкованный и оцинкованный металлический карнизный сайдинг. Виниловый вариант более легкий, прочный, надежный и недорогой. Стандартные панели имеют длину от 3 до 3,6 метров, на каждой из них есть профилированные планки размером 10-12 см и специальные замки на кромках.


Карниз обшивают софитами двух видов:

  • Сплошные сайдинг-панели, на которых отсутствует перфорация.
  • Софиты, имеющие частичную перфорацию.

Использование второго вида способствует созданию более правильной вентиляции пространства под карнизом.

Виниловые софиты

Подшивая карниз виниловыми софитами, важно придерживаться следующих правил:

  • До непосредственного использования материал хранят в местах с ограниченным доступом солнечных лучей при температуре не более +60 градусов.
  • Установленные панели должны свободно двигаться по горизонтали.
  • Закрепляя панели, не следует прилагать усилие, чтобы не допустить их повреждения.
  • Крепить софиты лучше всего с помощью саморезов.
  • Крепежные элементы не вкручивают до полного утопления шляпки, рекомендуется оставить зазор не меньше 1 мм. Слишком сильный нажим может стать причиной разрушения панели.
  • Не рекомендуется использовать герметик между софитами и угловыми элементами, а также между панелями и профилем.

Монтаж короба под свесы

Перед непосредственной обшивкой карниза выполняют монтаж коробки. Для ее изготовления используют деревянные бруски или алюминиевый профиль. Первый вариант подходит под обшивку вагонкой, в остальных случаях коробка выполняется из алюминиевых профилей.

Для короба необходимо взять две доски, одну из которых крепят на стене, располагая нижнюю часть строго горизонтально. Это необходимо для ровной установки карнизной планки сайдинга.


Подшивка карниза софитами не считается сложным процессом, но требует ответственного подхода. Кроме декоративного назначения, на панели возлагается и функциональная нагрузка, так как подшитые карнизы придают зданию вид завершенного строительства и одновременно создают защиту для дома от влаги и дождя.

Среди преимущественных моментов стоит отметить легкий монтаж и возможность осуществления различных архитектурных задумок благодаря разнообразным типам сайдинга и комплектующим деталям.

Чтобы качественно решить проблему, как обшить софитом карниз, достаточно выполнить действия по следующей схеме:

  • На карнизном свесе выполняют монтаж двух специальных планок.
  • К доске на стене крепятся профили специальной формы.
  • Софиты нарезают на отрезки нужной длины и выравнивают в соответствии с шириной свеса.
  • Одним краем панель вставляют в паз, а вторую сторону фиксируют на установленной планке.
  • По линии соединения софитов с внешней облицовкой дома устанавливают декоративную планку, что делает общий вид более привлекательным.

Особенности монтажа

Подшивать крышу сайдингом можно только после установки стропильной системы. Это поможет правильно решить задачу, как обшить карниз дома сайдингом.

Непосредственно процесс подшивки характеризуется несколькими особенностями:

  • Для качественной обшивки карниза требуется сделать вертикальные спилы нижних пяток стропильных ног. При этом важно контролировать, чтобы спилы располагались параллельно стенам дома.
  • Выполнять обшивку лучше всего специальными планками, соответствующими цвету крыши или внешней облицовке дома. Использование для этой цели обычных деревянных досок не придаст эстетичности строению.
  • Нижние пятки стропильных ног отпиливают вертикально, так как они должны зашиваться вместе со всей конструкцией.
  • Утеплять стены рекомендуется до обшивки свеса крыши сайдингом.


Подшивка свесов крыши сайдингом выполняется двумя способами:

  • В первом случае делают горизонтальную коробку из досок, прикрепляя одну из них к стене, а другую – к нижней части стропилин. В месте, где сходятся скаты крыши, ставят доску широкой частью, делая ровные стыки. В этом случае появляется возможность создания конструкции, независимой от стен дома. Крепление планок выполняется с помощью уголков и пластин.
  • Второй вариант используется для односкатных крыш, карнизы подшивают по линии стропил. В этом случае при обустройстве каркаса важно учесть, что угол наклона подшивки должен совпадать с уклоном ската. Стропилины в нижней части должны быть максимально ровными, что прикручивание доски не вызвало трудностей. Использование этого способа для скатной крыши требует обязательной установки двух досок по разным сторонам в месте стыковки скатов.

Процесс обшивки карниза - как обшить правильно

Задачу, как обшить сайдингом под крышей, решают с помощью следующих материалов:

  • Сайдинг, цвет и профиль которого выбираются в соответствии с типом кровельного покрытия или материалом для облицовки фасада.
  • Профили разного вида, внешние и внутренние углы.
  • Саморезы. Эти крепежные элементы не допускают плотного прилегания панелей к обрешетке или к угловым профилям.

Также может понадобиться фризовая полоса, если монтажные работы предполагают ее использование. Этот элемент устанавливают непосредственно над карнизным профилем.


Непосредственный монтаж не является сложным процессом, главное, чтобы стропилины были правильно подготовлены к установке коробки. Выступающие за линию фасада части стропильных ног должны быть строго параллельными и ровными.

Непосредственную обшивку карниза начинают после проведения работ по теплоизоляции стен дома. Для свободной циркуляции воздуха делают специальные решетки. Выполнение перечисленных действий способствует качественной обшивке карниза сайдингом.

Особенности медных софитов

Из-за высокой стоимости медный сайдинг используется очень редко, хотя его качественные характеристики находятся на высоком уровне. Со временем медь покрывается оксидной пленкой, благодаря чему приобретает красноватый оттенок и прекрасный внешний вид.


Медные софиты – это тонкие листы, характеризующиеся повышенной теплопроводностью и обладающие высокой устойчивостью к коррозии. Подшив карнизы таким материалом, можно решить большое количество проблем, включая устойчивость к агрессивному воздействию окружающей среды и влаги. Использование перфорированных софитов позволяет создать условия для свободной циркуляции воздуха.

Ценители прекрасного используют для обшивки карнизов патинированные покрытия, которым свойственно наличие благородного малахитово-зеленого оттенка.

Сегодня без труда можно купить различные виды материалов для устройства карниза. При таком большом изобилии многие люди затрудняются в выборе и нуждаются в помощи. Нужно ориентироваться не только на цену и стоимость работ, но и на характеристики материала и его внешний вид.

Требования к материалам:

  • Защита свеса крыши от разрушительного воздействия осадков (дождь, снег, ветер) и перепадов температуры.
  • Обеспечение хорошей вентиляции кровли.
  • Большой срок эксплуатации в условиях летней жары, зимних морозов и высокой влажности в межсезонье.
  • Красивый внешний вид.

Рассмотрим основные материалы, применяемые для устройства свесов крыши:

Софиты

Софиты - это панели из поливинилхлорида, которые используются для подшивки свесов кровли. Их применяют чаще всего, если сравнивать с другими материалами. Внешне они схожи с сайдингом, но отличаются большей толщиной пластика.

Монтаж софитов на карниз крыши решает проблему вентиляции подкровельного пространства, так как панели имеют небольшие отверстия, пропускающие воздух. Благодаря защитному покрытию, софиты не боятся воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняют свои свойства, независимо от погодных условий.

В большинстве случаев софиты будут наиболее подходящим как по свойствам, так и по цене материалом.

Вагонка

Устройство карниза при помощи вагонки встречается достаточно часто. Это привычный всем материал, с которым легко работать. Обязательно выбирайте вагонку, предназначенную для использования под открытым небом. Она не должна быть сухой или слишком влажной.

Наиболее оптимальным решением считается вагонка, которая находилась под открытым небом около 20-30 дней. В этом случае она будет иметь влажность, соответствующую погодным условиям.

Доска

Подшивка карнизов доской толщиной 2 см также дает хорошие результаты. При соблюдении небольшого зазора пространство под кровлей будет получать требуемое количество свежего воздуха, что очень важно для защиты от образования грибка и плесени.

Панели ПВХ

Если у вас недостаточно средств на покупку более дорогих материалов, то для подшивки карнизных свесов можете использовать панели ПВХ. В этом случае важно уделить особое внимание качеству монтажных работ.

Профнастил

Представляет собой стальные оцинкованные листы с нанесенным слоем полимера, выполняющим эстетическую и защитную функцию. Материал обладает хорошей прочностью и идеально подходит для монтажа карниза.

Цинковое покрытие защищает сталь от коррозии, а слой полимера препятствует образованию царапин. Профнастил выдерживает большие порывы ветра и не боится перепадов температуры.

При выборе этого материала обращайте внимание на высоту волны и размеры листа с учетом выступа свеса.

Существующие варианты подшивки

Первый способ подразумевает подшивку по стропилам. Данная технология используется в случае небольшого уклона крыши. Стропила должны располагаться в одной плоскости. Если это условие не выполняется, то необходимо набить доски.

Обшить крышу можно как вдоль, так и поперек. Сначала крепят первую и последнюю панель, после чего между ними натягивают капроновую нить. По ней выставляют остальные планки и фиксируют при помощи крепежных элементов.

Второй способ применяют, если кровля имеет большой уклон. Монтажные работы выполняются горизонтально. При помощи бруса делают коробку, закрепленную к стене дома и непосредственно к свесу.

Важно, чтобы брус на стене примерно на 1 см был выше доски, закрепленной на стропилах. Данное условие необходимо, чтобы влага с края кровли не попадала на стену дома. После этого приступают к креплению панелей. Такой монтаж карниза встречается наиболее часто.

Чем отличаются фронтонный свес и карнизный?

Свесы бывают фронтонными и горизонтальными (карнизными). Рассмотрим подробнее их отличия, так как от этого зависит способ обшивки крыши.

Карнизный свес

Он нужен для поступления свежего воздуха на чердак и в подкровельное пространство, где находится утеплитель. Поток воздуха, попадая под крышу через карнизный свес, устремляется вверх и создает требуемый микроклимат, препятствуя гниению и образованию плесени.

Поэтому устройство карнизов нужно делать таким образом, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию. Карнизный свес нельзя плотно заделывать вагонкой или досками. Лучше отдать предпочтение подшивке софитами с перфорацией.

Такой способ защитит крышу от проникновения птиц и грызунов, оставляя возможность для свободного движения воздушного потока на чердак.

Главное правило : при подшивке свеса карнизного типа выбирайте материалы и технологии, предусматривающие возможность вентиляции!

Как это осуществить?

  • Прикрепляя панели, вы можете оставлять небольшой зазор между ними и стеной дома. К примеру, при подшивке сайдингом или профнастилом щель может достигать 1,5 см.
  • Если Вы предпочитаете отделку вагонкой, устанавливайте вентиляционные решетки.
  • Подшивка карнизов доской выполняется таким образом, чтобы оставались щели, размер которых не превышает одного сантиметра.
  • При использовании софитов нужно выбирать панели с перфорацией.

Каким должен быть размер вентиляционных отверстий?

Практика показывает, что общая площадь всех отверстий должна быть не менее 1/500 от площади поверхности, нуждающейся в вентиляции. Если используется кровельное покрытие, которое дышит, например, керамическая черепица, то площадь вентиляционных отверстий должна быть еще больше.

Отверстия обязательно должны быть защищены решеткой или сетками, чтобы птицы, мыши или грязь не попадали внутрь крыши. Эти условия обязательны к выполнению во время монтажа карнизов.

Фронтонный свес

В отличие от карнизного, фронтонный свес не нуждается в вентиляции. Он представляет собой боковую часть крыши, уязвимую для сильных порывов ветра. Поэтому подшив кровли в этом случае нужно делать максимально качественно в точности с технологией, чтобы ветер не задувал влагу во время дождя внутрь между панелями.

Главное правило: при обшивке крыши с фронтальной стороны самый большой акцент делается на герметичность конструкции.

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется человеческий взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома!

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:


Виды софитов для разных задач

Другими словами, софиты – это все тот же сайдинг, только для украшения потолка. Откуда и название, ведь «софит» с итальянского и означает «потолок».

Хотя софиты – достаточно новый для российского рынка продукт, их уже производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные еще бывают перфорированными по центру. А вот сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:


И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:


К слову, GrandLine представил рынку новые необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, откуда ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с одним с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

Т.к. софиты находятся всегда в тени, поэтому нет нужды переживать о том, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в перекраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и делают с имитацией натурального дерева.

Полиэстер в качестве покрытия для софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей устойчивостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом. Выглядит такая подшивка вот как:


Современные металлические софиты изготавливают только в заводских условиях, на специальном оборудовании путем проката. При этом обычно производители предлагают приобрести у них сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармозинируют друг с другом, и по форме, и по цвету.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживает значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям.

Еще один один популярный вид софитов – стальные . Производят из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Но металлические софиты далеко не всем по душе по той причине, что при распространенных ошибках в монтаже планки деформируются. Это заметно, и выглядит в итоге такой дом совсем не эстетично. В этом плане куда выгоднее выглядят деревянные софиты . Но их время от времени нужно приводит в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Есть, к слову, такой интересный вид софитов, как планкен . По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена зазором с планкеном.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом (до 150 лет службы), но самыми неприхотливыми, эстетичными и обладающими естественной защитой от воздействий окружающей среды.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг , который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон, синтетических или натуральных.

В итоге срок службы материала достигает 50 лет, и отсутствует линейное расширение при перепадах температуры. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм, из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов отличаются хорошей прочностью и жесткостью, и большим выбором цветового решения. Благодаря волнистому рельефу материала под свесом образуются зазоры, и ставить какие-то дополнительные вентиляционные решетки не нужно.

Например, сегодня пользуется популярностью система подшивки Soffitto . Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина. Многое, конечно, зависит от срока службы металла. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может досить даже 150 лет.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свеса

А теперь перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявиться мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при установке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.


Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для их устройства в труднодоступных местах. Для их монтаж не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:


Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте такой инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его гвоздями или саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытым перфорированием:




Монтаж сплошной алюминиевой подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее, отмерьте расстояние между днами желобов профилей, и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:


Чтобы завести верхний края J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно, если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, перфораторы Freund 360020 и Малко NHP1R, которые легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, единственное, что нужно вычесть 6 мм на термическое расширение, и если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:


Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способен будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.


Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:


На практике установка деревянной подшивки выглядит так:


Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

© 2020 reabuilding.ru -- Портал о правильном строительстве